Восточная религия

Христианство в странах востока

Кроме русской, остальные православные церкви, оказавшиеся в сфере господства исламского мира, не получили широкого влияния. Под их духовным воздействием находились лишь греки, часть южных славян, румыны, которые после падения Византии в XV в. попали под власть Оттоманской империи, и сравнительно немногочисленные группы христиан в Эфиопии, Ливане, а также в Египте (копты). Коптская монофизитская церковь сложилась в Египте в первые века нашей эры и отличалась тем, что монофизиты – в отличие от византийской христианской церкви – настаивали на единой, божественной, а не двойственной (богочеловек) сущности Христа. Многочисленная коптская церковь длительное время существовала обособленно и сумела сохранить некоторое влияние после исламизации и арабизации Египта. Правда, в процессе исламизации сильно изменились сами египтяне-копты, которые ныне внешне мало чем отличаются от окружающего их арабо-мусульманского населения, вплоть до обязательной молитвы несколько раз в день. Тем не менее, коптская община сохранилась вплоть до наших дней (она насчитывает два-три миллиона членов во главе с патриархом). Более того, копты оказали определенное воздействие на формирование и существование эфиопской монофизитской церкви, чьи высшие иерархи долгое время назначались коптским патриархом, хотя формально главой эфиопской церкви всегда считался сам правитель-негус. Стоит напомнить, что после исламизации Египта Эфиопия на протяжении почти полутора тысячелетий была единственной африканской страной, где христианство считалось официальной государственной религией.

Близкой к монофизитской считается армяно-григорианская церковь, порвавшая с Константино-полем после третьего Вселенского собора (в конце IV в.). Как коптская и эфиопская, армяно-григорианская церковь была достаточно близка греко-византийскому православию. Что же касается этого последнего, то его влияние на Востоке, ограниченное пределами ближней византийской периферии (Сирия, Ливан, Палестина), после исламизации, как упоминалось, сократилось до минимума. Правда, престиж патриархов Александрийского и Иерусалимского был достаточно высок и после этого, а крестовые походы привели даже к кратковременному освобождению Иерусалима. Но реальных результатов это не дало. И даже те церкви, которые вначале подчинялись ближневосточным патриархам (как, например, грузинская по отношению к Антиохийскому патриархату), предпочитали становиться самостоятельными, автокефальными. Впрочем, далее Армении и Грузии православие – если не считать территории России – так и не заходило. Исключением можно считать еретические секты, прежде всего несторианскую.

Несториане – последователи епископа константинопольского Нестория (ум. ок. 451 г.) – были своеобразными предтечами православия. Гонимые преследователями после смерти их покровителя, они проникли довольно далеко на Восток. Сохраняя свои общины и свою веру на протяжении поколений и веков, нестори-ане познакомили с христианством население Ирана, Монголии, даже Китая. Хотя большого успеха ни в одной из этих стран христианство несторианского толка не достигло, временами оно вызывало интерес со стороны отдельных представителей власть имущих, подчас даже переходивших в христианство.

Что касается римско-католической церкви, то ее связи с Востоком датируются сравнительно поздним временем и сводятся в основном к миссионерскому движению. Это движение зародилось еще во времена крестовых походов. Однако сколько-нибудь существенных успехов оно добилось лишь в XVI–XVIII вв. Основное направление деятельности миссионеров было связано с освоением Америки, где католицизм особенно преуспел на юге континента (Латинская Америка). Однако деятельность христиан-миссионеров распространялась также и на Азию, Африку, Океанию.

Миссионерское движение сыграло немалую роль в истории мировой культуры не столько обращением в христианство местных народов, сколько распространением на Востоке некоторых достижений европейской цивилизации. Это, естественно, подготовило почву для усвоения многими странами и народами Востока более развитых и передовых идей. Не следует, однако, забывать, что по пятам за миссионерами шли купцы и предприниматели, а за ними – завоеватели и колонизаторы, что подчас придает этому движению в целом неприглядную окраску.

Миссионерское движение в высокоразвитых цивилизациях, в том числе в Индии и Китае, успеха практически не имело, что во многом связано с силой консервативной инерции местных религиозно-культурных традиций. Здесь достижения христианства сводились, прежде всего, к заимствованию некоторых элементов западной культуры, причем в этом отношении Китай оказался менее благодатной почвой, нежели Индия. В периферийных районах Азии, где пласт местной традиции-цивилизации был тоньше, а привычка заимствовать чужое была более устоявшейся, влияние христианства оказывалось порой более заметным и ощутимым, как, например, в Юго-Восточной Азии.

В целом христианство в лице различных церквей и сект является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии. Однако именно в Азии, т. е. на том Востоке, который является главным объектом нашего внимания, христианство распространено слабее всего.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

В разных странах

В разных странах Ответ 5.18В Клушинской битве 24 июня (4 июля) 1610 года поляки разгромили армию Дмитрия Ивановича Шуйского, катастрофически бездарного полководца.Ответ 5.19В 1675 году, девятнадцати лет от роду, Лефорт из Амстердама приплыл в Архангельск.В России царствовал тогда

§ 6. Модернизация в странах Востока

§ 6. Модернизация в странах Востока Восток после окончания Первой мировой войны. В Первую мировую войну оказались вовлечены не только европейские страны, но и их колонии, ставшие источниками сырья, людских ресурсов и поставщиками промышленной продукции. Солдаты из

38. Почему мегалитические дворцы и храмы больше распространены в южных странах, чем в странах средней полосы

38. Почему мегалитические дворцы и храмы больше распространены в южных странах, чем в странах средней полосы В средние века жилые здания, дворцы и храмы на Руси были сравнительно небольшими. Строили много, и из камня, и из дерева, но каждое отдельное строение было невелико.

Ислам в Индии и других странах Востока

Ислам в Индии и других странах Востока Еще в конце XII в. воины ислама вторглись в северную Индию и, воспользовавшись междоусобной борьбой раджпутских князей, заняли район Дели, затем Бихар и Бенгалию. В начале XIII в. на завоеванных землях возник Делийский султанат, а ислам

ГЛАВА IV Причина неизменяемости религии, нравов, обычаев и законов в странах Востока

ГЛАВА IV Причина неизменяемости религии, нравов, обычаев и законов в странах Востока Если к этой нежности органов, благодаря которой народы Востока получают самые сильные в мире впечатления, вы присоедините некоторую леность ума, естественно, связанную с такою же ленью

2. Почему мегалитические дворцы и храмы больше распространены в южных странах, чем в странах средней полосы

2. Почему мегалитические дворцы и храмы больше распространены в южных странах, чем в странах средней полосы В средние века жилые здания, дворцы и храмы на Руси были сравнительно небольшими. Строили много, и из камня, и из дерева, но каждое отдельное строение было невелико.

6. Султан Магомет Завоеватель восхвалял христианство и хотел принять христианство

6. Султан Магомет Завоеватель восхвалял христианство и хотел принять христианство Историки считают, что Иван Пересветов решил «в образе Магмета-султана дать представление об идеальном монархе, больше того – ИДЕАЛЬНОМ ХРИСТИАНСКОМ ЦАРЕ» , с. 61.Пересветов «относится

Глава 1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока

Глава 1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества

Глава 25. Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока

Глава 25. Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока Эволюция средневекового восточного общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных

Глава 8 Новая история в странах Востока и Азии. Колонии и зависимые страны

Глава 8 Новая история в странах Востока и Азии. Колонии и зависимые страны 1. В чем заключалась колониальная экспансия? Начавшиеся с ХVI в. колониальные захваты европейцев расширялись с каждым веком, завоевывая все новые и новые районы Востока. Колонизаторы в основном

§ 7. Национально-освободительное движение в странах Востока

§ 7. Национально-освободительное движение в странах Востока Китай после Синьхайской революцииРеволюционная волна, вызванная Первой мировой войной, охватила многие страны Востока. Наиболее мощным национально-освободительное движение было в Китае и Индии.В 1911–1913 гг.

§ 6. Модернизация в странах Востока Восток после окончания Первой мировой войныВ Первую мировую войну оказались вовлечены не только европейские страны, но и их колонии, ставшие источниками сырья, людских ресурсов и поставщиками промышленной продукции. Солдаты из

Буддизм

Буддизм является дхармической религией, т.е. той религией, концепцией которой является вера в дхарму. К таким религиям относится также индуизм, джайнизм и сикхизм. Большинство дхармических религий придерживаются веры в кармическую последовательность перерождений.

Возникновение буддизма связывают с 1 тысячелетием до нашей эры, присваивая буддизму статус древнейшей мировой религии. Сотни миллионов людей придерживаются этой религии, и это объясняется тем, что в основе буддизма лежит стремление к прекращению жизненного страдания в условиях соблюдения всех правил, установленных буддизмом.

Возникновение этой религии описывается в легенде о Будде. Отец Будды, от большой любви к сыну, скрыл от него все тяготы окружающего мира: болезни, старости, смерти. Через какое-то время, когда Будда уже подрос, он встретил людей, которые испытали на себе жизненные трудности: больного человека, старика и покойника. Будда стал интересоваться тем, что произошло с этими людьми, и тогда ему открыли истину о том, что жизнь не вечна, все люди умирают, и, считается, что после смерти человек перерождается в другом теле. Это поразило Будду, и тогда он решил уйти из своего дома, впоследствии переосмыслив религиозно-философские учение, образовав новую религию – буддизм.

Согласно легенде, однажды, после того как он столкнулся с болезнями и смертью, Будда, сидя под деревом, «прозрел», и ему открылись четыре благородные истины: страдания правят миром; возникновение страданий связано с самой жизнью, наполненной страстями и желаниями; единственный способ уйти от страданий – это достигнуть нирваны; существует путь, с помощью которого возможно познать истину и прекратить страдания. После чего он прочитал своим ближайшим сторонникам свою первую проповедь, которая позже переросла в учение Будды.

Оно заключалось в том, что жизнь есть страдание, и избавиться от страданий, а именно достигнуть нирваны, возможно, только отказавшись желаний.

Философия буддизма представляет собой отрицание реальности феноменального мира, который является источником страданий, и признает уход из этого мира в мир высшей реальности, т.е. в нирвану.

Также очень важным понятием в буддизме является «карма», согласно которому судьба человека определяется его действиями: праведными или греховными. Л. С. Васильев пишет: «под кармой понимались не столько вообще действия, сколько сознательные поступки или даже намерения, моральные и аморальные».

Поэтому, каждый понимает, что чтобы в будущем ему достичь нирваны, ему необходимо сейчас увеличивать «позитивную» карму и уменьшать «негативную». Тем самым карма затрагивала и этическую сторону вопроса в жизни людей, а также она напрямую связана с преступлением и наказанием, так как именно разного рода нарушения увеличивают негативную карму. 4

Индуизм

Вторая религия, которая относится к дхармическим – это индуизм. Так как буддизм называют религией, оппозиционной брахманизму, считается, что индуизм возник, как результат противостояний этих двух религий. Индуизм довольно схож с буддизмом, но главной причиной, по которой он стал широко распространён в массы, является тот факт, что индуизм был ориентирован на определенные условия кастовой Индии с ее многообразными сторонами сложившихся культурных традиций.

Поэтому, самым общим определением индуизма можно считать совокупность мифов, легенд, этических и социальных ценностей, обрядов, принципов и норм и т.д. Все это представляет собой весь индийский образ жизни.

Если буддизм был негативно расположен к брахманизму, то индуизм был открыт для всех, и считался и принимал точки зрения всех смешных с ним религий.

Путь, по которому индуизм начинал возникать и распространяться в общества был следующим: древние философские теории были переработаны в вид, доступный для людей, и именно это стало религиозными доктринами. В индуизме были упрощены, но сохранены множества различных древних правил, обычаев, обрядов, также осталось сохранено значение кармы в ее этическом представлении.

В индуизме признается множество богов, и среди них выделяют три главных бога – Брахма, Шива и Вишну. Хотя их функции очень похожи между собой, считается, что они делят на три части функции бога: созидательную, разрушительную и охранительную.5

Джайнизм

Джайнизм также относится к дхармическим религиям. Она появилась в Индии около VI века до нашей эры.

По легенде это учение перешло из давних времен от пророков, последний из которых, Джина, «победил» карму и смог устранить препятствия с пути религиозного спасения.

Джайнизм также ставит главной своей задачей достижение вечного блаженства. Так как эта религия утверждает наличие души у каждого живого существа, основная мысль джайнизма заключается в недопущении нанесения вреда кому-либо.

Центральной концепцией джайнизма считается вера в вечную душу, которая имеет способность вселяться в различные материальные тела.

По закону кармы, который по взаимосвязи тела и души человека определяет его дальнейшие перерождения, за все совершенные человеком поступки ответственен, в первую очередь, не сам человек, а его душа. Вечного блаженства, к которому так стремится каждый верующий, достигает лишь тот, кто вел праведную жизнь и соблюдал все предписания. Как и в буддизме, эта концепция религии приводит к вопросу о преступлении и наказании, так как именно эти понятия влияют на карму человека, на возможность его перерождения.

В джайнизме карма была выдвинута на передний план, и это являлась причиной того, что был ужесточен социально-этический порядок.6

Сикхизм

Сикхизм отличается от вышеназванных религий тем, что он не принимает в свою концепцию кармическую череду перерождений. Эта религия считается самой молодой, ее возникновение связывают с началом XVI века.

В сикхизме существует только один бог, которому поклоняются с помощью медитаций, и никто, кроме Творца, больше этого не достоин.

Сикхи относятся к смерти, к тому, что будет после нее совсем по-другому, нежели те, кто придерживается буддизма, индуизма и джайнизма. В изучении вопроса «что происходит после смерти?» сикхи отрицают наличие кармы, грехов, рая и ада и пр. По их мнению учения о том, что необходимо совершать благие дела для очищения кармы, о необходимости в раскаянии – это всего лишь способ руководства над людьми. Эта религия признает наличие души, но после смерти она не продолжает свой «путь», а растворяется в бытие, в Природе и возвращается к богу, к Творцу.

Если же в остальных религиях хорошие и праведные поступки были мотивированы вечным блаженством, очищением кармы и т.д., то в сикхизме все добрые дела основываются на искренности, любви и вере.

Золотое Руно >> 2004-2005

EX ORIENTE LUX

Задания 1-7 классы

Задания 8-11 классы

Ответы на конкурсные задания

Статистика

EX ORIENTE LUX

Тема третьего конкурса – Восток, его история и культура. Ex Oriente Lux – Свет с Востока – эти слова могут служить девизом нашего конкурса. Они вдохновляли творчество многих выдающихся художников и философов, поэтов и композиторов.
Наш конкурс – не проверка знаний, а побуждение к чтению, поиску, исследованию. Вопросы конкурса предваряются некоторой информацией, анализ которой поможет вам найти ответы.
Текст задания состоит из 60 утверждений, относящихся к различным разделам истории и культуры. По каждому из них вы должны выбрать один из трех ответов: верно, неверно, не знаю.
Некоторые вопросы могут показаться вам трудными – попробуйте посоветоваться с родителями, учителями, старшими товарищами.

Задания 1-7 классы

I. Религии Востока

На рисунках изображены символы, характеризующие основные религии Востока. Подписи перепутаны. Укажите, какие из них сделаны верно, а какие нет.

1. буддизм 2. иудаизм 3. христианство 4. ислам 5. индуизм

II. Пророки и основатели религий

Религии Востока часто связывают с именами их основателей. Какие высказывания о них вы считаете верными?

6. Будда – реально существовавший человек.

7. Мухаммед, основатель ислама, появился среди людей раньше Иисуса.

8. Кришна явился людям одним из проявлений бога Шивы.

9. Пророк иудаизма Моисей проповедовал полученные от Бога Законы на горе Синай.

10. Иисус (согласно христианским верованиям) вознесся на небо на сороковой день после распятия.

III. Священные тексты

11. Тора, священная книга иудаизма, состоит из пяти первых книг Библии.

12. Коран, священная книга мусульман, был записан менее полутора тысяч лет назад.

13. Четыре христианских Евангелия были записаны апостолами Матфеем, Марком, Петром и Иоанном.

14. Основы индуизма изложены в Ведах – старинных священных текстах.

15. Основы буддизма изложены в великих индийских эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна».

IV. Наставления

Священные тексты религиозных систем содержат нравственные наставления, широко распространенные во всем мире.

16. Одна из заповедей Иисуса Христа гласит: «Не сотвори себе кумира».

17. Один из 10 законов Моисея – «Возлюби ближнего своего как самого себя».

18. В Коране сказано: «И давайте сиротам их имущество и не заменяйте дурным хорошего».

19. Наставления (Законы) были даны Моисею выбитыми на 10 каменных скрижалях.

20. Часто используемые слова «Многие знания – многие печали!» взяты из Библии.

V. Восток в русской литературе

21. С небесной книги список дан
Тебе, пророк, не для строптивых;
Спокойно возвещай Коран,
Не понуждая нечестивых!
Эти стихи написаны А. С. Пушкиным. Верно ли, что они написаны им как подражание Корану?

22. Милльоны – вас. Нас тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!

Это стихи из стихотворения Александра Блока «Скифы». Верно ли, что они написаны в связи с Первой мировой войной?

23. Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

Верно ли, что автор этих стихов, Валерий Брюсов, был народным поэтом Армении?

24. Помнит моя подоплека
Желтый Кашмир и Тибет
В шкуре овечьей востока
Теплится жертвенный свет.

Автор этих стихов Николай Клюев. Верно ли, что он был старшим другом Сергея Есенина?

25. О, Русь! В предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким же хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?

Эти стихи написаны русским поэтом Владимиром Соловьевым. Верно ли, что он же был знаменитым русским историком?

26. Не ходил в Багдад я с караваном,
Не возил я шелк туда и хну.

Верно ли, что Багдад, который упоминается в приведенных стихах Сергея Есенина, был основан более двух тысяч лет назад?

VI. Восток в европейской музыке

Мифы и легенды Востока, библейские сюжеты, археологические открытия XIX века будили воображение западноевропейских композиторов. Они стали искать новые музыкальные средства, которые смогли бы отразить колорит Востока, сплавить его сложный и непривычный для европейского уха музыкальный строй с традициями классической музыки. Так появились оперные шедевры Генделя («Тамерлан»), Моцарта («Похищение из сераля»), Россини («Семирамида»), Верди («Набукко»), Пуччини («Мадам Баттерфляй», «Турандот»), Р. Штрауса («Саломея»), Сен-Санса («Самсон и Далила»), Бизе («Искатели жемчуга»), Делиба («Лакме») и др.

Укажите, правильно ли названы оперы (из числа упомянутых в тексте), в которых отражены следующие известные восточные сюжеты.

27. Молодая красавица требует за свой танец голову Иоанна-Крестителя – «Семирамида».

28. Восточная принцесса задает загадки претендентам на ее руку и велит отрубить голову тем, кто отвечает неправильно – «Турандот».

29. Красавица очаровывает предводителя войска, поработившего ее страну, и отрезает ему волосы – главный источник его силы – «Самсон и Далила».

30. Незаконная дочь вавилонского царя добивается смертного приговора своей сестре и захватывает трон своего отца – «Саломея».

31. Правительница Вавилона убивает своего мужа, выходит замуж за сына и погибает от его кинжала – «Набукко».

VII. История

Среди имен исторических деятелей, известных каждому человеку, имя Александра Македонского занимает одно из первых мест. Обдумайте суждения о нем и укажите, какие из них вы считаете верными.

32. Александр Македонский жил менее 2 000 лет тому назад.

33. Александра Македонского воспитывал великий Архимед.

34. Александр Македонский в своих походах дошел до Индии.

35. Поэма азербайджанского поэта Низами «Искандер-наме» посвящена Александру Македонскому.

36. «Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?» – слова смотрителя училищ в «Ревизоре» Гоголя.

VIII. Сказки Востока

37. Герой многих сказок «Тысячи и одной ночи» Гарун-Аль-Рашид был реальным историческим лицом.

38. Герой сказки «Аладдин и волшебная лампа» родился в Китае.

39. Все путешествия Синдбада-Морехода рассказывают о вымышленных странах.

40. Слова «Сезам, отворись!» взяты из сказок про Ходжу-Насреддина.

41. Али-Баба расправился с разбойниками, влив кипящее масло в сосуды, где они были спрятаны.

IX. Путешествия на Восток

42. Знаменитый европеец Марко Поло, побывавший во всех странах Востока в XIII веке, как и многие великие первооткрыватели, был испанцем.

43. Великий шелковый путь, соединяющий Китай и Индию с Европой, был проложен в I веке.

44. Великие российские экспедиции по Восточной Сибири Пояркова, Дежнева и Хабарова были осуществлены в период царствования Петра Первого.

45. Во время своих путешествий Николай Пржевальский добрался до Лхасы, знаменитой столицы Тибета.

46. Путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию, описанное им самим в книге «Хождение за три моря», было совершено в XV веке.

X. Архитектура

В начале XVI века на Востоке сформировалась новая мощная империя, простиравшаяся от Каспийского моря до Китая, просуществовавшая до середины XIX века, сократившись до размеров североиндийского государства. Династия Моголов, управлявшая этой империей, была основана легендарным Бабуром. Шесть первых правителей (Бабур, Хумаюн, Акбар, Джахангир, Шах-Джахан и Аурангзеб) вошли в историю под именем Великих Моголов.

Во время правления Великих Моголов были возведены прекрасные сооружения, сохранившиеся до сих пор, – укрепленные крепости (форты), мусульманские мечети, мавзолеи, индуистские храмы. Разные типы построек приведены на рисунках. Все вместе подписи правильные, но порядок их перепутан. Разберитесь, какие из них верны, а какие нет.

47. Мечеть
Бадшахи,
Лахор

48. Тадж- -Махал, Агра 49. Ханский дворец, Джайпур 50. Мавзолей Хумаюна, Дели 51. Красный форт, Дели

XI. Мифы Востока

Среди громадного количества восточных мифов выделяются индийские мифы по обилию персонажей, увлекательных историй, красоте сохранившихся изображений. Упомянем пять мифологических фигур, которые вы должны будете распознать на рисунках: Брахма – создатель мира, Шива – созидатель и разрушитель в одном лице, Вишну – хранитель мира, Кришна – воплощение красоты, радости и любви, любимец детей Ганеша – покровитель учения.

52. Шива 53. Вишну 54. Ганеша 55. Брахма 56. Кришна

XII. Высказывания о Востоке

57. Верно ли, что стихи Р. Киплинга, начинающиеся словами «Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись», посвящены противопоставлению Востока и Запада?

58. Слова «Восток – дело тонкое» произнесены одним из героев фильма «Бриллиантовая рука».

59. «Панмонголизм! Хоть имя дико, но мне ласкает слух оно» – эти слова философа и поэта В. Соловьева взяты А. Блоком в качестве эпиграфа к поэме «Возмездие».

60. Слова «Ex Oriente Lux» связывают со светом Вифлеемской звезды, появившейся при рождении Иисуса.

Наверх

Задания 8-11 классы

I. Религии Востока

На рисунках изображены символы, характеризующие основные религии Востока. Подписи перепутаны. Укажите, какие из них сделаны верно, а какие нет.

1. буддизм 2. иудаизм 3. христианство 4. ислам 5. индуизм

II. Пророки и основатели религий

Религии Востока часто связывают с именами их основателей. Какие высказывания о них вы считаете верными?

6. Будда – реально существовавший человек.

7. Мухаммед, основатель ислама, появился среди людей раньше Иисуса.

8. Кришна явился людям одним из проявлений бога Шивы.

9. Пророк иудаизма Моисей проповедовал полученные от Бога Законы на горе Синай.

10. Иисус (согласно христианским верованиям) вознесся на небо на сороковой день после распятия.

III. Священные тексты

11. Тора, священная книга иудаизма, состоит из пяти первых книг Библии.

12. Коран, священная книга мусульман, был записан менее полутора тысяч лет назад.

13. Четыре христианских Евангелия были записаны апостолами Матфеем, Марком, Петром и Иоанном.

14. Основы индуизма изложены в Ведах – старинных священных текстах.

15. Основы буддизма изложены в великих индийских эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна».

IV. Наставления

Священные тексты религиозных систем содержат нравственные наставления, широко распространенные во всем мире.

16. Одна из заповедей Иисуса Христа гласит: «Не сотвори себе кумира».

17. Один из 10 законов Моисея – «Возлюби ближнего своего как самого себя».

18. В Коране сказано: «И давайте сиротам их имущество и не заменяйте дурным хорошего».

19. Наставления (Законы) были даны Моисею выбитыми на 10 каменных скрижалях.

20. Часто используемые слова «Многие знания – многие печали!» взяты из Библии.

V. Восток в русской литературе

21. С небесной книги список дан
Тебе, пророк, не для строптивых;
Спокойно возвещай Коран,
Не понуждая нечестивых!

Эти стихи написаны А. С. Пушкиным. Верно ли, что они написаны как подражание Корану?

22. О, Русь! В предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким же хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?

Эти стихи написаны русским поэтом Владимиром Соловьевым. Верно ли, что он же был знаменитым русским историком?

23. Милльоны – вас. Нас тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!

Это стихи из стихотворения Александра Блока «Скифы». Верно ли, что они написаны в связи с Первой мировой войной?

24. Помнит моя подоплека
Желтый Кашмир и Тибет
В шкуре овечьей востока
Теплится жертвенный свет.

Автор этих стихов Николай Клюев. Верно ли, что он был старшим другом Есенина?

25. Он утих – и чудо совершилось:
Чтобы снять алмаз они могли,
Изваянье Будды преклонилось
Головой венчанной до земли.

Верно ли, что автор этих стихов, Дмитрий Мережковский, был лауреатом Нобелевской премии?

26. Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

Верно ли, что автор этих стихов, Валерий Брюсов, был народным поэтом Армении?

I. Восток в европейской музыке

Мифы и легенды Востока, библейские сюжеты, археологические открытия XIX века будили воображение западноевропейских композиторов. Они стали искать новые музыкальные средства, которые смогли бы отразить колорит Востока, сплавить его сложный и непривычный для европейского уха музыкальный строй с традициями классической музыки. Так появились оперные шедевры Генделя («Тамерлан»), Моцарта («Похищение из сераля»), Россини («Семирамида»), Верди («Набукко»), Пуччини («Мадам Баттерфляй», «Турандот»), Р. Штрауса («Саломея»), Сен-Санса («Самсон и Далила»), Бизе («Искатели жемчуга»), Делиба («Лакме») и др.

Укажите, правильно ли названы оперы (из числа упомянутых в тексте), в которых отражены следующие известные восточные сюжеты.

27. Молодая красавица требует за свой танец голову Иоанна-Крестителя – «Семирамида».

28. Восточная принцесса задает загадки претендентам на ее руку и велит отрубить голову тем, кто отвечает неправильно – «Турандот».

29. Красавица очаровывает предводителя войска, поработившего ее страну, и отрезает ему волосы – главный источник его силы – «Самсон и Далила».

30. Незаконная дочь вавилонского царя добивается смертного приговора своей сестре и захватывает трон своего отца – «Саломея».

31. Правительница Вавилона убивает своего мужа, выходит замуж за сына и погибает от его кинжала – «Набукко».

VII. История

Среди имен исторических деятелей, известных каждому человеку, имя Александра Македонского занимает одно из первых мест. Обдумайте суждения о нем и укажите, какие из них вы считаете верными.

32. Александр Македонский был сыном правителя одной из греческих областей Филиппа II.

33. Александр Македонский жил менее 2 000 лет тому назад.

34. Александра Македонского воспитывал великий Архимед.

35. Александр Македонский умер, не дожив до 33 лет.

36. Александр Македонский сокрушил персидскую державу Ахеменидов.

37. В своих походах Александр Македонский дошел до Индии.

38. Город в Египте Александрия был основан Александром Македонским.

39. Существует легенда, что Александр Македонский родился в тот день, когда Герострат поджег в Эфесе знаменитый храм Артемиды.

40. В труднодоступной долине Пакистана живет племя голубоглазых калашей, считающих себя потомками солдат армии Александра Македонского

41. Поэма азербайджанского поэта Низами «Искандер-наме» посвящена Александру Македонскому.

42. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? – слова смотрителя училищ в «Ревизоре» Гоголя.

VIII. Великие Моголы

В начале XVI века на Востоке сформировалась новая мощная империя, простиравшаяся от Каспийского моря до Китая, просуществовавшая до середины XIX века, сократившись до размеров североиндийского государства. Династия Моголов, управлявшая этой империей, была основана легендарным Бабуром. Шесть первых правителей (Бабур, Хумаюн, Акбар, Джахангир, Шах-Джахан и Аурангзеб) вошли в историю под именем Великих Моголов.

43. Могольские правители были потомками Тимура.

44. Правление Моголов кончилось в 1707 г. со смертью последнего из Великих Моголов – Аурангзеба.

45. Мавзолей Тадж-Махал, считающийся самым прекрасным сооружением в мире, был построен Бабуром в память о своей жене Мумтаз.

46. Великие Моголы были мусульмане.

IX. Архитектура

В начале XVI века на Востоке сформировалась новая мощная империя, простиравшаяся от Каспийского моря до Китая, просуществовавшая до середины XIX века, сократившись до размеров североиндийского государства. Династия Моголов, управлявшая этой империей, была основана легендарным Бабуром. Шесть первых правителей (Бабур, Хумаюн, Акбар, Джахангир, Шах-Джахан и Аурангзеб) вошли в историю под именем Великих Моголов.

Во время правления Великих Моголов были возведены прекрасные сооружения, сохранившиеся до сих пор, – укрепленные крепости (форты), мусульманские мечети, мавзолеи, индуистские храмы. Разные типы построек приведены на рисунках. Все вместе подписи правильные, но порядок их перепутан. Разберитесь, какие из них верны, а какие нет.

47. Мечеть
Бадшахи,
Лахор

48. Тадж- -Махал, Агра 49. Ханский дворец, Джайпур 50. Мавзолей Хумаюна, Дели 51. Красный форт, Дели

X. Мифы Востока

Среди громадного количества восточных мифов выделяются индийские мифы по обилию персонажей, увлекательных историй, красоте сохранившихся изображений. Упомянем пять мифологических фигур, которые вы должны будете распознать на рисунках: Брахма – создатель мира, Шива – созидатель и разрушитель в одном лице, Вишну – хранитель мира, Кришна – воплощение красоты, радости и любви, любимец детей Ганеша – покровитель учения.

53. Шива 56. Вишну 55. Ганеша 54. Брахма 52. Кришна

XI. Высказывания о Востоке

57. Верно ли, что стихи Р. Киплинга, начинающиеся словами «Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись», посвящены противопоставлению Востока и Запада?

58. Слова «Восток – дело тонкое» произнесены одним из героев фильма «Бриллиантовая рука».

59. «Панмонголизм! Хоть имя дико, но мне ласкает слух оно» – эти слова философа и поэта В. Соловьева взяты А. Блоком в качестве эпиграфа к поэме «Возмездие».

60. Слова «Ex Oriente Lux» связывают со светом Вифлеемской звезды, появившейся при рождении Иисуса.

Наверх

Ответы на конкурсные задания

На вопросы, отмеченные символом (*) в качестве правильного засчитывались все варианты ответов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1-7 классы Д Н Д Н Д Д Н Н Д Н Д Д Н Д Н
8-11 классы Д Н Д Н Д Д Н Н Д Н Д Д Н Д Н
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
1-7 классы Н Н Д * Д Д Н Д Д Н Д Н Д * Н
8-11 классы Н Н Д * Д Д Д Д Д Н Н Н Д * Н
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
1-7 классы Н Д Н Н Д Д Д Д Д Д Д Н Д Н Н
8-11 классы Н Н Н Д Д Н Д * Н Н Н Н Н Н *
46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
1-7 классы Д Н Н Н Д Н Н Н Д Н Н * Н Н Д
8-11 классы Д Н Н Н Д Н Н Н Д Н Н * Н Н Д

«Религии Востока»

Разработала:

учитель истории и обществознания

МБОУ ОСОШ №4

п. Орловский

Ростовской области

Усякина Ольга Васильевна

Тема урока «Религии Востока»

Класс: 7

Цели урока:

Создать условия для:

-формирования понятий о двух этико-религиозных учениях Востока – конфуцианстве и буддизме, основных положениях этих учений;

-развития познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, образного и логического мышления, навыков анализа, сопоставления, обобщения;

-восстановления духа эпохи с помощью тематических иллюстраций и образного монологического повествования учителя;

-воспитания уважения к старшим, стремления совершать добрые поступки и уважать ценности каждой религии;

-проведения самоанализа своих поступков, соотнесения их с вечными истинами.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронное приложение к уроку, разработанное учителем, индивидуальное оборудование: контурные карты и карточки для фронтальной работы.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

II. Микромодуль мотивационного образа.

Учитель:

-Ребята, а вы верите в чудеса?

Ответы детей.

-Приведите примеры чудес в вашей жизни.

Варианты учащихся.

— Часто бывает так, что, если чего-то желаешь очень сильно, то желание сбывается. Это ведь чудо. Подумайте о своем заветном желании. Оно непременно сбудется, ведь всему доброму, что происходит в нашей жизни, помогает искренняя вера.

(Учитель показывает страны по карте) — Вы – российские ученики, загадали желание, ученики Индии загадали свои желания, и китайские ученики мечтают, чтобы их желания сбылись. И все мы верим. Настоящая вера способна творить чудеса. Вера является основой любой религии. Тема нашего урока: «Религии Востока».

-Выполним задание на соответствие:

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Язычество А. Признание человека высшей ценностью

2. Гуманизм Б. Поклонение многим богам

3. Религия В. Наследственное земельное держание

Г. Вера в сверхъестественные силы

-Какое из данных понятий соответствует теме нашего урока? (ответы учащихся )

Что такое религия? (ответы учащихся)

III. Микромодуль опережающего представления.

-Послушайте, пожалуйста притчу, она короткая, но мудрая. Подготовьтесь к ответу на вопрос, чему учит нас эта притча. «Много лет тому назад в один неурожайный год китайский народ сильно голодал. В большой семье на ужин была только одна тарелка супа. И сын накормил своего отца, чтобы старик жил и радовал домочадцев своей жизнью.» Так чему же учит нас эта притча?

Ответы детей.

-Сын поступил так, как учил китайский мудрец Конфуций. Учение Конфуция стало называться конфуцианство. Что такое конфуцианство?

— Учение К.- это учение о том, к чему следует стремиться человеку, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, в семье. Образцом для мыслителя являлся благородный человек.

Выберем 5 качеств благородных людей. Возьмите зеленую карточку.

5 качеств благородных людей

мудрость грубость верность мужество

гуманность почитание старших лень

— Почему не вошли лень и грубость?

-Что такое гуманность? (ответы учащихся ). О каком качестве говорилось в притче? (ответы учащихся )

— Прочитайте, как К. рассматривал понятие государства и определите главную мысль текста.

Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин — знатному). Старший в государстве — император — сын Неба. «Император — отец и мать для всех в государстве, — поучал мыслитель. — Всякий, служащий императору, знатный или незнатный, богатый или бедный, ни при каких обстоятельствах своей жизни не должен восставать против государя». Конфуций учил, что каждый человек должен твердо помнить свое положение в обществе, предопределенное Небом.

(читают и называют главную мысль)

— А теперь задание на размышление. Расположите объекты в порядке подчинения: от старшего к младшему, как это сделал бы К.

Древнее божество Небо, народ, император, придворные вельможи.

— Можно ли всех этих людей считать благородными? (ответы учащихся )

-Назовите качества благородных людей.( ответы учащихся )

-Благородные люди встречаются везде и во все времена.

Учитель рассказывает легенду.

В далекой Индии в 6 в. до н.э. жил один хороший человек – принц Гаутама.

Он был единственным сыном у своих родителей, и они решили сделать его жизнь прекрасной, чтобы мальчик не знал, что такое страдание. Окружили его чудесными вещами, здоровыми и красивыми людьми, создали атмосферу вечного праздника. Но принц тайно выбрался из дворца и встретил старика и понял, что молодость не вечна, затем он увидел как на руках у дочери умерла мать, Гаутама узнал о смерти, он видел рыдающую дочь и понял, что жизнь есть страдание. Но Г. решил искать выход из ловушки болезней -старости-смерти и встретил отшельника, что навело его на мысль о том, что можно преодолеть страдание, ведя уединенный образ жизни. Он 6 лет был странником, но не нашел способа избавиться от страданий, тогда он сел под дерево и дал слово не сходить пока не разгадает тайну жизни и смерти. И ему открылась истина – путь спасения от страданий, с тех пор он стал Буддой, что означает Просветленный, Пробужденный к знанию. Он 40 лет вел жизнь странника, учил людей и творил чудеса.

-Религиозное учение Будды получило название буддизм. Что такое буддизм? (ответы учащихся)

-Каков он, путь спасения Будды? Определим его. Возьмите розовую карточку.

Путь спасения Будды

вера достойное поведение болезни светлые мысли

созерцание старость добрая жизнь

-Почему не вошли болезни и старость?

-Что такое созерцание? (варианты детей )

-Прочитайте особенности буддизма и определите главную мысль текста.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека. Любой верующий, вставший на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства. Идеал человека — стать «просветленным», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. (ответы учащихся )

IV. Личностно-смысловой микромодуль

— Ребята, проверьте нет ли ошибок в этих двух столбиках? Исправьте их, если найдете.

БУДДИЗМ КОНФУЦИАНСТВО

мудрость вера

верность созерцание гуманность светлые мысли

почитание старших достойное поведение

мужество добрая жизнь

-Все эти истины безусловно важны. Определите одну главную для вас из первого столбика и из второго. Подчеркните их на карточках. А теперь назовите все одним словом.

Учащиеся говорят свои слова.

-Основа всех понятий конечно же добро.

V. Микромодуль практического действия.

А) -У вас на партах лежат карточки. К- конфуцианство. Б- буддизм. Встаньте, пожалуйста. Я называю положение религиозного учения, вы поднимаете соответствующую карточку.

Светлые мысли Б, верность К, вера Б, созерцание Б, почитание старших К, добрая жизнь Б, мужество К, гуманность К, достойное поведение Б, мудрость К.

Б) Слайд карты. — Ребята, какая страна является родиной конфуцианства? (ответы учащихся )

Учащиеся по заданию учителя работают с контурными картами на местах.

В) -Рассмотрите ситуацию исторического действия и подберите подходящее положение в конфуцианстве или буддизме.

1. Князь Ярослав был грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, по словам летописи, «днем и ночью».

2. Князь Дмитрий Иванович, переодевшись в доспехи простого воина, сражался в схватке с татарским войском.

3. Монах — живописец Алимпий свои заработанные средства тратил так: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в монастырь.

Учащиеся называют соответствующие положения этико-религиозных учений Востока.

-Как видите основные положения религиозных учений Востока имеют значение и в истории и в повседневной жизни.

VI. Микромодуль актуализации и проповеди.

Учитель задает обобщающие вопросы:

-Назовите религии, которые мы рассматриваем на уроке?

-Кто такой Конфуций? Кто такой Будда?

-Когда возникли их религиозные учения?

-А сейчас какой век?

— И в 21 веке влияние идей конфуцианства и буддизма неизгладимо важно.

И сейчас, мы настроимся на созерцание, как учил Будда. Посмотрите на этот лотос – символ мудрости и знаний. Рассмотрите его красоту, особенности и, созерцая, поразмышляйте над вопросом, как следует относиться к людям? Когда найдете истину, напишите рассуждение на эту тему. Это ваше творческое домашнее задание.

— У каждого из вас на парте лежит лист с изображением лотоса, окрасьте цветок, в цвета, характеризующие ваше настроение на уроке.

-Ребята, конфуцианство и буддизм – важнейшие религиозные учения Востока. Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека – стать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию, чего я всем нам искренне желаю. Во все времена и в любой части света нужно помнить «Золотое правило нравственности» — «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».

Спасибо за урок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *