1.1.Философия возникла в период: б)VII–VIвв. до н. э
1.2.Термин «философия» означает: г) любовь к мудрости.
1.3.Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, – это: в) мировоззрение;
1.4.Религия – это:б) определенное мировоззрение и культовые действия, основанные
на вере в сверхъестественный Абсолют;
1.5.Философские решения не могут быть: б) окончательными;
1.6.Какой вопрос является основным для философии: в) вопрос об отношении мышления к бытию;
1.7.Философское учение о ценностных отношениях человека и мира в целом – это: г) аксиология.
1.8.Разделом философской науки, изучающим проблемы человека, является: б) антропологизм
1.9.Совокупность подходов, способов, приемов решения разнообразных практических и познавательных проблем – это: В) методология;
1.10.Методы философского познания – это :Г) диалектика и метафизика.
1.11.Гносеология – это учение… Г) познании;
1.12.Что изучается в философии науки: а) природа современного научного знания
1.13.Ответы на философские вопросы ищут… Г) доводах и умозаключениях разума.
1.14.Философские проблемы изначально и непосредственно касаются: б) объективного мира в целом
1.15.В философии «агностицизм» понимается как :в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
1.16. Философия объясняет мир с помощью: б) рациональной аргументации;
1.17.Аксиологическая функция философии состоит в том, что философия… г) способствует формированию у человека представлений об основных ценностях.
1.18.Кто первый употребил слово «философ» :в) Пифагор
1.19.Выделите историческую форму идеализма: б) объективный
1.20.Какая из форм мировоззрения составляет эмоционально-психо-логическую сторону на уровне настроений и чувств: б) мироощущение
1.21.В основании плюрализма лежит: в) множество исходных оснований
1.22.Какие из приведенных суждений относятся к философским: а) всякое явление имеет причину и следствие;
1.23.Сознание в онтологическом плане первично, считают…б) идеалисты
1.24.Какой признак не свойственен философскому мировоззрению: в) наглядность;
1.25.Какие из перечисленных понятий можно отнести к философским категориям г) гравитация?
1.26.Выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные – это…а) софистика;
2,1.Почему Фалес, Анаксимандр, Анаксимен считаются первыми древнегреческими философами :в) они впервые за многообразием мира увидели единое, целое, вещественное начало
2,2.Основателем этики в западноевропейской философии считается :б) Сократ
2,3.Для древнегреческого мышления характерен б) космоцентризм
2,4.Кем является Демокрит: б) творцом атомистической теории строения мира;
2,5.Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является: б) огонь;
2,6.В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит в основе всего сущего, это: г) число.
2,7. Майевтика – это: г) выведение знания.
2,8.План идеального государственного устройства предложил:; б) Платон
2,9.»Единое» у Платона – это: г) бытие.
2,10. Кто из античных философов произвел впервые классификацию наук: в) Аристотель;
2,11. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что: в) жизнь – это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;
2,12.Проблема человека в философии была поставлена… г) Сократом.
2,13.Эпоха эллинизма характеризуется: в) иррационализмом
2,14.В основе европейской средневековой философии лежало: а) христианство;
2,15.Период Средневековья начался с события: б) падения Римской империи;
2,16.Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы: в) найти рациональное доказательство веры;
2,17.В схоластике провозглашалось различие между: а) верой и разумом
2,18.Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется :б) томизмом;
2,19.Учение о сотворении мира Богом носит название: г) креационизм.
2,20. Какое положение характеризует такое направление средневековой философии, как реализм: б) сущность вещи есть всеобщее понятие, которое существует до самой вещи
2,21.Какие положения характеризуют такое направление средневековой философии, как номинализм: б) подлинной реальностью обладают единичные вещи, а общие понятия – суть только имена и образуются только нашим умом
2,22.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению…в) богословию;
2,23.Хронологические рамки Средневековья: в) V–XVвв.;
2,24. Главный философский труд Аврелия Августина – это… б) «О граде божьем»;
3,1.Термин «гуманизм» происходит от лат. Humahus, означает: б) человеческий (человечный
3,2.Гуманистическое направление впервые стало складываться: в) Италии
3,3.Крупным социальным философом эпохи Возрождения считается: в) Макиавелли
3,4.Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождения определялась…б) личными заслугами;
3,5.Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противопоставляющая схоластике и духовному господству церкви, – это: г) гуманизм.
3,6.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания: б) антропоцентризм
3,7.Первым итальянским гуманистом традиционно считается: в) Франческо Петрарка
3,8.Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилась…в) критике средневековой философии;
3,9.Основной объект исследования в антропоцентризме – это :в) человек;
3,10.Работу «Утопия» написал: в) Томас Мор;
3,11.Автор утопического произведения эпохи Возрождения «Город Солнца»: г) Томмазо Кампанелла.
3,12.Соотношения Бога и мира характеризует философское учение Н. Кузанского как :а) пантеизм;
3,13.Кто является автором известного труда «Государь»: б) Никколо Макиавелли;
3,14.Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело :б) формирование наук, в первую очередь естествознания;
3,15.Эпоха Нового времени начинается…а) с XVII в.;
3,16. Представителем философии Нового времени не является: а) Уильям Оккам;
3,17. По убеждению Ф. Бэкона, признание и задачи науки – это: в) общественная польза и улучшение жизни людей;.
3,18.Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это г) индукция.
3,19.К какому философскому направлению относится мировоззрение Р. Декарта: в) дуализм;
3,20.В основе философской системы Б. Спинозы лежит учение: в) субстанции
3,21. В философии Д. Беркли «быть» означает: в) быть воспринимаемым ощущениями;
3,22. Деизм – это толкование Бога… в) первопричина всего созданного
3,23. Наука, оказавшая исключительное влияние на философию французского просвещения: б) механика
3,24. Идею роли социальной среды в формировании личности и развитии общества развил: б) Ж.-Ж.Руссо;
4,1.Философское направление, характерное для немецкой классической философии – это: в) рационализм;
4,2.Немецкий философ, разрабатывающий диалектический метод: в) Гегель;
4,3.По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть: б) феномен;
4,4.Какой подход характерен для Канта в теории познания :г) релятивизм.
4,5.Фамилия автора утверждения: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». б) И. Кант
4,6.Как Гегель назвал свою философскую систему: а) абсолютный идеализм;
4,7. Теория развития, в которой дух, природа и общественный мир представлен в постоянном движении, развитии – это: б) диалектика;
4,8.Объективное, идеальное начало, выступающее творцом мира, по Гегелю – это: б) Мировой Дух
4,9.Философ немецкой классической философии, объявивший себя материалистом и атеистом: а) Л. Фейербах;
4,10.»Новая этика и религия человека», к которой призывает Л. Фейербах, это религия и этика: г) любви.
4,11.Какой характер носит материализм Л. Фейербаха: б) антропологический;
4,12.Л. Фейербах рассматривает человека: б) биологический индивид;
4,13.Время возникновения марксистской философии: б)40-егоды XIX вв.;
4,14. Последователи марксистской философии: б) Г. Плеханов;
4,15.Основной труд К. Маркса: а) «Капитал»;
4,16.Основной труд Ф. Энгельса б) «Диалектика природы
4,17.Центром мировоззрения К. Маркса считается: а) материалистическое понимание истории;
4,18.По Марксу, в основе развития общества лежит развитие б) производительных сил;
4,19.Философская система К. Маркса и Ф. Энгельса носит название: в) «диалектический и исторический материализм»;
4,20.Марксизм дал качественно новое понимание природы человека: б) человек – это биологическое существо;
4,21.Маркс и Энгельс развили теорию: в) классов и классовой борьбы
4,22. С позиции материалистического понимания истории общественное бытие…в) определяется общественным сознанием;
4,23.Способ производства – это: в) совокупность производительных сил и производственных отношений;
4,24.Класс социума, способный переустроить общество, по К. Марксу: б) пролетариат;
5,1.Философско-мировоззренческаяпозиция негативного отношения к науке и технике в силу их враждебности человеку и культуре носит название: г) антисциентизм.
5,2.Мировоззренческая установка, согласно которой наука способна решать все социальные проблемы, характеризуется как: б) сциентизм
5,3.Кто из мыслителей считается основателем позитивизма:; в) О. Конт
5,4.»Наука не нуждается ни в какой стоящей над ней философии» – лозунг, характерный: б) позитивизма
5,5.Философское направление XX в., определяющие логику и математику инструментами построения эмпирического знания – это: в) неопозитивизм;
5,6.Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение науки и роста научного знания – это: б) постпозитивизм.
5,9.»Философия жизни» – это философское направление, которое сосредоточено: в) полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;
5,10.Мыслитель «философии жизни», рассматривающий волю как главный принцип жизни и познания: б) А. Шопенгауэр;
5,11.В философии Ф. Ницше основным понятием является: в) воля к власти;
5,12.В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу: в) права сильного;
5,13.Для образа «сверхчеловека» Ф. Ницше нехарактерно: г) возвращение к истинной, первоначальной христианской морали.
5,14.Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется: в) собственным выбором своей цели;
5,15.С точки зрения экзистенциализма человек задумывается над смыслом жизни: г) в пограничных ситуациях.
5,16.Основная проблема в философии экзистенциализма – это: б) отчуждение человека;
5,17.Согласно психоаналитическому учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется: б) бессознательным.
5,18.В психоанализе среди скрытых основ души человека нет инстинкта :г) социальности.
5,19.Биологические потребности и инстинкты человека считаются движущими силами его общественного поведения у…в) фрейдистов;
6,1.Для русской религиозной философии не характерны: г) абстрактно-логическиепостроения и индивидуализм.
6,2.Начальный период становления русской философии, постановка философских проблем: в)XI–XVIIвв;
6, 3.Первый древнерусский философ: б) Иларион;
6,4.Автор доктрины «Москва – третий Рим»: а) Филофей;
6,5.Автором произведения «Слово о законе и благодати» является; б) Иларион;
6,6.Представителем так называемой «Ученой дружины» Петра I являлся: а) Ф. Прокопович;
6,7.Обоснование необходимости и важности просвещения отстаивал: б) С. Полоцкий;
6,8.Мыслитель, стоявший у истоков русской философии XVIII в.: г) М. В. Ломоносов.
6,9.У истоков идей революционного изменения общественной жизни
стоял: а) А. Н. Радищев;
6,10.Течение, опиравшееся на идеи европейского Просвещения в вопросе развития России: в) западничество
6,11.Просвещение идеологически подготовило движение: а) декабристов;
6,12.Течение, утверждающее самобытный характер развития России: б) славянофильство;
6,13.Крупнейшим представителем западничества был: в) П. Я. Чаадаев;
6, 14.Каково центральное понятие течения славянофильства в русской философии? г) соборность.
6,15.Каков основной принцип категории всеединства в русской философии XIX–XXвв.? б) все есть Бог
6,16. Русский философ XIX в., считавший религиозную веру выше разума: б) Вл. Соловьев;
6,17.Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. XIX в. явились: в) почвенники;
6,18.Государственный строй, идеи которого развивались русскими революционер-демократами: б) социализм
6,19.Основная идея, рассматриваемая Н. Федоровым в его учении: а) достижение человеческого бессмертия;.
6,20.Ученый, доказавший зависимость биологической и общественной жизни на Земле от влияния Космоса: г) А. Л. Чижевский?
6,21.Учение в русской философии, ставящее в центр своих исследований проблему неразрывного единства человека, Земли и космоса: в) косимзм;
6,22.Пионер ракетостроения, обосновывающий необходимость выхода человека в космос:а) К. Э. Циолковский;
7,1. Субстанция – это: а) предельное основание, первооснова мира;
7,2.Какая из форм материализма утверждает неизменность бытия г) диалектический материализм?
7,3.Предельно общие характеристики для всего существующего выражаются в категории… б) бытие;
7,4.Понятие «бытие» «небытие» ввел древнегреческий философ :а) Парменид;
7,5. По Демокриту , бытие – это: а) бытие атомов;
7,6.Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия: в) плюрализм;
7,7.Раздел философии, разрабатывающий наиболее общие вопросы бытия, называют: г) онтологией.
7,8.Какое определение понятия «бытие» Вы считаете правильным? Бытие – это: г) вся совокупная объективная и субъективная реальность.
7,9.Наряду с природным и социальным бытием выделяется бытие: б) духовное;
7,10.Материя есть философская категория для обозначения: г) объективной реальности.
7,11.Д. Беркли отрицал существование: а) материи;
7,12. Теория самоорганизации сложных систем называется: б) синергетикой
7,13.Протяженность и структурность материи характеризуется понятием: б) пространство;
7,14.»Пространство и время – это свойства не вещей, но лишь нашего сознания» – доказывали сторонники: б) субъективного идеализма;
7,15.Пространство и время рассматриваются как самостоятельные, ни от чего не зависящие сущности в … концепции б) субстанциональной;
7,16.Любое изменение, преобразование, процесс – это: г) движение.
7,17.Механическая картина мира базировалась на понятии б) абсолютного пространства и времени;
7,18.Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний всех материальных объектов, является:; г) время.
8,1.Методы философского познания – это: г) Диалектика и метафизика.
8,2.Совокупность подходов, способов, приемов решения разнообразных практических и познавательных проблем – это:в) методология
8,3.Согласно диалектике, основной причиной и источником самодетерминации, саморазвития любого субъекта является: б) взаимодействие противоположностей;
8,4.Законы, описывающие большие совокупности объектов и носящие вероятностный и неоднозначный характер применительно к состоянию каждого из них в науке принято называть: а) динамическими
8,5.Самая развитая форма диалектики – теория развития – в рамках немецкой классической философии была разработана: а) Л. Фейрбахом;
8,6.Ключевым моментом диалектической концепции является принцип: б) противоречия;
8,7.Диалектика – это учение: а) о развитии
8,8. К законам материалистической диалектики не относятся законы: б) тождества материи и сознания;
8,9.Необратимые, поступательные изменения систем называются: а) развитием;
8,10.Какое из приведенных суждений является правильным б) диалектика вещей создаст диалектику идей;
8,11. Закон – это: б) необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями;
8,12. Качество – это: а) свойство предмета;
8,13.Противоположностями называются: б) внешние и внутренние стороны предмета;
8,14.Для философских категорий не характерно: а) всеобщность;
8,15. Исключите лишнее: г) принцип, закон.
9,1.Проблема человека в философии была поставлена: г) Сократом.
9,2.Разделом философской науки, изучающим проблемы человека, является: а) философская антропология;
9,3.Социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного, выделял: в) Аристотель;
9,4.Проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами разрабатывал античный философ: б) Эпикур;.
9,5.Трудовая теория происхождения человека разработана :а) Ф. Энгельсом
9,6.Биологические потребности и инстинкты человека считаются движущими силами его общественного поведения у…г) фрейдистов.
9,7.Социал-дарвинизмпризнает, что: б) в обществе, как и в природе, действует естественный отбор;
9,8. Окружающий мир враждебен к человеку, а его бытие иррационально и лишено смысла с позиции: г) экзистенциализма.
9,9.Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется: в) собственным выбором своей цели;
9,10.Согласно психоаналитическому учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется: б) бессознательным;
9,11.Для антропоцентрического мировоззрения (в толковании марксизма) характерно положение: в) человек есть совокупность всех общественных отношений;
9,12.Каково библейское понимание места человека в мире? а) человек – одно из равных друг другу существ, созданных Богом.
9,13.Идея сверхчеловека как цели человеческой эволюции была выдвинута :в) Ф. Ницше;
9,14.В современной философии человек рассматривается как: в) космобиопсихосоциальное существо;
9,16.В структуру человека как живой системы сегодня не включают: в) техническое;.
9,17. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения, называется: б) самосознание;
9,18.Единичного представителя человеческого рода, отдельно взятого человека, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям обозначает понятие: б) индивид;
9,19.Выдающееся способности личности, высокая степень одаренности в какой-либо области это: б) талант;
9,20.Нравственный принцип совместной жизни людей с точки зрения столкновения их интересов называется: б) справедливостью;
10,1.Что не относится к факторам развития человека и его сознания? а) развитие анатомии тела;
10,2.Сознание в онтологическом плане первично, считают: г) идеалисты.
10,3.Язык, как и сознание, возник одновременно с появлением общества в процессе современной трудовой деятельности первобытных людей, – такой взгляд сторонников: б) диалектического материализма;
10,4.Бессознательные явления и процессы в психике человека исследует б) психоанализ;
10,5.Социальное средство хранения и передачи информации – одно из средств управления человеческим поведением – носит название: б) язык;
10,6.Вульгарный материализм утверждает, что сознание – это: в) вид материи;
10,7. Человеческому сознанию присуще: б) активная, творческая деятельность;
10,8. Что появилось у человека раньше – мышление или язык: в) одновременно;
10,9.В философии материализма сознание определяется как: в) продукт высокоорганизованной материи;
10,10.Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа есть: б) самосознание;
10,11.Отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга, характеризует: г) ощущение.
10,12.Определите основные структурные элементы сознания: б) знания;
11,1.Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется: б) гносеологией;
11,2.Познание в современной философии преимущественно рассматривается как: г) обусловленный практикой процесс.
11,3.Формой чувственного познания является: г) восприятие.
11,4.Невозможность получения достоверного знания об окружающей действительности утверждает: б) скептицизм;
11,5.В философии «агностицизм» понимается как: в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания мира таким каков он есть;
11,6.Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте получается в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект – это: в) представление;
11,7.Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется: в) обыденным;
11,8.Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением: г) сенсуализма.
11,9.Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепленные в определениях (словах) – это: б) категория
11,10.В современной гносеологии объект познания: в) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;
11,11.К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относятся: в) идея;
11,12.Только практика является целью, источником и критерием познания и творчества, – доказывали представители: а) марксизма;
11,13.Выделите основные функции практики в процессе познания: в) практика – критерий истины;
11,14.Среди указанных суждений об истине выделите диалектикоматериалистическое :в) истина – это адекватное отражение бытия в сознании человека;
11,15.Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она: б) объективна
11,16.Теория истины, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности, называется: в) корреспондентской;
11,17.Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии: б) заблуждение;
11,18. Идея, что истина есть соответствие знания вещам, высказывалась: в) Аристотелем;
12,1. Что изучается в философии науки: а) природа современного научного знания
12,2. Как называется проблема разграничения науки и не науки: а) проблема демаркации;
12,3.Срастание науки с техникой в единую систему, радикально изменившую жизнь человека, состояние биосферы, называют: в) научно-технической;
12,4.Автором всемирно известного труда «Структура научных революций» (1962) является: в) Т. Кун
12,5.Мировоззренческая установка, согласно которой наука способна решать все социальные проблемы, характеризуется как: в) сциентизм;
12,6.С точки зрения Т. Куна сущность научной революции состоит:; б) смене парадигм
12,7.Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть: а) теория;
12,8.К эмпирическому уровню познания относится: а) анализ фактов;
12,9. К теоретическому уровню познания относится: а) формализация;
12,10.Научные знания создаются в сфере: в) духовного производства.
12,11.Философско-мировоззренческаяпозиция негативного отношения
кнауке и технике в силу их враждебности человеку и культуре носит название г) антиисциентизма.
12,12.Научные открытия и инженерные изобретения – это: а) добро и зло;
12,13.Если для научного творчества характерны открытия, то для технического: а) изобретения
12,14.Какое из определений гипотезы как формы научного познания можно считать верным: в) гипотеза – это вероятностное предположение о причинах каких либо явлений, достоверность которых необходимо доказать;
12,15.Метод понятия, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы – это: г) анализ.
12,16.Метод познания, означающий ход мысли от общего к частному это: а) дедукция
12,17.Подлинное знание – это совокупный результат специальных наук, утверждает: б) позитивизм;
12,18.Выявление в науке сущности изучаемого явления, подведение его под закон называется :а) объяснением;
13,1.В своей классификации наук О. Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику: в) социология;
13,2.Выделите источник социальной динамики а) социальные конфликты;
13,3. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество – это: в) продолжение природы и космических закономерностей;
13,4.Общество является предметом исследования такой философской науки, как: б) социальная философия;
13,5.В марксизме процесс развития общества описывается в виде: в) спирали
13,6.Основой функционирования и развития общества в марксистской философии считается: а) материальное производство;
13,7.Сосредоточение всей власти в государстве в руках одного человека – представителя правящей династии характеризует понятие…г) монархия.
13,8.Последовательная смена явлений, состояний в развитии общества обозначает понятие :а) прогресс;
13,9.В основе общественного развития у К. Маркса и Ф. Энгельса лежит г) материальное производство.
13,10.Представителями формационного подхода в осмыслении исторического процесса являются: а) К. Маркс;
13,11.С точки зрения цивилизационного подхода выделяются общества г) феодальное.
13,12.Философом, предложившим понятие «осевой эпохи» для объяснения единства мировой истории, является: в) К. Ясперс
13,13.Историю творят народные массы, частью которых являются выдающиеся личности, доказывал: в) Ленин;
Хайдедгер, Ясперс, Бердяев, Шестер
Экзистенциализм — также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля).
Экзистенциальная философия — это философия бытия человека
Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция.
В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.
Любая вещь существует: импирис изучает явление
Существование: сущности и явление.
Философствовать о жизни надо на языке жизни.
Шопенгауэр: в чем сущность жизни? В воле к жизни. Но от воли надо постараться избавиться. Он любит буддизм. Наша воля будет унижать других людей.
Ницше: В чем сущность воли к жизни? К воле к власти. Ругает Дарвина, точнее нас с вами, которые неправильно и понимают Дарвина.
Прецеденты:
-
Рим
-
Германия в ее мифологии
-
Арабское средневековое дворянство
ПОЗИТИВИЗМ
Основателем философии позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798—1858). Основная идея, изложенная О.Контом, сводилась к тому, что философия не может быть учением, имеющим свой собственный предмет. Философский поиск истины — это тупиковый поиск, истина отыскивается не философским методом, а научным. Наука давно доказала монопольное право на обладание истиной, философия же до сих пор этого не смогла доказать, более того — до сих пор не существует единственной истинной философской системы. Если философия и может принести какую-то пользу человечеству, то только в том, чтобы исследовать науку, быть наукой о науке.
Употребляя термин «положительная», «позитивная» философия, Конт указывает, что он имеет в виду способ мышления, который опирается только на факт, на позитивные данные, ничего не измышляет. В соответствии с этим Конт постулирует три основных закона позитивизма. Первый закон— основной, по которому развивается вся человеческая культура. Этот закон получил названиезакона трех стадий. Согласно ему человечество проходит в своем развитии три необходимые стадии — теологическую, метафизическую и позитивную. На всех стадиях человек стремится объяснить явления природы. На теологической стадии человек не знает истинной сущности явлений, но, пытаясь увидеть и познать ее, видит эту сущность в неких потусторонних силах, в богах.
Впоследствии человек отказывается от этих представлений, понимая, что богов он выдумал по аналогии с самим собой. Тогда человек пытается объяснить природу при помощи не духовных сил, а некоторых сущностей, т. е. переходит на метафизическую стадию. Эти сущности могут быть разными. Это может быть идея, как у Платона, форма, как у Аристотеля, субстанция, как у Спинозы, вещь в себе, как у Канта, объективный дух, как у Гегеля, и т. д.
Конту ясно, что эти сущности есть не что иное, как модифицированные представления о потусторонних силах. Поэтому метафизическая стадия есть частный случай стадии теологической, религиозной. Но вторая стадия все же имеет преимущество по отношению к первой, потому что она более теоретизирована, более широка, более абстрактна, она приближает к третьей стадии.
На третьей, позитивной стадии человек признает, что истина познается только лишь при помощи наук, что науки познают не некую абстрактную истину, некие сущности, а законы. Законы же есть не что иное, как повторяющиеся связи между явлениями. Поэтому наука не выходит за пределы явлений. Именно этот факт осознается человечеством на третьей стадии. Человек понимает, что все знание происходит из опыта, что познаются лишь явления, что разного рода абстрактные сущности есть выдумка и следствие неправильно поставленных вопросов.
Это есть второй законпозитивизма:закон подчинения воображения наблюдению. Наблюдение, сбор фактов — это единственный способ получения знаний. Поскольку у опыта нет границ, то не может быть и речи об абсолютном знании. Нет никакого знания о сущностях, о вещах в себе, знать можно лишь явления, феномены. Задача философа и вообще ученого состоит в ответе на вопрос,какпроисходят явления, а непочемуони происходят. Задача в объяснении механизма действия явлений, механизма происхождений причинно-следственных связей, а не того, почему возникает тот или иной механизм.
Конт сделал вывод о том, что в обществе действуют те же законы, что и в природе. Поэтому и в обществе возможно применение тех же самых методов, что и при исследовании природы. Конт создает науку, которую называет социальной физикой, т.е социологией. Именно Конт является отцом-основателем современной социологии, научного учения об обществе.
Увидев единство всех наук, Конт ставит перед собой задачу построить по-новому классификацию наук, что составило его третий закон—энциклопедический. Его не устраивает классификация наук, которую предложил Бэкон (основанная на человеческих познавательных способностях). Конт справедливо утверждает, что во всех науках человек использует все свои познавательные способности. Поэтому классификация может быть основана на другом принципе. Метод классификации, который предлагает Конт, более количественный, а не качественный, как это было у Бэкона или Аристотеля.
Конт предлагает классификацию, основанную на хронологическом принципе. На первое место он ставит математику, наиболее древнюю науку, далее у него следуют астрономия, физика, химия, физиология и социология, впоследствии он добавил мораль.
Порядок этих наук идет, во-первых, по хронологическому принципу — от древнего к новому; во-вторых, от простого к сложному — математика имеет дело с наиболее простыми объектами, а социология и мораль — с наиболее сложными; в-третьих, от абстрактного к конкретному. Предмет математики — наиболее абстрактный, а предмет социологии и морали — конкретная деятельность конкретных индивидов. Правда, в-четвертых, точность знания в науках по мере возрастания порядкового номера в классификации убывает.
В этой классификации совершенно нет места философии. Ибо философия должна заниматься тем, чем занимаются и другие науки. У нее нет своего собственного предмета, собственного материала; материал для нее поставляют другие науки. Философия изучает метод этих наук и систему их понятий, поэтому философия есть наука о науках, т. е. метанаука.
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха, которая пока еще только начинается и которая, видимо, станет переходной.
Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т.д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма.
Непосредственными предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Первый из них отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов, максим и сентенций. Он выступил с идеей радикальной переоценки ценностей и отказа от фундаментальных понятий классической философии, сделав это с позиций крайнего нигилизма, с утратой веры в разум, человека и гуманизм. В частности, он выразил сомнение в наличии некоего «последнего фундамента», именуемого обычно бытием, добравшись до которого мысль будто бы приобретает прочную опору и достоверность. По мнению Ницше, такого бытия нет, а есть только его интерпретации и толкования. Он также отверг существование истин, назвав их «неопровержимыми заблуждениями». Ницше нарисовал конкретный образ постмодернистской философии, назвав ее «утренней» или «дополуденной». Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на критике разума. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в рассудок, «исчисляющее мышление», высшей формой и воплощением которого стала техника. Последняя не оставляет места для гуманизма. На горизонте гуманизма, как полагает Хайдеггер, неизменно появляется варварство, в котором «множатся вызванные техникой пустыни».
Эти и другие идеи Ницше и Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиотар и М. Фуко, а также итальянский философ Дж. Ваттимо.
Постмодернизм в философии находится в русле тенденции, возникшей в результате «лингвистического поворота» (Дж. Р. Сёрль), осуществленного западной философией в первой половине XX столетия. Этот поворот с наибольшей силой проявился сначала в неопозитивизме, а затем в герменевтике и структурализме. Поэтому постмодернистская философия существует в двух основных своих вариантах — постструктуралистском и герменевтическом. Наибольшее влияние она испытывает со стороны Ф. Ницше, М. Хайдеггера и Л. Витгенштейна.
В методологическом плане постмодернистская философия опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», между которыми невозможно установление какой-либо иерархии. Данный подход распространяется на теории, парадигмы, концепции или интерпретации того или иного «порядка». Каждая из них является одной из возможных и допустимых, их познавательные достоинства в равной мере являются относительными.
В соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объединяющим центром. Мир у них распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи.
Постмодернистская философия отказывается от категории бытия, которое в прежней философии означало некий «последний фундамент», добравшись до которого мысль приобретает бесспорную достоверность. Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано.
Постмодернизм весьма скептически относится к понятию истины, пересматривает прежнее понимание знания и познания. Он решительно отвергает сциентизм (это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире) и перекликается с агностицизмом (направление в философии, отрицающее возможность объективного познания субъектом окружающей действительности посредством собственного опыта).
Не менее скептически смотрит он на человека как субъекта деятельности и познания, отрицает прежний антропоцентризм (философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) и гуманизм.
Постмодернистская философия выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях.
Постмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации философской мысли.
В целом постмодернистская философия выглядит весьма противоречивой, неопределенной и парадоксальной.
Постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи. Что же касается положительного вклада, то в этом плане он выглядит довольно скромно. Тем не менее, некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре нового столетия.
Что же предлагают постмодернисты?
1. Прежде всего, не создавать никаких новых идеалов вместо уже отвергнутых старых. Истина невозможна, ее поиск — это иллюзия старой философии.
2. Создавать новую жизнетворческую культуру, утверждающую полную свободу человека, свободу творчества и личности везде и во всем без границ.
3. «Хаос» должен заменить «порядок» в культуре и обществе. Должно быть множество культур, политических систем, между которыми должны быть стерты все грани. Так же и в оценках интеллекта и способностей людей следует стереть все грани между гением и посредственностью, героем и толпой.
Многие постмодернисты выдвигают новый тип философствования — философствование без субъекта. Можно сказать, что постмодернизм представляет собой реакцию на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Постмодернизм настаивает на гуманитаризации, антропологизации философского знания.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
-
Реферат
От 250 руб
-
Контрольная работа
От 250 руб
-
Курсовая работа
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Развитие главнейших направлений философской мысли связывается с тремя основными проблемами: с гносеологической, метафизической и этической. Эти дисциплины: теория познания, метафизика и этика являются тремя главными частями философии. Теория познания изучает, человека как познающее существо; этика – как хотящее и действующее; метафизика же занимает центральное положение, так как она ставит в соотношение эти обе стороны человеческой природы: общее миросозерцание, цель стремления метафизики, одновременно определяется как теоретическими, так и практическими требованиями.
Направления теории познания:
На вопрос о происхождении и сущности познания развитие философской мысли выдвинуло три общих ответа, которые указывают на три вообще возможные теоретико-познавательные направления: «всякое познание возникает из опыта»; «истинное познание имеет свой источник в мышлении»; «возможно ли познание вообще». Направления, определившиеся в этих трех общих ответах, — эмпиризм, рационализм и критицизм.
1. Эмпиризм. Под «эмпиризмом» обыкновенно понимают всякое направление, которое считает опыт за единственный или, во всяком случае, за главнейший источник познания. Из последнего ограничения уже ясно, что это направление допускает различные отклонения, однако, до тех пор, пока опыт признается за главный источник познания. Понятие эмпиризма тем более неопределенно, так как развитие эмпирического направления большей частью состоит в развитии понятия опыта. В этом направлении выделяют три характерные ступени: наивного, рассудочного и чистого эмпиризма.
2. Рационализм. Под именем «рационализма» известны те философские направления, которые источник всего познания или, по крайней мере, наиболее ценной части его видят в разуме или в логическом мышлении. Стремясь к более полному, последовательному и, вместе с тем, одностороннему проведению, рационализм в своем развитии пробегает ряд форм в известной степени которые соответствуют трем указанным выше формам эмпиризма.
3. Критицизм. Под именем «критицизма» следует здесь понимать все те философские направления, которые, относясь с сомнением к проблемам познания и попыткам их разрешения, критически их исследуют и при таком исследовании стремятся избегать предпосылок, не поддающихся критическому обсуждению и оказавшихся годными лишь вследствие того, что они не встречают возражений. Поэтому общая точка зрения критицизма – это исследование свободное от предпосылок. В этом стремлении к полному беспристрастию и справедливому взвешиванию доводов за и против различных мнений критицизм одинаково нейтрально относится к двум противоположным направлениям, эмпиризму и рационализму. Критицизм можно разделить на две формы: отрицательный критицизм или скептицизм и положительный критицизм или критицизм в собственном смысле слова. Скептицизм – это точка зрения абсолютного сомнения ко всем источникам познания и ко всякой деятельности разума. Точка зрения положительного критицизма прямо вытекает из трех основных вопроса: Что в нашем познании дается эмпирически, и что возникает из наших априорных функций познания? Как соотносятся функции познания с эмпирически данным материалом в каждом действительном познании? Каковы границы нашего познания сообразно с общими условиями познания, лежащими как в нас, так и вне нас?
Метафизические направления:
Существует три фундаментальных понятия, над определением которых с древних времен трудится метафизика. Они уже потому играют выдающуюся роль, что все прочие общие принципы каким-либо образом зависят от них, и они, поэтому преимущественно и налагают свой отпечаток на общее миросозерцание. Эти понятия – субстанции, материи и души. Различие основных метафизических направлений с самого зарождения философии определяется отношением, в котором стоят два более специальные из указанных понятий, непосредственно примыкающие к опыту, материя и душа, к более общему, субстанции. Из трех таких возможных основных отношений возникли, таким образом, три самые общие миросозерцания, между которыми возможны, в свою очередь переходы. Если материя, мыслимая как основа телесного мира, вместе с тем, принимается за общую субстанцию, то возникает материализм. Если, наоборот, духовное или в форме индивидуальной души, или в форме общего духовного принципа, делается субстанцией, то возникает идеализм. Наконец, при попытке удовлетворить равномерно различным сторонам действительности возникает направление, называемое вообще реализмом.
1. Материализм. Материализмом мы называем всякое направление, которое считает материю и свойства тел, вытекающие из нее, за субстанцию вещей. Все существующее и происходящее материализм или непосредственно считает за телесное, или видит в них явления, имеющие свой источник в материальных свойствах тел. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, существует вечно, что пространство, время и движение – объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии – о познаваемости мира – означает убеждение в возможности адекватного отражения сомой действительности в человеческом сознании, в познавательности мира и его закономерностей.
2. Идеализм. Под идеализмом обычно понимается всякое миросозерцание, которое считает духовное содержание жизни за главное или единственно ценное и признает, что субстанция вещей — духовное бытие. Поэтому в основе предпосылок идеализма лежат преимущественно практические мотивы. В связи с этим руководящую роль в нем, разумеется, играет понятие ценности. В то время как материализм, прежде всего, направляются на понимание мира, идеализм стремится, вместе с тем, оценивать отдельные явления сообразно этическим потребностям, почему обычно суждения оценки здесь принимают уже участие при решении проблем познания. Материализм на первый план выдвигает познание внешнего мира, в то время как для идеализма исходные пункты — человек, его жизнь, происхождение, судьбы и надежды. В идеализме выдвигают две главные его формы это объективный идеализм и субъективный идеализм. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.
3. Реализм. Под реализмом обыкновенно понимают всякое миросозерцание, которое пытается удовлетворить притязаниям различных элементов действительного мира, обособляемых в нем уже пред научным мышлением, как материальных, так и духовных, и сохранить за ними значение, соответствующее их действительному влиянию. Сообразно этому реализм пытается свести такие элементы к особенным, но тесно связанным друг с другом принципам, или понять их, как различные стороны или как формы явления одного и того же бытия.
Этические направления:
В теории познания господствуют чисто теоретические интересы, а в метафизике – теоретические и практические вместе, этика же является практической философской дисциплиной. Вследствие своей практической тенденции она, с одной стороны, дополняет теорию познания, с другой стороны, стоит к ней в противоположности. Эту противоположность по возможности пытается примирить метафизика. Поэтому учение о познании обычно влияет на этические направления только косвенным путем через метафизику, метафизические же и этические направления непосредственно соотносятся друг с другом. Так, например те моменты, которые в метафизике играют только побочную роль, могут представлять высокий этический интерес и таким образом служить для разграничения известных этических направлений. Это явление зависят от того, что всякая метафизика, как бы ни сильны в ней были практические тенденции, стремится быть общим миросозерцанием, следовательно, на первый план выдвигает теоретическое объяснение общих мировых проблем. Поэтому характер метафизической системы всегда определяется преимущественно теоретическими воззрениями, характер же этического направления зависит от мотивов или целей, из которых пытаются объяснить факты нравственной жизни.
Содержание
Фалес
«Познай самого себя»
Фалес (Thales) (нач. VI в. до н.э.). Ученый и философ из Милета, родившийся ок. 624 г. до н.э. Был одним из Семи греческих мудрецов, давал советы по многим вопросам, включая политику и науки. Особенно был известен своими исследованиями в области геометрии и астрономии. До нашего времени не дошла ни одна из его работ. Умер ок. 546 г. до н.э.
Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 453.
+ + +
Фалес Милетский. Фалес (начало VI в. до н.э.) традиционно считается древнейшим греческим философом. До нашего времени не дошел ни один его труд, и исследователи даже сомневаются, писал ли он что-то вообще. Аристотель приписывал ему точку зрения, согласно которой мир и все в нем произошло из воды и в конечном счете вернется в воду. Соответственно, вода считалась Фалесом вечным и божественным началом. Подобная философия заключена в его высказывании «Все вещи полны богов».
Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 434-435.
Фалес (Θαλῆς) (ок. 625-547 до н. э.)— древнегреческий философ, родоначальник античной и вообще европейской философии и науки, основатель милетской школы. Происходил из г. Милет (М. Азия). По преданию, Фалес путешествовал по странам Востока, многому научился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. Душа как активная (чувствующая) сила и вместе с тем как носитель разумности и справедливости причастна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей. Фалес использовал достижения древневосточной науки (египтян, вавилонян и финикиян) и сделал ряд выдающихся открытий: предсказал солнечное затмение, которое произошло в 585 г. дон. э., разделил год на 365 дней.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 466.
Фалес (конец VII — первая половина VI в. до н.э.) — первый из философов Милетской школы, по преданию — один из семи греческих мудрецов. Торговец и политический деятель, инженер, геометр, астроном, удачно предсказал I солнечное затмение. Ф. Ницше писал о Фалесе: «Греческая философия начинается, по-видимому, с нескладной мысли — с положения, будто вода — первоначало и материнское лоно всех вещей». Первоначало есть субстанция — источник всего существующего и его сущность. Не только всё происходит из воды, но всё также и есть вода в своей сущности. Ф. демифологизирует природу, заменяя богов греческого пантеона безличным единым началом. Вместе с тем «вода» Фалеса не простое видимое вещество; вода одушевлена, в природе всё «полно богов». Магнетические свойства янтаря служили Фалесу доказательством сказанного. Земля возникла из воды, она плоская и плавает на поверхности воды.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 388.
Фалес (ок. 640–546 до н.э.), древнегреческий философ, основатель милетской школы. Уроженец Милета в Малой Азии. Фалеса считают отцом греческой философии и причисляют к Семи мудрецам. Сообщается, что Фалес предсказал затмение Солнца (произошедшее, согласно современным вычислениям, 28 мая 585 до н.э.). Он был также умелым политиком и пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза, Фалес, как сообщают, пустил реку Галис по новому руслу, а свои деловые качества доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом. Традиция утверждает, что Фалес познакомил греков с геометрией, которую изучил в Египте. Сочинения Фалеса не сохранились (возможно, он ничего не писал), и то, что мы знаем о его учении, происходит из вторичных источников, в первую очередь из трудов Аристотеля (Метафизика I 3). Фалес считал воду первопринципом, из которого возникают все вещи и в который они распадаются. Согласно Аристотелю, это утверждение основывалось на том наблюдении, что многие предметы, необходимые для жизни (пища, тепло, семена и т.д.), так или иначе содержат влагу. Аристотель приписывает Фалесу изречения: «все полно богов» и «камень (т.е. магнит) имеет душу и потому двигает железо». Присущий философии Фалеса анимизм (иногда его называют гилозоизмом), т.е. вера в то, что материя пронизана жизнью и наделена душой, характерен для представителей ранней ионийской школы.
Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».
Фалес (ок. 625 —ок. 547) — греческий философ, политический деятель из Милета (Малая Азия). Совершал далекие путешествия ради приобретения знаний. В античной традиции Фалес — первый астроном и математик. По преданию, он предсказал полное солнечное затмение 584 до н. э. в Ионии. Фалес упоминается первым во всех списках «семи мудрецов»; ему приписывают много изречений, в т. ч.: «познай самого себя», «больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит», «быстрее всего ум, потому что он все обегает», «сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть», «мудрее всего время, потому что оно все открывает». По Аристотелю, Фалес — первый ионийский философ и вместе с тем — первый греческий философ вообще. Первоначалом всего сущего Фалес считал воду, «разумную» и божественную. Фалес стоит у истоков демифологизации мира: Зевс — мировой разум, боги — действующие в мире силы. Фалес считается основателем стихийно-материалистической милетской школы. Сочинения Фалеса не сохранились.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 478.
Фалес, Талес (Θαλής) из Милета (около 625— около 547 до н. э., согласно малодостоверным расчётам Аполлодора), древнегреческий мыслитель, по преданию (уже у Платона) — один из семи мудрецов; по Аристотелю — основоположник наиболее ранней греческой философии (принимающей «начала лишь в виде материи») и, следовательно, всей античной и развившейся из неё европейской философии и науки. Согласно традиции, был также основателем греческой астрономии и геометрии. Сочинений не оставил, сохранилось много приписываемых ему изречений (гном), в том числе знаменитое «Познай самого себя». От учения Фалеса, которое Аристотель передаёт из третьих рук, до нас дошли следующие положения: вода — основное, или исходное, вещество («начало», говорит Аристотель) всего; земля плавает на воде; магнесийский камень (магнит) имеет душу, ибо движет железом; всё полно богов. Интерпретация этих положений затруднительна. Вероятно, из того, что всё одушевлённое, живое рождается, живёт и размножается через воду (влагу, семя, кровь), Фалес заключил, что вода — источник жизни; а поскольку всё, что ни есть, включая камни, по-своему одушевлено («полно богов»), ибо, подобно живым существам, рождается, изменяется, губит и гибнет, то вода — основа не только живых существ, но и всего, в том числе и земли. Фалес сделал решительный шаг к демифологизации мира, заменив антропоморфных управителей неба, моря и земли неким единым, изнутри присущим миру источником его жизни.
Фалес (около 640/625 — около 547/545 до н.э.) — древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из «семи мудрецов». В 585 до н.э. предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. Согласно Аристотелю, Ф. — первый ионийский и древнегреческий философ. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии — воде. Делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субстрата мира, заложив основы перехода от свойственного для мифологии генетизма к субстратному мышлению: согласно Ф., не только: 1) все сущее возникло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет и 4) все становится водой, но также и: 5) все есть вода. (Согласно Ф., все из воды: во-первых, начало всех животных — сперма, она влажная; во-вторых, все растения питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается влажными испарениями, равно как и сам Космос. Земля плавает в воде подобно дереву.) Магнит и янтарь, по Ф., имеют душу. Бог, по Ф., — это ум Космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств. Панпсихизм, приписываемый Ф., дополняет его гидрокосмогоническое видение мира в традиции древнеегипетских представлений о творении земного диска из первобытного океана вкупе с «жизненным дыханием». Жизнь у Ф. необходимо предполагает питание и дыхание: в этих функциях выступают вода и божественное начало («псюхе»). Ф. (и Филону) приписывается изречение: «Познай самого себя». Сочинения Ф. «О солнцевороте» и «О равноденствии» и другие не сохранились.
А.А. Грицанов
Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.
Фалес (Θαλῆς) из Милета (Иония, Малая Азия) — древнегреческий философ и ученый, основатель Милетской школы, один из «семи мудрецов». Согласно «Хронике» Аполлодора, родился в 640 году до н. э. (распространенная в литературе дата 625 года основана на неприемлемой конъектуре Г. Дильса) и прожил 78 лет (90, по Сосикрату); по современным вычислениям, дата «предсказанного» Фалесом затмения — 28 мая 585 года до н. э. Происходил из аристократического рода, был близок милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Достоверна традиция о путешествии Фалеса в Египет и знакомстве с древнеегипетской геометрией и космологией. Имя его уже в 5 веков стало нарицательным для «мудреца» (Аристофан. Облака 177): мудрость Фалеса истолковывается то как практическая смекалка и изобретательность, то (особенно в 4 веке) как созерцательная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Предание рисует его купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, «первым» из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Теофраст — «естественную историю», Евдем — истории астрономии и геометрии. Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей «реконструкции» не всегда возможно; письменных сочинений Фалес не оставил. Аристотель (предположительные источники которого — Гиппий и Ксенофан) приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса: 1) все произошло из воды (в перипатетической формулировке, вода — архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов» (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «душа-псюхе размешана во Вселенной»; 4) магнит (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», так как «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1—2) к комплексу панпсихизма (тезисы 3—4) проясняется стоической доксографией (11 А 23 DK), истолковывающей панпсихическое божество как демиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. о. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогониях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморфной онтологии Фалеса лежит отождествление понятий «бытие» и «жизнь»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) — вода. Таким образом, «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (ср. Аристотель, «Метафизика» 983b22 слл). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Фалеса через Анаксимена, Гераклида, Диогена Аполлонийского к стоикам.
А. В. Лебедев
Далее читайте:
Исторические лица Греции (биографический справочник).
Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Литература:
Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989.