28 июля — 1030-летие крещения Руси. В 1988 году, когда в СССР праздновали тысячелетие этого грандиозного для нашей истории события, общественный авторитет Русской православной церкви был на подъеме. Спустя 30 лет такого не скажешь. Из-за церковных стен просачиваются слухи о внутренних конфликтах. В обществе РПЦ критикуют за «симфонию» с властью и реакционерами. Детали церковной жизни, отношений РПЦ с Кремлем и либералами, причины будущего упадка — в интервью Андрея Десницкого, профессора РАН, одного из главных российских специалистов по Библии.
Содержание
- «Судя по поведению, для Путина православная традиция значит не слишком много»
- «Кремль и Патриархия двигаются вместе, но на некоторой дистанции»
- «Большое число людей с сердцем и мозгами недовольны нынешним положением дел»
- «Нас ждет новая волна воинствующего атеизма, антихристианства»
- «Скауты пришли, да так и остались»
- «Я бросила себе вызов и решила хотя бы один раз попробовать»
- «Просто мы воплощаем великие мечты»
- «Нам открылся такой глубокий и интересный мир!»
«Судя по поведению, для Путина православная традиция значит не слишком много»
— Андрей Сергеевич, сегодня РПЦ постоянно сотрясают конфликты — внутренние и с внешним миром. Что изменилось за тридцать лет?
— С разными людьми произошло разное. Общее, пожалуй, только одно: мы простились со многими иллюзиями. Например, с представлением, что можно вернуться в январь 1917 года и за ним никогда не последует февраль, что можно возродить то земное, что уже умерло.
Если говорить о дне сегодняшнем, то, на мой взгляд, главная проблема РПЦ, с точки зрения репутации и отношения общества к ней, это утрата адекватной обратной связи. Епископ — это человек, который привык изо дня в день слышать «благословите, Ваше Преосвященство». Его референт привык объяснять ему каждый день, как все прекрасно, а если что-то идет не так, это «враги виноваты».
В результате утраты адекватности можно наблюдать некоторый отток прихожан из церквей. Точными цифрами я не владею, но вижу это на примере моих знакомых. Кто-то уходит к католикам и даже к буддистам (знаю примеры). Но гораздо чаще человек никуда не переходит, а сокращает свое участие в церковной жизни, для него она становится своего рода увлечением, но не смысловым центром.
— И сколько в итоге прихожан у РПЦ?
— Статистики нет, и вряд ли она будет. Но из полицейских отчетов мы слышим, что на главные праздники, Рождество и Пасху, в храмах бывает 3–4% населения. При этом 80% называют себя православными, но около половины из них говорят, что не верят в Бога.
«Судя по поведению Владимира Путина, для него православная традиция значит не слишком много»
— А среди элиты — есть ли там реально верующие по канонам православия?
— Чтобы точно ответить на этот вопрос, надо быть хорошим другом всех этих людей, а я не знаком с ними лично. Но могу сказать, что, судя по поведению Владимира Путина, для него православная традиция значит не слишком много. Стоять в церкви на Пасху и в Рождество — то же, что присутствовать на финальном матче чемпионата мира по футболу, для этого не надо быть болельщиком, надо просто отдавать себе отчет в значимости события.
— Наверняка одна из причин отхода прихожан от активной церковной жизни — показное сребролюбие внутри РПЦ. Во время недавних «царских дней» обыватели с возмущением обсуждали, на каком самолете прилетел в Екатеринбург патриарх Кирилл…
— Если некая проблема присутствует в обществе, она присутствует и в РПЦ. Если чего-то станет меньше в обществе, станет меньше и в РПЦ. В РПЦ не вылупляют людей в инкубаторах, они приходят туда из нашего мира — такими, какие они в миру.
— Но ведь РПЦ претендует на то, чтобы быть для общества моральным авторитетом, духовным поводырем. Как одно согласуется с другим?
— Мы все любим театр. Очень часто видим в актерах выразителей особого нравственного начала. Когда какой-то актер делает заявление, совпадающее с нашим представлениям о добре, мы радуемся. Когда он говорит что-то, что мы считаем не соответствующим морали, огорчаемся, возмущаемся и так далее. Но любой человек, который соприкасался с миром театра с изнанки, знает, что образ актера и его реальная жизнь — это разные вещи. А я отношусь к таким, поскольку многие из моих родных посвятили свою жизнь театру: я сын актера и отец актрисы, а еще я племянник актрисы и тесть актера. Так вот, мне известно, что это мир, в котором есть много всего нехорошего — и зависть, и ложь, и, конечно, стяжательство. Как-то удается разделять талантливую актерскую игру, прекрасную театральную постановку — и события личной жизни человека.
Думаю, что в отношении Церкви может быть тот же самый подход. Есть разные неприглядные стороны жизни, среди которых стяжательство еще не самое худшее. Но это не значит, что наличие таких людей в театре или Церкви полностью дискредитирует данный институт.
«Кремль и Патриархия двигаются вместе, но на некоторой дистанции»
— Какие партии существуют внутри РПЦ? Для либерально настроенного наблюдателя из интернета Русская церковь ассоциируется с патриархом Кириллом, митрополитом Тихоном (Шевкуновым), отцами Смирновым, Ткачевым, Всеволодом Чаплиным, ресурсами типа «Русской линии». А как на самом деле?
— Каких-то организованных фракций нет. А любые высказывания скорее ситуативны, нежели выражают мировоззрение. Вот два митрополита: один — упомянутый вами Тихон, другой — Иларион (викарий патриарха Кирилла. — Прим. ред.). Их часто приводят в пример как представителей правого и левого крыла. Но трудно сказать, в чем их принципиальные идеологические разногласия. Официально они поддерживают мнение патриарха Кирилла: сверху падают некоторые решения, и они обязательны для исполнения.
Если ты хочешь остаться в хороших отношениях с официальными институтами РПЦ, есть, по сути, только один абсолютный и непреложный запрет: на критику патриарха. Остальное могут простить, хоть и не сразу и не легко, а вот это — нет. Но ведь отсутствие гласной критики не означает полного единомыслия…
Есть и то, что обсуждают «на кухнях», но это не просачивается наружу. И нет площадки, на которой разные группы верующих (а они правда очень разные) могли бы встречаться и обсуждать накопившиеся проблемы. Есть, впрочем, портал Pravmir.ru. Он обсуждает некоторые конфликтные вопросы, но в последнее время у них довольно строгая самоцензура. Есть такой сайт, как ahilla.ru. Он, напротив, ведет борьбу с Московской патриархией и потому вне поля общей игры. А вот единого места, где бы могли встретиться все стороны, нет. Для сравнения: в католическом мире, во Франции, есть церковная газета «La Croix», где обсуждаются проблемы всей католической церкви, но не с точки зрения официоза, а с разных точек зрения.
«Из полицейских отчетов мы слышим, что на главные праздники, Рождество и Пасху, в храмах бывает 3–4% населения»
— С какими группами, организациями вовне находится в конфронтации РПЦ?
— Не думаю, что официально Церковь с кем-то вступает в конфронтацию. Но если послушать выступления ведущих церковных иерархов, то с некоторыми слоями населения — прежде всего с либеральной интеллигенцией. И скорее это не конфронтация, а непонимание. Оно возникает, к примеру, в связи с годовщиной расстрела семьи последнего российского царя. Патриарх Кирилл в своей проповеди обвинил в случившемся элиту, интеллигенцию и западные идеи.
— А зачем? Потрафить царебожникам?
— Среди прихожан РПЦ действительно есть люди, которых называют царебожниками: на место Бога они ставят государя-императора. Вы знаете, как они раскручивали и подогревали скандал вокруг фильма «Матильда». Монархия и конкретно династия Романовых — это бесконечный источник мифов об имперской России, которые, в свою очередь, автоматически переносятся на нынешнюю ситуацию. То есть когда говорится о том, как хорошо было при самодержавии, подразумевается, что самодержавие — это наиболее правильная форма правления. Отсюда призывы: давайте-ка даже в условиях республики, когда власть принадлежит народу, будем подражать самодержавию.
Что касается руководства РПЦ, слишком сильно проталкивать эту тему оно явно не хочет, потому что однозначное усиление Кремля, при котором он становится единственным центром власти, как при самодержавии, не совсем в интересах Церкви.
— И все же РПЦ воспринимается как ближайший партнер власти. А по каким вопросам она расходится с позицией государства?
— Трудно говорить о серьезном расхождении, как, впрочем, и о полном слиянии — скорее, Кремль и Патриархия танцуют вальс. Знаете, такой танец, где партнеры прекрасно чувствуют друг друга и двигаются вместе, но сохраняется и некоторая дистанция. Танцуя, они обмениваются некоторыми сигналами, делают нечто сообща, но это отнюдь не полное слияние. В то же время мне очень трудно представить, чтобы сегодня Патриархия хоть по какому-то вопросу, хоть в малейшей степени критиковала Кремль.
«Большое число людей с сердцем и мозгами недовольны нынешним положением дел»
— У нас в стране сложилась странная ситуация. С одной стороны, по Конституции Россия — светское государство. В то же время критиков РПЦ, религии как таковой преследуют различными уголовными статьями. В США и ряде европейских стран главы государств клянутся на Библии (хотя премьер-министры Испании и Греции Педро Санчес и Алексис Ципрас отказались сделать это), но там не преследуют за публичное «богохульство» и «оскорбление чувств верующих». Как нам распутать этот клубок?
— Я считаю, большой ошибкой был закон «О религиозных организациях», принятый еще при Ельцине, в 1997 году. В нем сказано, что все религиозные организации равны, но некоторые равнее. Как только мы создаем документ, по которому некоторые равнее других, мы неизбежно приходим к ситуации, которая сегодня сложилась в России — когда государство встает на сторону одних или выступает против других. Самый последний яркий пример связан со «Свидетелями Иеговы»: их признали экстремистской организацией, хотя никто никогда не слышал о терактах или попытках госпереворота, совершенных ее членами. Такого просто не было в истории. Тем не менее людей арестовывают всего лишь за принадлежность к этой организации. С другой стороны, иногда активное неприятие символов и идей, связанных с православием, тоже может привести на скамью подсудимых. Есть и такие примеры.
Закон 1997 года — это часть долгого и сложного процесса, через который проходят разные страны. Он заключается в поиске баланса между традиционностью и равноправием. Есть страны, где религия провозглашена государственной на уровне закона. В Великобритании монарх, в частности нынешняя королева Елизавета, официально является главой Англиканской церкви. И это никого не смущает, никто не говорит, что в Англии засилье клерикалов, торжество мракобесия и нет настоящей демократии.
«Премьер-министр Греции Ципрас — атеист и никак не связывает себя с православием. У кого-то это вызывает непонимание и даже шок»
Точно так же православие — государственная религия Греции. Но в ее случае мы видим, что до сих пор возникают разные коллизии. Премьер-министр Ципрас — атеист и никак не связывает себя с православием. У кого-то это вызывает непонимание и даже шок. Что объединяет Великобританию и Грецию, так это то, что в этих странах процесс эмансипации государства и Церкви шел сложно и долго, и в итоге мы видим нынешнюю картину: это дань традиции, при этом есть гарантия свободы для всех, в том числе для религиозных меньшинств и сторонников других мировоззрений.
В России этот процесс поиска баланса между традициями и принципами демократического государства идет еще с начала прошлого века. В 1917 году он по понятным причинам не состоялся, а с 1991 года возобновился. И теперь страна шарахается из одной крайности в другую. Боюсь, что следующим поворотом будет насаждение атеизма и попытка запретить демонстрацию всякой религиозной символики. Подобные процессы сейчас идут и на Западе. Например, во Франции люди уже ограниченны в выражении своей религиозной принадлежности, в демонстрации символики и так далее. И это тоже перегиб.
— Публицисты-антиклерикалы Александр Невзоров и Юлия Латынина постоянно подчеркивают, что никакого «извращения веры» в РПЦ никогда не происходило, что Церковь всегда была такой, какой мы ее видим — нетерпимой к иному. А корни уходят в самую суть — в евангельские времена, в ранее христианство, в Рим и Византию.
— Подозреваю, что, рассказывая сказки своим внукам, те же Невзоров и Латынина повествуют примерно так: жила-была Красная Шапочка, а вот христианство — это с самого начала религия убийц и экстремистов. Затем снова: Красная Шапочка понесла пирожки свой бабушке, а вот христианство — это культ насильников и извращенцев… И так далее. Эта тема вставляется ими везде, с поводом и без. И это яркий пример антихристианской пропаганды. По моему мнению, в их публицистике о христианстве и религии в целом очень много передергиваний.
Давайте начнем с того, что не будем оценивать события двухтысячелетней давности с точки зрения Декларации прав человека, принятой в 1948 году. Две тысячи лет назад никто не то что не соблюдал этой Декларации, никто даже не думал о ее возможности. Очень легко объяснять несовершенство нашего мира тем, что 2000 лет тому назад христиане, а 1300 лет тому назад мусульмане, или 2500 лет тому назад индуисты и буддисты не соблюдали современных норм поведения. Но тогда их никто не соблюдал. Такие рассуждения — нечестный прием.
В истории любого движения, которое насчитывает тысячелетие с лишним, есть очень светлые и очень грязные и кровавые страницы. Можно надергать определенный набор этих страниц и нарисовать историю христианства как череду святых и бескорыстных людей, а можно нарисовать портрет движения кровавых маньяков, озабоченных властью, деньгами и сексуальным насилием. И то и другое будет очень пристрастным взглядом, потому что в истории было все.
Отвечу саморекламой. В этом году у меня вышла книжка «Островитяне: повесть о христианстве». Мне часто задавали такие вопросы — в чем суть христианства, почему оно не такое, каким должно быть, почему в РПЦ не все так, как надо. Я не готов давать однозначные ответы, делать плоские обобщения. Наподобие того, что был один неудачный год — и вдруг все пошло не так. Или: пришел какой-то человек — и все испортил. Ну это же детский сад. Любое масштабное явление имеет разные, противоречивые стороны. И я постарался дать развернутый портрет очень разных образцов, очень разных людей и их разного отношения к христианству.
— Есть ли у РПЦ шанс реформироваться самостоятельно? Отказаться от притязаний на квазигосударственный статус, от связанной с ним иерархичности, ритуальности, пышности?
— Русская православная реформация невозможна. Потому что реформация как мировое историческое явление произошла 500 лет назад. А в истории ничего не повторяется. Точно так же невозможна русская античность. Ее не было, и все.
Другое дело, что Церковь как институт все время меняется. И за последнее время она заметно изменилась. Хотя стороннему наблюдателю эти перемены, может быть, покажутся очень незначительными. Например, сегодня многие верующие причащаются за каждой или почти каждой литургией, в которой участвуют — а пару десятилетий назад это было немыслимо. Растет и социальная активность прихожан: сегодня почти при каждом крупном храме есть группы милосердия, которые помогают нищим, а ведь и это было когда-то просто никому не понятной сферой деятельности.
Я вижу огромный потенциал для дальнейших перемен. В первую очередь в том, что большое число людей, скажем так, с сердцем и мозгами недовольны нынешним положением дел.
И пытаются его как-то осмыслить и улучшить. В этом нет ничего удивительного. Золотой период, когда у Церкви было очень много средств, а главное — огромный кредит доверия, закончился. И поневоле придется находить какие-то новые решения.
Недавно праздновалось столетие Собора 1917–1918 годов, его официально называют Собором новомучеников, потому что огромное число его участников впоследствии были репрессированы и убиты за свою веру большевиками. Так вот, тот Собор предложил огромное количество исправлений перекосов, которые накопились к революции во взаимоотношениях Церкви и общества. Увы, эти изменения уже невозможно было претворить в жизнь. Не только из-за большевиков, а и из-за того, что общество в целом ушло в другую модель развития. Случилось роковое опоздание. Собор предложил идеальный вариант устройства жизни для общества XIX века, а шел уже XX. Такое, к сожалению, бывает, и очень часто: перемены предлагаются тогда, когда осуществить их нет уже ни времени, ни возможности. Так или иначе, факт в том, что тот Собор был настроен на достаточно серьезные реформы внутрицерковного управления. То есть у нас есть пример внутрицерковной попытки изменить институт Церкви.
— Если Церковь вновь предпримет попытку измениться, не станет ли это началом конца ее своеобразия, самобытности?
— Пути Господни неисповедимы. На сегодня РПЦ — главная по численности православная Церковь. Останется ли она такой же? Напомню, что в древней Церкви было пять главных патриархатов. Один из них в Риме, сегодня это центр католической Церкви. А четыре других — Антиохия, Александрия, Константинополь и Иерусалим — города, находящиеся в исламском окружении. Церкви там остались, но это Церкви меньшинства, причем очень небольшого. Не удивлюсь, если сценарий будущего РПЦ окажется таким же, как в случае с первоначальными патриархатами. Но ведь для христианства в целом ничего страшного, в общем-то, не произошло, его история продолжается. В этом-то и сильная сторона христианства, что оно не привязано к территориям, нациям, государствам. Христианство продолжит свою историю, даже если РПЦ ждет судьба коптской Церкви в Египте.
«Нас ждет новая волна воинствующего атеизма, антихристианства»
— Кроме РПЦ, в России есть и другие православные Церкви. Насчитывается, кажется, 18 организаций. И каждая считает себя настоящей наследницей дореволюционного православия, а православных из РПЦ — еретиками. Насколько они опасны для РПЦ в плане перетягивания паствы?
— Официальный статус есть у старообрядцев, есть те, кто ушел к ним из РПЦ. Но все-таки старообрядцы очень особенные, это такой хардкор. Кому-то это очень близко, но явно не будет массовым. Что касается всевозможных альтернативных организаций типа «истинно православных» Церквей, то я не думаю, что за ними большое будущее, по целому ряду причин. Не буду их перечислять, это слишком сложные и слишком личные истории. На мой взгляд, это все же попытка сконструировать «правильное христианство» по своим собственным меркам.
«С точки зрения Ватикана, в России существует только одна каноническая православная Церковь — это РПЦ»
Вообще, я думаю, что наступает время, когда принадлежность к каким-то официальным структурам становится все менее значимой. Сегодня я могу спокойно взять и поехать за рубеж. В советское время такой возможности не было даже близко. Государственные границы остаются, и для их пересечения нужна виза. Но в области политики, общественной жизни, экономики все меньше вещей сдерживается этими границами. С точки зрения конфессионального устройства христианства, происходит нечто подобное. Конфессии никуда не делись. Тем не менее конфессиональные разграничения имеют все меньшее значение. У меня есть друзья из иных конфессий, с которыми мы понимаем друг друга гораздо лучше, чем с некоторыми православными. Не вижу в этом ничего удивительного.
— Какое место сегодня занимает наше русское православие в семье христианских направлений? Какое к нему отношение со стороны? Воспринимают ли его всерьез, в отдельности от российской бюрократии?
— Все официальные представители католической Церкви всегда подчеркивают свою приверженность диалогу с РПЦ. С точки зрения Ватикана, в России существует только одна каноническая православная Церковь — это РПЦ. Это принципиальная позиция, и я не думаю, что она изменится в зависимости от того, на каких самолетах летает патриарх Кирилл или что сказал Чаплин.
Церковная жизнь вообще измеряется большими дистанциями. Людей со стороны может поражать, почему люди в христианских Церквях с таким жаром обсуждают документы 500–1000-летней давности. Другие огорчаются, что у них прошлогодний айфон уже устарел и нужно покупать новый — а тут все наоборот. Так что внешние события, кто и что кому сказал, воспринимаются Церквями как рябь на воде.
— Как обстоят дела у РПЦ за рубежом? Она воспринимается как сеть самостоятельных приходов или как система «филиалов влияния» РПЦ, а значит, и Кремля?
— В РПЦЗ много всего было. И влияние Кремля, и наоборот. Потом РПЦЗ фактически раскололась. Часть приходов РПЦЗ, войдя в РПЦ, в той или иной степени сохраняет самостоятельность. Другая часть отделилась и ушла в «свободное плавание». После того как исчез большевизм, а сплоченная русская эмиграция более-менее ассимилировалась в сообществах других стран, РПЦЗ перестала быть заметной политической силой, исчезло ее понимание себя как «небольшевистской Церкви небольшевистской России».
— А как православные за рубежом относятся к РПЦ? По-прежнему с подозрением? Ведь в их глазах это «сталинская» Церковь: именно «вождь народов» дал зеленый свет ее «возрождению».
— Согласен, что нынешняя РПЦ создана Сталиным. Но только организационно. Нынешние границы между независимыми государствами, а когда-то союзными республиками, тоже были нарисованы Сталиным. И что, теперь мы будем утверждать, что все независимые государства, выросшие из этих союзных республик, созданы Сталиным? Одно дело, когда и кем это было оформлено, а другое дело, чем это стало на данный момент.
Если продолжать разговор об РПЦЗ, то там для большого числа людей, наряду с антибольшевистским настроем, очень важно сохранить романтическую приверженность Российской империи. В марте 2014 года я был в США по приглашению РПЦЗ, читал лекции в местных приходах. В это время разворачивался российско-украинский конфликт. Так вот, для очень многих из РПЦЗ было немыслимо назвать Украину Украиной. Когда они молились за мир там, то называли ее «страной Киевской Руси». Для них существует только единая, неделимая Российская империя. Все, что более-менее на нее похоже, — хорошо. Все, что отдалятся от нее, — плохо. И на этом точка. Любые, даже чисто внешние перемены, говорящие о возрождении Российской империи, вызывают у этих людей восторг. И никто уже не помнит, кто именно дал «зеленый свет» на «возрождение православия» в Советской России.
Андрей Десницкий
— Что, на ваш взгляд, ждет РПЦ в постпутинской России, после ухода из власти когорты силовиков позднего советского периода? Понадобится ли следующему поколению руководителей такая организация в качестве опоры государственной идеологии «духовных скреп»?
— Думаю, что после показного расцвета скрепоносной духовности нас ждет сваливание в новую волну воинствующего атеизма, а точнее — воинствующего антихристианства. Невзоров и Латынина — показательные иллюстрации того, каким оно может быть.
— Но атеизм присущ ХХ веку, эпохе модерна и индустриализации. Приближающаяся дегуманизация, вытеснение человека из сферы производства товаров и услуг, в том числе социальных, по идее, должно породить запрос на «нового Христа». Разве не так?
— Христос вовеки один и тот же. Просто мы не всегда можем — а точнее, почти никогда не можем — понять и вместить Его.
В предстоящее воскресенье, 19 апреля, в 10:10 на телеканале «МИР» смотрите сериал «Батюшка», в котором пойдет речь о том, какими необычными путями люди приходят к вере. Это история о бывшем моряке, который приехал в родную деревню и оказался захвачен общим делом односельчан – восстановлением храма, разрушенного при советской власти. Это настолько меняет жизнь главного героя, прежде далекого от веры, что в итоге он решает сам стать священником.
Смотрите 19 апреля в 10:10 на телеканале «МИР» сериал «Батюшка».
Не только в кино происходят такие удивительные вещи. В наши дни находится не так уж мало людей, которые в свой отпуск или каникулы занимаются восстановлением полуразрушенных православных храмов. Есть даже и такие, кто, как в сериале, меняют всю свою налаженную жизнь и остаются жить там, где они нужны больше всего. Что же движет этими людьми?
«Скауты пришли, да так и остались»
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Изборске Псковской области – не очень большая, каменная. В 90-х годах прошлого века она была в аварийном состоянии: не то чтобы разрушена, но сильно повреждена, а из купола росла береза. Ее восстановление идет с 1997 года, правда, очень медленно. Сначала этим занимались всего несколько местных мужиков. Позже один из них был рукоположен и стал диаконом в том же храме, а два других – пономарями. В то время храмом занимались только они, да престарелый батюшка, архимандрит Никодим Миронов, бывший до этого духовником Вильнюсского монастыря Святого Духа. Сейчас он уже умер, перепоручив заботы о храме молодому священнику, отцу Алексею из другой областной церкви.
«Минувшим летом я почти случайно через знакомых оказался в качестве добровольного помощника в отряде, который занимался восстановлением этой церкви. Местным жителям она была так важна потому, что ее основал в XVII веке преподобный Серапион Изборский – необыкновенно чтимый священник, который в результате своей духовной деятельности стал считаться местными жителями почти что святым. Мощи его покоятся под этим храмом. Поэтому современные жители Изборска в память о нем очень хотели восстановить именно этот храм, тем более что он тесно связан с Богородичными целительными источниками, которые бьют из-под земли до сих пор», – рассказывает доброволец, студент магистратуры МГУ Никита Чистяков.
Как рассказал корреспонденту «МИР 24» Никита Чистяков, работа значительно оживилась после того, как в 2001 году в Изборск приехала группа подростков-скаутов. Они искали место под свой палаточный лагерь. Кроме того, им нужен был поблизости храм, чтобы по воскресеньям бывать на службах и причащаться. Обнаружив в Изборске наполовину восстановленный храм, они попросили разрешения принять участие в работах.
С тех пор скаутские отряды каждое лето в одну-две смены работают на восстановлении этого храма, и они там реально очень много сделали. Подключились и местные власти. Бывшим скаутам из самого первого отряда сейчас уже по 29-30 лет, и они до сих пор бывают в Изборске почти все, и продолжают восстанавливать этот храм вместе с новым поколением скаутов.
Сейчас как раз идет набор подростков в отряд, который поедет туда в этом году, если, конечно, в этом году не отменят все лагеря. Поедут московские ребята, и скауты из Пскова.
«Я бросила себе вызов и решила хотя бы один раз попробовать»
Фото: Екатерины Литвиненко, Ирины Рахманиной, Светланы Городовой и некоторых других из архивов команды «Небо зовёт»
«Для чего едут люди? Во-первых, восстанавливать храм – это Божье дело, ими движет чувство долга. Второе – это дружная компания, возможность жить на природе, романтика, особые отношения, которые выстраиваются внутри команды: очень тёплые, человеческие отношения», – говорит Светлана Городова, которая уже три года участвует в экспедициях по восстановлению деревянных храмов Русского Севера. В тех краях насчитывается более 600 уникальных деревянных храмов, памятников народного зодчества. Большая их часть находится в плачевном состоянии.
«Существует огромная организация людей, которые работают в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Там несколько отрядов, а штаб этой организации находится в храме Серафима Саровского в Медведково, – говорит Светлана. – Можно прийти туда и заявить о своем желании участвовать в экспедиции. Нужны, в основном, мужчины, имеющие рабочие навыки: плотники, строители, монтажники. Очень нужны архитекторы. Я ездила как фотокорреспондент, плюс вела отчет об экспедиции в соцсетях и помогала на кухне. Там постоянно нужно было что-то делать, и работы всегда хватало».
Все проекты заранее готовятся в Москве, при необходимости они проходят согласование с Министерством культуры. Есть архитекторы, супервизоры, которые ведут проект, намечают план работ и на месте проводят инспекцию по их выполнению.
Фото: Екатерины Литвиненко, Ирины Рахманиной, Светланы Городовой и некоторых других из архивов команды «Небо зовёт»
«Я сама городской житель, и когда я поехала в первую поездку, то, честно говоря, думала, что мне будет тяжеловато, – говорит Светлана. – Но я бросила себе вызов и решила хотя бы один раз попробовать. И во второй раз я уже просто ждала следующей экспедиции! Оказалось, что и в палатке жить можно, и с комарами справляться, и купаться удавалось то в реке, то в бане. А жить на природе – это здорово: вечером пели песни под гитару у костра, общались, разговаривали».
Сейчас в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» ежегодно в те края отправляются десятки экспедиций, в которых принимают участие сотни добровольцев из Москвы и других городов России. За 13 лет существования проекта состоялось более 70 экспедиций, в ходе которых было обследовано 360 храмов и часовен, а в 153 из них проведены противоаварийные реставрационные работы. Летом девятнадцатого года работы были проведены в 30 храмах и часовнях. В этих экспедициях в приняли участие 750 добровольцев.
«Всякий раз, когда мы работаем, мы участвуем в службах, и это самое главное, – говорит Светлана. – Там все исповедуются, причащаются, мы поем хором, и это получается очень дружно и проникновенно. Эти поездки необыкновенно сплачивают, и мы потом дружим, помогаем друг другу, общаемся. У нас есть общий чат в вотсапе, в котором мы постоянно переписываемся, публикуем новости, планируем новые поездки».
«Просто мы воплощаем великие мечты»
Фото: Екатерины Литвиненко, Ирины Рахманиной, Светланы Городовой и некоторых других из архивов команды «Небо зовёт»
«У каждого свои причины участвовать в этом общем деле, – сказал корреспонденту «МИР 24» командир экспедиций «Небо зовет» в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов русского Севера» священник Дмитрий Николаев. – Кто-то хочет послужить, кто-то хочет отвлечься, кто-то хочет приключений, кто-то хочет не просто пойти в поход, а отправиться в такие же условия, но ради достойного дела. В любом случае, люди едут с одними мыслями, а там встречаются с совсем другими, более глубокими смыслами. Они получают такие впечатления, о которых они даже не подозревали. Потому что там происходит единение человека и святого дела. И, конечно, все это под рукой самого Господа. Связь с Богом в таких поездках очень осязательна. Понимаете, там обстановка постоянного делания. Люди не сидят, не медитируют, не думают о том, что они ощущают или чувствуют. Люди постоянно что-то делают вместе – ради Бога, ради Христа! Находясь внутри всего этого процесса, они напитываются благодатью. Когда они ехали первый раз, они не думали, что так будет. Они просто не знали, что так бывает».
По словам отца Дмитрия, люди приходят очень разные. Бывают и неверующие, они меняются. «За пять лет у меня было 12 поездок, – говорит он. – И в каждой поездке есть люди, которые впервые исповедуются и причащаются прямо там, в восстанавливаемых храмах. Люди, которые благодаря этим поездкам открывают для себя Церковь. Чудес там хватает. Что-то в нас меняется навсегда, мы становимся после экспедиции немного другими. И ждем, когда будут новые поездки. Ведь каждый раз открывается что-то новое. Любая такая поездка бесследно не проходит».Фото: Екатерины Литвиненко, Ирины Рахманиной, Светланы Городовой и некоторых других из архивов команды «Небо зовёт»
Отец Дмитрий Николаев рассказывает, что в поездках его команды постепенно создалось четыре семьи. В состав первой экспедиции в 2013 году входило 10 человек. А потом число всё время росло, и в прошлом году в экспедиции было уже 55 участников. Среди них есть и те, кто был в самых первых экспедициях.
«Последние два года у нас очень большие объекты, – говорит священник. – Мы работали очень быстро и очень плодотворно. Реально совершались чудеса: за две недели аварийный храм превращался в нормально функционирующий, в котором мы служили литургии, детей крестили. А ведь были руины! Ни крыши, ни полов – ничего не было!».
«Строго говоря, то, что мы делаем, называется консервация, нечто временное, но у нас сложилась традиция делать так, чтобы это простояло еще очень долго. Неизвестно, в каком году или веке в этих храмах появятся реставраторы», – рассказывает священник.
Фото: Екатерины Литвиненко, Ирины Рахманиной, Светланы Городовой и некоторых других из архивов команды «Небо зовёт»
Всё это делается на личные деньги волонтеров и на те средства, которые удается собрать всем миром на краудфандинговых платформах. «Мы собираем конкретно, по смете. Сейчас, например, мы готовим крупный проект, и, как только он будет окончательно утвержден и создана смета, мы начнем собирать средства.
Русский Север, он затягивает. Почему едут люди? Душа просит чего-то, чего не находит в мегаполисе. Потому что жизнь в мегаполисе неестественная. Человеку нужно трудиться на земле, человеку нужно дышать, человеку нужно смотреть вдаль. И когда человек вырывается отсюда и оказывается там, он начинает смотреть на мир ясными глазами, и это производит на него ошеломляющее действие!
«Помните фильм «Курьер»? – говорит отец Дмитрий. – Там главный герой подарил другу пальто, о котором тот мечтал, и пожелал мечтать о чем-то великом. Так вот, отправляясь на север, мы воплощаем великие мечты».
«Нам открылся такой глубокий и интересный мир!»
Из архива Надежды Петровой
И еще одна история, перевернувшая судьбу женщины, которая начала с росписи храма, и осталась жить при храме навсегда. Церковь Николая Чудотворца в селе Васильково, Кувшиновского района Тверской области – это большой каменный храм, построенный в первой половине XIX века. «К нашему времени с архитектурной точки зрения он был в общем-то в нормальном состоянии, но внутреннее убранство пришло в полную негодность. – рассказывает Надежда Петрова, поющая на клиросе этого храма. – В тридцатые годы его стены закрасили грубыми темными красками. Наш батюшка, отец Дмитрий Волгин – художник, и потерпеть этого он, конечно же, не мог, да и прихожане были недовольны. Они все вместе хотели отремонтировать и обновить храм».
Отреставрировать его официально не получалось, но о ремонте храма попросили местные власти. Батюшка им сказал, мол, если вы хотите, чтобы мы сами отремонтировали храм, то присылайте ко мне молодежь, которая может на энтузиазме в этом участвовать. «Так, через знакомых, мы с подружкой и узнали об этом, – говорит Надежда. – И вот мы все бросили и приехали. Поскольку мы художники, то, когда мы познакомились с миром иконы, нам открылся такой глубокий и интересный мир, что захотелось в него войти через какую-то деятельность. В конце концов, вокруг храма собралась небольшая команда, которая занималась его реставрацией. Жили при храме и расписывали его. С нами работал один очень хороший художник, иконописец Алексей Вронский. Батюшка тоже расписывал храм, а мы в основном занимались орнаментами. В то время туда приезжало большое количество молодежи, которая сменяла друг друга. И вся эта работа была необыкновенно вдохновенной. Весь храм мы расписали за два года. Я и еще несколько человек жили постоянно, остальные приезжали, когда могли. При храме есть несколько домов и сторожка – там и обитала наша маленькая община. И до сих пор эта община существует, хотя из того состава почти все разъехались, но она пополняется уже другими людьми. Только я продолжаю жить при храме».
Потом появилась новая работа. В Кувшиново не было своей церкви, а до села Васильково жителям было далеко добираться. Сначала местные власти отдали под храм старое деревянное здание – бывший детский садик. Его расчистили, отремонтировали и переоборудовали под церковь. Но потом один за другим случились два пожара, и это здание сгорело.Фото: из архива Надежды Петровой
«Тогда мы стали строить деревянный храм в стиле старинной деревянной русской архитектуры. – говорит Надежда. – Чертежи для этого проекта сделала архитектор, духовная дочь нашего батюшки. И, конечно, тоже бескорыстно, как работали мы все. Богатых спонсоров у нас не было, поэтому храм в честь Преподобного Амвросия Оптинского мы строили долго – целых 10 лет. Теперь-то там уже идет активная храмовая жизнь».
Мы постепенно сделали иконостас, витражи, резные иконы. Наш батюшка отец Дмитрий Волгин там служит, и украшает его по мере сил. Сейчас в нижней части храма мы сделали крестильню: установили большую купель в виде креста, заканчиваем росписи для стен. Работы хватает.
Работы действительно много, и на наш век еще хватит. Впереди лето, восстановительные проекты опять оживятся. Уже сейчас формируются экспедиционные команды. Все, кто хочет поучаствовать в этом деле, может заявить о себе, найдя в интернете проект по душе. Или, если на участие своим трудом духу пока не хватает, то можно помочь деньгами: пожертвования принимаются, и информацию о сборе средств найти совсем не сложно.
УДК 316
Дорогинин Юрий Валерьевич
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и истории отечества Ростовского государственного университета путей сообщения anrietta25@mail.ru
Куншенко Игорь Алексеевич
старший преподаватель кафедры социальной работы
Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону) anrietta25@mail.ru
Мезинова Галина Николаевна
кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы
Донского государственного технического ( — — )
Yuri V. Doroginin
Igor A. Kunshenko
Senior Lecturer of
the Department Social Work,
Don State Technical University
(Rostov-on-Don)
Galina N. Mezinova
Русская православная
церковь в современном российском обществе: институциональный статус и перспективы развития
Russian orthodox church
in the modern russian society: an institutional status and perspectives of development
Аннотация. Статья посвящена анализу институционального положения РПЦ в современном российском обществе, ее участия в общественно-политических процессах, защите христианских ценностей, сохранении идентичности, социальных связей и патриотизма. Сильная социальная и институциональная позиция РПЦ рассматривается автором как результат государственной поддержки и сотрудничества с государственными структурами. Отмечаются возможные риски сложившейся модели взаимодействия Церкви и государства.
Ключевые слова: институциональный статус; Церковь; государство; православие; религиозная организация; власть; культура; идентичность.
В советский период общество подвергалось принудительной атеизации и наблюдалось методичное искоренение православной культуры из всех сфер социальной жизни. Деятельность религиозных организаций была ограничена и подчинена политическим целям государства, а их структуры были подконтрольны спецслужбам. Русская Православная Церковь (РПЦ) — самая большая религиозная организация — была подвергнута жестоким репрессиям. В течение нескольких десятилетий значительная часть цер-
ковной инфраструктуры была уничтожена или , —
, —
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
венства и верующих, численность населения открыто придерживающегося православного исповедания резко снизилась. Социальный статус РПЦ был маргинальным, она практически не
оказывала влияния на нормативно-ценностную . —
литике властей СССР связан с деятельностью Михаила Горбачева, политика «перестройки»
которого привела к тому, что полноценная религиозная жизнь в РПЦ постепенно начала восстанавливаться. В 1988 году был созван Поместный Собор, канонизировавший новых святых, и организовавший торжественное празднование тысячелетия крещения Руси.
После распада СССР общество стало перед лицом кризиса идентичности, причиной которого была, во-первых, духовная стерилизация, вызванная атеистической пропагандой, осуществляемой государством; во-вторых, идеологиче-, —
реалиях Церковь как традиционная религиозная организация, которой несмотря на жестокие репрессии удалось выжить в советский период, сохранившая моральный авторитет, могла предложить обществу духовную поддержку и, тем
самым, восстановить свое положение в обще.
общественности к православной религии приобрел настолько масштабный характер, что стали говорить о «религиозном возрождении». Росту популярности РПЦ не помешало предание огласке информации о сотрудничестве ряда
православных иерархов с советскими спецслуж-.
и поведение многих российских политиков, которые свои политические карьеры начинали в реалиях советской системы и отвергали правосла-
,
свою лояльность по отношению к Церкви.
Религиозному возрождению способствовала также российская власть, которая, рассчитывая на политические выгоды, начала поддерживать РПЦ и предоставила ей большую свободу действий. Благодаря хорошим отношениям с феде, —
чила привилегированное положение среди других конфессиональных групп в России, успешно
лоббировала выгодные для себя законодатель, —
ку и эффективно укрепляла свое влияния среди элитных и других социальных групп. Постепенно
Церковь как институт стала активным участни—
России и авторитетным актором российской . -лучил интенсификацию процесс сближения церковных и государственных структур. Церковь стала идеологической опорой нынешней системы власти и инструментом воздействия на об.
Здесь весьма важен вопрос о том, какова реальная социальная база РПЦ и ее поддержка среди .
участвует в религиозной жизни РПЦ?
Отношение россиян к РПЦ можно охарактеризовать как пассивное, поскольку заявленная принадлежность к православию, как правило, не влечет за собой выполнения религиозных обрядов и соблюдения нравственных принципов, рекомендуемых Церковью в повседневной жизни. Для большинства российского общества православие — это, скорее, элемент культурной и госу-
, —
. , , становится государствообразующим фактором -помогает российскому обществу выделиться на
фоне других религиозно-культурных сообществ
,
национальной общности или цивилизации. РПЦ рассматривается как часть сложившейся на протяжении веков русской государственной системы, что гарантирует ей всеобщее уважение. Такая поверхностная принадлежность к православию, которая де-факто абстрагируется от религиозных и моральных вопросов, создает благодатную почву для российской власти, использующей РПЦ в целях консолидации политической .
За последние четверть века произошло значительное увеличение числа лиц, декларирующих свою принадлежность к православию в России. В 1989 году 75 % населения считалось неверующим, и только 17 % — православными. Двадцать пять лет спустя эти пропорции поменялись местами: подавляющее большинство российского общества (68 %) декларируют свою принадлежность к православной вере, неверующими считают себя 19 % граждан . РПЦ не дает информации относительно реального числа право,
данные опросов общественного мнения о декларационной принадлежности к православию, а не принадлежности к РПЦ.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Как утверждает Б. Дубин, «постгаветский человек тоскует по целостности, а РПЦ в массовом сознании представляет такую целостность, поэтому люди заявляют о принадлежности к ней.
Налицо демонстрация веры — без каких бы то ни , —
чения, вне всякой связи с общиной верующих» . — ,
декларируемой принадлежности к православию среди россиян является достаточно высоким. На основе других исследований и отзывов общественности можно сделать вывод, что фактический процент православных россиян гораздо .
На слабую приверженность россиян к православной вере косвенно указывает также высокий
уровень числа абортов, разводов, неблагопо-
,
. —
стике, в 2012 году в России на 100 новрожден-56 , —
ра касается только официально зарегистрированных процедур. «По данным за 2014 год, число абортов на 100 родов варьировалось от 11 в Чеченской Республике до 105 в Магаданской
55,
8,3 на 1000 женщин 15-49 лет в Республике Дагестан до 53 в Республике Тыве» . По словам специалистов, фактическое количество прерванных беременностей может превышать 1 млн , —
шихся в России в 2016 году составляло «1 893,3 тыс. человек (-50,9 тыс. в сравнении с
)» .
В России распадается примерно 50 % заключенных браков , хотя следует отметить, что официально Церковь при определенных обстоятельствах
выступает против чрезмерного употребления алкоголя, которое является одной из наиболее актуальных социальных проблем, причиной большей части преступлений, драк и смертей. Опросы общественного мнения показывают, что значительная часть россиян воспринимает алкоголь как хорошее средство борьбы со стрессом .
Характерным для российского общества является также то, что в общественном сознании традиция и православная культура рассматривается как элемент широко понимаемой русской культуры. В этой культуре наряду с православием сосуществуют разного рода суеверия и ,
Как уже говорилось, высокий уровень доверия
общества к РПЦ, в первую очередь, обусловлен
,
,
государственными традициями. Православная церковь была свидетелем становления русской государственности и является элементом ее непрерывности во времени. В связи с этим РПЦ располагает большим символическим капиталом в российском обществе, что гарантирует ей уважение со стороны граждан.
, , ,
означает, что основные социальные и политические институты в России, такие, как полиция, судебная система или политические партии имеют более низкие котировки в обществе. На фоне других менее авторитетных институтов РПЦ снискала себе большее уважение. Подобным высоким уровнем общественного доверия выделяется только президент и армия. На формирование положительного образа Церкви в обществе также влияет ее растущая активность
в социальной сфере, помощь бедным или боль,
признания.
Важную роль в укреплении положительного
имиджа РПЦ в обществе также играют государ,
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
источником информации для подавляющего . -мания деятельности патриарха или инициативам РПЦ и показывают их в выгодном свете, например, передают богослужения и церемонии, сопровождающие передвижение по территории
России православных реликвий, беседы представителей православного духовенства на темы, важные с точки зрения общества.
В результате большинство россиян воспринимает РПЦ как элемент системы власти в России, а не только как религиозный институт. Благодаря этому наблюдается самый высокий за последние нескольких лет уровень общественной поддержки политической власти, связанный, в частности, с восторженной реакцией на присоединение Крыма, который в общественном сознании распространяется и на церковные структуры и пат.
власти автоматически отождествляет себя с
,
рассматривает как декларацию.
В последние годы наблюдается усиление критики РПЦ и Патриарха Кирилла за чрезмерное вовлечение в политику и мероприятия по передаче
Церкви музеев и некоторых зданий. Все громче , —
маться не политикой, а только вопросами религии и нравственности. Критическое отношение к политической активности РПЦ выражают также представители либеральной оппозиции, независимой интеллигенции и националистов. Для некоторых критиков РПЦ причина разочарования заключается в том, что Церковь чрезмерно сблизилась с политической властью и тем самым
закрыла для себя диалог с либеральной частью .
россияне негативно оценили реакцию руководства Церкви на акцию группы Pussy Riot в главном храме Москвы в феврале 2012 года. Этот инцидент способствовал принятию закона, устанавливающего уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих, который стал инструментом политического давления. Следует, однако, подчеркнуть, что реакция Церкви в целом отвечала настроениям большинства рос,
Pussy Riot.
Критика РПЦ со стороны некоторых социальных групп выявила разрыв между церковной проповедью и деятельностью духовенства. Она также показала отсутствие информационной стратегии и организационную слабость церковной администрации, которая оказалась не в состоянии умело парировать растущую критику — в основном со стороны пользователей интернета, а значит, более молодых и активных граждан. Часть россиян критикует РПЦ за нетерпимость, враждебное отношение к науке и прогрессу, религиозно ангажированную интерпретацию произведений искусства, литературы, кинематографа и теат-.
также сообщения о публичных актах экзорцизма, совершаемых священнослужителями или их контактах с русскими националистами, трагических
ДТП с участием священнослужителей.
,
наблюдается поляризация общественного мнения в России по отношению к социально-политической деятельности РПЦ и установившейся «симфонии» церковных и светских вла-
настроено позитивно по отношению к деятель, — .
РПЦ как организация, имеющая разветвленную
,
доступ к различным социальным группам и обладающая большим символическим капиталом, является ценным партнером для политической .
преимущество во внутренней и во внешней по-
,
продвижения политических интересов России. Тесное сотрудничество с властью, сформированное по принципу «лояльность в обмен на
«,
во многих сферах. Прогрессирующая интеграция
РПЦ с российской системой власти указывает на
,
преобладают над рисками и проблемами, источником которых является ее чрезмерное подчинение государственной власти.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Во внутренней политике православие и РПЦ играют важную роль в продвижении и реализации .
роста популярности православия в российском , 90- , —
ходит из того, что религия может быть фактором, объединяющим гетерогенное общество, претерпевающее кризис государственной идентичности. Президент Владимир Путин считает, что все » » ( ,
ислам, буддизм, иудаизм) основываются на общих нравственных и духовных ценностях. Христианские ценности является основой «уникаль-
«,
отличия российского общества от секуляризированных и деморализованных западных обществ,
которые отошли от христианских ценностей.
, ,
бывшая до сих пор прерогативой Церкви, теперь включена в государственную политику, направленную на консолидацию общества, укрепление
идентичности, социальных связей и патриотиз-.
,
российской культуры и государственности, а православная Святая Русь воспринимается как
прародитель российского государства. Необхо-
,
не мешает поверхностное отношение российского общества к религии.
С помощью Церкви власть решает некоторые
,
доступ к многим социальным группам, где оно может вести пастырскую деятельность. Структуры РПЦ являются эффективным каналом связи с обществом, инструментом воздействия на общественное сознание и настроения. Церковь играет
активную роль в процессе консолидации русско: —
рии государств постсоветского пространства, таких как Украина, Беларусь или Молдова, а также, в остальных странах постсоветского пространства и странах, где есть православные об-
диаспор вовлечены церковные и общественные организации, связанные с Церковью, например, церковно-приходские школы, воскресные и школы русского языка, работающие при церковно-.
На международной арене хорошие результаты приносит также культурная деятельность РПЦ, которая имеет целью популяризировать положительный образ православия и русской культуры среди населения западных стран, например, Канады, Италии, Франции, Англии. Эта деятельность включает в себя, среди прочего, выпуск
религиозных и культурных публикаций на ино-, —
роприятий, например, экспозиции произведений русской православной культуры, кинопросмотры.
В этой ситуации РПЦ становится инструментом
,
власти тонко формировать положительное отношение к России в глазах международного сообщества. С этой точки зрения важными явля-, —
ние тесных контактов РПЦ с представителями других христианских конфессий, помогающие консолидировать усилия в деле защиты общих ценностей и борьбы с прогрессирующей секуляризацией. Русская Православная Церковь занимается этим в рамках различного рода комите-,
,
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
сфере митрополит Волоколамский Илларион, председатель Отдела внешних церковных свя-.
международной арене является Римско-католи-.
Сильная социальная и институциональная позиция РПЦ является в значительной степени результатом государственной поддержки и сотрудничества с государственными структурами. Та,
российском обществе и «религиозное возрожде-» —
го отношения и существенной материальной,
организационной и корпоративной поддержки со .
Хорошие контакты с государственными организациями гарантирует РПЦ привилегированное положение среди других конфессиональных групп в России. РПЦ поддерживается властью как религиозная организация, представляющая «православное большинство» общества. Это
проявляется в широком доступом к государ, , —
ственным учреждениям и государственным ис-
Широкое присутствие РПЦ в российском публичном пространстве создает впечатление, что православие имеет в России статус государствен. ,
проведенного в июне 2015 года, показывают, что «с 2007 г. по 2015 г. доля россиян, выступающих за сохранение конституционной нормы о свет, : 54 %
64 %» . Наряду с повышением активности РПЦ в политической сфере растет число граждан, которые не хотят, чтобы Церковь занималась политикой. Разочарование среди части общества вызывает также деятельность радикальных православных и националистических организа-.
, —
,
,
— . —
,
процент православных в российском обществе
,
прибывающих в Россию мигрантов — это мусульмане. В результате наблюдаемого в насто-
Литература:
3. Демография России URL: http://ruxpert.ru (дата обращения. 15.04.2017).
4. : ,
прочь снять стресс алкоголем URL: https://ria.ru/ society/20140716/1016197515.html (дата обращения. 15.04.2017).
6. Россияне о религии. URL: http://www.levada.ru/ 2013/ 12/24/rossiyane-o-religii/ (дата обращения. 11.04.2017).
7. -, URL: http://
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
demoscope.ru/weekly/2014/0587/barom03.php (дата обращения. 15.04.2017).
8. Сколько верующих. URL: http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/about/ (дата обращения. 09.04.2017).
9. : ? Пресс-выпуск. № 2861 URL: https://wciom.ru/index. php?id= 236&uid= 115295 (дата обращения. 11.04.2017).
ящее время расхождения между предполагаемым и фактическим числом активных православных верующих может произойти ослабление позиции РПЦ при взаимодействии с государством и уменьшить прежние привилегии.
Хотя в сотрудничестве с государственной властью РПЦ получает ряд преимуществ, однако, это несет в себе также риск, связанный с возможностью изменения в будущем системы власти. Серьезные проблемы, возникающие, например, из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране, могут привести к ухудшению жизненного уровня простых граждан и росту недовольства среди части политической и бизнес , ,
положение РПЦ в российском обществе. Literature:
3. Demography of Russia URL: http://ruxpert.ru (date of the address. 4/15/2017).
6. Russians about. URL: http://www.levada.ru/ 2013/12/24/rossiyane-o-religii/ (date of the address. 4/11/2017).