Проголосуй первым!
Село с необычным названием Ыб – одно из самых популярных мест для приезжающих в Республику Коми туристов и паломников. Это крупный центр этнографического туризма.
Содержание
Координаты для GPS-навигатора
61.27297458135916, 50.576583894287104
Село Ыб на карте
Село раскинулось на высоком левом берегу реки Сысола. Сельское поселение Ыб состоит из 13 деревень, стоящих на семи холмах, вытянуто вдоль реки Сысолы примерно на 15 километров. Это одно из самых старых поселений республики. Около деревни Каргорт в прошлом находилось древнее чудское городище. Это место пользуется нехорошей славой, якобы здесь случаются странные явления: глохнут автомобили близ чудского городища, а из глубины земли слышны стоны…
Впервые название населенного пункта Ыб встречается в письменных источниках в 1586 году. В переводе с коми языка слово «ыб» означает «возвышенность». В XIV веке в этих местах активно действовал православный монах Стефан, прозванный позже Стефаном Пермским. Он принуждал принимать христианство живших здесь людей, нещадно уничтожая при этом все языческие святыни. Так, в Усть-Выми он срубил старое священное дерево.
Не удивительно, что Стефана здесь недолюбливали. По легенде однажды он плыл на лодке по реке Сысол и решил остановиться для проповеди на Ыбских холмах. Однако местные жители не дали ему причалить к берегу, кидая в проповедника камни, прогнав его вон. За это Стефан проклял и местных жителей, и это место. Постепенно православие побороло исконное для этих мест язычество, и теперь Стефан слывет святым, а в селе есть часовня Стефана Пермского.
В 1825-35 годы в селе построили каменную Вознесенскую церковь, которая и сейчас является главной доминантой села. Она возведена в стиле позднего провинциального классицизма по проекту иерея Софийского кафедрального собора И. Иконникова. В 1877 году на колокольне церкви установили огромный колокол весом более трех тонн. В 1939 году церковь закрыли, а колокол сбросили с колокольни, после чего он бесследно пропал. Существует легенда, что его утопили в реке Сысола.
В храме обещали открыть клуб, однако разместили склад. Колокольню храма разобрали на кирпичи, их использовали при строительстве школы. Впрочем, уже в 1956 году храм вновь вернули верующим. Вообще, в прошлом практически в каждой ыбской деревне были часовни и святые источники. Сейчас они восстанавливаются.
Интересно, что вода источников отличается по вкусу и минеральному составу. По некоторым данным до революции тут было 16 родников. В советское время многие из них пришли в упадок. Сейчас в селе действует лишь 9 святых источников. У некоторых источников для паломников построены купальни. Говорят, что водой источников можно вылечить детские, кожные, глазные болезни и др.
В деревне Степановка (или Чойпон) с конца 1990-х годов действует женский монастырь преподобного Серафима Саровского. В селе есть Ыбский историко-этнографический музей, открытый в 1986 году в стенах бывшей церковно-приходской школы XIX века. Здесь порядка одной тысячи экспонатов, собранных в селе Ыб и окрестностях. Главным образом, это предметы старого быта. Также в музее есть небольшая картинная галерея. На картинах можно узнать разные уголки села. Население села – около 1 тысячи человек, большую часть из которой составляют коми.
В настоящее время в селе Ыб создается крупный туристический центр. Здесь строится финно-угорский этнокультурный парк, в том числе комплекс деревянного зодчества под открытым небом. Первая очередь парка была открыта летом 2011 года. Летом здесь проходит этнофестиваль «Ыбица», а зимой – «Зимняя Ыбица».
Как доехать до села Ыб?
Село Ыб находится в Сыктывдинском районе Республики Коми, в 55 километрах от Сыктывкара. Село расположено близ федеральной трассы Киров — Сыктывкар. На автомобиле нужно ехать из Кирова или Сыктывкара до указателя поворота на село Ыб. Также можно доехать на автобусе из Сыктывкара.
Интересно? Расскажи друзьям! Нам нужна ваша помощь! Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал», поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!
В Голосеевском районе Киева, затиснутый среди высотных сооружений, уютно расположился старинный Свято-Вознесенский храм, что на Демиевке. Его часто называют святыней Киевской Демиевки. Со дня освящения в 1883 году двери храма не закрывались ни при каких обстоятельствах. Многие киевляне знают этот храм и приезжают сюда из разных концов Киева. Сведений об истории храма, к сожалению, сохранилось очень мало. Наиболее полное описание собрал настоятель (с 1989 по 2010 г.г.) Свято-Вознесенской церкви протоиерей Мефодий Финкевич.
Место было определено над дорогой в Васильков, причем по другую сторону дороги, и строящаяся церковь оказалась совсем на окраине Демиевки.
Тщанием прихожан и пожертвованием директора сахарорафинадного завода господина Раузера церковь была построена и в 1883 г. освящена в честь Вознесения Господня. С ростом числа жителей росла необходимость в открытии школ и библиотек. Так, по данным Киевской уездной Земской Управы в 1911 г., в пределах Демиевки действовало шесть школ (училищ).
В 1900 г. церковь значительно расширяется и её западный придел перестраивается. Переносится колокольня вперед и вся постройка обкладывается кирпичом. Внутри делаются хоры и производится капитальный ремонт. Однако добиться разрешения на это было очень трудно. Церковному старосте Симеону Травкину от имени причта церковного пришлось обратиться к самому Императору. И вот в «1900 г. марта 6 дня. По указу Его Императорского Величества, Киевская Духовная Консистория слушала рапорт от 20 января 1900 г. за № 22» Демиевского церковного старосты Симеона Травкина, в котором он просит разрешения на перестройку церкви и все расходы берет на себя… Так и хочется молитвенно сказать: «Пошли ему, Господи, Царствие Небесное» за его усердие и тщение к Демиевской церкви, которую строили и расширяли такие хорошие люди, как этот первый её староста, отставной фельдфебель Симеон Травкин (фонд 127, оп.875, д. 2217). Может быть, усердием и молитвами их Господь и сохранил Свято-Вознесенскую церковь в годы лихолетья и гонений, что она выстояла и никогда не закрывалась со времени её освящения в 1883 г.
Близлежащие районы Киева начали интенсивно застраиваться и заселяться. Подобное произошло и с Демиевкой, которая из подгороднего села очень быстро превращается в обширное предместье Киева. Так что нынешний железнодорожный вокзал Киев-Московский именовался тогда — Демиевским.
В 1900 г. Демиевка присоединена к Киеву (ф.1260, д.345. л.1-10).
На карте 1905 г. обозначено, что церковь одной стороной выходила на ул. Большую Васильковскую. Дорога шла вокруг церкви, огибая её со стороны нынешнего института, по территории теперишнего детсада. Дорогу пересекала ул. Наливайка, примерно там, где сейчас стоит библиотека им. В.Вернадского. Справа от церкви, в сторону Голосеевс-кой площади, стоял памятник Александру III, за ним кондитерская фабрика Ефимова, а далее трамвайное депо.
В документах отчетности церковно-приходских школ того времени встречается упоминание о церковно-приходской школе на Демиевке, находящейся при сахарорафинадном заводе (арендуемое помещение). Однако в «Клировых ведомостях» за 1910 г. при перечислении домов, принадлежащих церкви, значится и церковно-приходская школа на Демиевке, а в «Ведомостях» за 1915 г. записано, что построена новая церковно-приходская школа в 1915 г. Она-то и стоит поныне, деревянная, обложенная кирпичом, как и сама церковь.
В церковной библиотеке имелось тогда уже 1200 томов книг. В разделе: «Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле» упоминается, что на Демиевке построено два здания — «священникам в 1907 г., псаломщикам в 1914 г. и составляют они собственность церковную».
В 1883 г., вероятно, первым «священником был Иерофей Иосифов Шмигельский, а церковным старостой отставной фельдфебель Симеон Травкин».
В 1889 г. «священником был Никанор Леонтиев Данкевич», при котором обучалось 135 мальчиков и 60 девочек, видно в арендуемом помещении.
В 1900 г. благочинным Старокиевских церквей был протоиерей Павел Троицкий, который и представил Рапорт Киевской Духовной Консистории о расширении Демиевской церкви по Указу Его Императорского Величества.
Согласно «Клировым ведомостям» за 1917 г. «Церковь имеет два престола: во имя Вознесения Господня и во имя свят. Василия Великого. Земля при церкви вместе с погостом составляет 1 десят. 600 квадр. саж.» Количество прихожан более 4 тысяч человек.
В настоящее время в 1990 г. была построена новая колокольня, однако о прежней, к сожалению, никаких сведений нет, кем и когда она была разрушена. В том же году, видно впервые, были позолочены кресты и под ними круглые шары над куполами храма и колокольни и 3 креста около них.
От дороги поставлен новый каменный (из бутана) забор с металлической решеткой, которую сделали очень умелые руки старинных кузнецов, и смотрится она как современная.
Над трапезной надстроен верхний кирпичный этаж, ибо не было где проводить занятия по Закону Божию. 7 лет в тесноте проводились занятия с детьми и взрослыми, пока в 1997 г. не выхлопотали возвращения помещения бывшей церковно-приходской школы, в которой мы теперь более свободно проводим занятия, а также спевки клироса и хора, который в фестивальные годы 2000-летия Рождества Христова был отмечен как лучший среди церковных хоров.
Вокруг всей церковной территории заменен старый забор новым железобетонным.
Все окна в храме и в возвращенном доме заменены, как внутри, так и снаружи, причем внешние рамы все дубовые и покрыты яхтинским более стойким лаком. Весь пол в храме покрыт дубовым паркетом. Подкуполь-ный осьмерик церкви весь покрыт сайдингом. Колокольня вновь окрашена, и к Пасхе повешены новые звоны. Но самым благолепным украшением внутри храма явилась позолота (тоже впервые) всего иконостаса и десять самых крупных кивотов с иконами в храме.
Раньше мы никаких данных о церкви не имели. Знали лишь, что в 1907г. венчалась в ней Леся Украинка, т.е. Косач Лариса Петровна, с Климентом Квиткой и что освящена она в 1883г. Вот и всё. Но, как говорится, нашему счастью помогло несчастье. Долго мы ходатайствовали о возвращении нам бывшей церковно-приходской школы. С нас требовали документальные доказательства, что здание построено церковью и т.д. И вот пришлось посетить много городских архивов, чтобы буквально по крупице собрать требуемые данные. К тому же архитектурный архив г.Киева погиб в 1942г. Но по милости Божией кое-что собрали и, видно впервые после Великой Отечественной войны, публикуются некоторые сведения о Свято-Вознесенской Демиевской церкви.
Юбилейную дату 120-летия церкви отмечали в день нашего храмового праздника Вознесения Господня (5 июня). Был приглашен и Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, но на Вознесение он приехать не смог — был выпуск в Киевской духовной Академии. Он приехал 8 июня вместе с Вышгородским Павлом и Митрофаном Переяслав-Хмельницким.
Всё вышеизложенное на основании документов, хранящихся в Киевском Городском Архиве, Государственном Архиве Киевской области и Центральном Государственном Архиве Украины.
Ыб: районы, отдых, экскурсии, музеи и церкви, кухня и рестораны, шоппинг и магазины, достопримечательности Ыба.
Если вы думаете, что Ыб — это случайный набор букв, вы глубоко заблуждаетесь. Так называется одно из самых любопытных мест нашей необъятной родины, которое находится в Сыктывдинском районе Республики Коми.
Говорят, в России это село — самый древний населенный пункт, чье название начинается на буквы «Ы». Что греха таить, конкурентов у него немного. Впервые село Ыб упоминается в документах в 1586 году. С языка коми это слово переводится как «возвышенность». Не случайно, конечно, ведь деревня стоит на семи холмах.
Как добраться
Село Ыб находится в 55 километрах от столицы Республики Коми — Сыктывкара. От Сыктывкара можно доехать до села Ыб на автомобиле или автобусе.
Жизнь духов
Несмотря на скромность своего названия, село Ыб на сегодняшний день поглотило ни много ни мало 13 деревень. Среди них особо стоит выделить Каргорт, что в переводе означает «поселение подле городища».
Место это пользуется дурной славой, а потому неизменно привлекает толпы туристов. Все дело в том, что Каргорт был основан вблизи легендарного Чудьского массового захоронения. Появилось оно тут в результате набегов кочевников-гуннов. Именно к этому времени относят и знаменитый Шойнаягский могильник, который является одной из достопримечательностей села Ыб.
Это место также называют Кармыльк, что в переводе означает «городище на холме». Тем, кому посчастливиться оказаться вблизи Кармылька в полночь, не позавидуешь!
Говорят, что здесь бывают слышны страшные стоны и крики, а рядом с захоронениями глохнут машины и выключаются фары.
Стефан Пермский и село Ыб
Но не духами едиными славно село Ыб. На протяжении нескольких столетий он являлся духовным центром народа коми. Впервые о православии на Ыбских холмах услышали в 14 веке. С богоугодной миссией к народу коми явился православный монах Стефан, который позже войдет в историю как Стефан Пермский.
Народ коми, исповедовавший тогда язычество, сразу невзлюбил Стефана. И немудрено, ведь тот нещадно искоренял их святыни и даже срубил священное дерево. Но все же православие укоренилось в здешних местах, а в селе даже есть часовня Стефана Пермского.
Село Ыб
Вознесенская церковь
Важнейшим храмом села Ыб была и остается Вознесенская церковь. Она до сих пор является архитектурной доминантой села. Возведена она была в середине 19 века. В 1877 году на колокольню был чудом установлен колокол — размеры его были на то время поистине гигантские. В годы советской власти колокол бесследно исчез. Говорят, что он был утоплен в реке Сысола и лежит там до сих пор.
У Вознесенской церкви вы также найдете старую лиственницу, которая стоит здесь аж с 1825 года, в год начала постройки данной церкви. Охват мощного ее ствола составляет 2,7 метра.
Святые источники
Вообще в дореволюционные годы в каждой деревне, которые сейчас входят в состав села Ыб, можно было найти церковь и святой источник. Причем в каждой деревне состав и вкус воды отличался. Сегодня приведены в прядок и открыты для посещения 10 родников, возле самых популярных оснащены купальни. Верующие лечат водой из святых источников болезни, в частности, кожные и глазные. Исцеляющей силой обладают, например, источник Двенадцати Апостолов и источник Преображения Господня. В источнике святого Архангела Михаила также можно полечиться голубой глиной.
Также славится село Ыб своим Можжевеловым озером. Сюда приезжают люди, чтобы излечиться от таких распространенных нынче заболеваний, как астма и туберкулез. На берегу реки Сысолы находится месторождение целебной голубой глины.
Каргортский Юрский парк
Также на побережье расположился охраняемый природный ландшафт «Каргортский». В народе его называют «Каргортский Юрский парк». Ведь здесь находятся самые северные места, где были раскопаны остатки юрских химер, а также плезиозавров и ихтиозавров, живших на Земле около 250 млн лет назад.
Говорят, в России это село — самый древний населенный пункт, чье название начинается на буквы «Ы». Что греха таить, конкурентов у него немного.
Ыб сегодня и в будущем
В ыбских землях можно не только стать ближе к природе, но и узнать больше о малых народах, проживающих на территории России. Село Ыб с радостью открывает двери в гостеприимный мир финно-угорского народа, к которому относится и народ коми.
На территории села имеется Историко-этнографический музей, открытый еще в 1986 году. Здесь собраны традиционные предметы быта народа коми (порядка 1000 экспонатов). Но финно-угорская жизнь не осталась в прошлом, она уверенно движется в будущее. И доказательством того является строительного современного этнопарка, в рамках которого возводится и комплекс деревянного зодчества под открытым небом. Первая очередь парка была открыта летом 2011 года.
Этнопарк стремительно набирает популярность. Еще бы, ведь на его территории скучно не будет никому! Это идеальное место для семейного отдыха, и для романтического путешествия вдвоем, и для шумной компании. Судите сами:
- Ежедневно здесь проводятся познавательные экскурсии, каждый месяц они посвящены одному из финно-угорских народов. Работают постоянные экспозиции, также каждый месяц проходят различные тематические мероприятия.
- Желающие могут посетить веревочный городок, зимой к услугам гостей все любимые зимние забавы: коньки, лыжи, тюбинг. Также можно покататься на квадроциклах.
- На территории этнопарка действует кафе, где можно попробовать национальные блюда различных финно-угорских народов. Для гостей издалека работает комфортабельная гостиница.
- Летом на территории парка проходит этнофестиваль «Ыбица», а зимой — «Зимняя Ыбица».
Скоро на «Тонкостях»: Лукбук на Руси: вышиванка, кокошник, убивальница и другие модные наряды Оформить подписку Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент Спасибо! Теперь вы будете получать (не чаще, чем раз в неделю) наш фирменный дайджест. Осталось только подтвердить подписку по ссылке в письме, которое мы вам отправили.