Я послан к погибшим овцам дома израилева

Он же отвещав рече: несмь послан, токмо ко овцам погибшым дому израилева

См. Толкование на Мф. 15:23

Беседы на Евангелие от Матфея.

Что же Христос? «Я послан, – говорит Он, – только к погибшим овцам дома Израилева». Ответом Своим Он еще более растравил рану. Он был врач, рассекающий не для того, чтобы разделить, а чтобы соединить.

Здесь слушайте меня со вниманием и обратите ко мне ум ваш, потому что я хочу исследовать глубокий предмет. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Неужели это все? Неужели Ты сделался человеком, принял плоть, совершил такие дела домостроительства для того, чтобы спасти один этот угол (земли), и притом погибающий? А вся вселенная – скифы, фракияне, индийцы, мавры, киликийцы, каппадокийцы, сирияне, финикияне и вся земля, которую освещает солнце, разве лишатся этого? Разве Ты пришел для одних иудеев, а язычников оставляешь в пренебрежении? Разве Ты не взираешь на смрад, не смотришь на дым, не обращаешь внимания на оскорбление Отца Твоего, на поклонение идолам, на почитание бесов? Между тем пророки не так говорили; а что, например, говорит Твой праотец по плоти? «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс. 2:8). И Исайя, видевший херувимов: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники» (Ис. 11:10). И Иаков: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10). И Малахия: «Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери медные» и не изменится предположенное: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» (Мал. 1:10-11). И еще Давид: «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости; ибо Господь Всевышний страшен, – великий Царь над всею землею… Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Псал. 46:2-3, 6). И еще другой: «Веселитесь, язычники, с народом Его» (Втор. 32:43). И Ты сам, пришедши, не призвал ли тотчас волхвов, эту твердыню язычников, силу диавола, могущество бесов, и по снисхождению не сделал ли их провозвестниками? Ты призываешь волхвов; пророки говорят о язычниках; и по воскресении из мертвых Ты говоришь ученикам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). Когда же пришла эта несчастная, бедная, просящая о дочери, умоляющая облегчить ее несчастие, тогда Ты говоришь: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»? Когда пришел сотник, Ты говоришь: «Я приду и исцелю его» (Мф.8:7); когда говорил разбойник, Ты отвечаешь: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23:43); когда принесен расслабленный, Ты говоришь: «встань, возьми постель твою, и иди» (Мф.9:6); когда умер Лазарь, Ты говоришь: «Лазарь! иди вон» (Иоан. 11:43), и четверодневный вышел. Прокаженных Ты очищаешь, мертвых воскрешаешь, расслабленного укрепляешь, слепых исцеляешь, разбойников спасаешь, блудницу делаешь целомудреннее девы, а этой не отвечаешь ничего? Что за новое, что за необычайное, что за странное дело?

Когда иудеи были избавлены от владычества египтян и, избегши рук фараона, прошли пустыню и намеревались вступить в землю хананеев, идолопоклонников и нечестивцев, которые поклонялись камням, почитали деревья и обнаруживали в жизни великое нечестие, то Бог дал им следующий закон: «не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего» (Втор. 7:3); не давай им золота, не сообщайся с ними в трапезе, не живи вместе и не делай ничего подобного, потому что нечестивы эти народы, к которым Я ввожу тебя, чтобы ты овладел ими». Таким образом, почти сам закон предписывал иудеям: «Не покупай, не продавай, не заключай браков и договоров, а будь хотя и близок к ним по месту жительства, но далек по образу жизни. У тебя не должно быть ничего общего с ними: ни договоров, ни продажи, ни купли, ни сватовства, ни замужества, чтобы необходимость родственных отношений не вовлекла тебя в нечестие, чтобы, давая и получая, ты не сделался другом их; но будь всегда врагом их. У тебя не должно быть никакого общения с хананеями: не принимай от них ни золота, ни серебра, ни одежды, ни дочери, ни сына, и ничего другого подобного, но живи сам по себе; у тебя есть язык, который отличает тебя от них, и этот закон Я дал тебе, почему закон и называется ограждением». Как виноград окружается оградой, так иудеи – законом, чтобы они, преступив его, не смешались с хананеями. А у тех были незаконные смешения, извращение законов природы, поклонение идолам, боготворение деревьев, оскорблявшее Бога, приношение в жертву детей, унижение отцов, бесчестие матерей, – все извращено, все искажено; они жили бесовской жизнью. Поэтому иудеи не имели с ними никаких сношений, ни договоров, ни торговли; закон, под угрозой тяжких наказаний, запрещал браки с ними, договоры, сватовство; иудеи ничего общего не имели с ними. Итак законом было запрещено иметь сношение с хананеями, давать им золото или что-нибудь другое, чтобы дружеское отношение не послужило поводом к нечестию. Закон окружал иудеев, подобно ограде: «Виноградник, – сказал Господь, – насадил и… обнес его оградою» (Ис.5:1-2), т. е. законом, который состоит не из ветвей, а из заповедей, который ограждал их и отделял. Таким образом, хананеи были люди отверженные, презренные, нечестивые, развратные, преступные, нечистые; поэтому иудеи, исполняя закон свой, не хотели даже слушать их. А так как эта женщина была из хананеев – «И вот, – говорит Евангелист, – женщина Хананеянка, выйдя из тех мест» (Мф.15:22), – так как эта женщина была из хананеев, и приступила ко Христу, то Он (и поступил с нею так, чтобы иметь право) сказать: «Кто из вас обличит Меня в неправде? (Иоан.8:46). Нарушал ли Я закон?» Сделавшись человеком, Он исполнял и человеческие дела.

Эта женщина была хананеянка, из тех пределов, где господствовали разврат, неистовство, нечестие, власть диавола, бесовские пиршества, где попирали природу и унижались до бессмыслия бессловесных, до неистовства бесов; а закон предписывал: «Не имей ничего общего с хананеями, не давай и не принимай от них, не бери жены, не принимай сына, не заключай ни договоров, ни условий», ограждая иудеев как бы оградой. И так как сам Христос, пришедши на землю и облекшись в оружие человеческое, был в свое время обрезан, приносил жертвы и приношения и все прочее, хотя Он имел прекратить закон, то, дабы не сказали, что Он потому уничтожил закон, что не имел сил исполнить его, поэтому Он сперва исполняет его, а потом уже прекращает; дабы ты не подумал, что Он бессилен, для этого Он исполнял все по обычаю, и потому говорил: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» Так как, говорю, по закону не должно было иметь никакого общения с хананеями, то, дабы иудеи не стали обвинять Его и говорить: «Мы не верим Тебе потому, что Ты беззаконник, Ты нарушаешь закон, пошел в страну хананейскую, сообщаешься с хананеями, тогда как закон запрещает сообщаться с ними», – поэтому-то Он сначала и не говорит ей ничего. Заметь, как Он и закон исполняет, и жену не лишает спасения, иудеям заграждает уста, и ее обращает к себе. «Но Он, – сказано, – не отвечал ей ни слова», как бы внушая следующее: «Не ищи предлогов к обвинению Меня; смотри: Я не говорю, не вступаю в беседу; вот несчастие, и Я не являю Своего действия; вот кораблекрушение, и Я, кормчий, не укрощаю бури по причине вашей безрассудности, чтобы вы не имели повода обвинять Меня; вот эта женщина собрала вокруг Меня зрителей и не получает ответа, чтобы вы не сказали: «Ты предался хананеям, нарушил закон, и на этом основании мы можем не верить Тебе». Видишь, как Он не отвечает жене, чтобы ответить иудеям; молчание Его к жене было голосом обличения безрассудности иудеев.

Беседа о жене хананейской.

См. Толкование на Мф. 15:22

Беседы на книгу Бытия. Беседа 38.

Неужели вы думаете, говорит Он, что Я без причины молчу и не удостоил ее ответа? Послушайте: «несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева». Разве вы не знаете что эта женщина – иноплеменница? Разве не знаете, что Я и вам повелел не ходить на путь язычников? Для чего же вы без испытания хотите оказать ей такое сострадание? Посмотри на благопромыслительную премудрость Божию: и тогда, как уже благоволил отвечать (на вопли женщины), Он Своим ответом еще сильнее, нежели молчанием, поражает ее, и как бы наносит ей смертельный удар, желая мало-помалу заставить ее высказаться так, чтобы не знавшие ее ученики увидели скрывавшуюся в ней веру. Она не упала духом, не ослабела в усердии и после того, как увидела, что и ученики не больше ее успели (сделать), и не сказала сама себе: если и они не могли преклонить (Господа) своим ходатайством за меня, то для чего же мне употреблять напрасные усилия?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 44.

Очень часто в разговоре с мусульманами мы можем услышать, что Мухаммед был «пророком» для всего человечества, а Спаситель пришел только к евреям. Дабы доказать эту теорию, приверженцы ислама обычно используют две новозаветные цитаты (Мф.10:5 и 15:24), в которых Христос говорит о хронологическом первенстве проповеди среди иудеев. В своей статье я собираюсь рассмотреть эти цитаты в контексте православного учения, а также приведу несколько других библейских стихов, доказывающих всемирный характер евангельской проповеди.
► 1) Цитата Первая — «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Св. Евангелие от Матфея 15:24).
Итак, первым рассматриваемым нами стихом будут слова Господа, обращенные к женщине — хананеянке (целиком этот разговор описан в Мф.15:22-28 и Мк.7:25-30), язычнице, молившей Спасителя об избавлении своей дочери от власти бесов. Господь несколько раз отказывает ей в её просьбе, говоря, что послан только к погибшим овцам дома Израилева, и даже сравнивает язычников с псами, а иудеев с детьми (Мф.15:26). По мнению бл. Феофилакта Болгарского и бл. Иеронима Стридонтского, сравнение с псами вызвано тем, что язычники вели нечистую жизнь и осквернялись идольской кровью, в то время, как иудеи поклонялись только лишь Единому Богу. Услышав такие слова, хананеянка не отчаивается, но напротив, проявляет смирение и вновь молит Христа о помощи:
• «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их»
(Св. Евангелие от Матфея 15:27).
На что Господь отвечает ей:
• «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.» — (Св. Евангелие от Матфея 15:28).
В этой последней фразе Спасителя и заключается причина, по которой Он откладывал исцеление дочери той женщины. Блаженный Феофилакт трактует данное место следующим образом:
«Именно, чтоб обнаружились вера и благоразумие этой жены, Он не тотчас согласился на ее прошение и даже отсылал ее, а теперь, когда открылась вера и мудрость жены, хвалил ее, говоря: «велика вера твоя». Слова же: «да будет тебе по желанию твоему», показывают, что, если бы она не имела веры, то не получила бы просимого. И нам, если захотим, нет препятствия получить желаемое, когда имеем веру»
(Блаженный Феофилакт, Толкование на Евангелие от Матфея).
То есть, отсылая от Себя хананеянку, Спаситель хотел явить апостолам силу её искренней веры. Подобную же точку зрения разделяют свт.Иоанн Златоуст и Евфимий Зигабен.
Стоит также заметить, что если бы Христос прямо отпустил женщину, как просили Его ученики, то у нас не было бы прекрасного примера, который поясняет, каким образом «Царство Небесное силою берется» (Мф.11:12). Оно берется несмотря на все препятствия и даже унижения, которым подвергаются или могут быть подвергнуты язычники (цитата по А.Лопухину).
Наконец, одним из самых главных доказательств, что миссия Спасителя предназначалась не только для «погибших овец дома Израилева», но и для всего мира, является цитата из Евангелия от Иоанна:
● «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.»
(Св. Евангелие от Иоанна 10:16).
Этими «другими» овцами, о которых говорит Спаситель, являются язычники, приведенные к своему Пастырю благодаря проповеди апостолов.
► 2) Цитата Вторая — «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Св. Евангелие от Матфея 10:5).
Объяснить эту цитату даже проще, чем предыдущую, ибо она трактуется самой же Библией, в частности, книгой Деяний Святых Апостолов. 13-я глава книги Деяний повествует нам о трудностях, с которыми столкнулись апостолы Павел и Варнава, проповедующие в Антиохии Писидийской. Встретившись со злословящими их иудеями, апостолы объявили им о Завете, заключенном со всем миром:
● «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли. «
(Деяния 13:46-47)
То есть именно иудеям как сопричастникам Завета надлежало первыми услышать проповедь Евангелия (Деян.3:26; Рим.1:16). Однако, тот факт, что Спаситель был ими отвергнут, сделал проповедь Слова Божия доступной и среди язычников. Именно поэтому Господь сперва и повелевает Своим ученикам проповедовать только среди иудеев, которые после этого не могли уже сказать, что первоначальная проповедь была направлена не к ним, тем самым приводя этот факт в свое извинение. Впоследствии, после Воскресения, запрет на проповедь среди язычников был отменен (Св. Евангелие от Матфея 28:19; Деяния 1:8).
* * *
Теперь, когда мы разобрались с наиболее любимыми среди наших оппонентов цитатами, давайте посмотрим на несколько других библейских стихов, доказывающих, что Спаситель пришел ко всему миру, а не только к иудеям.
● «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Итак идите, научите ВСЕ НАРОДЫ, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»
(Св. Евангелие от Матфея 28:19)
● «И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем ВСЕХ НАРОДОВ,
свет к ПРОСВЕЩЕНИЮ ЯЗЫЧНИКОВ и славу народа Твоего Израиля.»
(Св. Евангелие от Луки 2:27-32)
● «…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии И ДАЖЕ ДО КРАЯ ЗЕМЛИ.»
(Деяния Святых Апостолов 1:8)
● «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство ВСЕМ НАРОДАМ; и тогда придет конец.»
(Св. Евангелие от Матфея 24:14)
● «…Я сделаю Тебя СВЕТОМ НАРОДОВ, чтобы спасение Мое простерлось ДО КОНЦОВ ЗЕМЛИ.»
(Исаия 49:6)
● «…и Он возвестит МИР НАРОДАМ, и владычество Его будет от моря до моря и от реки ДО КОНЦОВ ЗЕМЛИ»
(Захария 9:10)
● «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
И Ему дана власть, слава и царство, чтобы ВСЕ НАРОДЫ, ПЛЕМЕНА И ЯЗЫКИ служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. «
(Даниил 7:13-14)
● «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание МИРА нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.»
(Исаия 53:5)
● «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за ГРЕХИ ВСЕГО МИРА.»
(Первое послание Иоанна 2:2)
● «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
дабы ВСЯКИЙ, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»
(Св. Евангелие от Иоанна 3:14-15)
Наконец, в Евангелии есть множество притч, в которых Спаситель намекает на то, что Его миссия предназначена не только для евреев, но для всего человечества. Примером этому может служить притча о злых виноградарях (Мф.21:33-41; Мк.12:1-9; Лк.20:9-16), притча о званных на большой ужин (Лк.14:16-24) и т.д.
* * *
Как видим, исходя из Библейского текста совершенно невозможно сделать вывод, что миссия Иисуса Христа распространялась только лишь на евреев, а не на весь мир. Поэтому, разговаривая с мусульманами, поведайте им об этом и, быть может, сей факт заставит их задуматься о бесполезности абсолютно ЛЮБОЙ религии, появившейся после вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Ибо по слову Самого Спасителя, пророков-законодателей после Него уже не будет (Св. Евангелие от Луки 16:16), а прийти к Отцу можно только лишь через Сына (Св. Евангелие от Иоанна 14:6), воплотившегося две тысячи лет назад, распятого и воскресшего за весь мир.

Итак. Да. Иисус, по Евангелию, пришёл спасать заблудших овец дома Израиля.

«Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.»

Мф, 15:24

Но что получилось в реальности? Иудеи Иисуса Христа не признали Мессией и распяли. Но этика иудеев (одновременно с их аутентичным, двухсословным, толпо-элитарным обществом) согласно 3000-летнему «Плану Соломона» (концепция глобализации в виде скупки мира и порабощения человечества посредством ссудного процента) распространилась по всему миру и сейчас стала господствующей почти повсеместно, в т. ч. и в нашем Богохранимом Отечестве.

А, по сему, лекарство, которое принёс в мир Иисус Христос, стало всемирным и универсальным душеспасительным средством. (Позже его подтвердил в своей специфике коранический ислам в своей этике, комплиментарной христианству.)

Таким образом, просим, Иисуса Христа и Его Евангелие, где приводятся Его слова, адресованные «книжникам и фарисеям»:

«отец ваш диавол»

Ин, 8:44

понимать правильно: это адресовано в той или иной мере всему человечеству, существующему в рамках господствующей концепции глобализации (приведена выше). В рамках библейско-иудейской концепции глобализации, против которой выступал Иисус. Но Его учение (малость откорректированное неистовыми сторонниками создания религии-корпорации) лукавые «князи мира сего» стали использовать как «религию рабов» для утверждения своего господства.

Тем не менее, противоядие, принесённое Иисусом «овцам дома Израилева», стало общеизвестным спасительным средством уже в глобальном масштабе и именно для данной эпохи, длительностью примерно 3000 лет. (Есть яд — есть и противоядие.) А кто не понял из чтения Евангелия чему именно учил Иисус, адресуем к трудам, например, Исаака Сирина, Иосифа Исихаста, Серафима Саровского, Симеона Афонского, и, наконец, к.м.н. А. В. Клюева (уже с точки зрения сопряжения науки и религии!).

Тот, кто ознакомится с указанными трудами, поймёт, что учение Иисуса Христа — универсальное, не зависящее от обрядов, средство установления ЛИЧНОГО общения ИЩУЩЕГО с универсальной, божественной реальностью — Путь Сознательной Духовной Эволюции с вполне внятными психофизиологическими этапами этого Пути.

Так что, не будем упоминать имя Великого Божественного Учителя только в узкой связи с частным и не вполне, казалось бы, удачным (но, являющимся таковым по Промыслу Божию!) моментом истории человечества в отдельно взятом регионе Ближнего Востока. Воззрим на Его Вселенское Учение с позиций истинности, исторического глобализма и долгосрочной, многовековой, циклической Воли Неба!

Раскроем же своё сознание и услышим евангельскую Благую Весть, которую нёс Иисус Христос, без догматических и обрядовых стереотипов. Именно его хранительницей и является Святая Русь вплоть до Второго, Страшного и Славного пришествия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *