Все о древнерусском государстве

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство — это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными группами (другими классами, сословиями и т. п.). Возникшее под влиянием марксизма, это определение не вполне точно передает представления самих К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве. Появление государственных структур основоположники марксизма связывали прежде всего с выполнением общественно значимых функций (например, на Востоке это была организация орошения) и защитой от внешних врагов. Лишь со временем этот орган защиты общих интересов от внутренних и внешних нападений начал приобретать самостоятельность по отношению к обществу, становясь органом одного класса. Таким образом, изначально государственные структуры могли не иметь классового содержания.

В настоящее время государство рассматривается как совокупность трех элементов: территории, народа (определенным образом организованной социальной системы) и аппарата управления. У всех народов существуют организованные социальные группы с определенными территориальными ограничениями или границами. В каждом таком географическом союзе есть группа людей, которая устанавливает законы и следит за их соблюдением, используя силу, чтобы заставить других подчиняться. Эту небольшую группу и называют государством. Поэтому процесс образования государства следует рассматривать как развитие совокупности нескольких составляющих.

Формирование государственного аппарата. Источники позволяют проследить процесс формирования государственного аппарата у восточных славян в двух регионах: на юге и на северо-западе.

На юге катализатором этого процесса стала необходимость защиты от набегов хазар. Хазары — тюркоязычный племенной союз кочевников, который в середине VII в. после распада Тюркского каганата (огромной кочевой империи, в состав которой они входили с середины VI в.) создал свое государство. Оно располагалось на землях Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Причерноморья. Хазары обложили данью соседние с ними восточнославянские племена: полян, северян, уличей и тиверцев. Не исключено, что легендарные основатели и первые правители Киева и окружающих его земель — братья Кий, Щек и Хорив — были, как считают некоторые историки, хазарами или представляли интересы Хазарского каганата.

Подобную картину мы наблюдаем и на северо-западе восточнославянского мира. Согласно летописной легенде, местные племена — ильменские словене, чудь, меря, весь и кривичи — платили дань варягам. Когда им удалось избавиться от этой дани, начались усобицы внутри сложившегося межплеменного союза. Чтобы прекратить их, из-за моря были приглашены братья Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик стал править в Новгороде, Трувор — в Изборске, а Синеус — в Белоозере. Очевидно, их функции сводились, с одной стороны, к защите от набегов варягов, а с другой — к решению внутренних споров, возникавших в этом межплеменном союзе.

На последний момент следует обратить особое внимание. И в Киеве, и в Новгороде первые легендарные правители, судя по всему, были иноплеменниками. Если мы обратимся к истории других народов Европы и Азии, окажется, что иноземные правители в ранних государственных объединениях скорее закономерность, нежели исключение. Болгарское царство, Франция, герцогство Нормандия, Бретань, Ломбардия, королевство Англия, Сельджукский султанат — вот далеко не полный перечень государственных образований, чьи названия восходят к этнонимам иноплеменников (чаще всего завоевателей), которые встали во главе государств (булгары, франки, норманны, лангобарды, бритты, англы, тюрки-сельджуки).

Необходимость призвания чужака в качестве главы государства — насущная необходимость, возникающая прежде всего в условиях межплеменного общения, доросшего до осознания общих интересов. При решении сложных вопросов, затрагивавших интересы всего объединения, вечевой порядок был чреват серьезными межплеменными конфликтами. Многое зависело от того, представитель какого племени станет руководить народным собранием. При этом чем крупнее становилось подобное объединение, чем большее число субъектов оно включало, тем взрывоопаснее могла быть обстановка. В таких ситуациях, видимо, предпочитали обращаться за помощью к иноплеменникам, решения которых в меньшей степени определялись интересами того или другого племени, а следовательно, были в равной степени удобны (или неудобны) всем субъектам такого союза. Приглашенные правители играли роль своеобразного третейского судьи, снимая межэтническую напряженность в новом союзе. Тем самым они как бы защищали членов этого союза от самих себя, не давая им принимать решения, которые могли бы привести к непоправимым для существования самого сообщества последствиям.

Еще одна важная деталь кроется в местоположении центров первых государственных объединений восточных славян. Через Восточную Европу проходили основные торговые пути, связывавшие Азию и Европу, страны Скандинавии и Византию. Новгород и Киев находились в ключевых точках одной из самых важных международных торговых магистралей, как назвал ее древнерусский летописец — пути «из варяг в греки». Он проходил от Балтийского моря вверх по Волхову, через Ильменское озеро, затем по реке Ловать, а потом по Днепру — в Черное море. Именно этот путь стал своеобразной осью, вокруг которой начали объединяться земли восточных славян и их соседей под властью киевского князя. Образующееся Древнерусское государство стало выполнять очень важную функцию: оно контролировало одну из главных торговых артерий Европы.

Таким образом, возникли предпосылки для образования единого Древнерусского государства на базе северной и южной территорий.

Столицей нового государства стал Киев. С одной стороны, его положение оказалось более выгодным, чем новгородское: к югу от Киева находилась самая развитая в то время страна — Византия, тогда как Новгород имел выход лишь на страны Северной Европы. С другой стороны, бассейн Днепра был более значимым, чем бассейн Днестра: в него входили Березина, Припять, Десна и Сож. Это существенно облегчало сбор дани. В-третьих, в конце IX в. в низовьях Днепра появились печенеги. Южные города оказались под их ударами, тогда как Киев был защищен лесами. Поэтому именно там в течение зимы накапливались товары, полученные от других племен в виде дани и отправлявшиеся на больших лодках (вмещавших до 40–50 человек) и под охраной, иногда достигавшей размеров войска, в пункты назначения. Таким образом, на рубеже IX–X вв. Киев из столицы полян превратился в своеобразное общерусское оптовое хранилище и одновременно — в столицу Древнерусского государства.

Согласно летописной легенде, Киевом сначала управляли Аскольд и Дир (автор «Повести временных лет» Нестор называет их дружинниками Рюрика). Чуть позже власть в Киеве перешла к Олегу — регенту Игоря, малолетнего сына Рюрика. Олег якобы обманул Аскольда и Дира и убил их. Для обоснования своих претензий на власть он ссылался на то, что Игорь — сын Рюрика. В этой легенде мы впервые сталкиваемся с признанием права передачи государственной власти по наследству. Если прежде источником власти было приглашение на правление или вооруженный захват, то теперь решающим фактором для признания власти легитимной являлось происхождение нового правителя. Причем киевлянами (если, конечно, доверять летописцу) даже не обсуждался вопрос: «свой» это в этническом плане претендент на княжеский престол или «чужой». Захват Киева скандинавами не мог не сказаться на развитии Полянского аппарата власти. Олег стал первым князем объединенного государства.

Первоначально в его состав вошли ильменские словене, кривичи и поляне. В 883 г. Олег, опираясь на свою дружину, подчинил древлян, в 884 г. — северян, в 886 г. — радимичей. К 907 г. потребность в устойчивых связях с остальными племенами возникла у хорватов, дулебов и тиверцев. Лишь у вятичей не было такой необходимости, поскольку они располагались в труднодоступных районах будущих Курской и Орловской областей. Скорее всего, их включение в состав государства состоялось в конце X в. насильственным путем.

Форма Древнерусского государства. До середины X в. Древнерусское государство по форме административно-территориального устройства представляло собой не единое (унитарное) государство и даже не федерацию, а скорее конфедерацию племенных союзов с общим административным центром. Входившие в его состав племена пользовались большой автономией. Ими продолжали руководить местные вожди. Подчинение же племенных центров Киеву выражалось в регулярной выплате дани, а также в совместном участии в военных походах под руководством киевского князя.

Князь и дружина. На ранних стадиях формирования государства дружина, возглавляемая князем, представляла собой нечто вроде разбойничьей шайки, несшей в себе, по словам Н. И. Костомарова, зародыш государственности. Дань же, по словам выдающегося отечественного историка В. Б. Кобрина, являлась своеобразным выкупом за несостоявшийся поход. Объезд князем и его дружиной подвластных земель в целях сбора дани назывался полюдьем. Поначалу оно носило стихийный характер и почти не отличалось от набегов за добычей. Не случайно четверть века тому назад американским социологом Ч. Тилли была сформулирована теория возникновения государства путем институализации рэкета. Согласно этой теории, основными признаками государства являются монопольные права на применение насилия и налогообложение. В то же время полюдье рассматривалось как вознаграждение князю и его дружине за исполнение ими общественно полезных функций (прежде всего функции защиты подданных) и как форма общения людей со своим правителем, что было неотъемлемой и весьма существенной чертой социально-политического уклада на ранних этапах существования государства у восточных славян.

Полюдье вряд ли можно рассматривать в качестве феодальной эксплуатации населения. Ни дань, ни полюдье не касались собственно экономической сферы. Князь и дружинники не вмешивались в процесс производства и старались не затрагивать его своими действиями. Конечно, князья и их дружинники не были бескорыстными защитниками интересов крестьян. Ими руководил простой расчет: выплата полюдья напрямую зависела от результатов работы смердов.

В течение IX — первой половины X в. государство оставалось слабым. Оно не имело своих представителей-администраторов на местах. Фактически все земли, входившие в союз, который принято называть Древнерусским государством (или Киевской Русью), представляли собой самоуправляющиеся системы. Ситуация меняется в середине — второй половине X в. В это время собственные княжения в племенных союзах ликвидируются. В 970 г., отправляясь в военный поход на Балканы, киевский князь Святослав Игоревич (942–972) посадил на княжение (фактически в качестве наместников) в Киев своего старшего сына Ярополка, в Новгород — Владимира, а Олега — «в деревех» (в землю древлян, соседнюю с киевской). Очевидно, им же было передано право сбора дани для киевского князя. Следовательно, уже с этого времени князь прекращает ходить в полюдье. Сбор дани (часть которой передавалась в Киев) поручается теперь князьям-наместникам. Начинает формироваться некий прообраз государственного аппарата на местах, контроль над которым продолжает оставаться в руках киевского князя.

Окончательно такой тип управления сложился во время правления киевского князя Владимира Святославича (980–1015). Если Святослав был вынужден разделить всю Русскую землю, включая Киев, между сыновьями, поскольку сам несколько лет находился за ее пределами, то Владимир оставил за собой киевский престол, а старших сыновей посадил в крупнейшие русские города, бывшие к тому же, видимо, когда-то центрами племен. Тем самым он положил конец существованию союза племенных княжений. На месте прежнего союза возникло единое государство, различные регионы которого управлялись наместниками киевского князя.

При получении дани и ее разделе князь был, можно сказать, первым среди равных. Средства, которые он распределял между дружинниками, добывались ими во время совместного похода. Вероятно, до тех пор, пока дань получали под угрозой применения силы, князь не мог считаться ее полноправным владельцем. Он лишь делил совместно добытую собственность между совладельцами. Являлась ли при этом военно-дружинная знать субъектом собственности на земли, обложенные фиксированной данью-налогом, сказать трудно. Во всяком случае, на местах ключевым политическим институтом оставалось вече.

Вече. Есть основания считать, что вече уходит корнями в древнейшую историю славян. В то же время оно претерпевало определенные изменения. Видимо, нельзя говорить о вечевых собраниях X и XII вв. как о единых по своей сути явлениях.

Социальный состав веча — также изменяющаяся во времени категория. Если в древнейший период это было собрание самых широких кругов взрослых свободных членов племени, то на последних этапах существования вече становится представительным органом городов (при этом социальный состав его пока не поддается уточнению).

Прерогативой вечевых собраний являлись в основном внутриполитические проблемы. В сферу их компетенции мог входить самый широкий круг вопросов: от сбора средств для городского ополчения и найма военных отрядов до изгнания или избрания князя. Неясно лишь, всегда ли вече занималось подобными проблемами, либо источники зафиксировали исключительные случаи, связанные, как правило, с серьезными социальными кризисами и катаклизмами.

Судя по всему, на ранних этапах развития государства городские вечевые собрания существовали повсеместно. Позднее их судьба в разных землях была различной. Если на северо-западе вече с XII в. переживало своеобразный расцвет, то на северо-востоке уже к концу XII в. оно, скорее всего, прекратило существование.

По мере укрепления государства вечевые собрания собирались все реже и реже. Летописцы еще упоминают их в Звенигороде в 1147 г., Ростове и Суздале — в 1157 г., Полоцке — в 1159 г., Переяславле — в 1175 г., Рязани — в 1177 г., Смоленске — в 1185 г. Однако после ордынского нашествия этот политический институт фактически уходит в историю.

Характер Древнерусского государства. Древнерусское государство IX–X вв. было варварским наподобие тех, что существовали в Европе в VI–VII вв.: резко выраженных социальных противоречий Киевская Русь не знала, князья являлись только военными вождями, а их дружина — воинами. Управление же на местах оставалось в руках племенных вождей и жрецов. Такое отставание от Европы в определенной степени объясняется тем, что европейским государствам в их историческом развитии во многом помог опыт разгромленной Римской империи, которого у нас не было.

Во главе государственной иерархии стоял киевский князь — старший в династии Рюриковичей. Его сыновья, братья, дядья и племянники управляли отдельными частями государства — волостями. (Эти образования сложились на основе территории прежних племенных союзов, и их границы менялись в результате княжеских решений и междоусобных войн.)

Князь имел собственный двор (так называемую служебную организацию), обслуживавший его самого, его семью и дружину. Управлялся этот двор с помощью многочисленных помощников — тиунов (огнищных, ратайных, сельских, конюших) и рядовичей.

Передача власти происходила по старшинству — от умершего князя к его старшему сыну. Освободившееся место старшего сына занимал второй сын, правивший в менее значимом регионе. Второго сына заменял третий, третьего — младший брат умершего князя. На место первого брата приходил второй, на место второго — третий. Дальше, вероятно, все решала борьба в роду Рюриковичей, поскольку обычай остальные случаи не регулировал.

Например, старшим в роду Рюриковичей после Владимира являлся его племянник Святополк. Он был сыном старшего брата Владимира I Ярополка, которого Владимир убил. Если бы Ярополк остался киевским князем, то со временем он передал бы власть своему сыну Святополку. Владимир I в нарушение устоявшихся правил передал власть Борису, но ее на «законных» основаниях забрал Святополк. Разгоревшаяся после этого кровопролитная борьба между наследниками Владимира завершилась победой старшего из оставшихся в живых Владимировичей — Ярослава Мудрого.

Еще в середине XII в. Юрий Долгорукий, будучи князем Ростовским, по инерции боролся за власть, мотивируя это тем, что он старший сын от второй жены Владимира Мономаха. Это означает, что, скорее всего, в первой половине XII в. принцип передачи власти по наследству в сознании князей утвердился не полностью. Однако уже сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский вернулся из-под Киева в родной Владимир-на-Клязьме, выгнал младших братьев, и те смирились. Таким образом, принцип передачи власти по наследству утвердился лишь в период удельной раздробленности.

Правили князья с помощью своих дружин. У киевского князя в дружине насчитывалось от 500 до 800 человек, у остальных князей — меньше (от 200 до 400 человек).

Функции государства. Сторонники марксистской теории предполагают, что сутью государства является защита узкого богатого социального слоя от трудового народа. Современная же теория рассматривает государство как социальный регулятор, призванный сглаживать возникающие в обществе социальные противоречия.

Основными функциями Древнерусского государства были защита народа от внешних врагов и контроль за торговыми путями, пролегавшими через земли, входившие в состав государства. Оборона доминировала. Более того, государство как раз и выросло из военной дружины. В IX в. князь и его дружина представляли собой именно военное подразделение. В X–XI вв. они совмещали эту функцию с административными обязанностями. В XII в. ситуация изменилась: князья прежде всего были администраторами, а уже потом — военачальниками. Меняется и роль дружины: наряду с внешнеполитическими функциями она начинает выполнять и внутренние, социальные. Таким образом, происходит процесс формирования государственного аппарата управления.

Княжеская власть в дополнение к публичным обретала и частноправовые черты. Они стали ярко проявляться с XII в. в виде раздачи князьям-родственникам некогда общинных земель в частную собственность.

Возникновение правовой системы Древней Руси. Древнейшими законодательными памятниками являются договоры киевских князей Олега, Игоря и Святослава с греками (907, 911, 944 и 971 гг.). В договорах содержались статьи уголовного и гражданского права. В них есть ссылка на некий Закон русский. Однако что он собой представлял — неизвестно.

Современный уровень знаний позволяет утверждать, что существовали две причины, породившие право: социально-бюрократическая и социально-экономическая.

Социально-бюрократическая предпосылка означала следующее. Власть отделилась от общества еще в IX в. (что и означало возникновение государства). Первое время князь и его окружение жили приблизительно так же, как и остальные члены общества. Вместе с тем на рубеже X–XI вв. разница в уровне их жизни стала ощутимой. В марксистской историографии это объяснялось возникновением частной собственности. На самом деле частная собственность появится в Древней Руси позже, в XII в. До этого более высокий уровень жизни князя и его дружины был общественной льготой за выполнение социально важных функций управления и защиты. С утратой престола (князем) или места в окружении князя снижался и уровень жизни. Обществу нужен был социальный регулятор в виде публичной власти, и ее представителей требовалось защитить законом. Однако эти академические рассуждения простым людям X–XI в. были неведомы, они могли расправиться с княжеским окружением. Таким образом, сам аппарат власти нуждался в правовой защите.

Социально-экономическая причина возникновения права объясняется необходимостью защиты прежде всего торговцев и ремесленников. Вероятно, этих людей было не так много, но их уровень жизни превышал некий средний уровень, что могло вызывать социальное недовольство. Потенциальным итогом было взрывное разрешение социального конфликта, сопряженное с возможностью разорения хозяйств ремесленников и торговцев. Поскольку обществу труд ремесленников и купцов был необходим, закон брал их под защиту, как и представителей государства.

Л. В. Милов считает, что толчком к возникновению письменного права на Руси стало ее крещение Владимиром Святославичем (около 960–1015). Вероятно, приехавшие на Русь греки в качестве светского права предложили ему византийскую Эклогу. В самой Византии она была принята в VIII в. В переводе с древнегреческого языка слово «эклога» означает «выборка законов». То есть Эклога представляла собой компиляцию некоторых действующих положений почти забытого в Византии Кодекса Юстиниана. Скорее всего, из Эклоги на Руси применялось в основном уголовное право. В отличие от обычного права, бытовавшего на Руси, византийское уголовное право отмечалось крайней жестокостью: в нем широко применялась смертная казнь, отсечение рук, ног, вырывание языка, выкалывание глаз. В «Повести временных лет» говорится, что князь Владимир по совету епископов в 996 г. ввел смертную казнь. Для Руси это было нехарактерно, ведь ранее за убийство мстили родственники убитого, а за прочие преступления и правонарушения выплачивался штраф. Вполне возможно, что со временем недовольство проявила дружина Владимира, так как раньше часть штрафов шла в казну князя, то есть и ей тоже, теперь же поступления исчезли.

Сын Владимира Ярослав (1018–1054) не был связан прежними обязательствами. Он не только отменил Эклогу, но и создал первый письменный сборник законов, фундамент всего дальнейшего национального законодательства — Русскую Правду. Он прежде всего предусмотрел возможность замены кровной мести штрафом за убийство. Смертной казни и членовредительства в Русской Правде уже нет, зато детально регламентируется система штрафов за разные виды преступлений и правонарушений.

Вместе с тем принятие христианства в качестве государственной религии на Руси привело к тому, что значительная часть жизни древнерусского человека стала регулироваться нормами канонического (церковного) права.

Следующая глава >>

В городах селились князья, размещалась княжеская дружина. В них князья со своими помощниками правили суд, управляли подвластными землями, принимали иностранных послов. На городских площадях собиралось вече. Постепенно города росли и становились торговыми и ремесленными центрами. По большим и малым городам Руси шумели торги. В городах сосредоточивалась и религиозная жизнь. Здесь сооружались большие храмы, жили и исполняли христианские службы и обряды митрополит и епископы, стояли крупные монастыри. Города были центрами культуры. В них организовывались школы, писались иконы, создавались фрески и мозаики. Помимо ремесла и торговли, горожане занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством. Глава семьи участвовал в городском вече, отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи. В богатых и знатных семьях были свои порядки. Обычно до года дети находились на руках кормилицы, до пяти лет — на попечении нянек. Холопка-кормилица и её сын были самыми близкими слугами в доме. Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином и иногда оставался на всю жизнь самым близким ему человеком. Мальчиков в знатных семьях нередко начинали учить грамоте с пяти лет и воспитывали сообразно будущей службе. Согласно обычаю, воспитанием княжича руководил его дядя — брат матери.
Развлечение знати – охота и пиры. Во время пира женщины сидели за столом вместе с мужчинами. Гостей развлекали скоморохи и гусляры.

Древнерусское государство было одним из самых крупных в Европе и играло видную роль в международных отношениях. Социально-экономический и общественно-политический строй Древнерусского государства, хотя и имел целый ряд специфических черт, тем не менее, во многом был схож со строем соседних европейских государств: Польши, Чехии, Венгрии. Прежде всего, это касается господствующей роли князя и служившей ему знати, системы централизованной эксплуатации зависимого населения, относительно позднего развития крупной частной земельной собственности.

Древнерусское государство — раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял великий киевский князь. Верховная власть принадлежала княжескому роду Рюриковичей, между членами которого распределялись княжеские столы (престолы) в составных частях, территориально-административных единицах государства – волостях.

Власть князя была постоянной. Князь полностью отвечал за внешнюю безопасность, обеспечение внешней политики и внешней торговли. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. В случае необходимости собиралось народное ополчение во главе с тысяцким.

Основные задачи внутренней и внешней политики киевских князей:

— отражение набегов кочевников — печенегов, а затем половцев;

— борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии;

— охрана торгового пути «из варяг в греки».

Во всех русских землях существовало вече – народное собрание. Этот демократический элемент – вече – играл важную роль. Вече объявляло войну, вело переговоры, заключало мир. Главной его функцией в XI – XII вв. было выбор князя на княжение или его изгнание. Вече в чрезвычайных ситуациях ограничивало власть князя.

Главным богатством была земля. Первой в Киевской Руси возникла княжеская земельная собственность. Князья были верховными собственниками на подчиненной им территории (собирали дань), но непосредственно землей владела ещё крестьянская община. Постепенно с XI в. князья стали раздавать часть земли в собственность своим дружинникам-боярам. Так появилось боярское землевладение — вотчина. Боярин имел полное право на собственность: мог передать землю по наследству, продать, обменять и т.д. Вотчинами могли владеть и князья. Наряду с вотчинами было значительное число крестьян-общинников, не подвластных боярам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань великому князю.

Все свободное население Руси носило название «люди». Отсюда термин, означавший сбор дани, — «полюдье». Местное свободное население составляло свои общины или миры, имело своих выборных представителей и «добрых людей», которые защищали его интересы перед княжеской администрацией. Население решало на своих сходках все местные вопросы.

Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Обедневшие крестьяне брали у бояр (феодалов) в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Эта категория населения называлась – «закупы». Закуп работал на феодала до тех пор, пока не вернет деньги.

Кроме смердов и закупов в княжеской или боярской вотчине были рабы, («холопы» или «челядь»).

Средние слои населения составляли княжеские дружинники, дворовые, управляющие и купцы.

Верхи разделялись на аристократов и служилое боярство.

История Киевской Руси условно может быть разделена на три больших периода:

1. 9- середина 10 в. – время первых киевских князей;

2. вторая половина 10 – первая половина 11 в. – время Владимира 1 и Ярослава Мудрого;

3. вторая половина 11 – начало 12 в. – переход к территориально-политической раздробленности.

Время первых киевских князей (IX – середина X в.)

Родственник князя Рюрика – Олег объединил новгородский север и киевский юг в единое государство с центром в Киеве. Он положил начало первой династии великих русских князей – Рюриковичей, которые правили русскими землями с 882 по 1596 гг. – 700 лет. В феврале 1613 г. в России возникла новая династия – Романовы, которые правили Россией до 1917 г. – 300 лет. Таким образом, тысячелетняя истории России – это история монархии.

Летописные данные свидетельствуют, что Олег находился у власти с 882 по 912 гг. Он сыграл созидательную роль в истории древнерусского государства:

— явился создателем единого государства, подчинив влиянию Киева обширные пространства, расположенные по обе стороны «великого водного пути»;

— освободил финские и славянские племена от обязательной дани хазарам;

— повел себя как дальновидный политик, обеспечив русской земле выгодное политическое положение.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. В 907 и 911 гг. Олег совершил два успешных похода на Византию и заключил договоры с греками в двух экземплярах – на греческом и русском языках. Олегу удалось урегулировать русско-византийские отношения на выгодных для Руси условиях – ее купцы беспошлинно ввозили свои товары в Византию. Заключение договоров на русском языке – это свидетельство существования русской письменности задолго до появления христианства.

В нашей истории князь Олег носит название «Вещего».

В истории не сохранилось сведений о каких-либо ритуалах возведения князей на великое княжение в начальный период Киевской Руси.

Киевский престол в 912 г. унаследовали сын Рюрика князь Игорь (912-945 гг.) и его жена Ольга (945-975). Княжение Игоря происходило в сложной обстановке печенежских вторжений.

Княгиня Ольга (945-957 гг.) – стала единственной из женщин правящей княгиней, главой русских земель. Она провела первую в Киевской Руси административно-финансовую реформу. Ольга установила «уроки» — размер дани и «погосты» — административные центры, места сбора дани. Погосты стали затем опорными центрами княжеской власти. Эта новая практика сбора дани просуществовала на Руси столетия.

Ольга прекратила внешние походы за добычей, стоившие огромных людских потерь, а самый буйный элемент, заинтересованный в таких походах (прежде всего наемных варягов), отправляла в качестве вспомогательных отрядов в Византию, где они сражались с арабами и прочими врагами империи.

В правление Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян.

Вошла в историю Ольга как первая христианка на Руси.

Князь Святослав (957 – 972 гг.) – полководец и государственный деятель. Вошел в историю как князь-воитель:

— защитил Русь от набегов кочевников и расчистил торговые пути в другие страны;

— разгромил Хазарский каганат, подчинил Киеву северо-кавказские племена ясов и касогов, волжских булгар;

— успешно отражал набеги печенегов.

Военные походы занимали все время этого воинственного князя. Согласно летописи, Свя­тославу принадлежит фраза, ставшая крылатой: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут». Святослав вел смелую внешнюю политику. Погиб от рук печенегов. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого.

Время Владимира 1 и Ярослава Мудрого (вторая половина X – первая половина XI в.)

В кро­вавой борьбе за власть, разгоревшейся после смерти Святослава между его сыновьями, победил Владимир.

Время правления Владимира Святого (Владимира Крестителя, Владимира Красное Солнышко) (980-1015) — переломное в исто­рии Киевской Руси.

Князь Владимир

— все земли восточных славян объединил под властью Киева. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города.

— решил важнейшую задачу – обеспечение защиты русских земель от набегов кочевых печенежских племен. Для этого вдоль юго-восточных границ были построены крепости.

— укрепил аппарат государственной власти. 12 сыновей Владимира от нескольких браков и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.

Владимир и его окружение стремились остановить расползание суперсоюза. С этой целью предпринимается ряд мер идеологического характера: за Киевом устраивается большое языческое капище, затем создается знаменитый языческий пантеон. Боги в киевский пантеон свозились изо всех земель. Однако союз продолжал расползаться. Именно тогда князь Владимир обратил свой взор к христианству — религии, в которой идеал централи­зации является главенствующим.

В 988 г. в качестве государственной религии было принято христианство.

Владимир в 988 г. разрушил греческий город Корсунь на побережье Черного моря и пригрозил византийскому императору, что сделает то же самое с Константинополем, если греки не крестят его, а император не отдаст ему в жены свою сестру. Император, в надежде, что крещенная Русь будет менее опасным соседом, выполнил требование князя. Владимир крестился сам, крестил своих бояр, а затем весь русский народ. Распространение христианства встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. В Киеве оно вводилось безболезненно с согласия народ­ного собрания — веча, но в других землях навязывалось силой. Вот почему вплоть до конца «киевского периода» на­шей истории можно говорить о том, что христианство лишь скользило по поверхности общества, не затрагивая основ древ­нерусской жизни. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для развития Руси:

1. укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси;

2. принесло новые политические понятия и отношения. «Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и судьей во внутригосударственных делах, и защитником державы;

3. утверждало идею равенства людей перед богом;

4. способствовало развитие единой древнерусской культуры;

5. объединило восточнославянские племена в единый русский народ;

6. учение о любви и милосердии произвело глубокую нравственную перемену в людях;

7. Русь становилась равной другим христианским европейским государствам, связи с которыми теперь значительно расширились.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину».

Владимир, следуя примеру русских князей, разделил государство на области между сыновьями и отправил княжичей в уделы править от его имени. Удельные князья беспрекословно подчинялись своему отцу, но подчинение брата брату после смерти великого князя не было таким же естественным. Началась кровавая борьба между сыновьями Владимира за княжеский престол. Победу одержал Ярослав.

Во время правления князя Ярослава Мудрого (1015-1054 гг.) Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Равным ему по масштабу государственной деятельности и мудрой политике был его внук – Владимир Всеволодович Мономах (1113 – 1125 гг.).

Ярослав Мудрый заложил правовые основы русского общества. Сборник первых правовых актов (гражданского и уголовного характера) — «Правду» Ярослава – вскоре назвали «Русской Правдой». «Русская Правда» опиралась на нормы обычного права (неписанных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения). Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецендент и ссылка на древность. «Правда» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы родоплеменного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми.

Ярослав покончил с печенежскими набегами. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г.Юрьев (ныне г.Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. В городе было около 400 церквей и 8 рынков. Велось каменное строительство, работы по переписке книг и переводу книг на русский язык, обучение грамоте.

Он уделял серьезное внимание династическим бракам. Так, сам он был женат на дочери шведского короля Олафа, дочерей своих выдал замуж за французского, венгерского и польского королей.

Переход к территориально-политической раздробленности.

(вторая половина XI – начало XII в.)

Во время правления Ярослава единство русской земли сохранялось, но процесс раздробленности государства на отдельные княжества все больше давал о себе знать.

Ситуация осложнялась постоянными набегами новой волны кочевников-половцев. В 1068 г. Ярос­лавичи потерпели от них поражение на реке Альте. В 1068-1072 гг. по Киевской Руси прокатились массовые народные восстания. Наиболее мощным было выступление в 1068 г. в Киеве. На вече киевляне обратились к князьям с просьбой выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Князья, побоявшись, что народ обратит оружие против них, отказались. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

С середины XI до начала XIII вв. историки насчитывают около 50 половецких вторжений. Восстания конца 60-х – начала 70-х гг. XI в. требовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правда Ярославичей». Цель новых статей – защитить имущество князей и бояр высокими штрафами. «Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство разных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов.

Внешний фактор: необходимость отпора кочевникам еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества.

Владимиру Моно­маху (1113-1125) удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой – английская принцесса. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей – шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет».

События/даты:

конец 5 – 6 вв.н.э.- возникновение первых государственных образований у восточных славян

862 г. — призвание варяжского князя Рюрика новгородскими купцами

882 г.- объединение князем Олегом восточно-славянские племенные союзы вдоль торгового пути «из варяг в греки».

907 и 911 гг. — походы князя Олег совершил на Византию и заключение договоров с греками 912-945 гг. — княжение Игоря

945-957 гг. — княжение Ольги

957 – 972 гг. — княжение Святослава

980-1015 гг. — княжение Владимира

988 г. — принятие Русью христианства

1016-1018 и 1019-1054 гг. — княжение Ярослава Мудрого

1113 – 1125гг. — княжение Владимира Мономаха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *