Воспитание Русского дворянина

Деятельность Петра 1 содействовала обогащению и развитию национальной культуры, в том числе и физической культуры. Однако знакомство с западноевропейской культурой имело и негативные последствия. Российское дворянство, легко восприняв ее внешние атрибуты, слепо ей приклоняясь, стало проявлять пренебрежение ко всему русскому. Особенно это проявилось у высшего дворянства, окружавшего императорский двор. В результате дворцовых смут и переворотов, после смерти Петра 1 (1725) во главе государства нередко оказывались люди, стремившиеся насадить в России иноземные порядки.

Эта тенденция проявилась и в армии. Созданные Петром основы национальной системы военно-физической подготовки начали вытесняться прусской системой, основанной на муштре. Преуспел в этом фаворит Анны Иоановны – фельдмаршал Миних. При нем все внимание в подготовке солдат стали обращать на внешнюю выправку, парадность шага, равнение в строю. Всякое проявление инициативы строго наказывалось. Основным методом поддержанием дисциплины было наказание. Передовая часть русского офицерства старалась противодействовать этим тенденциям, сохранять и развивать петровские традиции. Среди них в те годы особо выделялся фельдмаршал П.А.Румянцев (1720-1796). Отказом от слепого подражания западным образцам и попытками улучшить военно-физическую подготовку солдат был известен Г.А.Потемкин (1739-1791).

Главная заслуга в развитии петровских традиций в армии принадлежит выдающемуся полководцу А.В.Суворову (1730-1800). Во времена Суворова во всех западноевропейских армиях господствовала линейная тактика, основанная на «кордонной», — защитной стратегии, а главная роль в боевых действиях отводилась огнестрельному оружию. А.В.Суворов, учитывая его небольшую дальнобойность и низкую скорострельность, выступил инициатором наступательной стратегии и маневренной тактики, суть которой — быстрое преодоление солдатом огневой зоны и мощный штыковой удар. Применение такой тактики требовало от солдат не только владения боевой техникой, но и высоких физических качеств, быстроты, умения определять дистанцию, проявления инициативы, смелости и решительности. Эти требования Суворов, с присущей ему лаконичностью определил в формуле «глазомер, быстрота и натиск». Свои взгляды А.В.Суворов изложил в сочинениях «Полковое учение» и «Наука побеждать». Физическая подготовка сол­дат подчинялась этим искусствам. Солдаты учились быстроте пере­строений и передвижений, меткому огню, рукопашной схватке, кото­рой придавалось решающее значение («пуля — дура, штык — молодец»). Знаменитый поход суворовской армии через Альпы стал воз­можным лишь потому, что в мирное время А.В.Суворов придавал большое значение воспитанию физической выносливости и закаливанию солдат. Учения и маневры включали в себя быстрые марши на большие расстояния, проводимые днем и ночью, независимо от погоды и условий местности, преодоление естественных препятствий, форсирование водных преград. Солдат обучали плаванию, бегу, лазанию по лестницам, переходам через валы и рвы и т.п. В результате А.В.Суворов поднял систему подготовки войск на такую высоту, на которой она не стояла в те времена ни в одной армии мира.

На флоте петровско-суворовские традиции военно-физической подготовки воплощал адмирал Ф.Ф.Ушаков (1744-1817). Специальная физическая подготовка матросов включала упражнения в лаза­нии по канатам и мачтам, бег по корабельным снастям, упражнения на быстроту в установке и уборке парусов, занятия плаванием и греблей, прицельной стрельбой с движущихся качелей, имитирующих качку, учебные абордажные бои и десантные операции, штурмы крепостей и пр. Будучи одной из наиболее прогрессивных систем военно-физической подготовки моряков, она способствовала повышению боеспособности российского флота.

С середины XVIII века представители передовой русской интеллигенции стали широко распространять идеи просветительства и прогрессивной педагогики, в том числе, и применительно к физиче­скому воспитанию. Своей деятельностью они внесли существенный вклад в развитие научных основ физического воспитания.

Гениальный ученый М.В.Ломоносов (1711-1765) поднял ряд вопросов личной и социальной гигиены, имевших общенародное зна­чение. Он считал, что особую роль в сохранении здоровья и физического развития имеет движение, и предлагал поставить перед правительством вопрос о государственных мероприятиях по организации физического воспитания граждан России. Одна из статей, которые М.В.Ломоносов собирался написать, названа «Олимпийские игры».

О физическом воспитании детей заботился и известный государственный деятель И.И. Бецкой (1704-1795). Будучи за рубежом, он познакомился с трудами Ж.Ж. Руссо и Д. Локка, а вернувшись в Россию, выступил с идеей создания воспитательных домов для детей разных сословий. Он разработал для них Устав и программу, а также подготовил методическое руководство — «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766). Бецкой установил пять возрастных групп детей, с учетом которых рекомендовал проводить занятия, направленные на развитие тела и укрепление здоровья воспитуемых. Лучшими средствами физического воспитания он считал прогулки, забавы и игры на свежем воздухе, различные телодвижения, закаливающие процедуры. Старшие воспитанники привилегированных учебных заведений сверх того должны были заниматься «мячиковой игрой», верховой ездой, вольтижировкой и фехтованием. Как представитель дворянской педагогики, И.И.Бецкой выразил в своей воспитательной системе интересы, прежде всего, господствующего класса.

Значительное место физическое воспитание занимало в просветительской деятельности Н.И.Новикова (1744-1818). Он опубликовал статью «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия», в которой изложил свои взгляды на систему воспитания, предназначенную для народа и состоявшую из трех составных частей: физического, нравственного и умственного воспитания. Начинать физическое воспитание он рекомендовал с грудного возраста, путем закаливания детей, в дальнейшем оно должно дополняться ходьбой, бегом, борьбой, подвижными играми и народными танцами. Распространение прогрессивных педагогических и просветительских идей Н.И.Новикова оказало большое влияние на формирование теоретических основ физического воспитания в России.

Еще более решительно против дворянской системы воспитания того времени выступал великий русский просветитель и философ А.Н. Радищев (1749-1802). Он считал, что оно рассчитано, главным образом, на подготовку «высокомерных щеголей», а главным, по мнению Радищева, в воспитании должно быть воспитание «истинных сынов отечества, активных борцов за счастье народа». Этой цели должно подчиняться и физическое воспитание, которому А.Н. Радищев отводил важную роль. Лучшими средствами физического воспитания Радищев считал закаливание, естественные упражнения, широко применяемые в народном быту, физический труд. В «Путешествии из Петербурга в Москву» он рассуждает о том, что нужно учить юношей не по паркетам ногами шаркать, а бегать быстро, плавать не утомляясь, поднимать тяжести без натуги, ездить верхом, стрелять, владеть холодным оружием. На страницах повести отведено место рекомендациям и по физическому воспитанию девушек.

Взгляды А.Н.Радищева на физическое воспитание вытекали из его философского понимания человека, как существа социального. Поэтому он считал, что оно должно носить общественный характер и одним из первых в нашей стране провозглашал идею государственной организации системы воспитания для детей всех сословий, а не только дворян.

Просветительские реформы не оказали существенного влияния на практику физического воспитания, но, тем не менее, под их воздействием во второй половине XVIII века, у представителей привилегированных кругов наметился повышенный интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В Россию активно стали приглашаться учителя фехтования, верховой езды, танцев, начали выходить пособия по обучению этим упражнениям. Так, в 1796 году, учитель фехтования Балтазар Фишер опубликовал книгу «Искусство фехтования во всем его пространстве». Значительное место в дворянском быту занимали игры с мячом, шахматы, шашки. При Екатерине II на берегу Невы архитектором Кокориновым был выстроен роскошный корпус для игры в мяч. Из Франции был выписан «профессор мячиковой игры», который обучал столичную молодежь игре в «же де пом», прообраз современного тенниса. Дворяне с увлечением играли в волан, игру, напоминавшую бадминтон, крокет, лапту и др. Во многих пригородах, городских площадях стали сооружаться катальные горки, на реках и прудах расчищаться катки для катания на коньках.

Известны факты проведения первых соревнований: «шлюпочный бег» по Неве — состязания типа открытых стартов, куда приглашались все желающие. Старт — у Летнего сада, финиш — у Сенатской площади, где победителям вручали денежные награды.

Увлечению столичной молодежи верховой ездой способствовало устройство в Петербурге российских каруселей — конных состязаний по образцу западноевропейских, пришедших на смену рыцарским турнирам. В каруселях состязались группы всадников и всадниц — кадрилии, участники которых одевались в разные наряды. Соответственно были кадрилии: римская, славянская, индийская, турецкая. Игры и состязания проходили на площади перед Зимним дворцом под наблюдением специально назначенных судей и пользовались большим успехом у участников и зрителей.

Возможно, под влиянием идей М.В.Ломоносова, Екатерина II уч­редила в 1766 году «Петербургские олимпийские игры» — праздник, в программе которого помимо аттракционов и разнообразных развлечений, были состязания всадников, борцов и кулачных бойцов. Победителям вручали золотые медали с подписью «С Алфеевых на Невские берега». Образец такой медали хранится среди экспонатов Эрмитажа. К сожалению, ни об условиях состязания, ни об именах победителей, пока сведений нет, но сам факт проведения таких соревнований примечателен для истории физической культуры России XVIII века.

Основные черты и принципы дворянского воспитания

Замечание 1

Для дворянского воспитания характерным была ориентация на некий идеал, сутью «нормативного воспитания», применяемого к дворянским детям, была шлифовка личностных качеств в соответствии с определённым образцом. К образцовым личностными качествам относились: честность, благородство, тонкость чувств и др.

«Дворянское воспитание» представляет собой не педагогическую систему, не особую методику, не своды правил, а образ жизни, стиль поведения, которые усваивались детьми сознательным и бессознательным образом в ходе формирования привычки путём подражания. Традиции в воспитании дворянских детей не обсуждались, а соблюдались, поэтому важность приобретало не наличие теоретических предписаний, а использование принципов, реально проявляющихся в бытовых условиях, поведении, живом общении.

Отношение к детям в дворянских семьях

Отношение к детям в дворянских семьях отличалось требовательностью, строгостью и жёсткостью, что определялось нормами, зафиксированными в традициях, в дворянском кодексе чести. Обучение и воспитание детей в основном проходило дома по строгому расписанию: ранний подъём, уроки и разнообразные занятия. Соблюдение порядка детьми контролировалось гувернёрами. За проступки следовало строгое наказание, система наказания включала: оставление без сладостей, без прогулки, детей ставили в угол или на колени, иногда использовались розги. Но в дворянских семьях иногда строгость и требовательность к детям сочетались с любовью к ним. В случаях, когда в семье были хорошие наставники, предъявлявшие требования к поведению, хорошим манерам, но детям там было легко, в доме царила весёлая, доброжелательная атмосфера.

Вместе с манерами, дворянские дети осваивали иностранные языки – в первой половине 18 века – немецкий, позже детей стали обучать французскому языку; во второй половине 18 века детей учили немецкому, английскому и реже итальянскому и польскому языку.

Образование и воспитание дворянских детей

Замечание 2

Образование и воспитание дворянских детей осуществлялось в зависимости от достатка семьи.

Мелкопоместные мелкие дворяне в связи с маленьким материальным достатком, обучали и воспитывали детей дома, воспитанием занимались родители и старшие дети, поэтому образование и воспитание было незначительно, подросшие дети были малограмотны или неграмотны.

В 19 веке образованию и воспитанию детей стали придавать большое значение, поэтому родителями нанимались наставники, в основном, иностранцы, имеющие самые разнообразные профессии (актёры, ремесленники, парикмахеры, лакеи), так как в русских учителях был недостаток. Недостаток педагогических знаний у наставников сказывался на воспитанности и образованности детей.

В состоятельных дворянских семьях детей обучали:

  • французскому языку,
  • изучали мифологию,
  • историю,
  • географию.

Совсем не обучали русской грамматике и Закону Божьему (из-за отсутствия учителей).

Образование и воспитание девочек

Образованию и воспитанию девочек практически не придавали внимания, только в начале 18 века девочек из высших аристократических семей воспитывали в свете новых требований – их учили иностранным языкам и «политесу», танцевать, играть на музыкальном инструменте, петь, обучали элементарным навыкам письма.

Девочек обучали дома или отдавали в закрытый институт благородных девиц, которые были открыты в Петербурге и Москве, а позднее — в Казани, Одессе, Нижнем Новгороде, Киеве и др. городах.

Замечание 3

Основной целью воспитания состоятельных девушек было обучение поведению на балу, девушек учили хорошо выглядеть и нравиться мужчинам, менее состоятельных девушек обучали ведению домашнего хозяйства. Высоко чтились нравственные нормы, девушкам практически с рождения внушалось, что «прилично», что «не прилично».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *