Христос Яннарас — человек, который занимался великой миссией восстановления греческого православия после множества веков его порабощения со стороны западных миссионеров и влияния ислама. Так как образцовое православие в Греции существовало с первых веков христианства, а было практически подчистую истреблено ещё во времена крестовых походов и турецкого завоевания, православные традиции Греции складывались уже в современную эпоху. Этим очень интересна данная книга — рассмотрение православного мировоззрения в ней дано в оппозиции первых, не обременённых национальными традициями, взглядов Церкви и очень знакомых нам западных, достаточно материалистичных и эгоистических взглядов.
От небольшого экскурса в историю книга углубляется во все более сложные вопросы очень постепенно. Сама композиция книги так построена, что сначала даётся объяснение типичному ложному взгляду на вещи, который знаком любому человеку, получившему школьное образование, а затем даётся церковный взгляд на вещи. От мира к человеку, от человека к Иисусу Христу, и только в конце — о Церкви и Православии. Но, мне кажется, что даже с таким постепенным подходом к раскрытию темы автор писал не для всех, а для тех, кто все-таки не чужд истины. Используя философский терминологический аппарат, Яннарас отсеивает тех, кто из принципа не способен к восприятию текстов со множеством специальных слов. Однако, даже далеко не идейный, а практический человек, живущий церковной жизнью, просто обязан прочесть «Веру церкви», чтобы избавится от тех предрассудков, которые вносит в веру современного человека образование и национальная традиция.
Кропотливо проходясь по небольшим, но емким главам книги, я нашла ответы практически на все вопросы, которые в русском Православии пока объясняются католическими и протестантскими формулировками, у меня, например, вызывавшими множество сомнений практически сразу. Кстати, их же дают в СМИ и комментариями к трансляциям служб с участием патриарха. Христос Яннарас же даёт ознакомиться с тем церковным приданием, которое ещё не получило отпечаток современности и ставших в глобальном мире родными ересей.
Интересно, что Иларион в аналогичной книге, посвящённой экскурсу в православное богословие говорит, что нет иной религии, кроме Православия, остальное суть идейные течения. Христос Яннарас идёт дальше: он говорит, что только Православие есть истина и Церковь, а все остальное — религия. И если в русском предании подразумевается, что религия — это общение с Богом, потому что это латинский перевод, то в греческом акцент ставится на церковность, в то время как религиозность — одна из первых ересей, основоположником которой стал Августин. И вот именно от Августина и пошла ветвь неправославного взгляда на вещи, а затем и вовсе нерелигиозное сознание. И действительно, даже единобожие — это частное проявление язычества, а религии в нашем мире могут быть не только мистическими и идеологическими, но и магическими и корпоративными.
Самыми значимыми для меня моментами книги стали описание философии христианства, сформированной отцами церкви, отталкивающиеся от неё объяснения троичности Бога и двух природ Иисуса Христа, великолепнейшее раскрытие не только христианской цели жизни, но и центрального церковного события — Евхаристии — в контексте библейской истории, ответ, почему православной Церкви так важны святые, кто из них достиг конечной цели товарного бытия, а также попытка осознания неизвращенного эроса как одной из сил, ведущих по пути истины. Но, опять же, думаю, что при всей наполненности книги ответами, они скрываются в достаточно муторных объяснениях, которые повторяются от главы к главе, как будто все было задумано так, чтобы книгу можно было читать, начиная с любого места.
Если подводить итоги, то даже при том, что автор ориентируется именно на греческую действительность и даёт исторический контекст греческого государства для существования Церкви, книга как ни одна другая полезна для российского читателя, который так же вернулся к Православию совсем недавно и, можно сказать, внезапно. Притом можно утверждать, что атеистическое идеологическое государство на территории Российской империи, в которой шло постепенное вырождение православного образа жизни, практически не отличается от ситуации, в которую Греция попала гораздо раньше, а западный мир — почти что при своём рождении. «Вера Церкви» Христоса Яннараса — отличный повод к новому рождению настоящей кафолической Церкви.