Воспитание в античности

Образование — Интересное об образовании

Первоначальное образование в Риме — умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка.

Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.

Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.

На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения об истории, праве и литературных произведениях.

В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.

За пределами Италии образование получали преимущественно в Афинах, на острове Родос, где также совершенствовались в ораторском искусстве, получали представление о различных философских школах.

В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы.

Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за свое место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

В Греции всех свободных людей учили в школе 4 предметам: арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

Существовало две формы обучения в Древней Греции: официальное и неофициальное. Официальное образование — поступления в государственную школу или предоставления нянями репетитора. Неофициальное образование предоставлялось неоплачиваемыми учителями, и происходило в негосударственной обстановке. Образование является одним из важнейших компонентов личности человека в Древней Греции. Тип образования, был основан на социальной принадлежности.

Официальное греческого образования в первую очередь было для мужчин, и, как правило, не предлагалось рабам, чернорабочим, и женщинам. В некоторых городах, были приняты законы, запрещающие образование рабов. Девушка получала неофициальное образования у матери и училась, как сохранить быт в семье ее отца, а позднее в жизни, и ее мужа. В образование женщин включалось ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, приготовление пищи, а также шитье одежды. Единственным исключением из этого была Спарта, где женщины должны были следить за городом, в то время, как мужчины были на войне. Женщины в Спарте получали неофициальную физическую подготовку.

Греческого образования, ориентировано на обучение всего тела, включая образование ума, тела и воображения. Конкретные цели греческого образования отличались в разных городах. Спартанцы посвящали больше внимания военной подготовке, в то время как афиняне уделяли больше внимания музыке, литературе, танцу, а затем и естественным наукам, например, биологии и химии, а также философии, риторике и софистике — искусства представления аргументов путем обмана и причин, чтобы убедить общественность согласиться с определенной точки зрения. Спартанцы также преподавал музыку и танец, но с целью повышения их маневренности в качестве солдат.

В первые годы, афинских детей учили дома, под руководством мастера или педагога. Они обучались основам нравственности. Затем, их отправляли в школу, примерно в семь лет. Детей учили читать, писать, считать и рисовать. Начальное образование было доступным для большинства людей, в том числе и для бедных слоев населения. Дети, принадлежащие к верхним социальным классам получали официальное начальное образование, поскольку их родители смогут позволить себе нанять учителя или отправить их в школу. Дети из бедных семей могли себе позволить лишь неофициальное образования.

Физическое развитие имеет чрезвычайно важное значение для греков. Греческие мальчики начинают физического воспитания во время или сразу после начала их начального образования, после которого ребята идут в гимназии. Физическая культура рассматривается как необходимость для улучшения внешности, подготовки к войне, и крепкого здоровья в пожилом возрасте. Так же уделялось внимание развитию интеллекта.

После достижения 14 лет, мальчики из богатых семей имели возможность пойти в среднюю школу. Средняя школа могла быть постоянной, или знания могли быть получены от странствующих учителей, таких как софистов и других философов. Среднее образование включало в себя такие предметы, как естественные науки (биология и химия), риторику (искусство говорить и писать), геометрия, софистика, астрономия и метеорология. Преподавание этих предметов высоко ценилось в афинском обществе, так как афиняне считают, что интеллектуальное образование было одним из ключевых компонентов человеческой личности.

Музыка и танцы также были очень важны в Афинах. На протяжении своего обучения ученики занимались танцами, пением и игрой на инструментах (арфы, флейты, лиры).

Мальчики могли продолжить свое образование после окончания средней школы, получив аттестат о подготовке. После получения образования – шли два года военной службы.

У спартанцев же предпочтение в образовании отдавалось военному делу. Только здоровые младенцы мужского пола оставляли в живых. Стремление к интеллектуальным знаниям рассматривалось как тривиальное, и, таким образом чтение и письмо, были сведены к минимуму. Формальное образование для спартанских мужчин начиналось примерно в возрасте семи лет, когда государство забирало мальчика из-под опеки его родителей и послало его жить в казарму, где они жили, примерно до 12 лет. Им давали мало еды и одежды, чтобы подготовить к будущим войнам. Те ребята, кто пережил первый этап обучения шли в среднюю школу, где наказания становились жестче и уделялось особое внимание наращиванию силы и выносливости. Этот этап длился примерно до 18 лет. Для окончания средней школы – ученики должны были поймать и убить греческого раба.

Спартанские женщины, в отличие от афинян, получали официальное образования, которое была под контролем государства. Особое внимание уделялось физическому воспитанию. До 18 лет женщин учили бегать, бороться, бросать копья, дротики. В дополнение к физическому воспитанию молодых девочек учили петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Спартанская системы образования для женщин была очень жесткой, так как ее цель состояла в подготовке будущих матерей солдат.

Аристотель — виднейший философ и педагог античности, для своих учеников создал ряд трудов, таких как «Метафизика», «Поэтика»,основатель Перипатетической школы. Родился в Стагире, греческом городе на восточном побережье п-ова Халкидика. Его отец Никомах был придворным врачом и личным другом македонского царя Аминты Второго, и их погодки дети, юный Аристотель и наследник престола Филипп, не раз проводили время вместе. Когда Аристотелю было 15 лет, отец его умер, опекуном был назначен его дядя Проксен, который, вероятно, и рассказал Аристотелю про Платона и его Академию. В 17 лет приехал в Афины и с 367 по 347 был в платоновской Академии сначала на правах ученика, затем – в качестве преподавателя. После смерти Платона уезжает из Афин и почти 14 лет (347–334) проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского (с 343/342 по 340/39). В 334 Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную философскую школу – Ликей. Умер от болезни в изгнании, покинув Афины перед угрозой со стороны антимакедонски настроенной общественности. Согласно завещанию, был похоронен в родной Стагире. Наследие Аристотеля составляли два вида сочинений: 1) подготовленные им к публикации и предназначенные для широкой публики, т.н. «экзотерические»; и 2) т.н. «эзотерические» – лекционный материал, предназначенный для слушателей, не один год проведших в школе. От первой группы сочинений (в основном, это были диалоги), сохранились незначительные фрагменты, вторая группа сочинений (в основном, это научные трактаты) составляет современный корпус аристотелевских сочинений. При жизни Аристотеля эзотерические тексты не публиковались и вообще были мало доступны для изучения до тех пор, пока их впервые не издал в сер. I в. до н.э. александрийский ученый-перипатетик Андроник Родосский. В аристотелевский корпус входят сочинения по логике: Категории, Герменевтика, Аналитики, Топика (все вместе называемые Органон); физике: Физика, О небе, О возникновении и уничтожении, Метеорологика; цикл трактатов по зоологии (История животных, О возникновении животных, О частях животных и др.) и психологии (О душе, О чувственном восприятии, О памяти и др.), первой философии (Метафизика), этике и политике (Никомахова этика, Евдемова этика, Политика, Афинская полития), риторике и поэтике. Ряд произведений Аристотеля безвозвратно утрачен, в современном корпусе в качестве аристотелевских присутствует ряд псевдо-аристотелевских трактатов (О мире, О цветах, О неделимых линиях, О добродетели и др.) Андроник не только издал и отредактировал рукописи, но и заново сформировал отдельные произведения. Наиболее яркий пример представляет создание из нескольких тематически близких книг одного произведения под названием Метафизика (по-греч. «книги, идущие после физики»).

Платон (427-347 до н.э.)

Платон — великий древнегреческий философ, основатель Академии и родоначальник традиции платонизма. Платон родился в Афинах в аристократической семье: его отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и афинского законодателя Солона, мать — Периктиона, тоже из рода Солона, была двоюродной сестрой одного из 30 афинских тиранов Крития. Платон — третий сын Аристона и Периктионы — получил от родителей имя Аристокл, а «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. В юности он готовил себя к занятиям политикой, занимался литературой, слушал философа Кратила, последователя Гераклита. Но приблизительно с 407 до н.э. Платон оказывается в числе слушателей Сократа, и это событие изменило его судьбу: он сжег все, что написал до того, отказался от мечты о политической карьере и принял решение заниматься только философией. После казни Сократа в 399 Платон на десять лет уехал из Афин и путешествовал по Южной Италии, Сицилии, Египту. Во время этих поездок он оказался при дворе сиракузского тирана Дионисия I, которому попытался изложить свои идеи о наилучшем государственном устройстве. Дионисий понял из слов Платона очень мало, стал подозревать философа в подготовке заговора с целью переворота и продал философа в рабство, и из этой беды Платона выручили друзья, заплатив за него выкуп. После возвращения в Афины (ок. 388-387) Платон купил там землю и организовал собственную школу — Академию. В дальнейшем еще дважды по приглашению своего друга и почитателя Диона (в 366 и 361, после смерти Дионисия I) отправлялся на Сицилию, но уже к новому тирану — Дионисию Младшему. Но и эти попытки сделать из тирана просвещенного монарха остались безуспешны. Свое впечатление об этих поездках Платон отразил в ряде Писем.
Сердцевина философии Платона — учение об идеях. Как тени относятся к реальным существам, их отбрасывающим, так вся область чувственно воспринимаемого в целом относится к вещам умопостигаемым: идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлиннее своей тени. Идеи находятся в «мыслимом месте», — сфере умопостигаемого, которая в самой себе имеет градацию: там пребывают вечные идеи, постижимые только интуитивным умом, но также числа и геометрические объекты как предмет, постигаемый дискурсивным знанием. В целом умопостигаемый космос обладает бытием благодаря наивысшему трансцендентному принципу — единому благу, которое «по ту сторону сущности», неизреченно и непознаваемо, но без него никакое бытие невозможно, ибо чтобы быть, всякая вещь должна быть самой собою, быть чем-то единым и одним.

Анти́чная языкове́дческая тради́ция

(греко-латинская традиция, средиземноморская традиция) — традиция описания и иссле­до­ва­ния языка, сложившаяся и существовавшая в греко-латинском культурном ареале в 7 в. до н. э. — 6 в. н. э.

А. я. т. зарождается в средиземноморском ареале в эпоху становления древнегреческой филосо­фии. Античных учёных, с одной стороны, интересовала природа языка (связь между «именем» и «вещью», происхождение языка), с другой стороны, они занимались изучением письменных знаков в целях обучения чтению и письму (грамматическое искусство). Эти две области в той или иной степени определяют становление и развитие языкознания во всём древнем мире (см. Индийская языковедческая традиция, Китайская языковедческая традиция).

В 5 в. до н. э. проблемам языка уделяли значительное внимание древнегреческие философы Гераклит, Парменид из Элеи, Эмпедокл, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик. До работ Платона сложилась определённая система знаний о звуковом и грамматическом строе греческого языка, о его лексическом составе. Платон в письмах и ряде диалогов обращался к проблемам языка («Кратил», «Теэтет», «Софист»). Но подлинным основоположником А. я. т., сформировавшим её структуру и основные направления, является Аристотель. В трактатах «Категории», «Об истолковании», «Аналитики I и II», «Топика», «Поэтика», «Риторика» содержатся логические и грамматические принципы подхода к изучению языка, получившие дальнейшее развитие в античной, а затем в европейской науке. А. я. т. продолжена философскими школами эпохи эллинизма в 3—1 вв. до н. э. Последовательный интерес к проблемам языка проявляют стоики. Вершиной развития А. я. т. можно считать александрий­скую школу. Языкознание в Древнем Риме до середины 2 в. до н. э. ограни­чи­ва­лось постижением основ письменной культуры; позже начинается интенсивное изучение греческого языка, литературы, поэтики и риторики греков.

В этот период многие греческие учёные-филологи начинают работать в Риме. Крупнейшие пред­ста­ви­те­ли древнеримской филологии: Варрон, автор многочисленных трактатов о языке, Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь. Трактат Цезаря «Об аналогии» (54 до н. э.) представляет собой попытку разработки принципов грамматического описания и нормирования языка, являясь одновре­мен­но свидетельством актуальности проблем «правильности» латинской речи и государственного нормирования языка.

В 4 в. создано «Грамматическое руководство» Элия Доната, более тысячи лет служившее основным учебником латинского языка в Европе. По образцу грамматики Элия Доната были созданы грамматики многих других языков, как канонических, так и «вульгарных» («новых» европейских литературных языков на народной основе). Само имя Элия Доната (Донатуса) на многие века стало синонимом слова «грамматика» в европейской традиции.

А. я. т. после падения Рима в 476 ещё продолжает свое существование и развитие в ряде сохранив­ших­ся центров греко-латинской учёности, в частности в столице Восточной Римской империи — Константинополе. В начале 6 в. здесь создаётся наиболее значительное из дошедших до нас грамматических сочинений древности — латинский «Курс грамматики» Присциана, состоявший из 18 книг. Эта грамматика была создана в традициях александрийской школы с привлечением наблюдений и достижений римских грамматиков. Грамматика Присциана фактически завершает развитие А. я. т., но традиция эта канони­зи­ру­ет­ся в Западной Европе в системе тривия (см. Европейская языковедческая традиция), В Восточную Европу, в частности к южным и восточным славянам, античная учёность проникает через византийскую грекоязычную традицию в связи с распро­стра­не­ни­ем христианства.

А. я. т. возникла в процессе рассмотрения одной из основных философских проблем древне­гре­че­ско­го мировоззрения — проблемы соотношения между «вещью», «словом» и «мыслью». В этот период ещё нет понятия о языке как о некой сущности, отдельной от мысли. Разум и речь понимаются в единстве как единый λόγος. Учение о слове — «логосе» является основой древнегреческого учения о языке в единстве его онтологических, логических и собственно грамматических свойств.

Грамматика как наука о строении языка началась с изучением письменной речи, а так как опорным знаком греческого письма была буква, то это учение строилось как иерархия «складывания» из букв слогов, из слогов — слов, из слов — предложений. Был развит фонетический анализ звуков-букв («элементов»).

Дух демократизма, свободных философских дискуссий, отсутствие единого государ­ствен­но­го авторитета в рассмотрении проблем происхождения языка и в вопросах языкового нормирования определяли условия развития древнегреческой языковедческой мысли. В отли­чие от древне­ин­дий­ской традиции, объявившей санскрит сакральным языком «божественного происхождения», греко-латинская традиция искала источники «правильности» речи в самом языке и в логике познания мира через язык. На базе этих поисков возник античный «спор об аналогии и аномалии», в котором особенно отчётливо проявились расхождения между «стоическим» и «александрийским» направ­ле­ни­я­ми. В итоге сложилась традиция описания языка как системы аналогических форм: выведение одних форм из других по аналогии в виде правил, снабжение их примерами из литературных текстов, разделение примеров на подтверждающие правила и на подтверждающие исключения («аномалии»).

В обсуждении проблемы о «происхождении имён» спор шёл между сторонниками «природ­ной» связи между «именем» и «вещью» (так называемая теория φύσει) и сторонниками связи «по положению», «по установлению» (так называемая теория θέσει). Диалектически рассмат­ри­вал этот вопрос Платон, полагавший, что данная проблема не может быть решена однозначно. Аристотель, считая, что углубление в поиски «природных» свойств слов тормозит развитие формально-логических исследований, позволяющих оперировать словами как символами, признавал принципиальную условность связи между «именем» и «вещью». В системе наук, предложенной Аристотелем, язык стал предметом изучения логики («диалектики»), грамматики и риторики. Аристотель выделил во всяком словесном изложении следующие части: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение, сделав их основой грамматического изучения языка. Имена и глаголы он разграничивал прежде всего как субъект и предикат суждения с присущими им категориальными модификациями.

Античная грамматическая традиция описания языка по частям речи и грамматическим категориям («акциденциям») легла в основу не только европейского языкознания, но и ряда традиций средневекового Востока. Античные риторики и поэтики, в частности труды Трасимаха Халкидонского, Горгия и Исократа, трактаты Аристотеля «Поэтика» и «Риторика», а позднее трактаты Дионисия Галикарнасского «О соединении слов», «Письмо к Помпею», Деметрия Хлора «О стиле», Цицерона «Об ораторе» и «Оратор», «Поэтика» Горация, анонимная «Риторика к Гереннию», сочинения Квинтилиана и Гермогена, внесли значительный вклад в изучение синтаксиса и стилистики; разработанные в них учения о поэзии и прозе, о тропах и фигурах, о качествах речи, о сочетании слов, о типах, или стилях, речи легли в основу европейских теорий стиля.

А. я. т. сложилась на материале описания двух языков — греческого и латыни, но ориен­та­ция на изучение реализации в языке логических категорий придала ей потенциально универсальный диапазон. Созданный ею концептуальный строй и понятийный аппарат науки о языке оказался в целом пригодным для описания как различных языков, так и наиболее общих свойств языка как особого явления.

Н. Ю. Бокадорова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *