Бисмилляhир Рахманир Рахим
ПРАЗДНИЧНЫЕ НАМАЗЫ
Байрам — это праздник для всех мусульман. Совершение коллективного праздничного намаза — символ братства и единства верующих.
Праздники являются милостью Аллаха, они играют большую роль в примирении и сближении мусульман.
В году есть два мусульманских праздника:
1. Рамазан-Байрам.
2. Курбан-Байрам.
Для тех, кому обязателен намаз аль-джум’а, праздничные намазы являются ваджибом. Праздничный намаз состоит из 2-х рака’атов и совершается джамаатом.
В этом намазе азан и икамат не читается. Праздничная хутба (проповедь) является сунной и читается после намаза. (Проповедь намаза аль-джум’а является фардом и читается до фард-намаза.)
Праздничный намаз отличается от других намазов тем, что в нем есть шесть дополнительных такбиров: три в первом рака’ате и три во втором.
КАК СОВЕРШАЮТСЯ ПРАЗДНИЧНЫЕ НАМАЗЫ
Праздничный намаз в Рамазан-Байрам.
1-й рака’ат.
1. Джама’ат (молящиеся) становятся ровными рядами за имамом. Совершают намерение: «Намерился выполнить намаз Рамазан-Байра-ма ради Аллаха следуя за имамом».
2. Имам подняв руки произносит: «Аллаху Акбар», джама’ат повторяет за имамом, затем молящиеся складывают руки на животе (женщины — на груди).
3. Имам и джама’ат читают шепотом дуа «Субханака». После этого произносят три дополнительных такбира следующим образом:
Первый такбир: Имам вслух (джама’ат шепотом) произносит такбир «Аллаху Акбар» поднимая при этом руки (как во время Такбирату-ль-иф-титах),
затем опускает руки. Второй такбир: после короткой паузы имам таким же образом делает второй такбир и опускает руки. Третий такбир: сделав паузу, имам делает третий такбир, после чего смыкает руки. Джамаат повторяет все действия за имамом.
4. Имам шепотом читает «А’узу-Бисмиллях», вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана. Джама’ат в это время ничего не читает, только слушает имама.
5. Имам и джама’ат совершают руку’у и суджуд, после чего встают на 2-й рака’ат и складывают руки.
2-й рака’ат.
6. Имам читает шепотом «Бисмиллях», затем вслух суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Потом так же, как и в первом рака’ате, имам громко произносит три такбира «Аллаху Акбар», делая паузу между ними. После третьего такбира, не смыкая рук, сказав «Аллаху Акбар», совершает руку’у и суджуды, после чего совершается последнее сидение.
7. Сидя, имам и джама’ат читают шепотом последовательно: «Ат-тахият», «Саляват», дуа «Раббана атина». Затем выполняют Ас-салям: завершают намаз, поворачивая голову направо и налево, произнося «Ассаляму ‘аляйкум ва Рахматуллах». После намаза имам читает хутбу (проповедь).
Праздничный намаз в Курбан-Байрам.
Этот намаз совершается так же, как праздничный намаз в Рамазан-Байрам. Отличается только намерение: «Намерился выполнить намаз Курбан-Байрама ради Аллах следуя за имамом». Как и в Рамазан-Байрам, имам читает хутбу после праздничного намаза.
ТАКБИР АТ-ТАШРИК
После каждого фард-намаза, начиная с намаза ас-субх дня Арафат и заканчивая намазом аль-аср 4-го дня праздника Курбан-байрам включительно,читается такбир Ат-ташрик:
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляллах Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиллахиль хамд».
Значение: «Аллах Велик, Аллах Велик, нет божества, кроме Аллаха, Аллах Велик и все восхваления Аллаху».
Этот такбир считается ваджибом как для джама’ата, так и для каждого человека в отдельности. Мужчины читают вслух, а женщины про себя.
После намаза Витр ваджиб такбир ат-ташрик не читается.
Если у кого-то в эти дни были долги по намазам, и он собрался возместить их в дни Ат-ташрик, то после их совершения он читает такбир Ат-ташрик.
А если он возместит их после этих дней, то такбир Ат-ташрик не читается.
Действия, которые желательно совершать в праздничные дни:
Встать утром пораньше, сделать гусуль, надеть самую красивую одежду. Мужчинам надушиться благовониями и отправиться в мечеть,. По пути быть приветливым, бедным раздавать садака (милостыню), поздравлять с праздником единоверцев. В праздничные дни следует навещать друзей и родственников, прощать обиды и мирить поссорившихся. Кроме этого следует раздавать садака за умерших родственников, навещать их могилы, читать для них Коран и дуа.
Это основные действия, которые желательно совершать в праздничные дни.
Ид аль-Адха, или Курбан-байрам — большой праздник для всех мусульман. Он отмечается с 10-го по 13-е число месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Курбан-Байрам завершает собой обряд Хаджа — паломничества в Мекку. Главными событиями первого дня Ид аль-Адха являются совершение праздничного намаза и принесение в жертву животного во имя Всевышнего.
Намаз праздника Ид аль-Адха является ваджибом для мужчин, для которых еженедельный пятничный намаз — фард (обязательный). Время праздничной молитвы наступает через 40—45 минут после восхода солнца. Это коллективный намаз, который совершается вслух и состоит из двух ракаатов. Азан и икамат перед намазом не читаются.
Праздничный намаз совершается следующим образом:
1. Молящиеся формулируют про себя намерение: «Я намереваюсь совершить за имамом праздничный намаз из двух ракаатов».
2. Имам и верующие вслед за ним призносят такбир «Аллаху Акбар» и затем читают про себя молитву «Субханака».
3. Имам и за ним молящиеся произносят три раза такбир, сопровождая его троекратным подъёмом рук, после чего складывают руки, как при обычной молитве, и читают про себя «А’узу билляхи минаш-шайтанир-раджим, бисмилляхир-рахманир-рахим». Затем имам произносит вслух суру «Фатиха» и несколько аятов из Корана, и верующие совершают поясной и земной поклоны.
4. Во втором ракаате намаза имам, прочитав про себя «Бисмилляхир-рахманир-рахим», вслух суру «Фатиха» и несколько аятов из Корана, три раза вместе с молящимися произносит такбир, сопровождая его каждый раз подъёмом рук. После четвёртого такбира совершаются поясной и земной поклоны, и праздничный намаз подходит к концу. Затем имам читает хутбу, которая является Сунной.
Жертвоприношение совершается в первые три дня праздника — 10, 11, 12 или 13 числа месяца Зуль-хиджа. Однако предпочтительнее проводить обряд в первый день. В городах, как правило, совершают жертвоприношение после праздничной молитвы. Если же человек по уважительной причине не принял участия, то он может принести жертву примерно через час после восхода солнца. Совершать курбан ночью является макрух — нежелательным действием.
Жертвоприношение — это поклонение Единому Аллаху. Пророка Ибрахим (алейхиссалям) стал для верующих примером покорности Воле Всевышнего. Исполняя пророческую миссию, он призывал народ отказаться от обожествления чего-либо или кого-либо, кроме Аллаха. Он был искренен в вере, стоек и смел на пути служения Истине. Всевышний ниспослал ему испытание: Ибрахим (алейхиссалям) должен был принести в жертву своего любимого сына Исмаила. Пророк проявил высочайшую покорность в намерении исполнить Волю Аллаха. Всевышний принял праведное намерение Своего посланника, а вместо Исмаила в жертву принесли животное.
При любых обстоятельствах Ибрахим (алейхиссалям) был постоянен в молитве и смирен. В суре «аш-Шуара» он обращался ко Всевышнему с дуа: «Господи! Даруй мне мудрость и причисли меня к праведникам, сохрани обо мне добрую молву в последующих поколениях; сделай меня одним из тех, кто наследует блаженный Рай; прости моего отца (наставив его на истинный путь), ибо он был в числе заблудших; не подвергай меня позору в День воскресения; в тот день, когда не пригодятся ни богатство, ни сыновья, кроме как тем, которые предстанут перед Аллахом с чистым сердцем» (Сура «аш-Шуара», 26 / 83—89).
Такбир ат-Ташрик
Такбир — это восхваляющие Всевышнего слова «Аллаху Акбар». Такбиром ат-Ташриком называют прославление Создателя: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илля-ллаху ва-ллаху акбар. Аллаху Акбар ва лилляхи-ль-хамд». Мусульмане произносят их, начиная с утреннего намаза девятого числа месяца Зуль-хиджа — за день до cтояния на Арафате и до предвечернего намаза четвёртого дня праздника Ид аль-Адха включительно после каждого коллективного фард-намаза. Такбир ат-Ташрик — ваджиб для свободных мужчин, которые не находятся в дороге. Это богослужение не является ваджибом для путников, женщин и мусульман, совершающих намаз в одиночестве.
Слушать такбир ат-ташрик:
Содержание
По мазхабу имама Абу Ханифы
‘Ид — это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.
Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних — это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).
Совершать ‘ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е. два ракаата и хутба. Для ‘ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.
Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала зуха-намаза. По времени же это будет спустя 30 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е. до зенита.
Порядок совершения ‘ид-намазов
Начинается намаз со слов «ассалату джамиа», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение (имам и ма’мумы) для праздничного намаза. Ма’мумы при намерении вторят имаму. После произнесения слов «Аллаху акбар» совершающие намаз за имамом ма’мумы складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субханака Аллаhума табарака исмука ва та’ала джаддука вала иляhа гайрука»). Затем имам начинает читать такбиры. Их еще называют добавленными. Это три такбира, не считая такбира при вступлении в намаз, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаhу акбар» или прочитать «субханаллаhи валхамдулилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар». После произнесения третьего добавленного такбира руки складываются на животе. Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «А’ла» вслух, затем совершают руку’ и сужуд и встают на второй ракаат. Имам читает суру «аль-Фатиха», затем желательно суру «аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и для предыдущего ракаата, три раза и четвертый такбир для руку’а. Совершают руку’ сужуд, читают «Аттахийяту» и, как обычно, выходят из намаза саламом. После салама остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь (о жертвоприношении или о празднике разговения, соответственно).
Такбир, читаемый в дни ташрика
Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.
Порядок чтения такбира таков: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар валилляhиль хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать — сунна.
Желательные действия в оба дня
В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.
По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения — про себя, в Курбан-байрам — вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться — другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.
Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.
Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.
Некоторые решения, связанные с обоими праздниками
Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.
Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.
Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый — 9 раз, второй — 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаhу акбар кабиран вальхамдулилляhи касиран ва субханаллаhи букратан ва асиля ля иляhа илляллаhу вахдаhу садака ва’даhу ва нассара ‘абдаhу ва а’аза джундаhу ва газамал ахзаба вахдаhу ля иляhа илля ллаhу валя на’буду илля иййяhу мухлисина лаhуддина ва ляв кариhал кафируна. Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин ва ‘аля асхаби Мухаммадин ва ‘аля азваджи Мухаммадин ва саллим таслима».
Зайнула Гамзатов
По мазхабу имама аш-Шафии
Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)».
После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву «Субхана ллаhи вальхамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар». А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ла».
Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаhу акбар» и прочесть молитву «Субхана ллаhи вальхамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль-Фатиха». После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Камар», или «ал-Гашия».
Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.
Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.
И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.
Ахмад Абдурашидов