Все ереси

§ 3. Средневековые ереси

Эксплуатация и насилие, произвол и неравенство, которые имели место в Средние века, вызывали протест угнетенных. При доминирующем положении религии в общественном сознании средневековья такой классовый протест не мог не облечься в религиозную оболочку. Он принял в Западной Европе форму
118 Глава 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века
различных отклонений от доктрины и практики римско-католической церкви, папства. Течения, оппозиционные либо прямо враждебные официальному вероучению, получили наименование ересей.
На первом этапе эволюции феодальных отношений (конец V – середина XI в.) существовавшие в Западной Европе ереси еще не имели массовой базы. В XI–XII вв. произошел подъем еретических движений. В них стали принимать участие уже довольно значительные группы людей. Районами их распространения явились Северная Италия, Южная Франция, Фландрия, отчасти Германия – места интенсивного развития городов. В XI–XIII вв. поток оппозиционных еретических движений не был строго дифференцирован по социально-сословным признакам. Позднее, в XIV–XV вв., отчетливо выделились в самостоятельные течения плебейско-крестьянские и бюргерские (городские) ереси.
Одно из первых крупных еретических движений, имевших европейский резонанс, – богомильство (Болгария, Х–XIII вв.). Богомильское учение отражало настроения закрепощаемых болгарских крестьян, которые выступили против феодальноцерковной эксплуатации и национального угнетения страны Византийской империей. Взгляды, аналогичные богомильским и выраставшие примерно на одинаковой (с богомильством) социальной почве, проповедовали в Западной Европе в XI–XIII вв. катары, патарены, альбигойцы, вальденсы и др.
Оппозиционный характер упомянутым ересям придавала прежде всего содержавшаяся в них острая критика современной им католической церкви. Резко осуждались ее иерархическая структура и пышная обрядность, неправедно нажитые ею богатства и погрязшие в пороке священнослужители, извратившие, по убеждению еретиков, подлинное учение Христа. Пафос большинства этих ересей заключался, в частности, в том, что они клеймили установившееся и все усиливавшееся неравенство (особенно имущественное), отвергали собственность, порицали наживу. Для богомилов, катаров, вальденсов была неприемлема не только официальная церковь и ее институты; они отрицали также государственность, весь строй социальной жизни.
Программы еретических движений, выразившие интересы самых обездоленных, плебейско-крестьянских масс, призывали верующих вернуться к раннехристианской организации церкви. Библия стала в руках еретиков грозным и мощным орудием в их борьбе против римско-католической церкви. Тогда последняя
119 § 3. Средневековые ереси
просто-напросто запретила мирянам (булла папы Григория IX, 1231 г.) читать главную книгу христианства.
Самые радикальные из еретических течений восприняли еще и некоторые идеи манихейства. Манихеи объявляли весь телесный мир (природно-космический и социальный, человеческий) порождением дьявола, извечным воплощением зла, заслуживающим лишь презрения и уничтожения. Подобное огульное очернение мира в целом, равно как и отнесение чаемого идеала к прошлому, искажало действительные общественно-политические потребности народных масс того времени; оно ослабляло притягательную силу еретических движений.

Как уже было сказано, в XIV–XV вв. в общем потоке оппозиционных еретических движений отчетливо вырисовывались два самостоятельных течения: бюргерская и крестьянско-плебейская ереси. Первая отразила общественно-политические интересы зажиточных слоев горожан и примыкавших к ним социальных групп. Бюргерская ересь тесно соприкасалась с бюргерскими же концепциями государства, в которых теоретически осмысливалась назревшая потребность образования единой национальной государственности. Политический лейтмотив этой ереси – требование «дешевой церкви», означавшее установку на упразднение сословия священников, ликвидацию их привилегий и богатств, возврат к простому строю раннехристианской церкви.
Видные представители бюргерской ереси – доктор богословия и профессор Оксфордского университета в Англии Джон Уиклиф (1324–1384) и чешский теолог Ян Гус (1371–1415). Дж. Уиклиф настаивал на независимости английской церкви от римской курии, оспаривал принцип непогрешимости пап и возражал против вмешательства церковных кругов в дела государства. Вместе с тем он отклонял уравнительные лозунги крестьянско-плебейских идеологов, полагая наличную частную собственность и деление общества на сословия идущими от бога. Ян Гус был последователем Дж. Уиклифа. Неортодоксальное содержание проповедей Я. Гуса совпадало с мотивами национально-освободительной борьбы широких масс Чехии против немецких феодалов. Однако в основном идейные платформы Дж. Уиклифа и Я. Гуса мало отличались друг от друга.
Крестьянско-плебейские еретические движения XIV– XV вв. представлены в истории выступлениями лоллардов (нищенствующих священников) в Англии и таборитов в Чехии. Лолларды, которые желали передачи земли крестьянским об-
120 Глава 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века
щинам и освобождения земледельцев от пут крепостничества, пытались на практике реализовать простой, аскетический образ жизни ранних христиан. Таборитский лагерь сформировался в ходе национально-чешской крестьянской войны, разгоревшейся против немецкого дворянства и верховной власти германского императора после жестокой казни Я. Гуса. Будучи выразителями интересов крестьянства, городских низов, обедневшего мелкого рыцарства, табориты не только боролись с римско-католической церковью, но и добивались также осуществления мер собственно антифеодального характера (отмены исключительных прав дворянства, феодальных повинностей и др.). Они надеялись на наступление «тысячелетнего царства» и думали, что в нем-то утвердится наконец равенство и общие дела станут решаться людьми совместно. В таборитском движении проступала даже республиканская тенденция. Ни лоллардам, ни таборитам не удалось добиться своих целей. Они были разгромлены объединенными усилиями духовных и светских феодалов.
Петля, топор палача, костер всегда были последними аргументами церкви и тогдашнего государства в борьбе с ересями. Однако со смертью еретиков вовсе не погибали и не исчезали бесследно с исторической сцены оппозиционные, бунтарские еретические идеи. Часть бюргерских ересей, например, вошла в духовный арсенал бюргерско-церковной Реформации XVI в. Немало элементов крестьянско-плебейских ересей, в свою очередь, вошло, включилось в идеологию революционных масс, участвовавших в ранних буржуазных революциях XVI– XVII вв. (Германия, Голландия, Англия).

§ 18. В поисках истины: еретики

Возникновение еретических учений

В Средние века не было человека, который не верил бы в Бога. Однако вера не всегда означала согласие с учением церкви. Люди, сомневавшиеся в его правоте, появились еще в первые века христианства. Они отрицали правильность Символа веры, признанного церковью, и проповедовали свое учение. Этих несогласных называли еретиками (по-гречески – «отступниками»), а их учения – ересью.

Однако в Средние века стали возникать новые еретические учения. Среди еретиков было много жителей городов. Горожане были более образованны, чем сельские жители, они чаще путешествовали, общались с разными людьми. Это заставляло их задумываться над вопросами об устройстве мира, отношениях между человеком и Богом. Ответы на эти вопросы, полученные в церкви, где подчас служили малограмотные священники, не могли удовлетворить людей. Самим же мирянам католическая церковь запрещала читать Библию, опасаясь неверного ее толкования. Поэтому большинство верующих оставались невежественными в вопросах религии.

Против церкви выступали также обездоленные бедняки и крестьяне, мечтавшие избавиться от гнета феодалов. Выражая недовольство господством католической церкви, они протестовали и против порядков в обществе, которые защищало духовенство. Большинство еретиков осуждали неправедно нажитые богатства, призывали к полному отказу от всякой собственности. Только бедный человек, по их мнению, мог спасти свою душу.

Горожане, занимавшиеся ремеслом и торговлей и своим трудом добивавшиеся материального благополучия, крестьяне, поливавшие своим потом пашню и кормившие все остальные сословия, с неодобрением смотрели на богатства церкви. Они считали неправильным, что духовенство, которое должно было молиться о душах всех христиан, копит имущество и сокровища, продает и покупает церковные должности, ведет роскошный и грешный образ жизни. Богатству церкви завидовали и феодалы. Все шире среди европейцев распространялось мнение, что поведение священников совсем не похоже на простую и праведную жизнь Иисуса Христа, его апостолов и первых христиан. Все громче на площадях городов или от бродячих проповедников в деревнях можно было услышать слова о необходимости восстановления принципов раннехристианской церкви. В ней должны были господствовать простота, справедливость и равенство. Однако часто, выступая против пороков церкви, эти проповедники отрицали или искажали и само христианское учение. Их учения христианская церковь объявляла еретическими и вела с ними беспощадную борьбу.

Внутренний вид католического храма в Италии

Движение альбигойцев

Еретические движения иногда охватывали целые области. В XI – начале XIII века Южная Франция находилась под властью еретиков. Процветающий юг Франции отличался независимостью, его могущественные феодалы не подчинялись власти короля, а богатые города больше торговали с заморскими странами, чем с Северной Францией. Влияние католической церкви в этом крае стало незначительным.

Еретическое движение зародилось в городе Альби, поэтому его сторонники получили название альбигойцев. Существование на Земле зла они объясняли тем, что творцом мира был не Бог, а дьявол. Поэтому, полагали альбигойцы, материальный мир должен быть уничтожен, а католическая церковь ликвидирована. Спастись смогут лишь те, у кого чистая душа. Таковыми они считали только себя, называясь «катарами» – то есть чистыми. Чтобы достичь «совершенной» жизни, как понимали ее еретики, следовало отказаться от всех удовольствий и радостей. Самые ревностные катары даже не заводили семьи.

Каковы были взгляды альбигойцев?

Среди альбигойцев было много горожан и крестьян. Они страдали от несправедливостей жизни и ненавидели католическое духовенство, слишком ценившее власть, земные удовольствия и богатство. Поддержали альбигойцев и крупные феодалы юга Франции. Они присоединили к своим владениям значительные земли, принадлежавшие церкви, и перестали платить церковную десятину. Среди сторонников еретиков был даже могущественный граф Тулузский.

Католический крест

Римский папа уговорами и угрозами стремился заставить альбигойцев отказаться от своих взглядов. Однако увещевания не помогли, а посланник главы католической церкви был убит еретиками. Тогда в 1209 году по призыву папы Иннокентия III феодалы севера Франции и других стран выступили в поход против еретиков. Начались жестокие альбигойские войны. Участникам похода церковь прощала все грехи и запрещала требовать с них долги. Огнем и мечом прошлись рыцари по городам и селам Южной Франции. Не зная пощады, уничтожали они всех, кого подозревали в ереси. При взятии одного города воины заколебались, опасаясь вместе с еретиками убить и истинных католиков. Папский посланник развеял их сомнения, приказав истребить всех жителей. «Бейте их всех, – сказал он, – ибо Господь узнает своих!» Так погибли несколько тысяч мужчин, женщин и детей. Альбигойцы потерпели поражение в войнах и были истреблены. Последняя их твердыня – замок Монсегюр пал в 1244 году. Земли Южной Франции были отданы феодалам – участникам похода, а владения графа Тулузского захватил французский король. Богатейший прежде край был полностью опустошен.

Развалины замка Монсегюр

Апостольские братья

В XIII веке в Северной Италии возникла ересь «апостольских братьев». Ее основателем был крестьянин Сегарелли, подобно апостолам отказавшийся от всего имущества и отправившийся проповедовать. Он ходил в белых одеждах, с распущенными длинными волосами и предрекал скорое наступление на земле Царства Божия – мира равенства и справедливости. Сегарелли призывал уничтожить все монашеские ордена, разрушить существующую церковь и создать новую – без папы, епископов и монахов. Глава католической церкви, обеспокоенный размахом движения, охватившего тысячи крестьян и горожан, объявил апостольских братьев еретиками. В 1300 году Сегарелли был схвачен и сожжен на костре. Но мечта о царстве справедливости захватила очень многих.

Католический священник

Под руководством одного из последователей Сегарелли, Дольчино, началось восстание против церкви и поддерживавших ее феодалов. Сначала восставшим удалось достичь успеха и выиграть несколько сражений. Но затем они были загнаны в горы и окружены. Голод и зимние холода ослабили силы еретиков. Сторонники Дольчино были перебиты, а сам он казнен.

Изгнание демонов из города. Художник Джотто

Борьба церкви с еретиками

Католическая церковь не могла смириться с распространением ересей. Заподозренных в ереси или неподчинении церковным властям отлучали от церкви. Для верующего человека это была страшная кара. Душа его была обречена на гибель и оказывалась во власти дьявола. Наказанию подвергались даже целые страны: здесь по приказу папы прекращалось богослужение, запрещалось крестить детей, венчать молодоженов, отпевать и хоронить умерших. Церковь могла также освободить от присяги верности вассалов сеньора, выступившего против веры или церкви.

Чтобы выбить почву из-под ног еретиков, католическая церковь стала больше внимания уделять проповедям. С этой целью, в самый разгар альбигойских войн, в Тулузе был создан доминиканский орден, возглавивший борьбу с ересями. Доминиканцы подчеркивали свою верность папскому престолу, по созвучию слов называли себя «псами Господними» («Домини канес» по-латыни). Своим символом они избрали изображение пса с горящим факелом в пасти. Внешне доминиканцы сами походили на бродячих проповедников, почти не отличаясь от простого трудового люда. У них не было личного имущества, а одеждой служила сделанная из грубой шерсти ряса и простой плащ с капюшоном. Но не только своим скромным образом жизни доминиканцы стремились воздействовать на еретиков. Они подавали пример страстной веры, произносили проповеди, несли учение католической церкви в самые удаленные уголки мира. Доминиканцы стремились словом, собственным примером и молитвой побеждать противников.

Вспомните, что такое монашеские ордена. Когда и кем они были созданы? Почему проповеди доминиканцев пользовались успехом у простого народа?

Монахи доминиканского ордена. Средневековый рисунок

Там, где не удавалось справиться с ересями уговорами и проповедями, католическая церковь не стеснялась применять силу. Основатель ордена доминиканцев, Доминик, считал оправданным истребление закоренелых еретиков и деятельность церковных судилищ. После разгрома альбигойцев для разоблачения и расправ над еретиками папа учредил инквизицию, руководство которой было поручено доминиканцам. Для выявления еретиков использовалась слежка и доносы. Тот, кто попадал в руки инквизиции, уже не мог быть оправдан. Любыми средствами – изнуряющими допросами, жестокими пытками – судьи добивались от него признания. Следствие было тайным. Подсудимый даже не видел лиц своих судей, скрытых темными капюшонами. На раскаявшихся еретиков накладывали церковное покаяние или заключали в тюрьму. Такой человек терял все свое состояние и должен был при стечении народа признать свою вину. Упорствующих в ереси сжигали на костре.

Сожжение еретика. Средневековый рисунок

Подведем итоги

Ереси возникли из-за недовольства царившими в обществе порядками и пороками, существовавшими внутри христианской церкви. Несмотря на стремление церкви уничтожить ереси, они существовали в течение всего периода средневековой истории Европы.

Ересь — «отступление от истинной веры», учение, противоречащее господствующей церкви.

Инквизиция — суд католической церкви, занимавшийся преследованием еретиков.

«Не беда, если мы сожжем сотню невинных, лишь бы среди них был один виновный».

(Изречение одного из инквизиторов)

Вопросы

1. Каковы причины возникновения ересей? Почему многие ереси возникали в городах?

2. Почему ересь альбигойцев оказалась привлекательной для самых разных людей на юге Франции?

3. В чем причина широкого распространения ереси апостольских братьев?

4. Какими способами католическая церковь боролась с ересями? Какова была роль доминиканского ордена в этой борьбе?

Задание

В 1260 году монах-доминиканец Давид составил руководство о преследовании еретиков, в котором следствие предлагалось вести так: «Кормят еретика впроголодь, так чтобы страх совсем его ослабил, и не допускают к нему никого из его товарищей… и вообще никого к нему не пускать, только изредка двух надежных и испытанных людей, которые осторожно, как бы сочувствуя, станут увещевать его избавиться от смерти и чистосердечно сознаться… и пообещают ему, что, сделав это, он может избегнуть сожжения…

Если после этого он начнет поддаваться, размякать и захочет кое-что сказать… то тут же, по горячим следам, спросить его, учили ли эти учителя (еретики)… что чистилищного огня нет, что молитвы за умерших не помогают, что дурной священник, сам погрязший в грехе, не может и другим отпустить грехи, и вообще о таинствах церкви. А потом осторожно выспросить, считает ли он сам учение их хорошим и истинным; если да, то он уже сознался в исповедании ереси… Если же ты прямо спросишь его, верит ли он сам всему вышеуказанному, он отвечать не будет… почему и следует ловить его осторожно… ибо хитрую лису надо ловить лисьей же хитростью».

Почему признание еретика считалось главным в следствии? Какими способами предлагалось добывать это признание и почему? В чем, по мнению инквизиторов, заключались основные положения ересей?

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

ЕРЕТИКИ И ЕВРЕИ

ЕРЕТИКИ И ЕВРЕИ — А если кто-то не подчинялся?— Надо различать отдельные случаи непослушания и глубинное несогласие или демонстративный отказ. Первые надлежало признать на исповеди, они могли привести к отлучению от церкви (мы уже говорили об этом), но их смывало

Глава 9. Обслуживающие и пишущие О поисках истины

Глава 9. Обслуживающие и пишущие О поисках истины Надо сказать, что хотя я и увлекаюсь историей, но никогда не стремился и не хотел становиться ни историком, ни публицистом. Меня моя работа инженера, а затем заводского руководителя устраивала более чем, и ничего другого мне

ЕРЕТИКИ ИУДЕЙСТВА

ЕРЕТИКИ ИУДЕЙСТВА Считается, что Иисус Христос родился и проповедовал в Иудее, поэтому самые первые христиане были иудеями, воспринявшими Его учение. Есть данные о том, что официально они причисляли себя к иудеям, соблюдали иудейские обычаи и праздники, и поэтому в

ФАРИСЕИ — ЕРЕТИКИ

ФАРИСЕИ — ЕРЕТИКИ Кто не слышал о фарисеях, которые преследовали Христа и искали Его смерти. А по существу, фарисеи — это отделившиеся (на арамейском языке) от основной линии иудаизма, то есть еретики. Ересь — особое вероучение. Еретик — сторонник ереси. Если писать

Еретики

Еретики Ереси сопровождали христианство почти с самого начала его истории; в то же время с развитием этой новой религии постепенно, в основном — посредством церковных соборов, определялась официальная доктрина новой Церкви. Параллельно ортодоксальной линии

В поисках истины

В поисках истины Конрад вновь пришел на службу где-то около восьми вечера. Пришел вымотанный. И что он такого сделал за день? Провел три беседы, посетил пару присутственных мест, где рылся в старых бумагах. От чего уставать? Это не труд шахтера, не даже беготня официантов,

В поисках истины (окончание)

В поисках истины (окончание) Войдя в кабинет, Конрад лихим жестом бросил кожаную папку на стол так, чтобы, шлепнувшись с треском, она еще покрутилась и замерла, наподобие рулетки.— Шеф меня уважил, — объявил он с наигранной важностью, — состоится беседа с гражданкой Ласе!

Фридрих II и еретики

Фридрих II и еретики Ничто так поразительно не иллюстрирует сущность средневековой ереси и вызванных ею социальных проблем, чем та невероятная мощь, которую Фридрих II направил на ее подавление. Абсолютно равнодушный к духовному благополучию Церкви, возмущающийся

Нераскаявшиеся еретики

Нераскаявшиеся еретики После того, как Фридрих II принял закон, касающийся ереси, для Ломбардии, костер стал легальным наказанием для нераскаявшихся еретиков. При инквизиции в необходимости такого закона никто не сомневался. Нераскаявшимися или упорными еретиками

«Возвратные» еретики

«Возвратные» еретики Что касается нераскаявшихся еретиков, о них никогда не было двух мнений. Как только светские законодательные власти пришли к выводу, что ересь – это преступление, заслуживавшее смертной казни, упорное стремление к ней могло привести только к костру.

ПАПСТВО И ЕРЕТИКИ

ПАПСТВО И ЕРЕТИКИ В период раннего Средневековья христианство представляло собой не просто религию — оно олицетворяло закон, который управлял всеми аспектами человеческой жизни. Религия охранялась государством, то есть правителем. Именно он утверждал свою веру в

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ Но при чем здесь Муза истории? Какое отношение она может иметь к мифам? Неужели в этих красочных небылицах содержатся какие-то крупицы здравого смысла?В самые отдаленные времена, естественно, мифы были для греков абсолютно достоверными, они составляли

Следствие в трудных поисках истины

Следствие в трудных поисках истины Если «советская официальная версия событий» в значительной мере держалась на сообщении комиссии Бурденко, то это сообщение, в свою очередь, практически полностью базировалось на многочисленных показаниях свидетелей. Этих показаний,

Тер­мин, ис­поль­зуе­мый:

1) ан­тич­ны­ми пи­са­те­ля­ми при­ме­ни­тель­но к различным фи­лософским те­че­ни­ям, к шко­лам фи­ло­со­фов и ри­то­ров; к со­пер­ни­чав­шим городским пар­ти­ям ;

3) в ран­ней пат­ри­сти­ке для обо­зна­че­ния уче­ния, в т. ч. и ор­то­док­саль­но­го ;

4) в ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва – для обо­зна­че­ния лож­но­го уче­ния, ис­ка­жаю­ще­го док­три­наль­ные ос­но­вы хри­сти­ан­ской ве­ры.

На За­па­де си­но­ни­мом сло­ва «Е.» вплоть до Но­во­го вре­ме­ни яв­ля­лось сло­во «сек­та». Впо­след­ст­вии эти тер­ми­ны бы­ли раз­ве­де­ны; тер­мин «сек­та» ис­поль­зо­вал­ся для обо­зна­че­ния обо­со­бив­шей­ся ре­лиг. об­щи­ны или ор­га­ни­за­ции, в то вре­мя как за тер­ми­ном «Е.» со­хра­ни­лось его преж­нее зна­че­ние не­ор­то­док­саль­но­го уче­ния. В рус. бо­го­слов­ской лит-ре, в 16–18 вв. ис­пы­тав­шей зап. ино­слав­ное влия­ние, сло­ва «Е.» и «сек­та», как пра­ви­ло, упот­реб­ля­лись как си­но­ни­мы (вплоть до нач. 20 в.), в то вре­мя как в слав. и рус. биб­лей­ских пе­ре­во­дах и в рус. пе­ре­во­де тво­ре­ний вос­точ­ных от­цов Церк­ви тер­мин «сек­та» от­сут­ст­ву­ет.

Ере­сио­ло­ги, по­свя­щаю­щие свои на­уч. тру­ды изу­че­нию Е., стал­ки­ва­ют­ся в сво­их ис­сле­до­ва­ни­ях с мно­го­числ. труд­но­стя­ми: пре­ж­де все­го с боль­шим ко­ли­че­ст­вом и раз­но­об­ра­зи­ем Е. (к 8 в. их бы­ло уже ок. 100), а так­же и с не­по­сто­ян­ст­вом ере­тич. уче­ний. Ин­тен­сив­ный ге­не­зис ере­тич. идей не­ред­ко при­во­дит к раз­но­гла­си­ям в опи­са­нии од­них и тех же Е. Напр., гно­стич. сис­те­ма Ва­лен­ти­на (см. Гно­сти­цизм), пре­тер­пев­шая мно­го­числ. из­ме­не­ния сре­ди его по­сле­до­ва­те­лей, из­ло­же­на Ип­по­ли­том Рим­ским ина­че, чем Ири­не­ем Ли­он­ским и Кли­мен­том Алек­сан­д­рий­ским. Др. осо­бен­ность ере­тич. уче­ний, за­труд­няю­щая их по­ни­ма­ние, за­клю­ча­ет­ся в са­мом ха­рак­те­ре этих уче­ний, мно­гие из ко­то­рых яв­ля­ют­ся эзо­те­ри­че­ски­ми. Так, в гно­сти­че­ских Е., где ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ло де­ле­ние лю­дей на «ду­хов­ных», «ду­шев­ных» и «плот­ских», под­лин­ное зна­ние (гно­зис) бы­ло дос­туп­но толь­ко по­свя­щён­ным. Ос­таль­ные же, т. е. «ду­шев­ные» и «плот­ские», пре­бы­ва­ли в не­ве­де­нии о Бо­ге, ми­ре и че­ло­ве­ке. И хо­тя гно­сти­цизм как ре­лиг.-фи­лос. уче­ние к 5 в. поч­ти ис­че­за­ет, его эзо­те­рич. тра­ди­ция тай­но­го зна­ния на­шла про­дол­же­ние в ма­ни­хей­ст­ве, в не­ко­то­рых ср.-век. Е. (пав­ли­киа­не, бо­го­ми­лы, ка­та­ры), а так­же в ок­культ­ных уче­ни­ях Но­во­го вре­ме­ни. Уго­лов­ные пре­сле­до­ва­ния ере­ти­ков в Ви­зан­тии и в др. хри­сти­ан­ских стра­нах при­ве­ли к поч­ти пол­но­му унич­то­же­нию их ве­ро­учи­тель­ной ли­те­ра­ту­ры.

Е. воз­ник­ли в Рим. им­пе­рии поч­ти од­но­вре­мен­но с по­яв­ле­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва. Про­тив них вы­сту­па­ют апо­сто­лы, пре­дос­те­ре­гая хри­сти­ан от «пус­то­го оболь­ще­ния» (Кол. 2:8). От гно­сти­че­ских Е. су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ют­ся Е., поя­вив­шие­ся в Ви­зан­тии в пе­ри­од Все­лен­ских со­бо­ров. Ес­ли пер­вые, как пра­ви­ло, вклю­ча­ли в се­бя це­лые ми­ро­воз­зренч. сис­те­мы, но­сив­шие ре­лиг.-фи­лос. ха­рак­тер, то Е. со­бор­но­го пе­рио­да ис­ка­жа­ли ка­кой-ли­бо оп­ре­де­лён­ный дог­мат хри­сти­ан­ст­ва. Так, в ари­ан­ст­ве не при­зна­ва­лась Бо­гом 2-я Ипо­стась Св. Трои­цы; не­сто­ри­ан­ст­во учи­ло лишь о бла­го­дат­ном со­еди­не­нии в Ии­су­се Хри­сте Бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской при­ро­ды; край­нее мо­но­фи­зит­ст­во до­пус­ка­ло по­гло­ще­ние че­ло­ве­че­ской при­ро­ды Хри­ста при­ро­дой Бо­же­ст­вен­ной, в то вре­мя как в мо­но­фи­зит­ст­ве уме­рен­ном ут­верж­да­лась слож­ная при­ро­да Хри­ста; мо­но­фе­лит­ст­во при­зна­ва­ло в Ии­су­се Хри­сте толь­ко Бо­же­ст­вен­ную во­лю и не до­пус­ка­ло на­ли­чия в Нём че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды вы­бо­ра; ико­но­бор­че­ст­во не при­зна­ва­ло воз­мож­но­сти изо­бра­же­ния Бо­же­ст­ва на ико­не. В 8 в. в Ви­зан­тии за­ро­ж­да­ет­ся пав­ли­ки­ан­ст­во, а в 10 в. – бо­го­миль­ст­во. Идей­ны­ми кор­ня­ми этих Е., су­ще­ст­во­вав­ших око­ло трёх сто­ле­тий, яв­ля­ет­ся ма­ни­хей­ст­во – дуа­ли­сти­че­ская гно­сти­че­ская сис­те­ма, сфор­ми­ро­вав­шая­ся в Рим. им­пе­рии в 3 в. На про­тя­же­нии 14 в. в ви­зант. Церк­ви ве­дёт­ся борь­ба с Е., ис­ка­жав­шей дог­ма­тич. уче­ние о не­твар­ных Бо­же­ст­вен­ных энер­ги­ях, име­нуе­мое так­же уче­ни­ем о Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти.

В Зап. Ев­ро­пе в 5 в. по­яв­ля­ет­ся пе­ла­ги­ан­ская Е., от­ри­цав­шая по­вре­ж­дён­ность че­ло­ве­че­ско­го ро­да гре­хом пра­ро­ди­те­лей (см. Пе­ла­ги­ан­ст­во). Са­мым ак­тив­ным бор­цом про­тив неё был блж. Ав­гу­стин. Сре­ди «за­пад­ных» Е. ран­не­го и клас­сич. Сред­не­ве­ко­вья наи­бо­лее из­вест­ны­ми бы­ли: уче­ние мо­на­ха Гот­шаль­ка о «двой­ном пре­до­пре­де­ле­нии» – од­них к спа­се­нию, а дру­гих – к веч­ной по­ги­бе­ли (9 в.); дуа­ли­стич. уче­ние аль­би­гой­цев и ка­та­ров, при­зна­вав­ших из­на­чаль­ное су­ще­ст­во­ва­ние до­б­ра и зла и мис­тич. те­че­ние ио­а­хи­ми­тов, ожи­дав­ших но­вую ми­ро­вую эру Св. Ду­ха (12–13 вв.); дви­же­ния валь­ден­сов, про­по­ве­дав­ших воз­врат к пер­во­на­чаль­ной апо­столь­ской чис­то­те ве­ры и жиз­ни (12–15 вв.), гу­си­тов (см. Гу­сит­ское дви­же­ние) и др.

Пер­вым ере­тич. те­че­ни­ем на Ру­си не­об­хо­ди­мо при­знать стри­голь­ни­ков, пол­но­стью по­рвав­ших с пра­во­слав­ной цер­ко­вью, от­вер­гав­ших или ис­ка­жав­ших цер­ков­ные та­ин­ст­ва и др. ус­та­нов­ле­ния Церк­ви. Во 2-й пол. 15 в. в Нов­го­ро­де поя­ви­лась но­вая Е., адеп­ты ко­то­рой бы­ли на­зва­ны «жи­дов­ст­вую­щи­ми». На сме­ну им в 16 в. при­шли ере­си М. Баш­ки­на и Фео­до­сия Ко­со­го. Ко­сой в сво­их ре­лиг. взгля­дах был бо­лее ра­ди­ка­лен. Он не при­зна­вал хри­сти­ан­ской триа­до­ло­гии, со­те­рио­ло­гии, икон и об­ря­дов.

В иу­да­из­ме су­ще­ст­ву­ет 5 раз­но­вид­но­стей Е.: от­ри­ца­ние су­ще­ст­во­ва­ния Бо­га и Его Про­ви­де­ния, мно­го­бо­жие, до­пу­ще­ние изо­бра­зи­мо­сти Бо­же­ст­ва, дуа­лизм, при­зна­ние по­сред­ни­ков ме­ж­ду Бо­гом и че­ло­ве­ком и по­кло­не­ние им.

В др. ми­ро­вых ре­ли­ги­ях ква­ли­фи­ци­ро­вать не­ор­то­док­саль­ные дви­же­ния как ере­ти­че­ские нет дос­та­точ­ных ос­но­ва­ний, т. к. в них от­сут­ст­ву­ют ин­сти­ту­ты, пол­но­моч­ные ус­та­но­вить еди­ную сис­те­му пра­во­ве­рия.

Автор статьи: М. С. Ива­нов.

6.3. Основные направления христианства

Мир христианской культуры имеет общие начала и принципы. Но вместе с тем он не един. Выделяются три основных направления христианства: православие, католицизм и протестантизм.

В 1054 году произошел крупный раскол христианства на восточную (православную) и западную (католическую) церкви. В свою очередь православие существует в качестве самостоятельных (автокефальных) церквей. Например, в настоящее время это Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Румынская, Американская и другие. Вместе с тем для всех этих церквей общим являются вероучение, культ, каноническая деятельность.

Кратко охарактеризуем особенности православного вероучения и культа. Православная церковь трактует по-своему суть догмата о божественной Троице. Бог выступает в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ничего создан мир: видимый и невидимый. Из земли Бог сотворил первого человека Адама, а из его ребра – первую женщину – Еву. Назначение человека в акте творения состоит в том, чтобы он познавал, любил и прославлял Бога и посредством этого обретал блаженство. Бог предопределил спасение людей через своего единородного Сына, являющегося вторым лицом Троицы, а в воплощении и вочеловечении – Иисуса Христа. Третьей ипостасью Божественного является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, способность познания и мудрость. Дух Святой исходит от Бога Отца.

Православное вероучение содержит и другие догматы: о происхождении, назначении и конце мира, о человеке и его греховной природе, о божией благодати. Толкование символа веры составляет основу «Православного катехизиса». Догматика православия не менялась после VII-го Вселенского собора. Семь таинств принимаются православной церковью. Помимо Пасхи православная церковь торжественно отмечает двунадесятые и великие праздники (Рождество Христово, Крещение Господне, Троица, Сретение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим и др).

Католицизм преимущественно распространен в Западной, Юго-Западной и Центральной Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Германия, Австрия и др.), в Латинской Америке и США. Его исповедует часть населения прибалтийских государств, западных областей Украины и Белоруссии.

Католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии – Вульгату. Основой вероучения признаются Священное Писание (Библия) и Священное Предание. Последнее содержит постановления 21 собора, а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Догматика католицизма в ряде моментов отличается от православной. Так, на Толедском соборе в 589 году, к Никео-Царьградскому символу веры вносится добавление – об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. Filiоque – «и сына»). В XV–XVI веках был принят догмат о чистилище (месте, где очищаются души грешников, проходя через суровые испытания). Особая роль в спасении людей отводится церкви. Учение об индульгенциях подтвердило, что Папа как наместник Христа на Земле распоряжается сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается.

Для католицизма характерно большое почитание Девы Марии. В 1854 году был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950 – догмат о телесном вознесении Богоматери.

Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа на Земле, верховным правителем государства Ватикан является Папа римский, который избирается пожизненно конклавом. В 1870 году был принят догмат, устанавливающий непогрешимость Папы в вопросах веры и нравственности. Через посредство римской курии Папа руководит церковными и мирскими организациями.

Попытки активного приспособления католицизма к современному миру нашли свое отражение в обновленческом движении (аджорнаменто). Многие обряды и богослужение были значительно упрощены, приспособлены к местным условиям. Расширилась сеть духовных центров, разрабатывались методики религиозного воспитания, обновлялись катехизисы. В энцикликах римского папы высказывается позиция католической церкви по многим актуальным вопросам социальной общественной жизни.

В результате Реформации в христианстве возник протестантизм. Недовольство католической церковью, ее роскошью, обширными владениями, наживой на индульгенциях, лицемерием породили потребность в возникновении новой, реформированной церкви. Формирование протестантизма связывают с именами М. Лютера, Т. Мюнцера, У. Цвингли, Ж. Кальвина. Протестантизм объединил различные церковные организации, отколовшиеся от католической церкви. Реформация выступила не против религии и церкви как таковых, а лишь против католической церкви, противопоставляя ей новую церковь, приспособленную к интересам и запросам буржуазии. Протестантизм отрицал верховную власть римского папы, монашество, выступал за упрощение культовой обрядности. Единственным авторитетом веры признавалось Священное писание и право каждого истолковывать его по-своему. Протестанты считали, что в грехопадении человек утратил саму способность совершать добро, в силу этого он не может спастись своими заслугами. Спасение можно получить лишь как божественную благодать.

Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа.

Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в их выборных руководящих органах.

Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление культа, отверг молитву за умерших, поклонение Богородице, святым, почитание мощей, икон и пр. Чтение Библии, проповедь составляют основу богослужения. Большое значение имеет молитва, пение религиозных гимнов. Из всех таинств в протестантских организациях сохранились причастие и крещение.

Протестантизм – условное название, объединяющее ряд религиозных конфессий. Среди них лютеранство, кальвинизм, англиканство, квакеры, методизм, меннониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, Свидетели Иеговы и пр.

Всемирная миссионерская конференция 1910 года положила начало экуменическому движению, цель которого – преодолеть канонические различия в христианстве и связать это вероучение с социальными проблемами современности. Но программа, намеченная на конференции, так и не была выполнена. Как отмечают некоторые авторы, «различия в современном протестантизме – это не столько расхождения в вероучении и устройстве между разными конфессиями, сколько различия между тенденциями внутри одной и той же конфессии».

В 70–80 годы в Европе и США снизилось число протестантских организаций, придерживающихся либеральной ориентации. В то же время фундаменталисты, евангелические деноминации, пятидесятники значительно увеличили свою численность и влияние.

Приведем данные о количестве некоторых христианских организаций в России, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации (на 1 января 1998 г.):

Русская православная церковь – 8653

Российская православная свободная церковь – 131

Истинно-православная церковь – 92

Римско-католическая церковь – 223

Греко-католическая церковь – 1

Армянская апостольская церковь – 36

Евангельские христиане-баптисты – 750

Совет церквей ЕХБ – 39

Адвентисты седьмого дня – 323

Лютеране – 177

Пятидесятники – 524

Евангельские христиане – 397

Церкви полного Евангелия – 67

Евангельские христиане в духе апостолов – 24

Евангелическая церковь – 25

Новоапостольская церковь – 67

Методистская церковь – 166

Реформатская церковь – 7

Пресвитерианская церковь – 166

Свидетели Иеговы – 206

Меннониты – 2

Английская церковь – 1

Мормоны – 14

Неденоминированные христианские церкви – 259

Квакеры – 1

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

2.3.1. Основные направления изучения категории вежливости

2.3.1. Основные направления изучения категории вежливости Интерес к проблемам межкультурной коммуникации и национально-культурной специфике поведения, характерный для последних десятилетий, сопровождается все возрастающим научным интересом к вежливости, являющейся

11 ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

11 ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ Научный, систематический характер представления о культуре стали приобретать в новое время, в XVII–XVIII вв.Первыми на стезе систематизации представлений о многообразии культуры были немецкие ученые Иоганн Готфрид Гердер

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные школы и направления культурной антропологии

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные школы и направления культурной антропологии Первым направлением культурной антропологии считается эволюционистская концепция. Этот этап культурной антропологии начался приблизительно в середине XIX в. в связи с распространением представлений об

Направления «авангарда»

Направления «авангарда» Какие же экспериментальные фильмы появились в результате подобных намерений? Некоторые из них носят сугубо индивидуальный характер. Не поддается классификации, например, фильм Александрова «Сентиментальный романс» — грубая мешанина или,

Направления дальнейшего исследования

4. Направления дальнейшего исследования Онтологические основания естествознания, психологии и социальных наук, рассматриваемые в предшествующих трех разделах этой главы, характеризуют наше сегодняшнее представление о действительности в соответствующих областях. Как

38. Новые направления в искусстве

38. Новые направления в искусстве К концу XIX в. начинают складываться новые направления в искусстве:1) символизм;2) натурализм;3) импрессионизм.Для символизма характерна передача образов с использованием различных символов. В литературе яркими представителями

5.4. Основные направления в исламе

5.4. Основные направления в исламе В середине VII века в исламе оформились три направления: движение хариджитов, суннизм и шиизм. Суннизм представляет собой ортодоксальное направление, которое имеет большое количество приверженцев. Он распространен в Средней и Малой Азии,

6.1. Возникновение христианства

6.1. Возникновение христианства Христианство возникло в Палестине в I веке до н. э. Найденные в районе Мертвого моря свитки свидетельствуют о близости первоначального христианства иудейской общине эссенов. Им были общи идеи ожидания скорого пришествия Мессии,

Unisex. Тенденции и направления.

Unisex. Тенденции и направления. Откройте любой журнал, выгляните на улицу. Вдохните воздух. Наше время уже стало временем торжества этого стиля. Прежде всего, причины появления стиля? Унисекс это не только одежда, и это не одно направление. Это целая эстетическая тенденция,

Основные направления в разработке лингвокультурологической методологии

Основные направления в разработке лингвокультурологической методологии В конце XX столетия стало складываться направление научных поисков в русле сопоставительного метода, ориентированное на семантику сравниваемых единиц, принадлежащих различным языкам. Это

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *