Воскресенский угличский мужской монастырь

Угличский Воскресенский монастырь расположен в живописном месте на берегу Волги. Дата его основания остается тайной даже для самых известных исследователей местной истории. Многие считают, что к его созданию имеет отношение святой Паисий. Согласно другой версии, основателем мог быть архимандрит Нафанаил, который пребывал здесь в начале октября 1482 года, хотя он приезжал освящать совершенно другой храм. Версий достаточно много, и какая из них является правильной, остается загадкой. Некоторые исследователи также не отрицают, что Роман Владимирович, князь, который основал огромное количество монастырей, приложил руку и к этому.

Возведение зданий осуществляли одновременно, все они соединяются гульбищем, это делает комплекс цельным и изящным. В конце 1999 года все здания отдали церкви, здесь снова начали жить монахи.

Сохранившиеся монастырские здания построены в конце 1677 года, к этому приложил руку митрополит Ион Сысоевич, для которого данный монастырь являлся памятным местом: здесь его постригли в монахи. Все здания строили на новых местах — ведь старые начали разрушаться. Здесь применялись оригинальные зеленые изразцы, декорирование стало уникальной частью новых зданий, использовались разнообразные жанровые сцены или изображения животных с определенными эмблемами. Здания монастыря выполняли роль приходских церквей.

Капитальную реставрацию закончили в конце 1975 года, нужно было серьезно укрепить грунт, ведь фундаменты сильно просели, что было чревато серьезными разрушениями. Угрозу ликвидировали, заделали множество трещин, укрепили стены — здания были полностью обновлены.

Воскресенский собор Углича является самым высоким зданием монастырского комплекса. Здание строгое и величественное. Также сделали отдельную галерею и храм, которые соединены специальным крыльцом. Создали несколько новых приделов, которые также идеально вписались в основную архитектуру зданий.

Звонница является соединительным звеном между монастырем и церковью, раньше здесь были красивые ворота, но они разрушились под воздействием множества внешних факторов. На втором этаже продолжается галерея собора — этот этаж является своеобразным переходом. Завершает звонницу небольшая главка.

Трапезная находилась на специальной подклети. Чтобы попасть в трапезную, нужно было миновать звонницу и галерею. Массивный столб поддерживает свод трапезной, многие считают, что раньше там был красивый элемент декора — массивные часы. Первоначальная роспись была очень изящной, но сохранились только небольшие кусочки — туристам сложно судить о богатстве исконного декора монастыря. Церковь и трапезная не выглядят изящно снаружи — здесь применялся более сдержанный стиль.

Воскресенский монастырь в Угличе (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Воскресенский монастырь в Угличе

Мужской православный монастырь расположился в Угличе — одном из интереснейших городов Золотого кольца. Исторических сведений о дате постройки нет, но впервые он упоминается в летописях во второй половине 15 века, тогда еще как небольшой деревянный храм, прижавшийся почти к самому берегу Волги. Современный вид монастырь обрел в 1674-1677 гг. — по указанию ростовского митрополита Иона Сысоевича его построили из камня и на новом месте (подальше от разрушающегося берега). В свое время митрополит принял постриг именно здесь, и таким образом отдал память своей первой монашеской обители, вложив в строительство много сил и денег.

Почти столетие спустя монастырь упразднили, и долгие десятилетия в его строениях располагались приходские церкви. Масштабную реставрацию зданий провели в 1975 г. — укрепили просевший фундамент, залатали трещины в стенах и восстановили большую часть декора.

Архитектура

Каменный ансамбль состоит трех строений, соединенных галереей. С северной стороны возвышается пятиглавый Воскресенский собор — к величественному зданию с севера и юга прилегают приделы, соединенные галереей, опоясывающей здание. Внешний декор собора разнообразен — стены, главный барабан и аркада галереи украшены поливными изразцами, порталы оформлены рисунками из декоративного кирпича. Иконостас, в целом, новый, сохранились лишь несколько старинных икон.

С южной стороны к собору примыкает звонница с небольшой главкой. Она состоит из 4 ярусов — нижний в былые времена служил воротами на территорию монастыря, второй ярус — служебный. Третий и четвертый отданы под церковь Марии Египетской и «ярус звона» соответственно.

В зданиях монастыря все еще ведутся работы по восстановлению, так что пройти внутрь не всегда возможно. Однако в небольшом ухоженном дворе много уютных скамеечек, есть церковная лавка, и иногда продаются квас и пирожки, сделанные монахами.

За звонницей находится трапезная с часовой башней — в ней интересна будет разве что красивая отделка. К ней примыкает маленькая церковь Одигитрии, не особо богатая на украшения. История не пощадила ее, и те небольшие фрагменты старых фресок, что мы наблюдаем сейчас — лишь тень былого убранства.

Древний Углич известен своими религиозными достопримечательностями. Многие из них в чем-то превосходят Воскресенскую обитель — некоторые затмевают ее размахом постройки, другие — богатством убранства. Но несмотря это, именно Воскресенский монастырь является самым ярким представителем классического ростовского зодчества 18 века. Некоторые идеи, которые впоследствии использовались во многих церковных ансамблях области, впервые были реализованы именно здесь.

Практическая информация

Адрес: Ярославская область, Углич, ул. Спасская 31/2а.

Ближайший крупный город — Ярославль, от него на автомобиле можно доехать за час-два. От Москвы каждый день ходят автобусы по маршруту Пушкино — Сергиев Посад — Калязин — Углич — Рыбинск, путь занимает примерно 5 часов.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Житие и страдания Святого Иоанна Угличского
  • Путешествие в Углич в Воскресенский монастырь в августе 2011 года.
  • Воскресенский мужской монастырь в Угличе

    Адрес Воскресенского монастыря в Угличе: Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, д. 4
    Телефоны Воскресенского монастыря в Угличе: (48532) 2-22-50, 2-49-17
    Настоятель Воскресенского монастыря в Угличе: Игумен Димитрий (Горбатюк Александр Владимирович)
    Как проехать к Воскресенскому монастырю в Угличе.
    Проезд на автомобиле: из Москвы по Ярославскому шоссе через г. Сергиев Посад в сторону г. Калязина (не доезжая 1,5 км), затем направо по шоссе Калязин-Углич;
    Проезд на общественном транспорте: автобусом с Московского аэровокзала (м. «Аэропорт») г. Москвы; поездом Санкт-Петербург — Углич с Витебского вокзала; поездом Москва — Рыбинск (до Углича) с Белорусского вокзала.
    Воскресенский мужской монастырь в Угличе: http://svyato-voskresenskiy.narod.ru

    Монастырь находится в г. Угличе, к западу от Кремля (в районе совр. ул. Опарина (быв. Воскресенская) и ул. Спасской). Точная дата и обстоятельства основания неизвестны. Однако легендарные сведения относят время его возникновения к XIII в., возможно, к периоду княжения Романа Угличского. Первоначально располагался на берегу Волги, вблизи устья Троицкого ручья. Впервые упоминается во второй половине XV в.: архимандрит Нафанаил был современником угличского князя Андрея Большого, присутствовал на освящении Покровского собора в одноименном угличском монастыре в 1482 г. (Архимандрия сохранялась в монастыре до момента его закрытия в 1764 г.) По грамоте удельного князя Димитрия Жилки 1509 г. получил сельцо Синцово с деревнями, сельцо Олифннково.

    В 1609 г. поляки с боем взяли монастырь. Погибли архимандрит Лаврентий, около 60 монахов и около 500 граждан, защищавших обитель. В «Угличском летописце» имеется указание, что до разорения «монастырь Воскресенский строения был весь деревянного, и в нем церкви Воскресения Христова и Смоленския пресвятыя Богородицы, и собор Гавриила архангела и Марии египетской, и печерской Богородицы, со пределом апостола Иакова, брата Божия по плоти, и строение, кельи иноческие и житницы хлебные, деревянныя ж». Впоследствии, обитель была возобновлен на прежнем месте, которое, однако, не устраивало ее насельников, поскольку в весеннее время заливалось водой. При монастыре имелась промыслово-ремесленная слобода, в которой проживало 15 мастеров различных специальностей. В Тетериной слободке, находящейся на р.Корежечне, проживали «детеныши монастырские».


    Углич, Воскресенский монастырь.

    С 1649 г. Воскресенскому монастырю стали отдавать деньги за содержание перевоза через Волгу. В 1654 г. вместо отобранных городских вотчин по торговым промыслам приписан Архангельский монастырь.

    По свидетельству источников в 1670-х гг. на территории монастыря имелись только деревянные постройки: соборный Воскресенский храм, церковь Смоленской Богоматери Одигитрии с трапезной, надвратный храм Марии Египетской, шатровая колокольня, жилые и хозяйственные помещения, ограда.

    В 1674-1677 гг. по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича, бывшего пострижеником обители, на новом месте, называемом «Лужицы», сооружен каменный ансамбль Воскресенского монастыря, представляющий собой замечательный образец ростовского зодчества второй половины XVII в. Он состоит из трех зданий, поставленных на высоких подклетах в одну линию и соединенных галереей. Крайним с северной стороны ансамбля является большой Воскресенский собор с двумя приделами (северный освящен в честь Архангела Михаила, южный — в честь Иакова). За ним следует трехпролетная звонница, в которой также имелся престол Марии Египетской. Завершается комплекс трапезной палатой и церковью Смоленской Богоматери. Над трапезной расположена часовая башня, где прежде находились часы. Стены памятников украшены поливными изразцами. Возможно, что работами по возведению монастыря руководил «подмастерье каменных дел» И.Сакуяин, а росписи выполняли костромские иконописцы во главе с О. Иониным (сохранилось лишь несколько небольших фрагментов).


    Углич, Воскресенский монастырь, Воскресенский собор (1674-1677 гг.).

    Несомненно, что Воскресенский монастырь является одним из выдающихся творений русского ансамблевого зодчества XVII века и не только для Углича, но и для России. В нем прорабатывались идеи, которые затем с еще большим размахом воплотились в комплексе метрополии в Ростове Великом. Сложная композиция памятника обусловливает при его обзоре большое число архитектурных картин, а значительные размеры делают его композиционным узлом юго-западной части старого города.


    Трехпролетная звонница с церковью Марии Египетской (1674-1677 гг.).

    Выверенность архитектурных форм, соотнесенность объемов различных сооружений, лаконичность и благородная простота декора, в насыщенности, характере и такте размещения которого учтено назначение каждой из частей ансамбля, говорит о незаурядном мастерстве строителей XVII века, что неоднократно отмечалось исследователями.


    Смоленская церковь (1674-1677 гг.).

    В Воскресенском монастыре хранились замечательные произведения древнерусского и декоративно-прикладного искусства. Храмовая икона «Воскресение со страстями», написанная царскими изографами в первой трети XVII в., крест серебряный позолоченный, потир и звездица 1678 г., вложенные в монастырь Ростовским Митрополитом Ионою, Евангелие печати 1644 г., подаренное в обитель Н.Е.Протопоповым. Небольшая монастырская библиотека хранилась в Смоленском храме. При обители имелось древнее кладбище, на котором были похоронены многие знатные угличане. Например, предки К.И Шестовой, матери царя Михаила Романова.


    Крыльцо Воскресенского собора.

    В 1736 г. к монастырю приписана Ламская Успенская мужская пустынь. По данным ревизии 1744 г. в вотчинах Воскресенского монастыря имелось 935 душ мужского пола. В 1764 г. монастырь упразднен, преобразован в приходскую церковь, настоятелем которой назначается иеромонах Филофей. Находившиеся в нем иконы, утварь, предметы церковного быта были переданы в угличский Алексеевский монастырь, а потом частично возвращены назад для оборудования приходского храма. При устройстве прихода был упразднен престол Марии Египетской. Изменились названия приделов Воскресенского собора: северный (Архангельский) стал именоваться в честь Владимирской Богоматери, южный (Яковлевский) — Знаменским.

    В 1777-1778 гг. выездная комиссия духовной консистории произвела проверку каменных зданий упраздненного монастыря и вынесла решение о необходимости безотлагательных ремонтных работ. Большинство деревянных сооружений обители к этому времени также находилось в аварийном состоянии. С 80-х гг. XVIII в. в подклетном помещении трапезной располагалось уездное духовное училище.

    Углич, Воскресенский монастырь. Вид от стоящей неподалеку Церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге».

    В начале XIX в. в Воскресенском монастыре начались восстановительные работы: ремонт крыши, укрепление стен и сводов соборного храма, возобновление ограды. К 1811 г. были полностью восстановлены кирпичные ворота. С 1814 г. начинаются работы по восстановлению живописного убранства во Владимирском и Знаменском приделах собора. В 1851 г. художником А.И.Ненастьевым был расписан купол Воскресенского собора, а в 1862-65 гг. живописец Д.Г.Буренин заново расписал стены этого храма. Фрагменты росписей сохранились до настоящего времени.

    Несмотря на интенсивные восстановительные работы в начале XX в. ансамбль Воскресенского монастыря оказался в аварийном состоянии. Слабый грунт не выдерживал тяжести огромных зданий, которые начинали разрушаться. В 1918 г. монастырь был передан Угличскому музею древностей, в нем временно разместилась часть экспонатов из коллекции древнерусского искусства. В 1920-х гг. подклетные помещения использовались для устройства складов. В середине 1930-х гг. ансамбль Воскресенского монастыря попал в зону строительства Угличской ГЭС и использовался для нужд «Волгостроя» НКВД. В 1950-1970-х гг. была проведена комплексная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, включавшая среди прочих мероприятий химическое укрепление грунта. Уникальный памятник был спасен от гибели. В конце 1980-х гг. началась музеефикация монастыря, которая была свернута по причине отсутствия средств.

    День сегодняшний.

    Весной 1999г. попечением и участием ныне покойного Архиепископа Ярославского и Ростовского Михея, комплекс зданий Воскресенского монастыря был передан Русской Православной Церкви и в нем возобновлена мужская обитель. Первым наместником стал игумен (ныне архимандрит) Виктор (Захаров). 6 июня 2000г. состоялась первая Божественная Литургия, а 18 сентября того же года Преосвещеннейшим Иосифом, епископом Угличским (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский), был освящен храм Смоленской иконы Божией Матери.

    С декабря 2000г. наместником монастыря является иеромонах Димитрий (Гордатюк).

    В настоящее время, с помощью Божией и при неустанном попечении Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, в обители возрождается монашеская жизнь. Совершаются ежедневные Богослужения, восстанавливаются храмы, ведется строительство монастырской ограды.

    Обитель нуждается в Вашей молитве и посильной материальной помощи.

    В начало

    Материал из Про Углич

    Перейти к: навигация, поиск

    Городецкая Ольга Александровна – краевед.

    2000г. — редакция 2009 г. Углич

    ОТРАЖЕНИЕ

    Образы разных эпох.

    Город Углич я увидела впервые с Волги, путешествуя на яхте с Онежского озера до Москвы в свои студенческие годы. Мы спешили прошлюзоваться до заката и город, с его игрушечными церквями на берегу, проплыл мимо нас как театральная декорация. Вышли из шлюза и, чем больше удалялись от него, тем красивее казалось компактное сооружение угличского гидроузла: ГЭС, плотина, шлюз, гармонично вписанное в окружающую природу, не подавляя ее, а соединяя два живописных берега. Не знала я тогда, что через год поселюсь в этом городе и проживу в нем вот уже более тридцати лет. Судьба.

    В Угличе, кроме исторических достопримечательностей, меня все время притягивало это место- плотина, шлюз, водный путь на Москву, откуда каждый год до сих пор приходят на яхтах мои друзья студенческих лет. Каждый раз я рассказываю им все новые легенды и случаи из истории города, которыми постоянно пополняется память.

    Еще тогда в 1970-е годы, первые рассказы коренных жителей поражали мое воображение. Как строилась ГЭС, как разрушали церкви в городе, как наполнялось водохранилище, затопляя старинную Иерусалимскую слободу на правом берегу с кладбищем, после снесения добротных домов, церквей, вырубки садов и леса — рыжечника, богатого грибами, ягодами. И еще про то, какой удивительно красивый монастырь стоял в левобережье. Ему в старину принадлежала эта слобода. Был он разрушен и затоплен. Рассказывали, что когда взрывали постройки, кирпичи высоко и далеко разлетались. Но все не смогли разрушить, очень большой был монастырь, отдали постройки на разборку жителям, те и растащили большую часть на кирпичи, а остальное ушло под воду.

    Волга раньше узкая в том месте была и мелела летом. Рыбаки перевозили с левобережья в огромном количестве рыбу дачникам, во множестве проживавшим летом в Иерусалимской слободе. Одна угличанка, проживавшая там в детстве, показывала мне пожелтевшие фотографии слободских домов. Кругом луга в цветах, сказочная природа, а напротив — вид на монастырь. Переправа на левый берег, прекрасные песчаные пляжи, любимое место отдыха угличан — Покровские горки. Выезжали туда летом на лодках с семьями, с самоварами. Отдыхали, пили чай, а не вино, пели песни, читали стихи, так рассказывала угличанка Знаменская Е. Д., вся интеллигенция Углича собиралась на эти пикники.

    Тихомирова М.И. помнит, как девочкой с родителями в начале 1920-х годов ходила в Покровский монастырь, пока он еще не был закрыт. Помнит его огромные башни, красивые ворота с росписями, а за воротами сразу — часовня и в ней особенный крест, которому все поклонялись. За монастырем была большая ореховая роща. И такая красота вокруг. В песчаных берегах гнездилось много ласточек. Разве думали тогда люди, что все это будет погребено под Волгой?

    Памятный крест Покровскому монастырю. Фото из путеводителя по Угличу

    Сейчас я живу на самом берегу водохранилища. Отсюда в бинокль можно увидеть, почти напротив нашего микрорайона, на левом берегу, большой деревянный крест над тем местом, где затоплены останки монастыря. Известный поэт ярославского края из Мышкина В. Ковалев в стихотворении «По Угличу хожу» живописал угличские храмы «…как живое воплощение неповторимой красоты родной», далее в стихах, после описания драматических событий истории Углича, есть строчки:

    «…За подвиг жизнью собственной платили

    Рассыпаны их кости по полям…

    …….(многоточие, пропуск и такой неожиданный перескок в современность)

    Стоит над Волгой белая плотина

    И синь речную делит пополам».

    фото В. Кудрявцева. Угличский гидроузел Эта недосказанность заинтриговала меня. О чем умолчал поэт в 1970-е годы? Сам он был из тех — репрессированных, отбывший в 1930-е годы каторгуФотомонтаж к версии «Отражение»О.Городецкая В конце 1990-х гг собирая материалы для музея Волги — документы, фотографии, я долго рассматривала их пытаясь найти связующую нить образов двух грандиозных сооружений на Волге около Углича: Покровского монастыря, разрушенного и затопленного, и бетонной плотины Угличского гидроузла. Их силуэты совместились в моем видении, как зеркальное отражение.«Отражение» картина Ф.Куницина

    Сначала я написала стихи, как продолжение или ответ Ковалеву из нашего времени. Потом сделала фотомонтаж и уговорила художника Федора Куницина написать картину. Мы назвали её «Отражение». Художник, правда, изобразил не буквально то, что было представлено ему на образце, а творчески трансформировал отражение плотины в Волге в некий символический храм, рождающийся из силуэта плотины. Получилась фантастическая версия, подтверждающаяся возможность перехода одного в другое, как изначально запрограммированного или человеком, или какими-то высшими силами. Сходство пропорций, архитектурных членений, сходство силуэтов настолько очевидны, что несходства в деталях уже не имеют значения. У меня возникло желание найти какие-то аргументы, подтверждающие версию, что архитектор мог преднамеренно в силуэте будущей плотины великого гидросооружения зашифровать силуэт памятника древней архитектуры, который предстояло принести в жертву великой стройке.

    Покровский монастырь.

    Что же рассказывают нам историки и старожилы Углича о монастыре?

    Леонид Федорович Соловьев в 19 веке так писал в «Краткой истории города Углича». «Покровский монастырь находится в трех верстах от города Углича на Левом берегу Волги, с другой стороны его огибает речка Нимошна, которая впадет в р. Волгу. Сия древняя обитель была основана еще в княжение Василия Темного и сына его Андрея Васильевича. Строителем обители был вызванный из Калязина Преподобный Паисий. Место обители избрано было Преподобным по указанию Божию, где он и построил деревянный храм во имя Богоявления».

    Из «Угличского патерика» о преподобном Паисии угличском чудотворце мы узнаем, что чудеса происходили так. Выбрав место на заволжской стороне «высоко и красно над речкою малою Нимошною», мастера сделали закладку основания деревянной церкви, проработав целый день, удалились на отдых.

    Наутро увидели, что основание церкви оказалось на другом, низком берегу. Перенесли закладку на первоначальное место, трудились день, а ночью явился Преподобному ангел и предупредил, что все повториться, и с высшего места все переместится на нижнее. Так и произошло. Строение утром оказалось снова на месте «пустынном, болотистом», «покрытом тростником в рост человека». Порешили, что это воля Божья, «принялись вырывать и вырезывать тростник, и строить храм, где он стоял потом всегда», и назвать его Богоявленским. Устроен он был всего за один год.

    Другое чудо — к берегу Волги в этом месте приплыла икона покрова Богородицы. В честь ее монастырь и назвали Покровским.

    Каменное строительство велось здесь в 15 веке. Соборная церковь Покрова освящена в 1482 году Возведению храма предшествовало видение Паисию Богородицы вместе с Герасимом Иорданским, в честь которого и устроен был престол. Чудо это сопровождалось явлением пяти крестов, светящихся до земли, один из которых был обращен на юг. Истолковали это как указание свыше, где устроить алтарь. Так Паисий и поступил. Алтарь церкви Покрова Богородицы был обращен на юг, и крест на ней был установлен на юг.

    В 1609, 1611 годах набеги поляков разорили и уничтожали монастырь. Здесь героически погиб игумен Антоний, вышедший с крестом к воротам навстречу врагу, пытаясь усовестить его. Игумена рассекли мечом, «не почтив креста». Враги уничтожили и сожгли оставшихся в живых иноков, укрывшихся в верхнем ярусе и куполе, разложив костер в храме, и спалив все внутри его. Возобновилось каменное строительство в ХYII- XYIII веках. Строились новые церкви, колокольня, стены, ограды с башнями. В 1860 году- новое здание гостиницы.

    В 1895 году Л. Ф. Соловьев отмечает: «В данное время этот монастырь между угличанами считается одним из древнейших и находится в блестящем состоянии». Описывает он строения, храмы, могилы иноков, » погибших от литвы». «Здесь под спудом покоятся мощи преподобного Паисия».

    Кроме Преподобного Паисия, в монастыре захоронены известные люди: Федор, Даниил и Алексей Адашевы, многие церковные деятели. Монастырь был любимым местом богомолья угличских князей. Его посещали московские князья и цари. Владения монастыря были огромны. Кроме ближних многочисленных сел, земельных и лесных угодий, в ХYI веке к Покровскому монастырю были приписаны Грехозаруцкий Никольский монастырь, Никольский монастырь на Мологе (60 км от Углича), монастырь Петра и Павла в устье Шексны.

    О связи Покровского монастыря с Учемским и дружбе Преподобного Паисия с Преподобным Кассианом в историю нашего края вписана отдельная большая глава.

    Покровский монастырь – место, где работали артели иконописцев, где создавались рукописные книги. Это был духовный центр, место паломничества. Здесь находили пристанище одинокие отставные солдаты. Сюда ссылались на исправление провинившиеся церковнослужители.

    Многое претерпели обитатели монастыря от стихий. В ХYΙΙI веке было два сильнейших губительных наводнения, от которых пострадали и правобережные жители Иерусалимской слободы. Стены монастыря повредились под напором льда, вода проникла в жилые помещения и храмы. Но все восстанавливалось, и к началу 20 века монастырь был все еще в том самом «блестящем состоянии», о котором пишет Соловьев. При последней перестройке фасад монастыря, обращенный к Волге, приобрел тот самый величественный вид и пространственный объем, который восхищал и удивлял очевидцев своей выразительностью. С 1882 года в обители была устроена начальная школа для мальчиков, которым обеспечивалось общежитие, бесплатное питание, баня. Преподавали там лица духовного звания. Школу посещало около 50 человек. В 1907 году было построено новое школьное здание.

    Известный в Угличе человек — Д. И. Седнев , которого, к сожалению, уже нет с нами, рассказывал, как проходили в монастыре в 1920-е годы службы со звонами на праздник Покрова, но это были последние службы. А в 1930-е годы во время ночной рыбалки ему приходилось укрываться от непогоды в большом разоренном корпусе монастыря, где как привидения хозяйничали крысы.

    Е. Д. Колобова рассказала, как в феврале 1932 года советскими властями было устроено публичное извлечение и «разоблачение» якобы мощей Преподобного Паисия. Ее, 8-ми летнюю девочку, гуляющую на Спасской улице, огромная толпа народа, увлекла, следуя через Иерусалимскую слободу, через Волгу на Покровские горки. Принесли ее, уставшую, домой на руках, так как некоторые угличане узнали в ней дочь известного адвоката, внучку священника Знаменского.

    Тихомирова М.И. помнит как им, школьникам, учитель Сидоров – атеист, по прозванию Безбожник, велел идти всем к Покровскому монастырю, смотреть как будут доставать кости и «разоблачать» их. Дети видели это действо, но мало что поняли. Представители комиссии разрезали упакованный в какие-то тряпки сверток и объясняли, что это кости разных людей и даже животных. Но уж никак это не могли быть мощи Преподобного Паисия. Их так и не смогли найти до наших дней. Многие люди тогда осознавали всю кощунственность этого «представления», но такое творилось повсюду в России. Так отучали молодых от православной веры, от почитания святынь. Фотография и протокол «разоблачения» хранятся в Угличском музее.

    В начале 1930-годов Покровский монастырь использовался для размещения дома отдыха Московского комвуза им. Свердлова. Здание Паисиевской церкви было по документам поставлено на Госохрану. Здесь пытались устроить клуб, но вероятно не получилось. В 1936 году здание использовалось «Моссобесом» под дом престарелых. За время использования с главного собора, постройки 1479 года сняли четыре боковые главы и содрали железную луковицу с центрального барабана. Помещения храма использовались под склады инвентаря, лесоматериалов, кузницу и другие хозяйственные нужды.

    Но в целом монастырь выглядел также живописно. Оставались башни, стены, ворота. По заключению комиссии 1932 года: «Это выдающийся памятник архитектуры ХY века большого исторического значения, представляет интерес для изучения архитектуры древнемосковского периода».

    В конце 30-х годов началось строительство Угличского гидроузла, и, несмотря на ценность и неплохую сохранность монастыря, никаких мер по его спасению не было принято. Он оказался в зоне затопления, был взорван и затоплен.

    Место это вблизи Углича стало исторической братской могилой многим людям, праведным и грешным. По обе стороны Волги здесь захоронения: на правом берегу старинное Георгиевское кладбище Иерусалимской слободы, засыпанное грунтами, вынутыми при строительстве верхнего бьефа, в левобережном лесу кладбище немецких военнопленных строителей гидроузла, на дне Волги останки Покровского монастыря с древними захоронениями.

    Архитектор.

    Кто же был этот человек? Он, наверное, проектируя комплекс гидроузла, прежде чем придумать решение технических задач, долго рассматривал, изучал красивейший ансамбль Покровского монастыря, точно корабль под парусами, плывущий вниз по Волге, отражающийся в воде, близко подходящей к стенам в половодье. Талантливый архитектор должен был сознавать, что этот памятник обречен на уничтожение, но не на забвение.

    В Угличском музее мне помогли найти несколько биографических документов архитектора. Петров Виктор Александрович родился в 1897 году в Москве. Ещё гимназистом работал в художественных студиях Мешкова и Юона, и других. Изучал русское искусство в музеях и на выставках. В 1918 году поступил в ВХУТЕмас в архитектурную мастерскую А.В.Щусева. В 1919 году летом участвовал в экспедиции Наркомпроса по обследованию памятников русской архитектуры в бассейне Оки и Клязьмы.

    Удостоверение архитектора В.А. Петрова

    Учебу его (1919-1921 г.) прерывала служба в армии. Закончил он ВХУТЕмас в 1927 году. Защитив дипломный проект, с присуждением за него заграничной командировки, он разносторонне мог изучить отечественное и зарубежное искусство, архитектуру, школы и направления, в изобилии представленные в Европе в начале ХХ-го века. Но тяга к древнерусской архитектуре проявилась в его работах. Он работал ассистентом и доцентом ВХУТЕмаса, много проектировал и руководил в основном строительством жилых и клубных зданий. Затем в 1930-е годы участвовал в разработке проектов станций метро 1-й очереди.

    1934 он был приглашен для работ главным архитектором проекта Северного порта в Главное управление строительства канала Волга-Москва. После строительства канала, приглашен в 1934 году на строительство Верхне- Волжских гидроузлов в качестве автора проектов Угличского и Рыбинского гидроузлов Волгостроя. Он руководил и лично участвовал в разработке сложного архитектурного комплекса гидротехнических сооружений. Одновременно группой архитекторов была разработана планировка части Углича с застройкой её многоэтажными жилыми зданиями.

    Отечественная война прервала строительство сооружений Волгостроя. Петров В.А. до конца 1944 года был на фронтах ( Белорусском, под Москвой), был награжден. До 1947 работал в Москве. Затем снова был приглашен для окончания архитектурных работ по Угличскому гидроузлу. С 1948 по 1950 год на строительстве лично руководил работами. За архитектурное решение комплекса сооружений Угличского гидроузла Петров получил в 1952 году Государственную (Сталинскую) премию. Далее его биография связана с Москвой. Документов, характеризующих его, кроме краткой биографии, в фондах угличского музея нет. Но есть удостоверение старшего архитектора Архитектурных мастерских Волгостроя (г. Углич). На фотографии симпатичный интеллигентный мужчина.

    Вознесенскй храм арх. В.А. Петров

    Да, есть еще его акварель — Вознесенский храм, находившийся на территории нынешнего парка на берегу Каменного ручья. Над небольшой приземистой церковью, расположенной ниже по уклону местности, чем дома, стоящие напротив по Каменской улице, возносится колокольня с крестом. И этот крест выше, чем красный флаг над крышей советского учреждения в бывшем доме купцов Переславцевых. Акварель датирована маем 1938 года, а через несколько месяцев храм этот был разрушен. Такой рисунок в те годы был сам по себе вызывающим, может быть, поэтому он и сохранился в Угличе где-то в частной коллекции, потом, спустя годы, был передан в музей.

    Углич эпохи Волгостроя.

    В то время, в середине 1930-х годов, волей и силами строителей нового мира, маленький, уютный и древний Углич на глазах разрушался, теряя один за другим свои храмы, свои жемчужины, свой неповторимый облик. Ведь не только «синь речную» разделила пополам «белая плотина», она разделила пополам ХХ-й век в истории нашего города. Разделила судьбы реки, города, людей на «…до Волгостроя» и «после…». И здесь, как в зеркале, отразилась судьба Ярославского края и всей России.

    Волгострой это время крупных деяний, крепких людей, великих свершений и личных трагедий, время разрушения памятников культуры, переселений с родных мест масс людей, крушения судеб, и время надежд на лучшее тех, кто старался трудиться во имя грядущего.

    Угличане, которым уже под 90 лет, рассказывают о своем детстве, о массовых Советских праздниках с пышными лозунгами, митингами, о своих родителях, постоянно занятых работой. Да и сами они тоже рано начинали свою трудовую жизнь. Жили тесно и просто, но «лишнего не болтали». Рассказывают, как иногда во дворе дети играли в «слежку». Прятались в укромном месте и наблюдали, кто из дома вышел, кто вошел, записывали приметы и сочиняли шпионские сюжеты про врагов. Осуждали и клеймили в то время «врагов народа» публично и в прессе, кто искренне — по убеждениям, кто со страху за себя, и за свою семью. В это время город был приговорен к очищению от пережитков прошлого, к застройке новыми кварталами с зелеными улицами, к будущему светлому раю — Коммунизму. «Электрификация всей страны» была не за горами.

    В журнале «Большая Волга» № 1 (спецвыпуск 1939г.) есть «План эксплуатационного квартала города». Пояснение к нему: «Территория от протока Шелковки, ул. Ленина и т.д. проектируется под застройку 4-х этажными корпусами, расположенными по периметру, они окружают просторный двор с большим количеством зелени, фонтаном, площадкой для детей. Здания квартала отштукатурены в светлый тон, крыши покрываются красной черепицей. Порталы главного входа, окна, лестничные клетки, фриз под карниз украшают росписи «сграфитто». Кроме Кремля на островке, на этом плане нет ни одной церкви, ни старинных сооружений.

    На новогодней странице газеты «Большая Волга», 1939 года, рядом с картинкой повергнутого храма на фоне высящейся плотины, юмористические стихи, в том числе и такие:

    Газета «Большая Волга» 1939 г

    «Церковный Углич не вернется, шалишь!

    Его ликвиднули Захаров, Рейниш».

    Знали бы те юмористы, что «ликвиднуть» церковный Углич оказалось не так-то просто. Живые свидетели того времени не забыли храмы Углича, его неповторимый облик. Некоторые вычеркнули из памяти события времени Волгостроя и не хотят о них рассказывать, но старый Углич с церквями, где венчались их родители, где их — детей крестили, помнят, и праздники православные, и батюшек своих приходов помнят. Оживают в Угличе и его окрестностях монастыри и церкви, закрытые в 1920-х, 30-х, 40-х годах. Все возвращается, что нетленно — духовность, память.

    Осуществиться планам полного преобразования Углича помешала война, грянувшая в 1941 году. Но строительство гидросооружений было успешно завершено ценой героического труда людей, и безвозвратных потерь материальных и духовных.

    Преемственность образов.

    «Построенная по принципу внерусловой пойменной компоновки основных бетонных сооружений, она представляет собой сложный комплекс, значительная часть которого находится под водой». Так написано о плотине в спецвыпуске «Большой Волги».

    Отражающаяся в Волге надводная часть бетонной плотины — это удивительное сооружение, так по разному видится вблизи, с дальнего расстояния и совсем издалека, с берегов верхнего бьефа. При близком рассматривании это серая громада. С расстояния — уже белое в солнечный день, красивое здание, вписывающееся в окружающий пейзаж, и уже чудится в нем нечто мемориальное. Издалека кажется — это аккуратный белоснежный кораблик без мачт и парусов, двухпалубное судно, встало на якорь к правому берегу.

    В 1939 году так писали об архитектурных проектах мастерских Волгостроя. «Сооружения Большой Волги –Рыбинский и Угличский гидроузлы, заканчивающиеся строительством в первой пятилетке, по праву займут одно из видных мест в ряду величественных сооружений Сталинской эпохи. В этом значительную роль должна будет сыграть архитектура, раскрывающая в образе каждого сооружения пафос и героику наших дней.» «Угличский гидроузел своей архитектурой входит непосредственно в старый тысячелетний город. Архитектурно-планировочная задача решена таким образом, что в новый комплекс «вкрапливаются» старые сооружения. Гидростанция и плотина решаются единым комплексом. Семь быков плотины, с будками механизмов на них, ритмично развиваются в колоссальном объеме ГЭС. Само здание гидростанции решено в простых и ясных формах. Фасад, решенный большим классическим ордером, прост и выразителен».

    Рассматривая на старинных фотографиях и рисунках фасад Покровского монастыря как комплекс: башни с воротами, с примыкающим двухэтажным корпусом, наверное, можно сказать те же слова: Фасад, решенный большим классическим ордером, прост и выразителен. И уже начинаешь фантазировать о том, как всплыл-таки остов фасада Покровского монастыря без крыш, с раскрытыми окнами, замурованными воротами и башнями, и причалил к городу, и остался там памятником или намеком…

    Любуясь видом прибрежной части Углича на изгибе Волги, мы, наверное, должны быть признательны архитектору за то, что комплекс гидросооружений: ГЭС, плотина, шлюз органично вписываются в ландшафт, не разрушая его, и будят ассоциативную память людей, посвященных в историю уникального российского города Углича. Наша плотина, пожалуй, кроме своего функционального назначения, стала еще своеобразным памятником промышленной архитектуры 20-го века и памятником тем людям, кто трудился здесь и кто остался навечно в этой земле.

    Вечная память.

    Попытки предать забвению легенды и были о Покровском монастыре, оказались безуспешными. Подобно тому, как в начале весны из-под осевшего льда водохранилища выступают фундаменты монастыря и в иные годы кирпичная кладка видна очень хорошо, так и память человеческая воскрешает все святое и прекрасное.

    Хочется повторять «Ничто не исчезает…». Хочется находить новых свидетелей прошлого, пока живы они, записывать их рассказы, порой похожие на легенды. И все имеет свою ценность, на все есть Божий промысел.

    Судьба свела меня случайно в Рыбинске на конференции с педагогом московского лицея В. А. Птицыным, он оказался тем человеком, который возглавлял группу, поставившую крест над местом затопления Покровского монастыря. Он, никогда не видевший фотографии монастыря, рассказал мне, как делали крест, освящали, привезли по Волге, поставили. Подарил фотографию креста. А я подарила ему фотографию Покровского монастыря.

    Только стоит начать собирать, воскрешать памятные знаки, как они сами являются. В свое время открытием была для меня коллекция рисунков Покровского монастыря И.Н. Потехина, которую хранит его дочь, потом стали появляться в моих фондах любительские фотографии монастыря, сделанные в разное время. Помню, когда вновь освятили Казанскую церковь, и начались первые службы в ней, еще не обустроенной, холодной, все заметили, что на фресках, изрядно покалеченных временем и злыми людьми, над головами святых Паисия и Кассиана просияли золотом нимбы. И еще, это тоже чудо, на ликах святых сохранились глаза, словно смотрят они на нас — сегодняшних людей. В эту церковь после ее открытия какой-то мужчина принес икону Преподобного Паисия, а потом ее передали в Воскресенский монастырь, где в это время открывали престол Паисия.

    Собирая краеведческий материал, я обходила храмы Углича, и свидетельства о Паисии буквально сами являлись. В Федоровской церкви есть изображения Святых Паисия и Кассиана, которые мы — добровольцы, помощники реставраторам не замечали еще в начале 1990-х годов, когда расчищали эту церковь от складской грязи. Мы видимо были не прозревшие еще тогда…

    Благодаря краеведам г.Мышкина, посчастливилось мне побывать в Калязине и в Учме, и на затопленной Мологе, и на родине Преподобного Паисия в с. Богородском, поработать с краеведами, историками и многими интересными людьми, научиться творческой собирательской и просветительской деятельности. Мне довелось пережить многое, увидеть, услышать, прочитать, узнать о трудах и подвижничестве современников наших — жителей Поволжья, не жалеющих себя в делах по сохранению светлой памяти об утраченных святынях Отечества, об ушедших прекрасных соотечественниках. В совместных мероприятиях мы наработали практический опыт изысканий и обрели счастье душевного общения.

    Многие труды межрегиональных краеведческих конференций, изданные в городах Поволжья, представляют собой продолжение истории духовной жизни и православной культуры России. Надо приобщать к их изучению как можно большую аудиторию для осуществления передачи памяти из прошлого в будущее через настоящее.

    Использованные источники и литература.

    1. Архитектура сооружений Волгостроя. Журн. Большая Волга № 1, спецвыпуск .1939.

    2.А. Е. Виденеева. К истории Угличского Покровского монастыря во второй половине 18 века. Церковь в истории и культуре Угличского Верхневолжья. Углич. 2000. – с.52-63.

    3.Денисов В. В. Монастыри и культура Угличского Верхневолжья. Углич. 1998 . -124 стр.

    4.Преподобный Паисий угличский чудотворец. Угличский патерик. Углич 1999 .-с. 8 -23

    5.Соловьев Л. Ф. Краткая история г. Углича. С. Петербург 1895.-с.47, 69, 97 – 101.

    6. Личный фонд В. А. Петрова инв. № 7807. УИ АХМ.

    7. Записи устных воспоминаний старожилов Углича: Е.Д.Колобовой, М.И.Тихомировой, Д.И. Седнева и других.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *