Я мусульманин

Рассмотрим основные положения ислама, определившие мировоззренческие и нравственные установки мусульман в воспитании.

Основные положения ислама изложены в Священном писании – Коране и Священном предании – Сунне. Коран содержит исламское юридическое право (шариат), исламскую этику, определяет быт, искусство, взаимоотношения людей. Он состоит из 114 глав, или сур, каждая из которых, в свою очередь, – из стихов – аятов, и считается мусульманами «главным из чудес ислама», воспринимаемым, постигаемым не только чувством, но и разумом.

Сунна – это собрание рассказов о жизни Мухаммада, важнейший источник веры после Корана. Предания, принадлежащие ближайшему окружению Мухаммада и составляющие содержание Сунны, называются хадисами.

После кончины Мухаммада был записан и упорядочен полный текст Корана, были разработаны основы мусульманского права – шариат, истолкована жизнь пророка, ислам утвердился на разных материках. Все это произошло позднее благодаря деяниям преемников пророка – праведных халифов, поступки и речи которых служат примером для большинства мусульман и особенно значимы в воспитании молодежи.

Основные положения мусульманской веры включают в себя принципы, прописанные в Коране и Сунне, учениях пророков – хадисах, и становятся известны мусульманину еще с детских лет. Это вера в единство и единственность Бога, ангелов, пророков, божественные писания. Судный день, предопределение.

• Вера в Бога предполагает признание, что Ему нет равных, что Он лишен недостатков, у Пего нет тела, образа, лика, места обитания – Он повсюду.

Известно 99 описаний-эпитетов Бога: Всемилостивый, Всемилосердный, Всемогущий, Всевышний, Всезнающий, Творец и т.п.

Несравнимость Творца с тварями обусловила в исламе запрет на изображение Бога, а опасение идолопоклонства – на изображение людей и животных.

  • • Вера в ангелов – добрых бестелесных существ, которые служат Богу. Самые главные из них – архангелы Джибрил, Микал, Исрафил.
  • • Вера в пророков (всего их 124 тыс.). Пророки считаются в исламе посланниками Божьими, через которых Аллах открывает людям свои таинства и направляет на путь истинный, но канонизации их как святых в исламе нет.

В Коране упоминается около 30 пророков – первый из них Адам, последний – Мухаммад; в большинстве своем это известные по Библии персонажи: Elea (Иисус Христос), Ибрахим (Авраам), Исмаил (Измаил), Йакуб (Яков), Юсуф (Иосиф), Мусса (Моисей), Дауд (Давид) и др. Согласно учению, все они являются смертными людьми и все с юных лет отличались острым умом, честностью и благочестием. Адам и Ева были прощены Богом, поэтому в исламе (в отличие от христианского учения) первородный грех не нуждается в искуплении.

  • • Вера во все писания Божьи в их первоначальном виде (Тора, Псалтырь, Евангелие, Коран). Бог ниспослал Мухаммаду руководство для всех людей – Коран.
  • • Вера в Судный день – время конца спета, известное лишь Богу.

Но дважды ангел вострубит;

На землю гром небесный грянет:

И брат от брата побежит,

И сын от матери отпрянет.

И все пред Бога притекут,

Обезображенные страхом;

И нечестивые падут.

Покрыты пламенем и прахом.

  • (А. С. Пушкин. Подражания Корану)
  • • Вера в предопределение (кадар). Все прошедшие дела и события будущего известны Всевышнему, все им предопределено. Но человек несет ответственность за свои деяния; каждый должен стремиться к реализации своих намерений; если человек способен изменить что-то в своей жизни, то только потому, что Бог даст ему силы и волю.

Пять столпов ислама

Мусульманину вменяется пять основных обязанностей, известных как «пять столпов веры»: исповедание веры, молитва, обязательная милостыня, пост, паломничество.

  • • Исповедание веры. Для того, чтобы стать мусульманином (взрослому человеку), нужно в присутствии 2–3 свидетелей громко объявить о своей вере в Аллаха – произнести шахаду (на арабском языке): «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник». Эти слова произносятся на ухо новорожденному, и в течение всей жизни их повторяет мусульманин в каждой из молитв.
  • • Молитва (намаз – перс). Совершается пять раз в день в установленное время – в мечети или в любом другом месте (дома, в пути); требуется лишь символически отделиться от внешнего мира. Перед молитвой совершается ритуальное омовение, молятся, предварительно сняв обувь.

Праздничная молитва в мечети имеет не только религиозное, но и политическое значение благодаря упоминанию в ней имени здравствующего руководителя государства. Слушая молитву и наставления, подросток узнает имена своих правителей и приучается относиться к ним уважительно.

• Милостыня, очистительное пожертвование (закят) – главное обязательство человека перед ближним. Обязательный закят – одна сороковая часть имущества – предназначен для поддержания нуждающихся и больных. Он собирается мечетью и платится каждым с имущества или плодов земли.

Наряду с закятом верующим рекомендуется делать добровольные пожертвования конкретным людям – деньгами, пищей, одеждой; родители учат детей быть милосердными, помогать ближним, прощать их прегрешения. В мусульманской традиции развита практика пожертвований на строительство и содержание школ, мечетей, госпиталей и т.п. В XIX в. в России состоятельные мусульмане часто поддерживали школы, которые получали имена благотворителей.

  • • Пост (у татар – ураза). Проходит в течение 30 дней в месяц Рамадан (время ниспослания Корана пророку Мухаммаду) и заключается в воздержании в светлое время суток (от зари до захода солнца) от пищи и питья, курения, наслаждений. С наступлением темноты запреты снимаются, однако рекомендуется проводить время в беседах, благотворительных делах, чтении Корана, размышлениях о жизни, улаживании ссор, раздаче пожертвований. Этот месяц имеет большое воспитательное значение, потому что не только проходит на глазах у детей, но и включает их в соблюдение необходимых ритуалов. Дети рано узнают, что такое запрет.
  • • Паломничество (хадж) – посещение верующими священных городов Мекки и Медины, связанных с деятельностью первых пророков и последнего – Мухаммада.

Мусульманам запрещено: употреблять спиртное, сквернословить и злословить (сплетничать), есть свинину и некоторые другие продукты. Ислам, как и православие, отрицает ростовщичество, осуждает тех, кто в погоне за богатством забывает свою душу.

Исламское право как регулятор норм поведения мусульман

Важной составляющей исламской цивилизации и образа жизни является мусульманское право – шариат, источником которого служит Коран и собрание преданий пророков.

В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, определяющие поведение верующих и жизнь всей мусульманской общины – уммы. Он содержит как точные и конкретные правила поведения, так и общие принципы, позволяющие человеку находить ответы на возникающие у него вопросы. Это общее учение об исламском образе жизни.

Шариат «не связывает мусульман жесткими рамками и не просто допускает, но и предполагает активное участие человека в устройстве своей жизни, решении мирских дел». Он призван служить человеку и удовлетворять его потребности, учит умеренности и неприятию крайностей, заботе о непричинении вреда другим. «Не допускается причинять вред и отвечать ущербом на ущерб», «Из двух зол выбирается меньшее», «Предупреждение порчи предпочтительнее получения выгоды», «Никто не может присваивать имущества другого лица без правового основания» – таковы некоторые установки шариата.

При решении конкретных вопросов следует учитывать традиции и обычаи народа, и шариат, как правило, позволяет действовать с учетом условий жизни, в соответствии с духом времени. Конечно, в шариате есть нормы, время которых безвозвратно ушло (отрубание руки за кражу, телесное наказание за употребление алкоголя и др.), но они не должны заслонять главного – это хотя и строгая, но гибкая, гуманная система, необременительная для человека, поощряющая творческий его подход к окружающему миру и самостоятельность суждений. Шариат не только не исключает сосуществования с иными традициями, но даже готов заимствовать их идеи.

Внутреннее единство, неразделимость духовного и светского начал в исламе обеспечивают большую глубину его проникновения в общество – как в собственно религиозную, так и в мирскую сферы.

Ислам не только определяет, но закрепляет и освящает то, что породили природа, общество, образ жизни, обычаи и нравы. Так, на Кавказе суровый образ жизни в горах, постоянные стычки из-за ценившихся на вес золота пригодной для хозяйства земли или скота, хронический недостаток продуктов земледелия требовали от его жителей наличия определенных качеств личности: удали, смелости и организованности, а также предписанной мюридами самоотверженности. Так обычай смешивался с религиозной практикой, экономический интерес – с установками традиционной морали.

У всех народов России слой знатоков книжной религии был тонок. Что касается мусульман, то сельское население и городские низы, например, татар, башкир и кавказских мусульман, придерживались так называемого народного ислама, в котором переплетались догматы веры, народные обычаи и этнические особенности.

Правовые нормы в течение всей жизни мусульманина многократно повторялись при чтении Корана, произнесении и слушании молитв у мечети, усваивались им, становясь регуляторами поведения в повседневной жизни. Итак, ислам, как религия рационализма и прагматизма, обращен не только к чувству, но и к разуму, а поэтому сила его воздействия на человека, особенно подрастающего, огромна.

• Общеизвестно, что есть множество хадисов, в которых говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал от изображения животных и людей.

• Большинство ученых шафиитского мазхаба считает, что рисование (или ваяние) силуэтов живых существ полноценными, как они бытуют в природе, запретно.

• А что касается изображения природы (деревьев, гор, городов) или живых существ в несовместимом для жизни образе или ваяния игрушек, кукол для детей, то это не запрещено.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عن ابن عباس رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: «من صور صورة في الدنيا كلف يوم القيامة أن ينفخ فيها الروح وليس بنافخ»

Передается от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал:

«От того, кто сделает изображение в этом мире, в Судный день потребуют оживить изображенное. Между тем, что он не является одушевляющим».

В своей книге «Фатх Аль-Муин» Зайнуддин Аль-Малибари пишет следующее:

«К запретным действиям относится изображение животного, которое содержит то, без чего оно не может существовать, даже если у животного нет подобия , типа лошади с крыльями или птицы с лицом человека, будь то на крыше, стене или занавесах с целью украшения либо на одежде, подушке, потому что они подобны идолам.

ولا يحرم أيضا تصوير حيوان بلا رأس خلافا للمتولي

«Однако дозволено изготавливать куклы, потому что Аиша, да будет доволен ею Аллах, играла ими возле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как это передается в хадисе от Муслима под № 2440. Мудрость этого в том, чтобы научить их делу воспитания.

Не запрещается также рисовать животных без головы (или в несовместимом с жизнью образе), хотя имам аль-Мутавали имеет противоположное мнение»

См. «Фатх аль-Муин», т. 1, с. 492

Отдел фетв, Муфтият РД

Глава II. Коран.

§1. Краткое содержание Корана.

КОРАН, священная книга магометан, — это религиозный, гражданский и политический кодекс, определяющий поведение людей.

Следует сказать, что стиль Корана не везде одинаков: местами он превосходен, местами же порядок изложения божественных откровений оставляет желать лучшего. Это можно объяснить тем, что записи делались Мохаммедом всякий раз после общения его с архангелом Гавриилом; окончательная же редакция Корана была сделана уже после смерти пророка.
Мохаммед оставил после себя несколько вариантов записей каждого из откровений. Через много лет после его смерти наследники составили из них окончательную версию Корана.
В окончательной редакции Коран состоит из 114 глав, или сур, разделенных на стихи. Повествование ведется от имени Бога.
Арабы считают Коран уникальным, совершенно замечательным произведением. Конечно, здесь есть некоторое преувеличение, что вообще характерно для Востока, однако, нельзя не признать, что отдельные его отрывки действительно являют собой образцы высокой поэзии.
Философская концепция Корана почти полностью совпадает с философской концепцией двух предшествующих семитских религий: иудаизма и христианства. Существует мнение, что значительную часть и христианства, и ислама составляют ************* традиции Персии и Индии; однако это не так.
Мохаммед не был философом; его нельзя назвать глубоким мыслителем, сопоставимым с основателями брахминизма и буддизма. Если буддисты отрицали существование первопричины в мире и рассматривали Вселенную как сцепление необходимости и бесконечную череду соединений и разъединений, то Мохаммед не делал подобных выводов. Его нельзя назвать скептиком подобно авторам священных книг брахманизма; он не включил бы в Коран размышления, подобные тем, что можно найти в Ведасах (Vedas):

«Откуда все произошло? Есть ли это продукт труда одного создателя или нет? Это может знать лишь тот, кто наблюдает с небесных сводов, а может не знать и он.»

(Для знакомства с буддийской философией и исторической религией я отсылаю читателя ко второму тому моего труда «Человек и общество». Там показано. как религия полностью отрицающая всякие божества, приобрела такую популярность, какой не имела никакая другая религия. Вместе с тем эта религия проповедует самую чистую мораль, что признает даже самый ортодоксальный писатель — знаменитый Макс Мюллер:
«самая высокая мораль, знакомая человеку до появления христианства, преподавалась людьми, в глазах которых боги были пустыми тенями, людьми, которые даже не строили церквей». )

Мохаммед стремился создать религию простую и доступную для народа, и он преуспел в этом. Он заимствовал то, что было необходимо, из других культов; он объявил, что продолжает дело библейских пророков, чьим откровениям (от Авраама до Иисуса) верил абсолютно. По существу,

> иудаизм, христианство и ислам представляют собой три ветви одного ствола и находятся в близком родстве.

Религия, основанная пророком, очень проста. Суть ее можно выразить несколькими строками:

>»исповедывать, что есть только один Бог, что Мохаммед есть его пророк, соблюдать часы молитв, раздавать подаяния, поститься в месяц Рамадан, совершать паломничество в Мекку.»

Еще лаконичнее суть ислама можно выразить фразой:

>»нет другого Бога, кроме Аллаха, и Мохаммед — его пророк.»

Чтобы дать читателю представление о Коране, я приведу здесь наиболее важные отрывки из него. Они могут показаться беспорядочными; я попытаюсь сделать повествование более ясным, сгруппировав цитаты должным образом.
Вот как Мохаммед определяет источник Корана и связь его с предшествующими ему священными книгами:

(В скобках указаны номера соответствующих сур.)

В каждой эпохе есть своя священная книга (XIII)
Эта книга послана людям Богом. Гавриил по велению Бога вложил в твое сердце, о Мохаммед, эту книгу. В ней верующий найдет подтверждение истинности предыдущих священных писаний и узнает счастливые вести.
Коран — это предупреждение. Всякий, кто захочет, запомнит его.
Он написан на священных страницах, возвышенных и чистых, руками правдивых, почитаемых писателей.(LXXX)
Я клянусь звездами, что проходят и гаснут(LXXX1), я клянусь внезапно наступающей ночью, клянусь занимающейся зарей, клянусь, что Коран — это слово благородного посланника. До Корана существовала священная книга Моисея. Она была послана людям как знак доброты Бога, чтобы служить им проводником на Земле. Коран — это ее подтверждение, написанное на арабском языке. В нем — предупреждение злым и счастливые вести добродетельным.
Бог рекомендовал эту религию Ною, и она открылась тебе, о Мохаммед! Именно она, эта религия, была рекомендована Аврааму, Моисею, Иисусу; им было сказано: «соблюдайте эту религию и не делитесь на секты». (ХLII)

Бог единственен на небе. Вот что говорит о нем пророк:

«Единственный на небесах и на Земле. Решив создать что-либо, он говорит: «пусть будет!», и это появляется. (LXIV) Бог един; он живой, незыблемый и нет другого Бога, кроме него. Бог сам является свидетелем того, что нет другого Бога; ангелы и все честные, умные люди повторяют: нет другого Бога, кроме него, могущественного и мудрого. (III) Каждый, имеющий разум, видит присутствие Бога везде — в самом создании неба и Земли, в чередовании дня и ночи, в кораблях, бороздящих моря, чтобы доставлять людям множество полезных вещей, в воде, падающей с небес и оживляющей мертвые земли, в разнообразии животного мира, в переменчивом ветре и в облаках между небом и землей.(II)
Бог имеет мрачный и достаточно мстительный характер, но не настолько, как об этом сказано в Библии. Это абсолютный правитель, весьма безответственный и капризный. Бог может быть снисходительным к людям, нарушающим его законы, но может быть и ужасным в своих карах. (XIII) Я клянусь рассветами и ночами (LXXXIX), тем, что сложно и тем, что просто. Не та ли это клятва, что поражает разумного человека? Разве не покарал Бог народ, живший в Ирем-городе, равного которому не было в нашей стране? Разве не наказал он тейнудитов, строивших свои дома в скалах лощины? Все они были угнетателями, они распространяли зло на Земле, и Бог наслал на них свою кару. Кто не поверит знаку Божию, узнает ужасную кару. Бог мстителен и всемогущ. (III) Гнев его ужасен. (XI) Бог внушает людям и страх, и надежду. Он создает дождевые облака. (XIII) молния воздает ему хвалу; ангелы, трепеща от страха, восхваляют его. Он мечет громы и молнии, он поражает неверящих в него, ибо он всемогущ.»

В Коране говорится и о создании мира за 6 дней; о рае на Земле; об истории Адама, в том числе и о грехопадении человека — все это заимствовано из Библии. То же, что и в Библии, сказано в Коране и о загробной жизни. Вот как Мохаммед описывает страшный суд:

«Когда прозвучит оглушительный рев трубы, (LXXX) когда человек покинет брата, отца, мать, своих друзей и своих детей, когда расколется небо, (LXXXII) исчезнут звезды, соединятся моря, перемешаются могилы, тогда души увидят свои давние и недавние деяния.
Я клянусь небом и светом его, (XCI) клянусь полной луной, белым днем и темной ночью, клянусь небом и землей и их создателем, клянусь душой и тем, кто создал ее, кто вдохнул в нее и любовь, и ненависть — тот, кто чист душой, будет счастлив; тот, кто развратит свою душу, будет погублен.
Придет день, когда и земля, и небоизменятся, и люди предстанут перед Богом, единственным и победоносным. (XIV) Тогда ты увидишь преступников, чьи руки и ноги будут скованы цепью.
И затрубит труба, и все — на небесах и н земле — умрут, все, кроме тех, кого Бог захочет оставить в живых; и вторично протрубит труба, и все существа встанут и будут ждать. (XXXIX) И Земля осветится светом, исходящим от Бога, и каждая душа ответит за свои деяния. Каждому будет вынесен справедливый приговор, никто не будет обижен, ибо Богу известны деяния всех.
Толпы неверных будут отправлены в Геену. Толпы верующих отправятся в Рай. В Аду неверные будут пить кипяток, обжигающий их внутренности; (XLVII) неправедные будут окружены зловониями, кипятком и черным дымом. Клянусь луной, (LXXIV) клянусь ночью, которая только начинает отступать, клянусь зарей, которая только-только занимается, что Ад существует и это есть одна из самых страшных вещей.»

Что же касается Рая, то там есть все, что может удовлетворить даже самые взыскательные натуры. Вот как рисует пророк картину Рая, обещанного праведникам:

«Там ручьи, которые никогда не пересыхают, там молочные реки, где вкус молока никогда не изменяется; там ручьи. струящие самые прекрасные вина. (XLVII) Там счастливые люди встречаются друг с другом и расспрашивают друг друга. (LXI) Там сады, где бьют не иссякающие источники; праведники будут отдыхать в Раю на коврах с парчовой подкладкой. В Раю есть два сада с фруктовыми деревьями; плоды их может срывать каждый, кто пожелает. (LV) Там будут юные девственницы со скромными взорами, не тронутые ни людьми, ни джинами. Девы эти напоминают гиацинты и кораллы. Кроме этих двух садов есть еще другие два сада, утопающие в зелени. Там также растут фруктовые деревья, пальмы и гранаты. Прислуживают там прекрасные женщины. Праведные женщины (да пусть будут они счастливы!) будут проводить там свои дни среди лотосов, лишенных иголок, среди банановых деревьев, усыпанных плодами, в тенистых садах, изобилующих фруктами и свежей водой; они будут отдыхать там на высоких ложах, и никто не потревожит их покой.»

Мохаммед был весьма снисходителен к евреям и христианам, чего нельзя сказать об отношении его к идолопоклонникам. Он призывает к войне с последними. Пророк также весьма жестоко относится к неверующим:

«самые большие глупцы — это те, кто не верит в Бога, те, кто неблагодарен, (VIII) кто довольствуется жизнью на этом свете и не обращает внимания на наши предупреждения. (Х) Этих людей ждет огонь.»

К евреям же и христианам, как уже говорилось, Мохаммед был весьма снисходителен и благожелателен, он находил, что нет

«никакого противоречия в их религии; их путь правилен. (II)» Вслед за другими пророками мы послали Иисуса, сына Марии, чтобы с его помощью утвердить пятикнижие. Мы дали ему Евангелие, несущее свет и предупреждение всем, кто боится Бога. (V) Верные люди присягнут Евангелию, тот же, кто не сделает этого, — тот неверный. (LXXII) С неверными следует разговаривать спокойно и отделываться от них любым подходящим способом.
У каждой нации есть священные обычаи, которым они должны следовать. Все, кто верит и следует своей вере, — евреи, христиане , сабиняне, — все, кто верит в Бога и в Судный день, все, кто творит добро, получат должное от своего господина; они не должны ничего бояться и не должны быть удручены. (III) Среди евреев и христиан есть истинно верующие, они смиряются перед Богом и не предают его наставлений; они будут вознаграждены Богом. Ко всем верующим следует обращаться со словами: «мы верим книгам, которые были нам ниспосланы; мы верим и книгам, ниспосланным нам. Наш Бог и ваш Бог един; мы полностью и безропотно покоряемся его воле.»(XXIX)»

Что касается фатализма, в котором упрекают жителей Востока (хотя с тем же успехом в нем можно упрекнуть и современных ученых), я могу сказать, что не встретил в Коране ничего такого, что позволило бы упрекнуть его в фатализме более, чем, например, Библию. Вот что говорится в Коране по этому поводу:

«Вы можете желать лишь того, что пожелает Бог — властитель Вселенной, (LXXXI) все зависит от него. Смертный час каждого из нас назначен заранее — будет ли он в это время сражаться на поле брани или же будет сидеть дома. Бог создал все сущее из грязи, Бог определил конец каждой жизни. Конец известен заранее, он определен волей Бога, верите вы в это или нет. (VI) Каждая нация также имеет свой конец. Люди не могут повлиять на его срок, (VII) он не может быть ни отдален, ни приближен людьми. (XXIII) Ни на Земле, ни на небесах нет ничего, — малого, как атом, или огромного, что не было бы описано в книге судеб. (XXXIV) Богу известно каждое дитя, которое носит женщина в своем чреве; у господа на учете каждый год жизни старца; ничья жизнь не оборвется раньше, чем это указано в Книге. (XXXV) Никто не может задержать конец, назначенный Богом. (LXXII) Никакое несчастье не постигнет человека без разрешения Бога; Бог управляет сердцем каждого, кто ему верит, (LXIVI) кто исповедует самую прекрасную религию, кто доверился Богу, кто делает добро и следует вере Авраама.»

1. Причины возникновения ислама

Ислам – наиболее распространенная религия мира: в 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах – государственная религия (Египет, Кувейт, Пакистан, Марокко, Ирак и т.д.)

Слово «ислам» означает «покорность», «повиновение власти Госпо­да». Религия характеризуется монотеизмом и единством литургического языка (арабский).

Ислам оформился в 7 в. н.э., на Аравийском полуострове, возникнув в силу ряда объективных исторических причин:

— разложение родоплеменного строя;

— кризисные явления в экономической и политической жизни;

-тенденции к объединению и созданию политически устойчивых го­сударств.

Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым бы осуществилась консолидация сил народов. Таким знаменем стал ислам.

До ислама у арабов не было единой религии. Среди племен были рас­пространены различные верования, существовало многобожие. Политиче­ское и экономическое возвышение отдельных племен привело к возвыше­нию племенных богов. К началу седьмого века в Аравии наибольшего мо­гущества достигло племя курейшитов в Мекке, которое подчинило себе население близлежащих городов и оазисов. Постепенно бог курейшитов «илах» или «аль-илах» (араб.) стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. Впоследствии — как «аллах» — он вошел в ислам в качестве бога, единственного и самого истинного господа.

На формирование ислама оказали влияние также иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство и пережитки староарабских культов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *