Введение в храм Богородицы

Чтобы встретить Бога, Дева Мария готовилась. Так и каждому из нас нужно место, где можно остаться в тишине, прийти в себя и вспомнить, что кроме забот этого мира есть кое-что и поважней

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, фрагмент; икона 15 века из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) посвящен совершенно неканоническому событию: в Святая Святых храма, куда сам первосвященник мог заходить лишь раз в год, вошла трехлетняя девочка.

В иконе Введения Богородицы во храм отражена и хроника события праздника (как его передает церковное Предание), и его смысл.

В центре иконы – трехлетняя Дева Мария, которую привели в храм Ее родители – Иоаким и Анна. Долгое время они были бездетны и принесли обет: если Господь даст им родительское счастье, то Младенца они посветят Богу. Это было жертвой — отдать своего единственного, долгожданного ребенка.

Икона показывает исполнение обещания: Иоаким и Анна приводят маленькую Марию в храм, где семейство встречает иерусалимский священник. По церковному Преданию, им был праведный Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, поэтому на иконе его голова окружена нимбом.

Позади священника — врата Святая Святых – особого места в иерусалимском храме, где в ковчеге хранились главные святыни иудейского народа.

В Святая Святых даже первосвященник входил только один раз в году. Быть в Святая Святых для иудея значило почти то же, что видеть Бога и говорить с Ним, находиться в максимальной близости к Богу.

Но когда Марию привели в храм, священник сделал то, что не делал до того дня никто никогда: по особому вдохновению он открыл дверь Святая Святых для трехлетней девочки.

Святая Святых – прообраз алтаря православного храма. В Православии Богородицу, родившую Христа, Саму стали называть «одушевленным храмом, вместившим невместимого Бога».

Для того, чтобы встретить, вместить Бога, Дева Мария должна была приготовиться. Так и каждому из нас бывает нужно место, где можно остаться в тишине, прийти в себя и вспомнить, что кроме дел и забот этого мира есть кое-что и поважней.

И не зря именно в праздник Введения Богородицы во храм на службе впервые поют Рождественский канон, напоминающий — «Христос раждается, славите!»

Святая Святых — это и прообраз человеческого сердца: только в его последней глубине человек может встретить Бога.

Тициан, Введение Марии во Храм, 1534-1538 гг

Прот. Всеволод Шпиллер: «Божия Матерь ребенком была приведена в храм. И этот праздник в Православной Церкви празднуется как праздник детей, не только чистоты девства, но еще и чистоты детства. Редко кому дается в жизни сохранить девство тела. Но, по крайней мере, детскую душу, чистоту детской души мы должны стремиться сохранить в себе.

Сегодняшний праздник нас зовет к этому. И улыбается нам Пречистая Дева Мария своей поразительной, не только приснодевственной, но детскою улыбкой чистоты, такой детской ясности! И блажен тот, кто сумел сохранить в течение своей жизни эту детскую чистоту, ясность и простоту.

«Будьте как дети!» Сегодняшний праздник нам и об этом напоминает».

Джотто, Введение Марии во Храм, 1305 год

Неизвестный немецкий автор; Введение Марии во храм, 18 век

Несмотря на младенческий возраст, Пресвятая Дева одета в мафорий – одежду, в которую одевались замужние палестинские женщины. Эта, казалось бы, незначительная деталь подчеркивает исключительную, особую Святой Девы в истории мира.

На голове священника – кидар – головной убор священства иерусалимского храма. К кидару крепилась золотая дощечка с надписью: «Святыня Богу».

Джованни Дальорто; Введение Марии во Храм, 17 век

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фреска собора Протата в Карее, Афон 13 в. Иконописец Мануил Панселин

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе (Кахрие Джами). Фрагмент, 14 в

Введение во Храм; Джотто, капелла Скровеньи, Падуя, 1303 г

Сано ди Пьетро; Введение Марии во Храм, 1450 год

Бартоло ди Фреди; Введение Марии во храм, 1360 год

Введение Марии во храм; неизвестный автор, 1463 год

Иллюстрации: Александр Иванов

Главная функция витамина D всегда была связана с поддержанием здоровья костей и тканей организма. Но за последние годы ученые открыли и другие, не менее важные подробности о пользе «витамина солнца».

© CC0 / /congerdesign

Как оказалось, витамин D незаменим в вопросах укрепления иммунитета, поддержки нервной системы, улучшения памяти, повышения работоспособности и даже борьбы с депрессией. Еще одно волшебное свойство витамина было обнаружено учеными совсем недавно – это способность противостоять старению.

С годами способность организма вырабатывать витамин D снижается до 70%, что мгновенно отражается на коже. И неудивительно, ведь «солнечный витамин» защищает клетки от вредоносного воздействия извне, тонизирует, стимулирует выработку коллагена и сокращает количество предательских морщин. В процессе старения организма человек накапливает немалое количество веществ, провоцирующих различные заболевания: от проблем со зрением и пищеварением до более серьезных болезней. А витамин D тщательно «подчищает» организм и борется с вредоносными агрегатами, увеличивая продолжительность жизни.

Связь между смертностью от COVID-19 и дефицитом витамина D

Ученые из фонда больницы королевы Елизаветы и университета Восточной Англии определили взаимосвязь между высоким уровнем смертности от коронавируса в некоторых странах и низким уровнем витамина D, выяснив, что наиболее уязвимыми к COVID-19 являются люди, у которых наблюдается дефицит данного витамина.

© Sputnik / Владимир Астапкович

«Мы обнаружили значительную взаимосвязь между уровнем витамина D и числом случаев заболевания COVID-19, в особенности уровнем смертности от этой инфекции. Наиболее уязвимой к COVID-19 группой населения также является та, у которой наибольший дефицит витамина D», – говорится в исследовании.

©

Авторы исследования отметили, что очень низкий уровень витамина D наблюдается у пожилого населения, в особенности в Испании, Италии и Швейцарии. «Это страны с высоким числом случаев заражения COVID-19, и пожилые люди являются группой с самым высоким риском заболеваемости и смертности от SARS-CoV-2», – добавили они.

«Мы считаем, что мы можем рекомендовать добавки с витамином D для защиты от инфекции SARS-CoV2», – подчеркнули ученые.

Симптомы нехватки витамина D

Профессор медцентра Бостонского университета Майкл Холика перечислил для издания Focus основные симптомы нехватки этого витамина в организме.

© Photo : silviarita

Так, о дефиците свидетельствует боль в конечностях и костях и малоподвижность суставов в первой половине дня. Также признаками дефицита витамина D являются увеличение веса, боли в кишечнике, депрессия и потливость головы.

Кроме того, нехватка витамина D повышает риск развития диабета второго типа, остеопороза и повышенного давления.

Где искать витамин D?

О том, что витамин вырабатывается организмом под воздействием солнечных лучей, знает каждый человек. Много лет назад пациентам даже назначали специальные солнечные ванны, чтобы уберечь от нехватки витамина D. Но после того, как мир узнал о вредном воздействии ультрафиолета, загар уже не кажется безопасным вариантом спасения.

© CC0 / /ulleo

Вот почему стоит искать другие ресурсы «солнечного витамина». Если говорить о продуктах питания, то большая концентрация «солнца» содержится в морепродуктах и рыбе: лососе, сельди, скумбрии и тунце. В этот список также входят креветки и устрицы. Немалое количество витамина присутствует и в других продуктах: яичном желтке, грибах и говяжьей печени.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из великих православных праздников. Он установлен в честь приведения в Иерусалимский храм будущей Матери Господа Иисуса Христа. Это второй двунадесятый богородичный праздник церковного года. И это своего рода введение в зиму, введение в Рождественский пост, введение в предпраздничные, предрождественские дни.

Потому что именно в это торжество, как мы слышим на вечерней службе, впервые звучат рождественские песнопения «Христос раждается, славите…» отголоском будущего праздника, к которому мы все готовимся, — Рождества Христова.

Чистое Дитя, чистая Дева была уже с рождения посвящена Богу. Такой обет дали Ее праведные родители Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства. Спустя три года после Рождества Богородицы они привели дочь к стенам Храма. Согласно Священному Преданию, Мария с Божией помощью легко поднялась по высоким крутым ступеням наверх, где Ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить.

Как отмечает епископ Василий (Родзянко), «неслучайно первосвященник оказался Ее собственным ближайшим родственником (на тот год первосвященником был Захария, который был отцом Иоанна Крестителя, а Иоанн Креститель был ближайший родственник Ее божественного Сына — Иисуса Христа). Вот как эта святая семья принесла спасение роду человеческому. И это тоже неслучайно, потому что Господь Христос Спаситель именно семью поставил в основу спасения большой семьи человеческой, которую он именовал — Церковью».

От нас сокрыты многие подробности земной жизни Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Прикровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. Знаем только, что Мария постоянно молилась и читала Священное Писание, прилежно занималась рукоделием, а главное — возрастала в любви к Богу. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Разлучившись с родителями, Дева Мария со временем смогла стать всем нам Матерью. Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей, и Ходатаицей. Ее иконы называются: «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость»… Одно только перечисление названий уже звучит как прекрасный гимн нашего народа в честь его Покровительницы. Все земные и Небесные Силы славят Ту, Которая объединяет всё земное и небесное и Сама стала «новым творением» и «освященной церковью».

С первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово.

Да, в день этого праздника действительно совершается для нас явление этого дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам и образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святое Святых.

Да — мы осквернены; да — наши умы отуманены; да — наши сердца нечисты; да — наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли войти во Святая Святых.

Митрополит Антоний Сурожский

Что такое Введение? Введение — это вход Пресвятой Богородицы. Ее ввели во храм в трехлетнем возрасте — это имело совершенно особое значение — для того, чтобы она смогла действительно хорошо подготовиться к тому великому служению, к которому призвал ее Господь. Церковь Христова была сотворена в раю, еще до (как говорит Климент Римский), солнца и луны наших. Вот почему это дитя чистое было введено первосвященником Захарией прямо в святое святых, то есть — в главную святыню Ветхозаветного Храма. И с этого началось превращение этого Ветхозаветного Храма в Новый Завет. Это был момент, когда святое святых стало постепенно превращаться в святое святых, которое существует теперь в каждом православном христианском храме, и о котором на каждой литургии произносятся подобные этому слова — «Святая Святым».

Святыня эта величайшая, рай на земле снова восстановлен, и мы воздвигнуты снова на небо Божье. И это дитя знаменовало этот переход из одного Святое Святых в другое, из Ветхозаветного в Новозаветное.

Будем же стараться и мы с вами идти этим святым путем в борьбе со всякими искушениями, так, чтобы Господь дал нам возможность приблизиться хоть немножко к Той, которая в Сегодняшний день совершила этот символический переход из Ветхого Завета в Новый, для нас с вами.

Епископ Василий (Родзянко)

Православные празднуют сегодня один из главных христианских праздников в году — Введение во храм Пресвятой Богородицы, который выпадает на седьмой день Рождественского поста. Божья Матерь почитается Церковью выше, чем святые, к ней обращаются в молитвах, у нее просят благословения и заступничества перед лицом Ее Сына.

История праздника

Согласно преданию, родители Девы Марии — Иоаким и Анна долго были бездетными. И лишь в старости, в постоянной молитве о ребенке, Господь послал им дитя. Родители обещали отдать подросшую девочку на службу в израильский храм. В 3 годика малышку привели в храм Соломонов и отдали на воспитание отцу Захарии (будущий отец пророка Иоанна Предтечи). Момент введения ребенка во храм и стал прообразом сегодняшнего праздника. По преданию, маленькая Мария без посторонней помощи настолько быстро вбежал вверх по 12 ступеням (по некоторым данным, ступеней было 15), что это посчитали знамением об окончании ветхозаветных времен.

Уже тогда святые отцы понимали, что праведной Марии суждено стать матерью Спасителя. Другие святые почитаются Церковью лишь как причастники Божества, но не в той мере, как Божья Матерь. Главный подвиг Пресвятой Девы в принятии Мессии: это ее личная заслуга и свободно принятая данность. Ни в одном праведнике Ветхого Завета не встречались прежде такая преданность и абсолютная любовь к Богу, полное самоотречение и чистота помыслов.

Мария до 14 лет воспитывалась в храме, она читала Священное Писание, молилась и занималась рукоделием. После этого первосвященник Захария отдал ее праведному старцу Иосифу, который содержал ее в своем доме, где ей явился архангел Гавриил, возвестивший о рождестве от Нее Спасителя. Богородицей ее назвали так, потому что ее сын Иисус Христос стал одновременно Человеком и Богом. Христиане верят, что после своей смерти Богородица воскресла и была принята Богом, поэтому нигде в Церкви не осталось ее мощей, хоть части пояса и ризы сохранились до наших дней как великие святыни.

Ведение во храм Пресвятой Богородицы стали отмечать позже остальных двунадесятых праздников. Его появление связывают с византийским императором Юстинианом, который в 543 году на развалинах Иерусалимского храма построил огромный собор в честь Богородицы. Окончательно статус двунадесятого праздник получил только в XIV веке.

Отец Захария встречает трехлетнюю Богородицу, которую сопровождают ее родители

Традиции праздника: что можно и чего нельзя делать

В этот день верующие посещают храм, чтобы зажечь свечу и помолиться о Божьем благословении, а также исцелении и об избавлении от бесплодия.

Праздник ранее считался больше женским. Молодые мамы просили Богоматерь о правильном воспитании чад, о даровании им сил и терпения. Если в праздник прийти в церковь не получилось, молитве уделяли время дома. Наши предки праздник проводили весело, катались на санках при снежной погоде, ходили в гости к друзьям, собирались за праздничным обедом. Однако чрезмерного веселья избегали по канонам Рождественского поста. Также старались придерживаться постного меню, хоть в праздник давалась некоторое послабление и разрешалось есть рыбу.

Время наедине с близкими ценили за возможность пообщаться на волнующие темы. В праздник можно помянуть добрым словом усопших. Считается, что в этот день Господь позволяет душам навещать близких. Поэтому дарите добро и любовь тем, кто рядом с вами, и оно вернется вам сторицей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *