Всенощного бдения

Основой христианского богослужения с самого начала была Евхаристия (греч. «благодарение»). Впервые ее совершил Сам Иисус Христос на Тайной Вечере.

Евхаристия стала основным содержанием главного богослужения Церкви Христовой — Божественной Литургии. Литургия совершается и в будние дни, и в праздники, — но праздничная Литургия отличается особой торжественностью. Литургия совершается утром после восхода солнца, но счет церковных суток ведется с вечера, поэтому Литургии предшествуют вечерние богослужения. Обычай вести отсчет суточного времени от вечера пришел из раннебиблейских времен, когда пастух начинал свой трудовой день с заходом солнца.

Вечерние службы в канун великих праздников Пасхи и Рождества Христова продолжались всю ночь до утра. Из таких служб родилось Всенощное бдение (бодрствование). В современной практике Русской Православной Церкви Всенощное бдение предшествует Литургии. Оно перенесено на вечер, объем его сокращен, совершают его под праздники и воскресные дни.

Всенощное бдение состоит из трех частей — вечерни, утрени и службы первого часа.

Вечерня открывается большим торжественным песнопением «Предначинательным псалмом». Текст его взят из Ветхого Завета из Книги Псалмов царя Давида — это 103-й псалом.

Это песнопение прославляет Бога-творца и красоту сотворенного мира. В нем говорится обо всем творении — о человеке, о животном мире, о природе. Как огромное полотно разворачивается величественная красота сотворенного мира — здесь все: и звезды, и солнце, и луна, и красота земли, гор, глубины морей. Но не только великие и безмерные творения представлены в псалме — псалмопевец Давид останавливает свой взор и на малом: на птицах, на маленьких зверьках, скрывающихся среди камней. Ведь даже самое малое в мире таит в себе великое чудо: «Вся премудростию сотворил еси!» — восклицает хор в заключительной строфе песнопения.

После «Предначинательного псалма» призывом священника «Миром Господу помолимся» открывается великая ектения (греч. лпрошение»). В великой ектении 11 прошений. Это молитвы о «мире всего мира», лсоединении всех», о Церкви, о родной стране, о мирных временах и т.д. На каждое прошение хор от лица народа отвечает: «Господи, помилуй «. Ектении, как стержень, пронизывают все богослужение — они постоянно повторяются между пением и чтением. Кроме великой ектении, есть ектения сугубая (особая, усиленная), когда хор трижды отвечает: «Господи, помилуй», есть ектения заупокойная — об умерших, а также ектения просительная . Ектении присутствуют не только во Всенощной, но и во всех других церковных службах.

Следующее песнопение вечерни «Блажен муж» также поется на текст из «Псалтири». В нем говорится о человеке праведном, который живет в «законе Господнем» и не участвует в делах нечестивых грешных людей. Такого человека ждет удача во всех земных делах.

Далее, после пения стихир — особых песнопений, посвященных данному празднику или святому, — следует древнейший христианский гимн — «вечерняя песнь» — «Свете тихий». Он сохранился с эпохи гонений на христиан. Посвящен этот гимн Иисусу Христу. Христос сравнивается здесь с тихим светом заходящего солнца. Образ этот говорит, что Христос светом Своего Божества заменит земное сотворенное солнце, и Сам явится светом Невечерним для верующих людей. Этот гимн по своей музыке часто бывает и лирическим, и торжественным.

И последнее песнопение вечерни — «Ныне отпущаеши». В основе его лежит евангельская молитва старца Симеона, который первым встретил младенца Христа в Иерусалимском храме и произнес о Нем публичное пророчество как о Боге, где раскрыл Его будущее, а также будущее народа Израиля и всех народов земли.. Это песнопение говорит о наступлении новой эры — эры Христа.

Вторая часть Всенощного бдения — утреня. В древности она служилась перед рассветом. Как и вечерня, утреня начинается великой ектенией, после которой звучит пение стихов: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне». Этот стих поется на один из восьми гласов и означает, что Бог явился человеку в лице Иисуса Христа. Затем наступает кульминация всей Всенощной — «Полиелей», что означает в переводе с греческого «многомаслие» или «многомилостие». Это название происходит от повторения в этой части богослужения слов: «яко в век милость Его» и возжжения в это время елея (масла) в лампадах в церкви.

Весь храм наполняется светом — и поэтому «много масла» означает также и «много света». Под звуки торжественного песнопения «Хвалите имя Господне» процессия священников в праздничных облачениях с зажженными свечами выходит на середину храма — в народ. Песнопение, звучащее в этот момент, — хвалебная песнь Богу, доносящаяся из глубины ночи — из светлого островка горящих светильников и горящих верою и радостью людских сердец. Именно в этот момент службы — на Полиелее — читается Евангелие, которое торжественно выносится в центр храма и слушается верующими как слова самого Христа. Чтение Евангелие предваряется песнопением «От юности моея». Это плач души, которая страждет в мире, обремененная грехами, и просит помощи у Господа.

Далее утреня продолжается чтением и пением особых Канонов, в которых раскрывается смысл данного праздника. В этот момент начинается помазывание маслом верующих — елеопомазание . Специальным ароматическим маслом священник при помощи маленькой кисточки ставит на челе (лбу) подходящих к нему людей знак креста.

Этот обычай восходит к глубокой древности, когда помазывание маслом при чтении молитв даровало человеку здоровье духовное и телесное. Это смысл елеопомазания сохранился и сейчас.

Следующее важное песнопение утрени — «Песнь Пресвятой Богородицы». Слова этого песнопения, по преданию, принадлежат Самой Божией Матери, которая в радости, почувствовав в себе биение Божественного Младенца, воскликнула: «Величит душа моя Господа!…». Припев этого песнопения «Честнейшую херувим…» от лица верующих людей прославляет Богородицу.

И завершается утреня «Великим славословием». Это торжественное монументальное песнопение в древности пелось на рассвете при первых лучах восходящего солнца. Как только небо озарялось золотым сиянием утренней зари, главный священник, повернувшись лицом к востоку, торжественно восклицал: «Слава Тебе, показавшему нам свет!», и хор сразу же начинал Великое славословие Богу, благодаря Его за свет, жизнь и наступление нового дня.

И последняя третья маленькая часть Всенощного бдения — первый час. В древности счет времени шел иначе, и первый час суток соответствовал нашим часам раннего утра. Служба первого часа, в основном, состоит из чтения псалмов. Первый час завершается песнопением «Взбранной Воеводе». Это песнопение посвящается Божией Матери, которая является заступницей людей на земле и призывается, как Воевода, возглавлять борьбу верующих против сил зла.

История

По сути это праздничная служба в храме или церкви, которая объединяет службу великой вечерни или великого повечерия и утрени и первого часа. Это очень древняя практика, обычай сформировался примером Спасителя и Св. Апостолов.

Окончательную форму это богослужение приняло во времена Святого Иоанна Златоуста.

Так, в 8-9 столетиях несколько святых песнотворцев внесли некоторые дополнения во всенощное бдение, добавив сюда же множество молитвословий и песнопений, ставших в итоге неотъемлемой частью всенощной, а она и сегодня имеет место быть в православии.

Сегодня в приходах и в монастырях, вне зависимости от того, где территориально они расположены, совершаются вечером. Сегодня перед тем, как будет проведено всенощное бдение, обязательно проводится служба девятого часа.

Праздники, перед которыми проводится всенощное бдение

Есть несколько праздников, накануне которых проводится всенощное бдение, а именно:

  • Воскресение.
  • Двунадесятые.
  • Отмеченные специальным знаком в Типиконе.
  • Храмовые праздники.
  • Празднество, которое проводится по инициативе настоятеля храма, а так же традиционные и общепринятые празднества по обычаям региона, в котором находится храм.

Бдение – именно так именуется иногда ночная молитва, которую совершают верующие келейно. Священники именуют молитву в ночное время истинной добродетелью в христианстве.

Современные люди всецело погружены в суету и попечение, чтобы понять и обрести настоящую духовную свободу, обычного богослужения недостаточно, оно должно быть длительным.

Всенощное бдение, которое проводится в вечернее время, накануне праздников, может способствовать освобождению души от проблем и впечатлений, помочь достичь духовного просветления и дойти до духовного смысла празднества, воспринять благодарные дары.

Такая служба предшествует литургии, являющейся главным церковным богослужением. Своим сакральным смыслом литургия символизирует Царство времен будущих и Божие Царство, то всенощное как нельзя лучше символизирует времена минувшие, то время, о котором написана величайшая книга, о временах Нового и Ветхого заветов.

Сколько длится всенощное бдение

Перед этой службой всегда нужно проводить Великую вечерню, символизирующую и воспевающую ключевые и основные сюжетные линии Ветхого завета, таких как: создание нашего мира, слабость человека перед соблазнами, грехопадение людское, молитвы и появление надежды на то, что будущее дарует спасение.

Священнослужитель кадит церковь и прихожан, которые молятся, а так же упоминается о том, что первые люди жили в раю, ведь Бог был рядом с ними, исполняя людей благодатью святого духа. Человек не смог оценить такой дар и согрешил, за что Бог наказал их, изгнав из рая, пред вратами которого теперь и происходят молитвы.

Сегодня такое богослужение длится несколько часов, в среднем 2,5 часа, что в несколько раз меньше, чем ранее. Сокращение службы обусловлено тем, что далеко не каждому прихожанину под силу вынести длительную службу.

Ранее ее начинали сразу, стоило лишь солнцу скрыться за горизонтом, а заканчивали с рассветом. Наиболее продолжительное всенощное бдение проходит в канун самого важного праздника в христианстве, Рождества и называется Рождественским.

В нашей стране и на территории стран бывшего СНГ всенощное бдение проводится в период с 5 вечера до 10 вечера, довольно редко служба длится больше 3 часов.

Чем отличается всенощное бдение от вечерни – вечернего богослужения?

Для священнослужителей и людей глубоко верующих различия есть, хоть и незначительные. Для всех остальных, кто посещает храмы только по праздникам и особым случаям, разница заключается лишь в продолжительности богослужения.

Вечернее богослужение и Всенощное бдение проводятся накануне больших православных и церковных праздников и в субботу, перед воскресеньем.

Вечернее богослужение начинается в 4 часа вечера и длится до окончания суток, то есть до полуночи.

Бодрствование или всенощное бдение, состоящее из вечерни, утрени и первого часа состоит из служб утренних и вечерних, объединяя их. Такое название служба получила потому, что раньше, во времена предшествующие, она длилась всю ночь, до самого рассвета.

Несколько позже время службы сократили, после того, как частенько прихожанам становилось плохо из-за длительного стояния. Более того, сегодня многие храмы и церкви не практикуют одновременное проведение утреннего и вечернего богослужения, проводится или одно или другое.

Даже если вы не посещаете все церковные службы в силу обстоятельств, нет причин удручаться, ведь все священнослужители говорят, что вера должна быть в сердце и от посещения храмов никак не зависит.

Всенощная (Всенощное бдение) — музыкальное произведение, основанное на богослужении православной церкви, объединявшем вечернюю и утреннюю службы (Всенощное бдение).

История

Возникшее ещё в Византии в первые века христианства, традиционное Всенощное бдение состояло из молитвословий, предназначенных для чтения и пения. Неизменяемая часть состояла из гимнов и псалмов, изменяемую, приуроченную к определённым прздникам, составляли тропари и стихири. Самые ранние из известных образцов Всенощного бдения принадлежат Иоанну Златоусту, Иоанну Дамаскину, Феодору Студиту.

На Руси Всенощное бдение было введено в ХI веке, для исполнения на протяжении многих веков использовались одноголосные знаменные, демественные и путевые распевы. Право музыкального оформления Всенощного бдения, как и других богослужений, принадлежало исключительно служителям церкви. Постепенно к концу XVI утвердилось многоголосное исполнение, а на рубеже XVII—XVIII веков, в борьбе с католичеством и в стремлении разработать тип пения, отличный от католического, — партесный стиль. Инструментальное сопровождение, как и в других богослужениях, не предусматривалось.

Известные Всенощные

С XVIII века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера, которые могли исполняться и вне богослужения; таковы «Всенощные» А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва.

Со второй половины ХIХ века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок старинных распевов — знаменного, киевского или греческого. Такие «Всенощные» создали М. М. Ипполитов-Иванов, В.И. Ребиков, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов и П. Г. Чесноков.

Лучшими образцами этого жанра считаются «Всенощные» П.И. Чайковского (1881) и Сергея Рахманинова (1915). Оба произведения написаны в свободной манере: подлинные церковные напевы сочетаются в них с оригинальными мелодическими структурами.

Примечания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *