Возлюби врага своего

Вопрос о любви к ближнему актуален издавна. В данной статье речь пойдет о любви к врагам своим.

Как можно любить человека, которого считаешь врагом? Ненавидеть его и желать ему всех бед очень просто, а вот любить наоборот очень сложно. Но если заглянуть в историю, то можно увидеть не один пример соблюдения данной заповеди.

Возлюби врага своего как самого себя: значение заповеди

Сын божий Иисус Христос, рожденный на земле непорочной девой Марией оставил нам много заповедей. Соблюдая их мы получаем возможность снискать милость божью и попасть в его царствие. Помимо того, что Иисус заповедовал нам, что великий грех убивать, воровать, лжесвидетельствовать, изменять мужу и жене, существует одна очень мудрая, которую тяжело понять и принять.

Любовь к ближнему

Христос наставлял нас любить врагов, тех кто проклинает благословлять, тем кто ненавидит благотворить, за тех кто нас обижает искренне и с верой молиться. Тогда мы будем сынами Отца нашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не безгрешных. Смысл этой заповеди глубок и в то же время почти непонятен простому человеку.

Страдания Иисуса Христа за грехи наши

До наших дней сохранилось святое писание, Библия. Состоит эта книга из двух частей: старого и нового завета. В старом завете описывается, как Господь сам являлся некоторым мирянам в разных образах и давал наставления, посылая знамения.

Иисус страдал за нас

В новом завете представителем Господа на земле является его сын Иисус Христос, посланный на землю, чтоб принять страдания ради искупления людских грехов. Кто-то уверовал в сына божьего и пошел за ним выполняя его наставления, но были и такие, которые надругались над ним. Иисус был распят на кресте и принял страшные муки, но не проклял врагов своих.

Исторический роман «Камо грядеши»

Польский писатель Генрик Сенкевич в своем романе описывает, как злой Хилон оговаривает христиан в осуществлении поджога и выдает их властям. Но замученный, сжигаемый на столбе христианин простил Хилона. После чего тот, потрясенный высотой его духа, сам уверовал в Иисуса и пошел ради него на страдания.

Святые, являющиеся явным образцом любви и добродетели

Святой Андрей, над которым насмехались прохожие, толкали его и оплевывали увидели, что демоны записывают имена его обидчиков. Юродивый начал усердно молиться, тем самым стер эти записи. Он сказал, что упросил Господа не наказывать обидчиков, потому-что они не понимают, что творят.

Татьяна

Еще один пример добродетели и снисхождения к врагам явила святая мученица Татьяна. В ответ на свои мучения она молитвами упросила, чтоб Господь не карать ее истязателей, а дал им познать правду. После чего обидчики увидели Татьяну в окружении четырех ангелов и осознали, как гадко поступили. Они попросили у Святой прощения и благодаря ее искренней молитве стали христианами.

Что таит в себе заповедь » Возлюби врага своего, как самого себя»?

В чем же все таки заключается смысл этой заповеди? Все очень просто:

  • Если вас кто-то обидел не проклинайте этого человека и не желайте ему зла.
  • На зло направленное против вас ответьте добром, как бы ни было сложно это сделать.
  • Молитесь за своих врагов, чтоб Господь простил им их прегрешения.
  • Помните, что в жизни все происходит по принципу бумеранга. Камень брошенный вами в чью-то сторону к вам же и вернется.
  • Направляя свой гнев в сторону обидевшего вас человека вы подвергаете наказанию свыше не только его, но и себя то же. Не прощая своих обид вы становитесь таким же злым человеком, как и ваш враг.
  • Только искренне молясь Господу и прося у него прощения за обидевшего вас можно заслужить царствие небесное.

Заповедь на первый взгляд понятная, но на самом деле трудно выполнимая.

Почему нам так трудно возлюбить врагов наших?

Человеческая душа многогранна, мы можем любить и ненавидеть, прощать и карать, быть добрыми и жестокими, показывать свое раздражение и злость. В силу разных обстоятельств под воздействием различного рода ситуаций мы выражаем свое душевное состояние по-разному.

Если вокруг светит солнце, поют птички, то и на душе светло и спокойно. В такие минуты хочется радоваться жизни и дарить добро всем окружающим. Но если, что-то не складывается, неприятности на работе и в семье, то мы становимся раздражительными и готовы сорвать зло на первом встречном. А если в такие минуты еще кто-то накричит, толкнет или нахамит, то в ответ мы ведем себя точно также, отвечая грубостью на грубость.

Как простому человеку научиться прощать своих врагов?

Если вдуматься в смысл заповеди становится понятно, что в любой ситуации надо контролировать свои эмоции. Если каждый из нас станет хоть чуточку добрее и терпимей мы сможем изменить мир в лучшую сторону. Прекратятся войны, где люди убивают друг друга, брат предает брата, сын поднимает руку на родителей, которые дали ему жизнь и воспитали.

Возрождайте любовь

Есть еще одна заповедь Христа, которая гласит: «Если вас ударили по щеке, подставьте другую». Никогда не отвечайте злом на обиду, лучше молча уйдите, дайте пылающему в вашей душе гневу остыть. Посмотрите на сложившуюся ситуацию спокойно, тогда может и обида вам покажется не столь значимой, как на первый взгляд.

Если человек вам чем-то неприятен лучше избегайте общения с ним, но ни в коем случае не проклинайте его даже в душе. Любое проклятие вернется к вам бедой. Давайте любить и уважать друг друга и самих себя. Пусть зло навсегда уйдет из нашей жизни.

Ст. 22-25 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек, ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано

Сказав, что христиане возрождены не от тленного семени, но от нетленного, словом Божиим живым и пребывающим вовеки, апостол выставляет на вид ничтожность и крайнюю непрочность славы человеческой, побуждая тем слушателя сильнее держаться прежде преподанного учения, так как оно постоянно и простирается навек, а земное скоро истлевает по самому существу. Для подтверждения сего здесь приводятся трава и цвет на траве, слабейший по бытию, нежели трава; им и Давид уподобляет нашу жизнь (Пс. 102:15). Показав малоценность славы нашей, апостол снова возвращается к объяснению того, что же именно возродило их словом Божиим, живым и пребывающим вовек, и говорит: это есть то слово, которое вам проповедано. Утверждает о сем слове, что оно пребывает вовек, потому что и Сам Господь сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24:35). Должно знать, что слова к нелицемерному братолюбию нужно читать в таком порядке: от чистого сердца любите друг друга постоянно, к нелицемерному братолюбию. Ибо окончание дела обыкновенно следует за тем, что производилось для него. А как за постоянной любовью друг к другу от чистого сердца следует нелицемерное братолюбие; то справедливо, чтобы слова от чистого сердца и прочие стояли впереди, а слова нелицемерное братолюбие после них. Нужно заметить и то, что предлог к (είς) должно принимать вместо предлога по причине, для (διά).

Апостол показал преимущество духовного возрождения пред рождением плотским, и выставил на вид малоценность славы смертной, именно, что рождение соединено с растлением и нечистотой, а слава не отличается ничем от весенних растений, между тем как слово Господне ничего такого не испытывает. Ибо всякое мнение человеческое скоро прекращается, а слово Божие не так, оно имеет вечное пребывание. С такой целью у него прибавлено: то слово, которое вам проповедано.

Толкование на Первое послание апостола Петра.

Ст. 43-47 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники

Изречение, на которое ссылается Иисус, отсутствует в Ветхом Завете. Ближайший эквивалент — слова из книги Левит, которые звучат так: Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19:18). Под ближним (евр. רצ) здесь понимается соплеменник, представитель народа израильского, верующий во единого Бога: призыв книги Левит не распространяется на иноплеменников и язычников. В Нагорной проповеди Иисус берет из этого изречения лишь его смысловое ядро: люби ближнего твоего; все остальное Он оставляет за скобками. В других случаях, однако, Он приводит эту заповедь в более полном варианте: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:39; Мк. 12:31).

Это необходимо учитывать для понимания того, какой смысл вкладывал Иисус в заповедь о любви к ближнему. Во-первых, Он утверждал, что это одна из двух главных заповедей закона Моисеева: в совокупности заповеди о любви к Богу и ближнему составляют нравственное ядро закона и пророков. Во-вторых, под ближним Иисус понимает не только единоверца и соплеменника: ближний — это всякий, кто нуждается в помощи, участии, заботе.

Таким образом, отталкиваясь от буквы Ветхого Завета, Иисус полностью меняет ее дух, наполняя заповедь Моисеева закона совершенно иным содержанием, чем то, которое было изначально в нее вложено. Обычную поведенческую норму, подчеркивающую необходимость солидарности между членами одного народа, Иисус превращает в основополагающий нравственный принцип, который должен распространяться на всех людей вне зависимости от их национальности и вероисповедания.

Слова «ненавидь врага твоего» мы в такой форме в Ветхом Завете не находим. Возможно, изречение «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» употреблялось еврейскими раввинами и было на слуху у тех, к кому Иисус обращался в Нагорной проповеди. Похожее предписание мы находим в кумранском «Уставе общины»: «… любить всех сынов света, каждого сообразно его жребию в совете Бога, и ненавидеть всех сынов тьмы, каждого по его преступлению с возмездием Бога». Тем не менее этот текст нельзя считать прямой параллелью к изречению, цитируемому Иисусом.

По своему содержанию выражение «люби ближнего, но ненавидь врага», хотя и не имеет прямых аналогов в законе Моисеевом, полностью соответствует общей нравственной установке Ветхого Завета, где термин «враг» (евр. איב) употребляется в двух основных значениях: а) враг народа израильского, то есть всякий народ, ведущий военные действия против Израиля или его потенциальный противник, в расширительном смысле, всякий иной народ; б) личный враг того или иного человека. Благословение Божие выражается в том, что Бог предает в руки человека его врагов (Быт. 14:20; 22:17; 24:60; 49:8). А это происходит только в том случае, если человек верен Богу: Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих (Исх. 23:22). Древние евреи искренно верили, что, если они будут соблюдать заповеди Божии, Бог будет отождествлять их врагов со Своими врагами.

Ненависть к врагам была не просто характерной чертой древних евреев: она была частью их идентичности, их мироощущения. Можно только догадываться, какое изумление и негодование вызывал у фарисеев и законников призыв Иисуса любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих и гонящих. Этот призыв ниспровергал их основополагающие жизненные установки, радикально расходился с духом и буквой закона Моисеева, требовал от них переосмысления своей поведенческой модели в повседневной жизни.

Своей заповедью Иисус прежде всего пытается раздвинуть рамки мышления слушателей, заставить их понять, что Его учение имеет универсальный характер. Иисус не противопоставляет любовь к врагам любви к ближним: Он расширяет понятие ближних, включая в них врагов. Любящий только тех, кто его любит, ничем не отличается от язычников: так в Нагорной проповеди. В Проповеди на равнине параллельное место звучит несколько иначе: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают (Лк. 6:32-33). У Матфея исполняющему заповедь Иисуса противопоставляются мытари и язычники; у Луки — грешники. Матфеевское если приветствуете только братьев ваших, имеющее достаточно узкий смысл, у Луки заменено более широким и всеобъемлющим: если делаете добро тем, которые вам делают добро (в буквальном переводе «если благотворите благотворящим вам»).

Основную мысль в обоих случаях можно передать следующим образом: отношение к человеку не должно зависеть от его отношения к нам; любовь не должна быть только взаимной; добро не может быть только ответным. В проявлении любви и делании добра христианина призван занимать проактивную, а не реактивную позицию: он должен не просто реагировать на чувства и поступки других, но сам становиться источником добра и любви.

Заповедь о любви к врагам можно назвать квинтэссенцией всей христианской нравственности: в ней, как в фокусе, отражены другие заповеди Иисуса. Не случайно она помещена последней в серии антитез, в которых Его учение противопоставляется ветхозаветным установлениям. Именно заповедь о любви к врагам наиболее решительно обновляет ветхозаветное представление о любви, о нравственности, о тех критериях, на которых должно строиться отношение человека к человеку. Эта заповедь закладывает основу того нового миропорядка, который, по-видимому, вообще неосуществим вне рамок общины учеников Иисуса.

Любовь к врагам не исключает, а дополняет любовь к друзьям, близким, любящим: она есть то особенное и новое, что добавляется к обычному и старому, но не перечеркивает его. Здесь мы видим наглядный пример того, как Иисус исполняет (восполняет) Ветхий Завет, не нарушая и не упраздняя его (Мф. 5:17). То, что человек призван любить любящих и благотворить благотворителям, — это как бы само собой разумеется, также как и то, что нельзя убивать и прелюбодействовать. Но Иисус призывает к праведности, которая превосходит праведность фарисеев, и не просто регулирует человеческие взаимоотношения в правовом поле, а открывает людям путь в Царство Небесное (Мф. 5:20), делает их сынами и дочерьми Небесного Отца.

По учению Иисуса, любовь Бога к человеку не зависит от поведения человека. Именно в этом смысл слов о том, что Бог повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6:35). Подобно отцу из притчи о блудном сыне Бог любит и того, кто Ему верен, и того, кто от Него отходит (Лк. 5:11-24).

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.

Поможем людям, попавшим в беду

Помоги ближнему твоему…

В суете будней и ежедневном ворохе проблем давайте не забывать о тех, кому тяжело, тех, к кому жизнь в силу разных причин повернулась не самой лучшей своей стороной. Тех, кто нашел в себе силы обратиться к нам за помощью…

Благие дела всегда вернутся добром, наполнят душу сознанием, что ещё один день наш прожит не зря. «Помоги ближнему твоему и тебе воздастся!» — говорится в Библии…

Ведь помогая людям, мы в очередной раз исполняем заповедь Спасителя, доказывая, что возлюбить других мы можем не только словом, но и делом.

Голов Владимир Александрович

Я понимаю, что у всех нас бывают черные дни и сложные времена. Ожидать, что жизнь всегда будет замечательной — это утопия. Другими словами, жизнь несовершенна, но все же определенно хороша. Было время, когда я после окончания института работал ведущим инженером, построил не один завод, трудился на благо идеального завтрашнего дня.

Все заканчивается сразу и навсегда. В 1983 году при выполнении воинского долга получил военную травму, которая через 14 лет сделала меня инвалидом сначала 2 группы, затем 1 группы (два инсульта). Боролся с болезнью, как мог, много средств ушло и уходит на лечение. Жена очень сильно помогает, если бы не она — все, конец. Помощи никакой в списке льготных моих лекарств нет. Покупаю за наличные.

Мы живем в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Без теплой одежды трудно. Да у меня размер большой 68, обувь 46. Цены на все астрономические.

Понимаю, что мы живем не в воображаемой стране, где-то там, где все идеально. Нет, я проживаю свою жизнь здесь и сейчас, и имею дело с реальностью — такой, какая она есть.

Трудно и тяжело каждому человеку по-своему. Многие из окружающих в этот самый момент ведут тот же бой, что и я, в котором без помощи не выжить. Все мои предки по линии мамы — греки, у моего отца мама гречанка, не от хорошей жизни попали они в Сибирь. Репрессии так прошлись по моим предкам, что бабушка, пока жива была, со страхом все вспоминала. А вот культуру и самобытность они не забыли.

С надеждой на Ваше неравнодушие.

Прошу оказать мне помощь.

Средства можно перечислять на карту Сбербанка: 6390 0231 9077 4650 75

С уважением, Владимир Александрович Голов, г. Лесосибирск, Красноярский край

Левантиди Николай Иванович

Пишет мать Людмила:

«13 лет назад моему сыну, Николаю Ивановичу Левантиди, 1990 г.р., поставили диагноз «Прогрессирующая мышечная дистрофия Беккера с выраженными двигательными нарушениями». И с каждым годом ему становилось все хуже. Сейчас мой сын — инвалид.

Я, мать Николая, на пенсии, помочь не могу своему сыну ничем, получаю 8 400 рублей.

Недавно Николай упал, поломал ногу, а сейчас он вовсе не поднимается, поэтому хотим приобрести подъемник для инвалида, т. к. сама его с трудом поднимаю.

Прошу помочь моему сыну на лечение, чем сможете. Сейчас Николай «валится», сам не сидит, а ему только 27 лет. Он ничего в этой жизни не видел. Николай увлекается шахматами».

Средства можно перечислять на карту Сбербанка: 2202 2007 9660 4922

С уважением, Людмила Левантиди, г. Армавир, Краснодарский край

«Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию” (1Тим.2:9-10).

«Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее” (Притч.2:20-22).

«Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру” (Рим.12:9).

«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками” (Рим.12:17).

«Хорошо ревновать в добром всегда” (Гал.4:18).

«Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса , да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь” (Евр.13:20-21).

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены” (Иак.1:17).

«Желаю, чтобы вы были мудры на добро” (Рим.16:19).

«Смотрите, чтобы кто кому не воздал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем” (1Фес.5:15).

«Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла” (2Кор.17:7).

«Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (Еф.4:32).

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Матф.5:16).

«И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославляли Бога” (1Петр.2:12).

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое” (Лука.6:45).

«Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро” (Притч.28:10).

«Язык мудрых сообщает добрые знания” (Притч.15:2).

«Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян” (Притч.14:16).

«Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога” (3Иоан.1:11).

«Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром” (Притч.13:22).

«И делай справедливое и доброе пред очами Господа , дабы хорошо тебе было» (Втор.6:18).

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1Петр.3:11).

«И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» (1Петр.3:13).

Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. (Ис. 1:17)

Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей. (1 Пет.2:15)

Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. (3 Иоан. 1:11)

Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. (Рим.12:17)

Мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми (2 Кор. 8:21)

Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело. (2Кор. 9:8)

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. (Гал. 6:9)

Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а особенно своим по вере. (Гал. 6:10)

Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2 Тим. 3:17)

Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу. (Тит. 1:16)

Горе вам, потерявшим терпение! что будете вы делать, когда Господь посетит? (Сир 2,14)

Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. (1 Пет. 3:16)

Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему. (1 Пет. 3:11)

Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. (Иак. 4:17)

И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. (Иоан. 5:29)

Подборка взята на сайте http://www.orthodoxy.com.ua/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *