Явление Христа народу

Зал 10.

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» удивляет своей масштабностью. Ее размеры составляют 540 на 750 см, площадь — более 40 кв. метров, а создавал художник её 20 лет. Это главная работа живописца, его жизненный подвиг, но как это часто случается, гениальность мастера была признана только после его смерти.

Александр Иванов работал над полотном в Италии с 1837 по 1857 год. Здесь картина имела большой успех, а в России, где она была представлена в 1858 году была встречена холодно. Только прогрессивная часть публики увидела в ней величайший пример совершенно нового приема в живописи.

Обещанный гонорар художнику выплачен не был, и для талантливого мастера начались дни разочарования и отчаяния. К сожалению, вскоре после приезда в Россию он умер от холеры в семье братьев Боткиных. Это породило многочисленные домыслы, поскольку Михаил Петрович Боткин был коллекционером, художником и, по сути, распорядителем наследия живописца.

«Явление Христа народу» — краткое описание

Александр Иванов обращается к одному из самых главных сюжетов Нового завета — явлению Христа народу. Приход Спасителя он рассматривал как реальное историческое событие, основное содержание которого — духовный переворот и начало нравственного возрождения народа.

Действие происходит в низовьях реки Иордан, где Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча, предшественник Иисуса Христа) совершал ритуал омовения всех людей, покаявшихся в своих грехах.

Креститель

Фигура Крестителя занимает главное место на знаменитом полотне. Иванов изобразил его высоким худым юношей с ниспадающими до плеч волосами. Его фигура и западшие глаза говорят о долгих днях одиночества и страданиях, а высокий лоб и уверенный жест — о внутренней силе.

Иоанн в руке держит крест — символ новой веры и указывает собравшимся на пришедшего Христа. На его лице — трепет и восторг, выдающие радость от долгожданного момента.

Иудеи, пришедшие к водам Священной реки

Среди пришедших к реке есть те, кто пожелал очиститься от грехов и принять крещение. Другая часть людей пока не доверяет Предтечи, также пришли и те, кто настроен враждебно, на их лицах — злость и ненависть.

Слева от Крестителя апостолы — седовласый Андрей и рыжеволосый юноша Иоанн Богослов, которые станут учениками Христа и расскажут о его земной жизни после Воскрешения. Рядом с ними (у края картины) — сомневающиеся и еще не верящие в произошедшее чудо. Один из них, молодой мужчина в голубом плаще, опустил глаза, справа от него седовласый старец.

Раздетые персонажи — это иудеи, совершившие омовение и принявшие крещение. Они с любопытством смотрят на Иоанна. Обратите внимание на мальчика и его отца в правой части картины, которые с трепетом и умилением слушают Крестителя и выражают желание принять новую веру. Левее — юноша-раб в голубом платье, подающий одежду своему господину. На его лице — отчаяние и надежда, чувство безнадежности и радости.

Выше изображена группа людей, вероятно, это еврейские священники, настроенные против нового учения. Их лица выражают равнодушие и недовольство. Особенно характерна поза и выражение лица мужчины в белом одеянии, нарисованного в профиль.

Обратите внимание на мужчину тёмно-бордовой накидке. Он был написан с Николая Гоголя, лучшего друга художника.

Фигура Иисуса Христа

Иванов делает акцент не на фигуре Иисуса Христа, пришедшего для избавления человечества от грехов, а на реакции людей на это явление. У каждого из них это важное событие вызывает самые разные чувства и переживания. Именно поэтому трудно разглядеть лицо Спасителя, оно как бы в дымке. Но мы видим его величие и таинственность, радость и спокойствие. И эта задумка автора также объяснима — в то время само христианство иудеям представлялось возвышенным, почти загадочным и не совсем понятным.

Публика не сразу поняла глубокий смысл картины, поскольку в большинстве произведений искусства она привыкла видеть сюжеты на тему героизма, а в картине Явление Христа народу не было ни эффектов, ни блеска. Живописец представил реальных людей с их подлинными эмоциями. Картина Явление Христа народу опередила свое время и лишь потомки сумели оценить ее величие и гениальность автора.

Большой вклад в русскую культуру внес Иванов Александр Андреевич своим полотном «Явление Христа народу». Сама картина нашла свое место в Московском Публичном Румянцевском музее. Этюды данного полотна находятся в отдельном помещении в Третьяковской галерее. На создание картины автор потратил почти двадцать лет.

Полотно очень сложно как по композиции, так и по исполнению. Мы видим множество людей разных возрастов, характеров, сословий. Все они собрались вокруг Иоанна Крестителя. Пророк показывает всем приближающуюся фигуру Иисуса Христа. С удивлением, страхом и надеждой люди смотрят на прибывавшего Иисуса. Автор очень детально изображал лица людей, их позы и движения, одежды. Многие люди изображены полностью голыми. Некоторые видны только со спины. На некоторых целые разноцветные покрывала.

Там есть и дети, и старцы. Очень отчетливо видно в центре старичка, которому помогают встать для встречи с Христом. Каждый из этих людей надеется на чудо и спасение. На их лица видна надежда и радость. Христос воскрес и идет к людям. Это уже само по себе чудо. Да и второй план картины очень прекрасный. Зеленые кусты возле людей. Синева волнующегося моря и легкий туман, покрывающий пеленой горы. За ними оранжевая дымка восходящего солнца плавно переходящая в голубизну чистого неба. Даже природа радуется происходящему.

Во времена работы автор поменял свое мировоззрение. Он уже сам не верил в возможность изменения человеческой души с помощью религиозных проповедей в искусстве. Под средством этих настроений и болезни глаз художник так и не закончил полотно. Но это совершенно не повлияло на дальнейшую его судьбу. Полотно стало грандиозным и считается образцом классического монументализма. В нем автор выразил огромное философское обобщение и глубину жизни.

Исторического живописца Александра Андреевича Иванова часто называют автором одного шедевра. «Явление Христа народу» или «Явление Мессии» – самая большая картина в собрании Третьяковской галереи. Иванов посвятил ей больше двадцати лет. Он писал картину с 1837 по 1857 год, но так и не завершил ее. Замысел грандиозного сюжета возник в Италии, куда художник был послан после успешного окончания Академии художеств.
Сюжет из Евангелия воплощен в картине как событие историческое, момент рождения новой эпохи в жизни всего человечества. В сложной многофигурной композиции внимание сразу привлекает Иоанн Креститель, указывающий на идущего к людям Христа. Позади Крестителя будущие апостолы – Иоанн, Петр, Андрей, Нафанаил. Среди участников события – бедные и богатые, старые и молодые, рабы и господа. Их жесты и позы выражают различные чувства – страстный порыв, убежденность, просветленную веру, сомнение. Готовясь к созданию огромной картины, художник исполнял с натуры многочисленные этюды. В Третьяковской галерее их хранится более 300. Лучшие находятся в зале, слева и справа от полотна. В этюдах Иванов оттачивал и обобщал натурные впечатления, искал облик для главных героев картины и второстепенных персонажей. Слева, рядом с дверным проемом в следующий зал находится этюд с двумя фигурами выходящих из воды. Попробуйте сравнить этюд с его воплощением в картине, и вы увидите, как изменился первоначальный замысел художника. Рядом размещен знаменитый пейзажный этюд «Ветка» – один из многочисленных природных мотивов, запечатленных мастером во время работы над пейзажным фоном картины. Сохраняя пленэрную свежесть и воздушность, он поражает живописным и композиционным совершенством.

Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».

На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии. Помимо картины до наших дней дошло множество отдельных сюжетов-этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна.

В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них. Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях.

Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю.

На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!

Рядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа.

Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию. Вот они – уже уверовавшие в Христа Спасителя.

По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии. Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.

Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.

Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга. Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.

Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.

Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней. Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.

Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции.

Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.

Работа над этим масштабным произведением так и не была закончена автором, к концу жизни он стал разочаровываться в своем монументальном труде, к тому же подвело Иванова и зрение, не позволявшее и дальше заниматься ему живописью. Но даже в таком недоделанном виде картина поражает зрителя своей сильной эмоциональной нагрузкой, передающей разницу в общечеловеческих ценностях.

Сегодня эта великая историческая картина «Явление Христа народу» хранится в Третьяковской галерее. Ее размер просто ошеломляет своими габаритами 540 на 750 см

Посмертная слава художника — вещь парадоксальная. Мастер, напряженно трудившийся всю жизнь, развивавшийся, менявшийся, создававший картины-вехи, иллюстрирующие непростой путь его творческой эволюции, для большинства зрителей часто остается автором одной картины, подчас не самой лучшей в его жизни. Так, Александр Андреевич Иванов остался в памяти прежде всего автором картины «Явление Христа народу», хотя собственное его отношение к этому полотну не было однозначным.

Личность художника Иванова уникальна — это редкий для русской живописи того времени пример серьезнейшего отношения к своей миссии творца. Все салонное, внешнее было абсолютно чуждо этому мастеру. Его жизнь являет образец одинокой, будничной работы, настоящего подвижничества во имя искусства. Александр Бенуа писал: «В нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины и не боявшаяся мученичества…»

Александр Иванов, будучи молодым человеком, поставил перед собой грандиозную задачу — воплотить в картине историческое значение христианства. Он посвятил этой идее десятилетия мучительной, напряженной работы. Понимая, что глобальная тема требует новой адекватной формы воплощения, художник, находясь в Италии, начал серьезно изучать религиозную живопись Джотто и мастеров Возрождения: Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Фра Анджелико, Леонардо да Винчи. Он хотел понять, как выдающиеся мастера прошлого воплощали великие идеи. Его другом в Риме стал немецкий живописец Йохан Фридрих Овербек, глава братства назарейцев, пытавшихся возродить средневековую цеховую жизнь и традиции религиозного монументального искусства. В результате глубокого осмысления Евангелия возникла картина «Явление Христа народу» (1837-1857), представившая человечество в острейший момент духовного выбора.

Произведение создавалось художником во времена, когда начало меняться отношение к религии. Почему Александр Иванов так настойчиво подчеркивал, что пишет именно историческую картину? Может быть, потому что, по его мнению, высказанному в одном из писем, «религия стала трупом». Современники художника не смогли бы воспринять его работу, руководствуясь лишь верой в чудесное событие Богоявления. Важно было представить евангельский сюжет как факт истории, а не эпизод, что придавало определенную сложность произведению и затрудняло его понимание. Одним из способов решения этой проблемы художник видел в создании огромного числа натурных набросков и этюдов. Они должны были придать картине местный колорит и подчеркнуть ее историческую достоверность.

Не сумев попасть в Палестину, Иванов, со свойственной ему обстоятельностью и упорством, изучал сочинения о ней, делая многочисленные выписки. Он нашел в окрестностях Рима городок Субиако, который своим расположением на высокой каменистой горе мог походить на города Палестины. Но более всего его привлекали человеческие типажи, особенно типы евреев, необходимые для воплощения темы из библейской истории. В поисках персонажей будущей картины Иванов стал частым гостем в еврейском квартале Рима, располагавшемся неподалеку от театра Марцелла. Он посещал синагоги, а в летнее время на берегу моря наблюдал за купанием богатых еврейских негоциантов.

При собирании подготовительного материала для картины художник не шел проторенными путями. Известно, что в Риме, на знаменитой Испанской лестнице в ожидании клиентов собирались профессиональные натурщики. Они могли принять любую позу в соответствии с замыслом художника. Их услугами охотно пользовались коллеги мастера. Обращался к ним и Иванов, но выбранная им модель должна была соответствовать сложившемуся у него представлению о персонаже. Вот почему однажды он отказался от услуг известного молодого натурщика, предложенного ему в качестве модели для группы «дрожащие». Тот был, по словам художника, «слишком взрослый для мальчика и слишком молод для отца… И по духовному складу не еврей». Художник также посещал Ливорно, Перуджу, Пизу и Синигалию в поисках натуры.

В отличие от Карла Брюллова, который, начиная работу над картиной, уже представлял ее в целом, Иванов, берясь за кисть, руководствовался лишь общей идеей будущего произведения. Работая над эскизами, живописец слой за слоем словно совлекал покровы с замысла, проходя долгий и томительный путь исканий, исправлений и уточнений в создании совершенной формы воплощения своей идеи. Во многом этим объяснялась длительность работы над произведением. Эта «медлительность» мастера отмечалась его другом Н.В. Гоголем, который предостерегал художника: «Вы будете мучить себя и биться несколько дней около одного места до того, что от частностей обессилеет у вас даже мысль о целом, которое тогда только, когда живо носится беспрестанно перед глазами и говорит о возможности скорого выполнения, … тогда только двигает работу, ибо двигает душу, порыв и вдохновение, а вдохновением много постигается того, что не достигнуть никакими ученьями и трудами».

В напряженных исканиях родился собственный метод художника — метод сличений и сопоставлений. Часто в этюдах Иванов сравнивает голову натурщика с похожей на нее головой античной статуи. Иногда же сравнение делается по принципу контрастного противопоставления персонажей. Подобные приемы позволяли максимально точно выявлять тончайшие нюансы характера, те признаки человеческой личности, которые были необходимы для создания образа. Порой в этюдах происходит сличение типичного, индивидуального лица с той нормой, которую художник видел в классических статуях. Облик человека передается так, что в нем проступают черты, сближающие его с «общечеловеческой нормой».

На огромном полотне площадью сорок с половиной квадратных метров разворачивается сцена крещения народа Иоанном Крестителем, взятая из Евангелия от Иоанна. Несколько переосмыслив сюжет, Иванов делает акцент на первом явлении Христа народу, проповеди Крестителя и на восприятии происходящего разными группами персонажей картины. Толпа собравшихся на берегу Иордана людей развернута перед зрителями в виде фриза. Этот традиционный академический прием дает возможность внимательно изучить особенности каждого образа, его роль в картине и понять суть взаимоотношений различных композиционных элементов произведения.

Момент острейшего духовного напряжения участников события позволяет понять смысловую значимость и символическую роль каждого героя. Самым очевидным сопоставлением в картине являются контрастные возрастные пары и группы. Изображенные в левой части холста старик и юноша, выходящие из воды, олицетворяют молодость и старость человечества, а также задают тон более глубоким сравнениям. В произведении Александра Иванова преобладают старики. В связи с этим невольно возникает вопрос: способно ли человечество воспринять истинное учение? Не «обветшало» ли оно духовно? Старость консервативна, старикам труднее отрешиться от того, во что они прежде верили. Но старик, застывший в воде опершись на посох, и напряженно прислушивающийся к проповеди апостол Петр будто символизируют мудрую, размышляющую старость.

Фанатичное противостояние и неприятие Христа обозначено группой седобородых старцев в белых чалмах и хитонах — это левиты и фарисеи-книжники, сторонники старой веры. От их группы словно стремится обособиться человек в красно-коричневом хитоне, написанный с Гоголя, и юноша-назареец с косами, уложенными вокруг головы.

В противовес старикам юность деятельна и больше способна к восприятию новой истины. Молодой человек слева стремительно выходит из воды навстречу Христу. Внимательно прислушиваются к проповеди Крестителя апостол Иоанн и мальчик из группы «дрожащих». Заинтересованно застыл, созерцая Христа, золотоволосый юноша- язычник как воскресший античный идеал красоты.

В картине находит выражение и тема веры. Слева на холсте, где отмечается «восходящее» движение людей к Христу, замер будущий апостол Нафанаил, как бы пропуская идущих мимо себя. Именно ему принадлежат полные неверия слова: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Глаза его опущены вниз, руки скрыты в широких рукавах хитона, вся поза выражает сомнение. Петр, Андрей и Иоанн, также в будущем апостолы Христа, в разной степени символизируют приятие Мессии. Последователи учения Христа внимают проповеди, постигают смысл истины и пробуждаются к новой духовной жизни.

Человечество — не только молодость и старость, вера и сомнение, но еще богатство и бедность, господство и рабство. В центре полотна представлена группа «хозяин — раб». В 30-40-е годы XIX века в России были популярны идеи воспитания общества средствами искусства, а также мысли о нравственном обновлении человечества путем постижения христианских догматов. В связи с этим образ раба — один из ключевых в произведении. Над его созданием Иванов долго работал. В ранних эскизах художник делал акцент на изображении жалкого, полуживотного состояния человеческого существа: почти звериный оскал рта, бритый череп, клеймо на лбу демонстрировали ужасную степень падения и нравственного опустошения раба. В окончательном варианте облик этого персонажа несколько облагорожен. Его некрасивое, измученное лицо, может быть, впервые в жизни озаряется просветленной улыбкой надежды. «Сквозь привычное страдание впервые проявилась отрада», — писал художник об этом персонаже картины. Величие христианства и в пробуждении Божественного начала в униженных душах. Группа «хозяин — раб» также помогает разработке излюбленной ивановской темы — противопоставление античного и христианского эстетических идеалов. Античный культ тела — антитеза христианской идее отрицания красоты телесной во имя красоты духовной.

Работа «Явление Христа народу» строится на сопоставлениях: контраст левой и правой частей произведения с изображением групп людей, устремившихся к Христу и уходящих от него, противопоставление верхней и нижней частей картины — мира «горнего» и «дольнего», человеческого и Божественного. Пространственная пауза, разделяющая верх и низ полотна, позволяет сосредоточиться на созерцании Мессии. В верхней части картины господствует светлая лазурь неба, твердое каменное плато полого ложится под ноги Христу, вдали белоснежная башня и город в долине, у подножия горного кряжа. Композиция построена так, что Христос является неотъемлемой частью гармоничного мира природы и небесной обители и земной «юдоли», исполненной человеческих страстей.

Важнейшую роль в картине играет пейзаж. Не сумев побывать в Палестине, где происходило евангельское событие, художник воспроизвел природу Римской Кампаньи с характерным ярким и контрастным итальянским освещением. Автор не стремился к передаче исторических и археологических подробностей, он воссоздавал дух происшедшего. Иванов великолепно передает прозрачную световоздушную дымку, окутывающую предметы. При этом его пейзаж символичен. Оливковое дерево, которое в картине служит фоном для группы слева, своими ярко зеленеющими и засохшими ветвями словно повторяет жизненный круг юности и старости, и, возможно, аллегорически воссоздает историю смерти и воскресения Спасителя, и, конечно, как в эпоху Возрождения, символизирует умирающее язычество и зарождающееся христианство.

Иванов воспринимал природу как проявление единого божественного духа, как некий величественный храм, а не пространство человеческой жизни. Не случайно многие пейзажи художника пустынны, и лишь изредка в этот «храм» допускаются дети («Мальчики на берегу Неаполитанского залива»). Иногда природа предстает ожившей летописью Земли, как в картине «Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц». Старые камни хранят отпечаток веков и неподвластны времени. Эта линия философского пейзажа трактует часть мира как целый мир, в котором умирают и рождаются вновь цивилизации, религии и народы, а земля остается вечной и неизменной под южным, прозрачным небом.

Этюды Александра Иванова раскрывают его талант колориста. В них проявилась живость и сочность письма автора, звучность красок, богатство оттенков и полутонов. Он пытался создать красочное единство и в картине, но при «переносе» этюдов на большой холст появилась некоторая сухость и пестрота цвета. Это дало повод некоторым критикам уподобить полотно гобелену, что в те времена не считалось комплиментом. Следует вспомнить, что работая над полотном около двадцати лет, художник постепенно охладевал к самой идее своего детища. Он начинал работу над картиной с пафосной мыслью о том, что в явлении Мессии и в обращении к Христу заключен залог нравственного совершенствования и духовного спасения человечества. Но в процессе работы художнику открылась печальная истина, что времена простодушного упования на Спасителя и неведения зла безвозвратно прошли, а конфликты в мире нельзя разрешить с помощью одной веры. В результате картина так и осталась незаконченной.

Между тем срок его двадцативосьмилетнего пребывания в Италии подходил к концу, предстояло возвращение на родину. Не стоит описывать те мытарства, с которыми столкнулся художник, перевозя свое полотно из Италии в Россию. Достаточно сказать, что во время вояжа через Германию он тяжело заболел и вынужден был задержаться там для консультации с врачами, а в петербургской печати уже появилось сообщение о скором прибытии «важнейшего произведения русского искусства».

Картина была выставлена сначала в Зимнем дворце, а затем и в Академии художеств. Одновременно с «Явлением Мессии» в Зимнем демонстрировалась гигантская баталия французского художника Адольфа Ивона «Куликовская битва», которая почти затмила полотно Иванова. В журнале «Сын Отечества» 25 июня 1858 года появилась печально знаменитая статья некоего В. Толбина о полотне мастера. Общий смысл этой статьи сводился к тому, что «картина г. Иванова не вполне оправдала те несомненные надежды, которые порождала она, будучи окруженной запретом таинственности». Этот удар, нанесенный человеком, близким к искусству и владеющим ученой терминологией, был неожиданным, а потому особенно тяжелым. Статья Толбина способствовала созданию вокруг произведения А.А. Иванова атмосферы холодного непонимания, а подчас и открытого неприятия. Отметим, что гениальному русскому художнику вообще не везло с тонкими ценителями его творчества. Несколькими годами раньше его искусство совсем по-дилетантски оценил писатель И.С. Тургенев: «Самый талант его, — писал он об Иванове, — собственно живописный талант был в нем слаб и шаток, в чем убедится, кто только захочет внимательно и беспристрастно взглянуть на его произведение… Имей он талант Брюллова или имей Брюллов душу и сердце Иванова, каких чудес мы были бы свидетелями».

Смена климата, петербургский, суетливый образ жизни, бытовая неустроенность окончательно подорвали здоровье художника. 3 июля 1858 года он скончался от холеры в доме своих друзей братьев Боткиных. Через несколько часов после кончины мастера к живописцу М.П. Боткину явился лакей с известием о том, что император покупает картину Александра Иванова за пятнадцать тысяч рублей и награждает живописца орденом Святого Владимира.

Не оправдались прогнозы господина Толбина, который утверждал, что «его манеру … вряд ли возьмет себе за образец молодое поколение талантливых художников». Художественный метод Иванова лег в основу русского реалистического искусства последующих десятилетий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *