Воскресение из мертвых

Содержание

Церковь верит в воскресение мертвых. Но у многих эта вера вызывает недоумение. Мы постараемся ответить на некоторые вопросы.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

С тех пор, как люди осознали свою смертность, они испытывают по этому поводу стресс, пытаются как-то с ним справиться, и вера в воскресение тут просто напрашивается.

Это соображение не может служить аргументом против воскресения по ряду причин. Во-первых, в общем случае довод «вы хотите, чтобы это было не так, следовательно, это не может быть так» логически невалиден. Одно никак не следует из другого. Если, например, ученый страстно хочет, чтобы его теория была верна, это никак не доказывает ее ложности. Более того, если атеист страстно желает, чтобы Бога не было — а многие атеисты (например, хорошо известный нам Ричард Докинз) относятся к этому вопросу крайне эмоционально — это еще, само по себе, не доказывает, что Бог есть.

Во-вторых, те же атеисты, или адепты других мировоззрений, не предполагающих личного бессмертия, например, буддисты или конфуцианцы, могут жить вполне нормальной жизнью и вполне справляться со стрессом своей смертности и без веры в воскресение мертвых. Целые культуры не имели такой веры — и вполне функционировали.

Каким образом все воскресшие миллиарды людей смогут поместиться на Земле?

Мы не знаем технических подробностей (и, вероятно, сейчас мы были бы не в состоянии их понять), но знаем, что само пространство и время являются Божиими творениями, и поэтому у Бога не может возникнуть затруднений с пространством.

Кроме того, у нас нет оснований полагать, что место жительства воскрешенного человечества ограничится Землей. И после воскресения мертвых Бог преобразит весь материальный мир, всю вселенную. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», — пишет апостол Петр в своем Втором послании (2 Пет 3:20). А апостол Иоанн Богослов в своем Откровении пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21:1).

Таким образом, воскрешенные миллиарды людей будут жить в преображенном мире, свойства которого нам сейчас в земной жизни непредставимы.

Когда человек умирает, его тело разлагается, и его атомы включаются в водоворот воды — и других веществ — в природе, в том числе, становятся частями тел других людей.

Воскресение совершенно не требует, чтобы воскресшее тело состояло из «тех же атомов». Когда мне было десять лет, мое тело совершенно точно не состояло из тех же атомов, что и сейчас: клетки тела постоянно обновляются, мы набираем вес и теряем его, отращиваем волосы и стрижем их, отмершие клетки покидают организм и их место занимают новые.

Наше тело постоянно меняется, воспринимает какие-то атомы из внешней среды, а какие-то сбрасывает вон. Да и не очень понятно, как мы могли бы говорить о «тех же» или «других» атомах — чем один атом, скажем, углерода отличается от другого?

Поэтому воскресшее тело, для того чтобы сохранять преемство с телом умершим, и не должно состоять «из тех же» атомов. Ему достаточно быть телом, связанным с той же самой душой.

Умершие во младенчестве будут воскрешены в младенческих телах?

Мы этого не знаем, Писание не говорит об этом прямо. Но мы можем обосновано предположить, что, поскольку воскресшие тела не стареют, они не проходят обычного в этом мире развития от младенчества к старости, но пребывают все время в одном состоянии. Так что, скорее всего, тела не будут младенческими.

Что будет с человеком, страдающим расщеплением личности, — каждая личность получит свое тело?

Расщепление личности — это, насколько мы можем судить, не признак существования в одном теле нескольких душ, а просто один из симптомов тяжелого душевного расстройства. В воскресении мертвых все эти болезни будут преодолены.

Если тело человека было искалечено в земной жизни, воскреснет ли он искалеченным?

Нет, воскресшее тело будет совершенным и «нетленным», то есть не подверженным какому бы то ни было разрушению. Однако, подобно тому, как воскресшее тело Христа носит на себе следы Распятия, воскресшие тела мучеников могут нести на себе следы ран, которые они потерпели за Христа, как знак славы и отличия.

Если мы не будем есть и пить в жизни будущего века, то зачем нам тогда будут нужны зубы?

Писание часто сравнивает жизнь будущего века с пиром, и у нас нет оснований отрицать, что мы будем употреблять пищу. Даже в нашем мире еда — это нечто гораздо большее, чем просто средство поддержки наших распадающихся тел. Через еду мы познаем мир, радуемся благам, которые сотворил Бог, общаемся друг с другом, проявляем взаимную любовь, например, когда готовим угощение. Возможно, доброе дружеское застолье сохранится на той стороне вечности — в каком-то новом, прославленном и преображенном виде. Но, конечно, точно этого знать мы не можем.

Если там не будет брака и чадородия, останутся ли тела мужскими и женскими?

Насколько мы можем предположить из слов Господа, в «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22:30), брачная жизнь сменится чем-то более прекрасным, огромным и важным — по отношению к чему брак был как семя по отношению к цветку. Но воскресшие останутся мужчинами и женщинами, потому что это было и останется важной частью их идентичности. Как именно это будет, мы пока не знаем.

Вопрос: Как может произойти воскрешение мертвых, вселение души в тело, если это тело за тысячу лет разложилось настолько, что только отдельные молекулы блуждают где-то в природе? А в некоторых местах вообще много тел захоронено, и их останки вполне могли перемешаться…

Ответ: Одна из особенностей технологического прогресса заключается в том, что явления, которые когда-то относились к области невозможного, со временем оказываются достижимыми и понятными. Иной раз теперь даже требуются услилия, чтобы понять в чем чудесность утверждения, казавшегося раньше иррациональным.

Например, атрибут всевиденья Б-га когда-то относился к области веры в непостигаемое. Как можно видеть что-то одновременно в двух удаленных друг от друга местах?! Сейчас возможность одновременного наблюдения за всеми уголками планеты легко относится к проблемам техническим.

Вернемся к вашему вопросу. Когда-то воскрешение тела так и воспринималось — собрание всех его рассыпаных частей. Впрочем, мудрецы в мидраше предупреждали, что это не так: «Андриан спросил рабби Иеошуа бар Ханания: «Из чего Всевышний воскресит человека в будущем?» Он ответил: «Из кости луз в позвоночнике»». (Мидраш Ваикра раба, 18) Представление о том, что в небольшой части тела содержится в потенциале все тело, когда-то казалось несуразным и логически разрешимым лишь благодаря всемогуществу Всевышнего. Сейчас идея о воссоздание древних животных по их останкам легко используется научной фантастикой («Парк Юрского периода» помните?), а в последнее время уже не кажется невероятным и для ученых. Похоже, еще немного, и придется отвечать на вопрос: «А что тут такого особенного в восстановлении человека по его ДНК , чтобы считать это основой веры?».

Фредерик Д. Смит

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: Скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). Если внимательно прочитать всю 24-ю главу Евангелия от Матфея, то станет ясно, что вышеприведённый вопрос учеников относился к концу веков, т.е. к концу существования земли и всего земного, и что он связан и с вопросом о втором пришествии Христа. Также и в l Kop. 15, где говорится о втором пришествии Христа и воскресении мёртвых, мы читаем, что затем – «конец» (15:24). Это большое событие означает конец времени, конец испытательного срока, данного человечеству, конец времени, когда ещё можно получить спасение через Христа и, как Пётр говорит, – конец всему (1 Пет. 4:7).

Воскресение

Во время второго пришествия Христа произойдёт также и воскресение мёртвых. «Будет воскресение мёртвых, праведных и неправедных» (Деян. 24:15). О скольких же воскресениях здесь идёт речь? – Только об одном «воскресении мёртвых», которое заключает в себе всех – праведных и неправедных. В этой статье мы хотим привести тексты из Священного Писания, которые хотя и не есть пророчества, но все же полностью опровергают то мнение, что в будущем будто бы произойдёт два буквальных воскресения тела. Также и в вышеприведённом тексте речь идёт об одном воскресении, включающем всех людей, праведных и неправедных.

В упомянутом тексте, Деян. 24:15, не говорится о времени, когда это воскресение произойдёт. Но в Откр. 1:7 нам дано об этом разъяснение: «Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают перед Ним все племена земные». Во время второго пришествия Христа «узрит Его всякое око». Этим доказан факт всеобщего воскресения, в которое включены как праведные, так и грешники, ибо написано, что Его узрят «и те, которые пронзили Его». Этот ясный и однозначный текст из Священного Писания также опровергает мнение о двух раздельных друг от друга воскресениях; ибо, когда Господь опять придёт, Его узрит «всякое око», т.е. и око грешников, которые Его пронзили, – следовательно, они также все воскреснут.

О том, что будет только одно воскресение, охватывающее оба класса людей, учил также и сам Иисус: «Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в могилах, услышат голос Его, и выйдут: сотворившие благое – в воскресение жизни, сделавшие злое – в воскресение суда» (Ин. 5:28-29). Оба класса, творившие добро и делавшие зло, восстанут из могил в один и тот же «час».

Приверженцы учения о двух раздельных воскресениях тела часто ссылаются на 1 Фес. 4:16, где написано: «Мёртвые во Христе воскреснут прежде…». Но даже поверхностная проверка показывает, что здесь также не говорится о двух воскресениях. Выражение «прежде» написано в отношении не двух категорий мёртвых, но в отношении тех, которые во время пришествия Христа ещё будут жить на земле. Этот стих во взаимосвязи с предыдущим и последующими (15-17) стихами учит, что те праведные, которые ещё будут жить на земле во время второго пришествия Христа, не опередят тех, которые умерли во Христе. Ибо прежде умершие во Христе воскреснут, а затем они вместе с ещё живущими на земле праведниками будут вознесены на небеса.

Подобным образом некоторые излагают и текст из Флп. 3:11, пытаясь подтвердить своё ошибочное мнение о двух буквальных воскресениях тела. Стих же гласит: «Чтобы достигнуть воскресения мёртвых…». Они приводят аргумент, что если бы было только одно воскресение, достигаемое без всяких условий, то Павлу не нужно было бы стремиться к нему, чтобы стать его соучастником. Библия же учит, что это единственное воскресение мёртвых охватывает два класса людей, один из которых воскресает к вечной жизни, другой – к вечному поруганию и проклятию. Усилия апостола были направлены на то, чтобы быть соучастником воскресения к вечной жизни, которого можно достичь лишь в том случае, если стремишься к нему; ибо его достигают лишь те, кто уже здесь получает спасение от своих грехов и остаётся верным до конца. Верность этого утверждения подтверждается и во взаимосвязи с 19-ым стихом, где апостол говорит о классе людей, конец которых – погибель. А в последующих стихах он говорит о другом классе, к которому причисляет и себя: «Мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (3:20-21).

Когда умер Лазарь, то Иисус сказал Марфе: «Воскреснет брат твой». Марфа Ему ответила: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:23-24). Лазарь был праведным и благочестивым мужем, и поэтому его сестра была уверена, что он воскреснет в тот великий последний день. Увязывается ли это с учением о двух воскресениях тела? Нет. Ибо по теории о «тысячелетнем царстве» воскресение праведных должно произойти на тысячу лет раньше, нежели воскресение неправедных. Марфа же сказала: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».

Откуда же Марфа знала, что праведные воскреснут в последний день? Несомненно, из слов Иисуса, который повторил это четыре раза в одной из глав Евангелия: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день… Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:39-40). «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (6:44). Кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, тот «имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (6:54).

Когда одному человеку, верующему в тысячелетнее царство, было указано на вышеприведённые тексты Писания, то он, пытаясь защитить своё мнение о том, что неправедные воскреснут в последний день, а праведные – на тысячу лет раньше, стал утверждать, что может доказать то, что после последнего дня будет ещё два с половиной дня. Какие только нелепости не выдумывают люди, пытаясь защитить лжеучения! Но Библия говорит только об одном воскресении тела, которое включает также всех «находящихся в могилах», праведных и неправедных. Все явятся в тот же «час», когда Христос вновь придёт, ибо «узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают перед Ним все племена земные» (Откр. 1:7).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *