Вюртембергский мавзолей

На самой верхушке холма в Штутгарте расположен мавзолей, который издалека кажется замком. У подножья капеллы расположились лозы виноградников, которые делают это место более воздушным.
История возникновения
История возникновения мавзолея Вюртемберг имеет печальные корни. Российская красавица и княгиня Екатерина Павловна Романова, дочь российского императора Павла Первого, обрела свою родину на немецкой земле. Это было связано с её замужеством, так как она стала второй женой Вильгельма Первого из Вюртемберга, брак с которым продлился с 1781 года по 1846 год. В 1818 году Катерина родила дочь Софию, полное имя которой было София Фредерика Матильда Вюртембергская. Екатерина обладала превосходным академическим складом ума, природа наградила её великолепной внешностью и умением держаться в обществе на уровне дипломатов. В период своего замужества за Вильгельмом Первым она занималась широкой благотворительной деятельностью и, также, оказывала прямое влияние на своего брата Александра Первого в момент его восхождения на престол. Но судьба данной красавицы закончилась очень резко и по большой глупости. Узнав, что её верноподданный муж имеет французскую фаворитку, она немедленно потребовала от него разрыва их отношений. А когда Вильгельм Первый не внял ее просьбе, в порыве ревности выбежала на улицу в сильный мороз. Вскоре она заболела менингитом, что привело к летальному исходу. Её муж впал в депрессию и полностью обвинял себя в случившемся. Вильгельм Первый отдал приказ, чтобы полностью снесли родовое имение и на его месте построить палландианскую капеллу. Он пережил свою жену Екатерину на 45 лет. Впоследствии, сам Вильгельм и их общая дочь с Екатериной были захоронены в данном мавзолее.
Архитектура
Капелла- мавзолей окружена со всех сторон виноградниками и располагается на горе Вюртемберг. На её строительство понадобилось пять лет (с 1820 года по 1824 год). Архитектором мавзолея был выбран итальянский мастер Джованни Салуччи. Постройка выполнена в стиле Виллы Капра «Ла Ротонда». В период с 1825 года по 1899 годы мавзолей использовался для служения Богу русской православной общины немецкого государства. На сегодняшний день, здесь проводятся ежегодные богослужения в пасхальный период. Расположение мавзолея на вершине холма и на берегах реки Неккар делает его заметным со всех сторон.
Окрестности
Отельная база Штутгарта довольно обширна: Hetzel Hotel Löwen 4*, Relax-Wellnesshotel Stuttgart 3*, Wiesbadener Hof Stuttgart 3*, Brita Hotel 3*, Hetzel Hotel Löwen 3*, Hilton Garden Inn Stuttgart Neckar Park 4*, All Seasons Stuttgart 3*, City Hotel Fellbach 3*, GHOTEL hotel & living Stuttgart 3*. Из достопримечательностей стоит отметить: Зоопарк Wilhelma, Штутгартский Национальный театр, Scheylerhalle, Новую государственную галерею, Баден-Вюртембергский исторический музей, Штутгартский государственный музей естественных наук, Парк Розенштайн, Штутгартский музей искусств, Дом-музей Гегеля.
Туристу на заметку
Мавзолей Вюртемберга можно посетить со вторника по субботу с 10:00 часов утра до 12:00. Затем здесь на протяжении часа длится перерыв. После чего двери мавзолея открываются с13:00 часов до 17:00. В воскресенье время работы мавзолея такое же, только в вечернее время его можно посетить до 18:00 часов вечера. В понедельник выходной. Стоимость входного билета очень демократичная: 1 евро 10 центов.

В конце XIX – начале ХХ века последняя владелица Архангельского княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861–1939) часто приезжала в усадьбу вместе с супругом графом Феликсом Феликсовичем Сумароковым-Эльстоном – старшим (1856–1928), после женитьбы также получившим право на титул князя Юсупова, и сыновьями Николаем (1883–1908) и Феликсом-младшим (1887–1967).

Рядом с храмом Архангела Михаила погребена сестра Зинаиды Николаевны Татьяна, умершая в 1888 году. Когда в 1908 году на дуэли погиб старший сын княгини Зинаиды Юсуповой Николай, его похоронили там же. В память об этом трагическом событии Юсуповы решили воздвигнуть в Архангельском новый храм-усыпальницу во имя святителя Николая Чудотворца. Замысел не был полностью воплощен, однако это величественное сооружение, известное также под названием «Колоннада», стало важной и неотъемлемой частью архитектурного ансамбля усадьбы.

Для создания храма-усыпальницы был приглашен видный русский архитектор Р.И. Клейн (1858–1924). Мастер исторических стилей, Клейн в своих московских постройках виртуозно использовал архитектурные образы далеких эпох. Так, например, универсальный магазин Мюра и Мерилиза (ныне – здание ЦУМа) был им решен в ключе неоготики, Средние торговые ряды на Красной площади – в русском стиле, Бородинский мост – в духе неоклассицизма, основанного на мотивах ампира. Неоклассицизм с отзвуками античного искусства особенно выразительно применен архитектором в проекте Музея изящных искусств (ныне – ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Р.И.Клейн. Проект храма-усыпальницы в Архангельском. Продольный разрез. Бумага, тушь, акварель, гуашь. ГНИМА им.А.В.Щусева. Воплощённая постройка отличается от предварительных проектов: создан ещё один подземный ярус здания, интерьеры декорированы иначе.

Р.И.Клейн. Храм-усыпальница в Архангельском. 1900-е годы. Бумага, карандаш,акварель. ГМУА. Архитектор изобразил задуманную им постройку с воображаемой высокой точки. На рисунке показан неосуществлённый мост, ведущий в центральную часть усадьбы. Вдали на востоке виден храм в Рублёве на высоком берегу Москвы-реки.

Здание храма-усыпальницы стало завершающим аккордом в архитектурной симфонии усадьбы. Это сооружение, наиболее позднее по времени создания, умело включено в ансамбль, складывавшийся более двухсот лет.

Храм-усыпальница является композиционной доминантой значительной территории в восточной части усадьбы. Облик здания изменил и функцию этой территории: ее хозяйственное значение в этот период отошло на второй план, и храм-усыпальница на месте прежнего Житного двора стал олицетворением отвлеченной красоты и отрешенности от суеты. Первоначальный проект Клейна, осуществленный не до конца, предусматривал возможность движения по оси, ведущей от портика храма-усыпальницы по новому мосту через овраг к Большому партеру. Эта ось, пролегающая с востока на запад вплоть до Театра Гонзаги и расположенных за ним рукотворных парковых рощ, связывала в единую перспективу все части усадебного ансамбля, пересекая и дополняя центральную ось архитектурной композиции, на которую, от въезда в усадьбу до берега реки, по направлению с севера на юг, «нанизаны» Большой дворец и регулярный парк.

  • Купол храма-усыпальницы («Колоннады»). Барельефы – по эскизу Г.Б.Бархина

Здание завершено куполом на барабане с восемью круглыми люкарнами и барельефным фризом: фигуры гениев с гаснущими факелами в руках соседствуют с изображениями декоративных ваз и побегов аканта. Скульптурный декор, ныне, к сожалению, утраченный, имел и вход в усыпальницу в нижней части западного фасада под парадной лестницей: это были барельефные изображения коленопреклоненных ангелов и герб над дверью.

Храм-усыпальница («Колоннада»).
Фрагмент росписи притвора. Художник И.И.Нивинский (при участии А.М.Корина)

Интерьер храма-усыпальницы («Колоннады»). Купол.

Интерьер храма-усыпальницы («Колоннады»). Свод алтарной апсиды.

Внутреннее пространство решено в трех уровнях. Верхнее просторное и высокое помещение, в которое можно попасть через портик, именуется в проекте «Церковью». Богато украшенный интерьер с алтарной частью предназначался для проведения богослужений. Под ним находится подобие часовни, обозначенное как «Усыпальница», без амвона и алтарной апсиды: здесь можно было служить молебны. Еще ниже помещен «Склеп», задуманный как погребальная камера.

Храм-усыпальница («Колоннада»). Терраса с балюстрадами и лестницами – по проекту архитектора А.Н.Кёльха.

Храм-усыпальница («Колоннада»). Общий вид.

Завершающие работы по созданию храма-усыпальницы были прерваны Первой мировой войной и революционными событиями в России. Храм-усыпальница не использовался по прямому назначению. Однако как архитектурное сооружение он неотделим от ансамбля усадьбы Архангельское, а как воплощение художественных вкусов Юсуповых – от истории этой замечательной семьи, внесшей большой вклад в русскую культуру. Памятник, сохраненный в составе музея-усадьбы «Архангельское», с 1960-х годов обрел новую жизнь как выразительное экспозиционное пространство, а с 1998 года и как концертный зал, привлекающий сочетанием уникальной акустики и неповторимой красоты интерьеров. За последние 20 лет в рамках усадебных музыкальных сезонов в «Колоннаде» выступали российские и зарубежные исполнители классической музыки – солисты и камерные ансамбли, оперные артисты и хоровые коллективы, звучала музыка разных эпох от Ренессанса до наших дней.

В феврале 2019 года после проведения реставрационных работ, приуроченных к 100- летию музея-усадьбы, «Колоннада» вновь открылась как концертная площадка.

Главными соперниками Вюртембергов за главенство в Швабии традиционно были Церингены и Фюрстенберги.

Вюртембергский дом фотография

По итогам Наполеоновских войн вюртембергские правители, будучи ближайшими родственниками Романовых через Марию Фёдоровну, нарастили свои владения и приняли королевский титул (см. королевство Вюртемберг).

Реклама:

Известные представители

Все правители Вюртемберга

Другие члены Дома:

Август Фридрих Эбергард Вюртембергский (1813—1885)

Александр Вюртембергский (1771—1833)

Альбрехт Вюртембергский (1865—1939)

Амалия Баварская (1865—1912)

Евгений Вюртембергский (1788—1857)

Елена Павловна (Фредерика Вюртембергская) (1807—1873)

Карл Вюртембергский (род. 1936)

Людвиг Вюртембергский (1756—1817)

Мария Фёдоровна (жена Павла I) (1759—1828)

Павел Карл Фридрих Август Вюртембергский (1785—1852)

София, принцесса Вюртембергская (1818—1877)

Из морганатических ветвей Вюртембергского дома по настоящее время продолжается урахская (католическая), происходящая от брака брата Фридриха I с принцессой Монако; её резиденцией служит замок Лихтенштайн. Среди представителей этой ветви — Вильгельм фон Урах, который в 1918 году был избран королём Литвы под именем Миндовга II (реально не правил).

Другая морганатическая ветвь, Текский дом протестантского вероисповедания, угас во второй половине XX века. Из него родом была Мария Текская — королева-консорт Британской империи.

Лучшие недели

Юрий Саульский. Биография
Посетило:36301
Никита Михалков: Не отказываясь ни от одного слова
Посетило:20891
Франц Легар. Биография
Посетило:9682

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *