Высокоумие

  • Высокоумие Сокровищница духовной мудрости
  • Высокоумие Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
  • Полезно ли новоначальному христианину размышлять о высоких духовных предметах архимандрит Лазарь (Абашидзе)

***

Высокоу́мие — 1) неоправданно высокопарное умствование на глубокие темы; 2) склонность к изощренному умствованию; 3) чрезмерное восхищение, надмение своими интеллектуальными способностями (умом).

***

Почему, если ум является богоподобной чертой, высокоумие не почитается априори как добродетель?

Поскольку Бог вложил в естество человека черты, отображающие Его беспредельное совершенство, постольку понятно, что раскрытие этих черт есть дело богоугодное. Собственно, в этом делании и нужно усматривать духовное совершенствование.

Общее же духовное совершенствование подразумевает, в качестве частного аспекта, совершенствование разумной силы души. Однако такого рода совершенствование состоит не в развитии интеллектуальных способностей как таковых, а в развитии их в правильном русле и в правильном направлении.

Если человек направляет свои душевные силы не в сторону Добра, а в сторону Зла), то это ведёт его к духовной деградации.

В отношении богоуподобления и спасения даже и чрезвычайно активная умственная деятельность бывает бесплодной, но бывает и вредной.

В светском употреблении умным может быть назван и язычник, и атеист, и богохульник, и еретик, однако это не означает, что его интеллектуальная деятельность служит признаком его духовного совершенство. В святоотеческой литературе люди, имеющие такое расположение духа, нередко называются безумцами.

Высокоумие выдаёт в человеке не столько возвышенный ум, сколько величающийся, самовозвеличенный.

Возвышенное мышление, несмотря на всю его возвышенность, может выражаться и в очень простой внешней форме. А иногда именно простота и доступность изложения мысли свидетельствуют о доброй организации умственных способностей её автора. Так, святые отцы, выражая глубокие истины, умели быть понятными не только образованным людям, но и безграмотным простолюдинам

Высокоумная речь часто бывает украшена излишними витиеватыми оборотами, обилием малопонятных (иногда даже и непосредственным адресатам) специфических терминов и выражений.

Как правило в основе высокоумия лежат: гордость и тщеславие. Поэтому высокоумие бывает сопряжено с кичливостью, пафосностью, стремлением выказать интеллектуальное превосходство (над оппонентами, собеседниками, слушателями и т. д.).

Как склонность или действие, направленное на превозношение, высокоумие, конечно же, не может быть оценено иначе, кроме как грех или (что хуже) греховная страсть.

Жёсткость оценки можно ещё и усилить: поскольку тщеславию свойственно искать проявления и признания, постольку высокоумные люди нередко стремятся умничать даже там, где их об этом не просят и где это совершенно неуместно — вступая в бессмысленные споры, раздувая дискуссии из ничего и пр. От этого могут происходить распри и раздоры. Разве (по крайней мере в отдельных случаях) это поведение не может подпасть под осуждение Божье?

А разве чрезмерное многословие, свойственное ищущим, где поумничать, не может артикулироваться как грех празднословия (см.: Празднословие)?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *