Воспитание духа

Почему у некоторых людей есть практически нерушимая внутренняя сила, которая помогает им преодолевать тяжелейшие обстоятельства, а другие не выдерживают тяжести гораздо менее сложных проблем? Можно ли воспитывать в детях такую внутреннюю силу – силу духа? Можем ли мы постараться сделать так, чтобы наши дети встречали любые проблемы, которые преподносит им жизнь, как настоящие чемпионы и становились только сильнее? Специалисты считают, что мелкие повседневные переживания формируют нас и развивают у нас этот необходимый стержень внутренней силы.

Внутренняя сила в столкновениях с повседневными проблемами

Представьте ситуацию: ваша восьмилетняя дочь сталкивается с распространенной проблемой школьников, которую рано или поздно приходится решать всем. Однажды в школе у ребенка происходит небольшая размолвка с подругой. Причем подруга, по всей видимости, намного больше расстроилась из-за произошедшего инцидента. На следующий день она собрала компанию девочек и подговорила их объединиться против вашей дочери и обижать ее.

Первой реакцией ребенка, которого застигают врасплох подобным образом, должно было быть либо желание заплакать и убежать от конфликта, либо ответить группе детей такими же обидами и гневом. Это типичная реакция «бей, беги или замри» человека, которого предают или пытаются сделать изгоем.

Однако вместо того чтобы немедленно реагировать, ребенок делает паузу. Затем девочка встает во весь свой крошечный рост и спокойно отстаивает свою позицию. Она смотрит в глаза своей подруге и извиняется за то, что непреднамеренно сделала ей больно. А потом так же спокойно рассказывает другим детям, что у них просто нет причин для конфликта с ней. (Любой родитель может гордиться таким ответом ребенка. Это значит, что ваши беседы с дочерью о «внутренней силе» не пропали даром.)

Реакция девочки была нетипичной для ребенка. Ее друзья не ожидали этого. Они думали, что она испугается, рассердится или расстроится. Вся ситуация, на удивление, быстро разрешилась. Через несколько минут дети выбросили из головы обиды и снова начали играть вместе. А ваш ребенок пришел домой со счастливой улыбкой на лице, как будто выиграл сражение!

Такая ситуация может казаться тривиальной нам, взрослым, но это очень важный опыт в жизни ребенка: на фундаменте такой «победы» он строит свои будущие победы, свою концепцию о том, как выходить из конфликтных ситуаций в следующий раз.

То, как наши дети учатся справляться с незначительными или серьезными проблемами на заре их жизни, закладывает основу того, какого успеха они добьются и как будут преодолевать жизненные трудности в будущем.

Важно, чтобы родители следили за тем, какие уроки получают дети в раннем возрасте, – за их взглядами и представлениями о себе и мире, за их способностью понимать и управлять своими собственными мыслями, чувствами и поступками, а также способностью быть чуткими и восприимчивыми по отношению к другим людям. Все это помогает обогатить их силу духа и подготовить к любым будущим испытаниям.

Прекрасная буддистская пословица гласит: «Именно сокровища сердца – такие внутренние качества, как духовная сила, характер и человечность, – обеспечивают истинное счастье ребенка».

Итак, что же такое эта внутренняя сила, сила духа?

Быть сильным внутри по существу означает иметь запас средств — знаний, навыков и отношения, которые помогают противостоять любым возможным жизненным трудностям. Это означает, что человек не слишком волнуется по поводу изменений и не очень тревожится из-за проблем. Не расстраивается и не сдается в трудные времена. Верит в самого себя и восстанавливается после неудач. Принимает решения и решает проблемы конструктивно.

Специалисты считают, что культивировать у детей жизнестойкость и мужество можно только вместе с оптимизмом, сосредотачивая внимание на усилении и развитии готовности к переменам.

Вот несколько сценариев возможного поведения ребенка:

  • Сценарий А. Ребенок любит выигрывать. Как правило, он очень радуется и танцует танец победителя каждый раз, когда побеждает. Ненавидит проигрывать. В случае проигрыша обычно дуется, выходит из игры или обвиняет соперников в нечестной игре. Из-за такого поведения приятели часто избегают его.
  • Сценарий Б. Ребенок одержим соревнованиями и мечтает о победах. Не умеет принимать поражения. Становится крайне удрученным, замыкается, впадает в угрюмое состояние и просто не может пережить неудачу.
  • Сценарий В. Ребенок на голову выше и существенно крупнее в размерах большинства своих сверстников. Его постоянно дразнят и поддевают. Однажды он решает изменить ситуацию. Он начинает использовать свой внешний вид и физическую силу, чтобы запугивать и нападать на детей. Это останавливает тех, кто его дразнил, и в один прекрасный момент ребенок обретает большое влияние и начинает внушать страх. Но вместе с этим он попадает в кучу неприятностей с учителями.
  • Сценарий Г. Ребенок проблемный и у него мало друзей. Дети называют его ботаником, заучкой, потому что он всегда вовремя делает домашнюю работу, всегда хорошо готов к урокам, получает хорошие оценки и играет по правилам.

Во всех приведенных выше сценариях дети действуют с позиции недостатка внутренней силы. Они либо не владеют и не знают подходящих стратегий, либо прибегают к нездоровым способам преодоления стрессов и превратностей судьбы.

Вот некоторые распространенные признаки недостатка внутренней силы:

  • Истерики, эмоциональные всплески, ложь, агрессивное поведение, чрезмерная импульсивность, низкая толерантность (устойчивость) к фрустрации и неспособность справляться с неудачами/поражениями.
  • Нехватка уверенности в себе, сверхзависимость, сдерживающие страхи, склонность легко сдаваться, низкая мотивация и инициативность.
  • Негативные чувства и перепады настроения.
  • Ценностные конфликты, этические и моральные дилеммы.

Конечно, это не исчерпывающий список. Существует много неявных признаков, которые остаются незамеченными, но являются проявлениями слабой воли или отсутствия внутреннего стержня.

Можно ли развивать внутреннюю силу и твердость духа или это качество врожденное?

Эксперты говорят, что не все дети рождаются с позицией и навыками жизнестойкости. Но этим навыкам можно обучить, и мы, родители, можем преподавать их нашим малышам. Чем раньше ребенок приобретет и усвоит эти навыки, тем сильнее они будут развиты и с тем большей легкостью он сможет прибегать к ним в случае необходимости.

Мы не можем оградить наших детей от всех угроз и трудностей, как бы мы этого ни хотели. Но что мы можем, так это помочь им развивать навыки внутренней силы и стойкости, чтобы они могли добиться успеха, несмотря ни на какие жизненные проблемы.

Навыки, которым дети научатся однажды, останутся с ними навсегда. Они могут быть невостребованными, но никогда не покинут их.

Внутренняя сила – это важнейший ресурс. Мы иногда теряем связь с ним, но можем найти и обратиться к нему при необходимости. В сложных ситуациях люди демонстрируют свои лучшие качества, свою жизнестойкость и мужество, прикладной интеллект и прежде всего свою внутреннюю силу.

Кроме того, родителям не нужно ждать, пока у детей случится какая-либо эмоциональная травма или появится сложная проблема, чтобы научить их, как справляться с подобными ситуациями. Просто беседуя об историях из новостей или обсуждая возможные сценарии жизненных ситуаций, мы можем помочь нашим детям овладеть некоторыми полезными инструментами. Набор подходящих навыков и стратегий, готовых к применению, играет важную роль в подготовке детей к умению решать проблемы позитивно. Мы как родители можем обеспечить это, признавая следующие четыре фундаментальных элемента воспитания детей:

1. Цель воспитания заключается в том, чтобы вырастить всесторонне развитых детей. Важно одинаково развивать тело, ум и интеллект детей. Сосредоточьте внимание на здоровом рационе питания, физических упражнениях и интеллектуальном развитии детей. В то же время давайте пищу их умам, помогайте им становиться эмоционально сильными людьми, живущими в мире с самими собой и готовыми столкнуться с любой проблемой смело и решительно. Другими словами, способствуя физическому и интеллектуальному росту детей, мы должны также развивать их психодуховное здоровье!

2. Создавайте благоприятную обстановку. Дарите детям свою безоговорочную любовь и создайте атмосферу безопасности и защищенности. Стимулируйте рост и предоставляйте возможности для развития потенциала. Помогайте детям раскрывать и проявлять их природные таланты и интересы.

3. Принимайте и помогайте детям принимать их уникальность. Каждый ребенок имеет уникальный набор достоинств и недостатков. Помогайте детям с радостью принимать собственную уникальность. Избегайте испытывать нереалистичные ожидания и делать ненужные сравнения.

4. Будьте готовы сделать трудный выбор между тем, чтобы:

  • Настаивать или позволять!
  • Держать или отпускать!
  • Дисциплинировать или дать свободу!
  • Защищать их или позволять идти на риск!
  • Активно участвовать в жизни детей или предоставлять им право на личное пространство и личную жизнь!

Простых решений в таких ситуациях не существует. Родителям важно объективно оценивать потребности ребенка и сложившуюся ситуацию и принимать решение об уместном подходе в любой момент времени.

Несколько рекомендаций о развитии у детей внутренней силы

Вот несколько советов родителям о том, как воспитывать детей с крепким внутренним стержнем, большой силой духа, внутренней силой.

1. Не теряйте веру в себя

  • Слабая уверенность в себе или вера в себя в детстве часто являются причиной неприспособленности в дальнейшей жизни.
  • Очень важно помогать детям побеждать неуверенность в себе, превозмогать собственные страхи и неверие в собственные силы как можно раньше.
  • Верьте в своих детей и помогайте им верить в себя.

2. «Я рядом и готов(а) прийти на помощь»

  • Постоянно уверяйте детей в своей поддержке и понимании, независимо от того, одобряете вы их поступки или нет.
  • Дети должны без боязни доверяться родителям и обращаться к ним за помощью в случае необходимости.

3. «Ты можешь сделать это, просто попробуй»

  • Поощряйте самостоятельность и независимость (практическую и эмоциональную) и личную ответственность детей.
  • Мотивируйте их бороться с собой, принимать вызовы и не сдаваться.

4. «Я чувствую…»

  • Помогайте детям правильно определять собственные и чужие эмоции, настроение и реакции.
  • Учите их выражать и управлять своими чувствами соответствующим образом.
  • Помогайте развивать сострадание и эмпатию по отношению к другим людям.

5. Действуйте, а не противодействуйте

  • Помогайте малышам развивать толерантность (устойчивость) к фрустрации.
  • Учите их делать паузы, когда они крайне расстроены или рассержены, чтобы лучше контролировать и себя, и ситуацию.

6. Неудачи и разочарования – это неотъемлемая часть жизни

  • Готовьте детей к взлетам и падениям на американских горках под названием «Жизнь».
  • Напоминайте им снова и снова, что «Терпеть неудачи не страшно, если ты прикладывал максимум усилий», «В чем-то выигрываешь, в чем-то проигрываешь», «Пробуй еще раз….», «Подумай над тем, что ты можете сделать иначе в следующий раз?».

7. Найдите оптимальное соотношение идеализма и реализма

  • Прививайте детям позитивный взгляд на жизнь и оптимизм, и в то же время не ограждайте их от реалистичных аспектов жизни.
  • Поощряйте рациональное мышление – например, люди и обстоятельства не всегда справедливы или не всегда платят добром за добро.

8. Чувство благодарности и признательности

  • Помогайте детям ставить перед собой высокие цели и поощряйте самосовершенствование, но также учите их принимать любой результат с благодарностью.
  • Это связано с тем, что они не должны всегда отталкиваться от чувства неудовлетворенности и своей неполноты.

9. Сохраняйте связь с детьми

  • Учите детей проявлять теплоту, дружелюбие и хорошие манеры.
  • Подчеркивайте важность дальновидного поиска, поддерживания конструктивных отношений и создания хорошего круга поддержки.

10. Время – лучший врач

  • Побуждайте детей бороться и не сдаваться без боя.
  • Учите их, как с течением времени могут изменяться их мнение, точка зрения или глубина опыта.

11. Изменение мыслей – изменение чувств

  • Обращайте внимание детей на взаимосвязь между мышлением и переживаниями, чувствами.
  • Объясняйте, как разные подходы к ситуации могут приводить к разным чувствам и как грамотное управление мышлением может продуцировать позитивное и желаемое душевное состояние и психологический настрой.

12. Умение поддерживать интерес

  • «Труд человека кормит, а лень портит». Поощряйте детей занимать собственные мозги работой и выпускать негативную энергию. С этой целью ищите для малышей правильное соотношение между организованной деятельностью и свободной неструктурированной игрой.

13. Я показываю – ты следуешь примеру

  • Будьте образцом для подражания и демонстрируйте хороший пример; проявляйте свою внутреннюю силу и решимость.
  • Недирективность побеждает подход к воспитанию типа «Делай, как я говорю, а не как я делаю»!

14. Счастье в ваших руках

  • Учите детей не доверять свое счастье внешним условиям, факторам – человеку, предмету или ситуации.
  • Помогайте малышам сохранять баланс – не позволять обстоятельствам диктовать перепады настроения от крайней радости в текущий момент времени до абсолютного уныния в следующий момент.
  • Напоминайте детям о том, что они могут выбирать, как думать, чувствовать или действовать определенным образом независимо от внешних факторов.

15. Вдохновленная жизнь

  • Учите детей набираться позитива от чтения книг, здорового просмотра телевизора, фильмов, использования Интернета и поднимать настроение в компании.
  • Помогайте малышам с ранних лет развивать здоровый образ мышления и жизни и устанавливать четкие цели.
  • Помогайте детям чувствовать вдохновляющие моменты, узнавать о реальных героях и их историях.
  • Создавайте позитивную внутреннюю среду с четкой системой глобальных и личностных ценностей, которая поможет детям переживать трудные времена.

Оцените публикацию

«Эмилия Васильевна, помогите, пожалуйста, разобраться с одним важным для меня вопросом: последнее время я постоянно слышу — влияние женщины на мужчину велико… от неё зависит, куда мужчина движется — вверх или вниз…. растет мужчина или наоборот деградирует.
Т.е. фактически — на женщине буквально ответственность за мужчину!
Но ответственность за взрослого человека тяготит!!
Наверняка у мужчины есть его собственная ответственность за себя, как у любого взрослого человека.
И если он берет эту ответственность, то все остальное (женское сюсюкание с ним и всякая поддержка) вторичны, как мне кажется. Если он берет эту ответственность, то он не расползется в минуты трудностей и не будет топить свои трудности на дне бутылки или в пролёживаниях дивана в депрессиях.
Поэтому я не понимаю – какую такую ответственность за мужчину хотят взвалить на женщину? И зачем она нужна серьезному мужику? Ксения»

Да, Ксения, вы правы – первична наша собственная ответственность за свою жизнь. И без нее приличной жизни не получится. Но, есть такая штука, мы все благодарны и чуть более счастливы, когда есть кто-то, кто нам подставит плечо и немножко разделит с нами ответственность за нашу жизнь. Особенно в какие-то трудные периоды.

Если жизненная энергия женщины велика, то очень велико и ее влияние на тех, кто с ней рядом. Если женщина разочаровывается в какие-то моменты в мужчине и начинает думать о нем «он слабый и ничего не может…», этот мужчина в какой-то очень сложный для него жизненный момент может и разрушиться окончательно (алкоголь, другая «анестезия»), так как это разочарование окажется последней каплей для его пострадавшей психики.

Объективно, да, у него слабая психологическая конституция. Однако, много ли мы видим психологических атлетов и являемся ли ими сами, чтобы с легкостью взваливать на человека дополнительный вес, в виде нашего равнодушия и неучастия, которые уже окончательно прибьют его к земле?

Женщина, понимающая природу своего сильного воздействия, не предъявляет мужчине требований абсолютной и ежечасной безупречности. Учтет его некоторые особенности и слабости. И чуткостью сердца всегда увидит — в чём проблема его упаднического настроения, поддержит, даст понять, что «она с ним».

Для женщины, которая не чувствует сердцем, мужчина может в связи с какими-то его неудачами и сбоями в его жизни, начать выглядеть как какой-то полный неудачник, слабак, не берущий ответственность за свою жизнь. Она не хочет, не умеет разбираться «в оттенках». Она даже не видит, что это всего лишь состояние, а не весь человек. В итоге, вместо поддержки, «добивает» его своим отношением. Подчеркивая, что это она, дескать, ему самому вручает ответственность за его жизнь и нянькаться ни с кем не собирается.

Да, есть мужчины, которые и без подставленного плеча выкарабкаются. Но есть и те, кому плечо нужно. Конечно, нужно различать — это «плечо» подставленное в трудные жизненные моменты мужчины, или это посадила мужчину на плечи и повезла?

Тогда, это не самое лучшее, решение (которое выглядит, иногда, даже очень благородным; особенно, если мужчину сваливает какая-то болезнь) — взвалить всё на себя, начать активно спасать (жить за) мужчину. Спасение предполагает, что он сам не может. Что в корне противоречит мужской природе, которая зиждется как раз на «я могу». И женская истинная ответственность – помогать мужчине поддерживать это состояние «я могу». Состояние поддерживать, а не вместо него делать! Вместо него не жить. Нико Вуйчич не согласился, чтобы жили за него. Чем наши мужчины хуже? Зачем мы им делаем такое мелкое предложение — закрыть его грудью от трудностей, которые им предлагает жизнь?

Ищите способы поддерживать нужное состояние духа у мужчины, вызывать ощущение радости жизни всегда, в любой самой сложной ситуации!

Если вы нацелитесь на это, то ваша эмпатия будет активно развиваться и подсказывать каждый раз — что делать: нужно ли поговорить… или просто вкусно накормить… или сделать самый простой массаж. Вы будете подбирать тот набор «ключиков», который поможет мужчине встряхнуться и вернуться в состояние своего мужества, состояние » я очень даже могу».

Женская ответственность в паре — в ее способности держать нужное состояние их пары. Мужская ответственность в паре — в способности действовать ради их пары.

Поэтому не на ровном месте постоянно идут разговоры о роли женской поддержки, роли женского тыла и в противовес разговоры о мужских достижениях.

Но невозможно заставить действовать балбеса-бездельника. Никакая, даже самая одаренная женщина, планку притязаний лодырю не подымет. А вот помочь достойному мужчине держать всегда на высокой планке свое состояние духа — это умной женщине под силу! И совершенно несложно, а даже полезно взять на себя некоторую ответственность за это состояние и с помощью разных «ключиков» подпитывать его. У разных мужчин разные «ключики». Ищем и находим их!

Но есть и общий, природой подаренный «ключик» к мужскому высоко ресурсному состоянию – появление детей. Достойного мужчину это очень сильно подвигает на достижения. Многим мужчинам, как показывает жизнь, для них самих не очень много нужно, а вот ради детей они на такое способны, чего и сами в себе не подозревали. Однако, повторюсь, это касается только тех мужчин, в которых нужный замес присутствует. «Мамсика» никакими детьми ни на какие подвиги не простимулируешь. И никакое поднятие духа ему не организуешь, по той причине, что его там изначально нет. И тогда – да! Ответственность на себя по этому поводу взваливать не стоит! Возьмите на себя ответственность – не идти на поводу у чувств, не связываться с инфантилами, не фантазировать, что я любому могу поднять жизненный тонус и направить к звездам! У руля может опять встать, опершись на некоторое время на женское подставленное плечо, только тот, кто у руля стоял!

«…История России как никакая другая перенасыщена войнами, бунтами, смутами, социальными потрясениями. Но Господь за 1000-летие с момента днепровского Крещения не попустил нам более двадцати лет мирной жизни. Ни разу. Поэтому как ядру Русского мира исторической России всегда надо быть готовой к отражению очередной агрессии – будь то с Запада, Юга или Востока…»

Текст книги представле в формате PDF.

К читателям книги «Воспитание духа воина»

Зачем нужна, и нужна ли эта брошюрка? Признаться, тайны православной аскетики всегда волновали меня куда больше, чем политическая публицистика. Сие – внешнее и вторичное по отношению к тем глубинным мотивам простых людей или знаменитых политиков, через души которых Господь Бог творит мировую историю. Каждый из нас, хочет он того или нет, вносит свой личный и конкретный, добрый или злой вклад в эту историю, где дни идут, месяцы бегут, а годы летят.

Хуже всего, когда ты не осознаешь этого факта, когда служишь тряпичной марионеткой «в ловких и натруженных» лапах духов злобы поднебесной. А тебе кажется, что это ты такой оригинальный и умный. «Воспитание духа воина» — это попытка не просто вскрыть природу души, её происхождение, функции, способности и потенциал, но и подсказать, силами святых отцов, кратчайшие пути исправления своего духа. В отличие от тела, душа обладает колоссальным потенциалом к возрождению. Но это происходит не автоматически, а только в результате усердных и даже мучительных (через противодействие тех же духов злобы) трудов над собой, над своим беспомощным, заблудшим и бесконечно болезненным внутренним «Я». Душа – она как закрытый бутон цветка. Если её не поливать, не кормить, не ухаживать за нею, она будет болеть и хиреть… и так всю жизнь. Она не раскроет того, что в ней есть. И человек, обладающий таким сокровищем, возможно, так и не узнает, к чему он был призван, вступая в земную жизнь. Что мог совершить, но не совершил? Важно понять, что если тело способно усилить потенциал личности лишь на несколько десятков процентов, то душа при правильном с собою обращении – во много раз. Может быть, даже в десятки раз. Не об этом ли говорил Преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Что ж, давайте вместе сделаем первые шаги к этому открытию самого себя. В проводники по бескрайнему и чудесному миру души возьмем святых отцов Православия. Ничего от себя, от своего лжеименного ума. Всё давно открыто, всё досконально проверено двухтысячелетним опытом нашей Церкви. Спасительно лекарство от стрессов, страхов, ошибок, иллюзий и прочих скорбей, которыми до краев переполнена наша современная жизнь, — всё это находится не просто на расстоянии вытянутой руки, а прямо внутри каждого из нас. И нет ни одного человека, которого бы Господь лишил этого сокровища. Так давайте перестанем уподобляться ленивому нищему, который, сидя на сундуке с золотом, клянчит копеечку у прохожих. Перестанем гоняться за силой и красотой с помощью лукавых заморских учений и практик!

Обратимся к тому, что возвестило нам Своим богоявлением и жертвенным подвигом Спаситель Иисус Христос.

Евангелие призывает: «Приди и вижди!». То есть, приди и убедись. Делая первые шаги не куда-то там за горизонт, а внутрь себя, к собственной душе, хранящей Царство Небесное, делая их честно, без самосожаления и самообмана, мы очень скоро почувствуем на себе ту Великую Силу, которая до поры скрывалась и хранила себя в нашем «внутреннем человеке». Мне кажется, что оба первоапостола – и Павел, и Пётр, когда они рассуждали один – о «внутреннем человеке», а другой – о «сокровенном сердца человеке в нетленной красоте молчаливого и кроткого духа», из глубины веков кидали нам спасательный круг в бушующем море лицемерия, одиночества и страхов, в которым барахтаются и гибнут наши несчастные души.

История России как никакая другая перенасыщена войнами, бунтами, смутами, социальными потрясениями. Но Господь за 1000-летие с момента днепровского Крещения не попустил нам более двадцати лет мирной жизни. Ни разу. Поэтому как ядру Русского мира исторической России всегда надо быть готовой к отражению очередной агрессии – будь то с Запада, Юга или Востока.

Только очень наивный или ангажированный человек, как мне кажется, взялся бы всерьёз оспаривать этот тезис. Мы ни на кого не нападали и не собираемся нападать. Сегодня очередной мировой диктатор – США – настроив около тысячи военных баз по всему миру, а прежде всего – по периметру наших границ, пытается обосновать идиотский тезис о том, что Россия-де кому-то там угрожает. Между тем, у нас сегодня не наберется и десятка военных баз за рубежом. А вот к чему мы должны быть готовы, так это к новому типу гибридной войны, в которой традиционные формы ведения боевых действий будут сочетаться с ползучими – информационными, психологическими – как на Украине. Мы должны быть готовы дать отпор врагу в любой момент. Святой и благоверный князь Александр Невский говорил: «Кто с мечом к нам войдет – от меча и погибнет». Это, кстати, евангельская истина, повторяющая почти дословно слова Спасителя. Дух воина – это дух оборонительный, хотя и сокрушающий. Сколько раз мы въезжали на плечах противника в его столицы. Сколько раз брали Берлин, Париж, Рим… Не следует путать высокую христианскую духовность, предполагающую наказание одержимого зла (как убивают бешеную собаку) от псевдохристианской пассивности и ничегонеделания. Это разные вещи. Наша Церковь называется Церковью воинствующей. И мы ведём брань не против «плоти и крови», а против «духов злобы поднебесной», которые всегда скрываются за очередной Антантой или соискателем на мировое господство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *