Воспитание будущего семьянина

Раздел I

Актуальные проблемы современного образования

Е.И. Зритнева

ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Постановка и решение проблемы воспитания будущего семьянина в современной педагогике в значительной мере обусловлена не только кризисным состоянием института семьи, но, прежде всего, изменением ценностных брачно-семейных ориентаций общества, доминированием индивидуально-личных над семейно-групповыми ценностями, девальвацией специфических функций семьи, распространением среди молодежи гедонистического отношения к браку и семейной жизни.

Семья один из наиболее древних социальных институтов, механизм самоорганизации общества, она возникла значительно раньше классов, наций и государств. При этом во все времена семейно-брачные отношения занимали особо важное место в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие семьи были залогом его стабильности. Это было нормой и ценностью.

На протяжении длительного исторического периода, исчислявшегося тысячелетиями, семья изменялась, преображалась, трансформировалась под влиянием обстоятельств. На каждом историческом этапе обществу соответствовал свой тип семьи и семейных ценностей. При этом, так называемые, родовые ценности семьи и брака, ради которых семья существует, реализовывались всегда:

— сложный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, высшей ценностью которого является любовь;

— рождение детей;

— различные ценностные ориентации, благодаря которым в многопластовой сфере общения члены семьи имеют возможность окунуться в мир человечности. Этому способствуют роли жены, мужа, отца, матери, сына, дочери и т.д. .

Необходимо констатировать, что в современных условиях указанные ценности семьи теряют свое значение для молодежи. Российская семья испытывает на себе общецивилизационные и специфичные для российской действительности воздействия: глобализация, информационная, сексуальная и иные революции, переход к рыночным отношениям, правовому государству и пр. Дисфункция семьи и деструктивность брачных отношений негативно влияют на все значимые стороны жизнедеятельности семьи и становятся источником множества проблем, связанных с девиацией поведения взрослых и детей, невротизацией личности, психологической травматизацией, вследствие негативного опыта семейной жизни. При этом, весь строй жизни ориентирован на индивида-одиночку. Экономическая и производственная сферы с системой индивидуальной зарплаты дают возможность быть независимым от родственников. Полученное образование и профессия позволяют найти работу, иметь постоянный источник дохода и обеспечивать себя материально. Развитая система общественного питания и обслуживания позволяет избавиться от забот домашнего быта. Интернет заполняет нишу информационного и коммуникативного дефицита. Подростков и юношество охватила БтБ-мания, уход в виртуальную реальность. Средства массовой информации, сексуализация культуры формируют

отношение к сексу как к спорту. Все это обусловливает не только нуклеаризацию семьи, но и увеличение случаев сознательного одиночества и бездетности как альтернативы традиционных брачно-семейных отношений.

Несомненно, в изменившемся российском обществе изменилась и модель семьи, она стала вариативна. Семья может объединять супругов с детьми, находящихся в зарегистрированном или незарегистрированном браке; пару «мать и ребенок» (отец и ребенок); бездетных партнеров, не вступающих в брак и ведущих совместное хозяйство; полигамный союз, основанный на религиозных обычаях или новых нравственных нормах, а также однополый фактический брак.

Произошла автономизация брачности, сексуальности и прокреации. Выбор брачного партнера перешел от закрытой системы к открытой. Развод превратился в атрибут брака. Супружеские отношения ставятся выше родовых — родительских. Причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида.

В результате семья постепенно утрачивает роль общности, функционирующей на основе четко заданных норм и образцов поведения. Происходит отказ от жесткой регламентации брачно-семейных отношений, меняются представления о типично мужских и женских ролях, об ориентациях и ожиданиях, связанных с браком.

Если в прошлом семью объединяли чисто внешние, формальные факторы (закон, нравы, общественное мнение, традиции и др.), то в настоящее время формируется новый тип семьи, единство которой все больше зависит от личных отношений друг к другу всех ее членов — взаимопонимание, привязанность, взаимное участие, уважение, преданность, симпатия и любовь .

Таким образом, современные супруги хотят видеть основой брака не правовые, экономические или статусные отношения, а эмоциональные. Брачные отношения детерминируются персонифицированной психотерапевтической функцией, обеспечивающей психологический комфорт, влияющий на психофизическое состояние, удовлетворенность и длительность добрачных и супружеских отношений, личностный рост супругов» .

Все это значительно осложняет брачно-семейные отношения, так как резко повышает уровень требований личности к семейной жизни, реализовать которые многие супруги просто не в состоянии в силу культурных традиций общества, своих индивидуальных особенностей, отсутствия соответствующего опыта и подготовленности к браку и семейной жизни.

И все же, несмотря на историческое изменение места семьи в обществе, именно семья по-прежнему представляет собой такую социокультурную среду, которая соединяет в себе нормы, способствующие сохранению социального строя и жизненного порядка, обеспечивает существование членов рода, передает социальный опыт молодому поколению через ценностно-нормативную систему, осуществляя тем самым, социальный контроль. Все это, в конечном итоге, способствует поддержанию стабильности общества и подтверждает ценность и значимость семьи для современного государства.

В связи с этим подготовка молодежи к браку и семейной жизни является настоятельной потребностью, наполняется новым содержанием и как система включает воспитание семьянина и собственно добрачное воспитание молодежи.

Добрачное воспитание более узкое понятие, чем воспитание семьянина -это неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения, всестороннее систематическое воздействие на подростков и юношество с целью подготовки и включения их в брачно-семейные отношения, достижения социально-психологической зрелости, становления личности семьянина, и обеспечения преемственности поколений в сфере брака и семьи.

Воспитание семьянина — процесс целенаправленного содержательного вли-

яния на личность с целью развития ее способности достигать гармонии и стабильности в семейной жизни. Воспитание семьянина включает в себя формирование ценностного образа семьи, установки на вступление в брак, формирования и развития качеств личности, ее знаний, умений и навыков позитивных и ценных для семейной жизни. Воспитание семьянина начинается с первых лет жизни и продолжается, в случае осознаваемой необходимости, после вступления в брак. Невозможно выделить какие-либо признаки, чтобы сказать, что личность семьянина окончательно состоялась: динамика семейной жизни и непредвиденный ход событий постоянно будут влиять на поведение человека, живущего в семье. Таким образом, главная цель воспитания семьянина — формирование готовности личности к браку и семейной жизни в ходе взаимодействия с реальной действительностью.

Воспитание семьянина представляется как процесс, состоящий из двух этапов:

1 этап — до вступления в зарегистрированный или гражданский брак: добрачное воспитание, цель которого — становление личности будущего семьянина и формирование готовности к браку и семейной жизни.

2 этап — в процессе семейной жизни: психолого-педагогическое влияние на личность семьянина с целью оказания помощи в достижении гармонии и стабильности в брачно-семейных отношениях, формирование готовности супругов к сохранению семьи и брака.

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый — целенаправленность, наличие какого-то образца, как социально-культурного ориентира; второй — соответствие хода процесса социальнокультурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий — это присутствие определенной системы организуемых влияний .

Воспитание будущего семьянина как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность:

1) Воспитание будущего семьянина всегда являлось неотъемлемой частью воспитания, так как в основе брачно-семейных отношений заложен один из самых важных и сильных инстинктов человека — половой, т.е. инстинкт продолжения человеческого рода, без реализации которого существование общества практически невозможно. Социальный контроль создает ограничения проявлениям полового инстинкта с учетом определенной социальной целесообразности и реализуется через воспитание, традиции и санкции.

2) Воспитание будущего семьянина возникло из практической необходимости приобщения подрастающего поколения к жизни в семье как способу выживания. Семья являлась, прежде всего, хозяйственно-экономической ячейкой, дающей возможность обеспечивать собственную жизнь, жизнь своих детей и престарелых родителей. Это была «форма социального приспособления к условиям существования, к условиям хозяйствования в мире» (Н.А. Бердяев).

3) Воспитание будущего семьянина на каждом этапе общественно-исторического развития носит конкретно-исторический характер: внешняя среда определяет экономическую жизнь общества и одновременно диктует форму семьи, которая в свою очередь влияет на общественные процессы. Таким образом, каждой экономической формации объективно соответствует и определенная семья, которая в свою очередь формирует образ семьянина и его должного поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) Воспитание будущего семьянина, прежде всего, осуществляется за счет освоения молодежью опыта семейной жизни своих родителей в процессе самой жизни в семье, включения с первых дней своей жизни в семейную систему общения и хозяйствования. Отношения, в которые вступают взрослые и дети одной семьи, всегда оказываются воспитывающими для будущего семьянина, независимо от того осознается это взрослыми и детьми или нет.

5) Воспитание будущего семьянина осуществляется и самой общественной жизнью, социумом посредством брачно-семейных ценностных ориентаций, одобрения или неодобрения определенных форм брака, этических норм и правил поведения в семье и т. д.

6) Воспитание будущего семьянина не ограничивается периодами детства и юности. Семья — основа социальной структуры. Она остается на протяжении всей жизни советником людей, судьей их поступков, хранителем семейной чести, аккумулятором семейного опыта. Определяющие факторы поведения человека — это семейная солидарность, контроль со стороны семьи, ответственность перед семьей. Внутренняя семейная динамика влияет на судьбу человека, включая и его здоровье.

Воспитание будущего семьянина — сложный социально-педагогический процесс. По своему назначению он многофункционален.

Мотивационно-мобилизующая функция, в которой заложен большой потенциал, состоит в создании психолого-педагогических условий, побуждающих молодых людей к осознанному и ответственному выбору брачного партнера, стремлении к стабильности в брачных отношениях, создании и сохранении семьи, реализации полученных знаний, самовоспитанию себя как будущего семьянина.

Обучающе-конструктивная функция заключается в формировании у ребенка позитивного образа семьи и семейных отношений, а также развитии личностных качеств, необходимых в семейной жизни. В современных условиях к таким качествам следует отнести: умение осуществить оптимальный выбор брачного партнера, готовность принять на себя ответственность за семью и новую систему обязанностей, умение и желание понимать членов своей семьи, уважение их прав и достоинств, умение достигать соглашения и компромисса, навыки конструктивного разрешения конфликтной ситуации, толерантность, эмпатию и пр. Это — стержневая, базовая функция процесса воспитания семьянина. Степень ее реализации определяется качеством и эффективностью воспитательной работы в целом.

Мировоззренческо-аксиологическая функция заключается в синтезировании современных научных представлений о природе общественной жизни людей и роли семьи в этом процессе, знаний о функционировании общественного организма в системе человек — семья — общество, позволяет определить реальные и мнимые ценности в жизни людей.

Информационно-коммуникативная функция воспитания будущего семьянина обусловливает активное влияние воспитания на процесс познания особенностей функционирования семьи как социального института и малой группы (этапы развития семьи и супружеских отношений, кризисные периоды брака, латентные нарушения семейной жизни и их последствия, особенности и приемы воспитания детей в семье и т. д.), а также условий развития гармоничных взаимоотношений между членами семьи, овладение приемами трансакций.

Профилактико-корректирующая функция заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных проявлений поведения в будущих брачно-семейных отношениях, связанных с психологическими особенностями личности или негативными чертами характера (эгоцентризм, акцентуации характера, агрессивность, вспыльчивость и пр.).

Все функции добрачного воспитания будущего семьянина взаимосвязаны, могут переходить одна в другую и являются формирующе-развивающими.

Подготовка к браку и семейной жизни — это целостный процесс, в котором развитие, воспитание и обучение молодежи составляют неразрывное единство, а их факторами выступают влияние собственной семьи, средств массовой информации, общества сверстников и личностно-деятельностная технология учебного процесса общеобразовательных учреждений. При этом воспитание будущего семьянина

должно осуществляться на всех этапах возрастного развития и не должно быть отделено от общих задач воспитания подрастающего поколения. Ведущей целью этого процесса будет формирование готовности личности к браку и семейной жизни.

Очевидно, что содержание готовности личности к браку и семейной жизни представляет собой комплекс общетеоретических и специальных знаний, совокупность умений, которые будут приведены в действие при наличии у будущего семьянина гуманистической направленности личности.

Структурными компонентами готовности молодежи к браку и семейной жизни являются мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, эмоционально-волевой.

Мотивационно-ценностная готовность молодежи к браку и семейной жизни на ее высшем уровне проявляется в гуманистической направленности личности. Критериальными показателями ее наличия являются: осознание семьи как ценностного социального института, личностное осмысление ценностей семьи и брака, признание значимости внутрисемейного общения, принятие творческого характера поведения семьянина, осмысление ценности самосовершенствования себя как семьянина, личностный смысл ценности родительства.

Интеллектуально-познавательная готовность молодежи к браку и семейной жизни сводится к овладению совокупностью знаний по психологии личности и семейных отношений, семейной педагогике, организации функциональной деятельности семьи, народной педагогике, организации разумной жизнедеятельности семьи.

Критериальным показателем этой готовности является наличие знаний, их личностный смысл, аналитические и практические умения.

Действенно-практическая готовность молодежи к браку и семейной жизни проявляется через внешне наблюдаемые умения и навыки, необходимые в семейной жизни: конструктивные, коммуникативные, гностические, организаторские. Их критериальным показателем служит степень сформированности умений прогнозировать развитие семьи, моделировать возможные семейные ситуации с учетом психологических особенностей членов семьи, регулировать взаимоотношения в системе «личность — семья — общество» и «личность — семья — личность»; сотрудничать со всеми членами семьи, формировать чувство сопереживания и сопричастности в совместной деятельности, сочетать требовательность с уважением к личности, опираться на положительное в семье и в каждом ее члене.

Эмоционально-волевой компонент готовности молодежи к браку и семейной жизни сводится к желанию создать хорошие условия жизни в семье для каждого ее члена, любви к близким людям и детям, к положительному эмоциональному настрою на создание и укрепление семьи в различных ситуациях, потребности трудиться на благо семьи. Критериальными ее показателями являются: психологическая установка на создание и укрепление семьи, положительные эмоции, выражающие удовлетворенность от семейных дел и обязанностей, стремление к преодолению препятствий на пути к созданию здоровой благополучной семьи.

Общая готовность к браку и семейной жизни предусматривает сформиро-ванность всех ее составляющих компонентов.

Таким образом, современные социокультурные реалии требуют переосмысления сущности воспитания подрастающего поколения. При подготовке молодежи к браку и семейной жизни определенное значение должна иметь совокупность мер, которые можно условно назвать воспитательно-прогностическими. Суть их состоит в разработке таких направлений всестороннего воспитания детей, подростков и юношества, которые учитывали бы основные проблемы, переживаемые современной семьей, и требования, предъявляемые личностью к семейной жизни.

Необходимо разработать государственную долгосрочную программу под-

готовки молодежи к браку и семейной жизни «Семья в XXI веке», реализация которой потребует консолидированных усилий многих организаций и специалистов.

Основой программы должна стать действенная государственная семейная политика, гарантирующая социально-экономическую поддержку семье любого типа, защиту интересов ребенка, формирующая на этой основе ценность семьи в общественном сознании и, как следствие, демонстрирующая целесообразность и выгодность семейного образа жизни для каждой личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Савинов Л.И. Семьеведение: Учебное пособие. — Саранск, 2000.

2. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990.

О.Л. Серветник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТИ ЗНАНИЙ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Целью любой системы образования является передача следующему поколению опыта и знаний всех предшествующих. Очевидно, что всё накопленное и приобретённое передать невозможно, да и не нужно. Перед высшим профессиональным образованием, целью которого является подготовка высококвалифицированного специалиста к эффективной работе в какой-либо области человеческой деятельности, в ситуации, когда все возрастающий темп морального старения знаний и их приложений делают невозможным ограничение образования заранее определенным содержанием изучаемых дисциплин, встает ряд острых противоречий, связанных с новым отношением к значению и ценности знаний в современном мире.

Изменения базовых парадигм восприятия мира, связанные с процессами глобализации (стремительный рост научно-технического прогресса, лавинообразное увеличение объемов доступной информации, индивидуализация общества, новые типы взаимодействия локальных и глобальных структур, виртуализация многих сфер жизни и др.) привели к формированию концепции знания, существенно отличной от предшествующей. Современный этап глобализации характеризуется выдвижением на первый план доктрины, базирующийся на логике экономики либерального типа и формирующей новый мировой порядок в производстве и передаче знаний, исходящий из правил свободной торговли, в основе которой лежат идеологии и стратегии транснациональных корпораций. Творческие способности человека призываются сегодня служить прогрессу капитала, поскольку ныне для этого необходимы утилизация знаний, рост профессионализма, постоянное повышение производительности труда.

Ф. Лиотар отследил, как менялся статус знания по мере вступления западных обществ и культур в постиндустриальную эпоху. Он считал, что в постиндустриальный период высшее образование, каким его привыкли считать в предыдущую эпоху, приближается к своему концу . Две важнейшие функции институтов высшего образования — передача молодому поколению научных знаний и получение новых знаний — подверглись трансформации в результате развития новых наук и технологий, таких, как кибернетика, информатика, новые компьютерные языки. Стремительное

§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о.

кас — кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан — клон. На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние; под ударением — о и а: ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап — кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а — в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние. Под ударением — только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг — лог — лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж — о, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.


пай — пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением — а и о: ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й.

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах, производных от глагола плыть — плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

Однако в словах по́ровну, рове́сник, связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению с ровный, — буква а. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а — в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о — в сочетании не ровён час, в слове у́ровень.

разн — розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а, в слове по́рознь — буква о Под ударением — а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).


скак — скок — скач — скоч. Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под ударением — о, напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов — напр., ска́чет, поска́чем, и производные ска́чка, вска́чь); буква о — в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить) и в слове выскочка (проверка — формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор — твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о; под ударением — не только о (тво́рческий, тво́рчество), но и а (тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь, где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а.

2. Корни с буквами и и е.


Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко — в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *