Ярославль святыни

17.02.2012 10:32Лариса ФАБРИЧНИКОВА

Вот как поэтично говорит о них один из почитателей Святителя, наш современник инженер Вячеслав Вольберг:

– Святителя Игнатия Брянчанинова начал открывать для себя в период благодатнейший, когда приходил к вере. Возраст был зрелый, сорок лет, не мальчик. Как типичный интеллигент, к вере шёл через разум. Прочёл огромное количество книг, в том числе и узко специальных по экзегетике, богословию, истории Церкви. Потеснились классические авторы, с почтением уступая местечко для Карташева и Ильина, для Григория Паламы с его триадами и булгаковского «Света невечернего». Прекрасные авторы, непререкаемые авторитеты, но что-то должно было пронять так, чтобы в вере уже не было никакого сомнения. И это свершилось. (Я намеренно не говорю о таинствах Церкви, это составляющая сакральная, область трансцендентная). Разом, одним заходом, прочёл всё собрание сочинений Святителя Игнатия Брянчанинова. Такой поэтики, как в его произведении «Блажен муж», я никогда и ни у кого не встречал. Всё, чудо свершилось. Мне более не нужны чудеса для подкрепления веры. Читаю письма Святителя Игнатия и слышу: поёт вдохновенный Божественный певец. Даёт наставление современникам своим, но слышу и я глаголы, пронзающие столетия звучанием струн Псалтыри.

Родился будущий Святитель, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, 5 (17) февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Родоначальником старинного дворянского рода Брянчаниновых был боярин Михаил Бренко, оруженосец великого князя Московского Димитрия Иоанновича Донского. Летописи сообщают, что Михаил Бренко был тем самым воином, который в одежде великого князя геройски погиб в битве с татарами на Куликовом поле. На родине Игнатия Брянчанинова чтут память о нём, старинная усадьба в Покровском восстановлена, на Вологодскую землю каждый год приезжает потомок Святителя из Австралии Татьяна Ватсон, она много сил вложила в возрождение усадьбы.

Дмитрий Брянчанинов мог сделать блестящую светскую карьеру, но ещё в детстве он почувствовал склонность к молитвенным трудам и уединению. По настоянию отца Дмитрий поступил в военное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Перед юношей открывалась блестящая карьера, но он ещё до окончательного экзамена подал прошение об отставке, желая принять монашество. В годы учения он познакомился с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской лавры. Определяющей в принятом решении была встреча с иеромонахом Леонидом, будущим оптинским старцем: «Сердце вырвал у меня отец Леонид; теперь решено: прошусь в отставку от службы и последую старцу, ему предамся всею душею и буду искать един­ственно спасения души в уединении», – так он высказал своё впечатление от беседы другу Михаилу Чихачёву.

СЯрославской землёй Святителя Игнатия связывают крепкие духовные узы. Здесь, в Николо-Бабаевском монастыре, он жил несколько лет, здесь он закончил свой земной путь. Место необычайно красивое. На самом берегу Волги со старинными липами, дубами, берёзами. И для отдохновения, и для молитвы. Николо-Бабаевский монастырь находится на правом берегу Волги при впадении в неё реки Солоницы, недалеко от посёлка Некрасовское. В народе это место испокон веков называют Бабайки. Столь необычно именовали люди вёсла, использующиеся вместо руля при лесосплаве.

По одной из легенд, на вёслах, сложенных сплавщиками в устье Солоницы, явилась икона Святителя Николая Чудотворца. По другой легенде, икона приплыла на весле. Благочестивые люди построили сначала для иконы часовню. А затем пришедший из Сергиевой обители инок Иоанн построил храм и основал в XV веке обитель. Есть предания, рассказывающие о том, что монастырь был основан здесь не в XV, а в XIV веке, причём в 1375 году храм в честь Святителя Николая освятил сам преподобный Сергий Радонежский.

Впервые Игнатий Брянчанинов посетил Николо-Бабаевский монастырь в 1847 году, когда, ещё будучи архимандритом и настоятелем Сер­гиевой пустыни под Петербургом, он был освобождён от управления пустынью и для поправления здоровья приехал в этот удалённый и малопосещаемый монастырь. Святителю Игнатию полюбилась обитель и по причине климата, благотворно повлиявшего на его здоровье, и по причине уединённости монастыря. Летом 1861 года Святитель Игнатий, уже будучи епископом Кавказским, подал прошение об увольнении на покой и попросил настоятельство в Николо-Бабаевском монастыре. Просьба его была удовлетворена.

13 октября 1861 года Игнатий Брянчанинов приехал в Бабайки со своими учениками и нашёл монастырское хозяйство в упадке. С приездом Игнатия Брянчанинова началось возрождение обители. К концу XIX века монастырь достиг своего полного благоустройства. Здесь было четыре храма – двухэтажный собор Иверской Божией Матери, храм Николая Чудотворца, церковь во имя Иоанна Златоуста и преподобного Сергия Радонеж­ского и храм Успения Божией Матери.

В Бабаевском монастыре были написаны Игнатием Брянчаниновым многие из удивительных по глубине духовного содержания писем, адресованных инокам и мирянам, знаменитое «Приношение современному монашеству», «Отечник» – сборник изречений и фрагментов из жизнеописаний подвижников первых веков христианства. В Бабайках были подготовлены к печати три тома «Аскетических опытов» и сборник «Аскетическая проповедь». Меня поразило, каким удивительным образом сочетаются в «Аскетических опытах» философская глубина и поэтичность. Вот отрывок из миниатюры «Сад во время зимы»:

«Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времён года; если б привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнажённые древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною: то он вместо ответа посмотрел бы на вас и улыбнулся – такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мёртвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий. Богу всё возможно: чудес нет для Него. Слабо помышление человека: чего мы не привыкли видеть, то представляется нам делом несбыточным, чудом невероятным. Дела Божии, на которые постоянно и уже равнодушно смотрим, – дела дивные, чудеса великие, непостижимые».

Недаром ученики называли Игнатия Брянчанинова новым Златоустом. 30 апреля 1867 года Святитель Игнатий ушёл из жизни и был похоронен в храме Иоанна Златоуста и преподобного Сергия Радонежского.

Николо-Бабаевский монастырь закрыт в 1920 году, собор Иверской иконы Божией Матери и храм Николы Чудотворца были взорваны. Все святыни монастыря, все чудотворные иконы исчезли, остались только мощи Святителя Игнатия Брянчанинова.

В обители располагались различные учреждения: в годы войны – госпиталь, затем – дом престарелых, детский дом, колония для малолетних преступников, детский туберкулёзный санаторий. Когда лечебное учреждение выселили, здания стали быстро разрушаться. В 1988 году после канонизации Игнатия Брянчанинова его мощи были перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь.

В 1998 году Николо-Бабаевский монастырь передали Православной церкви. И началось возрождение обители. Восстанавливаются не только старинные стены, но и сам уклад монастырской жизни.

В2005 году мне посчастливилось побывать в Николо-Бабаевском монастыре. До этого я была здесь лишь однажды, когда в обители находилась ещё лечебница, а в кельях жили миряне.

Когда мы приехали в Бабайки, в монастыре кипела работа. Каждый выполнял своё послушание. Трудились иноки, паломники.

В центре обители – два добротных деревянных дома, очень похожих и по величине, и по стилю, построенных в старинных традициях, украшенных резными наличниками. Это дома архиепископа Михея и митрополита Симона, которые жили здесь на покое. Митрополит Симон более 30 лет возглавлял Рязанскую епархию, архиепископ Михей руководил Ярославской епархией с 1993 по 2002 год. И вот оказалось, что оба эти почитаемые, любимые верующими старцы провели последние годы жизни рядом.

Удалось поговорить с митрополитом Симоном. Он был просто воплощением любви и доброты. Встретил поистине с отеческими добротой и радушием и согласился поговорить с журналистом, хотя был нездоров. Более всего меня потрясла в этом удивительном человеке трепетная, горячая любовь к родине.

Я спросила владыку: почему он выбрал именно Николо-Бабаевский монастырь для своего пребывания на покое? И он ответил:

– Здесь, в Николо-Бабаевском монастыре, жил на покое Святитель Игнатий Брянчанинов, которого я глубоко почитаю. Этот монастырь я выбрал ещё и потому, что он близко находится к моим родным местам. Меня всегда тянуло на родину. Когда я учился в семинарии, ребята на каникулах стремились поездить по монастырям, а я всегда посещал родные Кишанки в Данилов­ском районе, Вятское.

Изречения Игнатия Брянчанинова владыка Симон часто использовал в своих проповедях. И в последние годы своей жизни много времени посвящал исследованиям трудов Святителя.

В Николо-Бабаевском монастыре свято чтут память Игнатия Брянчанинова. Сохранилась до нынешнего времени келья, в которой жил Святитель. Её показала мне матушка Леонида, регент монастырского хора, приехавшая в Бабайки вместе с митрополитом Симоном из Рязани.

Как мало мы знаем о наших святынях, как редко бываем в старинных монастырях. Но как трогают душу и надолго остаются в памяти посещения этих мест. Освящённых жизнью великих подвижников. На прощание я послушала, как поют в Николо-Бабаевском монастыре. Тропарь Божией Матери «Утоли моя печали» пели прямо на улице под сенью лип регент, матушка Леонида и отец Владимир, профессор Московской духовной академии. Отец Владимир болен, сидит в кресле с посохом. А поёт так, что мороз по коже. Вот уж воистину, сила Божия в немощи совершается. Пение этих двух людей потрясало своей силой. Давно я не слышала такого слаженного духовного исполнения, которому так радуется душа.

Восьмая серия телепрограммы «Святыни России», съемки которой осуществляются в рамках одноименного федерального проекта, вышла в эфир в минувшее воскресенье 2 декабря на телеканале «Спас». Она посвящена Ярославской области – очень красивому региону центральной России с неповторимой природой и богатейшим культурно-историческим наследием.

Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Углич и другие «жемчужины» Ярославской земли ежегодно посещают сотни тысяч туристов и паломников со всей России и из-за рубежа. Одной из ключевых составляющих привлекательности Ярославии как направления для туристской или паломнической поездки является обилие уникальных храмов, которых на территории области за сотни лет построено больше тысячи.

Именно поэтому Ярославская область стала активным участником федерального проекта «Святыни России», реализуемого Федеральным агентством по туризму при поддержке Патриаршего Совета по культуре, и вошла в число регионов, в которых прошли съемки первого сезона одноименной программы на телеканале «Спас».

Сюжет выпуска, посвященного Ярославской области, традиционно построен в формате автомобильного путешествия актера театра и кино Антона Макарского и его супруги Виктории Макарской. Ведущие проекта поведали телезрителям о православных святых местах в регионе, туристических особенностях территорий, на которых они расположены, транспортной логистике и возможностями размещения, монастырской и традиционной местной кухне.

Антон и Виктория рассказали о том, в каком городе Ярославской области находится самый крупный женский монастырь России, где хранится самая древняя святыня Ярославля – чудотворная Толгская Икона Божьей Матери, у которой молился Иоанн Грозный и получил исцеление, где покоятся мощи святителя Игнатия Брянчанинова. Также они поведали удивительную и чудесную историю обретения Животворящего Креста в селе Годеново.

Для справки:

Федеральный проект «Святыни России» реализуется Федеральным агентством по туризму при поддержке Общественного совета при Ростуризме и профильных общественных объединений приступило к реализации Он направлен на повышение интереса туристов к российским религиозным святыням, на активное использование объектов религиозно-исторического и духовного наследия народов России в целях развития культурно-познавательного, религиозного и других видов туризма, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения и привития ему традиционных ценностей в рамках детских и молодежных туров, на продвижение нашей страны как привлекательного направления путешествий просветительского и паломнического характера для отечественной и зарубежной широкой общественности в целях наращивания внутреннего и въездного турпотоков.

Проект призван познакомить российскую и зарубежную общественность с религиозно-историческим и духовным наследием всех основных конфессий Российской Федерации. В рамках его реализации планируется создать интерактивный атлас, разработать специализированные туристские маршруты, выпустить ряд учебных и справочных пособий, обустроить прилегающие к объектам религиозно-культурного значения территории, создать условия для продвижения народных промыслов Российской Федерации. Федеральный проект «Святыни России» поддержан крупнейшими российскими туроператорами въездного и внутреннего туризма, а также федеральными и региональными средствами массовой информации.

Во втором квартале 2018 года в рамках федерального проекта «Святыни России» при поддержке Патриаршего совета по культуре начались съемки одноименной телевизионной передачи для общественного православного канала «Спас».

Первый сезон съемок проходит во Владимирской, Вологодской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Псковской, Нижегородской, Тверской, Ярославской областях, Санкт-Петербурге, Москве, Республике Карелия.

В эфир уже вышли 8 выпусков телепередачи.

Феодоровский кафедральный собор (1689)

Ул. М.Пролетарская, 59.

Тел: (4852) 45-05-98, 45-05-80.

Святыни: икона с частицей мощей благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских и особо чтимые иконы Божией Матери «Нечаянная радость»и Божьей Матери Ярославской.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря

Богоявленская пл., 25.

Тел.: (4852) 30-38-69.

История: трехглавый четырехстолпный собор Спаса Преображения строился в XVI веке по образу и подобию Благовещенского собора в Москве. Венецианские детали декора позволяют предположить, что строительством руководил итальянец. Храм был очищен от наслоений позднейшего времени во время послевоенной реставрации. Тогда же был расчищен ансамбль монументальной стенописи 1563-1564 годов — единственный датированный памятник фресковой живописи грозненской эпохи.

Богоявленская церковь (1682)

Пл. Богоявления.

Тел. (4852) 72-56-23.

Святыни: чудотворная икона Неупиваемая чаша и икона Святой Блаженной старицы Матроны Московской с частицей мощей.

Крестобогородская церковь (1760)

Московский пр-т, 161.

Тел. (4852) 44-32-23.

Святыни: Крест Господень (1655) – Поклонный крест, поставленный в благодарность за избавление города от моровой язвы, икона Святителя Николая с частицей мощей, икона «Положение ризы Богородицы» с частицей ризы Богородицы.

Вознесенско-Сретенский храм, (1688)

Ул. Свободы, 44-а.

Святыни: единственная в Ярославле икона Спасителя, скорбящего о детских душах, которым матери не позволили появиться на свет.

Вознесенско-Благовещенский приход (1702, 1745)

Волжская Набережная, 54.

Тел. (4852) 79-49-69.

История: Благовещенская церковь считается главным венчальным храмом города. Тут сохранились фрески XVIII века, архитектор – родной брат Федора Достоевского. Святыни: список с чудотворной иконы святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицей мощей.

В церкви Вознесения — икона святого Митрофана Воронежского и Тихона Задонского с частицей мощей.

Сретенский храм (1895)

Депутатский пер., 4.

Тел: (4852) 30-53-93, 30-91-27.

Святыни: особо почитаемая икона Божьей Матери Умиление, которая привезена из затопленного Афанасьевского монастыря в Мологе.

Ильинский Кафедральный собор (1650)

Советская пл., 1.

Особенности: этот храм – федеральная собственность, относится к музею-заповеднику. Литургии здесь служатся по большим праздникам, а в остальное время можно просто полюбоваться уникальными фресками и изразцами храма.

Церковь святителя Леонтия (1791)

Ул. Угличская, 33.

Тел. (4852) 51-75-78.

Святыни: икона с частицей гроба Матроны Московской, рака с мощами Святого Агафангела.

Михаило-Архангельский храм (1657)

Ул. Первомайская, 67.

Тел. (4852) 72-78-43.

История: по преданию основана ростовским князем Константином Всеволодовичем. В настоящее время имеет статус гарнизонного храма. В северной галерее придел Зосимы и Савватия, в южной — теплый Благовещенский придел (кон. XVIII в.). Закрыт в 1924 году и передан музею. Открыт храм был в 1992 году. В настоящее время богослужения проводятся в подклетной части здания, где освящен Благовещенский престол.

Церковь Никиты мученика, (1647, 1902)

Ул. Салтыкова-Щедрина, 32/49.

Тел. (4852) 72-77-22.

История: приход составляли два храма: холодный — Михаила Архангела и придел Великомученика Никиты (1640-е годы), теплый — Сретенья Господня и придел Успенья Богоматери (вторая половина XVII века). Кирпичная одноглавая церковь зального типа в псевдорусском стиле выстроена в 1900-1902 годах вместо старого здания 1670 года. Церковь была закрыта в 1929 году, глава сломана. Использовалась как цех. Открыта в 1997 году, ремонтируется.

Церковь Николы на Меленках (1672)

Ул. Стачек, 58-а.

Тел: (4852) 32-64-24.

Святыни: частица мощей святого Николая Чудотворца, икона Святой Блаженной старицы Матроны Московской с частицей мощей, фрески XVII века.

Храм Николы Мокрого (1672)

Ул. Чайковского, 1.

Тел. (4852) 91-55-33.

История: с 1841 по 1918 годы церковь служила полковой для расквартированных в Ярославле воинских частей. Этот один из лучших образцов ярославского зодчества, выстроен в 1665-1672 годах на средства купцов Лузина, Лемина и горожан Выморова и Тарабаева. Западное крыльцо с богатым изразцовым декором конца XVII века, целы росписи 1673-1674 годов. Возвращена верующим в 1992 году, богослужения проводятся по большим праздникам.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Ул. Чайковского,1-а.

Тел. (4852) 91-55-33.

Святыни: у алтаря установлена скульптура Нила Столобенского, мироточимая икона Сергия Радонежского, икона Святого Луки Симферопольского с частицей мощей, икона святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей.

Церковь Параскевы Пятницы, что в Калашном ряду (1741)

Ул. Матросская, 5.

Тел. (4852) 72-00-64.

Святыни: икона ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина с частицей мощей, мироточимая икона Кирилла и Афанасия Александрийских, икона Святой Блаженной старицы Матроны Московской с частицей мощей.

Церковь Параскевы Пятницы, что на Туговой горе

Ул. Базарная, 56.

Тел. (4852) 30-44-23.

Святыни: список чудотворной иконы святой мученицы Параскевы Пятницы с частицей мощей. Рядом с храмом на месте гибели святого благоверного князя Константина, чьи мощи покоятся в Свято-Успенском соборе Ярославля, установлен мраморный крест.

Храм святых апостолов Петра и Павла

Ул. Зеленцовская, 25.

Тел. (4852) 32-64-54.

Святыни: мемориальная доска, что в этом храме в 1900-м году служил литургию Отец Иоанн Кронштадский. Здесь находится надгробный памятник основателя Ярославской Большой Мануфактуры Ивана Затрапезнова и фреска святителя Василия Великого, которую в советские времена не смогли стереть со стены, а рабочий, который попытался провести в этом месте ток был им же и поражен.

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, (1748)

Ул. Б. Октябрьская, 41.

Тел. (4852) 32-81-52.

Святыни: крест, который настоятель храма привез из Иерусалима и освятил у Гроба Господня, чудотворная икона Богоматери Смоленская-Шуйская Одигитрия XVIII века.

Свято-Тихоновский храм (временная церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость»)

Ул. Панина.

Тел. (4852) 97-72-54.

Особенности: рядом с часовней идет строительство большого храма. Каждый, кто хочет вложиться в его строительство может купить здесь кирпичик и пожертвовать его храму.

Спасская церковь (1779)

Пос. Иваньково, 4-я Иваньковская ул., 54.

Тел: (4852) 55-94-84

История: кирпичная пятиглавая церковь с трапезной, построенная в 1779 году. Многоярусная колокольня в стиле классицизма построена в первой половине XIX века. Церковь была закрыта в 1941 году, служила складом. В 1989 году передана верующим, отреставрирована.

Благовещенская церковь (1765)

Пос. Норское, ул. Перевальская, 14-а.

Тел. (4852) 57-94-13.

История: кирпичная одноглавая церковь с трапезной. Перестроена в первой половине XIX века, тогда же выстроена новая колокольня в стиле классицизма. В советские годы церковь была закрыта, колокольня сломана, занята цехом мягкой игрушки. Открыта ее в 1995 году, отремонтирована.

Троицкая церковь (1745)

Пос. Норское, ул. Пекарская, 1.

История: первая деревянная церковь на этом месте существовала, по преданию, еще во времена татаро-монгольского нашествия и была посвящена Николаю Чудотворцу. В память о древнем храме Троицкую церковь Норского посада в обиходе часто называли Никольской. Каменная церковь была сооружена в 1745 году. Особым почитанием в приходе всегда пользовалась икона Николая Чудотворца, происходившая еще из деревянного храма.

Успенская церковь (1753)

Пос. Норское, ул. 1-я Красноперевальская, 2.

История: кирпичная пятиглавая церковь с небольшой трапезной и шатровой колокольней, с декором в духе традиционного зодчества была построена в 1753 году. Северный Николо-Пятницкий придел пристроен в 1872 году. Церковь была закрыта в 1930-х годах и занята производством. Открыта в 1998 году, ремонтируется.

Церковь Архангела Михаила (1748)

Пос. Норское, 2-й Краснохолмский пер. История: первое упоминание о храме — 1637 год. Каменный храм построен на месте сгоревшего деревянного в 1748 году. В летнем храме освящены два престола: главный посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, второй — воспоминанию чуда Архангела Михаила в Хонех. Два престола в зимнем храме: в честь иконы Богородицы «Казанской» и святого Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца. Храм никогда не закрывался.

Яковлевско-Благовещенский храм (1769)

3-я Яковлевская ул., 9.

Тел. (4852) 24-10-17.

Святыни: животворящий крест Господень XIV века, мощи Святого Николы Любомудрого, чудотворная мироточимая икона Неупиваемая чаша.

Храм праведного Лазаря Четверодневного-Архиерейское подворье

Ул. Осташинская.

История: новая кирпичная церковь на Осташинском городском кладбище, открытом в конце ХХ века. Сооружена в 2007-2008 году. Здание простой архитектуры с шатровой кровлей и невысокой колокольней.

Храм Зосимы и Савватия в Тверицах

Пр-т Авиаторов, 3.

История: кирпичное здание сооружено в 1689-1693 годах на средства купца Кемского. Храм был интересен двускатной кровлей четверика и формой колокольни, переходной от шатровых к ярусным. Закрыта церковь в 1930 году, глава и колокольня сломаны. В 1999 году в аварийном состоянии передана верующим. Реставрационные работы начаты в конце 2000-х. У этого храма на Троицу устраиваю особенные гулянья.

Храм Софии Премудрости Божией (1766)

Тверицкая наб., 77.

История: кирпичный храм. Одноглавый четверик с трапезной с южным приделом и столпообразной шатровой колокольней. В трапезной Знаменско-Мирожский придел. Храм был закрыт в советское время и занят под магазин. Открыт в 2002 году, ремонтируется.

Храм Спаса на Городу (1672)

Ул. Почтовая, 3.

Тел. (4852) 54-18-61.

История: кирпичная церковь в духе ярославского зодчества XVII в., построена на средства купца Кислова. Крупный пятиглавый четверик с боковыми папертями, с шатровой колокольней у северо-западного угла и шатровым приделом Архидиакона Стефана у северо-восточного угла. Теплый южный Никольский (ныне Серафима Саровского) придел капитально перестроен в стиле классицизма в 1831 году, тогда же выстроено крыльцо. Закрыта церковь была в 1929-1930 годах, и служила складом. Открыта в 2003, службы проводятся преимущественно в южном приделе. В этом храме практически все иконы с частицами мощей святых.

Казанский женский монастырь

Ул. Первомайская, 19-а

Тел. (4852) 72-59-10.

Святыни: чудотворная икона Казанской Божьей Матери, мощи святого Агафангела.

Успенский кафедральный собор

Бульвар Мира, 1.

Тел. (4852) 72-57-81. История: был построен в 2010 году на средства Виктора Тырышкина на месте взорванного большевиками Успенского собора. Сейчас здесь находятся мощи святого благоверного князя Константина.

Кирилло-Афанасьевский монастырь

Челюскинская площадь, 17-а.

Святыни: чудотворная икона Спасителя, с которой Минин и Пожарский обходили город во время нашествия поляков.

Часовня Александра Невского (1892)

Ул. Андропова, 8.

История: возведена по проекту Поздеева на территории, где в то время находился Мытный рынок. Представляет собой тип постройки «восьмерик на четверике», крытый невысоким шатром. С западной стороны — восстановленное в 1982 году крыльцо на кубышках, также с шатровым завершением. Этот миниатюрный памятник представляет собой подлинную энциклопедию приемов декоративного убранства, разработанных ярославскими зодчими XVII века. Сейчас здесь размещается подворье Толгского монастыря.

Храм Андрея Критского (1908)

Ул. Стачек, 60.

История: в 1890-х годах правление Товарищества Ярославской Большой мануфактуры решило возвести новую церковь. Однако построена она была лишь в 1908 году — к 50-летнему юбилею фабрики в знак выражения благодарения Господу Богу за ее благополучное существование. В храме сочетаются черты византийского архитектурного стиля и стиля модерн. Церквей такого стиля у нас в городе больше нет. С 1952 года здесь располагался дом физкультуры. В настоящее время возвращена епархии. Сохранилась одна деталь художественного убранства, которая делает эту церковь памятником искусства. Это мозаика на внешней стене средней алтарной апсиды, со стороны Которосли, с изображением Николая Чудотворца.

Церковь Николы Надеина (1620-1622)

Народный переулок, 2.

История: это первый каменный посадский храм в Ярославле. Построен на месте деревянной церкви Благовещения. Местное предание сообщает, что Благовещенской церкви предшествовал древний Никольский храм. Сейчас эта церковь недействующая, находится в ведении музея-заповедника.

Ярославский Стоунхендж — могущественное место силы
Мегалитический комплекс находиться близ известного прото-города Тимерево (15 км от Ярославля), уходящего корнями в глубокую древность. По легенде давным-давно рядом упал железный метеорит, что дало сырье для производства волшебных мечей и резкий толчок развитию торговли и росту поселений в этих местах. Серебряные клады, найденные в прото-городе Тимерево считаются крупнейшими в Восточной Европе.
Тимеревское святилище — это древний рукотворный комплекс, который был собран и объединён из нескольких значимыхпочитаемых камней-следовиков, присутствует обточенный камень, перстовик и плоский центральный «алтарный» камень.
Группа крупных гранитных камней, которые располагаются вокруг большого плоского центрального мегалита. Посещавшие это место люди склоняются к версии, что это именно культовое место (капище, святилище), приводя свои доводы (в том числе: слишком далеко в лесу от полей, лесной ландшафт, отсутствие рядом других камней, наличие рядом известных крупных археологических памятников).
Расположены мегалиты в лесу не далеко от крупного комплекса Тимеревских курганов (описано более 500), который описан в археологических исследованиях Яр. области (рядом с деревней Дубки и Карабихой под Ярославлем), поэтому можно назвать это место Тимеревским святилищем. В археологической литературе святилище не описано, хотя в местных музеях Карабихи представлены крупные древние поклонные камни с вырезанными на них знаками. Впервые мегалиты Тимеревского святилища упоминаются в 2009-2012 гг исследователями народных камней, краеведами.
Почти на всех камнях встречаются ямки, «следочки», углубление в форме куриной лапки, отверстия, знаки (какие-то возможно были созданы искусственно, какие-то природные).
На наш взгляд обладает выраженными целебными свойствами, что определяется рамками и маятниками. Субъективно при нахождении рядом с этим комплексом проясняется голова, улучшается настроение, тело согревается, появляется ощущение комфорта, улучшается самочувствие и т.д.
Любопытен и тот факт, что мы нашли его при отсутствии координат, и описаний, несколько километров от тимеревских курганов двигались наугад, но на всех перекрестках поехали в нужную сторону сразу. А было уже темно, и дороги то не видно, на мегалиты дошли лесом вслепую. Как будто кто-то привел, да и ощущение такое было, что ведут под ручку словно в гости.
c7b3482670b2acab6ef7ef3d24bb9aa4dcc13n.jpg 253,55К 0 Количество загрузок:
ba8e10a0c4fdb647cba7266a139eed30c27a50.jpg 288,32К 0 Количество загрузок:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *