Вознесенский оршин женский монастырь

Доклад игумении Евпраксии (Инбер), настоятельницы Вознесенского Оршина женского монастыря (Тверская и Кашинская епархия) на ХХVII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 28–29 января 2019 года)

Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы наместники и матушки настоятельницы, братия и сестры!

С какой горькой иронией воспринимается сегодня древний монашеский афоризм: «Сиди в келье, и келья твоя тебя всему научит» – если в этой келье телефон. Или – хуже того – Интернет. Новые технологии – уже никакие не новые, целое поколение выросло на компьютерах и планшетах.

Никогда раньше не был поставлен человек перед необходимостью так часто и к тому же мгновенно совершать нравственный выбор, выбор между добром и злом. Одно прикосновение к экрану – и этот выбор сделан. Если раньше, чтобы посетить какое-нибудь зрелище, побеседовать с человеком, нужно было затратить немалые усилия и время, и, бывало, нерадивые послушники – как мы знаем из патериков – успевали все-таки прийти в разум, то теперь время между прилогом и совершением греха на деле сократилось до минимума, до доли секунды.

Вот печальный пример из жизни нашей обители.

Инокиня с детства мечтала о монастыре. В обители несла серьезное, ответственное послушание, связанное с общением с внешними людьми. И вот «благодетели» дарят ей смартфон с подключенным Интернетом и оплачивают его.

Сначала она смотрит полезные, как ей представляется, учебные программы. Потом смотрит уже всё подряд, смотрит фильмы по ночам. Появляется отвращение к храму, к монашеской жизни, к монастырю – происходит обмирщение души. Отговаривать бесполезно. Прощальная записка и брошенное в келье иноческое облачение.

«Не имать бо престати враг, предлагая вам память первого жития мирскаго и ненависть к добродетельному жительству», – слышим мы во время каждого монашеского пострига этот призыв к духовной бдительности, осторожности.

Для молодежи смартфон теперь неотьемлемая часть жизни. Получается, что современный человек, поступающий в обитель, по большому счету делает выбор между смартфоном и монастырем, между интернетом и Богом. Это мы наблюдаем особенно у приходящих в последнее время некоторых молодых сестер – война идет не на жизнь, а на смерть.

С другой стороны, взаимоотношения с этими предметами (удачно названными «гаджетами») выявляют самые мужественные души, в которых действие Божественной благодати выжигает мирские пристрастия. Эти редкие решительно настроенные души с первых же дней полагают настоящее начало своей будущей монашеской жизни. Так что телефоны и планшеты – как бы некий шлагбаум, или сито, сразу отсекающее слабых душой от монашеского братства. Это к вопросу о том, что Бог может и зло превратить в добро.

Современный монастырь – все то же, древним святоотеческим духом пронизанное братство людей, объединенных единой целью восхождения в созерцание через покаяние; путем послушания и искреннего откровения помыслов, путем хранения ума и сердца, через непрестанную молитву – к богоподобию и обожению.

Но о каком хранении ума, о каком созерцании можно говорить с монахом, созерцающим грех на экране смартфона?

Иное дело, ограждая себя молитвой, пользоваться компьютером, исполняя такие послушания, для которых компьютер необходим: канцелярия, бухгалтерия, книгоиздательское деятельность, обучение. Многие сестры в нашем монастыре учатся дистанционно на богословско-миссионерском факультете: им раздаются флэшки с рабочими материалами, которые через интернет скачивает куратор – взрослая серьезная сестра, и, не выходя за стены обители, сестры получают духовное образование. Проводятся по скайпу и семинары с преподавателями, и экзамены. Но все это – под контролем, компьютеры в кельях запрещены, выхода в Интернет для учащихся сестер нет.

А иное, совсем иное дело – виртуальное общение в соцсетях: украдкой выходя в Интернет, инок лишается Божественной благодати, в том числе и за грех лжи.

Русский философ Иван Александрович Ильин в «Книге тихих созерцаний» пророческим духом выразил современную трагедию разорения души человека, привязанного намертво к Интернету, с привычкой бесстыдно выкладывать на страницы соцсетей – на всеобщее обозрение – подробности своей личной жизни. Виртуальное общение, убивающее время в этом лживом виртуальном пространстве, создающее человеку иллюзию собственной значимости, иллюзию наполненной событиями жизни… А на самом-то деле настоящая жизнь проходит мимо. Выдуманная, неискренняя жизнь проходит мимо настоящей жизни, мимо правды Божией…

Эта глава так и называется – «Об искренности».

«Как ужасна была бы жизнь, если бы у человека не было возможности сосредоточиваться в себе, работать над своим очищением и самосовершенствованием… Тогда человек был бы подобен дому с прозрачными стенами, в котором снаружи всё всегда всем видно, или проходному жилищу, доступ в которое всегда и отовсюду открыт всякому гаду, зверю и злодею: в жизни его не было бы ничего прикровенного, огражденного, неприкосновенного и священного… Вечный сквозняк. Вечный проход и пролом. Уличный тротуар, открытый для всяческого злоупотребления. Вечно попранная святыня….

Человек колеблется между различными возможностями, соблазняющими его; ни одна из них не окончательна, и он может разыгрывать их по очереди.

Его сердце не принадлежит «ничему»; поэтому оно может в любую минуту измениться и изменить, начать «чувствовать» по-иному и предать всякое дело…

Такой человек ни к чему не относится серьезно и благоговейно. Ни одна жизненная возможность не есть для него «единственная», т. е. главная и необходимая. Он даже не может понять, что в жизни бывает необходимо быть «таким» и только «таким» и действовать «так» и только «так»…

Человек становится искренним тогда, когда он имеет в своей душе некое священное средоточие, к которому он относится с серьезным и целостным благоговением; когда он в своем жизненном выборе и делании «иначе» не может и не хочет. Тогда он имеет как бы крепкий якорь или живой и могучий корень… И тогда ему нужно еще только мужество, чтобы блюсти верность своей святыне и делать из этого все жизненные выводы.

Такие люди призваны совершать важнейшее в жизни, в культуре и в истории: такие люди суть столпы Церкви, семьи и государства…

Из лицемерия и лжи никогда еще не возникало ничего великого и прочного. Вот почему Искренность есть дар Бога и сокровище человека».

Это было написано в 1946 году.

Похоже, мы последнее поколение монахов, которое еще называет эти технологии новыми и пытается сопротивляться, жить по старинке, прекрасно обходиться без этого калейдоскопа информации, новостей и картинок.

Так вот, в октябре 2016 года был утвержден проект «Современная Цифровая Образовательная Среда». К ноябрю 2025 года по этому проекту должна будет полностью демонтирована традиционная школа. Ни книг. Ни учителей. Каждому ребенку – по планшету или смартфону: это будет другой народ, другая культура.

Этим людям, если они чудесным образом изберут монашескую жизнь, уже никто не объяснит, чем планшет хуже книги. Кстати, оцифрованные носители живут лет 15. Меньше кошки. А потом превращаются в мусор.

Монашество, лишенное внутреннего, традиционного святоотеческого устроения, может оказаться причиной гнева Божия, который уже ничем будет не остановить.

Но, может быть, все-таки обрящется этот таинственный десяток, благочестивая жизнь которого могла бы сохранить библейские города, погребенные на дне Мертвого моря; если останется этот таинственный десяток – наши монастыри, хранящие древний монашеский дух, – и Бог потерпит тогда наш слабый мир и нас – немощных, но этот древний дух из последних сил хранящих…

Если люди станут другими, если будет какой-то иной образ жизни, значит, будет и иной способ действия Духа Святого на сердце человека – Дух дышит, где хочет, и может любую возможность использовать, чтобы коснуться человеческого сердца. И Божественная благодать все же будет чудом вырывать из мира еще способные к духовной жизни души, как каштаны из огня. Их же бо предуведе – тех и предустави… а ихже предустави, тех и призва, а их же призва, сих и оправда (Рим. 8:29–30).

Изведи из темницы душу мою (Пс. 141:8), – возопиет душа и дивным образом окажется в ограде Церкви, в стенах монашеской обители. Так же, как и мы там оказались.

Фото: Владимир Ходаков.

г. Орша, ул. Ильинская, 1

Монастырь основан в 1631 г. Уже в 1649 г. в монастыре проживало около 30 монахинь. В монастырский комплекс входили четыре деревянные церкви, среди которых главным был Успенский собор, а также жилые и хозяйственные постройки. Успенский монастырь оказывал поддержку вновь основанным обителям, посылая своих монахинь для налаживания монастырской жизни. Есть упоминания, что из Кутейно были и первые насельницы Ново-Девичьего монастыря в Москве.

В 1655 г. в Кутейно построен новый каменный Успенский собор вместо деревянного, который пострадал от пожара. В 1691 г. построена из кирпича церковь Рождества Богородицы, просуществовавшая просуществовала более двух столетий и была уничтожена в середине 50-х годов ХХ века. Во второй половине XVII в. возведены новые Успенская и Покровская церкви, в 1824 г. — Николаевская. В 1718 г. в монастыре проживало 46 монахинь. В 1842 г. монастырь причислен к 1-му классу.

Обитель была закрыта распоряжением советской власти в 1918 г., здания не сохранились. На месте монастыря были построены многоэтажные дома.

Монастырь возобновил свою деятельность в 1996 году при Оршанской Свято-Ильинской церкви, которая была построена в 1880 году на месте сгоревшей деревянной начала XVI века. В 2001 году из минского кафедрального Свято-Духова собора монастырю передана копия Оршанской иконы Божией Матери. Список сделан в XVIII веке.

Религиозная организация Вознесенский Оршин женский монастырь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

История и описание:

Древний Вознесенский монастырь, основанный не позднее XIV в. при впадении небольшой речки Орши в Волгу, был, первоначально, мужским. Первое письменное упоминание о нем относится к XV в. — времени княжения великого Тверского князя Бориса Александровича, которого современники называли «боголюбивым и мнихолюбивым (монахолюбивым)» князем. Его попечением в монастыре был возведен деревянный храм Вознесения Господня, во II половине XVI в. перестроенный в камне и освященный в 1567 г. самим святителем Варсонофием Тверским. В это время монастырь имел уже большое число насельников и управлялся архимандритами. О его значимости свидетельствует, например, тот факт, что на Земский собор 1613 г. для избрания будущего Царя был послан представителем от Тверской земли архимандрит Оршина монастыря Иосиф.

Братия монастыря, любившие уединение и молитву, были известны как искусные иконописцы: к торжеству обретения мощей прп. Нила Столобенского в 1667 г. Оршинскими монахами Иовом и Нифонтом был написан образ преподобного (возможно, первая его икона), оказавшийся по рассказам очевидцев поразительно схожим с ликом самого угодника Божия в мощах. Это явилось дивным свидетельством торжества Воскресения Христова во святых Его, а также глубины духовного прозрения иноков-иконописцев.

В Смутное время нач. XVII в. монастырь неоднократно разорялся, известно, что во время одного из нападений польско-литовских захватчиков вся братия во главе с настоятелем — архимандритом Феодосием погибли как священномученики за веру Христову. Впоследствии обитель так и не смогла восстановиться в былом благолепии, число братии становится небольшим и в 1649 г. Оршин монастырь приписали к Тверскому Архиерейскому Дому.

Светлым периодом в истории монастыря стало время пребывания на Тверской кафедре преосвященнейшего архиепископа Григория (Постникова). Владыка проникся особенной любовью к уединенной Оршинской обители (так что надеялся даже обрести в ней свое упокоение) и старался не только внешне благоукрасить её, но и обновить внутреннюю духовную жизнь братии. С этой целью он составляет для Оршина монастыря уникальный устав поминовения — Синодик — в котором молитвенно объединялась вся Церковь, делая братию, по слову Апостола, воистину, молитвенниками «за вся человеки».

В нач. XX в. (1903 г.) монастырь становится женским, для управления им из Новоторжского Воскресенского монастыря была переведена матушка Евдоксия назначенная игуменией обители. Под её мудрым управлением монастырь очень быстро стал благоустраиваться, через 10 лет здесь было уже ок. 140 сестер. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки. Наряду с другими послушаниями сестры писали иконы, сохраняя традиции древней обители; не прерывалась молитва «за вся человеки» по особому чину. В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время Первой Мировой войны — приют для детей погибших воинов. В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, была построена в г. Твери каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы (ныне переосвященная в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского).

Тяжелые испытания постигли монастырь после революции. В 1919 г. он был закрыт, судьбы большинства его насельниц неизвестны, возможно, некоторые из них пополнили сонм Новомучеников и исповедников Российских. В его стенах расположилась школа-интернат; храм до 1937 г. еще действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище. Многие монастырские святыни, по-видимому, оказались безвозвратно утеряны. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая Оршину монастырю и благоговейно почитавшаяся в обители, ныне находится в собрании Тверской картинной галереи.

Вознесенский Оршин женский монастырь основан в 14 веке, а ликвидирован в 1919 г. и вновь открыт Определением Священного Синода от 21.10.1992 г. с назначением настоятельницы монахини Иулиания (Ритониеми Кирси Марита) (с 1996 настоятельница Свято-Екатерининского женского монастыря г.Твери). В настоящее время настоятельницей является игумения Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна), которая назначена Указом правящего архиерея от 15.06.96 г.

В 1996 г. была построена небольшая деревянная церковь во имя прп. Савватия Оршинского, уже начались богослужения в древней части Вознесенского собора, где чудом сохранились стенные росписи.

В 2002 году проведены реставрационные работы по фасаду монастыря, отреставрирована монастырская ограда, построен сестрический корпус с трапезной. В 2003 году установлены новые иконостасы в двух приделах монастырского собора, в завершающей стадии реставрация центрального придела. Построен деревянный келейный корпус, начато строительство трапезного корпуса с келейными помещениями.

В 2004 году было проведено отопление в зимней части собора. Построен новый деревянный келейный корпус, благоустроена территория вокруг монастыря (проложена дорога).

При монастыре создан детский приют, в котором воспитываются девочки от 4-х до 17 лет, которые обучаются в созданном при монастыре филиале епархиальной православной общеобразовательной ср.школы.

За отсутствием приходского храма в селе Орша, монастырский священник осуществляет пастырское служение по обслуживанию местного населения.

Церкви монастыря:

  1. Вознесенская соборная, каменная, одноэтажная, престол один Вознесения Господня, когда построен неизвестно, освящен 2 ноября 1567 г. К церкви с запада пристроена теплая трапезная церковь с двумя престолами: южным Фёдоровской иконы Божией Матери, северным Святителя Варсонофия Епископа Тверского и Димитрия Митрополита Ростовского. Приделы освящены в 1862 г.
  2. Церковь в честь преподобного Савватия Тверского, деревянная, построена в 1996 г.

Часовни:

Подворье монастыря:

  1. Церковь в честь Троицы Живоначальной, что за Волгой в Твери
  2. Храм-часовня в честь Иоанна Кронштадтского г. Тверь

Вознесенский Оршин монастырь находится в 22 км к востоку от города Твери, на левом берегу Волги при впадении в неё речки Орши, по имени которой он и был назван Оршиным. Один из самых древних на Тверской земле, основанный в ХV в. во время княжения великого тверского князя Бориса Александровича, которого современники называли «боголюбивым» князем. Его попечением в монастыре был возведён деревянный храм Вознесения Господня, правда, имел он тогда несколько иное расположение, нежели более поздний, сохранившийся до нашего времени.

Оршин монастырь был изначально мужским. Весьма обширный и значительный тогда в Тверской епархии, он издревле управлялся архимандритами и славился строгостью жизни своих иноков, любивших безмолвие и молитву. В монастырском Синодике среди имён почитавшей братии мы видим множество схимников — людей самого сосредоточенного и возвышенного образа жизни. Славилась обитель и искусными иконописцами. В ХVI в., спустя более чем столетие после преставления преподобного Нила Столобенского, оршинскими иноками был написан образ этого святого. При открытии же его мощей в 1667 году обнаружилось необычайное сходство иконы с ликом преподобного. Есть у обители и свой небесный покровитель — преподобный Савватий, Оршинский чудотворец. Он подвизался в конце ХIV в., устроив себе в 6-ти верстах от монастыря маленькую пещерную келью, где и проводил подвижническую жизнь отшельника. Слава о духовных дарованиях отшельника распространилась далеко за пределы Тверского края, привлекая в лесную пустынку на Орше множество людей, желавших получить совет мудрого старца, попросить его благословения.

Особенно драгоценно для обители покровительство Пресвятой Богородицы, которое Она являет ей через Свои чудотворные иконы. В монастыре особенно почитается Феодоровская икона Божией Матери, с которой связаны важные события российской истории. Именно Феодоровской иконой был благословлен на царство первый русский царь династии Романовых Михаил Феодорович. На земском соборе 1613 года, на котором произошло его всенародное избрание, в качестве выборного от Твери присутствовал настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. С этого времени в обители появляется чтимый список Феодоровской иконы, пребывавший здесь до революции. От него совершались многие чудеса и исцеления.

Величественный соборный храм Вознесения Господня, и ныне возвышающийся над тихой красотой окрестностей, был освящён в 1567 году. Эта дата была выгравирована на золотом потире, найденном в ХIХ в. в тайнике (который сделан предположительно в нач. ХVII в.) под полом храма. Скорее всего, найденный в 1846 году тайник (в нём также были три древних антиминса и богослужебные предметы) был сделан в Смутное время в 1606 году, когда в Тверском крае свирепствовали поляки. Вся братия тогда была убита, а храм осквернён. На потире указано, что собор был освящён тверским епископом Варсонофием. Изначально это была пятиглавая церковь, позже её завершение было переделано на одноглавие. Собор был расписан, следы фресок ХVI в. сохранились до нашего времени. В эти годы монастырю покровительствовал царь Иоанн Грозный, по желанию которого и был выстроен каменный собор. В соборном храме было четыре престола: центральный — Вознесения Господня, два боковых — преподобного Онуфрия Великого и святой великомученицы Екатерины, престол Рождества Иоанна Предтечи «на полатях». В то время на Тверской земле было всего пять каменных соборов — одним из них был Оршинский. Монастырское хозяйство после прихода сюда непрошенных гостей пришло в упадок, и в 1649 году обитель была приписана «скудости ради» к Тверскому Архирейскому Дому.

Со временем Вознесенский монастырь на Орше вновь отстроился и постепенно стал благоустраиваться. В середине ХIХ в. в обители возобновилось каменное строительство. Были выстроены стены с четырьмя башнями, келейный и настоятельский корпуса (последний — каменный двухэтажный корпус в стенах ограды над воротами) при архиепископе Гаврииле и иеромонахе Иннокентии, как гласит надпись над входом. А к Вознесенскому собору была пристроена трапезная и колокольня, чуждые архитектуре ХVI в. К началу ХХ в. в монастыре осталось всего 7 насельников; было решено преобразовать его в женский. В феврале 1903 года сюда приехала из Воскресенского Новоторжского монастыря игумения Евдокия с восемью сёстрами. Монастырь очень быстро стал благоустраиваться. Через десять лет здесь было уже около ста сорока сестёр. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, построены деревянные келии для сестёр и хозяйственные помещения. Неизменно совершалась в обители молитва — главное монашеское делание — за живых и усопших, составленная здесь по особому чину. Оршинские сёстры занимались различного рода рукоделием: вышивали золотом и шелками, вязали и шили одежду, плели кружева. Женская обитель продолжала также традиции издавна процветавшего здесь иконописания. В 1913 году в ознаменование 300-летия Дома Романовых второй настоятельницей монастыря игуменией Сергией была построена в Твери каменная часовня, освящённая в честь Феодоровской иконы Божией Матери (ныне переосвящена в честь св. праведного Иоанна Кронштадтского). В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приёмный покой для амбулаторных больных, а во время I-й Мировой войны приют для детей погибших воинов. Тяжёлые испытания постигли обитель после революции. В 1919 году монастырь закрыли. Игуменья Виталия с сёстрами уехали в Тверь на подворье при Успенской единоверческой церкви, где позже была репрессирована, как большинство монашествующих того времени. В стенах монастыря устроили школу-интернат, храм до 1937 года ещё действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище.

После долгих лет запустения, в 1992 году в обители возобновилась монашеская жизнь. Монастырь вновь открыт определением Священного Синода от 21 октября 1992 года. Первую настоятельницу вновь открытого монастыря игумению Иулианию (Ритониеми) с приехавшими с ней двумя сёстрами за монастырскими стенами, восставновленными группой реставраторов в 70-80-е годы, встретили разорённый храм и небольшой корпус ХIХ в., совершенно непригодный для жилья. Других построек в монастыре не сохранилось. Стоит сказать, что в 1941 году во время войны монастырь занимал штаб советских войск, и поэтому его постоянно обстреливали немцы с противоположной стороны Волги. Каменные здания обители тогда сильно пострадали от снарядов, а деревянные постройки просто-напросто сгорели. В холодное время года, при отсутствии отопления, жить в монастыре было невозможно, и Владыка Тверской Виктор благословил сестёр зимовать в Твери при храме святой великомученицы Екатерины, где вскоре было открыто подворье Вознесенского Оршина монастыря. И на подворье, и в монастыре совершались богослужения по монастырскому чину, сёстры проходили послушания. На Орше в это время велись реставрационные работы, строилась дорога через очень красивый сосновый лес.

В 1996 году Екатерининское Подворье было преобразовано в Екатерининский женский монастырь, настоятельницей которого стала игумения Иулиания, а в Оршин монастырь настоятельницей была назначена матушка Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна). В настоящее время обитель с Божией помощью продолжает благоустраиваться. В 1996 году освящена небольшая деревянная церковь в честь преподобного Савватия Оршинского. В 2004 году в трапезной части Вознесенского собора, построенной в ХIХ в., сделано отопление, в 2003 году сооружены новые иконостасы в приделах в честь святителей Варсонофия Тверского и Димитрия Ростовского, а также в приделе Феодоровской иконы Божией Матери. В 2002 году проведены реставрационные работы в обители, отреставрирована монастырская ограда, построен сестринский корпус с трапезной, обустроен скотный двор; создана пасека, посажен фруктовый сад. При монастыре создан приют для девочек в возрасте от четырёх до семнадцати лет, которые обучаются в созданном при монастыре филиале епархиальной православной общеобразовательной средней школы. Летом 1996 года в Оршин монастырь был торжественно перенесён список чтимой Феодоровской иконы Божией Матери (сам образ ныне находится в Тверской картинной галерее, что в Императорском Путевом дворце). Перед иконой в Вознесенском соборе регулярно совершаются молебны, поются акафисты.

Окрестности Орши ныне украшены двумя монастырскими часовнями. Одна из них освящена в честь Крестителя Господня Иоанна, другая — на пристани — в честь святителя и чудотворца Николая. Известность Оршину монастырю принесла история возрождения фресок ХVI в. Вонесенского собора. Сообщалось, что в начале 1990-х годов при восстановлении собора фрески, по причине отсутствия денег на полную реставрацию, были просто замазаны побелкой, однако в течение нескольких лет росписи постепенно сами проявились через побелку, при этом проведенная реставраторами в конце 90-х годов экспертиза свидетельствовала о том, что никакой специальной работы над фресками эа это время не проводилось.

Из книги-брошюры «Вознесенский Оршин женский монастырь»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *