Воспитание доброты

Памятки для родителей

Памятки для родителей.

Памятка 1.

Правила для родителей первоклассника.

1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – первый союзник и друг Вашей семьи.

2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей.

3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка, спрашивая, что он узнал нового, чему научился, а не только что получил.

4. Регулярно контролируйте выполнение ребенком домашнего задания, помогайте иногда, если ребенок испытывает затруднение, но не делайте работу за него.

5. Расширяйте знания и умения ребенка, пробуждайте интерес к учению дополнительной занимательной информацией по изучаемой проблеме.

6. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех классных и внеклассных мероприятиях.

7. Старайтесь выслушать рассказы ребенка о себе, о школе, его товарищах, живите интересами своего ребенка.

8. Старайтесь оказывать посильную помощь школе и учителю. Это благотворно отразится на Вашем ребенке и поможет Вам овладеть искусством воспитания.

Памятка 2

Учитесь любить ребенка.

O Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

O Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

O Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

O Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувства собственного достоинства уступает место чувству вины.

O Когда к детям относятся терпимо и справедливо, они учатся быть терпимыми и справедливыми с другими.

O Когда детям внушают уверенность в себе, они учатся быть спокойными и уверенными.

O Когда дети живут в обстановке правдивости, они узнают, что такое справедливость.

O Когда поступки детей одобряют, они учатся ценить себя.

Памятка 3

Создание благоприятной семейной атмосферы.

Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос:

» Какие оценки ты получил сегодня?», лучше задать нейтральные вопросы:

«Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Воспитание трудолюбия у детей

Чаще поощряйте ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не всё у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.

Привлекайте ребёнка к большим семейным делам и приучайте ребёнка доводить начатое до конца.

Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

Не наказывайте ребёнка трудом!

О воспитании доброты в детях

1. Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребёнку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

2. Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и природе. Будем развивать в детях чувство любви ко всему живому.

3. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.

4. Как можно больше любви к ребёнку, как можно больше требовательности к нему.

5. Давайте делать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.

6. Научимся владеть собой.

7. Выдержка! Выдержка! Выдержка!

С О В Е Т Ы Р О Д И Т Е Л Я М

O Любой ребёнок – отличник или двоечник, подвижный или медлительный – заслуживает любви и уважения: ценность в нём самом.

O Помните, что ребёнок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства у ребёнка есть сейчас, надо уметь их видеть.

O Не скупитесь на похвалу.

O Хвалить надо исполнителя, а критиковать исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать как можно более безразлично.

O Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.

O Ставьте перед ребёнком достижимые цели.

O Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного.

O Позволения учат детей лучше, чем запреты.

O При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

Открытое занятие по светской этике

Тема: «Человек рождён для добра»

Учитель начальных классов

МОУ Лицей г.Истра

Коломейцева И.В.

Открытое занятие по светской этике.

Тема: Человек рождён для добра.

Цели: дать понятие о «добре и зле»,

активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности»

Ход занятия

1.Вступление.

У.- Как вы думаете, что значит для людей человеческая жизнь?

(Это благо, священность)

У.- Что она даёт человеку?

(Радоваться природе, миру, дружить, заниматься любимым делом..)

У. – А человек что может дать жизни?

(Труд, талант, способности, мысли, изобретения, семью, разнообразия чувств, своих потомков…)

У.- Эти дары направлены на благо жизни или во вред?

(Во благо.Человек стремится к развитию)

2. Просмотр фрагмента из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена»

(про строительство детской площадки)

У.- Почему милиционер не наказал Крокодила.Гену и Чебурашку?

(помогли детям, построили для детей площадку бескорыстно)

У.- Для чего рождён человек?

(Человек рожден для добра)

Слайд № 2

У.- Именно это ждут от человека люди. Об этом звучат песни, повествует народное творчество, слагаются сказки. Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе сама жизнь окажется под угрозой своего существования. Чему учит нас сказка?

(Доброте, добре)

Слайд № 3

У.- Назовите добрых героев (положительных)

В чём заключается их доброта? А какие добрые дела, добрые поступки они делали?

+ хлопаем в ладоши

— топаем ногами.

3. Работа в парах.

У.- Перед вами листочки. Напишите черты характера добрых сказочных героев.

(бескорыстие, доброта, преданность, человечны, щедрость, трудолюбие, аккуратность, справедливость, смелость, самостоятельность, ответственность)

— На примере сказки мы увидели, какие качества присущи человеку.

Слайд № 4

.- А душа человека стремится к добру, истине и красоте?

Слайд № 5

— По какому же правилу действовали положительные герои сказок?

— А человек по какому?

( основному правилу нравственности –»Золотое правило»)

4. Работа по сказке.

Слайд № 6 (дети читают)

Л.Н.Толстой «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

-Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

— Что такое добро?

У.- Добро-все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться процветать.

— Что такое зло?

— Зло- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать.

— Так какие поступки надо совершать?

(добрые, человек рожден для добра, а зло надо стараться избегать, искоренять)

— Как?

(надо делать больше добрых дел)

— Каких?

5. Слайд № 7,8

Распределите слова на две группы, в первую положите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую- к понятию «зло»

(- — добро, = — зло)

— Кто готов?

— Посмотрите не доску. Вот, что у меня получилось. Вы согласны?

6. Работа по сказке.

Слайд № 9

Сказка: Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».

— В чем, по-вашему, смысл этой сказки?

(зло совершило злое действие, а добро ответило добром)

У.- А если бы добро поступило так же, как зло, зло бы уменьшилось?

Конечно, нет. Поэтому важно следовать известной мудрости:

Слайд № 10 Отойди от зла и сотвори благо, добро.

7. Чтение народных пословиц.

У.- На столе у вас разные мудрые изречения, прочитайте вслух.

Желающий добра подобен делающему добро. Арабская поговорка

Злоба лишает человека силы. Русская поговорка

Настоящий воин тот, у кого есть милосердие. Японская пословица

Против милосердия и меч бессилен. Японская пословица

Сердцу злого человека и во время отдыха нет покоя. Хаусская пословица

Что людям радеешь, то и сам добудешь. Русская пословица

Сделав добро, худа не ждут. Русская пословица

За недобрым пойдешь – на беду набредешь. Русская пословица

Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Русская пословица

Гони от себя злобу- вот лучший способ держаться подальше от беды. Хун Цзычен

Зло исцеляют противоположным. Вольтер

Путем зла не доходят до добра. Уильям Шекспир

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Толстой

Корень злых дел в дурных мыслях. Лев Толстой

— Кто поделится своими мыслями?

8. Что совершать легче добро или зло? Почему?

(зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется).

Почему же люди, зная, что добро лучше, все же совершают злые поступки?

-Легко ли быть добрым человеком? Почему?

(необходимо преодолеть себя)

9. Книга-памятка.

У.- Запишите на отдельных листочках, что надо в себе преодолеть, чтобы быть добрым, не отвечать на зло злом.

10. Итог

У.- Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие стихотворные строки:

Не обижай людей,

Придет расплата.

Нам счастья не сулит

Обида чья-то.

«Воспитание доброты в семье»

Добро – нравственная категория, отражающая поведение людей, содействующая росту человечности между ними. «Добро и зло асимметричны по отношению друг к другу. Добро не ссылается на зло в подтверждение своей правоты, а зло всегда выдает за свое оправдание то или иное добро» (С.Лем). В идее добра лежит стремление человека и человечества к совершенству.

Мнение родителей. Родители считают доброту одним из важных качеств, которое нужно воспитывать с детства, однако обобщают и постепенно заменяют данное понятие на определение «хороший ребенок». Об этом свидетельствуют результаты блиц опросов детей: «Добрый человек – хороший человек», «Быть добрым человеком – значит помогать кому-то», «Это когда не злятся, не ругаются». Понятие «добрый» и «хороший» для детей означает практически одно и то же: «Мама хорошая и добрая, когда не сердится, разрешает побегать и покупает игрушки, сладости и машинки, папа добрый, когда разрешает сесть ему на шею, играет вместе с нами, смешит и т.д.». главным критерием проявления доброты ребенок считает, по-видимому, доброжелательное внимание и проявление заботы со стороны взрослого. Этого родители часто не замечают. Кроме того, в определении самостоятельных проявлений данного качества со своей стороны дети часто затрудняются. На просьбу привести примеры своих добрых поступков они рассказывают, как помогают дома своим мамам и бабушкам: моют полы вместе, готовят ужин и т.д., т.е. взрослый в их высказываниях практически всегда выступает соучастником проявления доброты.

Мнение специалистов. Для детей дошкольного возраста понятие «быть добрым» неразделимо с понятием «быть хорошим», т.е. идеальным в глазах взрослых и ровесников, однако реальное поведение детей может не соответствовать этому идеалу, расходиться с представлением об «идеальном» образе себя. При этом характерно, что большинство детей продолжают оценивать себя как «хороших» только потому, что момент нарушения нравственных норм не был зафиксирован взрослым. Более того, при выборе: «Каким ты хочешь быть, когда вырастешь: сильным, добрым, красивым или умным?» очень мало детей выбирают: «Быть добрым» (около 15-20%). Об этом стоит задуматься родителям.

Попробуйте задать детям следующие вопросы:

Что такое доброта?

Что значит выражение «быть добрым человеком»?

Зачем это нужно в жизни?

Ты добрый человек? Приведи примеры добрых поступков.

Рекомендация для родителей: «Как воспитать ребенка добрым»

Задумывались ли вы, что доброту в ребёнке нужно целенаправленно воспитывать? Вовсе не важно, как ребёнок себя ведёт, послушный он и ласковый или агрессивный и капризный. В любом случает воспитанию в детях доброты нужно уделить большое внимание.

Доброта — это не только чувство, способность сопереживать и дарить свою любовь, внимание и заботу. Доброта — это ещё и степень осознанности. А осознанное отношение к жизни и всему окружающему можно воспитать. Надо сказать, что если родители сами не очень-то проявляют свои добрые чувства, то сложно будет воспитать эти чувства и в ребёнке. Поэтому, воспитание детей лучше всего начать с себя.

Доброта воспитывается не только своим собственным примером, своим отношение к ребёнку, но и с помощью определённых занятий. Такие занятия знакомы каждому — это чтение сказок и рассказов, просмотр добрых детских фильмов и т.п. Но можно эти занятия сделать более полными и целенаправленными.

Уделите ребёнку внимание, прочитав с ним какую-нибудь сказку или посмотрев мультфильм, обязательно порассуждайте с ним, о том, что он понял, объясните ему мораль этой истории, поясните некоторые неизвестные ему понятия. На самом деле это не занимает много времени и не требует каких-то особых усилий. Это простые естественные вещи, которые должны выполнять родители. Проблемы с детьми возникают тогда, когда сами родители забывают о таких простых вещах, как внимание и забота о детях, когда они перекладывают свою ответственность на воспитателей и педагогов. Воспитание детей начните с себя!

Воспитывая в ребенке доброту, мы воспитываем его для того, чтобы он был счастливым. Воспитывать доброту в ребенке нужно, конечно, прежде всего, любовью. Ребенок, которого родители любят не на словах, а на деле, никогда не вырастет злым. Однако, существует еще несколько принципов, которых стоит придерживаться, если мы хотим воспитать в ребенке отзывчивость и доброту.
1. Принцип справедливости.
Ожесточенность и озлобленность в ребенке формируются тогда, когда родители постоянно нарушают принцип справедливости по отношению к нему. Так, к примеру, родителям следует помнить, что наказание за проступок должно быть адекватно проступку. Если ребенок получил плохую оценку, это не конец света. Не следует спускать на него за это всех собак, образно выражаясь. Не стоит несколько дней третировать ребенка за небольшой проступок. Чаще всего обычного воспитательного разговора вполне достаточно. Несправедливые наказания западают ребенку в память и ожесточают его.
2. Принцип уважения.
Никогда не унижайте ребенка. Не нужно задевать его чувство собственного достоинства. Это плохой метод воспитания. Не нужно обзывать ребенка, говорить, что он самый тупой на свете, сравнивать с другими детьми. Тем более, никогда не следует этого делать при его друзьях, и вообще при посторонних.
3. Принцип равенства.
Это очень важный принцип воспитания в ребенке доброты, отзывчивости, и воспитания в принципе. Вы должны стараться относиться к поступкам вашего ребенка также, как относитесь к таким же поступкам со стороны взрослых членов вашей семьи. Поясним. Если ваш ребенок разбил тарелку, вы должны, прежде всего, подумать о том, чтобы вы сказали, если бы тарелку разбил не ребенок, а, скажем, ваш муж, или жена. Вы бы кричали на взрослого человека из-за разбитой тарелки? Если вы — адекватный человек, то нет. Тогда с какой стати, вы должны кричать на своего ребенка из-за разбитой тарелки? Ни в коем случае не должны. Иначе нарушается принцип равенства. Рано, или поздно, систематическое нарушение этого принципа приводит к конфликтам с ребенком. Особенно с подростком.
4. Принцип собственного примера.
Наиболее понятный, но наиболее сложный для осуществления принцип. То, чему вы учите ребенка, не должно быть пустым звуком. Ребенок должен видеть, что его родители живут по таким же правилам и ценностям, которые они внушают ему. Если вы учите ребенка никогда не врать, то ребенок никогда не должен быть свидетелем того, как вы сами говорите неправду. Если вы учите его быть добрым и милосердным, то и сами должны показывать пример этого. Помочь нищему на улице, бедной старой соседке, не отказывать в помощи друзьям и так далее.

Книги о доброте, которые следует прочитать для детей:

Сказки В.Сутеева, замечательные рассказы для детей Вы найдёте у: В.Осеевой, Льва Толстого, Пришвина, Сладкова, Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», Сельма Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями», В. Драгунский «Денискины рассказы», Холли Вебб написала трогательные истории про зверят, Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Мультфильмы о доброте, которые можно показать детям:

«Подарок для самого слабого»

«Просто так»

«Крепыш»

«Цветик-Семицветик»

«Крошка Енот»

«По дороге с облаками»

«Поросенок Фунтик»

«Мама для мамонтенка»

«Ежик и девочка»

Игры, воспитывающие чувство доброты в детях:

Игры для детей от полутора до трех лет:

«Маленький помощник»

В этом возрасте уже можно привлекать ребенка к домашним хлопотам. Небольшие и несложные обязанности обрадуют его и научат приносить пусть маленькую, но пользу. Поиграйте в маминого помощника. Покажите, как вытирать пыль салфеткой, уберитесь вместе в детской, полейте комнатные растения. Ведь польза – еще одно проявление доброты.

«Праздничный букет»

Собирайте во время прогулок красивые букеты. Это могут быть осенние листья и рябиновые ветки, полевые цветы или веточки вербы. Пусть ребенок сам решит, кому он их подарит – соседской девочке, бабушке или старшей сестренке. Если вы идете на день рождения, купите один цветок для малыша, чтобы тот сам мог вручить имениннику драгоценный подарок.

«Принеси, пожалуйста»

Игра состоит из просьб найти и принести вам или братику какую-то вещь. Это может быть пульт от телевизора, который понадобился дедушке. Или кошелек, который вы «забыли» в своей комнате. Каждый раз, когда малыш выполняет вашу просьбу, рассмотрите то, что он принес, и горячо поблагодарите за успешно выполненное задание.

Игры для детей от трех до четырех лет:

«Ожерелье»

Сделайте с малышом для бабушки или любимой воспитательницы великолепное ожерелье из макаронин, нанизанных на нитку. Во время творческого процесса повторяйте все добрые слова, которые ребенок знает. Расскажите, как правильно дарить и получать подарки.

«В помощь птичкам»

Сделайте вместе самую простую кормушку (можно из бумажного молочного пакета) и повесьте ее на дереве недалеко от дома. Не забывайте регулярно подсыпать туда семечки, хлебные крошки и наблюдайте за птицами. Объясняйте, почему городских птах нужно подкармливать, особенно в холодное время года.

«Грустный зайка»

Найдите среди мягких игрушек пушистика с печальным выражением мордочки. Прочитайте малышу стихотворение А. Барто про несчастного брошенного зайку. Произносите за игрушку: «Меня почему-то никто не любит. И никто-никто со мной не играет». Ребенок обязательно схватит и прижмет ее к себе.

Игры для детей от четырех до пяти лет:

«Кукольный театр»

Создайте дома настоящий кукольный театр, разыгрывая вместе с малышом самые разные добрые истории. Возьмите за основу русские народные сказки, психотерапевтические истории, подходящие под конкретную жизненную ситуацию. После представления обсудите добрых и злых персонажей. Уточните, на кого ребенок хотел бы походить.

«Коробка добрых дел»

Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте любые фигурки: сердечки, цветочки или кружочки. В конце дня предложите малышу бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков он совершил за сегодня. Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах.

«Я – герой»

В любых развивающих тетрадях можно обнаружить задания по развитию мелкой моторики: лабиринты и рисование заборчиков. Возьмите их на вооружение. Например, пусть малыш поможет ежику по запутанной дорожке донести яблоко до домика или нарисует забор, чтобы спасти мышонка от кошки. Объясните, что и в жизни нужно оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.

«Назови ласково»

Попросите своего Ванечку или свою Лизоньку называть так же ласково и их родных, друзей и, конечно, вас. Как можно ласково назвать бабу Катю? Бабулечка Катенька. А как он ласково позовет своего дошкольного приятеля Сергея? Сереженька. Постарайтесь вспомнить всех друзей ребенка и изменить их обычные имена на уменьшительно-ласкательные.

Предложите называть уменьшительно все окружающие предметы: кроватка, мячик, медвежонок и т. д.

Игры для детей от пяти до семи лет:

«Дерево дружбы»

В это развлечение можно играть одному или в компании сверстников. Из плотной коричневой бумаги вырежьте дерево с ветками и разместите его на стене. Из разноцветной бумаги сделайте сердечки и на каждом напишите имена друзей ребенка. Пусть малыш с закрытыми глазами выбирает сердце и, прочитав имя, скажет одну хорошую вещь об этом человеке. Затем поместите бумажное сердечко на одну из веточек дерева, используя, к примеру, пластилин.

«Самый добрый»

Играйте вдвоем с ребенком или пригласите его друзей. Кидайте в руки мяч и предлагайте поймавшему назвать какого-либо человека и объяснить, в чем заключается его доброта. Ваш малыш может сказать: «Мой старший брат очень добрый, потому что учит меня играть на гитаре».

«Что делать?»

Придумайте небольшую историю про небольшой несчастный случай. Например: «Миша падает с велосипеда. Что ты будешь делать?» Если ребенок предлагает свою помощь, расспросите, как именно он может помочь этому мальчику. Если же он говорит, что рассмеется, спросите, что чувствует в этот момент Миша. А что бы ощущал сам ребенок на его месте?

Актуальность выбранной темы

Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас — взрослых. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. Его можно осуществлять во всех видах детской деятельности. С первых лет жизни у ребёнка нужно воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, городу, Родине, уважение к людям разных национальностей.

В процессе нравственного воспитания стоит помогать становлению человека, способного испытывать гуманные чувства, формированию у него этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым. В детском саду педагогам под силу развить у детей умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. При этом педагог сам должен уважительно относиться к каждому ребёнку, создавать атмосферу для эмоционально-позитивного общения дошкольников друг с другом, создавать благоприятные условия для воспитания отзывчивости, заботы, сочувствия, доброты.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение уровня самообразования по данному вопросу.

Задачи:

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

-способствовать формированию нравственных ценностей у детей;

-создать в группе развивающую среду, способствующую духовно-нравственному развитию детей;

-выявить эффективные методы и формы работы для духовно-нравственного воспитания детей;

-развивать интерес у родителей к совместной работе по духовно-нравственному воспитанию детей.

План работы на год

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь — май

1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. Екатеринбург, 1996.

2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М., 2012.

3. Дурова Н.В. Очень важный разговор: беседы-занятия по этике поведения с детьми дошкольного возраста. Москва, 2000.

4. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение», 1987.

5.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.

6. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь-май

Игры по нравственному воспитанию дошкольников.

Совместная деятельность педагога и детей.

Сентябрь-май

Нравственно-эстетические беседы.

Совместная деятельность.

Ноябрь

Составление сборника пословиц и поговорок на нравственные темы.

Знакомство с пословицами и поговорками на нравственные темы и их обсуждение.

Январь

Подготовка к проведению краткосрочного проекта «Путешествие в страну вежливости»

Проект «Путешествие в страну вежливости»

Февраль

Игры на закрепление вежливых слов.

Совместная игровая деятельность.

Март

Составление творческих рассказов, придумывание историй, сказок на нравственные темы.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Апрель-май

Организация работы по нравственному воспитанию детей посредством трудовой деятельности.

Субботник по уборке территории с привлечением родителей, благоустройство участка клумбы, огорода детского сада.

Работа с семьёй

Сентябрь

Анкетирование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

Выявление сложившихся в семье духовно-нравственных приоритетов. Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями.

Октябрь

Консультация для родителей
«Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание дошкольников».

Информация в уголке для любознательных родителей.

Ноябрь

Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации).

Мастер-класс «Игры, направленные на духовно-нравственное воспитание дошкольников».

Январь

Подготовка перечня детской литературы о вежливости.

Буклеты «Почитайте детям о вежливости».

Февраль

Консультация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Папка-передвижка.

Март

Консультация «Духовно-нравственное воспитание в труде»

Выступление на родительском собрании.

Апрель-май

Привлечение родителей к работе по благоустройству участка детского сада.

Субботники, акции, конкурсы.

Май

Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).

Отчёт о работе по духовно-нравственному воспитанию детей.

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для составления картотеки нравственно-этических бесед и игр по нравственному воспитанию.

Составление картотеки нравственно-этических бесед и игр по нравственному воспитанию.

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

Выступление на педсовете.

Февраль

Деловая игра с педагогами ДОУ по духовно-нравственному воспитанию «Педагогический экспресс».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о результатах работы по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Юлия Мозжилина
План самообразования «Воспитание доброты у старших дошкольников»

План самообразования

воспитателя МДОУ№4

По теме: «ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

На 2018-2019 учебный год

Воспитатель: Мозжилина Юлия Васильевна

Ф. И. О. педагога- Мозжилина Ю. В.

Тема самообразования – «Воспитание доброты у старших дошкольников»

Работа начата — Сентябрь 2018года

Предполагается закончить – июль2019 года

Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей, создание предметно-развивающей среды способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.

Задачи:

Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, родному краю.

Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному краю.

Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.

Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Актуальность:

«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

Александр Владимирович Запорожец.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Раздел Срок Содержание работы Практический выход

Методическая работа В течении года — изучение нормативных документов;

— чтение конкретных педагогических периодических изданий;

— чтение методической, педагогической и предметной литературы;

— обзор в интернете информации по образовательным областям;

— проведение занятий.

— изучение и внедрение новых технологий;

— общение с коллегами в детских садах, и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.

— участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах;

— работа с родителями;

— информация для родителей по данной теме.

(консультация, анкетирование, памятки)

— разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

— доклады, выступления на родительских собраниях.

Работа с детьми Сентябрь Беседа: «О добре и зле»

Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Беседа: «Что такое дружба»

Коллективная работа «Дружная планета»

Октябрь Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия»

Занятие «Семья и родной дом»

Беседа: «Наша родина Россия»

Беседа:»Природа родного края» (просмотр презентации)

Оформление стенда «Моя Родина – Россия»

Ноябрь Беседа: «О бабушках и дедушках»

Беседа: «Никого роднее мамы в целом мире нет»

Занятие: «Русские матрёшки»

Занятие (рисование): «Моя мама лучше всех»

Занятие (лепка): «Знакомый портрет»

Занятие (аппликация): «Маме буду помогать»

Занятие (конструирование): «Букет для мамочки» Оформление стен газеты «Моя мама лучше всех»

Декабрь Беседа: «Новый год несет добро»

Беседа: «Рождество Христово»

Занятие (рисование): «Ангелочек»

Занятие (лепка): «Звонкие колокольчики»

Занятие (аппликация): «Рождественская звезда»

Занятие (конструирование):»Звездочки спускаются с неба»

Коллективная работа «Рождественская сказка»

Январь Беседа: «Рождественская Ёлочка» Выставка «Рождественская ёлочка»

Февраль Беседа: «Главная книга мира — Библия» Коллективная работа «Как бог создавал мир»

Март Интегрированное занятие: «Колокола» Выставка детских работ «Колокола»

Апрель Интегрированное занятие: «Пасха»

Занятие (рисование): «Пасхальное яйцо»

Занятие (лепка): «Украшенное яйцо»

Занятие (аппликация): «Корзина с пасхальными яйцами» (коллективная работа)

Занятие (конструирование): «Пасхальная курочка» Выставка рисунков и поделок «Пасха красная»

Май Занятие:»Наш удивительный мир. Бог в природе. Отношение ребенка к природе» Выставка рисунков «Наш удивительный мир»

Июнь Интегрированное занятие: «Доброта спасет мир» Презентация «Троица»

Работа с семьёй Сентябрь Памятка: «О воспитании доброты в детях»

Консультация для родителей: «Будем добры»

Октябрь Памятка: «Духовно нравственное воспитание старших дошкольников»

Памятка: «Известные люди о воспитании любви к Родине»

Ноябрь Памятка: «Создание благоприятной семейной атмосферы»

Декабрь Памятка: «Православные праздники»

Январь Памятка: «Искусство наказывать и прощать»

Февраль Памятка: «10 заповедей родителей»

Март Консультация для родителей: «Посеешь привычку…»

Апрель Памятка: «Этикет для родителей и детей»

«Акция посади дерево»

Май Памятка:»9 Мая. День Победы»

Июнь Беседа: «Воспитание культуры общения у дошкольников»

Изучение методической литературы В течении года 1. Е. В. Баринова «Знакомство с вежливыми словами» — Ростов н/Д: Феникс, 2012г.

2. Л. Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 1. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

3. Л. Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 2. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

4. А. Я. Ветохина «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г.

5. Л. М. Щипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.

6. Шорыгина «Беседы о характере и чувствах»2012 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *