Воскресенский храм вичуга

Первой христианской иконой является Спас Нерукотворный, она — основа всего православного иконопочитания.

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным плотной толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. По приказу Авгаря святой убрус (плат) был наклеен на доску из негниющего дерева, украшен и помещён над воротами города вместо ранее находившегося там идола. И каждый должен был поклониться «чудотворному» образу Христа, как новому небесному покровителю града.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.
Со временем место это было забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ и не угасшую за столько лет лампаду, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой Образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

Притихшие едессяне вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный Образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме. В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный Образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный Образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный Образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим заканчивается история подлинного Нерукотворного Образа Спасителя.

Существует предание, что Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.
В православной иконописной традиции есть два основных вида изображений Св. Лика: «Спас на убрусе», или «Убрус» и «Спас на чрепии», или «Чрепие».

На иконах типа «Спас на убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а верхние концы его завязаны узлами. Вокруг головы – нимб, символ святости. Цвет нимба, как правило, золотой. В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный крест. Этот элемент имеется только в иконографии Иисуса Христа. В византийских изображениях он украшался драгоценными камнями. Позднее крест в нимбах стали изображать состоящими из девяти линий по числу девяти ангельских чинов и вписывать три греческие буквы (Я есть Сущий), а по сторонам нимба на фоне помещать сокращенное именование Спасителя – IС и ХС. Такие иконы в Византии назывались «Святым Мандилионом» (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας — «убрус, плащ»).

На иконах типа «Спас на чрепии», или «Чрепие», согласно преданию, изображение лика Спасителя после чудесного обретения убруса, отпечаталось и на черепице-керамиде, которой был закрыт Нерукотворный Образ. Такие иконы в Византии назывались «Святым Керамидионом». На них отсутствует изображение плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Самая ранняя сохранившаяся икона «Нерукотворного Спаса» — новгородский двухсторонний образ XII века — находится в Третьяковской галерее.

Убрус со складками начинает распространяться на русских иконах с ХIV в.
Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».

В соборе Успения Божией Матери в Кремле находится одна из чтимых и редких икон — «Спас Ярое Око». Написана она была в 1344 году для старого Успенского собора. На ней изображен суровый лик Христа пронзительно и строго взирающий на врагов Православия — Русь в это период была под игом татаро-монголов.

«Спас Нерукотворный» — икона особо почитаемая православными христианами на Руси. Она всегда присутствовала на русских военных флагах еще со времени Мамаева побоища.

А.Г. Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

Через многие Свои иконы Господь проявлял Себя, являя дивные чудеса. Так, например, в селе Спасском, близ города Томска, в 1666 г. один томский живописец, которому заказали для своей часовни жители деревни икону святителя и чудотворца Николая, по всем правилом приступил к работе. Он призвал жителей к посту и молитве и на приготовленной доске сделал прорись лица угодника Божия, чтобы на следующий день работать красками. Но на другой день вместо святителя Николая увидел на доске очертания Нерукотворного образа Христа Спасителя! Два раза восстанавливал он черты Николая Угодника и дважды чудесным образом возобновлялся на доске лик Спасителя. То же повторилось и в третий раз. Так на доске была написана икона Нерукотворного образа. Слух о совершившемся знамении вышел далеко за пределы Спасского, и сюда отовсюду стали стекаться паломники. Прошло довольно много времени, от сырости, пыли постоянно открытая икона обветшала и требовала реставрации. Тогда 13 марта 1788 г. иконописец Даниил Петров по благословению игумена Палладия — настоятеля монастыря в Томске ножом начал удалять с иконы прежний лик Спасителя, чтобы написать новый. Снял с доски уже полную горсть красок, а святой лик Спасителя оставался неизменным. Страх напал на всех видевших это чудо, и с тех пор никто не осмеливался на обновление образа. В 1930 году, как и большинство церквей, этот храм был закрыт, а икона исчезла.

Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти (крыльцо перед церковью) Вознесенского собора, прославился совершившимися перед ним бесчисленными исцелениями, по преимуществу от болезней глаз. Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля. Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны, ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга. Икона была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну – Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы, с ней он был и при закладке Петербурга. Эта икона не раз сохраняла жизнь царю. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года, он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудно. Народное грузинское предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы.
На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя.

Нерукотворный Образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным — Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим. Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр.1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.

Спас Нерукотворный

Тропарь, глас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

Документальный фильм «Спас Нерукотворный»

Образ оставленный нам самим Спасителем. Самое первое подробное прижизненное описание внешнего вида Иисуса Христа, оставил нам проконсул Палестины Публий Лентула. В Риме, в однои из библиотек, найден неоспоримо правдивый манускрипт, имеющий большую историческую ценность. Это письмо, которое Публий Лентул, управляюший Иудеей до Понтия Пилата, писал властителю Рима Цезарю. В нем сообшалось об Иисусе Христе. Письмо на латинском языке и написано в те годы, когда Иисус впервые учил народ.

Режиссер: Т. Малова, Россия, 2007

Утраченных, очевидно, что замена (а утрачено, особенно с южного портала, было очень много).
Вот цитирую новость (сентябрь 2012):
В администрации городского округа Вичуга состоялось рабочее совещание по вопросу продолжения работ по восстановлению первозданного облика одной из архитектурных «жемчужин» Вичуги — Воскресенского собора, в частности, реставрации его уникального майоликового панно. В нем приняли участие группа специалистов художественной мастерской «Реставратор» (г. Ярославль) и настоятель собора протоиерей о. Пётр.
Было решено, что в ближайшее время реставрационно-восстановительные работы на соборе продолжатся, причем проводить их будут ярославские мастера совместно с коллегами из Москвы при участии члена президиума научно-методического совета Министерства культуры РФ, доктора искусствоведения Л. Лифшица. По итогам своего недавнего приезда в Вичугу в июне текущего года Л. Лифшиц подписал официальное заключение научно-методического совета Министерства культуры о необходимости восстановления майоликового панно Воскресенского собора.
По итогам совещания были определены объём и сроки выполнения восстановительных работ. В Министерстве культуры России в настоящее время рассматривается вопрос о выделении финансовой помощи на реставрацию.

Свято-Воскресенский храм Вичуги (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

В Вичуге две Воскресенских церкви — Красная и Белая. Первая — в селе Тезино, вторая — в деревне Бонячки. В 20-х гг. прошлого века их и еще несколько рабочих поселков объединили в один город. Во избежание путаницы храм в Бонячках стали именовать Свято-Вознесенским или Старым, поскольку построили его в 1904 г. — на 7 лет раньше, чем в Тезино. Возвели церковь на деньги фабриканта И. А. Коновалова, в память об умершем отце. После революции ее закрыли и сделали зернохранилищем. Сильно обветшавшее здание вернули церкви в 1992 г.

Большое кирпичное здание возведено в русско-византийском стиле в виде четверика с выступающими боковыми притворами и полукруглой алтарной апсидой. Поверх них стоит купольный барабан с высокими окнами, разделенными полуколоннами и украшенными кокошниками. Арочные окна на фасаде сгруппированы попарно и тоже разделены полуколоннами с кубическими капителями.

Белый цвет Свято-Воскресенскому храму придает мраморная отделка. Такой же камень использовался и для внутренних помещений, в том числе и резного иконостаса, к сожалению, безвозвратно утраченного в исторических бурях.

Несмотря на продолжающуюся реставрацию, в храме идет полный круг богослужений. Работает воскресная школа для детей и взрослых, театральная студия ставит спектакли на библейские темы. Здесь не чураются технического прогресса — поминальные требы можно заказать на сайте собора.

Практическая информация

Адрес: Вичуга, ул. Парковая, 5. Веб-сайт.

Как проехать: на автомобиле из Иваново по дороге P80. Автобусом с автовокзала в Иваново, электричкой Иваново — Кинешма.

В Воскресенском храме был реализован замысел объединения в гармоничное целое двух знаковых символов России — Успенского собора и колокольни Ивана Великого Московского Кремля. Монументальное здание огромных размеров, по композиции ориентированное на формы архитектуры Успенского собора, своеобразно варьирует тип соборного пятиглавого храма, но без столбов. Мощный кубический двусветный объём с тремя крупными полукружиями выступов алтаря увенчан высокими цилиндрическими световыми барабанами глав с более крупным средним. Оригинальны, играющие роль поддержки сводов, сильно вынесенные массивные столбы, которые членят фасады на три уровня. Необычны выступы в центре боковых фасадов с крупными, облицованными майоликой нишами — экседрами, где расположены входы с пологими лестницами перед ними. Низкая крытая паперть соединяет западный фасад с высокой пятиярусной колокольней, прототипом которой является столп Ивана Великого в Кремле.

Колокольня Воскресенского храма сделана более узкой, чем колокольня Московского кремля, перекликаясь образно с фабричными трубами (символами местного процветания в начале ХХ века), но немного выше (высота — около 80 м) московского прототипа (это было личное пожелание заказчика храма Ивана Кокорева). Большой, равновысокий храму четверик колокольни в два уровня с полукружиями наружных стен на каждом фасаде несёт глухой восьмерик с тремя ярусами кокошников. Выше расположен стройный восьмерик с ярусом звона и одним рядом кокошников, а затем — ещё меньший восьмерик с узкими арочными проёмами. Переходом к цилиндрическому барабану главы служат три ряда мелких кокошников «вперебежку». Утраченная золоченая надпись в два ряда куполов колокольни раньше ещё больше подчёркивала сходство с Иваном Великим. Для храма на колокольном заводе Забенкиных в г. Костроме был отлит гигантский колокол весом в 1700 пудов (более 27 тонн). В убранстве фасадов выделяется аркатурно-колончатый пояс на половине высоты стен храма и колокольни и в завершении апсид, прерывающийся на пилонах ширинками с контррельефными крестами и ромбами. На пилоны опираются архивольты закомар сильного выноса, особенно далеко выдвинутые на восточном фасаде над апсидами, где их поддерживают группы из четырёх тонких колонок, не имеющие аналогов на Руси. Узкие вертикальные окна (нижние прямоугольные, верхние арочные) лишены обрамлений.

Пятиглавая церковь, с очень высокой столпообразной колокольней, поражает своей грандиозностью, которая особенно сильно ощущается на фоне окружающей одноэтажной застройки. Впечатляют огромные майоликовые панно в оригинальных вогнутых нишах-экседрах с порталами, расположенные на нижнем ярусе колокольни. Они были изготовлены на знаменитом Абрамцевском гончарном заводе по рисункам Ивана Кузнецова и аналогов не имеют, являясь уникальным, и вместе с тем характерным, произведением искусства эпохи модерна. Входы в храм, сохранившие эффектные металлические двуполые двери с филёнками, декорированы майоликовыми панно — уникальными произведениями монументального искусства начала ХХ века. По приблизительным подсчётам, майолика «Красного» храма состояла из 12-14 тысяч керамических плиток.

Следует заметить, что глубоко верующий Иван Кокорев, являясь старообрядцем по происхождению и духу и единоверцем по форме, в храме Воскресения Христа реализовал гигантский проект единения старой и новой церквей, осознавая главную угрозу не в официальном православии, а в нарастающем безбожии. И идея единой церкви была реализована в знаковых древнерусских символах. Композиции панно представляют собой оригинальную переработку традиционных древнерусских образцов ХVII века. Главенствующая роль в них отведена линии, точно очерчивающей контуры изображений и прорисовывающей детали. Особую изысканность и лёгкость придаёт сценам характерный для модерна нежный холодный колорит, сочетающий светло-голубые, фиолетовые, изумрудно-зелёные и приглушённые красные тона. Западную стену нижнего яруса колокольни занимало панно, изображавшее «Деисус» и двенадцать апостолов в круглых медальонах. К сожалению, в 2004 году это панно, которое выглядело наиболее сохранившимся, было утрачено. Оно обрушилось. На западном портале с килевидным завершением представлены «Спас Нерукотворный» и склоняющиеся к нему святые. Самые большие композиции украшают плоскости и полукруглые ниши на южном и северном фасадах. В них помещены сцены, обычно располагавшиеся в ХVII веке на своде храмов. На южном панно вверху — Господь Саваоф в сиянии. Ниже было крупное изображение Христа, по сторонам входного портала на облаках — архангелы Михаил и Гавриил, а на портале, в круглых медальонах — «Деисус». Северную полукруглую нишу занимает композиция «Да молчит всякая плоть», как правило, располагавшаяся на восточной стене центрального алтаря в памятниках Древней Руси. На портале в медальонах — Христос Еммануил, ангелы и отцы церкви. На вертикальных стенах над полукружиями алтаря помещены ещё три панно: «Достойно есть», «Новозаветная Троица» и Богоматерь Оранта». Композиционная схема каждого из них подчинена мотиву круга.

Майоликовые панно Воскресенской церкви — своеобразное «эхо» наружной росписи московского Успенского собора. Восточный фасад особенно оригинален, панно как бы спрятаны под вынесёнными далеко вперёд «арками» полукружий, оказавшись, словно в киотах, разделённых между собой группами тонких колонок. Колокольня в верхних частях схожа с колокольней Ивана Великого. Раньше это сходство подчёркивалось ещё и наличием под куполом золочёной надписи в два ряда. Вместе с тем, три яруса полукруглых кокошников заимствованы у храма Василия Блаженного. Но вичугской колокольне не присущи спокойствие и статичность колокольни Ивана Великого — она будто неудержимо тянется вверх.

Основное помещение храма не имеет опорных столбов, кровля опирается на бетонные своды. Это нововедение позволило внутреннее пространство храма существенно расширить как зрительно, так и фактически. Церковь может вместить 3000 человек. Интерьер храма — помещение зального типа с двумя мощными арками между боковыми столбами, на которые в каждом пролёте опираются ещё две дополнительные арки, которые расположены по осям межалтарных стен. В результате этого перекрытие членится на девять ячеек. Над квадратными ячейками в центре и по углам поставлены световые барабаны с куполами, а прямоугольные рукава креста перекрыты сводами. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом.

Богатейшее внутреннее убранство было выполнено в едином стиле по эскизам Кузнецова. Живопись, сплошь покрывавшая стены и своды храма, была выполнена в древнерусском стиле художниками палехской школы Софронова и состояла более чем из четырёхсот сюжетов. Но росписи 1911 года сильно пострадали во время пожара в 1970-х годах, когда собор служил в качестве хозяйственного склада. Частично сохранилась лишь роспись притвора, где на коробовом своде и западной стене написана сцена «Страшного суда» в характерной для конца ХVII века манере — с многочисленными персонажами, измельчённой проработкой ликов и одежд. Все изображения даны на золотом фоне. Шестиярусный иконостас выполненный в духе эклектики, богато украшенный позолоченной резьбой в древнерусском стиле, был одним из самых грандиозных в Центральной России (его высота была 14 метров). Он, к сожалению не сохранился. В 1994 году был изготовлен и установлен временный иконостас, который и был освящён Высокопреосвященнейшим Амвросием, архиепископом Ивановским и Кинешемским.

Из буклета: Беззубов С. С. «Воскресенский кафедральный собор города Вичуги», издательство «Икспресс». г. Иваново, 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *