Историю почти всех государств можно рассматривать как взаимоотношения светской и церковной властей, гocyдapcтвa и религиозных организаций. Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Проблема церковно-государственного взаимодействия отраженна в разнообразных культурно-исторических формах и принципах их взаимодействия. Одними из таких принципов (форм) являются:
1) Принцип взаимодействия церкви и государства, когда практически отсутствует центральная государственная власть, а верховный церковный иерарх в то же время осуществляет и функции правителя (пaпoцeзapизм). Для католических государств подобная форма взаимодействия свойственна, в которых первосвященник, Папа римский, держит в своих руках не только церковную, но и государственную власть (Ватикан, Иран, Пакистан)
2) Принцип взаимодействия церкви и государства, когда государство присваивает себе власть и многие функции церкви, ставя ее в зависимость от государственной идеологии (цeзapoпaпизм). В светских государствах, основывающихся на принципе отделения государства и церкви, появились две модели цезаропапизма: сепарационная и кооперационная. Сепарационная (отделительная) модель не предусматривает сотрудничества. Она обозначает 4 функции светского государства в религиозной сфере: правовое регулирование создания, деятельности и ликвидация религиозных объединений, фиксация религиозных объединений, контроль над соблюдением ими законодательства; принципа отделения религиозных организаций от государства во всех сферах; защита прав верующих и их объединений. (Франции, Ирландии)
Сотрудничество государства предполагает кооперационную модель и различных религиозных организаций в форме объединения дела (кооператива) в разнообразных сферах. Имеется предположение, что, обладая наиболее полной информацией о подобающей сфере общих отношений и имея реальные рычаги влияния на религиозные объединения, государственные органы могут оптимальным образом сотрудничать с избранными концессиями. Например, такая модель существует в Австрии, Бельгии, Германии, Португалии, Испании, Италии. Для России кооперационная модель оптимальна, вследствие того что она целиком выражает дух нашей истории и специфику сферы отношений государства и религиозных организаций.
3) Принцип взаимной свободы (симфония властей), т.е. обоюдное сотрудничество, взаимная ответственность и взаимная поддержка без вмешательства одной стороны в исключительную компетенцию другой. Но если обе стороны взаимно вольны, то это не означает всецелой их отдельности. Принцип «Симфония властей» был только идеалом и никогда в жизни не была реализована в безупречной форме. Нарушение ее в основном всего совершалось со стороны государства, но и церковь, со своей стороны, впадала в соблазн пожертвовать суверенностью ради протекции державы.
В современном мире гос-во обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. (Светское гос-во — это гос-во в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой, т.е. регулируется гражданскими нормами, а не религиозными; решение государственных аппаратов не могут иметь религиозного обоснования) Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. т.е.разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга.
Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие гос-ву: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций гос-ной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к гос-ной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за гос-вом.
Гос-во не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деят-ть в качестве юр. лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с гос-вом, его законод-вом и властными органами. Церковь ожидает от гос-ва уважения к ее каноническим (канон-правило) нормам и иным внутренним установлениям.
Также в современном мире выделяют правовые формы взаимодействия гос-ва и церкви: 1.Теократическое государство – это государство, в котором глава государства выполняет функции верховного священнослужителя, в стране установлена государственная религия, а государственная власть принадлежит церкви. основным источником права являются религиозные нормы. (Ватикан, Иран, Пакистан и др). 2. Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой (Российская Федерация, Франция и др.). Клерикальное государство –государство, где власть сливается с церковью, однако, в отличие от теократического государства в стране не запрещаются другие, кроме государственной религии. (Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль).4. Атеистическое государство — это государство, в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. запрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. (бывший СССР).