и аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей
Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою. Дабы правильно разуметь, каким образом на сем камени, который есть Апостол Петр, создана Церковь, должно прежде всего утвердить коренную истину, что всеобщее, глубочайшее основание, также и первый, краеугольный камень здания церковнаго, есть не иной кто, как Иисус Христос Сын Бога живаго. Основания, говорит Апостол, инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1 Кор. III, 11). Наздани бывше, говорит он также в другом месте Христианам, на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу: о Немже всяко создание составляемо, растет в церковь святую о Господе: о немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом (Еф. II, 20–22). Посему и Петр положен в основание Церкви не прежде, как он положил в ея основание Христа. Прежде Петр сказал Господу: Ты еси Христос Сын Бога живаго. Потом уже Господь сказал Петру: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою. Примечайте и то, что хотя Господь обещает Петру на нем создать Церковь: на сем камени созижду; но не обещает, чтобы Церковь была его, а называет ее Своею: созижду церковь Мою. Не хотят сего примечать западные, которые силятся утверждать, будто Церковь принадлежит одному Петру, а Петр одному Риму: и не напрасно называются они западными, не по местоположению только их области в стихийном мире, но и по состоянию их в области духа в вечерния времена Церкви: поелику истина веры, которая на Востоке взошла и возсияла в чистом стремлении к царствию небесному, заходит и меркнет у них, как в облаке или тумане, в смешенном желании земнаго владычества.
Каким же образом на сем камени, который есть Петр Апостол, создана Церковь Христова? Приближимся, посмотрим. Когда Иисус Христос явился в мире, тогда стояла церковь Иудейская, а Христианской даже и основания не видно было; – основание разумейте то, о котором теперь говорено было. Тайну сего основания прежде всех Петру не плоть и кровь явили, то-есть не человек возвестил, но явил Отец, иже на небесех (Мф. XVI, 17). Ты еси Христос, Сын Бога живаго, сказал Петр, – и открылось основание Церкви Христианской. Прежде всех Петр увидел сие основание, и прежде прочих всех возлег на сем основании сей камень; и прежде прочих Апостолов получил обещание, что на нем самом возвысится потом здание. Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою. Действительное созидание на сем камени началось по сошествии Святаго Духа на Апостолов. Посмотрите, как и теперь прежде прочих, и как твердо полагает Петр прежде положенное основание, еже есть Иисус Христос. Твердо убо да разумеет весь дом Израилев, говорит Петр Иудеям, яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть, Сего Иисуса, Егоже вы распясте (Деян. II, 36). Смотрите далее, как быстро растет здание: приложишася в день той душ яко три тысящи (ст. 41). И далее: мнози от слышавших слово, вероваша; и бысть число мужей яко тысящь пять (IV, 4). Вскоре присоединились к Петру в деле сего созидания и прочие Апостолы: и по нескольких летах Иаков и пресвитеры его, в одном Иерусалиме, уже не тысящами, но тьмами считали Христиан, указывая их Павлу: видиши ли, брате, колико тем есть Иудей веровавших (XXI, 20)! Видите уже, без сомнения, и вы, братие, и разумеете, каким образом на камени, который есть Петр Апостол, созидалась Церковь Христова. Она созидалась проповедию Петра и прочих Апостолов, крещением от них, помазанием Святаго Духа чрез их рукоположение, таинственным преподаянием от них животворящаго тела и крови Христовы верующим, друг друга приимательным от них распространением священства со властию тайнодействовать, и вязать, и решить духовно, чрез что созидание Церкви, Апостолами начатое, и после того, как сии камни основания и утверждения сокрылись в Церкви невидимой, небесной, также чрез их преемников, пастырей и учителей, непрерывно продолжает Верховный Зиждитель Христос. Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, – для начатия созидания, овы же пастыри и учители для продолжения созидания, – тех и других вместе, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Еф. IV, 11. 12). Павел ли кто, Аполлос ли, или кто бы то ни был, но, по преемству от них приявший тоже дело служения, – Богу есмы споспешницы; а вы Божие тяжание, Божие здание есте (1 Кор. III, 9).
Видим образ созидания Церкви: посмотрим на твердость сего здания.
И врата адова не одолеют ей. Можно ли было ожидать иного? Если Зиждитель Церкви есть Бог и Христос Его: то кто может быть ея разрушителем? Какой враг, ищущий ея разрушения, может быть так силен, как Бог, Который ее утверждает и подкрепляет? Верно слово: и врата адова не одолеют ей?
Если испытующий спросит, почему и в каком разуме Господь не просто здесь именует ад, но в особенности указует врата адовы: в разрешение сего приметим, что Господь в изречении Своем Церковь уподобляет зданию града, которому другой враждебный град в созидании препятствовать, и которое разрушить старается, как сие особенно испытали Иудеи с Иерусалимом после пленения Вавилонскаго. У врат града, по древнему обыкновению, собирались обладающие градом и старейшины его для общественных совещаний и предприятий. Врата града враждебнаго бывают особенно страшны, и потому особенно могут быть указаны, когда выходит из них вражеское войско. Посему когда Господь не просто именует ад, но в особенности указует врата адовы: чрез сие представляется уму нашему все, чтo ад имеет наиболее страшнаго и могущественнаго, если можно назвать могуществом его хитрость и ярость.
Едва открылось на земли созидание Церкви Христовы, как и врата адовы отворились, и изрыгнули против нея многочисленныя враждебныя силы и многообразныя орудия. Врата адовы отверзлись против Христианства на земли в Иудействе и в язычестве. Сила и хитрость, клевета и ласкательство, угрозы и прельщения, невежество народа и тонкости ученых, буйство черни и искусство правительства, поругание, изгнание, грабительство, мучения, множество известных и новоизобретенных родов ужасной смерти, – все подвигнуто было, чтобы одолеть Церковь Xристианскую. И что же? Синагога, храм и град Иудеев, капища, идолы, престолы, воинства, целый мир язычников, все рушилось и разсыпалось в прах: а Церковь Христова осталась, возрасла, утвердилась, возвысилась, расширилась, возгосподствовала. Ад посрамленный, но не истощившийся в хитростях и злобе, хотел-было подкопаться под основание Церкви, и отворит себе новыя тайныя врата против Церкви, чрез ереси и расколы: но где уже Арий, Македоний, Несторий, Диоскор и множество древних и новых ересеначальников и расколоначальников с их сонмищами? Врата адовы отворились в сем случае против Церкви только для того, чтоб ея изверги туда низринулись, а ей не одолели, и поелику небо и земля прейдут, словеса же Христовы не мимо идут, никогда никакими усилиями, ни ухищрениями, врата адовы не одолеют ей.
Слово по освящении храма святителя Алексия в селе Черкизове (1825 г.).
Те, которые ревнуют о св. Петре более, нежели он того от них желает, пусть послушают сего первоверховного Апостола более, нежели своего или постороннего мудрования. Святый Петр не на Петре, но на Христе основать и утвердить вас желает. К Нему же, говорит, приходяще, Камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избрану, честну, и сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен (1 Пет. 2:4-5). Святый Петр знает одно только имя, без которого нельзя спастись, — имя Христа, а не три имени — Христа, Петра и преемника Петрова. Несть бо, говорит, иного имени под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4:12).
Если дивимся тому, какая великая благодать и сила дана Петру в слове Господнем: Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, то помыслим о том, как сия благодать приобретена. Она приобретена не от плоти и крови заимствованным, но от Отца Небесного, внутренно явленным, от полной души происшедшим, искренним, несомненным, безбоязненным исповеданием веры: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (см. Мф. 16:16).
Слово по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы в кафедральном Чудовом монастыре (1844 г.).
Bm F#7 Bm Пооткрыли вновь церквей, будто извиняются, Em A7 D И звонят колокола,в ночь то там, то тут, Am B7 Em Только Бога нет и нет, ангел не является, Bm F#7 G Em F#7 Bm Зря кадилом машет поп, и бабушки поют, и бабушки поют. Bm F#7 Bm А Бог оставил нам в наказ старые инструкции, Em A7 D Почерневший образок, высохший елей. Am B7 Em Ну а сам покинул нас после революции, Bm F#7 G Em F#7 Bm И теперь в других краях, где живут светлей. Bm F#7 Bm Мимо кассы, чтоб быстрей, взял портвейн «Таврический», Em A7 D Возвращаюсь и смотрю, верится с трудом, Am B7 Em Кто-то в черном у дверей, смотрит иронически… Bm F#7 G Em F#7 Bm Отпираю дверь ключом, приглашаю в дом. Bm F#7 Bm То ль виденье, то ль обман, то ль к беде, то ль к радости, Em A7 D То ль плевать через плечо, то ли голосить… Am B7 Em Достаю второй стакан, набираюсь храбрости. Bm F#7 G Em F#7 Bm Мне так много у него следует спросить. Bm F#7 Bm Я давно другим не врал. Врать вообще не хочется, Em A7 D Только вот не врать себе во сто крат трудней. Am B7 Em Я хочу спросить у Вас, Ваше Одиночество, Bm F#7 G Em F#7 Bm Как бы веру сохранить, и что мне делать с ней? Bm F#7 Bm А еще вопрос такой: каково покойнику? Em A7 D Отчего маршрут туда день и ночь открыт? Am B7 Em Но в конце не ждет покой с тихим, светлым домиком… Bm F#7 G Em F#7 Bm Не хранят меня глаза Ваших Маргарит… Bm F#7 Bm Я бы был ужасно рад слышать Ваше мнение, Em A7 D Только молча гость сидел, попивал вино, Am B7 Em да смотрел программу «Взгляд», депутатов прения, Bm F#7 G Em F#7 Bm На часы взглянул, зевнул, и вылетел в окно. Bm F#7 Bm И в раскрытое окно я глядел загадочно, Em A7 D В дыры звезд на платье тьмы, в рваный материал. Am B7 Em Дел, как видно, у Него, без меня достаточно, Bm F#7 G Ну а может, Он, как мы, силу потерял, Bm F#7 G Ну а может, Он, как мы, знанье утерял, Bm F#7 Bm F# Bm Ну а может, Он, как мы, веру утерял…
Испокон веков,спорят мудрецы, В чем же смысл этой жизни и кто же мы… А я разгадал истину еле дыша, Прикоснувшись к пальчикам малыша… Из роддома по бульвару вниз пошел, Заморосило небо,скинул капюшон, Голову подняв,держать улыбки я не смог, Ощущая на лице слезы облаков. Словно чудо,ТЫ появилась на земле, Самых высоких чувств творение. И понял я,что стоял вниз головой, Поднялся на ноги и понял,мир какой. Береги свою семью хлебом и мечом! Пусть разорвет веревка плуга твое плечо Все свои силы в очаг свой положи, Все остальное — грязь,песок и пыль!!! Припев: Моя семья — моя святыня, Мой священный храм,незаслуженный Дар,что мне Богом дан. В этом мире силуэтов и теней, Бедней собаки я — но богаче королей!!! Я пролистал свою книгу жизни С первых лет. С ошибками страницы Перечеркивая где-то. И я решил,что это шанс мне дан с небес, Чтобы я покинул,наконец, Этот дремучий лес! Говорят,людям жизнь дана одна, Надо выпить нам ее до дна. Но я верю,прав был Геродот: «Кто вложил в ребенка душу — не умрет». Когда успешен ты, Вокруг народ толпится… Оступишься… Останутся только родные лица. Придут на клич беды из сотни единицы, Запахнет порохом… И те могут не появиться… Не спеши,время ход не повернуть, В твое зеркало старик направит путь. И уйдешь ты…так же,как и все ушли, Кто пойдет искать тебя Среди мраморных плит?!