Воспитание ответственности у детей

Многие родители хотят, чтобы их дети были ответственными и самостоятельными. И некоторые из них задают себе вопрос: «А что мы, как родители, можем для этого сделать?» Ниже, в своей статье, я дам вполне конкретные рекомендации, а также расскажу об условиях, которые способствуют формированию ответственности у детей.

Что такое ответственность?

  1. Ответственность – это способность человека принимать последствия своих действий/бездействий, решений. Под принятием понимается – проживать ту реальность, тот вызов среды, который будет после этих решений. Другими словами, «накосячил» – разгребай.
  2. В тоже время, ответственность – это внутреннее чувство человека. Это некий ответ человека на вызовы (вопросы) среды, Мира. Будучи ответственными мы даем ответы на вопросы, которые задает нам жизнь. И эти вопросы задаются через ситуации, социальные задачи, выборы, которые мы делаем и.т.д.

На поведенческом уровне ответственность проявляется как:

  • выполнение договоренностей между людьми;
  • быть верным своему слову, выполнять обещания и обязательства;
  • успешно выполнять свои социальные задачи;
  • принятие самостоятельных решений, делать выбор;

Говоря о воспитании ответственности, нужно понимать, что речь пойдет о создании условий и контекста, в котором ребенок сможет проявлять вышеуказанные пункты.

События и происшествия

Есть два принципиально разных способа взаимодействия родителей и детей. Первый — родители реагируют на какие-то события, которые случаются с ребенком, мы будем называть это «происшествия». Происшествия не планируются, они случаются. Например, ребенок получил «двойку», родители — реагируют, обращают внимание, контролируют. Или ребенок забыл собрать портфель, сделать какое-то домашнее дело — родители, естественно, реагируют на это, вступая во взаимодействие с ребенком. Родительская реакция на происшествия — это всегда активность пост-фактум, родитель догоняет события.

Другой способ — это создавать события. Событие в семье — это управляемый целенаправленный процесс. Когда мы говорим о формировании какого-либо качества или навыка, мы должны понимать что процесс формирования это тоже целенаправленный, управляемый процесс. Большинство качеств человека формируется через среду и тот опыт, который он проживает. В случае с ребенком, большинство его качеств формируется в семье.

Раз событие создается и управляется, следовательно, в нем есть безопасность и родительский контроль. Мы все когда-то были детьми и у нас есть богатый опыт семейных событий: совместный поход, выход на природу, лепка пельменей всей семьей, настольные и другие семейные игры, подготовка к новогоднему празднику и.т.д, празднование дня рождения, отпуск, сбор картофеля на даче. В каждой семье они разные.

Любое семейное событие обладает следующими характеристиками:

  1. Событие планируется (не является случайным или стихийным)
  2. Событие организуется взрослыми или совместно. А значит имеет цель и это направленный процесс, где создается определенный контекст.
  3. Событие согласовывается с другими участниками (членами семьи, детьми)
  4. В событии участвует не один ребенок, а члены семьи. Каждому участнику события распределяется роль и конкретные задачи.
  5. Событие контролируется взрослыми и является безопасным для ребенка.

Как формируется ответственность?

Любой навык или качество ребенка формируются через события в семье.

Для того, чтобы сформировалось у ребенка чувство ответственности, необходимо:

Создавать события и такой контекст, в которых у ребенка будут определенные задачи (поручения), где требуется ответственность. Выполняя или не выполняя данные поручения, он будет получать определенные последствия. Причем также необходимо дать ребенку эти последствия прожить.

Поручения и задачи, которые мы даем, должны соответствовать возрасту ребенка. Другими словами, задача должна быть по силам и навыкам ребенка.

Важно! Давать право выбора ребенку. Некоторым родителям кажется, что ребенок сделает неправильный выбор, а точнее не тот, который нравится взрослым. И здесь нужно понимать, что если мы делаем выбор за ребенка, то мы тем самым не даем ребенку проявить себя, свою волю, не даем совершать поступок, а соответственно, проявлять свое ответственное поведение. Не давая ребенку право делать свои выборы, для него это по сути запрет на взросление.

Важно! Необходимо также объяснять ребенку, что произошло, проговаривать события, его решения и те последствия, которые наступили, исходя из его решений или поступков. Это нужно для того, чтобы более явно простраивались причинно-следственные связи между поступками ребенка и последствиями.

Последствия для ребенка, это не всегда наказания в том смысле, в котором большинство из нас привыкли думать. Это вполне естественное событие и развитие ситуации, которое происходит, если ребенок принимает то или иное решение.

Важно! Поощрять ребенка за ответственное поведение. Формы поощрения могут быть самые разные. От похвалы, до подарков. В зависимости от задач и поручений.

Формирование ответственности на примерах

Пример № 1. Событие: семейный праздничный ужин. Готовясь к празднику, ребенку дают поручение сходить в магазин и купить продукты, чтобы приготовить его любимое блюдо по заказу. У каждого члена семьи в связи с этим своя задача. Ребенок по каким-то причинам забыл купить то, что от него требовалось, то семья и он остается без любимого блюда. Это и будут те последствия, которые необходимо принимать.

Пример № 2. Событие: завтрак. У ребенка есть обязанность каждый день следить за появлением молока в холодильнике и покупать его после школы, если недостает. Вполне ответственная задача, поскольку молоко на завтрак нужно не только ему, но и маленькой сестре. Об этой обязанности изначально было оговорено. По какой-то причине, в один из дней этого не было сделано. В качестве ответственности была принята такая мера: на следующий день, в выходной, ребенок был разбужен с утра в 8.00 и отправлен в магазин за молоком, чтобы к пробуждению и завтраку у всех было молоко. В этой ситуации за свое не слишком ответственное поведение, ребенок лишил себя сна.

Пример № 3.

В ситуациях, когда ребенок просыпает или опаздывает в школу, он автоматически лишался просмотра мультфильмов то время, на которое он опоздал. И у него был выбор, приходить вовремя или лишать себя мультфильмов, опаздывая.

Пример № 4.

Наличие в доме домашних животных и уход за ними — отличный контекст для формирования ответственного поведения у ребенка. За животными нужно ухаживать, вовремя кормить и поить, убирать, выгуливать. Часто дети сами просят завести дома питомца. Это отличный повод сформировать договоренности по поводу их содержания и ухода. Через любовь к животным, ребенок может самостоятельность по их уходу и заботе, тем самым, получая опыт ответственного поведения.

3.1 (23)

Ответственность — это такая вещь, которая не существует сама по себе, а всегда рассматривается в определенном контексте. Некоторые взгляды на ответственность в нашем обществе настолько масштабны, что определить правильное поведение человека довольно сложно. Чем больше ответственность, тем меньше человек способен что-то изменить и повлиять на то, за что он отвечает. Иногда именно для того, чтобы уменьшить свою ответственность, люди намеренно увеличивают масштаб дела таким образом, что потом почти невозможно найти тех, кто отвечает за те или иные события.

Человека можно назвать настоящим и полноценным членом общества только тогда, когда он способен отвечать за то, что он делает. Человек всегда должен отвечать за свое поведение, свои поступки, крепко держать в руках свою судьбу, быть готовым к любым испытаниям, постоянно стремиться к победам в личной жизни.

Ответственность — это обязанность человека перед кем-то или перед чем-то.Например, общественный долг, совесть и честь, жизненная позиция и отношение к окружающим согласно общественных моральных норм и принципов является мерой нашей ответственности перед обществом. Кроме того, каждый нормальный человек должен уметь управлять собой, своим поведением. Самовоспитание также является проявлением ответственности, свидетельствует, что человек уже достаточно зрелая и духовно стойкая личность.

Многие поколения наших предков жило и действовало по девизом «Я отвечаю за все!».Ориентируясь на этот лозунг, они становились настоящими людьми, способными на подвиги ради других людей, ради Родины. Во время Великой Отечественной войны наши соотечественники, потеряв ноги, сражались с врагом, научившись управлять самолетами, а после войны — машинами и тракторами, а потеряв руки не унывали и становились выдающимися писателями, художниками и другими известными людьми.

Следует сказать, что выполнять долг перед семьей, друзьями, окружающими нас людьми, перед Родиной, достаточно сложно. Для того, чтобы избежать ответственности и выполнения обязанностей находится довольно много причин. Бывает, не хочется рано вставать, потому что вчера поздно лег, нет настроения уважать родителей, не хочется выполнять домашнее задание, потому что болит голова, не хочется ничем заниматься, потому что для этого нет соответствующих условий, и тому подобное. Те, кто придерживаются таких взглядов и живут по таким правилам, к сожалению, не понимают, достойные условия для своей жизни должны создавать они сами и в этом состоит их обязанность, этим определяется уровень их ответственности. И только от самого человека зависит, сможет ли он осуществить свои мечты и достичь своей цели.

Человек призван жить так, чтобы ее жизнь была не только на личное благо, а на благо окружающих, на благо своего родного народа, своей Родины. Человек призван отвечать за свои поступки не только перед собой, а перед теми, кого она любит и уважает. А для того, чтобы чувствовать себя Человеком с большой буквы, надо приносить как можно больше радости и счастья в жизни других людей и вместе с тем чувствовать свою ответственность за все свои поступки и свое поведение.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Мурманска средняя образовательная школа № 56

«Ответственное поведение»

Педагог МБОУ СОШ №56

Т.Н.Тетерина

Мурманск 2018г

Пояснительная записка.

Когда мы говорим о зрелости человека, мы имеем в виду интеллектуальную, эмоциональную и личностную зрелость. Психологи выделяют четыре компонента личностной зрелости, которые являются базовыми, фундаментальными, вокруг которых группируется множество других: это, во-первых, ответственность, терпимость и саморазвитие, во-вторых, позитивное мышление, позитивное отношение к миру. Ответственность – это то, что «отличает незрелую личность от средней нормы» (А.А.Реан). В психологии распространена концепция о двух типах ответственности:

— личность считает ответственной за всё происходящее в жизни саму себя;

— человек склонен считать ответственным за всё происходящее с ним или в жизни либо других людей или внешние обстоятельства, ситуации.

Тема ответственности особенно важна для детей подросткового возраста.

Обретая независимость, подросток утверждает свою индивидуальность, как правило, противопоставлением всему тому, что ему дал семейный круг, школа. Чтобы доказать взрослым свою независимость, он часто отстаивает противоположную точку зрения, совершает безответственные поступки. Занятие предназначено для того, чтобы формировать ответственное поведение у детей и подростков, готовность к преодолению трудностей, которые попадутся на пути.

Цели занятия:

Научиться различать ответственное поведение и безответственное поведение.

Формировать осознание и принятие ответственности за свою жизнь, своё поведение и его последствия.

Занятие предназначено для подростков 12-15 пет

Основные понятия.

Ответственность – это то, что отличает социально зрелую личность от социально незрелой. Она связана с волевой сферой и в психологии идёт речь о двух типах ответственности:

Ответственность 1 типа, когда личность считает ответственным себя за всё происходящее

Ответственность 2 типа, когда личность считает ответственным за всё происходящее в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства.

Локус контроля (лат. Lokus –место, местоположение и франц. Controle – проверка) – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственностьза результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям)

Ход занятия

I Разминка: обсуждение ситуации.

Ситуация: учитель предупреждает о контрольной работе:

Как об этом будет рассуждать ответственный человек и безответственный?

Алгоритм рассуждения:

  1. Что хочет учитель и почему?

  2. Что ты хочешь сам?

3 Какое решение ты принимаешь и что скажешь учителю?

II Основная часть:

А теперь давайте подумаем, что такое ответственность?

Какое поведение можно назвать ответственным и какое безответственным?

Ведущий: ответственность – это то, что отличает социально зрелую личность от социально незрелой. Она связана с волевой сферой и в психологии идёт речь о двух типах ответственности:

Ответственность 1 типа, когда личность считает ответственным себя за всё происходящее

Ответственность 2 типа, когда личность считает ответственным

за всё происходящее в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства.

Как вы думаете, какая бывает ответственность?

— Виды правовой ответственности:

1. Уголовная.

2. Административная.

3. Дисциплинарная.

4. Гражданско-правовая.

5. Материальная.

— Личностная ответственность

Выдающийся учёный двадцатого столетия Э.Фромм полагал, что забота, ответственность, уважение и знание – это совокупность качеств зрелого человека. Другой известный учёный-гуманист В.Франкл уделяет ответственности значительное место, считая, что духовность, свобода и ответственность – это три основы человеческого существования. Человеческая ответственность – это ответственность, происходящая из неповторимости и своеобразия существования каждого индивида. Поэтому на ответственный поступок способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость.

Следует различать когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты ответственности.

Когнитивный компонент ответственности отражает систему усвоенных знаний личности об ответственном поведении.

Параметры когнитивного компонента:

1)то, как человек понимает, что такое «ответственность»;

2)предвидит результаты своих поступков и деятельности;

3)понимает значимости обязательного и качественного выполнения деятельности.

Эмоциональный компонент — эмоциональное отношение личности к выполнению ответственной деятельности. Оно может быть положительным, негативным, безразличным.

Параметры эмоционального компонента ответственности:

1)отношение к принятию новых обязанностей;

2)отношение к даче обещаний;

3)переживание ситуации невыполнения ответственной деятельности;

4)отношение к трудностям, возникающим в процессе переживание за качество и временное обеспечение ответственной деятельности.

5)переживание за качество и временное обеспечение ответственной деятельности

Поведенческий компонент включает реализацию ответственности в конкретных действиях и поступках.

Параметры поведенческого компонента:

1)выполнение обещанного;

2)самостоятельное преодоление трудностей;

3)доведение деятельности до результата;

4)качественное и своевременное обеспечение деятельности;

5)исключение опеки, внешнего контроля при планировании и осуществлении ответственной деятельности.

Выполнение упражнения «Закончи предложение».

Цель: осознать понятие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

1Я злюсь, когда…

2Что я делаю… 3 Что я думаю…

Ведущий: давайте подумаем, за что несёте ответственность вы?

Упражнение «Паровозики»

Цель: подумать над тем, легко ли брать на себя ответственность?

Игра «Сказка о Кащее».

Цель: стимуляция опыта сознательной передачи ответственности другому человеку и опыта несения ответственности за другого человека. Размышление над вопросом: в любых ли ситуациях можно ответственность брать на себя?

Материалы: ободки с надписями «Кащей», «Утка», «Молодец».

Цветные бельевые прищепки для каждой утки.

Вывод: каждый имеет право выбирать, хочет ли он быть Кащеем или Уткой.

Но, выбирая, стоит подумать о том, какие последствия наступят? Каждый Кащей в состоянии себя защитить. Каждая Утка вправе отказаться от ответственности за другого.

Заключительный этап

1 Рефлексия

2 Слова ведущего: хотелось бы закончить занятие об ответственности высказыванием Р.Л.Стивенсона: «Вы не можете убежать от слабости: однажды вы должны либо победить её, либо погибнуть; и если так, то почему бы не сейчас и не здесь» и словами из Доклада ассоциации строителей: «Не нужно смело идти навстречу опасности. Пусть она сама до вас доберётся – авось с ней случиться что-нибудь по дороге»

3 Стихотворение Р.Киплинга в переводе С.Маршака «Если»

Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

Не навязывайте ребёнку свои цели

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.

Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня «пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то…». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то…», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.


Парламент Венгрии проголосовал за законопроект «О внесении изменений в Гражданский кодекс», принятого в мае 2013 года, который регулирует взаимоотношения между родителями и детьми. Сама идея данных изменений отражена в Семейном кодексе, в соответствии с которым пожилые родители юридически могут потребовать материальной помощи у «взрослых детей».
С 01 июля начала действовать поправка, которая не просто предписывает поддержку престарелых родителей, но и обеспечивает право на материальную поддержку и покрытие затрат по уходу за ними. Этим правом, несомненно, воспользуются Дома для престарелых. Если родитель живет в доме престарелых и его доход не достаточен, какие-либо активы на покрытие долгов отсутствуют, то учреждение может подать иск в суд. Как правило, до 80% пенсии пожилых людей, уходит на оплату услуг учреждения, а у некоторых и вся пенсия не покрывает расходы на оплату тех же услуг. И в данном случае детям придется делать доплату. Но такое решение возможно лишь по решению суда.
Если бездетным пожилым людям нужна помощь, суд может определить ответчиками ближайших родственников, при этом необходимо определить родственную связь. Суд в своем решении по просьбе стороны ответчика, может не назначать сумму помощи (алиментов), если ответчик берет ответственность по личному уходу за родителями или готов оплатить услуги медсестры, сиделки. Это возможно лишь с согласия родителей.
В моральном аспекте, если родители испытывают трудности, то дети должны заботится о них и это делает хорошими взаимоотношения в семье. Но следует понимать, что иной раз излишне унизительные процедурные формальности, сдерживают родителей прибегать к юридическому вмешательству во взаимоотношения «отцы-дети», подать в суд на своего ребенка, независимо от того, насколько тяжелая у них ситуация.
Сумму платежей, помощи или алиментов, определяет суд. Безусловно, в каждом индивидуальном порядке, суд будет рассматривать финансовое положение детей, материальные возможности родителей. В случае не выполнения обязательств по решению суда, у ответчиков может возникнуть уголовная ответственность с лишением свободы до трех лет.

Юристы считают, что не стоит ожидать увеличения числа исков, связанных с поправкой к Гражданскому кодексу.
По мнению Myhungary.net, внесенная поправка вряд ли будет воспринята с одобрением, как престарелыми родителями, так и взрослыми детьми. Для венгерского общества более приемлемыми действиями парламента стало бы повышение социальных стандартов, при которых все граждане страны были уверены в своей безбедной старости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *