Я не могу так жить

Мысли – источник страдания

Итак, нам плохо. Очень плохо. Каждая мысль о произошедшем вызывает ухудшение состояния… Обратите внимание – именно мысль. То есть наши мысли – источник наших страданий. Давайте разберемся с механизмом происходящего и, соответственно, найдем способы, что нам делать, чтобы состояние изменить.

Есть событие, которое по своей сути является нейтральным. Это факт. Объективный. Который существует вне зависимости от того, как мы к нему относимся, что делаем. А есть наша реакция на факт – горе, слезы, гнев, страдание и многое другое. Как они связаны? Что приводит от существующего объективно факта к нашим страданиям и переживаниям?

Между ними действительно существует «прокладка» – это наши мысли, которые возникли в ответ на наши убеждения. Давайте рассмотрим на примере. Факт – от женщины неожиданно ушел муж. Это событие, произошедшее в реальности. Что является следствием? Прежде всего, посмотрим, что происходит в голове у оставленной жены. Источник страданий – букет мыслей:

«Я осталась одна, и это ужасно. Одиночество ужасно. Я никому не нужна. Я не справлюсь самостоятельно с обеспечением себя и детей. Я буду бедствовать. Буду нищая, больная, старая, никому не нужная».

Слоев может быть много, но суть одна – в будущем не будет чего-то, что компенсировало мою внутреннюю неспособность самостоятельно выстроить полноценную собственную жизнь и жизнь моих детей. И это не оценка. Это констатация. И когда вы честно себе ответили и записали весь букет установок, который вы себе транслируете каждый раз, когда думаете о произошедшем, именно теперь у вас появляется шанс «съесть слона по кусочкам», разделить весь свой «букет» на отдельные «цветочки» и найти способы работы с этими убеждениями. И соотнести их с реальностью и понять – а действительно ли это так? Или это лишь мои страхи и слабость, которую я вполне в состоянии преодолеть? Это большая работа, но она того стоит.

«Съесть слона по кусочкам»

Итак, мы нашли те мысли, которые вызывают нашу реакцию на событие, на данный момент являющееся для нас травматичным.

Разберем, как с ними поступать, на примере терапевтического случая. Процесс может происходить с помощью психолога, а можно такую практику проделывать и самому. Это неприятно, сложно не сбежать в переживания, но вполне возможно при условии честного взаимодействия с собой.

Случай, описанный ранее: от женщины совершенно для нее неожиданно уходит муж. Событие: муж резко собрался и уехал, заявив, что они больше не семья. Какие мысли этот поступок вызвал у женщины? Очень важно, чтобы каждая мысль начиналась с «Я». Только в этом случае вы получаете возможность влияния на свои установки и их переформулирование. В упомянутом выше случае все свелось к трем утверждениям:

1. Раз он меня бросил, значит, я плохая (ужасная, отвратительная и т.д. Эпитетов может быть много, вычленяем суть);

2. Я не стою того, чтобы со мной жить, меня любить и хотеть;

3. Я никому не нужна и теперь всегда буду одинокой.

Первое, чего мы добиваемся, «вытаскивая» эти мысли на свет божий – мы получаем возможность с ними взаимодействовать. А это уже половина дела. Второе – мы получаем зримое подтверждение, что наши страдания завязаны не на ком-то, а на нас самих. Что мы что-то думаем про себя и свое будущее, как-то себя описываем, что-то для себя планируем. И ушедший муж имеет к нашим страданиям лишь опосредованное отношение. Подбор таких формулировок начинает возвращать бразды правления в наши руки.

Мы перестаем быть безмолвной жертвой обстоятельств, начинаем понимать, что от нас и наших действий в нашей жизни многое зависит. На самом деле, это очень непросто и зачастую болезненно. Ведь признавая свою активную роль, мы одновременно признаем, что в произошедшем есть наш немалый вклад. И для этого надо иметь мужество. Но у нас есть цель – справиться со своими страданиями и вернуться к устойчивому эмоциональному состоянию. Будем разбираться дальше, как этого достичь.

Если сразу не получается сделать Я-формулировки, записывайте все, что приходит в голову, но затем садитесь и каждое предложение переформулируйте до тех пор, пока не получите Я-формулировку.

«Он ушел, и мне теперь плохо». – «Мне плохо, потому что его нет рядом и не будет». – «Мне плохо, потому что я одна». – «Я боюсь одиночества сейчас и в будущем». – «Я никому не нужна, а те, кто никому не нужен, одиноки». – «Я не представляю собой никакой ценности, поэтому я никому не нужна и всегда буду одинокой (поэтому мне сейчас плохо)».

То есть мы выписали мысль, которая запускает реакцию и отделили от нее саму реакцию. И теперь можно поспорить с самой собой и найти аргументы, которые заставят наше убеждение видоизмениться. В следующей статье мы разберем пример такой работы в подробностях.

Хочу заметить, что иногда только это действие резко ослабляет остроту переживаний, поскольку мы начинаем понимать, что наши страдания вызваны не реальностью, а нашей собственной оценкой происходящего, а значит рычаги влияния в наших руках. И мы можем действовать. Действовать во имя себя, своего счастья и счастья своих близких.

Источник: Фома:ру

Шесть ошибок верующих, но боязливых людей

Какое-то время назад в редакцию пришло письмо:

«У меня, как и у любого, наверное, человека, есть страх. Но особенно мне страшно умирать. И пред Богом стоять со своими грехами втройне страшно. Я темный как копоть внутри. И нет даже уныния от того, что ничего не можешь поделать с этим — я просто привыкаю жить так. Да, есть радость и много других эмоций.

Но когда их нет, снова страшно. Страшно потому, что так погано прожил свою жизнь. Может, в глазах окружающих я и не плох. Но я-то знаю, какой я внутри лицемер, совесть не обманешь. Можете со мной не согласиться, но мое мнение: на исповеди священник не отпускает грехи. Он вроде психолога: выслушал, сказал — и человеку легче. Отпускает грехи (прощает) только Бог, так как человек грешит пред Ним, а не перед священником. А то, что он рукоположен, так рукоположен не самим Богом, а тоже человеком, причем грешным. И пока я живу во плоти на этой земле, пока не предстану пред Ним, я буду оставаться грешным.

Знаю многих людей, которые пускались во все тяжкие после исповеди. А знаете почему? У них страха больше нет. Ну, отпустили же грехи — и айда. А снова нагрешу — снова пойду на исповедь. Как автомат с газировкой: захотел пить — чик и попил. Все просто. А для меня все непросто.

Страшно. Иногда терзаю себя: ну как сделать, чтобы ну хоть один грех-то смыть, ну хоть малюсенький? Ответ прост. НИКАК.

С этим «багажом» и приду. Я точно знаю, что я «клиент» тех, кто внизу. А уж думать о том, что попаду в рай, — это верх безумства. Я точно знаю, что меня ждет. И не знаю, простят ли мне. Если у меня спросить, а что я сделал в жизни ради спасения? — не буду лицемерить, я ничего не сделал. А просто жил гадко и коптил воздух. Все. Как же страшно, очень страшно… И даже не знаю, возможно ли справиться с этим страхом?..»

* * *

На вопрос читателя отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

Прочитал это письмо, и мне самому стало страшно — страшно за его автора. Видно, что у него есть вера в Бога, он признает Его, но не делает главного — не доверяет Ему. Поэтому начинает со страха, а уходит в неверие. Отсюда и неправильные выводы — он во многом ошибается. И эти ошибки надо разобрать.

Ошибка первая: видеть цель в «устройстве» своей вечной жизни, а не обретении Бога

Это одно из распространенных явлений, когда человек мечтает о своей будущей чудесной жизни в Эдемском саду, а не о дружбе с Богом. Он зацикливается на себе, на страхе за свою будущую жизнь: «попасть в рай» для него — синоним «не попасть в ад». Знаете, у иеромонаха Романа (Матюшина) есть такие слова: «Господи, с Тобой не надо рая, тесный ад с Тобою мне как рай». Вот и я не готов идти в рай, если там не будет Бога.

По-настоящему же стоит бояться потерять с Богом дружбу, лишиться богообщения. Это положительный, «божественный» страх. А страх лишиться комфорта или, наоборот, не обрести его в будущем — греховный. Это страх животный, телесный: быть наказанным, осмеянным, униженным.

Чтобы понять, греховный у тебя страх или «божественный», надо определить его природу. Человек трехсоставен: в нем есть дух, душа и тело. Получается некая пирамида. Все чувства, в том числе и страх, рождаются в средней части человеческого естества — в душе. А вот от того, куда эти чувства будут направлены — в духовную плоскость или в телесную, — будет зависеть и характер страха.

Ошибка вторая: уделять своей греховности чрезмерно большое внимание

Автор неправ и в оценке самого себя. Судить нас может только Господь, а говорить: «Я мерзавец» — значит закрываться от Бога. Многим кажется, что зацикленность на своей греховности — это признак трезвого христианского мышления. Но это совсем не так. Определяя себя как плохого человека, вы накладываете на себя ярлык, с которым смиряетесь. Но Бог не может действовать там, где человек уже решил для себя окончательно, что он плохой.

Скажу больше: за постоянным самоуничижением скрывается самовлюбленность. Да, самолюбие — это не только когда вы не можете оторваться от зеркала — так выглядит первая крайность. Вторая крайность — когда вы тоже не можете оторваться от зеркала, но смотрите и плачете: «Какой я плохой! Я настоящий дурак!» Повторю, нелюбовь к себе — это тоже самолюбие. Везде, где есть «я», — это всегда самолюбие.

Но здесь тоже стоит разобраться с природой слов и поступков, вызванных чувством любви или страха. Если человек любит себя, его действия направлены на телесные удовольствия: как повкуснее поесть, поспать, получше одеться. А если человек духовен, он стремится, чтобы его ближний получше поел, поспал и оделся. В этом отличие любви жертвенной от самовлюбленной.

Так и страх. Если вы идете по улице, видите, как здоровенные балбесы обижают мальчонку и, не думая о том, что вас самого могут покалечить, бросаетесь ему помогать — это страх за другого, страх жертвенный. А страх за себя — это страх самовлюбленный.

Ошибка третья: считать добрые дела билетом в рай

Вы не правы, если думаете, что наша участь зависит от количества добрых дел. Как только вы акцентируете на этом внимание, «добрые» дела становятся предметом бухгалтерского учета. А это уже рыночные отношения: я Тебе добреньких дел набросаю, а Ты мне Царствие Небесное потом дашь.

Мы же свое внимание должны сосредоточить не на добром деле как таковом, а на своем ближнем, ради которого мы можем что-то сделать. Кто-то может даже удивиться, спросить: «Разве я сделал что-то хорошее именно для самого Бога?» Но служение Богу именно в этом — в служении ближнему.

А то есть ведь и те, кто всю жизнь искал Бога и не увидел Его в своем друге. Господь скажет таким: отойдите от Меня, проклятые — Я жаждал, но вы не напоили Меня, когда не сделали это своему ближнему.

Ошибка четвертая: разделять Бога и Церковь

Автор письма самонадеянно считает, что Церковь ему не поможет, а священник не в силах отпустить грехи. Уверенность в том, что Бог прощает, а Церковь нет — от неграмотности, от незнания Священного Писания. Поймите: Сам Бог оставил Церковь в помощь вам! Церковь дает нам укрепление в таинствах и дает путеводителя в лице духовенства.

Все священники через цепочку рукоположений ведут свое преемство от самих апостолов и имеют власть совершать таинство — быть свидетелем отпущения грехов. На это есть прямое указание в Евангелии: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23).

В разрешительной молитве священник действует от лица Бога (что не значит «вместо Него»). И человеку уже здесь, на земле, прощаются грехи, в которых он искренне кается — он получает духовное освобождение от них. А остаются уже не грехи, а их последствия — в том числе и угрызения совести, и «духовные» шрамы.

Но мне трудно представить себе ситуацию, когда человек грешит, чтобы потом каяться. Такое возможно только от неверия, от нелюбви к Богу. Люди, которые думают, что согрешат, а потом покаются, зачастую заканчивают жизни, не успевая этого сделать, скоропостижно. А ведь именно покаяние — одно из условий вхождения в Царствие Небесное.

Ошибка пятая: не верить в то, что Бог тебя простит

Мне кажется, что ситуация, когда человек не хочет довериться Богу, очень похожа на грех Иуды. Ведь дело не в том, что Иуда предал Христа — он в этом раскаялся, бросил тридцать сребреников. Но он не принял от Бога прощение. Согласно преданию, трижды Иуда пытался повеситься, но у него не получалось. И получилось, только когда он не поверил, что Бог настолько его любит, что прощает.

Да, человек склонен сосредотачиваться на себе: сам решает, плохой он или хороший, стоит его прощать или нет, надеяться или опустить руки. Тем самым он не дает действовать Богу и отрубает себе пути ко спасению. Сам же человек ничего не может сделать, чтобы изменилась его будущая жизнь, — это может сделать только Христос.

Что же нам тогда остаётся? Выполнять Его заповеди, а своей естественной обязанностью сделать стремление быть богоподобными — творить добро. Не рассуждать, сколько добрых дел надо сделать, чтобы попасть в рай, а просто идти и делать по максимуму. А все остальное сделает Господь: ведь Он, видя старание и раскаяние человека, прощает грехи.

Ошибка шестая: бояться ошибаться

Недоверие к Богу вкупе с пониманием ограниченности своих сил рождает боязливость. В результате вы и сами справиться ни с чем не можете, и Богу не даете помочь — это закрывает все пути решения ваших проблем, приводит к изнеможению и унынию.

У верующего человека нет этой боязливости, которая приводит в тупик, но есть другой страх — страх совершить ошибку и остаться без Бога. Но нам не запрещено ошибаться. Вспомните апостола Павла: будучи Савлом, он гнал христиан и верил, что этим служит Богу. Господь, видя его искренность, развернул его на сто восемьдесят градусов — и из гонителя Христа Павел стал одним из самых великих Его проповедников.

Так и нам нужно уповать и верить, что Господь всегда с нами и никогда нас не оставит: направит на нужный путь, если мы ошибемся.

Вместо заключения: рецепт победы над страхом

У апостола Иоанна Богослова есть такие слова: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4: 18). Нам надо руководствоваться этим принципом — побеждать страх любовью.

Мой дедушка рассказывал мне, как он оперировал в госпитале во время войны. Два солдата держали его под руки, а если он засыпал — была такая договоренность, — следовал удар по печени. От такой боли летели искры из глаз и сон мигом проходил. У моего дедушки был выбор: можно было сослаться на то, что больше двенадцати часов не оперируют (это неэффективно), но тогда кто-то умер бы; а можно было продолжать оперировать. И он продолжал ампутировать, резать и вырезать, по двое суток стоя на ногах. Конечно, страх сделать что-то не так — присутствовал, но побеждался он любовью к ближнему.

Подготовила Анастасия Бавинова
Источник: Фома:ру

На вопросы читателей отвечает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары протоиерей Сергий Гусельников.

Добрый день. Не знаю, как правильно описать свое душевное состояние — но мне кажется, что мне ничего не поможет. Исповедуюсь очень редко, после последнего раза были ощущения, что уже поздно что-либо исправить в своей жизни. То есть надежды на воцерковление и спасение нет. Слишком велики грехи. У меня маленькая дочь 5 лет и мама-пенсионерка. Мне 33 года. Я чувствую, что живу не так. Я в основном домашний человек, но каждый день мне кажется, что я прожила его зря — даже если ничего плохого не сделала. А когда иду в церковь — ощущаю, что уже поздно надеяться на спасение и отвечать за все я буду после смерти. Подскажите, что мне делать — мне страшно…
Ольга.

Уважаемая Ольга!

Давайте начнем с того, что вы совершенно правильно чувствуете, что живете не так. Как говорил Тертуллиан, душа человека по природе христианка, и она стремится к вечности и спасению. Поэтому земное и материальное рано или поздно ее перестает удовлетворять. Душе требуется другое — духовная жизнь, главные основы которой заключаются в покаянии перед Богом и в благодарении за Его благодеяния. Мы же чаще всего что-то просим у Бога, а вот благодарить забываем. Ну, а уж истинное покаяние у нас совсем редко возникает. Человек обычно вспоминает о своем Творце только в трудные минуты, в остальное же время думает о себе. И это, конечно, неправильно. Господь говорит нам: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). То есть в любом деле мы должны просить помощи Божией. И еще говорит: «Что невозможно человеку, возможно Богу». И когда мы, смиряя свою гордыню, просим: «Господи, да будет на всё воля Твоя, как Ты хочешь, но не как я хочу!», то Господь устраивает все к лучшему, к спасению. «Не желаю смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему», — непрестанно повторяет Он нам. Нужно лишь обратиться к Нему. И Господь обязательно поможет. Но для этого необходимо пойти узким путем, ведущим в жизнь вечную. По словам поэта, «душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь…», а не от случая к случаю. Вот Вы пишете, что редко исповедуетесь. Это — то же самое, что редко мыться, смывать с себя телесную грязь. Представьте себе, что Вы не мылись целый год. Легко ли Вам будет тогда отмыться от въевшейся в тело многомесячной грязи? А душевную грязь отмыть гораздо труднее. Умываться принято каждый день, а купаться хотя бы раз в неделю. Так и повседневные грехи мы исповедуем Богу каждый день в конце вечерних молитв: «Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и поклоняемому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся мои грехи…». А полностью очищаемся от грехов в Таинстве исповеди. Грех есть преступление, в данном случае — преступление Закона Божия, за каждое же преступление положено наказание, хочет того человек или нет. Христианин, осознающий это, старается исповедоваться (омываться от душевной грязи) как можно чаще. Напомню, что в Православной Церкви принято исповедоваться и причащаться хотя бы раз в месяц. В большие посты благочестивые люди исповедуются и причащаются каждую неделю. Показателен в этом плане пример из духовной практики актера и певца Петра Мамонова, о чем я писал недавно в своей заметке о встрече с ним в нашем соборе. Он исповедался и причастился в Москве, но через день в Самаре снова пришел исповедоваться, потому что новый грех не давал ему покоя. Мы должны четко понимать, что грех мешает нам жить и ведет к тяжелым последствиям.

Но есть еще один важный момент. Мы должны научиться правильно исповедоваться. Не механически перечислить совершенные нами грехи, а глубоко осознать их, оплакать в своем сердце, раскаяться и в противовес им совершить добрые дела, то есть, принести плоды, достойные покаяния. К исповеди необходимо тщательно готовиться. Мы же не заходим в ванную и не включаем сразу душ, как минимум нам надо приготовить сначала мыло, шампунь, мочалку, полотенце, чистое белье. А исповедь есть словно второе крещение, «баня пакибытия».

Вы упоминаете, Ольга, о своих великих грехах. Но нет таких грехов (кроме хулы на Духа Святаго), которые бы не простил Господь. Преподобная Мария Египетская в своих грехах дошла до бездны падения и даже не смогла войти в Храм Гроба Господня. А раскаявшись, стала великой святой, переходившей Иордан, как посуху. Священномученик Киприан был колдуном, а после покаяния стал одним из самых почитаемых в Христианской Церкви святых. Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом с Распятым Христом, раскаявшись и исповедав Его Сыном Божиим, сразу вошел с ним в Царство Небесное. Примеров много. Нужно только так покаяться, чтобы Господь принял наше покаяние. Каяться надо от всего сердца, и проявить решимость не повторять раскаянные грехи…

А самое главное — непрестанно благодарить Бога. Как говорил Святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все — и за скорбь, и за радость!». Эти замечательные слова должны быть лейтмотивом нашей греховной жизни. И если мы научимся благодарить Творца не только за радости, но и за скорби и болезни, посылаемые нам для очищения души, Господь обязательно поможет нам. Верую, Господи, помоги моему неверию! Попробуйте, Ольга, изменить свою жизнь, и Вам тогда не будет казаться, что спасение невозможно.

Нераскаянный грех

Пару лет назад, страдая от неразделенной любви, у меня возникали мысли о самоубийстве. Сейчас, слава Богу, таких мыслей нет. Но я на исповеди говорила, что у меня плохие помыслы возникали. Но я не имела ввиду мысли о самоубийстве. Надо ли отдельно называть этот грех?

У меня семья совсем недавно пришла к вере. Но папа не хочет ничего слышать об этом. Он ни разу не был на исповеди. И очень часто говорит мне, что вера мне ни к чему. Я даже и не знаю, что делать. Подскажите. Заранее благодарю.

Наталья.

Уважаемая Наталья!

По Евангельскому учению любое намерение к греху, любая мысль о грехе приравнивается к самому греху: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). На основании этого мысли о самоубийстве являются тяжелым грехом. Следовательно, их нужно обязательно исповедовать отдельно. Плохие мысли — это слишком общее понятие, к ним можно отнести столько всяких мыслей… Поэтому их необходимо называть конкретно. Положено конкретно исповедовать даже плохие сны (они могут быть блудными, богохульными и т.д.).

Слова Вашего папы о ненужности веры — не его слова, а слова извечного врага рода человеческого, то есть дьявола. Человек — образ и подобие Самого Бога, поэтому без веры он жить не может. Без веры человек уподобляется животному, живущему инстинктами. «Без Православия русский человек — дрянь», — справедливо говорил Достоевский. Также широко известны его слова: «Если нет Бога, тогда все позволено». Отступление России от Бога и от веры, по пророчеству того же Федора Михайловича и праведного Иоанна Кронштадтского, привело к разрушительным революциям и войнам, гибели десятков миллионов людей, разрушительным процессам в государственности, экономике, социальной сфере, культуре, а самое страшное — в семье и личности. Безбожие и вседозволенность привели к тому, что сейчас страшно становится жить. Только вера помогала русскому народу выстоять в годины лихолетий.

Величайшие ученые (Ньютон, Галилей, Менделеев, Эйнштейн), врачи (Павлов, Пирогов, Сеченев), полководцы и флотоводцы (Суворов, Кутузов, Ушаков, Жуков) и многие другие выдающиеся люди не могли жить без веры. Ньютон, например, написал толкование на Библию. Менделеев говорил, что Бог во сне (!) открыл ему принцип периодической системы химических элементов, а он только записал ее. Не думаю, что Ваш папа мудрее всех этих известных людей. Целая историческая общность — казаки — провозгласили своим главным лозунгом «Казак без веры — не казак».

Вера дает человеку главное — спасение безсмертной души. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Даже более того: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 17-18).

Безусловно, вы должны любить и чтить Вашего отца, молиться о его вразумлении, чтобы и он пришел к вере, которую сейчас, по крайней мере на словах, отрицает. Проявите любовь и заботу и научитесь прощать слабости и заблуждения близких людей. И не смущайтесь их ошибочными суждениями.

Протоиерей Сергий Гусельников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *