Вознесенский монастырь

Вознесенский монастырь — один из главных монастырей Святой Земли. Обитель расположена к востоку от Старого города Иерусалима, на вершине горы Елеон, она хорошо видна практически из любой точки города благодаря своей высокой колокольне («Русская свеча», высота 64 метра). Свое название монастырь получил от расположенной рядом древней часовни Вознесения (ее основание восходит к IV веку), а также благодаря почитаемому камню Богородицы, на котором, по преданию, Она стояла во время Вознесения Господня.

Монастырь был построен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Средства на храм собирали всем миром. Колокол доставили из Яффы, вручную в течение семи дней. По завету самого Антонина, он был похоронен внутри храма, рядом с алтарем В ходе раскопок на месте обители нашли мозаичные полы раннехристианских часовен с армянскими надписями и более тысячи человеческих останков, видимо, монахинь монастыря, разграбленного в VII веке персами или арабами. Возможно, археологические остатки являются частью грандиозного храмового комплекса под названием Елеона, который был выстроен на этом месте Константином Великим.

Вознесенский женский монастырь в Кремле был основан в XIV веке великой княгиней Евдокией — женой князя Дмитрия Донского. Обитель является одной из древних в Москве. Она была построена в память о Куликовской битве (1380 г.) и стала одним из первых женских монастырей.

В 1389 г. после смерти мужа княгиня Евдокия приняла решение уйти в монастырь. Единственное, что останавливало Евдокию от исполнения ее решения — завет мужа вырастить детей до совершеннолетия. В 1395 г., когда на Москву шел хан Золотой орды Тамерлан, Евдокия велела перенести в город Владимирскую икону Божией Матери, и сама встречала ее с народом на Кучковом поле, где потом был основан Сретенский монастырь. В народе о правительнице шла добрая слава: она помогала нуждающимся, отстраивала жилые дома после пожара, за ее счет иногда хоронили нищих.

Точная дата основания Вознесенского женского монастыря в Москве не установлена. По преданию, монастырь появился на том месте, где княгиня провожала мужа на Куликовскую битву, и встречала его с победой, под устройство монастыря Евдокия отдала часть своих палат. К тому времени, когда княгиня Евдокия была готова принять постриг, обитель уже была обустроена: кельи располагались в бывших княжеских покоях, был построен собор Вознесения Господня. Последние годы перед постригом княгиня тяжело болела.

Княгиня Евдокия приняла постриг под именем Евфросинии, а в первые дни своего иночества повелела начать строительство каменного Вознесенского собора взамен деревянного. Спустя несколько недель после пострига, в июле 1407 г. святая Евдокия скончалась. По преданию, у ее гроба сама собой возгорелась свеча, и все присутствовавшие явились свидетелями этого чуда. Святую Евфросинию стали почитать как покровительницу Москвы, а церковь отмечает ее день 30 (17 ст. ст.) мая и 20 (7 ст. ст.) июля. Поскольку Евдокии не удалось закончить строительство Вознесенского собора, его продолжила ее невестка — Великая княгиня Софья Витовтовна, которая вышла замуж за Василия I.

Вознесенский монастырь часто страдал от пожаров, поэтому к середине XV века собор так и не был достроен. В 1467 г. княгиня Мария Ярославна, вдова князя Василия II приказала разобрать недостроенный собор до основания, а на его месте начать возводить новый. Поручено это дело было известному мастеру Василию Ермолину, который сохранил древнее здание, лишь переложив обгоревшие своды и покрыв стены новым кирпичом.

В 1518 г. великий князь Василий III приказал своему архитектору Алевизу Фрязину заменить старый собор новым. При Федоре Иоанновиче Вознесенский собор вновь строили заново, как точную копию Архангельского собора — усыпальницы царей. В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз обновлялся — при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Однако во время самого большого пожара 1737 г. в Московском Кремле Вознесенский собор пострадал незначительно. В 1730-х гг. в Вознесенском соборе устроили Успенский придел и придел во имя иконы «Всех скорбящих Радость».

Внутреннее убранство Вознесенского собора не сохранилось до наших дней, уцелел лишь иконостас, который после революции 1917 г. перенесли в кремлевский собор Двенадцати апостолов. Иконостас выполнен в стиле барокко в конце XVII века, украшен флемской резьбой, символизирующей райский сад. Среди святынь Вознесенского собора был древний образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Считается, что сама княгиня Евдокия спасла его из огня при пожаре во время нашествия Тохтамыша в 1382 г.

К началу XX века в Вознесенском монастыре было три храма: Вознесенский собор, церковь Святого Михаила Малеина и храм Великомученицы Екатерины, который был построен в XVII веке на месте древней церкви Святых Афанасия и Кирилла (в честь бракосочетания Дмитрия Донского и Евдокии). К XIX веку он сильно обветшал, его хотели снести. В 1808 г. по приказу императора Александра I новую Екатерининскую церковь создал итальянский архитектор Карл Росси в совершенно нехарактерном для Москвы готическом стиле. Храм был освящен в 1817 г.

Вознесенский монастырь служил усыпальницей для женщин царской фамилии. Здесь также находили последний приют родственные великим князьям удельные правители. Самой почетной была южная сторона храма. У этой стены в серебряной раке покоились мощи святой Евдокии, здесь была похоронена Мария Шуйская (жена сверженного царя Василия Шуйского), которая, по мнению историков, начинала свой род от отца Евдокии, Анастасия Романова — первая и самая любимая жена Ивана Грозного и другие прославленные женщины. Находясь под покровительством правительниц, Вознесенский монастырь считался царским, на его настоятельниц распространялась привилегия входить к великим княгиням и царицам без доклада. Часть инокинь и сами принадлежали к царскому роду. Здесь провела остаток своих дней Мария Нагая (инокиня Марфа) — последняя жена Ивана Грозного и мать царевича Димитрия. Инокиней Вознесенского монастыря была мать первого царя из рода Романовых — Марфа, здесь Лжедмитрием была заточена дочь Бориса Годунова царевна Ксения. По традиции, установившейся в древние времена, в Вознесенском монастыре до венчания находились государевы невесты после обручения. Здесь жила какое-то время и Марина Мнишек — жена Лжедмитрия I.

Во время наполеоновского нашествия 1812 г. настоятельница Вознесенского монастыря успела увезти в Вологду ризницу, поэтому самые важные ценности избежали осквернения и разграбления. Несмотря на то, что обитель была оккупирована французскими солдатами, она сохранилась лучше других московских монастырей и почти не была повреждена. Монастырский священник Иван Яковлев даже сумел здесь спрятать мощи святого царевича Димитрия, которые нашел в оскверненном Архангельском соборе.

В ноябре 1917 г. в ходе боев за Кремль были разрушены многие стены и купола его храмов. В марте в Кремль переселилось новое большевистское правительство и монахиням было приказано покинуть обитель. Покидая монастырь, они сумели тайно вынести под одеждами Казанскую икону Божией Матери, а также некоторые драгоценности, спрятав их на лаврском подворье. Властями был учинен обыск, сокровища нашли и отправили в Оружейную палату Кремля. В церкви Святой Екатерины был оборудован гимнастический зал.

В 1929 г. Вознесенский монастырь был уничтожен. На этой территории в 1932-1934 гг. была построена Военная школа имени ВЦИК. В 1950-х гг. здание было передано Верховному Совету СССР, в 1958 г. его часть перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест.

В последнее время в корпусе размещались административные службы администрации президента и комендатуры Кремля. Президент России Владимир Путин предложил план преобразований территории внутри Московского Кремля, в частности, восстановить два монастыря и церковь, находившиеся на месте 14-го корпуса Кремля до 1930 года.

Храм Вознесения на Елеонской горе или Имвомон впервые был построен между 330 и 378 гг. римлянкой Пименией на месте вознесения Иисуса Христа на Елеонской горе в Иерусалиме.

В 614 году разрушен персами, после чего вновь отстроен Иерусалимским патриархом Модестом (632—634).

Имвомон

Паломница Эгерия (IV в.) упоминает Имвомон в своём дневнике при описании празднования Богоявления:

Аркульф, видевший Имвомон примерно в 670 г., писал, что это

Схожее описание Имвомона находится у Беды Достопочтенного и Петра Диакона.

В опубликованных записках паломников XX в. встречаются утверждения, что Имвомон был

В 1959 г. францисканцы организовали археологическую экспедицию под руководством В. Корбо.

Были вскрыты остатки фундамента, по которым диаметр церкви был определён примерно в 25 м. Исторические описания постройки Аркульфом в целом подтвердились.

Терраса, с которой открывался вид на Иерусалим, заканчивалась мраморной лестницей, спускавшейся к Кедрону. Крест, венчавший Имвомон, должен был быть заметен издалека, из Кедронской долины, а освещавшие портик и террасу фонари должны были быть видны из Иерусалима.

Археологи также нашли посвятительную надпись с упоминанием имени Иерусалимского патриарха св. Модеста, который решил восстановить Имвомон, разрушенный персами в 614 г. Однако отстроил его Модест в более скромном виде и не точно на прежнем месте.

Современные авторы высказывают предположение, что это связано не с какой-то ошибкой Модеста, а с его желанием строго следовать первоначальному плану постройки.

Касательно первоначального положения священного камня имеются разные мнения. Аркульф писал, что он был огорожен

Его описание напоминает архитектурное оформление камня Авраама в святилище Куббат ас-Сахра («Купол скалы»). Поскольку этот монумент (не мечеть) был построен позже, чем Имвомон (в 685—691 гг.), выдвигается предположение, что за образец был взят камень Вознесения, виденный Аркульфом.

Первым русским паломником, оставившим описание паломничества в Палестину, был игумен Даниил.

Посетив храм Вознесения в 1106 г., он указал расстояние от Гефсимании до вершины Елеонской горы в 3 полёта стрелы, а до Елеоны — в 1 полёт. Расстояние от Елеоны до места Вознесения он определил в 90 саженей (примерно 200 м). По его описаниям,

В настоящее время сохранились базы колонн Имвомона, по которым археологи дают два варианта реконструкции типа этого здания — октагон (восьмиугольник) или ротонда.

Уцелевшая до нашего времени Часовня Вознесения была частью комплекса Храма Вознесения на Елеонской горе.

Часовня Вознесения на горе Елеон (русское наименование — «Стопочка») и Елеонский Вознесенский женский монастырь являются центром празднования Вознесения Господня в Иерусалиме.

На праздник Вознесения Христова, Елеонская гора в Иерусалиме, несмотря на нестерпимую жару, наполняется большим количеством разноязычных православных паломников и туристов, приезжающих в Святую Землю из разных уголков Земного шара.

По многовековой традиции накануне праздника на месте Вознесения Господня, у «Стопочки», проходит вечерня и повечерие с крестным ходом в греческий монастырь в честь двенадцати апостолов в Малой Галилее, где Воскресший Христос явился апостолам перед Своим Вознесением (Лк. 24, 36-43). Богослужение совершает по обычаю архиерей Иерусалимской Церкви в сослужении греческого, русского и арабского духовенства.

В самый день праздника на Елеоне совершаются две праздничных Литургии: одна на месте Вознесения и вторая — в Елеонском Вознесенском монастыре Русской Зарубежной Церкви.

Отличительной особенностью Литургии на месте Вознесения Господня, которое сегодня принадлежит арабам-мусульманам, является одновременное совершение богослужений греческим, армянским, латинским и сирийским духовенством.

Греческая Литургия совершается также на разных языках — греческом, славянском и арабском.

Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий в 2008 году отметил: «Господь, покидая этот мир, дал Свое благословение, и оно до сих пор пребывает с нами и продолжает действовать. Здесь, на Елеонской горе, мы особенно ощущаем это Божие благословение и особую благодать.

Часовня Вознесения («Стопочка») на горе Елеон (793 метра над уровнем моря) отмечает место, с которого Иисус Христос вознесся на небо (Лк. 24:50-51). Главная ее святыня — камень, на котором отобразился отпечаток стопы Вознесшегося Иисуса Христа. Часовня известна с 370 года по Р.Х, перестроена в VI веке. Принадлежит она ныне мусульманам арабской деревни Аттур, расположенной на центральной вершине Елеона.

По материалам сайтов Русской духовной миссии в Иерусалиме и Седмицы.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *