Время намаза фаджр

Время, когда нельзя читать намаз

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 53

В сутках есть промежутки времени, в которые намазы не читаются.

1. В течение приблизительно 32 минут после восхода солнца, согласно мнению учеников Абу Ханифы – имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада, и приблизительно 48 минут – по мнению имама Абу Ханифы;

2. Ровно в полдень и в течение 15–20 минут перед полуденным намазом, пока солнце находится в зените;

3. В течение 45 минут перед вечерним намазом (аль-магриб) непосредственно до захода солнца. Однако в это время можно совершать фард послеполуденного (аль-аср) намаза текущего дня.

ВИДЫ НАМАЗОВ

1. Фард – обязательные намазы.

2. Ваджиб – необходимые намазы.

3. Нафиль – дополнительные намазы.

НАМАЗЫ-ФАРД

Это пять ежедневных намазов, пятничный намаз (аль-джум’а) и намаз аль-джаназа (по усопшему).

1. Намаз ас-субх (утренний): 2 ракята фарда.

2.Намаз аз-зухр (полуденный): 4 ракята фарда.

3. Намаз аль-‘аср (послеполуденный): 4 ракята фарда.

4. Намаз аль-магриб (вечерний) – 3 ракята фарда.

5. Намаз аль-иша (ночной): 4 ракята фарда.

Намазы, которые также обязательны, помимо пятикратных намазов:

1. Намаз аль-джуму’а (пятничный): 2 ракята фарда.

2. Намаз-джаназа (молитва по усопшему): фард-кифайя.

НАМАЗЫ-ВАДЖИБ

1. Намаз аль-витр: 3 ракята.

2. Праздничные намазы: 2 ракята.

НАМАЗЫ-НАФИЛЬ

Нафиль-намазы– это дополнительные намазы, которые можно выполнять, кроме фард-намазов. Нафиль-намазы делятся:

1. Нафиль-намазы, которые совершаются как дополнение к фард-намазам. К этим намазам относятсянамазы-сунна, которые совершаются до и/или после фардов, и намаз-таравих, который совершается каждую ночь во время Рамадана.

Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов.

Некоторые нафиль-намазы имеют статусмустахабб или мандуб; они совершаются с намерением для получения саваба в разное время.

Вот некоторые из них:

а) намаз ад-духа, который совершается после восхода солнца по истечении времени, когда запрещается читать намаз, он состоит минимум из 2 ракятов, максимум из 12 ракятов;

б)намаз ат-тахаджуд, который совершается после полуночи и состоит от 2 до 12 ракятов;

в )тахиятулъ масджид, который совершается при посещении мечети, если это не запрещенное время, он состоит из 2 ракятов.

ФАРДЫНАМАЗА

Существует 12 базовых аспектов или фардов намаза, которые необходимо выполнить для того, чтобы намаз был засчитан. 6 из них вне намаза; они являютсяша́ртами (условиями) для совершения намаза; и 6 фардов в намазе, которые называются рукнами(состовляющими элементами) намаза.

Чтобы намаз был правильным, надо соблюдать все 12 фардов без исключения.

Условия намаза

1. Очищение от хадаса.Хадас – эторитуальная нечистота, как физическая, так и духовная. Хадас удаляется совершением омовения, а при необходимости – гуслем.

2. Очищение от наджаса. Наджас – это любые физические нечистоты, которые несовместимы с ритуальной чистотой. Удаление всякого рода нечистот с тела, одежды и места для молитвы.

3. Прикрытие аурата. Мужчина должен быть прикрыт от пупка до колена включительно. У женщин должны быть прикрыты все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп ног (См. главу «Тасаттур»).

4. Направление на кы́блу. Это значит читать намаз в сторону кыблы. кыбла– это Ка́ба– первое священное здание в Мекке, построенное на земле для поклонения Аллаху,которое ныне находится в Заповедной мечети.

5. Время. Это совершение намаза своевременно. Нельзя читать намаз наперед, до наступления его времени.

6. Намерение.Необходимо точно знать, какой именно намаз совершается, и помнить о нем сердцем. Произнесение вслух намерения –мустахабб, но главное – иметь твердое намерение сердца.

Рукны намаза

1. Такби́р-ифтита́х. Это произнесение такбира при начале намаза.

2. Кыя́м. Стояние во время намаза.

3. Кыраат. Чтение Корана во время стояния.

4. Руку́՚. Поясной поклон настолько, чтобы руки были на уровне колен.

5. Суджу́д. Земной поклон. Касание земли одновременно коленями, руками и лбом.

6. Ка́ада-а́хыра. Завершающее сидение, т.е., сидение в конце намаза на протяжении времени чтения «Аттахийят».

Та՚дили-аркан

Та՚ди́ли-арка́н – это выполнение всех действий намаза не спеша, отдавая должное каждому рукну. Та՚дили-аркан является ваджибом. Хотя за невыполненный ваджиб требуется саджда-сахв (См. ваджибы намаза), именно за это упущение лучше перечитать намаз заново. Действия, где чаще всего бывает спешка: кыям, руку՚, суджуд, сидение между суджудами.Чтобы не переделывать намаз, следует проявить к ним должное внимание.

ВАДЖИБЫ НАМАЗА

1. Начинать намаз с такбира со слов «Алла́hу а́кбар».

2. В первых двух ракятах фарда и в каждом ракяте дополнительных намазов читать суру аль-Фатиха.

3. В первых двух ракятах фарда и в каждом ракяте намазов витр или нафиль читать после суры аль-Фатиха дополнительную суру или аят.

4. Читать суру аль-Фатиха перед другой сурой или аятом.

5. Во время суджуда одновременно касаться пола лбом и носом.

6. Сидение после второго ракята в 3-х- и четырехракятных намазах (т.н. первое сидение).

7. В первом и последнем сидениях намаза чтение «Аттахийята».

8. Чтение имамом вслух аль-Фатихи и другой суры из Корана в коллективных намазах; в каждом ракяте утреннего, праздничного, аль-джум’а, ат-таравих и намаза аль-витр в месяц Рамадан, а также в первых двух ракятах намазов-магриб и иша՚. Чтение про себя намазов-зухр и ՙаср.

9. Молчание людей, молящихся за имамом при чтении им аль-Фатихи и суры.

10. Произнесение такбира-куну́т и чтение дуа-кунут в намазе-витр.

11.Дополнительные такбиры в праздничных намазах.

12. Полноценное выполнение рукнов (та՚дили аркан). Следует стоять ровно во время кыяма, во время руку՚ держать спину ровно (женщине – чуть-чуть наклонившись), выпрямиться и стоять ровно после руку՚, а также смиренно сидеть между двумя суджудами.

13.После намаза дать салям направо и налево.

14. Выполнить саджда-сахв, если были ошибки в намазе. Саджда-сахв совершается, если были выполнены с опозданием фарды или ваджибы намазов или если был пропущен по забывчивости один из ваджибов.При сознательном пропуске ваджибов намаз надо перечитать.

СУННЫ НАМАЗА

1. Поднять руки во время такбира при вступлении в каждый намаз, также в намазе-витр при такбир-кунуте и при дополнительных такбирах праздничных намазов. Мужчины поднимают руки так, чтобы большие пальцы находились на уровне ушных мочек. А женщины – так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч.

2. Читать азан и икамат в пятикратных намазах и намазе-джум’а (для женщин не является сунной).

Слушать азан – мустахабб. Слушающий повторяет за муаззином слова азана и икамата. Но когда читаются слова «Ха́ййя ‘аля́-ссаля́х» и «Ха́ййя ‘аля́ль-фаля́х», слушающий произносит «Ля́ ха́ўля ўаля́ ку́ўўата илля́ би-Лля́х».А когда произносят «Ас-саля́ту ха́йрум-минан-на́ўм» в азане утреннего намаза, слушающий произносит «Сада́кта ўа бара́рта». Во время произнесения (Кад-ка́мати-саля́х) в икамате присутствующие произносят «Ака́ма-Лла́hу ўа ада́маhу».

Азан:

اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ حَيِ عَلَى الصَّلاَةِ حَيِ عَلَى الْفَلاَحِ (اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ) اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهِ Алла́hу а́кбару-Лла́hу а́кбар Алла́hу а́кбару-Лла́hу а́кбар А́шhаду алля́ иля́hа илля-Лла́х (2 раза). А́шhаду а́нна Муха́ммадар-расу́лю-Лла́х (2 раза). Ха́ййя ‘аля́-ссаля́х (2 раза). Ха́ййя ‘аля́ль-фаля́х (2 раза). (Ас-саля́ту ха́йрум-минан-на́ўм – произносится 2 раза в призыве к утренней моливе после слов «Хайя аляль-фалях») Аллаху Aкбару Aллаху Aкбар. Ля́ иля́hа и́лля-Лла́х.

Значение:»Аллах превыше всего. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха. Спешите на молитву! Спешите к спасению и успеху!(Намаз лучше, чем сон).Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха».

После азана читают следующее дуа:

اَلَّلهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَالصَّلَوةِ الْقَائِمَةِ اَتِ مُحَمَّدًااَلْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ والدَّرَجَةَ الرَّفيعَةَ وَأبْعَثْهُ مَقَامًا مَحْمُودًااَلَّذِى وَعَدْتَهُ وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ. Алла́hу́мма,Ра́бба hа́зиhи-д-да́’ўати-т- та́ммати ўас-cаля́тиль-ка́имах. А́ти Муха́ммаданиль-ўаси́лята ўаль фады́лята,ўад- даражатар- рафи́’ата,ўаб’асhу мака́мам- махму́дани-ль-лязи́ ўа‘а́ттах. Ўа-рзукна́ шафа́’атаhу яўмаль-Кыйа́ма. И́ннакя ля́ ту́хлифуль-ми’а́д.

Значение:»О Аллах, Господь этой мольбы и этого намаза! Даруй Мухаммаду самое почетное место в Раю, даруй ему Высочайшую степень и даруй ему место, которое Ты ему обещал. В Судный День даруй нам его заступничество. Поистине, Ты не нарушаешь Своих обещаний».

Сказал Пророк Мухаммад, мир ему: «Тот, кто прочитает это дуа после азана, заслужит мое заступничество в Судный День».

Другой хадис гласит: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом не будет отвергнута». Спросили у Пророка, мир ему: «С чем же нам обращаться к Господу?» Он ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах».

Икамат:

اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ حَيِّ عَلَى الصَّلاَةِ حَيِّ عَلَى الْفَلاَحِ قَدْ قَامَةِ الصَّلاَةُ اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ Алла́hу а́кбару-Лла́hу а́кбар Алла́hу а́кбару-Лла́hу а́кбар А́шhаду алля́ иля́hа илля-Лла́х (2 раза). А́шhаду а́нна Муха́ммадар-расу́лю-Лла́х (2 раза). Ха́ййя ‘аля́-ссаля́х (2 раза). Ха́ййя ‘аля́ль-фаля́х (2 раза). Кад-ка́мати-с-саля́ту,кад ка́мати-с-саля́х Аллаhу акбар, Аллаhу акбар. Ля́ иля́hа и́лля-Лла́х

Значение: «Аллах превыше всего. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. Намаз начался. Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха».

3. Читать дуа «Субханака».

سُبْحَانَكَ اللهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ اِلَهَ غَيْرُكَ Субха́накя-Лла́hу́мма ўа биха́мдик, ўа таба́ракя-смук,ўа та‘а́ля́ джа́ддукя ўа ля́ иля́hа га́йрук

Значение: «Аллах! Ты превыше всех недостатков, вся хвала Тебе, бесконечно присутствие имени Твоего во всем, высоко величие Твое, и кроме Тебя никто не достоин поклонения».

4. Произносить «А‘узу», «Бисми-Ллях», в первом ракяте после дуа «Субханака». Произносить»Бисми-Ллях» в последующих ракятах перед чтением «Фатихи».

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحيِمِ

А’у́зу би-Лля́hи минаш-шайта́нир-раджи́м. Бисми-Лля́hи-р-Рахма́нир-Рахи́м.

Значение: «Прибегаю к защите Аллаха от шайтана, далекого от Его милости. Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и Милостивого лишь к верующим в Конце Света».

5. «Субханака» и «А‘узу-Бисми-Ллях» читать шепотом.

6. После чтения суры «Фатиха» имамом ма՚мум(каждый, стоящий за имамом) произносит «а́ми́н» про себя.

7. Мужчинам следует положить правую руку поверх левой и держать на животе чуть ниже пупка.

8. Произносить такбир (слова «Аллаhу акбар») при переходе из одного рукна действия в другой, кроме выпрямления после руку՚.

9. Выпрямляясь из положения руку՚, произносить

سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

«Сами՚а-Лла́hу лима́н хамида́х»

смысл: «Слышит Всевышний тех, кто восхваляет Его».

а выпрямившись из руку՚, произнести

رَبَّناَ لَكَ الْحَمْدُ

«Раббана́ ляка́-ль-ха́мд». Смысл: «Господь наш, лишь Тебе хвала».

10. Во время руку՚ произносить

سُبْحانَ رَبِّىَ الْعَظِيم

«Субха́на Ра́ббияль-‘Азы́м» – «Хвала моему Великому Господу», – три раза

Во время суджуда произносить

سُبْحانَ رَبِّى الاعْلى

«Субха́на Ра́ббияль-А՚ля́»»Хвала моему Всевышнему Господу» – три раза.

Во время стояния между стопами ног расстояние 4 пальца.

11. Во времяруку՚ руки держать на коленях, пальцы разведены.Женщинам следует класть руки на колени, при этом пальцы сомкнуты.

12. Во времяруку՚ руки и колени не сгибать, и спина должна быть ровной у мужчин,а у женщин колени и спина чуть согнуты.

13. Во время саджда предпочтительно сначала касаться пола коленями, затем руками, а потом лбом; по окончании сначала следует оторвать от пола лоб, потом руки, затем, оперевшись руками на бедра, встать.

14. Во время сидения класть руки на колени.

15. Мужчинам желательно садиться на левую ногу так, чтобы пальцы правой ноги, прогнувшись, были направлены в сторону кыблы. Женщинам желательно садиться на землю, поджав обе ноги под себя в правую сторону.

16. В последнем сидении читать «Аттахийят», «Саляват» и дуа «Раббана».

Аттахийят (Ташаххуд)

Ат-Тахият:

ألسَّلامُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللهِ الصَّالِحيِن۞ اَشْهَدُ اَنْ لا اِلَهَ اِلاَّ اللهُ

وَاَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُه وَ رَسُولُهُ

«Аттахийя́ту ли-Лля́hи ўас-саляўа́ту ўат-тайиба́т. Ас-саля́му ‘але́йкя а́йюhан-наби́йю ўара́хмату-Лла́hи ўабаракя́тух. Ас-саля́му ‘але́йна ўа‘аля́ ‘ыба́ди-Лля́hи-сса́лихи́н. А́шhаду алля́ иля́hа и́лля-Лла́hу ўа а́шhаду а́нна Муха́ммадан ‘а́бдуhу ўа расу́люх».

Значение: «Приветствия, молитвы и все благодеяния принадлежат лишь Аллаху. Мир тебе, о Пророк, Милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и благочестивым рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник».

На словах ташаххуда»…алля́ иля́hа…»в намазе следует поднять указательный палец, направив его в сторону кыблы, а на словах «…и́лля-Лла́hу» палец опускают.

Саляват-Ибрахимия (дуру́д-Ибрахимия):

اللهمَّ صَلِّ عَلىَ مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ

عَلَى اِبْرَاهِيمَوَعَلَى آل اِبْرَاهِيم اِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ ۞

اللهمَّ بَارِكْ عَلىَ مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ

عَلَى اِبْرَاهِيمَوَعَلَى آل اِاِبْرَاهِيمِ اِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

«Алла́hу́мма са́лли ‘аля́ Муха́ммадин ўа‘аля́ áли Муха́ммад, кяма́ салля́йта ‘аля́ Ибра́hи́м ўа‘аля́ а́ли Ибра́hи́м; и́ннакя Хами́дум-Маджи́д.

Алла́hу́мма ба́рик ‘аля́ Муха́ммадин ўа‘аля́ áли Муха́ммад, кяма́ ба́ракта

‘аля́ Ибра́hи́м ўа‘аля́ а́ли Ибра́hи́м; и́ннакя Хами́дум-Маджи́д».

Значение:»О Аллах! Возвеличь Мухаммада и род Его, как Ты возвеличил Ибрахима и род Его. Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый.

О Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и роду Его, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и роду Его. Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый».

Дуа «Раббана атина»:

رَبَّنَا اَتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِى اْلآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«Раббана́ а́тина фи-д-дунья́ ха́санатаў-ўа фи-ль-а́хырати ха́санатаў-ўа кына́ аза́бан-на́р».

Значение:»Господь наш! Дай нам добро в этой и в вечной жизни и защити нас от огня Ада».

17. Дать салям сначала направо, затем налево.

18. Во время саляма читать фразу

السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللهِ

«Ассаляму ‘алейкум ўа рахмату-Ллах».

Значение: «Мир вам и благословение Аллаха».

ЭТИКЕТ НАМАЗА

Это деяния, которые являются желательными.

1. Вставать всем молящимся при произнесении муаззином слов «Хаййя-ՙаля-с-салях».

2. Касаться большими пальцами мочек ушей при произнесении вступительного такбира.

3. Направлять при кыяме взгляд к месту саджда.

4. Направлять взгляд при руку՚ на кончики пальцев ног.

5. Читать тасбих при руку՚ и саджда по пять или семь раз.

6. Касаться при саджда земли сначала носом, потом лбом.

7. Направлять взгляд при саджда на крылья носа.

8. Направлять взгляд при саляме на плечи.

9. Прикрывать рот тыльной стороной правой руки при нестерпимой зевоте.

10. Совершать намаз в как можно более чистой одежде.

11. Отдавая салям в правую сторону, вознамериться (сделать ният) приветствовать единоверцев и ангелов, находящихся справа.

12. Отдавая салям в левую сторону, делать намерение (ният) приветствовать единоверцев и ангелов, находящихся слева.

13. При совершении намаза в одиночку, давая салям, намереваться приветствовать ангелов, записывающих поступки (кираман-кятибин) и Хафаза (ангела-хранителя).

14. Сдерживать, по возможности, кашель

В какие промежутки времени запрещено читать намаз?

Вопрос: Какие промежутки времени считаются макрухом для совершения намаза?

Ответ: В хадисе, переданном от Укбы ибн Амира (радыйаллаху анху) говорится: «Существует три промежутка времени, в которые посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) запретил нам совершать намаз, и хоронить покойных: с началом восхода солнца и до того как оно поднимется на высоту копья; с момента, когда солнце находится в самом зените и до того момента, как оно начнет склоняться к западу; с началом заката и до того момента, как солнце полностью сядет» (Муслим, Салятуль-Мусафирин, 294).

Из этого хадиса можно извлечь следующие хукмы:

1) С началом восхода солнца и на протяжении последующих 15-20 минут не совершается ни обязательные, ни дополнительные намазы.

2) Так же намазы не совершаются, когда солнце находится в самом зените, вплоть до наступления времени полуденного намаза. Этот промежуток времени может меняться в зависимости от времени года. Если летом этот промежуток времени составляет 15-20 минут, то зимой он равен 2-30 минутам.

3) Так же одним из отрезков времени считающихся макрухом для совершения намаза является время, когда солнце становится оранжевым, переставая слепить глаза и до его захода. Это время наступает приблизительно за 15-20 минут до наступления времени вечернего намаза. В это время можно совершать только фард послеполуденного намаза, кроме него не совершаются ни нафиль-намазы, ни ваджиб-намазы.

Причина, по которой нежелательно совершать намазы после утреннего намаза и после послеполуденного намаза, состоит в том, чтобы не уподобляться тем, кто поклоняется солнцу, так как они совершают свое поклонение именно в это время. Что же касается причины нежелательности совершения полуденного намаза в тот момент, когда солнце находится в зените, состоит в том, что в соответствии с некоторыми риваятами именно в это время разжигается огонь в Аду (Муслим, Салятуль-Мусафирин).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *