Вронский и каренина

Бессмертный роман Льва Толстого «Анна Каренина», неоднократно уже экранизированный не только у нас, но и за рубежом, а также поставленный на сценах многих театров, стал своеобразным олицетворением стиля жизни той эпохи. Конечно, построен он в основном вокруг любовной линии, треугольника, вершиной которого и стала его героиня. А потому всему остальному, хотя и не менее важному, уделено не слишком много внимания. И только внимательные читатели всерьёз задумываются не только о пагубности связей на стороне (что очевидно), но и о дальнейшей судьбе детей Анны Карениной.

По мнению биографов, прообразом Анны Карениной стала старшая дочь А.С.Пушкина Мария Александровна

Сегодня, когда увлечение чтением и литературой у большинства не в чести, мало кто из современников, зная по именам главную героиню, её мужа или Вронского, вообще вспомнит о детях Анны Карениной. Тем не менее, после трагической смерти героини романа под колёсами поезда, на свете осталось двое детей — сын от мужа Алексея Каренина Сергей и дочь от Алексея Вронского Анна. Что же сталось с детьми после смерти матери? Оба оказались на воспитании у бывшего нелюбимого мужа отверженной всем светом аристократки. Как оказалось, её возлюбленный не готов к роли мужа и, тем более, отца. Да и сама Анна Каренина оказалась не лучшей матерью для малышки-дочери. Если к сыну она испытывала глубокую привязанность и любовь, то дочь такими чувствами обделила.

В одной из последних экранизаций романа роль Анны Карениной досталась Кире Найтли

Многие читатели романа с уверенностью утверждают, что и к сыну чувства Анны Карениной были не столь глубоки. Иначе она просто не смогла бы оставить его с отцом, последовав за возлюбленным. Любящая мать всегда сделает выбор в сторону ребёнка. Да и безрассудство, с которым Анна Каренина совершает самоубийство, наверняка зная, что обрекает своих двоих детей на сиротство, говорит о том же самом. Сложно даже представить, насколько тяжелы были первые годы жизни детей Анны Карениной после смерти матери, когда весь окружающий свет ещё прекрасно помнил историю её адюльтера, а отец, наверняка предававшийся горю и унынию, не слишком много внимания уделял не только приёмной дочери, но и собственному родному сыну. Хоть Алексей Каренин и проявил благородство, в знак прощения забрав на воспитание дочь Анны Карениной и Алексея Вронского, явно не способного стать заботливым и любящим отцом, вряд ли он нашёл в себе достаточно сил, чтобы окружить фактическую сироту любовью и заботой, а потому девочка наверняка росла в условиях нелюбви и невнимания.

Читайте в этой рубрике о дочери Ольги Шелест

Бетси Тверская образ и характеристика

1. Общая характеристика. Княгиня Бетси Тверская — второстепенный персонаж романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Это жена двоюродного брата Анны и самая близкая ее подруга. Бетси принадлежит к светскому кругу «балов, обедов, блестящих туалетов» и чувствует себя в нем, как дома. Она всеми силами способствовала сближению Карениной с Вронским.

2. Внешний вид. Бетси нельзя назвать красивой. У нее «длинное бледное лицо» и «плоский высокий стан». Чтобы выглядеть привлекательнее, Бетси тщательно пудрится и одевается всегда «по крайней последней моде».

3. Образ жизни и поведение. Княгиня Бетси — типичная светская ограниченная женщина. У нее нет никаких личных интересов и увлечений. Бетси во всем полагается на мнение общества. Она обладает умением поддержать разговор в светском кругу, направить его в нужное русло.

Бетси поддерживает любовную связь с Тушкевичем, но относится к этому, в отличие от Анны, очень легко. Главное для княгини — сохранить тайну и соблюсти для видимости приличия.

Тверская очень хитра и коварна. Она ко всем относится очень любезно, но за словами часто скрываются какие-то едва уловимые намеки и злая насмешка. Княгиня мастерски владеет «искусством притворства и лицемерия».

4. Предательство. Содействуя сближению Вронского со своей подругой, Бетси все же никогда не забывала о мнении большого света. Подчиняясь негласным нормам поведения в обществе, она была уверена, что любовники будут добиваться от мужа развода. Когда Бетси узнала, что она Анна не торопится с этим делом, ее отношение к подруге резко изменилось.

Посетив Анну в Петербурге после ее приезда с Вронским из-за границы, княгиня попросту взяла на себя роль очень смелой женщины. В этом поступке не было никакого сочувствия к Анне. На самом деле Бетси опасалась, что общение с «падшей женщиной» может повлиять на ее «блестящую» репутацию в свете. Она прямо заявила Анне, что не хочет ее знать, пока «положение будет неправильно». Такое решительное и бесповоротное прекращение дружеских отношений можно назвать только предательством.

5. Значение образа. Бетси Тверская — образец лицемерной и лживой великосветской дамы. Обманывая мужа сама, она подталкивает к измене Анну, намеренно ставя ее в такое же положение. Бетси привыкла жить в постоянном притворстве, поэтому не может понять, как тяжело приходится ее честной и искренней подруге. Как только «падшая женщина» была осуждена обществом, Бетси тут же поспешила «отречься» от нее. Таким образом она также косвенно повинна в самоубийстве Анны Карениной.

Алексей Вронский любит военную службу. Сослуживцы любят и уважают Вронского за его личные качества:

«Полковые интересы занимали важное место в жизни Вронского и потому, что он любил полк, и еще более потому, что его любили в полку. В полку не только любили Вронского, но его уважали и гордились им, гордились тем, что этот человек, огромно богатый, с прекрасным образованием и способностями, с открытою дорогой ко всякого рода успеху и честолюбия и тщеславия, пренебрегал этим всем и из всех жизненных интересов ближе всего принимал к сердцу интересы полка и товарищества. Вронский сознавал этот взгляд на себя товарищей и, кроме того, что любил эту жизнь, чувствовал себя обязанным поддерживать установившийся на него взгляд.» Вронский страстно влюбляется в замужнюю даму Анну Каренину, которая отвечает ему взаимностью. Влюбленные тайно встречаются. Муж Анны (Алексей Каренин) узнает о ее изменах. Вскоре у Анны и Вронского рождается дочь: «…ту сильную страсть, которая теперь наполнила всю его жизнь.» «…страсть, связывавшая их, была так сильна, что они оба забывали обо всем другом, кроме своей любви.» «…они не знают, что без этой любви для нас ни счастья, ни несчастья – нет жизни», – думал он.» Ради любви к Анне Вронский жертвует своей карьерой. Чтобы быть с Анной, он отказывается от повышения по службе, а затем уходит в отставку в звании полковника: «…сын отказался от предложенного ему, важного для карьеры, положения, только с тем, чтоб оставаться в полку, где он мог видеться с Карениной, узнала, что им недовольны за это высокопоставленные лица…» «Вронский был в эту зиму произведен в полковники, вышел из полка и жил один.» (часть 4 глава II) «…он пожертвовал честолюбием для нее, никогда не показывая ни малейшего сожаления.» «…отрекшийся от света, связей, честолюбия для любимой женщины.» «Но бедный сын мой отдался весь ей. Бросил все – карьеру, меня…» Некоторое время Вронский чувствует себя счастливым с Анной. Но в конце концов их отношения ухудшаются. Вронский страдает от того, что Анна ограничивает его свободу и ревнует его. Вронский ведет себя с Анной все более холодно, хотя и любит ее. В конце концов, глубоко страдая и находясь в отчаянии, Анна Каренина кончает жизнь самоубийством:
«…нужно было заявить свои права на свободу пред Анной…» «Вронский умолял ее успокоиться и уверял, что нет призрака основания ее ревности, что он никогда не переставал и не перестанет любить ее, что он любит больше, чем прежде.»
«Я знаю, что с той первой минуты я пожертвовала ему всем! И вот награда! О, как я ненавижу его!» После самоубийства Анны Вронский долго не может прийти в себя:
«Этого нельзя себе представить! Шесть недель он не говорил ни с кем и ел только тогда, когда я умоляла его. И ни одной минуты нельзя было оставить его одного. Мы отобрали все, чем он мог убить себя; мы жили в нижнем этаже, но нельзя было ничего предвидеть.» По мнению матери Вронского, Анна Каренина свои самоубийством погубила не только себя, но убила самого Вронского:
«Вот она и доказала. Себя погубила и двух прекрасных людей – своего мужа и моего несчастного сына.» «…и тут‑то она еще не пожалела его, а нарочно убила его совсем. Нет, как ни говорите, самая смерть ее – смерть гадкой женщины без религии. Прости меня Бог, но я не могу не ненавидеть память ее, глядя на погибель сына.»По словам Вронского, после гибели Анны его жизнь ничего не стоит и не имеет ничего приятного:
«…сказал Вронский. – Извините меня. Приятного в жизни мне нет.» «Я, как человек, – сказал Вронский, – тем хорош, что жизнь для меня ничего не стоит. А что физической энергии во мне довольно, чтобы врубиться в каре и смять или лечь, – это я знаю. Я рад тому, что есть за что отдать мою жизнь, которая мне не то что не нужна, но постыла. Кому‑нибудь пригодится.» Вронский чувствует, что своим самоубийством Анна наказала его за холодность и непонимание и заставила раскаиваться всю жизнь:
«…выражение, как бы словами выговаривавшее то страшное слово – о том, что он раскается, – которое она во время ссоры сказала ему.» «Он помнил ее только торжествующую, свершившуюся угрозу никому не нужного, но неизгладимого раскаяния. Он перестал чувствовать боль зуба, и рыдания искривили его лицо.» После гибели Анны Вронский, раздавленный горем, отдает свою маленькую дочь Анну на воспитание Алексею Каренину. Позже Вронский жалеет об этом, но не считает возможным вернуть дочь себе:
«Он взял ее дочь. Алеша в первое время на все был согласен. Но теперь его ужасно мучает, что он отдал чужому человеку свою дочь. Но взять назад слово он не может. Каренин приезжал на похороны.»Оставшись один, Вронский теряет смысл жизни. В поисках смерти он едет на войну в Сербию:
«С Вронским! Он едет в Сербию.» «Это Бог нам помог – эта сербская война. Я старый человек, ничего в этом не понимаю, но ему Бог это послал.»
Это был цитатный образ и характеристика Алексея Вронского в романе «Анна Каренина»: описание внешности, характера, личности и биографии героя.
Смотрите:
Все материалы по роману «Анна Каренина»
Все материалы по творчеству Льва Толстого

Меню статьи:

  • Предыстория: «Анна Каренина» в контексте творчества Льва Толстого
  • Манера Льва Толстого и образ Вронского
  • Образ Вронского на первых страницах
  • Вронский и «экватор» книги
  • Финал: подведение итогов в образе героя
  • Контрасты и противопоставления на страницах романа
  • Вронский CONTRA Левин CONTRA Каренин
  • Черты характера офицера
  • Динамика образа Вронского
  • Если бы у Вронского был паспорт…
  • Происхождение героя
  • Петербург и «золотая молодежь»
  • Красота юноши
  • Внутренние качества героя
  • Появление Анны
  • Трансформация образа Вронского
  • Кризис в отношениях
  • После смерти Анны

«Анна Каренина» – одно из самых душераздирающих произведений Льва Толстого. Русский автор работал над этим текстом с 1873-го по 1877-й год. Вронский, в свою очередь, – яркий, самобытный герой. Отношение читателей романа к Вронскому меняется по мере прочтения текста. Но именно в динамичности, непредсказуемости, психологической глубине его образ так сильно привлекает внимание. Эта статья посвящена детальному анализу образа Вронского в шедевре Льва Толстого.

Предыстория: «Анна Каренина» в контексте творчества Льва Толстого

Этот роман – в каком-то смысле исключение. Толстой – как автор – отличался склонностью к морализаторству, консерватизму. Писатель обращался к образам высокой нравственности, изобретал психологически стабильных персонажей. Но Лев Николаевич никогда не проявлял в отношении своих героев излишней строгости. Образ Вронского тоже отображен объективно и по-отцовски снисходительно.

«Анна Каренина» интересна тем, что автор выступил здесь тонким мастером светотени. Толстой продемонстрировал, что черно-белые цвета в жизни отсутствуют. Вместо черно-белой палитры перед человек предстает гамма с множеством оттенков.

Персонажи романа изображаются в динамике: герои переживают подъем и упадок, развитие и деградацию. Толстой представляет мыслящих, живых персонажей.

Манера Льва Толстого и образ Вронского

Лев Толстой писал внимательно и педантично, не упуская ни одной детали. Образ офицера тоже выстроен со всей придирчивостью и дотошностью. Писатель представляет на читательский суд динамику личности Вронского: человек в конце книги совсем не тот, что в начале.

Образ Вронского на первых страницах

Вронский меняется внешне. Эти перемены носят знаковый, символический характер. В начале книги герой имеет плотное телосложение, розовые щеки с румянцем, белые зубы. Вронский любит жизнь во всех ее проявлениях: женщины, кутежи, веселье, щегольство, красивая одежда. Офицер тщательно следит за внешностью. Толстой наделяет своего героя чертами нарциссизма.

Вронский и «экватор» книги

В середине повествования читатель замечает изменения в личности Вронского: офицер переживает деградацию. Внешность мужчины блекнет, тускнеет: появилась залысина, борода, длинные волосы. Герой трудно переносит навалившуюся на его плечи ответственность. Волнения, переживания сказываются на Вронском не лучшим образом. Некогда бравый офицер и щегол, постаревший Вронский редко выходит в свет.

Стиль автора в описании героя тоже меняется. Писатель не останавливается на нарядах героя, на золотых пуговицах и красивых зубах. Причина подобных перемен – роман с Анной. Эта связь оказалась не легкой интрижкой, а тяжелой любовью. Вронский переживает психологическую травму, чувства причиняют мужчине страдания. Душа офицера не готова к такого рода эмоциям, поэтому чувства усугубляют состояние героя.

Финал: подведение итогов в образе героя

В конце произведения Вронский – это отчаявшийся, преждевременно постаревший человек. Черты лица героя словно застыли, «окаменели». Писатель детально описывает изменившийся взгляд офицера: радость жизни в глазах Вронского сменилась болью.

Драма пришлась не по вкусу оптимистичному юноше. Настоящая любовь вынудила Вронского забыть прежнее легкомыслие и ветреность. Толстой представляет здесь разрыв, существующий между традициями воспитания и реальностью.

Контрасты и противопоставления на страницах романа

Толстой любил классифицировать и противопоставлять действующих лиц в рамках конкретного произведения. Автор обращается к бинарным оппозициям: мужские персонажи – женские образы, начало романа – завершение текста. В этом романе образ Анны противостоит образу Китти, сцена бала противопоставляется началу произведения, образ Вронского контрастирует с образом Левина. В тексте присутствует и сравнение Анны с госпожой Тверской.

Вронский CONTRA Левин CONTRA Каренин

Сравнение Вронского с Левиным – самое явное в произведении русского гения. Также образ Вронского явно противостоит образу супруга Анны. Толстой не симпатизирует Вронскому, выявляя в офицере недостатки. На фоне Алексея и Левин, и Каренин смотрятся выигрышно.

Толстой прямо не винит Алексея в гибели Анны. Вина героя – косвенная. Вронский не мог сравниться с возлюбленной в глубине мировоззрения. Муж Карениной куда лучше понимал свою супругу. Каренин отличался толерантностью, глубиной восприятия мира, внимательностью.

Вронский искренне любил Анну, выказывал готовность к самопожертвованию. Но он не сумел понять Каренину.

Черты характера офицера

Вронский любит светскую жизнь, балы и развлечения. Мужчина отличается поверхностным восприятием жизни и людей вокруг. Каренин, супруг Анны, изображается высокоинтеллектуальным мужчиной. Левин наделяется инстинктами, животным чутьем, энергией. Эти черты отсутствуют у Алексея.
Вронский не изображается глупым, пассивным или обделенным талантами. На первый взгляд кажется, что это блестящий мужчина:

  • У Алексея есть энергия и желания;
  • Герой отличается военным талантом;
  • Алексей изображен честным, дружелюбным, искренним, хорошо воспитанным и образованным, благородным молодым человеком;
  • Вронский наделен артистическими склонностями, умеет рисовать;
  • Офицер склонен также к общественной деятельности, реформам (чем и занимается в своем имении).

Роман с замужней женщиной помешал карьерному успеху офицера. Дела, за которые брался герой, не заканчивались успехов. Причина – неспособность Вронского посвятить себя одному делу или одной любви. Вронский мог бы добиться высот, если бы не распылялся на мелочи. Писатель подчеркивает, что вина мужчины состоит лишь в его поверхностности.

Динамика образа Вронского

Герой отличается одним существенным минусом: неспособностью воспринимать чувства других людей. Часто мужчина не осознает последствий своих действий.

Если бы у Вронского был паспорт …

Толстой, таким образом, обращается к частной жизни и нюансам семейных отношений высшего света. В центре внимания – Петербург и Москва. На дворе XIX век. Представим на минуту, что у героя есть паспорт. Что бы читатель мог узнать из этого документа про Алексея?

Во-первых, в начале Вронский не знает, что такое семья и брак. Толстой называет отношение героя к матери почтительным. Но Алексею был чуждым подчеркнуто светский образ жизни. Сам же он начинает вести похожую жизнь в Северной столице. Автор наделяет молодого человека романтической репутацией. В целом, герой производит положительное впечатление доброго, милого юноши. Но в личности Вронского кроется червоточина.

Образ Вронского – цельный, законченный, полный. Герой наделяется добротой, твердостью, мужеством, настоящим благородством натуры. Среди недостатков личности Алексея – отсутствие глубины и интеллектуальных претензий.

Происхождение героя

Автор описывает двадцатипятилетнего красавца – Алексея Кирилловича Вронского.

Толстой прямо не говорит о происхождении офицера. Общество спорит о том, кто же Вронский на самом деле. Автор говорит, что семья юноши богатая и знатная. Это объясняет привилегии, которыми герой наделяется в обществе.

Алексей учился в Пажеском корпусе, служил в полку (флигель-адъютантом) вместе с представителями знати. Сам Вронский принадлежал к графскому роду.

Как и остальные произведения Толстого, повесть”Хаджи-Мурат”несет на себе отпечаток масштабной литературной работы, проделанной автором. Предлагаем читателям ознакомиться с ее описанием

У героя трудные отношения с родителями. Отца Вронский практически забыл. Мужчина уважает мать, но не ощущает с ней связи, не чувствует к ней любви. Более того: Алексей осуждал стиль жизни – легкомысленный, светский, который вела его мать. Вронский не поощрял склонность матери к любовникам и разгульной жизни. Также автор упоминает брата Вронского.

Петербург и «золотая молодежь»

Алексей принадлежал к людям, которых называют «золотая молодежь». Богатство, большие связи облегчали жизнь молодого человека. Петербург радовал Алексея беззаботностью и роскошью.

Но даже здесь героя порой настигала скука. Вронский страдал самонадеянностью и самоуверенностью. Мужчина отличался благородной натурой, но пресыщение жизнью толкало его на необдуманные поступки. Так, герой от скуки ухаживает за Китти – без серьезных намерений.

Принадлежность героя к прослойке знати и богачей скорее играет против него, чем за. «Золотая молодежь» характеризуется шаблонными представлениями о людях, об отношениях между людьми. Представители знати не задумываются о смысле жизни, лишены глубокого мировоззрения.

Молодежь смотрит на искренность, на приоритет действий над словами, на семейный очаг как на устаревшие ценности. Молодые люди смеются над верностью и целомудрием.

Красота юноши

Писатель делает акцент на красоте Вронского: темные обстриженные волосы, добродушно-красивое выражение лица, спокойное и твердое выражение лица, новый мундир, красота взгляда.

Герой любил смеяться. Толстой описывает это смех веселым, здоровым, обнажающим белый ряд зубов молодого человека. Улыбка веяла добродушием, открытостью, спокойствием. Голос мужчины наполнен мягкостью, приятными, негромкими нотами.

Внутренние качества героя

Внешняя, показная жизнь мужчины отличалась легкомыслием. Однако внутри Вронский был глубоко дисциплинированным человеком. Об этом, в частности, говорит Анна. Алексей ненавидит беспорядок.

Образ Платона Каратаева, героя романа Льва Толстого «Война и мир” в контексте эпопеи воплощает совокупность черт, ассоциируемых с русским мужиком, простым крестьянином, имеющим собственную философию. Предлагаем читателям ознакомиться с его характеристикой.

Писатель называет Вронского решительным, честолюбивым человеком. Алексей не привык оправдываться или объяснять свои поступки. Мужчина живет по правилам, которые сам же изобрел. Правила были неразумными, нехорошими, однако мужчина четко соблюдал этот нормативный свод.

Появление Анны

Встреча с Анной изменила Алексея. Герой ощутил искреннюю любовь. Вронский не пожалел для отношений с любимой карьеры, которая пошла прахом. Алексей взрослеет, любовь делает личность героя зрелой. В характере Вронского просыпается ответственность, серьезность.

Но судьба приготовила мужчине два неприятных сюрприза:

  • Скачки. Алексей привык всегда одерживать победу. Но на скачках Вронский ошибается. Эта роковая ошибка приводит к гибели любимой лошади героя. Алексей расстроен и несчастен. Тревогу усиливает ожидание ребенка: Анна беременна.
  • Болезнь Любимой. Анна пережила тяжелые роды. Алексей осознает, что в Карениной заключается вся его жизнь. Страх потерять любимую толкает Вронского на самоубийство. Но мужчина остается жив.

После этих событий пара покидает страну, живет за границей.

Трансформация образа Вронского

Любовь к Анне меняет Алексея. Из юноши герой превращается в мужчину. Прежняя легкомысленность сменяется зрелостью. Анна пробуждает в молодом человечке умение сострадать, способность ощущать жалость и сочувствие.

Анна вносит хаос в прежний порядок и размеренность жизни Вронского. Стихийность чувств, страсти мучит героя. Вронский преследует возлюбленную, добивается встречи, близости. Алексей осознает, что существует разница между влюбленностью и любовью.

Сближение с Карениной потребовало от Алексея изменений в образе жизни. Молодому человеку пришлось стать более решительным, готовым к переменам. Это долгое время причиняло герою дискомфорт.

Финал трансформаций и декаданса в жизни Вронского настал с рождением ребенка, болезнью возлюбленной и желанием покинуть этот мир. В этой ситуации характеры персонажей меняются, Толстой демонстрирует неоднозначность натуры каждого из героев. Например, супруг Анны показывает себя благородным и возвышенным человеком, потому что готов простить жене адюльтер.

Кризис в отношениях

Начало заграничной жизни положительно сказалось на душевном состоянии героя. Но вскоре Анна с Вронским начали ссориться: в отношениях настал кризис. Анна ревнует возлюбленного, это разрушает любовь мужчины к Карениной.

После смерти Анны

Гибель женщины стала результатом затянувшегося кризиса. Алексей мучается из-за криков совести. В последнее время Вронский относился к Анне холодно, отстраненно. Герой не в силах простить себе смерть любимой.

В итоге, офицер едет воевать, надеясь погибнуть в сражении.

5 / 5 ( 1 голос ) Виктория Давыдова

Образ и характеристика Анны Карениной: описание внешности и характера

Полное имя героини — Анна Аркадьевна Каренина (в девичестве Облонская):
«…сестра Анна Аркадьевна будет завтра…»Анна Каренина — сестра Стивы Облонского, одного из центральных героев романа:
«…Анна Аркадьевна, любимая сестра Степана Аркадьича…»Анна Каренина замужем за Алексеем Карениным, одного из важнейших лиц в Петербурге. Муж старше Анны на 20 лет. Супруги женаты уже 8 лет (в начале романа):

«Но Алексея Александровича, моего знаменитого зятя, верно, знаешь.» «…Анна, золовка, была жена одного из важнейших лиц в Петербурге и петербургская grande dame.» «Сколько раз во время своей восьмилетней счастливой жизни с женой…» «…ты вышла замуж за человека, который на двадцать лет старше тебя. Ты вышла замуж без любви или не зная любви.» У Анны Карениной и ее мужа есть сын Сережа (мальчику 8 лет в начале романа). Анна очень любит своего сына:
«У Анны Аркадьевны, – сказала графиня, объясняя сыну, – есть сынок восьми лет, кажется, и она никогда с ним не разлучалась и все мучается, что оставила его.» «…я покажу моего Сережу, – прибавила она с гордою материнскою улыбкой.» «…он был прелестен с своими белокурыми кудрями, голубыми глазами и полными стройными ножками в туго натянутых чулках.» (описание сына Анны) Анна Каренина — молодая женщина. Возраст Анны не указан в романе, но, судя по всему, ей около 26-30 лет (Вероятно, она вышла замуж в возрасте 18-22 лет. В браке она состоит уже 8 лет.):
«…для вас, для молодой, хорошенькой женщины, еще рано в эту богадельню.» Анна Каренина — женщина из высшего света Петербурга:
«…по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету.» «…как ее примет эта петербургская светская дама, которую все так хвалили.»О внешности Анны Карениной известно следующее:
«…она была очень красива…» «…в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что‑то особенно ласковое и нежное.» «Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице…» «…Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы.» «Он пожал маленькую ему поданную руку и, как чему‑то особенному, обрадовался тому энергическому пожатию, с которым она крепко и смело тряхнула его руку. Она вышла быстрою походкой, так странно легко носившею ее довольно полное тело.» «Она сняла платок, шляпу и, зацепив ею за прядь своих черных, везде вьющихся волос, мотая головой, отцепляла волоса.» «Из‑за густых ресниц ее блестящих глаз вдруг показались слезы. Она пересела ближе к невестке и взяла ее руку своею энергическою маленькою рукой.» «Анна непохожа была на светскую даму или на мать восьмилетнего сына, но скорее походила бы на двадцатилетнюю девушку по гибкости движений, свежести и установившемуся на ее лице оживлению, выбивавшемуся то в улыбку, то во взгляд, если бы не серьезное, иногда грустное выражение ее глаз, которое поражало и притягивало к себе Кити.» «…держать ее маленькую руку…» «Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, но в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью. Все платье было обшито венецианским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была незаметна. Заметны были только, украшая ее, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчугу.» (наряд Анны на балу) «…ее прелесть состояла именно в том, что она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней. И черное платье с пышными кружевами не было видно на ней; это была только рамка, и была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе веселая и оживленная.» «Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что‑то ужасное и жестокое в ее прелести.» «…Анна покраснела до ушей, до вьющихся черных колец волос на шее.» «Склонив свою чернокурчавую голову, она прижала лоб к холодной лейке, стоявшей на перилах, и обеими своими прекрасными руками, со столь знакомыми ему кольцами, придерживала лейку. Красота всей ее фигуры, головы, шеи, рук каждый раз, как неожиданностью, поражала Вронского.» «…своими блестящими из‑за длинных ресниц глазами.» «…она быстрым движением подняла свои красивые, покрытые кольцами руки…» «Кроме ума, грации, красоты, в ней была правдивость.» «…Вронский в ее красивом лице вдруг увидал то самое выражение лица…» «Он не знал прежде Анны и был поражен ее красотой и еще более тою простотой, с которою она принимала свое положение. Она покраснела, когда Вронский ввел Голенищева, и эта детская краска, покрывшая ее открытое и красивое лицо, чрезвычайно понравилась ему.» «особенно выгодно выставлявшим ее яркую красоту.» «…Вронский вдруг увидал голову Анны, гордую, поразительно красивую и улыбающуюся в рамке кружев.» «Постанов ее головы на красивых и широких плечах…» «…спросил ее Весловский. – Она очень привлекательная женщина.» «Красивая голова ее с выбившимися черными волосами из‑под высокой шляпы, ее полные плечи, тонкая талия в черной амазонке и вся спокойная грациозная посадка поразили Долли.» «Несмотря на элегантность, все было так просто, спокойно и достойно и в позе, и в одежде, и в движениях Анны, что ничего не могло быть естественней.» «Анна взяла своими красивыми, белыми, покрытыми кольцами руками ножик и вилку…» «И как ни белы, как ни прекрасны ее обнаженные руки, как ни красив весь ее полный стан, ее разгоряченное лицо из‑за этих черных волос…» «Это была не картина, а живая прелестная женщина с черными вьющимися волосами, обнаженными плечами и руками и задумчивою полуулыбкой на покрытых нежным пушком губах, победительно и нежно смотревшая на него смущавшими его глазами. Только потому она была не живая, что она была красивее, чем может быть живая.» «Все такая же и так же привлекательна. Очень хороша! – сказала Кити…» «…голова с своими тяжелыми косами и вьющимися волосами на висках, и на прелестном лице…»У Анны милый грудной смех:
«…она весело засмеялась тем милым грудным смехом, который был одною из главных ее прелестей.»
Анна Каренина — грациозная женщина:
«…по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре…» «…до тех пор, пока не скрылась ее грациозная фигура…» У Анны Карениной маленькие, ловкие, быстрые руки:
«…своими маленькими ловкими руками она отперла и заперла красный мешочек…» «Анна Аркадьевна отцепляла маленькою быстрою рукой кружева рукава от крючка шубки…» У Анны Карениной легкая, решительная, твердая походка:
«…она встала и своею легкою, решительною походкой пошла за альбомом.» «…своим быстрым, твердым и легким шагом, отличавшим ее от походки других светских женщин…» «…пошла своим легким и быстрым шагом навстречу сыну.»У Анны Карениной чрезвычайно прямая осанка:
«Она стояла, как и всегда, чрезвычайно прямо держась,» «Каренина стояла неподвижно, держась чрезвычайно прямо…» «В гостиную входила Анна. Как всегда, держась чрезвычайно прямо…»Анна Каренина — милая женщина:
«Не правда ли, очень мила? – сказала графиня про Каренину.» «Вы одна из тех милых женщин, с которыми и поговорить и помолчать приятно.» «Очень мила, – сказала старушка.»Анна Каренина — прекрасная, прелестная женщина:
«»Да, что‑то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней», – сказала себе Кити.» «Каренина прекрасная женщина. Мужа ее я не люблю, а ее очень люблю.»Анна Каренина — всеобщая любимица в высшем свете (до ее разрыва с мужем):
«…Она такая славная, милая. Что же ей делать, если все влюблены в нее и, как тени, ходят за ней?»Анна Каренина — простая, естественная в обращении женщина:
«Кити чувствовала, что Анна была совершенно проста и ничего не скрывала…» «…была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе веселая и оживленная.»Анна Каренина — сильная, честная, правдивая личность, которой тяжело жить в обмане:
«…как она, со своею сильною, честною натурой, могла переносить это положение обмана и не желать выйти из него…» «…Анна, для которой ложь, чуждая ее природе…» «…я не люблю лгать, я не переношу лжи…» «Кроме ума, грации, красоты, в ней была правдивость.» Анна Каренина — красивая, умная, образованная, но при этом простая, душевная, сердечная женщина:
«…Левин все время любовался ею – и красотой ее, и умом, образованностью, и вместе простотой и задушевностью.» «Не то что умна, но сердечная удивительно.» Анна Каренина — религиозная женщина. Она была воспитана в религии:
«…она никогда не сомневалась в религии, в которой была воспитана…»По мнению Левина, Анна Каренина — необыкновенная, удивительная, милая женщина:
«»Какая удивительная, милая и жалкая женщина», – думал он, выходя со Степаном Аркадьичем на морозный воздух.» «Да, – задумчиво отвечал Левин, – необыкновенная женщина!» Анна была воспитана своей теткой Катериной Павловной и выросла в провинциальном городе. Вероятно, Анна с детства является сиротой:
«…Катерина Павловна, та самая, которая воспитывала Анну…» «Мысли о том, куда она поедет теперь – к тетке ли, у которой она воспитывалась…» Анна хорошо разбирается в людях:
«…Анна, с своим знанием людей, могла взять к своей девочке такую несимпатичную, нереспектабельную англичанку…»Анна Каренина — женщина с сердцем:
«Она прежде всего женщина с сердцем, ты вот увидишь. Теперь у ней девочка англичанка и целое семейство, которым она занята.»По мнению Долли Облонской, Анна Каренина — прекрасная женщина:
«Она прекрасная женщина.» Прожив с мужем 8 лет, Анна Каренина влюбляется в офицера Алексея Вронского. Влюбленные тайно встречаются, но об этом вскоре узнает весь свет. Анна мучается из-за того, что изменяет мужу и врет ему:
«…это не игрушка, эта женщина дороже для меня жизни.» (Вронский об Анне) «…страсть, связывавшая их, была так сильна, что они оба забывали обо всем другом, кроме своей любви.» «…не раз замеченное в ней чувство стыда за эту необходимость обмана и лжи.» Встретив Вронского, Анна обретает счастье, которого раньше не испытывала с мужем:
«Я несчастлива? – сказала она, приближаясь к нему и с восторженною улыбкой любви глядя на него, – я – как голодный человек, которому дали есть. Может быть, ему холодно, и платье у него разорвано, и стыдно, но он не несчастлив. Я несчастлива? Нет, вот мое счастье…»Вскоре в результате тайной связи у Анны и Вронского рождается дочь Анна. Анна оставляет мужа и сына, чтобы быть с Вронским.
Оставив законного мужа ради Вронского, Анна теряет свою «добрую славу» и становится «падшей женщиной» в глазах высщего общества, в котором еще недавно была так уважаема и любима:
«Я знаю, что меня в моем положении не может принимать ни одна порядочная женщина.» «…как она могла, сделав несчастие мужа, бросив его и сына и потеряв добрую славу, чувствовать себя энергически‑веселою и счастливою.» «…любовались спокойствием и красотой этой женщины и не подозревали, что она испытывала чувства человека, выставляемого у позорного столба.»Живя с Вронским, Анна первое время чувствует себя счастливой (например, во время путешествия по Европе). Однако со временем она начинает ревновать Вронского. Она боится, что он ее разлюбит. Анна надеется развестись с мужем и выйти замуж за Вронского, чтобы он не оставил ее:
«И так же, как прежде, занятиями днем и морфином по ночам она могла заглушать страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее. Правда, было еще одно средство: не удерживать его, – для этого она не хотела ничего другого, кроме его любви, – но сблизиться с ним, быть в таком положении, чтобы он не покидал ее. Это средство было развод и брак.»Живя с Вронским, Анна Каренина не видит своего сына Сережу (за исключением одной тайной встречи в Петербурге). Каренин запрещает Анне видеться с сыном, из-за чего она чувствует себя несчастной:
«Я несчастна от разлуки с сыном.»Анна Каренина не любит свою маленькую дочь Анну, которая родилась от Вронского:
«Как она ни старалась, она не могла любить эту девочку, а притворяться в любви она не могла.»»…новорожденная дочь Анны, названная тоже Анной, заболела.»»…при виде этого ребенка ей еще яснее было, что то чувство, которое она испытывала к нему, было даже не любовь в сравнении с тем, что она чувствовала к Сереже. Все в этой девочке было мило, но все это почему‑то не забирало за сердце.» Анна Каренина одинаково сильно любит сына Сережу и своего возлюбленного Алексея Вронского:
«Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа – Сережу и Алексея.»В конце концов отношения Анны и Вронского ухудшаются. Анна ненавидит Вронского за то, что она пожертвовала всем ради него, но теперь эти отношения не приносят ей счастья:
«Я знаю, что с той первой минуты я пожертвовала ему всем! И вот награда! О, как я ненавижу его!» «Прежде чем навсегда уехать, я скажу ему все. Никогда никого не ненавидела так, как этого человека!» – думала она.»Глубоко страдая от своей любви и несчастного положения, Анна Каренина кончает жизнь самоубийством. Вронский понимает, что своим самоубийством Анна наказывает его за его непонимание и холодность:
«…жестоко‑мстительною, какою она вспоминалась ему в последнюю минуту.» «…она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела подняться, откинуться; но что‑то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи, прости мне все!» – проговорила она, чувствуя невозможность борьбы.»После смерти Анны Карениной Вронский глубоко страдает и теряет смысл жизни. Он отдает дочь Анну на воспитание Алексею Каренину и отправляется на войну в поисках смерти.
Это был цитатный образ и характеристика Анны Карениной в одноименном романе «Анна Каренина»: описание внешности и характера героини.
Смотрите:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *