Воронежская губерния

Примерная рабочая программа по «Историческому краеведению Воронежской области»

СКАЧАТЬ

1. Пояснительная записка

Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Региональный курс «Историческое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 8, 9 классах, связан с содержанием федерального курса школьной истории.

2. Общая характеристика учебного предмета

Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов, поэтому программа и учебник должны составляяются с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.

Задачи образовательные:

— познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;

— изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;

— выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.

Задачи воспитательные:

— развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

— воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;

— укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

— развивать историческое мышление учащихся;

— научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;

— развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;

— развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

3. Место краеведения Воронежской области в учебном плане

Курс «Историческое краеведение Воронежской области» рассчитан на 70 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 8 и 9 классах, в том числе в 8 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 9 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.

Изучение курса предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностным результатом обучения историческому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» в 8-9-х классах

Знать (понимать):

— основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;

— важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;

— изученные виды исторических источников.

Уметь:

— соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

— использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

— показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

— рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

— соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

— объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

— высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

— объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.

5. Содержание курса «Историческое краеведение Воронежской области»

8 класс

Тема 1. Историческое краеведение.

Что изучает краеведение. История воронежского краеведения.

Краеведческие знания: топонимика, геральдика, генеалогия, другие вспомогательные исторические дисциплины (метрология, хронология, сфрагистика, нумизматика и др.).

Археология, археологические исследования, археологические памятники, в том числе в Воронежской области.

Тема 2. Воронежский край в древности.

Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Каменный век, периодизация. Жизнь людей в палеолите, переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита».

Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия.

Медный и бронзовый века. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей.

Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы. Великое переселение народов.

Тема 3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств.

Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине. Первые славяне на Дону и Воронеже. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян.

Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы.

Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие, разорение Рязанского княжества. Наш край в составе Золотой Орды. Ордынское иго.

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках.

Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Население Воронежа. Основные занятия жителей. Воронеж в Смутное время. Воронежский уезд в начале XVII в.

Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону.

Тема 5. Воронежский край в Петровскую эпоху.

Время правления Петра I. Азовские походы 1695, 1696 гг. Строительство флота в Воронеже. Кумпанства.

Положение населения. Народные возмущения в крае.

Развитие экономики Воронежского края в петровское время. Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния.

Святитель Митрофаний.

Воронеж в петровское время.

Тема 6. Развитие Воронежской губернии в XVIII в.

Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Торговля.

Город Воронеж во второй половине XVIII в.

Тема 7. Воронежский край в первой половине XIX в.

Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле.

Воронеж в первой половине XIX в.

Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля.

Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Учебные заведения. Театр.

Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин.

8. Сословия русского общества

Сословное деление русского общества. Духовенство, купечество, крестьянство, дворянство. Дворянские роды Воронежской губернии.

Донское казачество – формирование казачества, образ жизни, был казаков. Роль казачества в отечественной истории.

9 класс.

Тема 1. Вводное занятие.

История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в.Повторение за курс 8 класса.

2. Воронежская губерния во второй половине XIX в.

Реформа 1861 г. в Воронежской губернии. Подготовка и проведение реформы. Проведение реформы в Воронежской губернии. Результаты реформы в губернии.

Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. Развитие сельского хозяйства Воронежской губернии, жизнь крестьян. Железнодорожное строительство. Развитие промышленности (завод Столля, железнодорожные мастерские). Условия труда на промышленных предприятиях.

Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии. Ход либеральных реформ 1860-1870-х гг. в Воронежской губернии. Развитие образования. Появление в Воронежской губернии первых революционных организаций.

Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. Краеведческие исследования. Театр, музыка, духовно-религиозная жизнь, художественное искусство. События культурной жизни губернии.

3. Воронежская губерния в начале ХХ в.

Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. «Вымирающая деревня». Развитие промышленности. Ход столыпинской аграрной реформы в губернии. Развитие образования.

Деятельность революционных организаций в Воронежской губернии в начале ХХ века. Ход первой российской революции в губернии. Образование политических партий.

Первая Мировая война. Ход войны. Героизм русского солдата. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию.

4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война

Падение монархии в ходе Февральской революции. Изменения в жизни Воронежской губернии.

Политические партии в 1917 г. Подготовка и проведение Октябрьской революции партией большевиков. Двоевластие в стране. Октябрьская революция. Восстание в Воронеже. Установление советской власти в Воронежской губернии.

Первые годы советской власти. Изменения в жизни населения. Военный коммунизм. Централизация власти, формирование однопартийной системы. Комбеды в сельской местности. Недовольство крестьян. Национализация воронежской промышленности. Изменения в общественной жизни. Развитие образования, ликбез, Воронежский университет.

Гражданская война, причины начала войны. Губерния в начале войны, соотношение сил воюющих сторон. Наступление Краснова в 1918 г. Наступление войск Деникина в 1919 г. (Мамонтов, Шкуро, Будённый). Завершение гражданской войны в губернии.

5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.

Послевоенная разруха в губернии. Новая экономическая политика в Воронежской губернии.

Образование ЦЧО и Воронежской области. Коллективизация в губернии. Индустриализация воронежской промышленности. Сталинские репрессии. Развитие образования и культуры Воронежской области. Воронеж в годы первых пятилеток.

6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны

Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Область в оккупации. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг. Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в.

7. Воронежская область в 1945-1990 гг.

Воронежская область в 1945-1950-е гг. Восстановление промышленности и сельского хозяйства.

Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1960-1990 гг. Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы.

Воронеж в послевоенные годы. Рост и благоустройство города.

Воронежские писатели и поэты второй половины ХХ века.

Воронежская область в годы перестройки.

8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг.

Воронежская область в 1990-е гг. Изменения в общественной жизни и экономике Воронежской области. Развал промышленности и сельского хозяйства. Обеднение населения.

Россия и Воронежская область в ХХI в. Экономика региона в начале XXI в.

6. Календарно-тематическое планирование

8 класс (35 уроков)

№ урока Дата проведения урока Тема урока Количество часов Примечание
1. Историческое краеведение
1 Историческоекраеведение 1 § 1*
2 Источники историко-краеведческих знаний. Топонимика и геральдика 1 § 2
3 Генеалогия и другие вспомогательные исторические дисциплины 1 § 3
4 Наука археология 1 § 4
5 Обобщающий урок по разделу «Историческое краеведение» 1
2. Воронежский край в древности
6 Палеолит в истории Воронежского края 1 § 5
7 Воронежская область в эпоху мезолита и неолита 1 § 6
8 Медный и Бронзовый века в истории Воронежской области 1 § 7
9 Железный век в истории Воронежской области 1 § 8
10 Обобщающий урок по разделу «Воронежский край в древности» 1
3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств
11 Первые славяне на территории Воронежского края 1 § 9
12 Южные соседи славян 1 § 10
13 Наш край в составе древнерусских княжеств 1 § 11
14 Обобщающий урок по разделу «Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств» 1
4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках
15 Основание Воронежа 1 § 12
16 Воронежский уезд в XVII веке 1 § 13
5. Воронежский край в Петровскую эпоху
17 Воронеж – колыбель русского флота 1 § 14
18 Судостроение в Воронежском крае 1 § 15
19 Развитие хозяйства Воронежского края при Петре I 1 § 16
20 Обобщающий урок по разделам «Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веке. Воронежский край в Петровскую эпоху» 1
6. Развитие Воронежской губернии в XVIII веке
21 Хозяйство Воронежской губернии в XVIII веке 1 § 17
22 Освоение и колонизация края 1 § 18
23 Воронеж во второй половине XVIII века 1 § 19
24 Обобщающий урок по разделу «Развитие Воронежской губернии в XVIII веке» 1
7. Воронежский край в первой половине XIX века
25 Главные события в России в первой половине XIX века 1 § 20
26 Экономика Воронежской губернии первой половины XIX века 1 § 21
27 Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века 1 § 22
28 Воронежские поэты – Кольцов и Никитин 1 § 23
29 Обобщающий урок занятие по разделу «Воронежский край в первой половине XIX века» 1
8. Сословия русского общества
30 Сословия русского общества 1 § 24
31 Крестьянство как сословие. Крестьяне Воронежской губернии 1 § 25
32 Дворянство как сословие. Воронежское дворянство 1 § 26
33 Донское казачество 1 § 27
34 Обобщающий урок по разделу «Сословия русского общества» 1
35 Обобщающий урок по курсу «Истроическое краеведение» в 8 классе 1
Итого за 8 класс 35

* Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 192 с.

9 класс (35 уроков)

№ урока Дата проведения урока Тема урока Количество часов Примечание
1. Вводное занятие
1 История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в. 1 § 1**
2. Воронежская губерния во второй половине XIX в.
2 Реформа 1861 г. в Воронежской губернии 1 § 2
3

Экономика Воронежской губернии во

второй половине XIX в.

1 § 3
4

Общественно-политическая жизнь Воронежской

губернии

1 § 4
5

Культурная жизнь Воронежской губернии во

второй половине XIX – начале ХХ в.

1 § 5
5 Обобщающий урок по теме «Воронежская губерния во второй половине XIX в.» 1
3. Воронежская губерния в начале ХХ в.
7 Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. 1 § 6
8 Деятельность революционных организаций в губернии в начале ХХ в. 1 § 7
9 Первая Мировая война 1 § 8
10 Обобщающий урок по теме «Воронежская губерния в начале ХХ в.» 1
4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война
11 Падение монархии 1 § 9
12 Подготовка и проведение Октябрьской революции 1 § 10
13 Первые годы советской власти 1 § 11
14 Гражданская война 1 § 12
15 Обобщающий урок по теме «Великая российская революция 1917 г. и гражданская война» 1
5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.
16 Новая экономическая политика в Воронежской губернии 1 § 13
17 Воронежская область в конце 1920-х – 1930-х гг. 2 § 14
18 Обобщающий урок по теме «Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.» 1
6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны
19 Начало Великой Отечественной войны 1 § 15
20 Воронежская область в начале войны 1 § 16
21 Бои на Воронежской земле 1 § 17
22 Освобождение Воронежской области 1 § 18
23

Восстановление хозяйства Воронежской

области в 1943-1945 гг.

1 § 19
24

Духовная жизнь Воронежского края в

20-40-е гг. ХХ в.

1 § 20
25 Обобщающий урок по теме «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны» 1
7. Воронежская область в 1945-1990 гг.
26 Воронежская область в 1945-1950-е гг. 1 § 21
27 Воронежская область в 1960-1985 гг. 2 § 22
28 Воронежская область в годы перестройки 1 § 23
29 Обобщающий урок «Воронежская область в 1945-1990 гг.» 1
8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг.
30 Воронежская область в 1990-е гг. 1 § 24
31 Воронежская область в ХХI в. 1 § 25
32 Проект «Воронежская область в ХХI в.» 1
8. Обобщающий урок
33 Повторение по курсу краеведение за 8-9 классы 1
Итого за 9 класс 35 ч.

7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Рабочая программа

Авторская рабочая программа Немыкина А. Я., Немыкиной И. В. по «Историческому краеведению Воронежской области»

Учебно-методические пособия для учащихся.

  1. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 192 с.
  2. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 208 с.

Рабочие тетради.

Учебно-методическая поддержка курса.Интернет сайт поддержки курсов по краеведению Воронежской области: www.край36.рф

8. Панируемые результаты изучения предмета

По итогам изучения исторического краеведения Воронежской области ученик должензнать:

— историю заселения территории области;

— историю ее исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение области, источники по истории края;

— основные этапы и главные события истории края с древности до настоящего времени;

— важнейшие достижения культуры края.

Уметь:

— соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

— соотносить события истории Воронежской области с историей России и мира;

— использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;

— использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и выполнении учебных заданий; сравнивать свидетельства разных источников;

— рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебных пособий, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

— объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

— понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни.

Владеть

— методами получения краеведческих знаний;

— приемами работы с географическими картами.

Землянский уезд был образован в составе Воронежского наместничества в ходе административной реформы Екатерины Второй в 1779 г. Ранее, в 1719-1775 гг. в составе Воронежской провинции, в которую с 1719 г. входили 12 городов (Воронеж, Верхососенский, Дёмшинск и др.), Битютские и Корецкие волости и 4 крепости: Транжамент, Павловская, Тавров и Хопёрская (в юрисдикции сначала Азовской, с 1725 г. Воронежской губернии, упразднена в 1775 г.). Со времён территориальных преобразований Павла Первого в 1796 г. и во весь последующий дореволюционный период истории Воронежской губернии границы уезда практически не менялись. Административным центром уезда был город Землянск, основанный в 1675 г. по повелению Царя Алексея Михайловича как военное поселение воронежских солдат.
На данной странице представлены не все известные карты.
карта части Воронежской губернии с Землянским уездом 1821 года. Данные границы уезда сохранились до революции.

Землянский уезд времён Павла Первого (в 1800 году).

Землянский уезд времен Екатерины Второй (в 1792 году)
Граничащие уезды Воронежской губернии:
Задонский уезд, Воронежский уезд, Нижнедевицкий уезд.
При желании купить неклейменые исходники некоторых карт или наличии предложения,
чем можно дополнить данную страницу, сообщите об этом и мы постараемся это сделать
наверх

До постройки Украинской линии территория за Изюмской чертой была почти не обитаема из-за постоянных татарских набегов, там могли существовать только временные сторожевые посты или пасеки в лесах. Постройка Украинской линии дала огромный толчёк к заселению края, после её постройки количество татарских набегов значительно сократилось, что дало возможность людям безопасного проживать на этой территории.

Заселяться Украинская линия начала ещё во время строительства, первые однодворцы появились тут уже в 1732 году, они поселились на самой восточной её части — возле Петровской крепости в слободе Протопоповке и деревне Верёвкиной. Позже, с 1734 по 1736 год, начали заселяться Меловая, Берека, Охочее, Верхний Бишкин и Берестовенька. На Восточном крыле Линии однодворцы селились охотнее из-за наличия леса, на Западном же крыле было поселено не так много однодворцев, к тому же часть из них позже переселили восточнее.

Население Линии в основном состояло из однодворцев, которых можно разделить на такие категории:

  • однодворцы служившие в ландмилиции (ландмилиционеры). Кто-то из них после отставки оставался с семьёй на Линии, кто-то возвращался домой;
  • добровольно «официально» переселившиеся однодворцы;
  • бежавшие однодворцы. С 1744 года бежавших однодворцев принудительно стали селить на Линии. Некоторые сами сбегали со своих мест и самовольно селились на Линии;
  • безземельные однодворцы. Это однодворцы у кого по каким-то причинам не было своего двора и земли их также начали переселять на Линию с 1744 года.

Ландмилиционеры попадали на Линию по службе, остальные селились в слободах под её прикрытием. Некоторые из присланных однодворцев сходили назад или в другие места. Также на Линию переселялось незначительное количество церковнослужителей и крепостных крестьян вместе с однодворцами.

Однодворцев для поселения на Линии и службе в ландмилиции набирали в Белгородской и Воронежской губернии. В 1730-40-х годах это были огромные административные единицы, на востоке они граничили с Малороссийскими полками, на западе доходили почти до Волги, на севере до Оки, а на юге до Причерноморских степей. По сути эта та Московская украйна на которой предки однодворцев начали нести службу ещё во времена Ивана IV.

Основное заселение Украинской линии проходило в 1730-40-х годах. Можно выделить два этапа: добровольное с 1732 по 1736 и добровольно-принудительное с 1744 по 1749 год.

В это время в России проходили 2-я и 3-я ревизии (переписи населения), охватывали они период примерно с 1719 по 1764 год. В ревизиях как правило указывалось место, откуда прибыл тот или иной человек. Первые ревизии по Украинской линии вероятнее всего находились в Екатеринославе и не пережили 20-й век, поэтому данные о переселении приходится восстанавливать с обратной стороны.

В ревизских сказках как правило указывали не только откуда прибыл человек, но и куда он выбыл. Это значит что утерянные данные можно частично восстановить зная откуда заселялась Украинская линия.

СПИСКИ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

Некоторые рекомендации по поиску предков поселившихся на Украинской линии:

  • Поиск однодворцев переселившихся на Украинскую линию

Переселившиеся на Украинскую линию с 1732 по 1748 год

Этот период охватывает 2-я ревизия по всей Белгородской и Воронежской губернии. Ревизия была полностью обработана с июля 2017 по июль 2018 года, в 57 уездах было найдено 1866 однодворцев (и немного других сословий) переселившихся на Украинскую линию.

  • Список фамилий переселенцев на Украинскую линию за 1732-1748 год
  • Подробности о списке за 1732-1748 год
  • Заказ выписок по фамилиям переселенцев

Также сохранилось несколько ведомостей на основании ревизий и других списков:

  • Именная ведомость однодверцев поселённых при Украинской линии выбывших между 1732 и 1747 годом
  • Именная ведомость однодворцев поселившихся на Украинской линии с 1 января по 1 мая 1747 года
  • Регистр бежавших почепских однодворцев, 1747-1748 год

Переселившиеся на Украинскую линию с 1749 по 1764 год

Переселенцы в это время попали в 3-ю ревизию Белгородской и Воронежской губерний. С августа 2018 по март 2020 в РГАДА и Воронежском архиве было просмотрено 200 дел. В сохранившихся уездах было найдено 2186 человек переселившихся на Украинскую линию.

  • Список фамилий переселенцев на Украинскую линию за 1749-1764 год
  • Подробности о списке за 1749-1764 год
  • Заказ выписок по фамилиям переселенцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *