Все согрешили и лишены славы

глава 3

Итак, какое преимущество Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче , что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому ).
6 Никак. Ибо как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их—открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? дел? Нет, но законом веры.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Что убо? Преимеем ли? Никакоже: предукорихом бо Иудеи же и Еллины вся под грехом быти

Кто спрашивает? Можно полагать, что Апостол от себя спрашивает, ставя и себя в ряд иудеев; и можно полагать, что спрашивают иудеи. — Иудей предложил вопрос: что убо лишшее Иудею? — надеясь прикрыться от осуждения преимуществом иудея. Отвечая на этот вопрос, Апостол прямо сказал: много, по всякому образу; но потом в дальнейшем объяснении представил такие соображения, из которых выходило, что это многое не служит в оправдание иудеям, что при всем том не избежать им суда или по тому самому паче и подлежат они ему. Предполагая, что это ясно вообразилось в уме иудеев, он обращается к совопроснику своему и от себя дает ему вопрос: после всего сказанного мною, как думаешь, имеем мы преимущества? Можем спрятаться за них и ими прикрыться от суда Божия? Он и себя ставит в ряд их, чтобы смягчить очевидный ответ, — неприятный.

Но так же могли спросить и иудеи. Апостол не сказал прямо, что преимущества не укрывают от суда, а такую вел речь, чтобы иудеи сами то вывели; а им этого не хотелось. Вот они и задают вопрос: и так что же? Скажи нам прямо, преимеем ли? Имеем ли мы какое преимущество? Апостол удовлетворяет их желание и говорит теперь прямо: никакоже. — Преимущества и были, но дела наши отняли у них все значение; по причине этих дел мы и остались без всяких преимуществ. Блаженный Феофилакт пишет: «хотя и имели они (то есть иудеи) некоторое преимущество, как избранные Богом; но как делами своими они обесчестили почтившего их честию и избравшего их Бога, то не только уже не имеют никакого преимущества, но и подвергаются большему осуждению. Говорит как бы от лица иудеев: что убо? Преимеем ли? — то есть имеем ли какое преимущество, превосходим ли других, угоднее ли прочих Богу мы, иудеи, которые получили закон и обрезание? Никакоже, — то есть нисколько. Ибо иудеи, чтобы не сказать больше, согрешили так же, как и язычники».

Такой приговор из уст апостола Павла мог показаться жестким и помешать благотворному действию его обвинительной речи. Почему он спешит отклонить это, говоря: не я это говорю; Пророки гораздо прежде меня предукорили нас в этом. Предукорихом, προητιασάμεθα, — может быть переведено и так: предукорены, прежде обвинены есмы, — как и делает славянский наш перевод в подстрочном замечании. И это как по течению речи, так и по намерению Апостола должно почесть ближайшим к подлиннику переводом. Апостол и себя ставит в ряд иудеев, хотя уже давно вышел из них, чтоб показать, что он и себя никак не исключает из-под этих предосуждений и что они-то послужили ему побуждением укрыться от гнева Божия на основании их под покров благодати, показав же это, и их расположить к скорейшему подражанию себе в сем деле. Он говорит как бы: давно уже это было предвидено; нечего потому этому дивиться или этого дичиться и отрицаться, а скорее, следует, сознавши истину сего, поискать вернейшего способа, как избыть от обвинения. Нет нужды восставать и против строчного перевода: предукорихом, — то есть мы пред сим укорили, обвинили, доказали виновность. Если так, то будет значить, что Апостол указывает здесь на свою предьщущую речь, в коей точно он доказал, что и язычники, и иудеи равно под грехом суть. — Под грехом быти, — что грешны и безответны в грешности, подлежат за нее суду и осуждению. Ибо не по неволе какой грешили, а по своему злому произволу, не по насильственному игу подведены под грех, а по самоугодию устремились к нему и погрязли в нем. Под грехом быти — может означать: и грешат, и под гневом Божиим за грех состоят. — Иудеи же и Еллины. Мысль такая: иудеи не меньше еллинов, или подобно еллинам, или так же, как еллины. Ибо речь об иудеях; к ним и пророческие обличения обращаемы были. Еллины здесь стоят в виде сопоставления.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

3. ОСУЖДЕНИЕ ИХ ЗА НЕВЕРИЕ (3:1-8)

Рим. 3:1-2. Примечательной чертой стиля Павла, особенно проявившейся в его послании к Римлянам, является то, что он сам формулирует вопрос, который не может не возникнуть при чтении его письма, и сам же отвечает на него. Внешне естественно после прочтения 2:17-29 поставить этот вопрос: «Итак, какое преимущество быть иудеем?» Естественен и другой вопрос: «Какая польза от обрезания?» Первый вопрос относится к сказанному в 2:17-24, а второй — в 2:25-29. И Павел не медлит с прямым ответом на них: «Великое преимущество во всех отношениях». По словам апостола, быть евреем или обрезанным, конечно же, значит немало.

То, что Павел говорит далее, очень важно, и из него вытекает многое: «им вверено Слово Божие (Логос)». Это может относиться ко всему Ветхому Завету, но здесь скорее имеются в виду обещания и заповеди Божии. К сожалению, получив это несомненное преимущество, иудеи не сумели жить по законам, данным им Богом.

Рим. 3:5-6. В ходе своих последующих рассуждений Павел ставит новые вопросы: «Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем?» Иначе говоря: если неправедность иудеев способствует выявлению Божией праведности? Можно ли из этого сделать вывод, что гнев Божий на иудеев несправедлив? Павел оговаривается, что, ставя вопрос таким образом, «рассуждает по-человечески». И тут же отвечает на него своим излюбленным ме геноито — «никак», то есть так же, как в стихе 4 и 31. Ибо, если бы Бог не стал судить неверных иудеев, то как бы мог Он судить мир? А мир Он судить будет (2:5) и, значит, нельзя назвать несправедливым Его гнев на виновных перед Ним иудеев (2:11).

Рим. 3:7-8. Новый вопрос в сущности развивает тот, с которого начинается стих 5 «Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью… за что еще меня же судить как грешника?» Другими словами: Если грех служит, как это представляется, славе Божией, то как может Бог изливать Свой гнев на «помогающих» Ему грешников?

Апостол Павел предлагает эти два связанные друг с другом вопроса как пример казуистических рассуждений со стороны некоторых его оппонентов, людей нераскаявшихся и неспасенных; они клеветали на Павла, говоря, будто он учит: «Будем делать зло, чтобы вышло добро». Апостол не отвечает им прямо. Он предоставляет Богу «ответить» своим клеветникам, а сам лишь замечает: «Праведен суд на таковых», т. е. «свое осуждение они заслужили». Позже, однако, он снова возвращается к этой теме (6:1).

Самое предположение, как звучит оно в двух приводимых Павлом казуистических вопросах (3:5,7), что Бог может быть несправедливым в осуждении греха, есть богохульство, извращающее природу Бога. Человек, ставящий под вопрос справедливость Божиего осуждения, тем самым уже навлекает на себя это осуждение!

Г. Осуждение всех людей (3:9-20)

В этих стихах Павел подводит итог своему обвинению против иудеев и одновременно завершает первую часть своих рассуждений о Божией праведности, как выявляется она в осуждении Им грешного человечества.

I. ВСЕ ПОД ГРЕХОМ (3:9-18)

Рим. 3:9. Итак что же? Имеем ли мы преимущество? — спрашивает апостол. Истинное значение греческого слова проекомета, встречающегося только здесь в Новом Завете, установить трудно, и в английской, к примеру, Библии оно передано не так, как в русской, а именно: «Лучше ли мы, чем они?» По-видимому, именно с таким вопросом могли бы обратиться к Павлу его еврейские читатели: «Лучше ли мы?» или «Предпочтительнее ли мы в глазах Божиих?» В пользу этого говорит как весь предыдущий ход рассуждений, так и ответ Павла: «Нисколько!» Здесь уже не ме геноито, которое встречаем в стихах 3,6,31 и в других местах, а другое слово.

Да и не могут люди без помощи Духа Святого являть в своей жизни этот «плод» Его — доброту, благожелательность, благость (Гал. 5:22). Сами в себе люди не имеют этой внутренней духовной способности — естественно и как бы автоматически проявлять истинную доброту по отношению к другим. Напротив, владеющий ими грех делает людей эгоистами и эгоцентриками.

Семь лаконичных, но беспощадно обвиняющих фраз звучат в этом коротком тексте, заканчиваясь словами «нет ни одного». Это «ни одного» звучит и в 3:10. Нарочитым повторением Павел подчеркивает, что правило это, распространяющееся на все человечество, не знает исключений (особое и единственное составляет Иисус Христос).

Хотя апостол и не цитирует Пс. 13:2 «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога», стих этот в данном контексте имеет особое значение, потому что позволяет осознать справедливость обвинительного акта, который предъявляет Бог человечеству.

Страх Божий (т. е. благоговение перед Богом, проявляющееся в служении Ему, доверии и послушании) — это очень важное свойство благочестивого человека (Иов. 28:28; Прит. 1:7; 9:10; Еккл. 12:13). Отсутствие страха Божиего было в глазах иудеев самым большим грехом и непростительной глупостью, так что в этих стихах (Рим. 3:10-18) Павел не оставлял своим еврейским читателям никакой возможности возразить ему, что его рассуждения о греховности иудеев противоречат ветхозаветным Писаниям.

2. КАЖДЫЙ СОЗНАЕТ СВОЮ ГРЕХОВНОСТЬ (3:19-20)

Рим. 3:19-20. Свою беседу с читателями Павел заканчивает завершающим обращением к иудеям относительно назначения и действия закона. Он включает и себя самого в их число, говоря: «Но мы знаем» Вполне очевидно, что закон говорит к тем, кто находится «под ним». Закон не был неким талисманом, к которому иудеи могли обращаться или не обращаться, в зависимости от своего желания.

Нет, они «состояли» «под законом» и, значит, были ответственны перед Богом (сравните «иудеи и язычники под грехом» — стих 9). Действие закона таково, что «заграждаются всякие уста (буквально — «умолкают»), и весь мир становится виновен пред Богом» (буквально — «обязанным дать Богу ответ»). Никто из людей не может сказать в свою защиту: «Я не подвластен греху». Ибо закон, провозглашающий Божии принципы и правила, обнаруживает неспособность людей жить по ним и, значит, их неспособность освободиться от греха.

III. Божия праведность открывается через оправдание (3:21 — 5:21)

Два факта открываются в осуждении Богом человеческой расы: то, что собственная Его праведность не имеет пределов, и то, что не было и не будет человеческого существа, за исключением Иисуса Христа, которое соответствовало бы Божиим требованиям и могло бы быть принято Им на основании своих заслуг. И вот теперь, во втором разделе Послания к Римлянам, апостол Павел приступает к беседе о праведности, которую Бог дает людям через оправдание в Иисусе Христе. Оправдание — это официальное провозглашение праведности, которая становится достоянием верующих в Бога людей, потому что по милости Своей Он вменяет им по вере Христову праведность.

А. Объяснения относительно предлагаемой Богом праведности (3:21-31)

Рим. 3:21. Словами «Но ныне» апостол подчеркивает резкий контраст между тем, что было сказано ранее, и тем, о чем он будет говорить теперь. В предыдущем, 20 стихе, он сказал: «делами закона не оправдается никакая плоть». Теперь же говорит: «Но ныне, независимо от закона (в греческом тексте на этом делается особое ударение), явилась правда (т. е. праведность) Божия». В этих словах Павел, в основном, повторяет ту же мысль, которая была им высказана в Рим. 1:17а. Но тут он добавляет: «о которой свидетельствуют закон и пророки».

Рим. 3:22. Как и в русском тексте, в греческом стих 22 является не новым предложением, а продолжением предыдущего: «правда Божия, чрез веру в Иисуса Христа» Из этих слов видно, что Павел постоянно помнил об упорном заблуждении своих соплеменников относительно их будто бы особого положения перед Богом; потому он и подчеркивает: «во всех верующих и на всех верующих, ибо нет различия» (10:12).

Все преимущества, которыми евреи обладали в прошлом, теперь, в новом Веке, утратили силу, ибо сейчас Бог предлагает оправдание перед Ним всем грешникам: — только на основании их веры в Иисуса Христа. Поскольку все люди равны в глазах Божиих, будучи «под грехом», то и спасение предлагается «всем» на одном и том же основании.

Рим. 3:23. Поскольку все люди унаследовали через Адама греховную природу (как язычники, так и евреи), то все они сделались грешниками. Нет никакого основания считать, что евреи чем-то отличаются, и что они обладают привилегиями, выводящими их из-под Божиего осуждения (2:12-21; 3:1).

Люди не только подвержены действию греха и совершают его, но все они «лишены славы Божией». Греческий глагол в этом выражении употреблен в форме подчеркнуто продолжающегося действия, так что эту фразу можно было бы перевести как: «находятся в состоянии отчужденности от славы Божией». Другими словами ни один из людей не может ценой собственных усилий удостоиться причастности к славе Божией.

Рим. 3:24. По той причине, что люди оказались в ловушке греха, Бог предусмотрел для них возможность обретения утраченной праведности, «получения оправдания даром», которое дается всем верующим во Христа (в греческом тексте, как и в русском, глагол «получая» указывает на продолжающееся действие, и начало 24 стиха можно было бы перевести как «постоянно получая оправдание», т. е. каждый человек оправдывается Богом, поскольку он верует. «Оправдывать» — это юридический термин, означающий «объявлять невиновным» (именно «объявлять»; сравните с употреблением того же слова во Втор. 25:1, где оно предполагает, что человек был невиновным с самого начала). также толкование на Рим. 1:17, где говорится о частом употреблении Павлом упомянутого глагола и существительного «праведность», существительного одного с ним корня.

Верующим во Христа Бог дает праведность даром, именно как дар — по Своей благодати. Он оправдывает людей по Своей милости, по Своему безграничному благорасположению к ним. Слово «благодать» -тоже одно из любимых слов Павла; в Послании к Римлянам оно встречается 24 раза (по-гречески). Однако оправдание человека, о греховности которого Бог неизменно помнит, совершается на определенном основании, которым служит «искупление во Христе Иисусе». Греческое слово аполитрозис (искупление) происходит от слова литрон (выкуп).

Рим. 3:25а. «Которого Бог предложил в жертву умилостивления» по-гречески здесь слово гиластерион, которое буквально означает «искупительная жертва». Однако в английских переводах Библии и на русском языке оно передано как «жертва умилостивления». Само это слово встречается в Новом Завете еще один раз — в Евр. 9:5, где речь идет о крышке ковчега завета (на русский переведено как «очистилище»).

В ветхозаветное время однажды в году — в особый день, носивший название «дня искупления», первосвященник кропил кровью тельца крышку ковчега, чтобы «покрыть» (искупить, очистить) грехи Израиля и стяжать для него, милость Божию на следующий год (Лев. 16:14). Смерть же Иисуса Христа стала последним жертвоприношением, полностью удовлетворившим претензии Бога к грешному человечеству, и тем самым отвратившим Его гнев от тех, кто верует по воле Его. Греческий глагол гиласкомаи, означающий «умилостивить посредством жертвоприношения», встречается также в Лук. 18:13 (переведено «будь милостив») и в Евр. 2:17 («быть милостивым»). А соответствующее существительное гиласмос — «умилостивление» встречаем в 1-Иоан. 2:2; 4:10.

Христос — Жертва умилостивления, принесенная за грех человечества Самим Богом, была (согласно греческому тексту) предложена (по некоторым переводам — «представлена») Им явно — в отличие от скрытого от посторонних глаз кропления кровью «очистилища». Работа Христа совершается при условии веры в действие Его крови (сравните Рим. 5:9). Смерть Иисуса Христа и пролитая Им кровь послужили уплатой за грех, и Бог был удовлетворен или умилостивлен.

Вероятно, слова «в крови Его» по смыслу связаны с «жертвой умилостивления», а не со словами «чрез веру», ибо христианин должен верить не в кровь Христа как таковую, а в Него Самого.

Рим. 3:25б-26. Цель, которую преследовал Бог Отец в смерти Иисуса Христа, была в том, чтобы явить людям Свою праведность, (т. е. собственную праведность Бога, которая соответствовала бы понятным людям правовым нормам; толкование на 1:17) «в прощении грехов, соделанных прежде» (сравните Деян. 17:30). Но почему же Бог не всегда наказывал грех в предшествовавшие времена? Означает ли это, что Он не всегда и не вполне праведен?

Прежде Павел сказал, что Бог терпел (по-гречески буквально «откладывал» наказание), желая привести людей к покаянию (Рим. 2:4). Теперь же становится понятной и другая истина — Бог долготерпел потому, что предусмотрел смерть Иисуса Христа — в умилостивление за грехи людей. Потому-то и свидетельствует долготерпение Его о милости и милосердии Его (сравните Деян. 14:16; 17:30), отнюдь не о том, что Он не всегда и не вполне справедлив.

Настоятельно желая, чтобы люди осознали Божию праведность, Павел, слова, сказанные им в 3:25, — «для показания правды Его» -повторяет и в 3:26, слегка видоизменив их: «к показанию правды Его». Это означает, что через искупительную смерть Иисуса Христа Бог хотел показать людям, что Он справедлив (праведен — да явится Он праведным) и является Тем, Кто оправдывает (объявляет праведным) верующего в Иисуса Христа.

Перед Богом стояла дилемма: как удовлетворить присущую Ему абсолютную справедливость и вытекающую из нее необходимость наказать грешное человечество и — одновременно явить людям Свои милость, любовь и милосердие, вновь возвратив к Себе эти мятежные, отпавшие от Него создания. Решение дилеммы было найдено в жертвенной смерти Иисуса Христа, воплотившегося Божиего Сына, и в принятии верою жертвы Его каждым из грешников. Смерть Христа, которая несла в себе «отмщение» за грех мира, удовлетворила присущую Отцу справедливость (ибо в Сыне грех был осужден, «оплачен» и, значит, Бог справедлив); одновременно она дает Богу возможность каждого грешного человека, который уверует, объявлять праведным.

Рим. 3:27-28. Дав объяснение относительно предусмотренного Богом оправдания грешников, Павел ставит пять вопросов, которые могли возникнуть у его читателей. Два из них содержатся в стихе 27, два — в 29 и один — в 31. Первый вопрос звучит так: «Где же то, чем бы хвалиться?» То есть, как могут иудеи хвалиться своим особым положением перед Богом (2:17-20,23)? Нет его более, категорически отвечает апостол («Уничтожено»), т. е. для похвальбы не осталось больше оснований.

Так как оправдание дается по благодати (3:24), через веру (стих 22, 25-26), никому не приходится уповать на собственные дела как на средство оправдания. Поскольку объектом «похвальбы» иудеев являлся Моисеев закон, апостол задает следующий вопрос: «Каким законом? Законом дел?» Другими словами: хвалиться ли нам тем, что соблюдаем закон? И снова отвечает Павел решительным «Нет». «Не законом дел», «но законом веры» можем хвалиться мы (подразумевает он).

Ибо, исполняя требования закона Моисея, человек не оправдается, поскольку никогда не сможет исполнить их до конца и в совершенстве. Да закон и не был дан для оправдания (стих 20). Павел подводит итог: «Ибо мы признаем (употребленный здесь глагол логизомета имеет значение «приходим к выводу»), что человек оправдывается», т. е. объявляется праведным по вере («верою»; стих 22, 25-27), «независимо от дел закона».

Рим. 3:29-30. В следующих двух вопросах (в русском тексте Библии они объединены в один) все та же тема иудейского превосходства рассматривается под другим углом зрения. Поскольку язычники погрязли в идолопоклонстве, иудеи считали, что Иегова, Бог истинный и живой, является только их, еврейским, Богом (Иер. 10:10). Это соответствовало истине в том только смысле, что лишь еврейский народ признавал Иегову и поклонялся Ему (не считая немногих прозелитов из язычников, которые приняли иудейскую религию).

Но в действительности, изначально, Иегова как Создатель и Верховный Вершитель судеб всего человечества, является Богом всех народов и всех людей. И до того, как Он призвал Авраама и его потомков, образовав из них израильский народ, который сделал Своим избранным народом (Втор. 7:6), Он действовал среди всех народов земли.

Но и после избрания Израиля Бог ясно давал понять (об этом, к примеру, в книге пророка Ионы), что Он есть Бог всех людей: язычников в той же степени, что и иудеев. Теперь же, поскольку грех стер всякое различие между людьми, «ибо все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23), а также потому, что Иисус Христос стал Жертвою умилостивления за всех грешников, все люди сделались равными в глазах Бога. Апостол далее заявляет: «Потому что один Бог» (или — «Бог един»).

Несомненно, автор послания имел в виду тот торжественный призыв, который в веках живет в Израиле: Итак слушай, Израиль, Господь (Иегова) Бог (Элогим) наш, Господь един есть (Втор. 6:4). Но этот-то единый Бог, Бог не только иудеев, но и язычников, оправдывает всякого человека, приходящего к Нему, независимо от его национального происхождения, равно как и от того, обрезан он или нет, ибо каждого человека Он принимает на одном и том же основании веры его.

Рим. 3:31. И вот последний вопрос поставленный апостолом: «Итак мы уничтожаем закон верою?» В ответ звучит характерное для Павла категорическое «Никак» (ме геноито, «Да не будет этого»; сравните толкование на стих 4). И затем, в развитие своей мысли, он добавляет: «но закон утверждаем». Поскольку цель закона исполнена, то и роль его в осуществлении Божиего плана в целом лишь подтверждается тем, что для всякого живущего под законом он может стать путеводителем ко Христу (Рим. 3:20; Гал. 3:23-25). Павел снова и снова повторяет, что не дела закона, а вера является путем ко спасению. Само это слово «вера» он повторяет в Рим. 3:22-31 семь раз (22,25,27,28,30 (дважды) и 31).

Б. Примеры этой праведности (глава 4)

Итак, апостол Павел утверждает, что праведными Бог объявляет людей не на основании их дел, а на основании их веры. Истинность своего утверждения он должен был обосновать примерами из прошлого. Что он и делает, ссылаясь на Авраама, патриарха Израиля (Иоан. 8:39) и на Давида (толкование на «закон и пророки» — Рим. 3:21).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

как написано: нет праведного ни одного

Когда кто-нибудь получает знание о добре и зле через восприятие естественного закона, то прежде всего пробуждается порок, и уже потом он постепенно изгоняется воспитанием, установлениями, увещеваниями, и совершается переход к добродетели. Ибо и Павел, как мне кажется, полагает то же самое, когда говорит: Но когда пришла заповедь, то грех ожил (Рим. 7:9). Но окажется, что и Спаситель, сказав в Евангелиях: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем (Ин. 15:22), говорил в том смысле, что той силой, которой Он, как говорят, наполнил мир, Он пришел к каждому из людей, и говорит в сердце его, и учит суждению о добре и зле. Вот поэтому и Павел говорит, что написано: «Нет праведного, нет разумевающего, нет ищущего Бога, все уклонились, сделались непотребными»…. Что, может быть, покажется противоречащим другим Писаниям, которые свидетельствуют о некоторых как о праведных, настолько, что даже Иерусалиму сказано о Содоме, что «Содом оправдан из-за тебя» (Пс. 142:2).

Но присмотрись пристальнее к осторожному выражению божественного Писания, как оно не говорит: «Оправдан Содом», — но утверждает: «Поскольку ты совершаешь многие злодеяния, и дела твои таковы, что ты превосходишь всех множеством грехов, то по сравнению с твоими злодеяниями уже и Содом оправдан». И потому, когда Павел говорит: «Не оправдается перед лицом Твоим ни не то, что всякий живущий не оправдается, но «перед лицом Твоим», то есть Божиим, не оправдается. Ибо сколь бы ни был праведен кто-либо, сколь бы ни был свят не только среди людей, но и среди более высоких и превознесенных творений, ясно, что в сравнении с Богом он не сможет оправдаться… Всякое же творение оправдывается в сравнении с худшим. Скажем, к примеру: в сравнении с остальным народом Мария, сестра Моисея (см. Исх. 15:20; Числ. 12), была праведна, и, опять-таки, в сравнении с Марией праведен был Аарон, и вновь, в сравнении с Аароном праведен был Моисей. Блажен, однако, тот, кто называется праведным в сравнении с лучшими, а не с наихудшими, как Содом, о котором упоминается, что он оправдан в сравнении с Иерусалимом (Иез. 16:48). Именно по этой причине я и опасаюсь, как бы не оказалось так, что в сравнении с нами, которые по наружности находятся в Божией Церкви, и соблюдают Его закон, и служат евангельским заповедям, некоторые из неверных заслуживают оправдания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *