Выборы патриарха

В течение шести месяцев Священный Синод должен избрать нового патриарха Московского и Всея Руси. В качестве возможного кандидата называется митрополит Ювеналий

Фото: Reuters

Москва. 5 декабря. INTERFAX.RU — Судьба патриаршего престола, освободившегося после смерти Патрирха Московского и Всея Руси Алексия II, решится в ближайшие шесть месяцев. Именно такой максимальный срок отводится представителям Церкви для избрания на Поместном Соборе нового патриарха. На период же вакансии патриаршей кафедры Священный Синод избирает из числа своих постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола.

Для кандидата в патриархи существует ряд требований: им не может стать человек моложе 40 лет, он должен обладать высшим богословским образованием и опытом епархиального управления. Вступает в сан патриарх после проведения специальной церемонии (интронизации), которая проходит через несколько дней после избрания.

Экстренное заседание Священного Синода РПЦ для избрания местоблюстителя состоится уже в эту субботу. На этом же заседании будет определен порядок отпевания и похорон Алексия II. В пятницу же все члены Синода собрались в патриаршей резиденции в Переделкино, где утром скончался предстоятель Русской церкви. Пройдет заседание под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Именно он является старейшим по хиротонии (посвящению в епископский сан — «ИФ») среди постоянных членов Синода Русской церкви.

Что касается наиболее вероятных кандидатов на пост местоблюстителя, источник «Интерфакса» в Русской православной церкви сообщил, что им может стать митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который является помощником патриарха в управлении Московской епархией.

Как стало известно «Интерфаксу», согласно завещанию умершего патриарха, Алексий Второй будет похоронен в Богоявленском Елоховском соборе в Москве. Согласно сообщению источника, Священный Синод рассматривает предложение провести похороны Алексия Второго во вторник.

За ХХ век в истории России выборы патриарха проходили пять раз: святой Тихон был избран на престол жребием из трех предварительно утвержденных на Поместном соборе кандидатов; патриархи Сергий, Алексий I и Пимен были избраны открытым безальтернативным голосованием по одобрению правительства. Алексий II был избран на Поместном соборе в 1990 г. тайным голосованием, в первом туре которого участвовали три кандидата, утвержденные ранее Архиерейским Собором (причем Поместный собор имел право добавить в этот список новых кандидатов), а во втором — два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре.

Напомним, что Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II скончался в своей резиденции в Переделкино между 9 и 10 часами утра. Президент РФ Дмитрий Медведев выразил соболезнования в связи с кончиной Патриарха. «Нашу страну, наше общество постигло огромное горе — умер Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он был не только выдающимся религиозным деятелем, подлинным духовным лидером — он был великим Гражданином России», — говорится в заявлении президента, текст которого распространила пресс-служба Кремля.

Медведев по окончании официального визита в Индию вернется в Москву, сообщила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова. По ее словам, сегодня он провел телефонный разговор с президентом Италии Джорджо Наполитано. «В связи с кончиной патриарха Московского и всея Руси Алексия П принято решение о переносе торжественных мероприятий по передаче подворья Русской православной церкви в Бари России», — сообщила пресс-секретарь главы российского государства. «Сегодня по окончании официального визита в Индию президент России вернется в Москву», — добавила она.

Премьер-министр РФ Владимир Путин также принес соболезнования и заявил, что кончина патриарха Алексия II — это трагическое и печальное событие и большая потеря. Он сказал, что Патриарх Московский и всея Руси был крупнейшим деятелем Русской православной церкви и государства. «Уход из жизни патриарха — это действительно очень трагическое и печальное событие, это был очень светлый человек, и это — большая потеря», — сказал Путин сегодня в Москве.

Собор Русской Православной Церкви созывался в 1990 году четыре раза: три раза Архиерейский в Московском Даниловом монастыре (30-31 января, 6 июня, 25-27 октября) и один раз — Поместный в Троице-Сергиевой Лавре с 7 по 9 июня

Предпосылки

Первый Архиерейский Собор года был внеочередным, созванным в связи с обострением положения на Украине. Вскоре после окончания работы предыдущего Архиерейского Собора, 29 октября 1989 года, украинские униаты впервые совершили насильственный захват православного храма — Преображенской церкви во Львове — что послужило началом ряда подобных акций по всей Западной Украине. После того как на состоявшейся 1 декабря встрече председателя президиума Верховного Совета СССР М. С. Горбачёва с папой Римским Иоанном Павлом II была достигнута договоренность о легализации УГКЦ на территории СССР, в западноукраинских областях началась масштабная кампания по разгрому и уничтожению православных епархий. Глава униатской церкви на территории Украины, архиепископ Владимир (Стернюк), требовал возвращения УГКЦ всех храмов и имущества по состоянию на 1939 год. После того как в начале 1990-х годов на выборах в местные советы в западноукраинских областях победу одержали представители национал-демократов, униаты получили всемерную поддержку со стороны властей.

Одновременно с униатами в погроме православных на Украине приняли участие и раскольники-автокефалисты. 20 октября 1989 году она собрали во Львове «Собор», который направил на имя епископа на покое Иоанна (Боднарчука) предложение возглавить «Украинскую автокефальную православную церковь». 22 октября Боднарчук, поправ каноны, совершил во Львовском Петропавловском храме диаконскую хиротонию. Вскоре на предложение автокефалистов откликнулся и другой «иерарх» — лжемитрополит Мстислав (Скрыпник) из США. Мстислав поручил непосредственное управление приходами УАПЦ на Украине Боднарчуку, которого возвел в сан «архиепископа». 1 ноября Боднарчук официально объявил о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата, а 14 ноября на расширенном заседании Священного Синода Русской Церкви за учиненный раскол он был лишен монашества и всех степеней священства.

Постановлением Священного Синода Русской Церкви от 15 декабря 1989 года клирики западных епархий Украинского экзархата, уклонившиеся в унию, были запрещены в священнослужении. В связи с продолжавшимися захватами униатами храмов Синод выступил с особым заявлением, а 20 декабря патриарх Пимен направил телеграммы по этому вопросу Михаилу Горбачёву, папе Римскому Иоанну Павлу II, Съезду народных депутатов СССР, Генеральному прокурору СССР и другим официальным лицам. 28 декабря Священный Синод принял решение о созыве внеочередного Собора в связи с обострением межнациональных и межконфессиональных отношений в отдельных регионах страны, в первую очередь на Западной Украине. По договоренности с Ватиканом 12-17 января 1990 года в Москве состоялась встреча представителей Русской Православной Церкви и Римо-католической церкви для обсуждения ситуации на Украине, были выработаны «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине», которые должны были стать основой для урегулирования создавшегося положения.

Молитва перед началом Архиерейского Cобора. 30 января 1990 года

Первый Архиерейский Собор

Собор заседал в Московском Даниловом монастыре 30-31 января под председательством патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). В краткой речи на открытии Собора патриарх обозначил главную тему Собора — «раскол, учиненный сторонниками так называемой Украинской автокефальной православной церковью». По докладу митрополита Киевского Филарета (Денисенко) Собор подтвердил решение Синода о лишении сана Иоанна (Боднарчука), заявил о неканоничности провозглашенной им «Украинской автокефальной православной церкви греко-украинского обряда» и призвал священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери-Церкви.

Члены Архиерейского Собора Русской Церкви. Начало 1990 год.

Собор обратился к правительствам СССР и Украинской ССР «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учетом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договоренностям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римо-католической церковью».

Собор одобрил «Рекомендации» совещания 12-17 января 1990 года и направил председателю Верховного Совета СССР М. С. Горбачёву телеграмму с призывом «способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония», совершаемых украинскими греко-католиками и раскольниками-автокефалистами совместно с представителями ультранационалистических политических движений.

По докладу архиепископа Смоленского Кирилла (Гундяева), председателя Редакционной комиссии Собора, Собор принял «Положение о экзархатах Московского Патриархата», внеся его в качестве VII раздела в Устав об управлении Русской Православной Церкви и сделав соответствующие поправки в разделах I, V и XII. В соответствии с Положением была существенно расширена внутренняя самостоятельность Украинского экзархата; Украинский и Белорусский экзархаты стали именоваться также Украинской и Белорусской Православными Церквами. Согласно Положению при экзархе должен был быть создан Синод с функциями, аналогичными функциям Священного Синода Русской Церкви. В Положении также была предусмотрена полная самостоятельность экзархатов в финансовом отношении. Новое Положение было призвано было ограничить распространение раскольнических движений на Украине и предотвратить их появление в Белоруссии.

Также Собор упразднил зарубежные экзархаты Русской Церкви, подчинив 9 зарубежных епархий Русской Церкви непосредственно патриарху и Священному Синоду. Наконец, Собор принял решение о возрождении Тобольской, Брестской и Гомельской епархий.

Межсоборный период

Во исполнение решения Архиерейского Собора была создана четырехсторонняя (Московский Патриархат, Украинская Православная Церковь, Ватикан, Греко-католическая церковь на Украине) комиссия по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда в западных областях Украины. В ходе заседаний 8-13 марта во Львове комиссия выработала практические решения по распределению храмов между православными и униатами. Однако 22 марта было опубликовано заявление Греко-католической церкви на Украине, в котором говорилось, что по согласованию с папой Иоанном Павлом II все документы комиссии признаются неправомочными, после чего униаты вышли из состава комиссии. Случаи захватов храмов умножились и 10 апреля года Священный Синод Русской Православной Церкви вновь заявил протест против подобных действий.

Кончина патриарха Пимена 3 мая отодвинула украинский вопрос на второй план. В тот же день на заседании Священного Синода местоблюстителем патриаршего престола был избран митрополит Киевский Филарет (Денисенко). На заседании Синода 8 мая были утверждены сроки проведения следующего Собора.

Также в мае Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей было принято решение об открытии своих приходов и епархий внутри СССР. Зарубежный Синод призвал клириков и мирян Московского Патриархата к переходу в свою юрисдикцию. Хотя этому призыву последовало лишь незначительное число священнослужителей, новая ситуация стала ещё одним вызовом единству Русской Церкви.

Второй Архиерейский Собор

Собор заседал заседал в Московском Даниловом монастыре 6 июня под председательством местоблюстителя патриаршего престола митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Заботой Собора была подготовка Поместного Собора для избрания нового патриарха Московского и всея Руси.

Собор утвердил программу предстоящего Поместного Собора и избрал трёх кандидатов в патриархи. Тайным голосованием в 1-м туре были избраны митрополиты Ленинградский Алексий (Ридигер) (37 голосов) и Ростовский Владимир (Сабодан) (34 голоса). 2-й тур состоялся потому, что митрополиты Киевский Филарет (Денисенко) и Крутицкий Ювеналий (Поярков) получили в 1-м туре равное число голосов — по 25. По результатам 2-го тура перевес в 1 голос (34 против 33) получил митрополит Филарет, который стал третьим кандидатом. Архиерейский Собор также постановил, что Поместный Собор может дополнить число кандидатов. Из 92 архиереев Русской Церкви патриархом могли быть выбраны 75, поскольку Устав об управлении Русской Православной Церкви не допускал избрания патриархом епископа в возрасте моложе 40 лет, а также лица, не являющегося гражданином СССР. В соответствии с принятой процедурой голосования каждый архиерей мог голосовать за одного, двух или трёх архиереев, вычеркивая остальных из списка.

На соборе 1990-го, июнь, Москва. По центру кандидаты в патриархи.

Поместный Собор

Заседания Собора начались на следующий день после Архиерейского Собора, 7 июня, в Трапезном храме преподобного Сергия Троице-Сергиевой Лавры, под председательством местоблюстителя патриаршего престола митрополита Киевского Филарета (Денисенко).

На Собор съехались 317 делегатов. Большинство было избрано по принципу — по одному архиерею, клирику и мирянину от епархии. В результате прибыли 90 архиереев (по болезни не смогли прибыть митрополит Рижский Леонид (Поляков) и архиепископ Цюрихский Серафим (Родионов), 92 клирика, 88 мирян (из них 38 женщин). Также в Соборе приняли участие 39 представителей от монастырей и 8 делегатов от духовных школ. При этом 40 членов Собора представляли зарубежные епархии Русской Церкви.

Работа Собора открылась докладом патриаршего местоблюстителя митрополита Киевского Филарета, в котором была освящена деятельность почившего патриарха Пимена, но особое внимание уделено ситуации в западных областях Украины, причём действия раскольников-автокефалистов признаны «откровенным глумлением над канонами, грубым попранием самих основ церковного строя» .

Затем Собор перешёл к важнейшему деянию первого дня заседаний — избранию патриарха Московского и всея Руси. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную Архиерейским Собором, а именно:

1) Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список трех кандидатов, предлагаемых архиерейским Собором для избрания из их числа Патриарха Московского и всея Руси. 2) Поместный Собор вправе в этот список внести дополнительные имена, руководствуясь гл. 4, § 17, п. а-е Устава об управлении Русской Православной Церковью. 3) Для включения дополнительных лиц в список кандидатов проводится тайное голосование: в бюллетень вносятся лица, получившие поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранными являются кандидаты, набравшие более 50% голосов. 4) Поместный Собор тайным голосованием избирает из числа утвержденных им кандидатов одного. 5) Избранным Патриархом считается архиерей, набравший более 50% голосов. 6) Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов, то в таком случае проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.

Дополнительно к 3 кандидатам от Архиерейского Собора на Поместном Соборе были предложены в качестве кандидатур имена митрополитов Крутицкого Ювеналия, Минского Филарета, Волоколамского Питирима, Ставропольского Гедеона (Докукина) и Сурожского Антония. Митрополит Филарет Киевский отвел последнюю кандидатуру, напомнив, что Устав не допускает избрания патриархом лица, не имеющего советского гражданства. При открытом голосовании за четырех дополнительно предложенных кандидатов выяснилось, что митрополита Гедеона поддержало менее 12 человек, поэтому в списки для тайного голосования внесены были имена только трех митрополитов. Из 316 голосовавших митрополита Питирима поддержало 128 соборян, митрополита Филарета – 117 и митрополита Ювеналия – 106. Таким образом, ни один из дополнительно выдвинутых кандидатов не получил поддержки половины членов Собора, и в списке для голосования остались три кандидата, ранее выдвинутых Архиерейским Собором. Архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил не голосовать за кандидатов, а по примеру Поместного Собора 1917-1918 годов избрать патриарха жребием. Председатель поддержал это предложение, но оно, не встретив сочувствия у соборян, не было принято.

Последовало тайное голосование, результаты которого вечером огласил председатель счетной комиссии митрополит Сурожский Антоний: 139 голосов было подано за митрополита Ленинградского Алексия, 107 — за митрополита Ростовского Владимира и 66 – за митрополита Киевского Филарета. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовало 166, а за митрополита Владимира — 143 члена Собора.

По оглашении результатов новоизбранный патриарх Алексий II ответил на обращенный к нему вопрос председателя Собора положенными по чину словами: «Избрание меня освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю» . Затем составили Соборный акт об избрании Святейшего Патриарха и соборную грамоту, адресованную ему. Все архиереи-соборяне подписали оба документа. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви архиепископ Оренбургский Леонтий (Бондарь) обратился к новоизбранному патриарху с поздравлением, в ответ на которое избранный патриарх поблагодарил соборян и сказал:

«Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении. Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их и на архиерейских Соборах, и на Поместных Соборах, согласно принятому нашей Церковью в 1988 г. уставу. Соборный принцип должен распространяться и на епархиальную, и на приходскую жизнь, только тогда мы решим те вопросы, которые стоят перед Церковью и перед обществом. Деятельность церковная сегодня расширяется. От Церкви, от каждого ее служителя, от деятеля церковного ожидаются и дела милосердия, и благотворительности, и воспитания самых разных возрастных групп наших верующих. Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой и тогда, когда нашей жизни часто сопутствуют разделения. Мы должны сделать все, чтобы способствовать укреплению единства святой православной Церкви. Я сознаю свою немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем моем служении».

8 июня заседание открыл новый председатель Собора, избранный патриархом митрополит Алексий. Председатель синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий Ювеналий выступил с докладом о причислении к лику святых протоиерея Иоанна Сергиева, после чего Собор издал деяние о прославлении праведного отца Иоанна Кронштадтского.

Далее последовали долгие обсуждения проектов соборных определений и послания, а также актуальных вопросов церковной жизни. Необычайно острый характер носило выступление архиепископа Берлинского Германа (Тимофеева), который заговорил о церковно-государственных отношениях, о гонениях, пережитых Церковью в советскую эпоху, и поднял вопрос о канонизации новомучеников. Касаясь проекта закона о свободе совести владыка сказал:

«Проект закона игнорирует право верующих на освобождение от работы в дни их религиозных праздников, лишает людей радости жизни, труда и отдыха в полном согласии с их верой и вековыми обычаями. Этого нет ни в одном цивилизованном государстве. Законодатели присвоили себе право подменять собственными понятиями представления верующих о своей Церкви и, например, упорно хотят провести подмену свойственной Церкви монолитной иерархической структуры конгрегационалистским ее устройством. Этим они вмешиваются во внутреннюю церковную жизнь, намеренно хотят ее исказить и это искажение законодательно закрепить» .

Взаимоотношениям с Русской Православной Церковью Заграницей («карловчанами») были посвящены выступления митрополитов Крутицкого Ювеналия и Венского Иринея, архиепископов Смоленского Кирилла, Саратовского Пимена и Ярославского Платона, протоиерея Василия Стоянова, священника Виталия Шастина и иеромонаха Илариона (Алфеева). Архиепископ Платон предложил обратиться с пастырским словом ко «всем православным русским людям, находящимся в юрисдикции так называемой «карловацкой» Церкви». Архиепископ Смоленский Кирилл выразил возмущение агрессивными акциями Зарубежного Синода, открывшего свои приходы в СССР, но в то же время он сказал, что уход раскольников окажет очистительное влияние на состав духовенства. По его словам:

«политический раскол, который пока был достоянием зарубежья, теперь переносится в недра нашей Церкви в тот момент… когда Церковь стал терзать раскол Украинской Автокефальной Церкви, наступление унии… Каждый раскол питается нездоровыми силами в Церкви. И если в нашей Церкви будет как можно меньше нездоровых сил… тем менее перспектив будет у этого раскола» .

Помимо утверждения постановлений Архиерейских Соборов 1989 и 1990 годов и синодальных решений предшествующего периода, Собор принял решение поручить синодальной комиссии по канонизации святых подготовить материалы к канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений в XX в.; учредить самостоятельные Красноярскую и Саранскую епархии; обратить особое внимание архипастырей, пастырей и мирян на необходимость возрождения христианской приходской общины, на организацию во всех приходах катехизического обучения взрослых и детей.

Поместный Собор признал необходимым дальнейшее развитие системы церковного образования, в частности: увеличения числа духовных семинарий, открытие духовных училищ в каждой епархии, возобновление Киевской духовной академии, создание иконописных школ. Особо была подчеркнута крайняя нужда церковного народа в изданиях Священного Писания, в богословской, религиозно-назидательной, катехизической, житийной и церковно-исторической литературе, в изданиях святоотеческих творений.

Оценивая взаимоотношения Русской Православной Церкви с Римско-католической церковью, Поместный Собор констатировал, что они серьезно омрачены униатской проблемой, болезненно обострившейся на Западе Украины. Признавая права униатских общин на легальное существование, Поместный Собор осудил насилие над православными клириками и мирянами, захваты православных храмов и выразил протест против неконституционных действий местных властей Западной Украины по отношению к гражданам православного вероисповедания. Собор осудил также действия украинских раскольников-автокефалистов, нарушивших церковный мир в Западной Украине, и отверг притязания, изложенные в последних документах Русской Зарубежной Церкви. Поместный Собор отметил случаи нарушения церковной и канонической дисциплины со стороны мирян и духовенства в разных епархиях и осудил публичные выступления отдельных людей, которые от лица Церкви высказывают мысли сеющие рознь в православной пастве.

Поместный Собор выступил также с заявлением в связи с проектом закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», в котором заявлялось что:

«Опубликованный проект закона представляет составным частям Церкви (приходам, монастырям, управлениям, центрам, духовным учебным заведениям) право юридического лица, но лишает такового права Церковь как целостную религиозную организацию. Это положение не только продолжает, но еще более узаконивает дискриминационную в отношении Церкви позицию печальной памяти законодательства о культах 1929 г. Как известно, это законодательство отражало враждебные по отношению к Церкви идеологические установки и было направлено на разрушение религиозных структур. Эта «преемственность» старого и нового законов в наиболее важном для Церкви вопросе вызывает у нас тревогу… В Церкви не может быть независимых от иерархического центра и друг от друга «религиозных обществ». Все приходы составляют одно целое со своим епископом, равно как и все епископы и возглавляемые ими церковные округа — епархии составляют одно целое в границах Поместной Церкви. Именно поэтому закон должен признавать право юридического лица за Церковью как единой организацией с составляющими ее приходами, монастырями, духовными учебными заведениями, управлениями и центрами. При этом каждое из перечисленных церковных учреждений в свою очередь также может обладать правом юридического лица. Делегирование части этого права одного учреждения другому, как, например, от епархии — приходу, от Патриархии — епархии, должно регулироваться внутренним церковным законодательством, находящимся в соответствий с вероучением. Светскому законодательству в правовом государстве следует уважать вероучение, на основании которого действует церковное право и функционируют церковные учреждения» .

Вечером 8 июня с заключительным словом на Соборе выступил его председатель, избранный патриарх Алексий II, в частности сказавший:

«Избранием Собора, через которые проявилась, верим, воля Божия в Русской Церкви, на мое недостоинство возложено бремя первосвятительского служения… Принимая его, я осознаю свои немощи, свою слабость, но нахожу подкрепление в том, что избрание меня состоялось Собором ничем не стесненным волеизъявлением архипастырей, пастырей и мирян, призванных на священный Собор. Нахожу подкрепление в предстоящем мне служении еще в том, что вступление мое на престол Московских святителей соединилось во времени с великим церковным торжеством — прославлением святого праведного Иоанна Кронштадтского… Русская Православная Церковь, исполняя завещанный ей от Бога долг быть солью земли и светом мира, готова жертвенно служить духовному благополучию своего земного Отечества. Условия, в которых Русская Православная Церковь совершает свое апостольское служение в обществе, в значительной мере определяются ее правовым статусом… В основе устройства Православной Церкви лежит принцип соборности. Нужно при этом ясно сознавать, что соборное начало Церкви органически сочетается с иерархическим. Архипастыри, пастыри, миряне, весь церковный народ несут ответственность за судьбу Церкви. Но служение Церкви неодинаково. По православному каноническому учению, замечательно емко выраженному преподобным Иоанном Дамаскиным, Церковь вручена епископам. В Церкви все совершается в духе любви, единомыслия и единодушия, с соблюдением канонической дисциплины. Отступления от этих богозаповеданных начал угрожают Церкви нестроениями и бедами. Заключая заседание освященного Собора, я хотел бы призвать всех высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир, монашествующих, наших благочестивых верующих сделать все для единства Церкви Христовой. В то время как в современном обществе проявляется нетерпимость друг к другу, мы должны явить пример братства, сотрудничества, взаимопонимания. Любовь Христова должна объединять нас в нашем служении Богу, святой Церкви Христовой и пастве, которая вручена нашему духовному водительству» .

Третий Архиерейский Собор

Собор заседал с 25 по 27 октября в Московском Даниловом монастыре под председательством патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В деяниях Собора участвовал 91 архиерей.

В центре внимания участников Собора стояли три вопроса: 1) о новом правовом статусе Русской Церкви, обусловленном принятием двух новых законов о свободе совести и вероисповедания — союзного и российского; 2) о расколе, инициированном Синодом Русской Православной Церкви Заграницей на канонической территории Московского Патриархата; 3) о церковной ситуации на Украине, где против Православной Церкви продолжали выступать униаты и раскольники-автокефалисты.

По новому союзному законодательству Русская Церковь получила надлежащую правовую основу для своей деятельности и приобрела правоспособность юридического лица. В то же время Собор отметил отсутствие статуса юридического лица у Церкви в целом и гарантий права церковной собственности на используемые ею храмы и иную недвижимость. В категорической форме Собор настаивал на том, чтобы государственные учреждения соблюдали закон при регистрации приходских уставов и в случае отказа в регистрации сообщали письменно, на каком основании подобное решение было ими принято, чтобы приход имел возможность обжаловать решение в суде. Нарушение установленного срока регистрации устава также должно было подлежать судебному рассмотрению. Собор выразил удовлетворение принятием российского закона о свободе вероисповеданий и аналогичных законов в других союзных республиках.

По поводу деятельности Русской Православной Церкви Заграницей в пределах СССР Собор обратился с воззванием, в котором выразил позицию священноначалия Русской Православной Церкви по тем вопросам, которые получали превратную трактовку в полемике Зарубежной Церкви против Московского Патриархата:

«Отдавая дань глубокого уважения памяти Патриарха Сергия и с благодарностью вспоминая его борьбу за выживание нашей Церкви в тяжелые для нее годы гонений, мы тем не менее вовсе не считаем себя связанными его Декларацией 1927 года, сохраняющей для нас значение памятника той трагической эпохи в истории нашего Отечества. Нас обвиняют «в попрании памяти новомучеников и исповедников». В нашей Церкви никогда не прерывалось молитвенное поминовение страдальцев за Христа, преемниками которых довелось стать нашему епископату и клиру» .

В воззвании был также поднят вопрос о статусе РПЦЗ. По указанию Собора, с канонической точки зрения, Архиерейский Синод РПЦЗ должен был бы прекратить свое существование в соответствии с указом святого патриарха Тихона и Высшего Церковного Управления от 5 мая 1922 года, которым упразднялось Высшее Церковное Управление Заграницей. Осуждение деятельности этого Синода святитель Тихон высказал также в своём последнем послании от 7 апреля 1925 года, угрожая его участникам в случае упорства судом Собора.

Подобно Архиерейским Соборам Русской Церкви 1989 года и января 1990 года новый Собор вновь был вынужден обратиться к рассмотрению церковной жизни на Украине, где в течение 1990 года углубился автокефалистский раскол и продолжались агрессивные действия униатов против православных верующих. Собор, обсудив вопрос о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении, определил:

1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 9. Настоящее определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви.

Литература

Видео

Документальный фильм «Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года»

Использованные материалы

Цит. по ЖМП, 1990, № 9, с. 17.

Патриарх Кирилл не сомневается в законности избрания Александра Лукашенко. Фото с сайта www.president.gov.by

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Александра Лукашенко с победой на президентских выборах, которые прошли в Белоруссии 9 августа. При этом часть священнослужителей Белорусской православной церкви (БПЦ) заявили, что выборы были сфальсифицированы, и назвали их «унижением человеческого достоинства». В связи с разногласиями в РПЦ представители Православной церкви Украины (ПЦУ) выразили убеждение, что в республике скоро появится новая церковная структура, независимая от Московского патриархата.

«Вы неизменно уделяете внимание вопросам духовно-нравственного состояния людей, о чем свидетельствует, в частности, плодотворное взаимодействие органов государственной власти с Белорусским экзархатом», – говорится в поздравительном послании патриарха Кирилла. Глава Московского патриархата также выразил надежду на продолжение сотрудничества, «призванного способствовать консолидации народа, реализации социально значимых проектов и инициатив, просвещению и патриотическому воспитанию молодого поколения, утверждению в обществе непреходящих идеалов милосердия, мира, добра и справедливости».

«Сейчас любое заявление со стороны РПЦ рассматривается только сквозь призму обострения политической ситуации в Белоруссии. Многие поспешили заявить, что поздравление патриарха Кирилла с переизбранием Александра Лукашенко на новый срок – фальстарт и не стоило это делать так быстро, тем более с восхвалением нравственных качеств Лукашенко. Но поскольку ЦИК Белоруссии уже объявила результаты голосования, то патриарх по своей должности обязан поздравить президента той страны, где находится такая существенная часть Русской православной церкви, как Белорусский экзархат», – заметил в беседе с «НГ» руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. Однако, добавил эксперт, «от патриарха можно было бы ожидать больше слов, которые бы делали реверанс в сторону белорусского общества».

Официальные церковные структуры самой республики пока не торопятся с поздравлениями. А еще 8 августа более 30 православных священнослужителей из разных городов Белоруссии присоединились к флешмобу против фальсификаций во время выборов. Его инициатором стал дьякон из Гродно Дмитрий Павлюкевич, опубликовавший на своей странице в Facebook плакат, на котором при помощи цитат из Библии объяснил, почему православным необходимо выступить против фальсификаций на выборах президента страны. Напомним, что еще в середине июля жители Минска и Гомеля запустили акцию «Католик не фальсифицирует» (см. «НГР» от 05.08.20).

Сразу после объявления результатов выборов и протестных акций в стране заметно активизировались представители Православной церкви Украины. Они уверены, что Белоруссия движется по пути создания своей автокефальной церкви, независимой от РПЦ и Москвы, и вспомнили украинские события 2014 года. «Православная церковь Беларуси – уже реальность, хоть еще и не осознанная и не организованная», – написал, например, на своей странице Facebook бывший клирик Украинской православной церкви (УПЦ МП), а ныне священник ПЦУ Георгий Коваленко. Его коллега священник Александр Дедюхин и вовсе призвал единоверцев не только молиться за «братьев-белорусов», но поехать в Минск и поддержать протесты, для того чтобы «молитва была горячей».

«По поводу альтернативного РПЦ православия в Белоруссии, то совершенно естественно, что эта тема возникла, как только зашаталась власть в Минске», – продолжает Роман Лункин. «Еще когда создавалась ПЦУ, то уже тогда встал вопрос о создании на территории Белоруссии аналога ПЦУ. Более того, такая юрисдикция в республике уже есть, но она состоит из нескольких верующих и одного священника. То есть это микроскопическое образование, поэтому почвы для большого раскола и межправославного противостояния в Белоруссии пока нет», – заметил религиовед.

Однако напомним, что в Киевскую митрополию, решение о передаче которой в юрисдикцию Московского патриархата было отменено Константинопольским (Вселенским) патриархом Варфоломеем в конце 2018 года, что и стало поводом для создания ПЦУ, некогда входили и современные белорусские земли.

По уставу, епархиальное собрание, возглавляемое местным архиереем и состоящее из клира, монахов и мирян, проживающих на данной территории, вправе само устанавливать процедуру избрания делегатов на Поместный собор. Однако во многих епархиях собрания проходили по одной схеме: архиерей или его помощник зачитывает составленный заранее список — люди голосуют. Подтверждением может служить московская ситуация. Здесь делегатов на Собор выдвинул епархиальный совет (правящий архиерей с назначенными им двумя священниками и несколько выборных лиц), а отнюдь не собрание, которому было просто предложено за них проголосовать. Оглашенный участниками собрания альтернативный список президиум оставил без всякого внимания. Но в Москве хотя бы голосование провели, а сообщения с мест свидетельствуют о том, что кое-где и голосованием пренебрегли.

Ресурс местоблюстителя

Это не означает, впрочем, что церковная бюрократия едина в своих взглядах относительно фигуры будущего патриарха. Но понять, что реально происходит в церковной среде, не так просто: в церкви традиционно избегают публичного противостояния, делая все, чтобы избрание нового патриарха было воспринято как общенародное. Поэтому до выдвижения официальных кандидатов, что должен сделать 25 января Архиерейский собор, никто из претендентов не рискнул открыто лоббировать свои интересы. Кроме митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, избранного после смерти патриарха Алексия II местоблюстителем, — он сразу же начал весьма агрессивную предвыборную кампанию.

У владыки Кирилла имелись для этого все подручные средства: слаженный аппарат Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), который он возглавляет последние двадцать лет, прирученные «общественные организации» вроде Союза православных граждан, всегда готовые выполнить любое его задание, послушные СМИ — собственный сайт ОВЦС, тесно сотрудничающее с ним информационное агентство «Интерфаксрелигия», что ни день публикующее чьинибудь славословия в адрес владыки, плюс появившийся в начале избирательного процесса интернет-портал «Патриарх 2009», который называет себя «независимым», но так явно подыгрывает митрополиту Кириллу, что сомнений в его предназначении не остается.

На стороне владыки и официоз — например, сайт Кремль.org, газета «Известия». Пиардостижения прочих главных претендентов ничтожны.

Господь все управит

Группа украинских епископов выразила свою поддержку митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, назвав его достойным кандидатом на первосвятительский престол (из стана митрополита Кирилла тут же прозвучал упрек в некорректном поведении: негоже, мол, агитировать до официального выдвижения кандидатур). Митрополит Калужский и Боровский Климент провел презентацию своей книги «Русская православная церковь на Аляске до 1917 года» и дал пространное, старательно обходящее тему выборов интервью одному из московских журналов. Между тем еще совсем недавно многие церковные и околоцерковные СМИ именно его называли наиболее вероятным кандидатом в патриархи. И сейчас он остается одной из наиболее сильных фигур. «Митрополит Климент — опытный чиновник, умеренный консерватор, что соответствует позиции церковного большинства, он сторонник активного продвижения церковных инициатив во властных структурах и член Общественной палаты. Поэтому патриархом вполне может стать и митрополит Климент, и любой другой умеренно консервативный епископ, который до этого был на виду только в своей епархии», — говорит директор Института религии и права Роман Лункин.

Остальные члены Священного синода если и отметились в прессе, то в основном заявлениями в духе «Господь все управит». Совсем никак не проявил себя (кроме благодарственной речи в адрес местоблюстителя после Рождественской службы) вступивший после смерти патриарха в управление московскими приходами — в добавление к приходам Московской области — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, опытный церковный дипломат, человек широких взглядов, никогда не стремившийся афишировать их широту, религиозный лидер, избегающий эффектных жестов, но тихо и кропотливо делающий свое церковное дело. Таких уважают в священнической среде и любят прихожане. Показательно, что голос за митрополита Ювеналия прозвучал из глубинки — о поддержке Ювеналия заявил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав на пресс-конференции в Томске. Некоторые эксперты не исключают, что именно митрополит Ювеналий составит на соборе главную конкуренцию владыке Кириллу.

Пиар в одни ворота

Так или иначе, но за редким исключением обо всех связанных с предстоящими выборами событиях широкая публика узнавала из уст сторонников митрополита Кирилла: и о разнообразных достоинствах самого владыки — от таланта «кризисного менеджера» до умения «говорить на современном языке», и об «ангажированном» и «безапелляционном» поведении его соперников, вернее, одного, но опасного — митрополита Климента.

Его брат, тобольский митрополит Димитрий, якобы устроил настоящий демарш на предвыборном совещании ректоров духовных школ. Как рассказал ректор Костромской семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев), «сам владыка Евгений (председатель Учебного комитета РПЦ, который должен был вести совещание. — С.С.) к недоумению всех предложил, чтобы совещание проводил ректор Ташкентской семинарии митрополит Ташкентский Владимир, но сделал он это конечно же под давлением архиепископа Димитрия». В результате совещание голосовало не по персоналиям, а за семинарии, которые уже сами должны были выбрать делегатов на Собор. И хотя в этом не было нарушения церковного устава, сторонники митрополита Кирилла усмотрели здесь намерение усилить «столь грубым способом» позиции одного из кандидатов на Патриарший престол.

За кулисами

Очевидно, что борьба внутри церкви идет, однако ясно и то, что у митрополита Кирилла, избранного местоблюстителем, шансов для маневра значительно больше. В его пользу и назначение беспрецедентно близкой даты голосования — и двух месяцев после смерти патриарха не прошло, а по уставу могли ждать полгода. Кроме того, не оставив зазора между Архиерейским и Поместным соборами, официальных кандидатов лишили тем самым времени на консолидацию сторонников. И наконец, вплотную приблизили к выборам заседание Синода, на котором должны быть приняты последние предсоборные решения (для чего дата его проведения была передвинута с 20 января на 23).

Можно, конечно, возложить вину за спешку на местоблюстителя, который действует в своих интересах. Но не гипнотизирует же митрополит Кирилл всех остальных: все решения принимались синодалами коллегиально, стало быть, возобладала такая точка зрения. Почему?

«Вполне возможно, что здесь есть идея подставы для Кирилла, — не исключает социолог и религиовед, эксперт Центра Карнеги Сергей Филатов. — Чем больше он раскрутится, тем больше может вызвать недоверия и облегчить кому-то работу. Церковный мир живет по своим законам, там ведь нет нормальной электоральной борьбы, представления программ, союзников, все делается тайком, за кулисами».

Церковные политики

Серьезным аргументом в пользу Кирилла его сторонники считают близость «главного церковного политика» к высшей государственной власти, что немаловажно для отстаивания общецерковных интересов. Возможно, некоторым этот аргумент кажется весомым особенно теперь, в период кризиса, когда надежды на помощь государства, в первую очередь финансовую, питают не только банки. Ведь из-за сокращения спонсорских поступлений уже приторможены многие церковные проекты, и строительные, и благотворительные.

Тем не менее участники будущего голосования говорят, что все гадания о вероятном исходе выборов пусты и легковесны, мол, все в руках Божьих. К этому аргументу можно было бы отнестись с полной серьезностью, если бы процедурные нарушения во время выборов делегатов на Собор не свидетельствовали о том, что Богу всячески старались «помочь». Но правда и то, что вариант процедуры голосования на Архиерейском и Поместном соборах, предложенный Синодом, не противоречит соборным принципам, оставляя место для проявления воли как человеческой, так и Божьей. Надо только его соблюсти.

Процедура выборов

Итак, если разработанный регламент будет утвержден Архиерейским собором, 25 января участникам форума раздадут списки с именами 145 архиереев, которые имеют право претендовать на патриарший престол (из 203 архипастырей Русской православной церкви). Каждый участник отметит в списке одно лицо. Три архиерея, получившие наибольшее число голосов, станут официальными кандидатами на предстоятельское место.

На Поместном соборе можно будет выдвинуть дополнительных кандидатов. Если предложение поддержит достаточное число делегатов, имя архиерея будет включено в список (число это на момент подписания номера в печать было еще неизвестно).

Патриарха выберут тайным голосованием. Каждый делегат получит под расписку бюллетень с именами кандидатов, отметит в нем одну персону и бросит бюллетень в урну. Остальное — дело счетной комиссии.

Если в первом туре выборов один из кандидатов наберет 50% плюс один голос, он автоматически становится патриархом. Если ни один из кандидатов не набирает более 50% голосов, проводится второй тур, и патриархом становится тот, кто получил простое большинство голосов.

К вечеру 27 января имя нового патриарха уже будет известно.

Поместный собор — высший орган церковной власти в области вероучения и канонического устроения. По действующему уставу РПЦ он созывается нерегулярно, на основании решения Архиерейского собора, а также, в исключительных случаях, патриарха или Священного синода.

Нынешняя ситуация как раз была сочтена «исключительной» — экономический кризис и угроза его перерастания в кризис социальный. Поэтому дату проведения Поместного собора назначил Священный синод.

Им же была установлена представительская квота от епархий: по одному человеку от клира, монашествующих и мирян, а также выработаны предложения по процедуре. Кроме делегатов от епархий в Поместном соборе принимают участие все архиереи РПЦ, руководители синодальных учреждений, ректоры духовных академий, представители от монастырей и пр.

Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, а в отсутствие патриарха — местоблюститель патриаршего престола. Кворум Собора составляет 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов — членов Собора.

Постоянные члены Священного синода (Священный синод, согласно действующему уставу РПЦ, высший орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами)

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)

Митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область)Ювеналий (Поярков)

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров)

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), патриарший экзарх Белоруссии

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Кантарян)

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), управляющий делами Московской патриархии

Поместный собор в среду продолжит свою работу и обсудит перспективы служения Русской Православной Церкви. Теперь заседания, запланированные еще на два дня, будет вести новоизбранный Патриарх Кирилл.

Среди проблем, которые планируется рассмотреть, — взаимодействие с другими Церквами и социальные задачи, стоящие перед Русской церковью, сообщил ИТАР-ТАСС глава пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский. «Поместный Собор не проводился с 1990 года, в Церкви накопилось большое количество вопросов, решения по которым принимали Архиерейские соборы, а теперь должен утвердить Поместный собор», — отметил он. По словам Вигилянского, «список этих вопросов также будет обсуждаться на Соборе и это будет очень большой кропотливой работой для соборян».

Во вторник вечером большинство делегатов Поместного собора проголосовало за кандидатуру митрополита Кирилла. Он набрал 508 голосов, в то время как управляющий делами Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент — 169 голосов. На вопрос, согласен ли он принять этот сан, Кирилл ответил: «Избрание меня Поместным собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси приемлю». После этого в храме Христа Спасителя состоялся благодарственный молебен.

1 февраля в 09:15 на канале «Вести» состоится трансляция Божественной литургии с чином интронизации новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *