Все о пророке

Слово пророк на еврейском языке звучит как «нави», что означает «говорящий» или «возвещающий». Таким образом, пророк является либо тем, кто призван, либо тем, кто возвещает; и тот и другой смысл этого понятия приводит нас к пониманию сущности ветхозаветного пророчества. Пророк – вестник или истолкователь Божественного Слова и Божественной воли. Это ясно выражено в библейском тексте. К примеру, Бог обращается к пророку Иеремии: «Я вложил слова Мои в уста твои…» (Иер. 1, 9). Причём уста пророка должны быть очищены, чтобы он смог безошибочно выполнить столь важное дело. В призвании пророка Исайи мы читаем: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен» (Ис. 6, 6-7).

Пророк Исайя

Все они слышали властный призыв Божий, ведь Господь избрал их своими вестниками, они посылаются выражать волю Божию и сами должны быть её «знамениями». Не только их слова, но и действия, вся их жизнь – пророчество. Несчастный брак пророка Осии имеет символическое значение. Мы читаем: «Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа. И пошел он, и взял Гомерь, дочь Дивлаима; и она зачала и родила ему сына. И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, и положу конец царству дома Израилева» (Ос. 1, 2-4). Пророк Исайя и его дети представляют собой «…указание и предзнаменование» для Израиля. В библейском тексте упоминается жена пророка (Ис. 8, 3), а также два сына с символическими именами – Шеар-ясув, что означает «остаток вернётся», или «остаток обратится» (Ис. 7, 3) и Магер-шелал–хаш–баз – это значит «быстрый грабёж», или «скорая добыча» (Ис. 8, 3). Первое имя означает, что среди общего разложения израильского общества и надвигающейся беды должен сохраниться некий «остаток». Этот «остаток» составляют люди, верные святости, люди нравственно чистые, посвятившие свою жизнь Небесному Царю, они-то и избегнут наказания и станут ядром возрождения народа Божия, как некогда Ной, спасённый в ковчеге. Второе символическое имя имеет в виду наказание Дамаска и выдачу Самарии на разграбление. Эти имена – символы, данные «как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе» (Ис. 8, 18).

Божие произволение может сообщаться пророку по-разному: в видении, реже – в ночном сновидении, через слуховые восприятия, но чаще всего – через внутреннее вдохновение. Полученная весть передаётся пророком различными способами: при помощи лирики, прозаического рассказа, в притчах или посредством кратких фраз наподобие прорицаний; нередко используются и литературные формы увещеваний из писаний мудрецов, богослужебных псалмов, гимнов, надгробного плача и т.д. Эти разнообразные формы восприятия и возвещения связаны с личностью пророка, но в основе пророческой деятельности есть всегда нечто общее: каждый истинный пророк проникнут сознанием того, что он только орудие, а произносимые им слова принадлежат одновременно и ему и не ему. Он непоколебимо убеждён, что принял слово Божие и обязан его передать. Это убеждение основано на таинственном опыте непосредственного общения с Богом.

Поскольку пророки призваны Богом, и он избрал их своими вестниками, то уклонение от этого призвания невозможно, что мы можем видеть в повести о пророке Ионе. Иона, вместо того чтобы немедленно направиться в Ниневию, старается убежать от лица Божия и не пророчествовать ниневитянам то, что, ему кажется, послужит во спасение этим грубым язычникам. Но после трёхдневного наказания в чреве китовом, в котором Иона сохраняется силою Божиею, и после раскаяния в своём грехе, он освобождается и получает снова повеление проповедовать волю Божию ниневитянам.

Пророк Иона

То, что пророком возвещается, часто касается и будущего и настоящего. У более поздних пророков «завеса приподнимается» даже над «последними временами», над эпохой конечного торжества Царства Божия, но из этого всегда вытекают поучения и для настоящего.

Поскольку через пророков передавалось и постоянно раскрывалось Божие Откровение, и они были посредниками между Богом и Его народом, то их роль в религиозном развитии Израиля была чрезвычайно велика. Каждый из них вносил свой вклад в создание учения, но можно выделить три основных элемента в их учении – монотеизм, морализм и ожидание спасения.

Откровение единого Бога, требующего поклонения только Ему одному, более или менее ясно всегда было свойственно сознанию израильтянина. Но именно пророки своею проповедью привели народ от практического генотеизма (поклонение своему Богу) к полностью осознанному и строгому монотеизму. Именно пророки, напоминая о связи Яхве с Его народом, ясно показали вместе с тем, что Он управляет судьбами и других народов. Он судит малые государства и великие империи (Ам. 1-2), даёт им могущество и отнимает его, они служат орудием Его кар, но Он же останавливает их, когда это угодно Его высшей воле (Ис. 10, 12). Борясь с влиянием языческих культов и с тенденциями к религиозному синкретизму, пророки ясно показывают бессилие ложных богов и идолов, и вообще, подводят к мысли, что политеизм является ложным религиозным мировоззрением. Их проповедь сопровождается торжественным исповеданием единобожия (Ис. 44, 6-8; Ис. 46, 1-7). Единый Бог есть Бог трансцендентный, надмирный. О тайне Его трансцендентности и свидетельствуют пророки, называя Его «святым». Это одна из излюбленных тем, особенно развитая у Исайи (Ис. 1, 4; Ис. 5, 19; Ис. 40, 25 и т.д.). Бог неизмеримо выше всего земного, Он окружён тайной (Ис. 6 или Иез. 1), но Он и бесконечно близок к своему творению и проявляет к нему благость и бесконечную любовь (Иез. 16).

Пророк с особой остротой сознаёт человеческую греховность, видит контраст святости Бога и скверны человека. И хотя тема греха прослеживается с самого начала Ветхого Завета, но особый морализм учения заключается в том, что здесь эта тема становится одной из самых основных. Грех оскорбляет Бога и отдаляет от Него человека, и этот разгул зла вызывает кару Божию, которая окончательно свершится в грядущий «День Господень» (Ис. 2, 6-22; Ос. 5, 9-14; Ион. 2, 1-20). Однако морализм пророков никогда не противоречит синайскому законодательству, данному Самим Богом, а всегда основывается на нём. И в их проповедях и обличается, прежде всего, нарушение этого Закона или пренебрежение им (Иер.7, 5-10).

Пророка Иеремию побивают камнями

Бог требует от человека внутренней праведности, и пророки не устают подчёркивать это. Они осуждают обрядоверие, не связанное с заботой о чистоте нравственности (Ис. 1, 1-17; Ос. 6, 6; Мих. 6, 6-8). К примеру, у пророка Осии читаем: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6, 6). Но подобные места Библии не дают основания видеть в пророках противников культа; напротив, культ и Храм находятся в центре внимания многих пророков: Иезекииля, Захарии, Аггея и т.д.

Например, после плена, когда иудеи бросили строить свои дома и начали восстанавливать Храм Божий, под влиянием проповеди пророка Аггея, обещающего, что вслед за стихийными бедствиями наступит период материального благоденствия (Агг. 2, 15-19). Пророк имел ввиду то, что у многих людей сначала не было желания восстанавливать Храм; полагали, что в первую очередь нужно позаботиться о хозяйственных нуждах города и области (Агг. 1, 1-2). Пророк же указывает на засуху и голод, как на признаки гнева Божия. Святое дело восстановления Храма должно быть поставлено на первое место и тогда всё прочее будет дано людям (Мф. 6, 33).

Пророки Нафан, Аггей, Самуил

Весьма часто у пророков критикуются и беззакония социально-этического характера, несправедливость в социальных отношениях, бесчестное и жестокое отношение в Израиле знати к простому народу, богатых к бедным, сильных к слабым.

С гневом, сарказмом рисует пророк Амос этих «именитых первенствующего народа» (Ам. 6, 1), этих богачей, бесстыдных спекулянтов и беспощадных ростовщиков: «вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища…, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, …алчущие поглотить бедных и погубить нищих, – вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви… Клялся Господь …во веки не забуду ни одного из дел их…» (Ам. 6, 4-6; 8, 4-7).

Амос нигде не выступает против жертвоприношений, каждений и других обрядовых действий, но, тем не менее, он подчёркивает, что обрядовые действия не могут заменить правосудие и доброту между людьми, и возмущается ханжеством и лицемерием тех, кто приносит жертву в одежде, снятой с неоплатного должника. Такая жертва Богу и противна, и неугодна.

На протяжении всей ветхозаветной истории народ часто отступает от Бога, Бог не желает его гибели и продолжает сохранять Свои обетования. Он заботится о сохранении и спасении человечества, как некоего «остатка» (Ис. 4, 3). И здесь на первый план выдвигается у пророков тема ожидания спасения, мессианизм. Представление об «остатке», которое мы впервые встречаем у пророка Амоса (Ам. 5, 15), развивается и уточняется последующими пророками. В сознании пророков как бы переплетаются два видения: немедленной кары и последующего суда Божия; под «остатком» можно понимать как тех, кто выживает среди испытаний данной эпохи, так и тех, кто достигает конечного спасения (Ис. 11, 10; Мих. 4, 7; 5, 7-8; Иез. 37, 12-24; Зах. 8, 11-13).

Для установления Своего царства на земле Бог пошлёт своего представителя, Своего Помазанника, по-еврейски Мессию, который и спасёт человечество. Этого Спасителя провидит, прежде всех, Исайя, а затем и Михей и Иеремия. Мессия будет потомком царя Давида (Ис. 11, 1; Иер. 3, 5; 33, 15), он произойдёт из Вифлеема (Мих. 5, 2).

Пророки Даниил, Давид, Соломон

Из всего сказанного можно сделать следующее заключение о пророках Ветхого Завета.

Пророк – человек, имеющий прямой религиозный опыт Богопознания, получивший откровение Божиих соизволений, судящий о настоящем и провидящий будущее в свете Откровения Божия; он послан Богом напоминать людям о Его требованиях и возвращать их на путь Его любви и подражания Ему. Роль ветхозаветных пророков и их пророчеств трудно переоценить.

Протоиерей Александр Камышников

Эта стратегия ставок в свое время наделала много шуму. Часто на форумах игроки говорили, что она приносит прибыль, причем для ее использования нужна лишь линия конторы и калькулятор. Доходило даже до того, что на форумах бетторов эту систему продавали за баснословные деньги.

Со временем система не оправдала надежд, по крайней мере, ее можно использовать для ставок далеко не во всех турнирах, как заявляют ее создатели. Возможно, вы найдете тот турнир, где эта стратегия будет работать, но для этого нужно провести большую аналитическую работу.

Суть стратегии

С помощью математических действий игрок вычисляет, с каким счетом завершится следующий матч. Для этого используются довольно простые формулы.

Количество голов домашней команды

Найдите среднее значение забитых голов домашней команды в последних 10 матчах дома. Прибавьте к нему среднее значение пропущенных голов гостевой команды за последние 10 игр на выезде. Полученную сумму нужно разделить на 2. Полученный результат будет предполагаемым количеством голов домашней команды в следующем матче.

Количество голов гостевой команды

Найдите среднее значение забитых голов гостевой команды в 10 последних матчах на выезде. Прибавьте к нему среднее количество голов домашней команды в 10 последних домашних матчах. Как и в первом случае, нужно разделит сумму на 2 и получить предполагаемое количество голов гостевой команды.

Пример

Для примера возьмем ближайший матч Вест Бромвич – Норвич. На первом скриншоте вы видите результаты 10 последних домашних игр Вест Бромвича, а на втором результаты Норвича в 10 последних гостевых играх.

Найдем среднее количество забитых голов Вест Бромвича в домашних встречах:

  • 1+3+1+2+0+2+2+1+1+1=14 голов (в среднем 1.4 за игру).

Среднее количество пропущенных голов Норвича на выезде:

  • 1+1+2+3+3+3+1+2+1+2=19 голов (в среднем 1.9 за игру)

Складываем полученные числа и делим на два:

  • (1.4+1.9)/2=1.65 – мы нашли предполагаемое количество забитых голов Вест Бромвича в предстоящем матче.

Теперь рассчитаем, сколько забьет Норвич. Среднее количество забитых голов Норвича на выезде:

  • 0+0+0+0+1+0+2+0+0+1=4 гола (в среднем 0.4 за игру).

Среднее количество пропущенных голов Вест Бромвича в домашних встречах:

  • 0+2+1+2+0+2+1+0+2+1=11 голов (в среднем 1.1 за игру).

Складываем полученные числа и делим на два:

  • (0.4+1.1)/2=0.75 – это предполагаемое количество забитых голов Норвича в предстоящей игре.

Счет 1.65-0.75. В этом матче можно поставить на победу Вест Бромвича с нулевой форой (коэф. 1.53) или же на ТБ 1.5 (коэф. 1.40).

Плюсы стратегии

  • Несложный расчет ставок. Статистика последних игр команд лежит в открытом доступе, вам нужно лишь взять данные и произвести несложные математические действия.
  • Вариативность ставок. С помощью данной системы вы определите счет игры, от которого вы будете отталкиваться. Если предполагаемый счет 1:1, то поставить можно на ТМ2.5, Ф1(+1), ТБ(1) и на другие ставки.

Минусы стратегии

  • Учитывается только статистика. Одно дело, когда на поле выходит основной состав команды и совсем другое, когда тренер вынужден привлекать к игре дублеров из-за травм ключевых игроков и дисквалификаций. В этой стратегии также не учитывается фактор погоды, роль судьи, мотивация команд и много других нюансов.
  • Подходит не для всех чемпионатов. Лучше всего по этой стратегии играть в чемпионатах с равным составом участников, наподобие АПЛ. В испанской Ла-Лиге уже не получится делать ставки по системе «Пророк» из-за того, что в ней 3 команды на голову сильнее других. Если условная Гранада за последние 10 матчей провела игры с Атлетико, мадридским Реалом и с Барселоной, то статистика ее забитых-пропущенных голов будет сильно перекошена.

Несмотря на то, что многие игроки хвалят эту систему ставок, она несколько переоценена. Стратегия выглядит недоработанной из-за того, что не учитываются даже такие значимые параметры, как травмы игроков, мотивация и т. д. Стратегия может работать только в идеальных матчах, где у команд нет травмированных игроков и при этом мотивация у них одинаковая. Во всех остальных случаях вы можете лишь опираться на тот результат, который получился по стратегии, но при этом он должен корректироваться в зависимости от различных нюансов, влияющих на игру.

«БИЗНЕС Online» выяснил, что одна из семей Казани с древних времен хранит свою частицу бороды Мухаммеда

Пока Болгар гордился обретенным на днях волосом Мухаммеда, десятки тысяч мусульман стекались в село Шыгырдан Чувашии. Накануне, в преддверии Рамадана, там завершилась выставка сразу 13 ценных реликвий ислама. На фоне всплеска интереса к мусульманским артефактам «БИЗНЕС Online» выяснил, не обидно ли башкирам отдавать свою святыню Татарстану, почему ни одна сакральная вещь не может покинуть Абу-Даби без позволения Рамзана Кадырова и сколько всего волос оставил потомкам основатель ислама.

СВЯТЫНИ В ШЫГЫРДАНЕ И БОЛГАРЕ

В преддверии начала Рамадана мусульмане Татарстана, всего Поволжья, других регионов страны и ближнего зарубежья спешили посетить выставку благодатных реликвий, связанных с пророком Мухаммедом. В течение трех дней начиная с 15 июня впервые в истории Центральной России в селе Шыгырдан Чувашской Республики были представлены 13 реликвий, связанных с пророком Мухаммедом. Это его волосы, ключи и замки Каабы (кубовидное построение в середине самой посещаемой в мире мечети «Аль-Харам» в Мекке — прим. ред.), кувшин Биляла ибн Рабаха аль-Хабаши — муэдзина пророка Мухаммеда и другие.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из организаторов выставки, муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашской Республики Альбир Крганов, все эти реликвии на три дня любезно предоставил муфтий Дагестана Ахмад хаджи Абдуллаев. По его словам, за это время центральную Соборную мечеть имени «Трех сподвижников» посетили порядка 25 — 30 тыс. верующих, желающих получить благодать пророка, отстояв для этого длинную очередь. Возникший ажиотаж напоминает нашумевшие православные выставки — пояса Богородицы, даров Волхвов и т.д. Посетил выставку и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, который приехал не с пустыми руками, добавив к выставке хранящуюся у него частицу хаджар асвад (черный камень с угла Каабы) и покрывало усыпальницы имама Раббани.

«В исламе есть табаррук — обретение благодати. Конечно, всю, полную благодать дает только Аллах. И тем не менее по милости Всевышнего есть вот такие благодатные вещи, к которым верующие люди относятся с особым уважением», — пояснил Крганов.

Напомним, в минувшее воскресенье, то есть за день до открытия выставки, как уже писал «БИЗНЕС Online», в ходе праздника «Изге Болгар җыены», посвященного официальному принятию ислама в 922 году, врио президента РТ Рустам Минниханов принял из рук председателя центрального духовного управления мусульман РФ Талгата Таджуддина волос пророка Мухаммеда, который, как было объявлено, отныне навечно будет храниться в Белой мечети. В церемонии принял участие внук пророка Мухаммеда в 42-м поколении Абдурраззак Ассаиди, а глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев назвал поступок Таджуддина великим и выразил надежду, что на священной земле Болгар «будет баракат» (благополучие). Сам Таджуддин объяснил передачу реликвии так: «Более 700 лет на этой земле не было слышно азана, и вот теперь Аллах позволил нам увидеть святой Болгар в таком цветущем состоянии.

Город Болгар — первая столица в истории ислама после Медины. Когда пророк Мухаммед отправлял сюда троих своих сподвижников, еще не было ни Каира, ни Багдада». По словам источников «БИЗНЕС Online», щедрый дар оказался полной неожиданностью для всех. И, к слову, нет окончательного решения, как конкретно хранить и выставлять артефакт.

Передача волоса пророка Мухаммеда в Белую мечеть и выставка в Чувашии, естественно, вызвали интерес к реликвиям не только со стороны мусульманской общественности. Насколько можно верить в то, что переданный в Болгар волос действительно принадлежит пророку Мухаммеду? Откуда он появился в Уфе? Насколько редко встречаются такие реликвии и в чем их ценность? В этом попытался разобраться «БИЗНЕС Online».

ВОЛОСЫ В ПОДАРОК ИЗ ТУРЦИИ И ИНДИИ

«110 лет волос хранился в Уфе, — пояснил предысторию своего дара сам Таджуддин. — До этого — в Стамбуле. В 1905 году муфтию Мухаммадьяру турецкий султан, увидев, насколько крепко российские мусульмане являются приверженцами ислама, вручил этот волос бороды пророка. Слава Аллаху, мы в Уфе почувствовали баракат. Пусть он хранит благополучие и здесь, и во всей нашей стране».

Как сообщается на официальном сайте ЦДУМ РФ, муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммадьяр Султанов (1837 — 1915) в начале прошлого века в составе официальной делегации из пяти человек от Российской империи отправился в Мекку для совершения хаджа. До того муфтии ездили только как частные лица. На обратном пути он был приглашен в Стамбул, где турецкий султан Абдул-Хамид II в знак большой признательности российским мусульманам выделил ему из своей сокровищницы три (по другим данным, два) волоса с бороды пророка Мухаммеда. С тех пор эта священная реликвия хранится в духовном управлении в Уфе и бережно передается от муфтия к муфтию.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель центра исследований Корана и Сунны РТ Фарид Салман, в Турцию волосы пророка в свое время попали, по всей видимости, из Мекки и Медины. «Перед тем, как ваххабиты захватили священные города и разграбили их (начало XIX века — прим. ред.), турецкие султаны успели вывезти большинство реликвий в Стамбул», — сказал Салман. По преданию, после смерти пророка преданный ему цирюльник сбрил бороду Мухаммеда и сберег ее. Сегодня эта реликвия хранится во дворце-музее «Топкапы» в Стамбуле и ее могут видеть все желающие. В день дворец посещают несколько тысяч человек. Также несколько волос из бороды священного пророка хранятся и в индийской мечети «Хазратбал», и в Тюменском областном музее. Туда волос пророка попал в конце XIX века стараниями тюменского купца-мецената Нигматуллы-хаджи Кармышкова-Сейдукова и хранился в мечети Юрт Ембаевских, пока в 20-х годах прошлого века не был изъят и передан в музей.

К слову, Салман считает недопустимым, что такая реликвия используется, как музейный экспонат. «Волос должен быть возвращен верующим, — отметил Салман «БИЗНЕС Online». — Если русская православная церковь находит в музеях что-либо, связанное с житием святых, или имеющий ту или иную ценность церковный предмет, она юридически добивается возвращения этой ценности в свою юрисдикцию. Поэтому полагаю, мусульманам тоже стоит вести себя активнее в деле возвращения законному владельцу подобных реликвий».

Также Салман сообщил «БИЗНЕС Online» сенсационную новость! «В Татарстане есть еще один человек, у которого хранится священный волос пророка, — поделился мусульманский ученый-теолог. — В свое время, когда я работал муфтием Ямало-Ненецкого автономного округа, этот человек жил там. Я просил его более трепетно и бережно относиться к этому дару, который когда-то был принесен в его семью из Индии — подарен индийскими мусульманами его прадеду. Но, к сожалению, этот человек, хотя он уже в преклонном возрасте, не прислушался к моим просьбам: по состоянию на тот момент реликвия хранилась в неподобающем состоянии. Боюсь, что после него этот священный артефакт может быть утерян. Между тем если бы он пошел навстречу, то мог бы официально получить статус хранителя волоса пророка и войти в историю. Сам этот человек живет сейчас в Казани. Называть его имя я считаю неэтичным. Тем не менее молю Всевышнего наставить его на принятие ответственного в своей жизни решения», — сказал Салман и добавил, что в европейской России, насколько ему известно, других волос пророка Мухаммеда нет. Остальные российские мусульманские реликвии хранятся в Дагестане и Чечне.

ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ КАДЫРОВА!

В отличие от Татарстана, в Чечне реликвии, связанные с Мухаммедом, не в диковинку, последние несколько лет в Грозный регулярно привозят из исламских стран реликвии, принадлежавшие пророку и его сподвижникам. Тысячи мусульман из разных регионов России приезжают в Чечню, чтобы увидеть и прикоснуться к святыням, которые выставляют в мечети «Сердце Чечни».

В 2011 году в Чечню из Англии на вечное хранение были переданы чаша и два коврика, длительное время покрывавшие могилу пророка Мухаммеда. В феврале 2012 года премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган передал Чечне сразу три волоса пророка Мухаммеда, которые хранились в знаменитом турецком «Топ Капы». За несколько дней до этого из Узбекистана в Грозный был доставлен еще один волос Мухаммеда. В том же 2012 году хранитель из ОАЭ шейх Ахмад бин Мухаммад аль-Хазраджи назвал главу Чечни Рамзана Кадырова «хранителем священных реликвий», объявив, что отныне вещи, принадлежавшие пророку Мухаммеду, могут быть вывезены из Абу-Даби только с его согласия.

В 2013 году в Грозном открылся филиал фонда по хранению реликвий пророка Мухаммеда. В праздничные дни экспонаты музея выставляются в мечетях республики. Главным же предметом музейной коллекции является чаша пророка, которой более 1,4 тыс. лет. По легенде, после смерти пророка святыня хранилась у его потомков, которые со временем покинули родину. Позже она оказалась в Великобритании, откуда несколько лет назад ее и доставили в Чечню. В знаменательные дни ее наполняют водой, которую затем раздают местному населению.

В январе прошлого года в Грозный спецрейсом из Абу-Даби прибыли реликвии, находящиеся на постоянном хранении в ОАЭ: волосы пророка, окаменелый след стопы, а также тюбетейка двоюродного брата пророка Али ибн абу-Талиба. Кадыров тогда сообщил, что их привез сын хранителя — шейх Мухаммад аль-Хазраджи и, в соответствии с ранее достигнутой договоренностью, увез три другие реликвии. По словам главы Чечни, такой обмен будет происходить каждые шесть месяцев.

В ноябре 2014 года из Узбекистана в Чечню привезли две чаши и волос пророка Мухаммеда. Реликвии направил в Чечню в знак уважения к семье Кадыровых их хранитель — Абдулхафиз Хан Тура. Один волос при этом остался в Узбекистане, символизируя братство чеченского и узбекского народов. Эти реликвии были подарены в начале XIX века правителю Кокандского ханства (территория современного Узбекистана, Таджикистана, южного Казахстана и Киргизии) турецким султаном. Правитель построил специальное здание для их хранения и завещал оберегать святыни уважаемой в ханстве семье — потомкам пророка Мухаммеда.

НЕ ОБИДНО ЛИ БАШКИРАМ?

Возвращаясь к волосу пророка, переданному в Болгары, хочется спросить, как отнеслись к жесту Таджуддина в Башкортостане? Не воспринимают ли мусульмане Уфы передачу реликвии Татарстану как утрату? «Да, наверное, некоторые так и воспринимают, — признался «БИЗНЕС Online» Мурсаль Ахметов — проректор Российского исламского университета в Уфе. — Но надо понимать, что благодать у нас не уменьшилась, пребывание на протяжении более века этой священной реликвии в Уфе нам на все времена хватит. Кроме того, все мусульмане должны быть выше деления на национальности, территориальные границы и прочие надстройки, которые приняты в обществе. Мы свято верим в возрождение мира, спокойствия на всей земле. И пусть центром этого влияния будет священный Болгар, а мы все как бы участвуем в восстановлении исторической справедливости. Надеюсь, и в Болгаре эта реликвия будет находиться не одно столетие. К слову, я присутствовал на этом важном для всех мусульман мероприятии в Болгаре. Это очень значимое событие! Вы должны понимать, что 110 лет пребывания этой реликвии — волоса пророка Мухаммеда — на уфимской земле дало мощный культурный подъем нашему региону. И верховный муфтий, приняв во внимание то, что возрождение ислама идет из Болгара, куда пришли три сахаба (сподвижника пророка), решил передать волос пророка в Татарстан. Это основное место возрождения ислама — это Серебряный Булгар, как мы его называем. Несомненно, на статусе Болгара наличие этой реликвии отразится самым позитивным образом, привлечет паломников. Это как новое время, переломный момент бытия. Пророк прибыл туда: сначала отправил своих сподвижников, а теперь и сам обозначил свое присутствие на этой священной земле».

К слову, если из Абу-Даби вещи, принадлежавшие пророку Мухаммеду, могут быть вывезены, как было сказано выше, только с разрешения Кадырова и других хранителей, то, как сообщили в пресс-службе ЦДУМ России, Таджуддин лично принял решение о передаче волоса пророка в Болгар.

«В сущности, это надо было сделать уже давно, — считает Салман. — Поэтому свершившийся факт можно считать актом исторической справедливости. Почему? Ответ очень прост: мусульмане России — это прежде всего татары. Это первый по численности в РФ мусульманский народ и второй после русского народа государствообразующий компонент исторического и современного российского государств. Болгар был и есть духовная столица татарского мира. И присутствие в нем этой святой реликвии просто еще более укрепляет духовный статус Болгар. Думаю, Уфа не будет в «обиде» на Татарстан: ведь два волоса, а не один, были переданы мусульманам Российской империи, наверное, неспроста. Значит, заранее предписано было поделиться. Тем более один остается в Уфе».

К слову, тут есть одна загвоздка. Ряд экспертов «БИЗНЕС Online», в том числе и Салман, уверенно говорят о том, что в Уфе хранилось два волоса с бороды пророка. Но как мы уже отмечали выше, на официальном сайте ЦДУМ РФ говорится о том, что турецкий султан выделил российским мусульманам из своей сокровищницы три волоса с бороды пророка Мухаммеда. Вопрос, куда подевался еще один волос, остается открытым…

«КТО ДОКАЖЕТ, ЧТО ЭТО ИМЕННО ВОЛОС ПРОРОКА?»

Справедливости ради стоит отметить, что в мусульманском сообществе существует неоднозначное отношение к предметам, оставшимся от пророка, членов его семьи и ближайших сподвижников. Одни верующие почитают эти реликвии как священные и обладающие чудодейственной силой. Другие же сохраняют скептицизм, не придавая подобным предметам сакрального значения. Председатель исламского культурного центра, член исполкома союза исламских организаций в России Мохаммед Хенни, оценивая по просьбе «БИЗНЕС Online» то, что татарстанскому Болгару преподнесли волос пророка, сказал: «Безусловно, любовь к пророку — это святое, это часть нашей веры. В то же время любовь к мощам, распространенная в христианстве, в исламе не так сильна. Со времен пророка прошло 1400 лет. Кто докажет, что это именно его волос? Или кто-то хочет, чтобы мусульмане превращались в идолопоклонников?»

Считается, что всего по белу свету было распространено более 100 тыс. волос пророка Мухаммеда. Выше мы уже сообщали, что борода пророка хранится во дворце-музее «Топ Капы» в Стамбуле. Напомним также, что, выступая 14 июня на празднике «Изге Болгар җыены», глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Бердиев сообщил, что еще при жизни пророк сам раздавал свои волосы и говорил: «От этого вам будет баракат». «Столетиями люди это хранили, и сегодня Талгат хазрат передал волос, чтобы был баракат у всех татар, для всей России. Из-за этого поистине данное место будет святым, люди будут приходить и смотреть. Мухаммед сказал: «Кто посещает мою могилу, тому будет мое заступничество». А если человек увидел волос пророка, это как будто он его самого увидел. Валлахи, вы себе еще не представляете, какой это баракат! Надо сказать огромное спасибо муфтию Талгату Таджуддину. Я не знаю, как он смог это сделать — отдать?! Это великий поступок! И дай Аллах, чтобы мы все вместе, мусульмане России, были едины. А когда есть единство, будет и баракат», — эмоционально выступил Бердиев.

«В свое время пророк Мухаммад (мир ему!) неоднократно брил свою голову и укорачивал бороду, а затем раздавал волосы своим последователям, — пояснил Салман. — Почему? С точки зрения религиозного человека это большая благодать. Мы знаем, например, что волос, который в свое время попал в руки одного из наиболее близких сподвижников пророка (мир ему!) Анаса ибна Малика, был после его смерти, по его же просьбе, положен ему под язык. Хотя мусульмане считают Анаса ибн Малика святым и набожным человеком, он все равно, невзирая на все свои заслуги, надеялся, что волос пророка принесет ему большую пользу. Пророк Мухаммед, мир ему, в свое время сказал: «Тот, кто посетит меня после моей смерти, подобен тому, кто посетил меня живым. Тот, кто посетил меня, будет достоин моего заступничества и свидетельства в судный день».

«Поэтому, когда человек находится в присутствии священного волоса, это практически означает, что он находится в присутствии самого пророка. При этом мусульманин читает особую молитву, молитвословия в честь пророка (мир ему!), то есть разговаривает с ним. Историки в своих рукописях оставили описание множества достоверных чудесных случаев, произошедших в подобных случаях. Есть такой тонкий момент в исламской теологии: посланник Аллаха (мир ему!) сказал, что пророки даже после смерти не умирают, а в местах упокоения находятся в молитвенном состоянии. Их тела нетленны. Поэтому и волос пророка — это часть его: там, где находится его волос, он присутствует сам. Разумеется, в иной плоскости, ином параллельном мире», — пояснил Салман.

«В ГЛАЗАХ ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ ЭТО СОБЫТИЕ ОГРОМНОЙ ВАЖНОСТИ»

«Верующие люди относятся к благодатным вещам с особым уважением, — подтвердил Крганов. — Сейчас Болгар превращается не только в туристическую достопримечательность, а в некое место, где есть сакральные ценности. Там имеются захоронения сподвижников пророка, сейчас вот есть волос пророка, думаю, в дальнейшем появится еще что-то. Болгар реально становится духовной столицей мусульман Поволжья».

По мнению Салмана, преподнесение волоса пророка болгарской Белой мечети, безусловно, приподнимает статус Татарстана в странах, которые относятся к ареалу традиционного ислама. «В глазах традиционалистов Турции, Ирака, Сирии, Египта, эмирата Дубай (ОАЭ), Индии, Пакистана и других это событие огромной важности. Самое главное, чтобы была проведена, не побоюсь этих слов, грамотная пиар-компания на основных для мусульманского мира международных языках — арабском и английском. Это еще благотворнее скажется на имидже нашей республики и, безусловно, сделает ее еще более узнаваемой в мусульманском мире. Радует, что Татарстан возвращает себе подобающее ему значение как в российском, так и в международном масштабе. Президент РТ Рустам Минниханов недавно был назначен председателем группы стратегического видения «Россия — Исламский мир». Это синхронные события одного ряда», — подчеркнул Салман.

Правда, с этим утверждением не совсем согласен Хенни, член исполкома союза исламских организаций в России. «Насколько я знаю, Россия уже давно пытается открыть окно в исламский мир через Татарстан. Казань — это фактически третья столица России, поэтому она должна играть важную роль. Это все очень хорошо, но, по моему мнению, отношения с исламским миром пока все равно не складываются. Даже в самом Татарстане, на мой взгляд, ситуация с исламом напряженная: убийства 2012 года, преследования инакомыслящих, запреты некоторых книг, которые ни к чему не приводят… Возможно, поэтому у замысла Владимира Путина о сотрудничестве с исламским миром пока никакой удачи. К сожалению, есть люди, которые вроде бы оседлали это направление, а на самом деле тормозят его».

Так или иначе, обретение аутентичной мусульманской святыни, подлинность которой никем не оспаривается, безусловно, мощная заявка Болгар на статус одного из центров притяжения для мусульман. В этом смысле волосок пророка весит для верующих во сто крат больше, чем самый большой в мире печатный Коран (800 килограммов). Но, как видим, в этом качестве республики Северного Кавказа пока что дают Татарстану сто очков форы.

«БОЛГАРСКИЙ ПРОЕКТ ДОЛЖЕН ЗАРАБОТАТЬ ПО-НОВОМУ»

Другие эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», поделились своим видением того, что же все-таки означает передача волоса пророка Мухаммеда из Уфы в Болгар.

Али-Вячеслав Полосин — исламский богослов, разработчик социальной доктрины российского ислама:

— Я присутствовал на мероприятиях в Болгаре, в которых приняли участие тысячи людей. Большинство из них, как мне кажется, объединяли национально-исторические корни, что нисколько не мешало федеральному смыслу этих событий. Параллельно мы подписали в Болгаре социальную доктрину российского ислама в четырех экземплярах, по количеству подписантов, а пятый экземпляр как памятный исторический документ оставили на вечное хранение в древнем городе.

Подарить волос пророка — это, конечно, очень большой жест со стороны верховного муфтия России. Он говорит по меньшей мере о большой любви Талгата хазрата Таджуддина к этому месту. Еще не так давно, в 1989 году, Болгар представлял из себя просто городище, где велись археологические раскопки. Тот вид, который древний город приобрел сейчас, сформировался во многом под влиянием Талгата хазрата, который каждый год бывал здесь и проявлял всяческую заботу, а также при поддержке Минтимера Шаймиева. Нет сомнений, что у Болгара огромные перспективы, он будет и дальше развиваться и совершенствоваться. Уже решено, что здесь, вдали от суеты, будет размещена Исламская богословская академия. Ее работа в таком историческом, таком намоленном месте будет очень органична, и это тоже идея Талгата хазрата.

Впрочем, наличие в Татарстане столь важных религиозных символов не будет навязывать что-либо тем, кто придерживается других взглядов и другого мировоззрения. В Татарстане грань между светским и религиозным давно определена и очень четко соблюдается. Когда идешь по улицам Казани, легко встретить женщину в хиджабе, а сразу же следом за ней — девушек в шортах и юбках. Все это сосуществует рядом, и никто никому ничего не навязывает.

Ринат Набиев — завкафедрой КФУ, экс-председатель совета по делам религии РТ:

— Талгат Таджуддин неоднократно привозил подобные реликвии в Болгар. Для верующих людей это всегда имело очень большое значение. Мусульмане считают волос пророка очень ценной реликвией. В этом вопросе вряд ли могут быть противоречия или разные толкования. Передача этой реликвии в Болгар — это воля Талгата Таджуддина и желание укрепить позиции Татарстана в исламском мире как обладателя ценной реликвии. То, что волос Мухаммеда передан в руки президента Татарстана, я считаю вполне закономерным явлением, поскольку республика является основным носителем мощных исламских традиций и духовности в России. Эту реликвию будут рассматривать и с мистической, и с исторической точек зрения. Если историческая сторона вопроса может вызывать толкования, то с точки зрения веры и духовности для мусульман в этом вопросе нет сомнений. Для мусульман Татарстана факт хранения волоса пророка должен быть предметом гордости.

Рафик Мухаметшин — ректор Российского исламского института, директор ГБУ «Центр исламоведческих исследований», председатель совета по исламскому образованию:

— Дело в том, что болгарский проект должен заработать по-новому. До сих пор Болгар для мусульман был, по сути, местом, где они раз в год собирались по 50 — 60 тысяч человек. Сейчас разработана концепция, президент Татарстана обратился к президенту России с тем, чтобы болгарский фактор был показан по-другому, чтобы он стал постоянным исламским центром. Скорее всего, уже с осени Болгар начнет функционировать в этом статусе, здесь будут введены различные формы обучения и повышения квалификации, со временем будет создана исламская академия. Болгару придается сегодня большое значение как фактору консолидации мусульман в основном Центральной России. Естественно, он должен стать привлекательным не только для туристов. То, что Талгат хазрат передает волос пророка Мухаммеда, — это важно, это усиливает религиозную привлекательность Болгара.

Вот только я бы предостерег от разговоров о паломничестве. Это звучит не совсем корректно, поскольку паломничество — это совершение хаджа. Неслучайно в 1990-е годы было много споров о том, надо ли ездить в Болгар. Даже официальные структуры в Татарстане говорили, что не надо, потому что поездка в Болгар — это такой малый хадж. Поэтому речь не идет о превращении Болгара в центр паломничества, это звучит рискованно. Сегодня необходимо четко расставить акценты. Болгар является одним из древних очагов исламской цивилизации, местом, где предки татар добровольно приняли ислам и развивали государство. Это наша гордость, и тут скорее следует говорить, может быть, о духовном туризме, но не о паломничестве.

Группа стратегического видения, которую по поручению президента России возглавляет президент республики (я тоже являюсь ее членом), недавно собиралась в Москве в первый раз после большого перерыва. Когда мы говорим о работе с мусульманскими странами, помимо политических и экономических направлений мы обсуждаем и сферу духовности. Для этого нужны определенные площадки, четко подчеркивающие, что Россия является государством, в котором есть мусульманские анклавы, где ислам получил широкое распространение. В 922 году был Болгар, а Дербент аж в VII веке! Намного легче разговаривать с мусульманами зарубежья, когда мы можем сказать о том, что мусульмане в России являются коренным населением и что ислам здесь имеет многовековую историю. Думаю, мусульманские страны по-другому смогут смотреть на Россию.

Добавить «БИЗНЕС Online» в избранное Яндекс.Новости Подписаться на нас в Яндекс.Дзен Читать полную версию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *