Воспитание гиперактивного ребенка

Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком

Большинство современных детей являются гиперактивными. Это связано с влиянием окружающей среды (телевизоры, компьютеры). Общаться с таким ребенком необходимо мягко и спокойно.

Гиперактивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, он может впасть в эйфорию. В общении с такими детьми недопустим попустительский стиль поведения, т. к. гиперактивные дети сразу чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.

Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо помнить о том, что делать это надо не слишком эмоционально. Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребенку. Указания должны быть не многословны и содержать не более 10-ти слов. Не давайте сразу много инструкций: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания порциями: следующее указание давать только после того, как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

Как и в общении с другими детьми, с гиперактивным ребенком взрослому необходимо быть особенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулированными, продуманными. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. Постепенно взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад. Например, если ребенок кричит, можно начать петь с ним его любимую песенку, постепенно снижая громкость голоса. Гиперактивному ребенку трудно переключиться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупредить ребенка о начале новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер. В случае выполнения просьбы родителей ребенка необходимо поощрить (не обязательно материально).

Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей. Одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гиперактивным – соблюдение режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

Желательно выработать совместно с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошее и своевременное выполненное действия ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды, в зависимости от интересов ребенка. Важно помнить, что в общении с гиперактивным ребенком взрослому необходимо сохранять спокойствие, т. к. эти дети в большей степени склонны к манипулированию. При подборе игр следует учитывать особенности гиперактивных детей: неумение выслушать и выполнить инструкцию. В играх этим детям трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Гиперактивный ребенок требует особо бережного отношения к себе из-за своей эмоциональности и ранимости.

Снизить эмоциональное напряжение поможет легкий массаж, приятные тактильные ощущения, психогимнастические игры. Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитивное русло. Например, родители могут обучить детей играть в пальчиковые игры. Кроме своего прямого назначения эти игры способствуют налаживанию отношений с ребенком. Одним из важнейших факторов, влияющих на выздоровления ребенка, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему. Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны для этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок. Поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу.

Несколько правил, которые необходимо знать родителям:

  1. Главное лекарство ребенка – это ваше полноценное общение с ним.
  2. Любое разногласие усиливает у малыша негативные проявления.
  3. Продумать режим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родителям четко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т. д.
  4. Используйте возможности игры в полной мере: дидактические игры (лото, мозаика) и различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредотачиваться и быть внимательным.
  5. Занимайтесь с ребенком рисованием.
  6. Читайте вместе с ребенком его любимые сказки.
  7. Лучше ограничить пребывание ребенка в больших и шумных компаниях взрослых и детей. Интенсивного общения со сверстниками в течении дня в детском саду ему вполне достаточно.
  8. Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.
  9. Не замыкайтесь в себе, об особенностях своего малыша поговорите с воспитателями группы, с психологам детского сада, с другими специалистами.
  10. Поручите ребенку часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте их за него.
  11. Старайтесь ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенных или заниженных требований.
  12. Четко определите для ребенка рамки дозволенного.
  13. Вызывающее поведение вашего ребенка это способ привлечь ваше внимание. Дайте ему позитивный способ общения, уделяйте ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.
  14. Оберегайте ребенка от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля.
  15. Старайтесь дома создать спокойную атмосферу.
  16. Следите за сном ребенка, он должен высыпаться.
  17. Развивайте у ребенка сознательное торможение. Перед тем как что-либо сделать, необходимо подумать, представить свои действия.
  18. Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.
  19. Используйте физическую нагрузку для расходования физической избыточной энергии ребенка, но не переутомляйте его.
  20. Найдите занятие, в котором бы ребенок хорошо разбирался. Это увлечение должно стать «полигоном успеха», в котором у него будет повышаться уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно интересным для малыша.

Содержание

Цыганкова Н.И. (Санкт-Петербург)

Наталия Игоревна Цыганкова

– старший преподаватель кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

E-mail: ser588@mail.ru

Аннотация. Проведено изучение характеристик воспитательной практики и копинг-стилей матерей младших школьников с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания с гиперактивностью» по сравнению с матерями детей группы риска с симптомами невнимательности – импульсивности и контрольной группы. Выявлено, что для первой группы матерей достоверно чаще характерны гипопротекция и реже – субстиль отвлечение.

Ключевые слова: воспитательная практика, копинг-стили, минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Введение

Проблема социального функционирования, воспитания и обучения детей с гиперкинетическим расстройством (F90.0) волнует педагогов, психологов, психиатров, родителей и относится к разряду актуальных и социально значимых. Такие дети в силу своих биологических особенностей имеют своеобразие психологического и личностного развития, а так же связанные с ними проблемы социального функционирования, наиболее ярко проявляющиеся в младшем школьном возрасте в период усвоения требований новой социальной ситуации.

Нами были исследованы дети с гиперкинетическим расстройством, которым неврологом был установлен диагноз: «минимальная мозговая дисфункция (ММД), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». Как известно, у детей с ММД вследствие наличия ранних локальных повреждений мозга наблюдается задержка в темпах созревания функциональных систем мозга, обеспечивающих реализацию когнитивных функций и произвольной регуляции . В 80 % случаев сопутствующим признаком ММД является СДВГ, однако СДВГ может иметь место и в отсутствии такой дисфункции .

Ситуация хронического заболевания является трудной не только для больного ребенка, но также для членов его семьи и, прежде всего, матери . Физическое и психическое состояние детей прямо связано с гармоничностью воспитательной практики родителей и их собственной способностью к совладанию со стрессом. Семья может оказать как саногенное, так и патогенное влияние на развитие личности и копинг-поведения больного ребенка . Ошибочно выбранный родителями стиль взаимодействия, нарушение коммуникации в семье могут стать препятствием в реализации его базисных потребностей в безопасности, принятии, автономии, тем самым стимулируя формирование неадекватных моделей поведения. Неэффективно организуя эмоциональные отношения с ребенком, систему поощрений и наказаний, родители могут невольно вызывать и усиливать детские страхи и тревоги.

Во многих семьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери, поэтому у них недостаточно развиты независимость и самостоятельность. Контролируя, матери дают много указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их. Результатом такого контроля чаще становится ужесточение режима воспитания, реже – жалость и апатия от ощущения безысходности или, наоборот, чувство вины за неправильное воспитание. Создается ситуация, когда ребенок получает значительно больше негативных, чем позитивных воспитательных воздействий. В ряде случаев дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родители неуравновешенны и неопытны. Гиперактивные дети имеют значительный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В результате у них возникают эмоциональные нарушения: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм.

Успешность социального функционирования, адаптированность ребенка в большой степени определяются средой, прежде всего общесемейной, поэтому значение имеют воспитательные стратегии, либо компенсирующие, либо, наоборот, провоцирующие появление нежелательных симптомов. Когда ребенок живет в семье с ровными, спокойными отношениями, его гиперактивность может не проявляться. Однако, оказавшись в условиях, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков ММД-СДВГ.

Недостаточная изученность особенностей воспитательной практики и копинг-стилей матерей детей с ММД-СДВГ в аспекте возможности улучшения их социального функционирования вызывают необходимость более детального исследовании этих вопросов.

Цель настоящего исследования – изучение воспитательной практики и копинг-стилей матерей детей с ММД-СДВГ (в связи с задачами психологической коррекции).

Материалы и методы.

Исследование проведено в г. Санкт-Петербурге на базах психолого-педагогических медико-социальных центров. Всего обследовано 110 школьников 3-4 классов общеобразовательных школ (22 девочки и 88 мальчиков) при наличии информированного согласия родителей. Дети были разделены на три группы сравнения. В первую группу вошли 40 школьников с диагнозом «ММД-СДВГ», установленным врачом-неврологом. Во вторую – 40 детей с отдельными симптомами невнимательности и импульсивности (группа риска школьной и социальной дизадаптации). В третью – 30 детей, у которых данных симптомов не отмечалось (контрольная группа). По полу и возрасту группы сравнения не различались. Во всех случаях было получено информированное согласие родителей на участие в исследовании. Группы риска и контрольная были сформированы на основе анализа авторской анкеты Н-И (невнимательность – импульсивность), которую заполнили 13 учителей (всего ими были охарактеризованы 294 учащихся). Анкета разработана на основе диагностических критериев МКБ-10 и предназначена для выявления детей группы риска школьной и социальной дизадаптации с симптомами невнимательности и импульсивности (F-90.0).

Оценка социально-демографического статуса семьи и здоровья ребенка проводилась с помощью полуструктурированного интервью и анкетирования. Во всех группах сравнения преобладает возраст матерей от 31 до 40 лет. Однако в группе СДВГ в отличие от групп риска и контрольной, нижняя возрастная граница в 23 % наблюдений составляет 29-30 лет, также несколько чаще встречается возрастной диапазон от 41 до 51 года. Матери имеют преимущественно среднее специальное образование. Однако в группах ММД-СДВГ и риска несколько больше лиц с высшим образованием. Во всех группах сравнения семьи имеют чаще полную структуру. При этом наибольшее количество полных семей в группе ММД-СДВГ. Во всех группах сравнения примерно одинаковое количество детей. Больше семей, имеющих одного ребенка, в группе ММД-СДВГ и контрольной. По сведениям матерей и классных руководителей, социально-бытовое и материальное положение семей исследованных младших школьников может рассматриваться как среднее и выше среднего уровня жизни.

Для исследования воспитательной практики и копинг-стилей матерей использовались детский вариант опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса и методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС), разработанная Н.С. Эндлером и Д.А. Паркером и адаптированная Т.Л. Крюковой .

Статистический анализ результатов проводился с помощью лицензионного пакета SPSS Санкт-Петербургского государственного университета и включал вычисление средних величин, различий между выборками с применением критерия Шеффе, оценку влияния независимых факторов, корреляционный и двухфакторный дисперсионный анализ.

Результаты исследования.

На основе анализа средних значений выраженности характеристик воспитательной практики установлено, что для матерей детей группы ММД-СДВГ характерны гиперпротекция (Г+), воспитательная неуверенность (ВН), проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств (ПНК). У матерей детей группы риска более выражены гиперпротекция (Г+), недостаток или чрезмерное количество санкций (С+, С-), воспитательная неуверенность (ВН). Матери детей контрольной группы чаще прибегают к гиперпротекции (Г+), используют недостаточное количество санкций (С-), для них характерны чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка (У+), воспитательная неуверенность (ВН).

Матери детей группы СДВГ по сравнению с матерями детей группы риска чаще используют гипопротекцию (Г-), для них в большей степени характерны проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств (ПНК), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК), предпочтение в ребенке женских качеств (ПЖК). По сравнению с матерями детей контрольной группы матери детей группы СДВГ чаще демонстрируют такие воспитательные черты как гиперпротекция (Г+), недостаток санкций (С-), для них в большей степени характерны воспитательная неуверенность (ВН), фобия утраты ребёнка (ФУ), неразвитость родительских чувств (НРЧ), проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств (ПНК), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК), предпочтение женских качеств (ПЖК).

Матери детей группы риска по сравнению с матерями детей контрольной группы чаще прибегают к гиперпротекции (Г+), недостаточно удовлетворяют потребности ребенка (У-), для них характерны недостаток или чрезмерность предъявляемых требований (Т-, Т+), недостаток или чрезмерное количество санкций (С+, С-), недостаток или чрезмерное количество запретов (З+, З-), неустойчивость стиля воспитания (Н), предпочтение в ребенке детских качеств (ПДК), воспитательная неуверенность (ВН), фобия утраты ребёнка (ФУ), неразвитость родительских чувств (НРЧ), проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств (ПНК).

На основе статистического анализа установлены значимые различия между группами ММД-СДВГ, риска и контрольной по особенностям воспитательной практики матерей. Для матерей детей группы СДВГ, по сравнению с матерями детей группы риска, больше характерны гипопротекция (Г- при p<0,000) и менее характерен – неустойчивый стиль воспитания (Н при p<0,025). Матери данной группы достоверно реже предъявляют детям большое количество требований (Т+ при p<0,039), а также используют как чрезмерное (С+ при p<0,010), так и недостаточное количество санкций (С- при p<0,036). У них реже отмечается предпочтение в ребенке детских качеств (ПДК при p<0,035) и чаще – предпочтение в ребенке женских качеств (ПЖК при p<0,000). По сравнению с матерями детей контрольной группы, матери детей с СДВГ реже склонны чрезмерно удовлетворять потребности ребенка (У+ при p<0,023) и чаще проецируют на него собственные нежелаемые качества (ПНК при p<0,013).

Матери детей группы риска по сравнению с матерями контрольной группы реже склонны к гипопротекции (Г- при p<0,000), чаще применяют чрезмерное количество санкций (С+ при p<0,008). Их воспитательный стиль чаще характеризуется неустойчивостью (Н при p<0,013), воспитательной неуверенностью (ВН при p<0,013). У матерей детей группы риска достоверно чаще имеется фобия утраты ребенка (ФУ при p<0,043) и реже – предпочтение у ребенка женских качеств (ПЖК при p<0,001).

С помощью дисперсионного анализа определено влияние фактора «диагноз» на гипопротецию как характеристику воспитательной практики (Г-, знач. 0,000). Это означает, что при наличии верифицированного диагноза «ММД-СДВГ» ребенок чаще находится на периферии внимания, матери «не до него» и она обращается к ребенку лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

При изучении копинг-стилей как устойчивых личностных характеристик у матерей была определена выраженность: стиля, ориентированного на решение задачи, проблемы (ПОК), стиля, ориентированного на эмоции (ЭОК), стиля, ориентированного на избегание (КОИ) и входящих в него субстилей отвлечение (О) и социальное отвлечение (СО). На рисунке 1 отражены средние значения этих показателей у матерей сравниваемых групп и в нормативной выборке женщин.

Рисунок 1

Средние значения выраженности копинг-стилей у трех групп матерей
и в нормативной выборке женщин

Как следует из рисунка, матери всех групп сравнения чаще используют стиль совладающего поведения, ориентированный на решение проблемы. Они стремятся контролировать ситуацию, ориентируются на практическую реализацию своих планов. Однако у матерей детей с ММД-СДВГ и группы риска выраженность этого стиля ниже, чем в контрольной группе и нормативной выборке женщин.

У матерей детей группы ММД-СДВГ средние значения выраженности всех без исключения стилей совладающего поведения ниже, чем в нормативной выборке женщин. По сравнению с матерями детей группы риска они реже используют копинг-стиль, ориентированный на эмоции, стиль избегания, субстиль отвлечение и несколько чаще – социальное отвлечение (поиск социальной поддержки). Последнее указывает, что они стремятся выговориться, поделиться своими переживаниями с близкими или обращаются к профессиональной помощи.

По сравнению с матерями контрольной группы матери детей с ММД-СДВГ реже используют проблемно-ориентированный стиль, стиль, ориентированный на избегание, отвлечение и чаще – копинг-ориентированный на эмоции.

У матерей детей группы риска выраженность проблемно-ориентированного стиля, отвлечения и социального отвлечения ниже, чем в нормативной выборке, а выраженность эмоционально-ориентированного стиля – несколько превышает нормативное значение.

Матери детей группы риска по сравнению с матерями детей контрольной группы чаще используют копинг-стиль, ориентированный на эмоции и копинг-стиль, ориентированный на избегание.

Средние значения копинг-стилей матерей контрольной группы больше всего соответствуют показателям нормативной выборки. Ниже нормативных значений у них оказалась выраженность только стиля, ориентированного на эмоции.

На основе статистического анализа установлены значимые различия между группами ММД-СДВГ, риска и контрольной по выраженности копинг-стиля избегания и субстиля отвлечение. Матери группы ММД-СДВГ по сравнению с матерями группы риска реже используют копинг-стиль избегание (КОИ при p<0,041), а по сравнению с матерями контрольной группы – реже используют субстиль отвлечение (О при p<0,012).

С помощью дисперсионного анализа определено влияние фактора «диагноз» на выраженность субстиля «отвлечение» (знач. 0,001). Это указывает, что для матерей детей с ММД-СДВГ в меньшей степени характерна такая личностная особенность, как осознанное стремление отвлекаться от стрессовой ситуации для восстановления сил, снятия тревоги и напряжения. А именно: умение получить удовольствие от вещей, не имеющих отношение к проблемной ситуации (приятные покупки, любимая еда, чтение книг, просмотр телепередач, прогулки по любимым местам и пр.); стремление побыть в одиночестве, отдалиться от тревожащей ситуации или, наоборот, находиться в группе людей.

Полученные данные будут положены в основу разработки программы психологической коррекции матерей детей с ММД, СДВГ, направленной на гармонизацию их отношений с детьми и развитие эффективных копинг-ресурсов.

Выводы.

  1. Общими воспитательными чертами матерей сравниваемых групп является гиперпротекция, воспитательная неуверенность.
  2. Матери детей с верифицированным диагнозом «ММД-СДВГ», по сравнению с матерями детей группы риска, меньше уделяют времени своему ребенку, их воспитательный стиль более устойчив, они предъявляют детям меньшее количество требований, у них отсутствует четкая система наказаний, при этом, они хотят видеть своего ребенка более взрослым и реже предпочитают в нем женские качества. По сравнению с матерями детей контрольной группы, матери детей с верифицированным диагнозом «ММД-СДВГ» реже стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, чаще проецируют на него собственные нежелаемые качества, что может приводить к эмоциональному отвержению и жестокому обращению.
  3. Доказано, что при наличии у ребенка верифицированного диагноза «ММД-СДВГ» для матери чаще характерна гипопротекция: ребенок находится на периферии ее внимания, ей «не до него» и она обращается к ребенку лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
  4. Средняя выраженность всех копинг-стилей у матерей детей с ММД-СДВГ ниже, чем в нормативной выборке женщин. Доказано, что они достоверно реже по сравнению с матерями детей групп риска и контрольной сознательно используют отвлечение от стрессовой ситуации для снятия напряжения, тревоги и дискомфорта.

Ссылка для цитирования

Вы зашли в магазин и видите маму с ребёнком, который бегает между стеллажами и опрокидывает пакеты с продуктами. Что вы думаете в этот момент – это гиперактивный ребёнок или родители его плохо воспитывают?

  • Как разобраться, ребёнок плохо себя ведёт, потому что «отбился рук» или его все-таки нужно показать специалистам.
  • Врач написал «СДВГ» вашему ребёнку в карточке. Страшный ли это диагноз, нужно ли лечить или поискать хорошего репетитора?
  • Ребёнок неуправляемый, свекровь рассказывает, что отец ребёнка в детстве был тоже очень подвижный, но потом «перерос». Нужно ли ждать, когда «перерастёт», или лучше отвести его на занятия к психологу, как советует подруга.
  • Ребёнок плохо себя ведёт, все теряет и забывает, наказания не действуют. Что делать?

На эти и другие вопросы вы найдёте ответ в этой статье.

СДВГ: что это такое

СДВГ расшифровывается как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности». Он характеризуется повышенной двигательной активностью и проблемами с вниманием и усидчивостью. Больше половины случаев сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной нестабильностью ( по данным медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им.Сербского).

СДВГ – это не просто диагноз, а целая группа нарушений, которые объединены на основании наличия признаков, не соответствующих возрасту. Гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, отсутствие устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий – всё это СДВГ.

Дети с такими нарушениями плохо адаптируются в социуме:

  • «плохое» поведение в садике;
  • конфликты со сверстниками на детских площадках;
  • проблемы с успеваемостью в школе;
  • сложности с поведением на уроках (попробуй усиди на месте, сложа руки, целых 40 минут, когда за окном столько интересного, а в голове – туча мыслей, и все – не об учёбе);
  • нежелание и неумение самостоятельно выполнять домашнюю работу и т.п.

Виды гиперактивности

СДВГ не проявляется у всех одинаково. При диагностике выделяют несколько типов синдрома. У детей может наблюдаться одновременно излишняя подвижность и расстройство внимания, а может быть дефицит внимания без гиперактивного компонента. Или наоборот – ребёнок очень импульсивный, с трудным поведением, которое сам не может контролировать, но задачи на внимание ему удаётся выполнять хорошо. Также существуют и смешанные типы. В любом случае, для того чтобы точно диагностировать расстройство, необходимы исследования (МРТ, ЭЭГ и др.) и наблюдение врача.

Масштабы проблемы

Сколько таких детей в мире?

По данным эпидемиологических исследований в разных странах, разброс частоты встречаемости данного расстройства от 1-3% до 24-28 %.

По возрасту это примерно 5% среди детей до 18 лет, 6% – среди детей школьного возраста, 3% среди подростков.

Согласно статистике, лидеры по количеству детей с СДВГ – США (4 – 20%) и Россия (7 – 16 %). Затем идут Китай (1 – 13%) и Италия (3 – 10%).

*Данные из «Гиперкинетические расстройства» (СДВГ) Корень Е.В, Куприятнова Т. А – Федеральный Медицинский Исследовательский Центр психиатрии и наркологии им.В.П. Сербского Минздрава Росиии, Москва, 2015.

Разброс в статистике связан с тем, что в разных странах – разные критерии и методы диагностики.

Причины появления СДВГ

Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения.

3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей:

Биологические факторы

Это церебрально-органические факторы, т.е., повреждения нервной системы. К факторам риска относятся:

  • гипоксия плода во время беременности и родов;
  • нарушения течения беременности и родов;
  • недоношенность и переношенность;
  • внутриутробная гипотрофия;
  • беременность до 20 лет и после 40;
  • употребление матерью алкоголя, лекарственных препаратов во время беременности, курение.

Генетические факторы

Наследственность СДВГ подтверждается у 50 % людей с этим синдромом.

Психосоциальные факторы

  • Низкое социальное положение семьи
  • Алкоголизм родителей
  • Тяжелые разногласия между родителями

Экологические факторы (они скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими)

Экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы.

В зоне риска возникновения СДВГ дети, у которых:

  • недостаток белков в рационе ;
  • избыток легкоусвояемых углеводов, особенно в утренние часы;
  • дефицит витаминов и микроэлементов (например, согласно исследованиям, у 70 % гиперактивных детей наблюдался недостаток магния).

Диагностика СДВГ

Кто может поставить диагноз СДВГ ребёнку?

Только врач – психиатр или невролог.

Психолог, педагог или воспитатель могут только отметить трудности у ребёнка, высказать предположение и порекомендовать обратиться за консультацией к специалисту.

Врач разбирается с симптомами, ставит диагноз, прописывает лечение и в зависимости от особенностей проявления трудностей рекомендует занятия с психологом, дефектологом, логопедом.

Симптоматика

Гиперактивность

Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость ребёнка превышает общепринятые нормы и становится не просто проявлением темперамента, а проблемой для самого ребёнка и окружающих.

Надо понимать, что ребёнок излишне активен не потому, что его плохо воспитывали, а потому что у него слабая нервная система и быстрая утомляемость, поэтому регулировать свое поведение самостоятельно он не может.

Дефицит внимания

Дефицит внимания – основной симптом при СДВГ. Обычно большинство проблем дома, в саду и в школе связано с ним.

Само внимание имеет множество аспектов: фокусировку, поддержание внимания, переключение внимания и т.п. Для каждого возраста существуют определённые нормы удерживания внимания по времени. При СДВГ эти значения не соответствуют возрасту и обозначаются термином «Отвлекаемость».

Отвлекаемость – расстройство внимания, при котором происходит быстрое переключение на новые объекты во внешней среде или на внутренние процессы: случайные ассоциации, мысли, воспоминания и т.п.

Импульсивность

Импульсивность – это недостаток контроля за своим поведением при определенных требованиях окружающей среды. Как выражается у детей с СДВГ:

  • при выполнении заданий им сложно дождаться окончания инструкций и они начинают всё делать раньше времени, неправильно оценивают сложность, не вникают в требования к заданию;
  • не могут предусмотреть последствия своих поступков, как результат – часто попадают в неприятные или опасные ситуации;
  • часто подвергают себя ненужному риску, чтобы поразить или привлечь внимание сверстников, например. Отсюда – повышенная травматичность (часто падают, ушибаются, ломают руки, ноги), нередки несчастные случаи.

Часто импульсивных детей называют небрежными, беспечными, легкомысленными.

Как отличить гиперактивность от активности: признаки

Признаки, по которым родитель может предположить данное расстройство у своего ребёнка:

  1. Ребёнок более подвижен, чем сверстники – не сидит на месте, «бегает по потолку».
  2. Общая расторможенность (излишние движения, все время раскачивается на стуле, вертится, болтает ногами) или речевая (болтает без умолку).
  3. Ребёнок часто рассеян, забывает и теряет вещи, забывает инструкции, отвлекается при выполнении заданий.
  4. Не слушает обращённую к нему речь.
  5. При выполнении заданий, требующих усидчивости, ребёнок быстро устаёт. Чтобы выполнить задание хорошо (для школьников) требуется внешний контроль: часто необходимо в буквальном смысле сидеть рядом и контролировать выполнение.
  6. Не может доводить дела до конца, чаще всего бросает всё на полпути, быстро передумывает и теряет интерес к деятельности.
  7. Повышенная эмоциональность – ребёнок не может удерживать эмоции внутри, выплёскивает их на окружающих.
  8. Часто отвечает, не подумав, перебивает других людей.
  9. Ему сложно дожидаться своей очереди.
  10. Не сдержан в поведении, может подраться, часто ссорится со сверстниками.
  11. Может наблюдаться нарушение координации, часто получает травмы.
  12. Существуют проблемы в поведении: не слушается, не выполняет правила, с ним сложно договориться (для детей старше 4 лет).

СДВГ или нет?

Инструкция для родителей, которые предполагают, что у ребёнка СДВГ.

Тревожиться стоит, если:

  • перечисленные выше симптомы наблюдаются у ребёнка больше 6 месяцев и мешают адаптации ребёнка в социуме (в норме у здоровых детей тоже могут быть реактивные состояния, похожие на гиперактивность. Они могут быть вызваны болезнью или психологическими потрясениями. Но если это кратковременные проявления, это не СДВГ);
  • симптомы проявляются везде: дома, в саду, на кружке – ребёнок везде так себя ведет;
  • трудности в поведении проявляются не менее, чем в двух сферах деятельности ребёнка. Напимер, ему сложно выполнять графические задания в детском саду, и на занятии гимнастикой вы замечаете, что у него не получается выполнять инструкции и нарушена координация.ё
  • трудности действительно нарушают обучение и общение ребёнка, несмотря на нормальный уровень его интеллекта.;
  • трудности в поведении появились и развились в возрасте до 7 лет;
  • исключены другие заболевания нервной системы и нарушения развития. Очень часто с СДВГ путают эмоциональные трудности, следствие перенесённых психологических травм, расстройства аутистического спектра (РАС) (хотя РАС могут сочетаться с СДВГ), тревожными расстройствами, эндокринными заболеваниями, некоторыми формами эпилепсии и шизофрении. Поэтому совершенно необходимо при подозрениях на СДВГ проводить тщательную диагностику специалистом.

Существует мнение (особенно у старшего поколения), что ребёнок свою расторможенность «перерастет». На самом деле по мере взросления ребёнка уходит только гиперактивный компонент. Например, у подростков гиперактивность и двигательная расторможенность становятся меньше, но они заменяются суетливостью и состоянием внутреннего беспокойства. Для них так же характерны безответственность, трудности в самоорганизации и планировании деятельности, конфликтность во взаимоотношениях и рискованное поведение.

Гиперактивный ребёнок: что делать?

Не паниковать

При правильно организованной реабилитации и коррекции трудностей состояние ребёнка значительно улучшается.

Лечиться

Поскольку нет единой причины, вызывающей СДВГ, то и подход к преодолению трудностей должен быть многофакторным. Единственного эффективного метода лечения для преодоления СДВГ до сих пор нет (по крайней мере, в нашей стране), но при комплексном подходе к проблеме с ней вполне можно справиться.

Задача медикаментозной терапии – облегчить симптомы СДВГ в том случае, когда не получается справиться с поведенческими или когнитивными нарушениями при помощи поведенческой терапии, коррекционных занятий психолога или психотерапии.

В большинстве случаев целесообразно начинать с психологической консультации семьи ребёнка и психологической коррекции и желательно это всё сразу сочетать с лечением. Нужно понимать, что таблетки иногда бывают необходимы, но уповать только на них не стоит. Обязательно нужно посещать специалистов, занятых работой с такими детьми.

Заниматься с психологом, дефектологом

В зависимости от возраста и сложностей ребёнка психолог и дефектолог выстраивают программу профилактики или коррекции нарушений. Вся эта работа направлена на то, чтобы уменьшить нарушения, повысить обучаемость и улучшить общение ребёнка.

Пройти курс нейропсихологической коррекции

Это специальный комплекс психологических методик, которые способствуют переструктурированию функций мозга и созданию компенсаций у ребёнка, чтобы он мог лучше регулировать своё поведение и эффективнее обучаться.

Комплекс нейрокоррекции включает в себя растяжки, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные движения, упражнения для развития моторики, релаксации и др.

Минимальное количество занятий на курс – 16. Плюс обязательно необходимо между визитами к нейропсихологу выполнять упражнения дома.

Включение родителей и ближайшего окружения ребёнка в реабилитацию, разъяснение им особенностей воспитания гиперактивного ребёнка и общения с ним

Родителям детей с СДВГ важно научиться не взаимодействовать с ребёнком по типу гиперопеки и вседозволенности и при этом избегать завышенных требований, которые ребёнок не в состоянии выполнить.

Советы родителям гиперактивного ребёнка

Забота о себе

Позаботьтесь о собственных ресурсах и способах восстановления сил. Гиперактивный ребёнок требует много внимания и терпения. У родителей гиперактивных детей часто наблюдается повышенная тревожность, раздражительность и склонность к самообвинению.

В истощенном состоянии проявления СДВГ сложно выдерживать, поэтому важно выработать ряд действий и мероприятий, которые помогут вам восстанавливаться. Встречайтесь с друзьями, пройдите курс психотерапии, заботьтесь о полноценном сне и отдыхе.

Поддержка специалистов

Получите консультации специалистов, работающих с проблемой СДВГ: врача, психолога, дефектолога, логопеда (если он необходим). Договоритесь о коррекционных занятиях для ребёнка.

Без помощи специалистов справиться с СДВГ практически невозможно.

Принимающая среда

Объясните близким родственникам и педагогам, которые работают с вашим ребёнком, его особенности. Попросите их помогать в коррекции и объясните, как лучше общаться с ребёнком и как ему можно помочь.

Микроклимат в семье

Конфликты между взрослыми и неблагополучие в семье обычно усиливают симптоматику и усугубляют состояние ребёнка с СДВГ.

Количество разводов в семьях с ребёнком СДВГ выше в 2 раза, чем статистическое. Поэтому родителям важно поддерживать друг друга в усилиях по преодолению сложностей ребёнка, а не ссориться из-за методов воспитания.

Экологичность в воспитании

Избегайте криков и физических наказаний в воспитании гиперактивного ребёнка (впрочем, это относится ко всем детям).

Важно понять, что ребёнок не слушается и отвлекается не потому, что он не хочет поступать правильно, а потому что не может.

Предъявляя ребёнку завышенные требования, вы рискуете довести его до нервного срыва, спровоцировать эмоциональные трудности и другие заболевания. Крик, наказания и агрессия ситуацию точно не улучшат, а вот ухудшить состояние вполне могут.

Чаще хвалите ребёнка за его усилия, особенно, когда деятельность требует концентрации внимания.

«Обнимашки»

Физический контакт таким детям очень важен. Обнимайте ребёнка, прижимайте к себе в трудных ситуациях, когда он не может справиться с эмоциями или возбуждением.

Соблюдение режима дня

Чем чётче распорядок дня, тем легче справиться с симптомами СДВГ.

Полноценное питание

Ограничьте сладкое в рационе ребёнка, позаботьтесь о достаточном количестве в пище белка (мясо, рыба) и микроэлементов.

Организация пространства

Помогите ребёнку структурировать и удобно организовать пространство, в котором он живет.

Гиперактивным детям сложно всё убирать по местам и самостоятельно наводить порядок. Имеет смысл купить много разноцветных контейнеров, промаркировать их (для дошкольников можно наклеить соответствующие картинки), научить классифицировать и раскладывать вещи по местам (иначе в комнатах таких детей, как правило, царит бардак).

Маркировки и стикеры

Поскольку гиперактивные дети часто бывают рассеяны и забывают вещи, составляйте вместе списки (постоянные и временные), маркируйте, если это возможно, вещи, оставляйте стикеры-напоминалки.

Забота о здоровье

Заботьтесь о сохранении общего здоровья ребёнка, проводите профилактические оздоровительные мероприятия.

Дело в том, что заболевший ребёнок будет более расторможен и невнимателен. В некоторых случаях даже смена сезона может вызывать обострение симптоматики СДВГ.

Если наблюдаете обострение симптомов СДВГ, имеет смысл проконсультироваться с доктором и в сложных состояниях согласиться на лечение амбулаторно, в условиях дневного стационара или в стационаре, чтобы подобрать медикаментозную терапию.

Спорт

Подберите для ребёнка спортивную секцию. Детям с СДВГ обычно противопоказаны соревновательные виды спорта, также сложны для них те виды, где нужно играть в команде (из-за импульсивности и нарушений общения).

Отлично подойдут плавание, лыжи, теннис, ушу, конный спорт, ритмика.

Тренируйте внимание

Играйте с ребёнком в игры, способствующие развитию и тренировке внимания. Такие игры и упражнения можно найти в интернете или купить книгу.

Развитие навыков общения

Старайтесь развивать у ребёнка навыки общения. Обсуждайте неудачи в общении, разъясняйте правила в коммуникациях. С дошкольниками можно читать коррекционные сказки и истории.

Бережное отношение к психике

Оберегайте ребёнка с СДВГ от переутомления, большого скопления людей, массовых мероприятий. Все это приводит к нарастанию гиперактивности.

Релакс

Учите ребёнка расслабляться и сбрасывать напряжение. Это могут быть специально подобранные игры и упражнения или методы арт-терапии.

Детям с СДВГ показано работать с красками, глиной, заниматься творчеством.

Используйте полезные приложения

Например, сервис «Где мои дети».

Как «Где мои дети» помогает при детской гиперактивности

Имеет смысл установить приложение «Где мои дети», чтобы осуществлять родительский контроль за гиперактивным ребёнком, не сильно внедряясь в его границы. С его помощь вы всегда сможете:

  • контролировать перемещения своего ребёнка и его маршрут (особенно это актуально для школьников);
  • понять, что сейчас происходит в окружении ребёнка, если он не отвечает на телефонные звонки, отправив громкий звуковой сигнал – может он попал в опасную для себя ситуацию или связался с плохой компанией?
  • прослушать звук вокруг и выяснить, как обстоят дела в школе, секции, как ребёнок общается с посторонними, адаптируется и ведёт себя в обществе. Кроме того, если вы подозреваете, что у него есть какие-либо проблемы, о которых ребёнок молчит, прослушивание может быть крайне полезно;
  • получить сигнал SOS от ребёнка в экстренной ситуации;
  • отправить голосовое или текстовое сообщение, а также позвонить ребёнку в любой момент;
  • проследить статистику использования мобильных приложений;
  • понять, вовремя ли приходит ребёнок в школу, секцию или домой; сколько времени проводит в том или ином месте (например, не сбегает ли с занятий) и где бывает чаще всего.

Если вы будете знать, что происходит, то с большей гарантией сможете помочь. Ненавязчивый, но бдительный контроль окажет незаменимое содействие родителям гиперактивных детей.

Рекомендация от психолога

Если вы замечаете у своего ребёнка признаки гиперактивности и дефицита внимания, постарайтесь не игнорировать свое волнение и не откладывать поход к специалистам.

При комплексном подходе к коррекции СДВГ прогноз относительно благоприятен : у большинства детей по мере роста и коррекции нарушения компенсируются и большинство симптомов уходит.

Кроме того, помните, что никакой специалист и никакое лечение не заменит любви и адекватности родителя. Без искренней заинтересованности родителя работа по коррекции СДВГ будет проходить крайне сложно.

Любите своих детей такими, какие они есть, и верьте, что преодолеть трудности возможно. Главное – делать. Автор статьи – Лариса Милова Семейный психолог

Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок не сидит на месте, быстро раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского кота к стулу? Для того, чтобы сделать легче поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы поговорим сегодня о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Итак, если вашему ребенку трудно усидеть на месте, если он суетится, много двигается, неуклюж и часто роняет вещи, если он невнимательный и легко отвлекается, если поведение ребенка слабоуправляемое, то, возможно, ваш ребенок — гиперактивный.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист — врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению ребенка и его адаптации должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор мед. наук Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут-то и приходит на помощь психолог, который, работая в тесном контакте с родителями, может научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Как выявить гиперактивного ребенка?

Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности

Дефицит активного внимания:

  • Непоследователен, трудно удерживать внимание.
  • С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает.
  • Испытывает трудности в организации.
  • Часто теряет вещи.
  • Избегает скучных заданий.
  • Часто бывает забывчив.
  • Постоянно ерзает.

Двигательная расторможенность:

  • Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь).
  • Спит намного меньше, чем другие дети.

Импульсивность:

  • Не способен дождаться своей очереди.
  • Плохо концентрирует внимание.
  • Не может контролировать и регулировать поведение.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен. Часто взрослые считают, что если ребенок много двигается, непоседлив, значит, он гиперактивен. Такая точка зрения ошибочна, т.к. другие проявления гиперактивности не учитываются.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Появление гиперактивного ребенка с первых минут осложняет жизнь любого коллектива. Он мешает, вскакивает с места. Безусловно, даже очень терпеливого родителя такое поведение может вывести из себя.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Если вы хотите, чтобы он был внимательным, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

Обратите внимание! Ребенок, работая один на один со взрослым, как правило, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми

Регулировать режим дня и тщательно его придерживаться. Повторяясь день за днем, порядок помогает понять, что происходит и что ему нужно делать в определенное время.

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы.
  • Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Как играть с таким ребенком?

Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересам других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

  • «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
  • «Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.
  • «Кричалки-шепталки-молчалки» 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.
  • «Час тишины и час можно».
  • «Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка — спинками.
  • «Ловим комаров».

Несколько слов о наказаниях

  • Причина наказания должна быть понятна ребенку.
  • Наказание применяется сразу после проступка.
  • Наказание должно быть естественным. Например, если ребенок разрисовал стены фломастером — уберите фломастер. Когда даете фломастер – дайте большой лист бумаги и порисуйте вместе с ним.
  • Физические наказания. Вспомните — вас наказывали? Вам это нравилось? Вам это помогло? А что бы вам помогло? Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
  • Подумайте: «Почему я часто наказываю ребенка? Может, у меня слишком высокие требования? Может, я вымещаю на нем свои чувства?»

Что почитать: полезная литература для родителей

  1. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
  4. Шеффер Э. Хорошо вести нельзя капризничать.
  5. Гасанов Р.Ф. Формирование представления о синдроме дефицита внимания у детей.
  6. Чутко Л.С., Пальчик А.Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

15 ноября 2019 Журнал «Здоровье семьи»

Минимальная мозговая дисфункция является наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений в детском возрасте. При ММД наблюдается задержка развития тех систем мозга, которые обеспечивают такие функции как речь, внимание, память. По общему интеллектуальному развитию дети с таким нарушением находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении, социальной адаптации. Вследствие поражения, недоразвития определенной части коры головного мозга у детей нарушается формирование навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Иногда эти нарушения встречаются в изолированном виде, но чаще они сочетаются между собой.

Наиболее распространенным вариантом ММД является гиперактивное расстройство с дефицитом внимания. Причем уже в раннем возрасте у многих детей с этим диагнозом обнаруживается гипервозбудимость: как правило, с первых месяцев жизни, иногда – с 6-8 месячного возраста. Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный немотивированный плач. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения, мраморности кожных покровов, усиленной потливости, учащения дыхания, сердцебиения. Во время крика можно наблюдать повышения мышечного тонуса, тремор подбородка, рук. Практически у всех детей с синдромом гипервозбудимости наблюдается нарушение сна. Оно выражается в затрудненном длительном засыпании, частом и раннем пробуждении, вздрагивании даже при незначительной силе звука, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца), а также появляется сонливость, возбуждение в течение дня, нарушается чередование сна и бодрствования. Частым симптомом гипервозбудимости являются трудности с кормлением. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Отмечается предрасположенность к срыгиванию, рвоте, жидкий стул чередуется с запорами. В возрасте от 1 года до 3-х лет детей с ММД отличает двигательное беспокойство, нарушение сна, аппетита, слабая прибавка в весе, отставания в психоречевом и моторном развитии. К 3-м годам обращают внимание на повышенную утомляемость, отвлекаемость, моторную неловкость, импульсивность, упрямство, негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (недержание мочи, кала во сне и в дневное время). Как правило, нарастание симптомов происходит, когда ребенок начинает посещать детский сад или школу. Увеличение нагрузок на ребенка может приводить к нарушению поведения в виде упрямства, непослушания, замедляется психоречевое развитие. Для детей этого возраста характерна школьная дезадаптация. Трудности психологического характера могут вызвать психосоматические нарушения, проявления вегето-сосудистой дистонии.

Таким образом, если в дошкольном возрасте у детей с ММД наблюдается гипервозбудимость или, наоборот, рассеянность, то у школьников на первый план выступают проблемы обучения, нарушения поведения, психоэмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, страхи, вспыльчивость, агрессивность. В подростковом возрасте нарушение поведения нарастает, появляются трудности во взаимоотношениях, ухудшается успеваемость, появляется так называемый дух «бунтарства» (отрицания авторитетов, нарушение семейных и общественных правил поведения). Проявляется тяга к употреблению алкоголя, наркотиков.

Поэтому усилия специалистов (неврологов, психологов) должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию минимальной мозговой дисфункции у ребенка, сведение к минимуму факторов, усугубляющих проявления ММД и способных трансформировать эти проявления из «минимальных» в весьма драматичные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *