Взявший меч от меча и погибнет

или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов

Только у Матфея. Слово «умолить” есть не собственный перевод греческого глагола παρακαλέω, слож. из παρά — у (означает близость) и καλέω, зову, значит, призываю кого-нибудь к себе, чтобы призываемый находился близко. Молить, умолять, выражается другим глаголом — προσεύχεσθ, который употребляется специально для обозначения молитвы. Все предложение следует считать вопросительным, а не только кончая словами «Отца Моего.” Но последняя половина стиха имеет при этом больше утвердительный, чем вопросительный смысл. Двенадцать поставлено в соответствие не столько с числом апостолов, которых было теперь одиннадцать, сколько с числом апостолов вместе с Самим Иисусом Христом. Смысл тот, что, по мысли Петра, двенадцать лиц могли выступить теперь против вышедшего для взятия Христа народа. Но, говорит Спаситель, никакой защиты ни со стороны Его, ни апостолов не нужно. Если бы потребовалась защита, то были бы посланы Богом двенадцать легионов Ангелов. Легион — отряд римского войска до 6000 человек. Понятно, что выражение Христа следует понимать в общем смысле, что на Его защиту явилось бы великое множество Ангелов. «Теперь” ставится в одних рукописях пред «умолить” (как в русском), и после слов «предоставить” в других. Последнее чтение более вероятно (как в Вульгате — modo). Слово, вероятно, вставлено было пред «умолить” потому, что переписчикам казалось нецелесообразным, чтобы Христос не мог теперь же умолить Отца и совсем не сказал об этом.

Толковая Библия.

Среди слов, сказанных Спасителем незадолго перед страданием, были и такие: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток?» «Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, а также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они сказали: Господи! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22: 35–36, 38).

Удивляет слово «довольно», сказанное вслед за тем, как апостолы указали на два имеющихся меча. Создается впечатление, что Христос говорил о чем-то ином, а не о холодном оружии. Подобных случаев непонимания в Евангелии достаточно. Например, Христос говорит ученикам беречься закваски фарисейской и саддукейской, а они думают, что Господь говорит о простом хлебе, тогда как они никакой еды с собой не имеют. «Хлеб» и «меч» есть не только обычные хлеб и меч, но также и имена таких родовых, общих понятий, как «пища» и «оружие». Достаточно сказать, что, принося благодарение перед едой, еврею достаточно произнести благодарение только над хлебом. В этом случае вся пища, сколько бы ее ни было на столе, будет благословлена. Хлеб в полном смысле слова – всему голова, не просто один из видов пищи, а пища вообще.

А что же меч?

Христос, очевидно, повелевает апостолам вооружиться, используя это слово. Но они, видимо, не понимают Его слова глубоко и полностью, относя сказанное к обычному оружию. То, что Христос не имеет в виду воинские доспехи, становится понятно по Его реакции: «Довольно», – что похоже на слова: «Хватит об этом». Этими мечами, которых «довольно», Он запретил пользоваться в Гефсимании, что еще более заставляет искать духовный смысл слов об оружии.

Во-первых, все сказанное на тайной вечери, выходит далеко за рамки слов, обращенных только к конкретным участникам прощальной беседы. Христос видит перед Собой будущий ход истории, он знает, что Его ждет, что ждет Его учеников. Он обращается к ним, но знает, что слово Его не затихнет в веках, а будет звучать столетиями в сознании миллионов верующих. Некоторые из слов, прозвучавших на тайной вечери, такие как «Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое», звучат на каждой литургии. Покуда совершается Евхаристия, эти слова более чем историчны. Они всеисторичны. На слова о мече можно смотреть под таким же углом зрения.

Меч – это слово Божие. Об этом говорит неоднократно апостол язычников – Павел. «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 17). И еще: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4: 12).

Если мы согласимся с тем, что Господь смотрел на апостолов и говорил с ними, а видел всех нас и обращался к нам тоже; если мы примем ту мысль, что под мечом понимается слово, то выводы придут сами собой.

Это, собственно, один единственный вывод, который звучит примерно так: не жалея сил и средств, вооружайтесь правильным пониманием Писаний. И это занятие должно занимать нас тем более, чем большее сходство с Гефсиманской ночью мы усматриваем в нашей земной реальности. Ведь эти слова Господь сказал накануне страданий. Не только ночь тогда чернела за окнами, но сам воздух истории потемнел в предчувствии немыслимого злодеяния – убийства Праведника.

Слова «продай одежду свою и купи меч» могут означать то, что приобретение духовных знаний сопряжено с издержками и сложностями. Их не стоит бояться, даже если речь идет о продаже верхней одежды! Вновь высота евангельских требований ужасает и зовет в гору.

Давид в псалмах неоднократно воспевал закон Господень. Слова Бога он называл более сладкими, чем мед, и более драгоценными, чем золото и отборные драгоценные камни. Стремиться к подобной любви предстоит и нам. Если слова Господа для человека не дороги, то вряд ли он сможет снять с себя рубаху ради постижения их смысла. Он именно должен ощущать себя человеком, приобретающим посредством Писаний нечто более дорогое, чем рубины или сапфиры.

Но вернемся к «мечу». Слово Божие сладко и драгоценно, как мед и золото. Но оно же и остро и убийственно для врагов и опасно для тех, кто не умеет им пользоваться. Оно, то есть, характеризуется всем тем, что можно сказать об оружии. Поскольку Христос есть не только Новый Законодатель, но и единственный совершенный Исполнитель Закона, то Он и показывает нам, как пользоваться мечом слова.

Во время искушения в пустыне сатана предложил Иисусу Христу три искушения. В этих трех искушениях заключался весь яд, имеющийся в арсенале соблазнителя. Это были три выпада, три удара отравленной шпагой, при которых любая царапина несла смерть. Христос отразил все три удара и отразил их мечом слова Божия. Искушения хлебом, властью и чудом Господь отразил тремя изречениями из книги Второзакония, тремя точными и к месту произнесенными цитатами.

«Не хлебом единым будет жить человек», «не искушай Господа Бога Твоего» и «Господу Богу Твоему покланяйся и Ему одному служи» – все это точные и, главное, к месту сказанные слова Писаний, в устах Иисусовых ставшие оружием. Невольно вспоминается образ Апокалипсиса, где Иисус восседает на коне белом, «и воинства небесные следовали за Ним на конях белых… Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (Откр. 19: 14–15).

То, что Христос делает с естественной легкостью, для нас может стать возможным лишь после долгих упражнений. Владение оружием есть занятие опасное для самого вооруженного. Если человек не умеет пользоваться оружием, ему лучше не брать его в руки без подготовки. Сказанное касается и слова Божия. Способное язвить врага, оно может искалечить и неумелого пользователя. Поэтому надо, с одной стороны, вооружаться, а с другой – учиться пользоваться острейшим лезвием, «проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр. 4: 12).

Итак, Сын Божий не творил волю Свою. Он «шел по писанному», исполнял предсказанное о Нем, поступал по воле Отца. Будучи Словом Божиим, Он знал Его не просто из книг, как Человек, но и как Господь, как Творец Писаний. По Своему безгрешному Человечеству Христос жил словом и поэтому пользовался им безошибочно, спасительно, точно и чудотворно. Приближаться насколько возможно к овладению и постижению смысла Писаний Он зовет и нас. Это единственный вид оружия, подсчет единиц которого не заставит Христа сказать: «Довольно».

Полюбить Писание и открыть в нем для себя источник силы и смысла предстоит нам. И эта жажда живой воды должна быть столь сильна, что даже продажа одежды ради достижения цели не должна выглядеть непреодолимым препятствием.

Взявшие меч — от меча и погибнут

Из Библии. В, Евангелии от Матфея (гл. 26, ст. 51^—52) говорится: «И вот, один из бывших с Иисусом,, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».

Вероятно, составители евангельских текстов воспользовались уже готовой формулой, которая существовала в античном мире, в частности в Древнем Риме «Кто воюет мечом, от меча и погибает»

Именно этими евангельскими словами, вероятно, вдохновлялся автор сценария к фильму «Александр Невский» (1938) советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899—1951), когда написал для князя его знаменитую «историческую» фразу: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!» В фильме эти слова Александр Невский говорит в назидание послам Ливонского ордена, которые летом 1242 г. прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира» после так называемого Ледового побоища.

На самом деле реальный князь к этим словам не имеет никакого отношения — в немногих источниках, которые повествуют о его словах и делах («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») об этом нет никаких упоминаний.

Иносказательно: напоминание о бессмысленности войны, предостережение агрессорам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *