Воспитание по сухомлинскому

«Важнейшее условие духовного роста педагога- это прежде всего время- свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время- ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». (В.А. Сухомлинский) Как точно сказал Василий Александрович. Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света. В.А.Сухомлинский Главное, что определяет эффективность слова учителя, его честность. В.А.Сухомлинский Свободное время учителя это корень, питающий ветви педагогического творчества. В.А.Сухомлинский Чем меньше у учителя свободного времени, чем больше загружен он всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам. В.А.Сухомлинский Одна из определяющих черт педагогической культуры это чувство привязанности к детям. В.А.Сухомлинский Краеугольный камень педагогического призвания это глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка. Я не верю, что есть неисправимые дети, подростки, юноши, девушки. В.А.Сухомлинский Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце. В.А.Сухомлинский Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком. Беда многих учителей заключается в том, что они забывают: ученик это прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений. В.А.Сухомлинский Одно из самых важных качеств воспитателя человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери. В.А.Сухомлинский Что самое страшное в жизни и больше всего требующее любви, ласки, заботы, внимания, добра это искалеченное, изуродованное детское сердце. В.А.Сухомлинский Человек, который встречается с учениками только на уроке. не знает детской души, а кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем. В.А.Сухомлинский Быть человеком значит, не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла. В.А.Сухомлинский Справедливость это основа доверия ребенка к воспитателю. В.А.Сухомлинский Настоящий учитель: каков он, по убеждению и опыту директора Павлышской средней школы

О роли матери в семейном воспитании ребенка.

Женщина – «сердце» в семье, ее эмоциональный лидер. От снижения этой ее роли в семье на фоне изменений социального положения женщины в обществе теряют единство и сплоченность семьи, ибо отношения в семье созидаются женщиной.

О «секретах» материнской любви.

Любовь матери – первая и наиболее значимая сторона родительской любви. Ребенок нуждается в ней как физиологически, так и психически, особенно, когда он еще слит с миром через мать.

С ощущением тепла и уюта на руках матери к ребенку приходит внутреннее ощущение того, что «мир рад его рождению», «он желанен», «мир принял его».

Мать — эмоциональная, чувствующая, питающая и смысловая среда, в которой берет «старт» вся последующая психическая жизнь и деятельно ребенка.

Любовь к матери в идеале безусловна. Материнский принцип любви звучит: «Я люблю тебя за то, что ты есть».

Мать любит ребенка, потому что это ее дитя, ему «не нужно добиваться и заслуживать» любовь матери, «если она есть, то равна блаженству». Когда ее нет – «все прекрасное уходит из жизни». Так писал о сущности материнства Э.Фромм, известный психолог и социолог.

Настоящая материнская любовь бескорыстны. Представляя с ребенком единство, мать постепенно, по мере его взросления, помогает ему обрести автономию и независимость от себя. Любить ребенка по-настоящему означает иметь мужество «отпустить» ребенка в самостоятельную жизнь.

Традиционная функция матери – обеспечить ребенку безопасное существование и вхождение в мир, поддерживать развитие его душевных и эмоциональных сил, воплощать духовное начало в ребенке.

О разнице в воздействии матери и отца

Матери, как правило, строят свое поведение вне зависимости от пола ребенка. Они в своем большинстве относятся одинаково заботливо как к сыну, так и к дочери и в этом смысле меньше учитывают их половую принадлежность.

Мать больше опекает детей. Матерям не свойственно принимать риск в поведении ребенка, они чаще пресекают детские поступки, которые отцы допускают.

Объятия заботливых рук матери несут ребенку покой и защищенность, нежность, умиротворение, теплоту, легкость, в то время как отцовские поощряют активность, проявление силы.

От матери ребенок учится близости и человеческой привязанности. Эмоции матери ориентируют ребенка в окружающем мире, сообщая ему сигналы добра или опасности.

«Сердце матери лучше солнца греет»

Дорогие мамы, не упустите в развитии своего ребенка того момента, когда важно предоставить ему ощущение своей отдельности от вас.

Прежде чем бросаться на помощь ребенку, всегда спросите: «Тебе нужна сейчас моя помощь?».

Поддерживайте уверенность ребенка в том, что он всегда получит от вас ласку и эмоциональную поддержку вне зависимости от своего поведения.

Избегайте жестких критических оценок ребенка – дети принимают материнскую критику подсознательно как отказ ему в любви.

Примите во внимание тот факт, что причины невротического развития ребенка нередко связываются с властностью или излишней снисходительностью матери.

Чаще говорите своему ребенку поддерживающие фразы, типа: «Я рада быть здесь с тобой»; «Я никогда не исчезну от тебя»; «Замечательно, что ты у нас с папой есть»; «Для меня все важно: и что ты делаешь, и что ты думаешь»; «Я буду тебя любить, даже если ты будешь от меня отличаться»; «Ты мне нравишься, даже если мне не нравится то, что ты иногда делаешь» и т.п.

Прислушивайтесь к малейшим нюансам переживаний своего ребенка, проясняйте его чувства в разговорах «по душам».

Помните, что качество контакта ребенка с матерью – главное условие его психического здоровья. Поддерживайте контакт с ребенком интонацией голоса, взглядом, улыбкой, прикосновениями.

Помните, что ребенок заражается живостью восприятия жизни, радостью жизни, желанием с любовью познавать окружающий мир от вашего личного ощущения полноты жизни и счастья. То, чему ребенок научится в отношениях с вами, окажет влияние на все сферы его взрослой жизни.

Стремитесь быть гармоничной в проявлении себя не только в материнстве, но и супружестве. Для ребенка это счастливая возможность успешно овладеть гендерной культурой.

Ваша родительская солидарность с мужем, отцом ребенка, — надежный воспитательный стержень в семье, солидарные родители – «позвоночный столб семьи».

О роли отца в семейном воспитании детей.

Бесценно гармоничное сочетание обоих родителей – отца и матери, в полноценном развитии детей. Лишь одного начала – материнского или отцовского, недостаточно для успешного развития ребенка, такую основу могут обеспечить только оба родителя.

Н.М. Карамзин утверждал, что «без хороших отцов нет хорошего воспитания».

Но все отцы разные: одни будто родились с талантом отцовства, а другие… лишь декларируют свое отцовство.

Тем не менее, современные отцы превосходят отцов прошедших поколений в уходе за детьми и общении с ними. Они эмоционально ближе к детям, лучше их знают, больше дорожат их любовью, больше к ним привязаны. Даже самый слабый сегодняшний отец сильнее, чем отцы предыдущих поколений. Поэтому отсутствие отца ощущается сегодня ребенком тяжелее, чем в прошлом, когда воспитательные заботы были исключительно женским делом.

Как известно, традиционная функция отца – обеспечивать социальную опору и авторитет семьи.

О педагогике отцовской любви

Природа любви отца, как и матери, опосредована гендерными различиями и более поздним возникновением института отцовства по сравнению с институтом материнства.

Отцовская любовь, в отличие от материнской, обусловлена. Она должна быть заслужена ребенком и может быть утеряна, если тот не оправдает ожиданий отца.

Отцовский принцип любви звучит: «Я люблю тебя за то, каков ты есть»; «что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, исполняешь свои обязанности, похож на меня».

Отцовская любовь движима принципами и ожиданиями, она терпелива и снисходительна, но не угрожающая и авторитарная. От нее ребенок получает все возрастающее чувство собственной силы.

Советы отцам

Отец нужен ребенку с первых дней жизни. Точка зрения о том, что младенец нуждается только в матери, безосновательна.

Именно отцы играют решающую роль в полоролевой социализации сыновей и дочерей, т.к. в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка.

Подходите разумно к решению в семье вопросов авторитета, власти, строгости, порядка и дисциплины. Без мудрого отца ребенку всего этого не хватает.

Чтобы достичь в воспитании хорошего результата, не жалейте на это времени. Но не стоит всякий раз винить себя за усталость вечером, лучше больше общайтесь с ребенком в выходные.

Откройте ребенку путь к познанию о мире, труде, технике. Именно отец проторяет ребенку дорогу к человеческому обществу, приводит его к людям.

Побуждайте ребенка к экспериментированию, соревнованию, провоцируйте его на риск и преодоление трудностей, ориентируйте ребенка на социально полезные цели.

Предоставляйте ребенку свободу и самостоятельность. Поощряйте его активность и проявление силы ума и характера. Тогда ребенок сможет справиться с проблемами, которые ставит перед ним современная жизнь. Дети ощутившие отцовскую любовь, повзрослев, успешнее «стают на ноги».

Рассказывайте ребенку истории из своего детства, о своих школьных успехах и увлечениях. Чем больше ребенок будет о вас знать, тем больше у него будет поводов вами гордиться.

Будьте достойным примером своим детям в решении повседневных вопросов домашнего быта. Сегодня сфера справедливого распределения между супругами домашних обязанностей стала важным условием семейной стабильности и благополучия.

Матерям на заметку

— Не оценивайте вклад мужчины в воспитание «женскими мерками».

— Помните, что стиль отцовского поведения нередко зависит от того, как ведет себя и что дает ребенку мать, что в воспитании они доверяют друг другу.

— Родительские чувства мужчины нередко «подпитываются» теплыми отношениями с женщиной.

— Образ отца формируется у ребенка во многом под влиянием того, что слышит ребенок от матери и бабушки, что читает в их глазах, когда речь заходит об отце.

Грустный прогноз специалистов: грядущим поколениям угрожает «безотцовщина» из-за увеличения числа разводов и внебрачных рождений. Это одна из причин наблюдающихся сбоев в социализации поколения детей.

Поддерживайте в своей семье добрые традиции

Чаще выражайте искреннюю благодарность мужчинам своей семьи в их роли любящих и ответственных отцов и дедов, активно и искренне участвующих в воспитании детей наравне с матерями.

Воспитатель Балбасова.М.М.

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

Д. П. Степанченко

А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский о семейном воспитании

Творчество А. С Макаренко очень многогранно. В каждой исследуемой им области мы можем найти ценные идеи по разрешению самых разнообразных педагогических проблем. Много внимания уделял А. С. Макаренко уделял работе с семьёй, семейному воспитанию.

Семья несравнима по своей роли в обществе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит усвоение им социального опыта, овладение различными социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья является первым социальным институтом, связь с которым человек ощущает на протяжении всей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственной, эстетической культуры, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулируя его социальную, творческую активность. «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни, – говорил А. С. Макаренко. – Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши будущие слёзы, это наша вина перед всей страной. Воспитывать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать» .

Знание воспитательного процесса в огромной мере облегчает родителям дело воспитания, но нельзя отрицать наличие особых трудностей, с которыми встречаются родители в процессе воспитания.

А. С. Макаренко отмечал, что данная работа не у всех одинаково успешна. Это зависит от многих причин и прежде всего от применения правильных методов воспитания. Поэтому школа, по мнению Макаренко, должна помочь родителям понять, что в семейном воспитании несмотря на трудности не должно быть никаких неудач, никакого брака.

В связи с этим перед школой встает важнейшая задача – активно учить родителей искусству воспитания. Азбука воспитания, раскрывающаяся в системе Макаренко, должна дойти через школу до всех родителей.

Нельзя отделить семейные дела от общественных. Родительская активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье. Дети должны знать об общественной деятельности своих родителей и должны гордиться ими, их успехами, заслугами перед обществом. Родительское поведение играет огромную воспитательную роль. На воспитание влияет даже то, как родители одеваются, как общаются с другими людьми. Все это имеет для ребёнка большое значение. Он все видит и чувствует. Он воспитывается в каждый момент жизни, даже когда родителей нет дома.

А. С. Макаренко отмечал, что родитель в семье – не полный, бесконтрольный хозяин, а только старший, ответственный член семейного коллектива. Если каждый из родителей будет это понимать, то воспитательное родительское влияние только усилится. Благополучие и гармония в развитии ребёнка могут быть только в той семье, где царят доброжелательные отношения, взаимопонимание и взаимная забота.

Очень важным, по Макаренко, является умение соразмерять любовь и строгость в отношениях с детьми. Нужно уметь быть строгим при ласковом тоне. Нужно понимать, что большее влияние на ребёнка оказывает не крик, а спокойствие, уверенность и умение принимать правильное и справедливое решение, в котором проявляется уважение к ребёнку.

А. С. Макаренко много говорил о культуре в воспитании. «Культурное воспитание в семье – дело вовсе не трудное, но это справедливо только в том случае, если родители не думают, что культура нужна только для ребёнка, что воспитание культурных навыков составляет только педагогическую их обязанность. В той семье, где сами родители не читают газет, книг, не бывают в театре или кино, не интересуются выставками, музеями, разумеется, очень трудно культурно воспитывать ребёнка. И наоборот, в той семье, в которой сами родители живут активной культурной жизнью, там культурное воспитание будет иметь место даже тогда, когда родители как будто и не думают о нём. Отсюда, конечно, не нужно делать вывода, что воспитание культурных привычек может идти самотеком, что это – самая лучшая форма работы. Самотек в этом деле принесёт большой вред, понизит качество воспитания, оставит много неясностей и ошибок. Культурное воспитание будет только в том случае полезно, когда оно организованно сознательно, сопровождается некоторыми планами, правильным методом и контролем. Оно должно начинаться очень рано, когда ребёнок наиболее восприимчив, когда ему ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить» .

Необходимо воспитывать умение не только смотреть и слушать, но и желать, хотеть, добиваться, стремиться к победе, преодолевать препятствия, стимулировать товарищей и младших детей. Путь развития человека бесконечен, и поэтому воспитание не может дать ничего законченного, оно лишь открывает путь и учит идти вперед. В связи с этим необходимо, чтобы в ребёнке постоянно развивалось стремление к совершенству.

Много ценных мыслей о семейном воспитании мы находим у В. А. Сухомлинского, который считал, что «все попытки оказать воспитательное влияние останутся тщетными, если отец, мать, не являются теми людьми, истинная потребность в которых составляет моральную культуру и полноту жизни детей» .

Высшим проявлением человеческой сущности, проверкой на зрелость ребёнка, по Сухомлинскому, выступает его любовь к родителям, бережная забота о них. Он так говорит об этом в обращении к ребёнку: «Мать творит твою неповторимую человеческую личность. Беречь мать – это значит заботиться о чистоте и незамутнённости источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновения своей жизни: ты живешь человеком и смотришь в глаза других людей как человек лишь постольку, поскольку ты навсегда останешься сыном своей мате ри» . А вот слова из его другого обращения: «Как вы, дети, относитесь к своим отцу, матери, так и ваши дети будут относиться к вам, когда вы станете отцами и матерями. Быть добрым сыном, доброй дочерью – это должно быть в плоти и крови детства, отрочества, юности, зрелости, старости. До конца своих дней человек должен оставаться сыном. Чем большее его ответственность за собственность детей, тем выше его сыновний долг, даже тогда, когда уже нет в живых его матери и отца» . Эти слова заставляют задуматься над нашими отношениями с нашими родителями. Умеем ли мы любить их и быть им благодарными?

Взаимная любовь родителей и детей составляет основу семейного счастья. «Семья – это школа подлинной человеческой любви, любви доверчивой и строгой, нежной и требовательной» . Работая с детьми и их родителями, мы должны ориентироваться на подходы к семейному воспитанию, представленные в работах наших замечательных педагогов-классиков. Возможно, это поможет созданию в семьях наших воспитанников атмосферы любви доверчивой и строгой…

1. ЧТО ТАКОЕ ПРИЗВАНИЕ К ТРУДУ УЧИТЕЛЯ? КАК ОНО ФОРМИРУЕТСЯ

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, воспитание человека является профессией, специальностью. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом специфических свойств и качеств:

а) Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни — с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

б) Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет.

в) На ребенка оказывают влияние многие люди и явления жизни. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега, — бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным. А для этого необходимо, чтобы личность учителя оказывала наиболее яркое, действенное и благотворное влияние на личность ученика.

г) Объект нашего труда – тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты нашего воздействия на духовный мир школьника – слово учителя, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный диапазон человеческих отношений.

д) Одной из важнейших особенностей творчества педагога является то, что объект его труда – ребенок – постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что вчера.

Вложения:

В.А.Сухомлинский — СТО СОВЕТОВ УЧИТЕЛЮ (238 Kb)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *