Юлианский календарь и григорианский

Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.

Юлианский календарь (старый стиль)

Система летосчисления, ориентированная на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным” календарем. Юлианский год – 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев. Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день – 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет.

Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.

Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.

Григорианский календарь (новый стиль)

Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …).

Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио. Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю». В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.

Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.

В чем проблема?

На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно – существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».

Необходимые определения

Тропический (солнечный) год – отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.

Равноденствие – день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.

Последствия реформы календаря

Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия – в 1752 году.

В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:

а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;

б) возможность перехода не следует из решений I Вселенского Собора (на нем была утверждена Александрийская пасхалия — система вычисления даты Пасхи, которая «работает», то есть обеспечивает точность, только с юлианским годом).

Новоюлианский календарь

В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879—1956).

Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.

Год считается високосным, если:

  • его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
  • его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).

Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня.

В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарь (александрийской пасхалии).

Принят в большинстве стран, в том числе в России; используется при международных сношениях между всеми государствами мира. Согласно стандарту ISO, написание даты делается по григорианскому календарю в следующем порядке: год-месяц-день арабскими цифрами. Так, 1 августа 2006 года может быть записано 3 способами: 2006-08-01; 20060801; 060801.

Даты перехода различных государств на григорианский календарь

Страна
Последняя дата по старому стилю Первая дата по новому стилю
Италия
4 октября 1582 года
15 октября 1582 года
Испания
Португалия
Польша
Франция
9 декабря 1582 года
20 декабря 1582 года
Голландия
21 декабря 1582 года
1 января 1583 года
Люксембург
Бавария
5 октября 1583 года
16 октября 1583 года
Австрия
6 января 1584 года
17 января 1584 года
Швейцария
11 января 1584 года
22 января 1584 года
Венгрия
21 октября 1587 года
1 ноября 1587 года
Пруссия
22 июля 1610 года
2 сентября 1610 года
Германия,

протестантские княжества

18 февраля 1700 года
1 марта 1700 года
Норвегия
Дания
Великобритания
2 сентября 1752 года
14 сентября 1752 года
Швеция
17 февраля 1753 года
1 марта 1753 года
Финляндия
Япония
традиционный календарь
1 января 1873 года
Китай
традиционный календарь
20 сентября 1911 года
Болгария
31 марта 1916 года
14 апреля 1916 года
Россия

(Советская Россия)

31 января 1918 года
14 февраля 1918 года
Сербия
18 января 1919 года
1 февраля 1919 года
Румыния
Греция
9 марта 1924 года
23 марта 1924 года
Турция
18 декабря 1925 года
1 января 1926 года
Египет
17 сентября 1928 года
1 октября 1928 года

Разница между датами по юлианскому и григорианскому календарю

Ранее принятое в Европе летосчисление по юлианскому календарю («старый стиль») к XVI веку накопило значительную ошибку и утратило прямую связь с природными явлениями. Суть реформы папы Григория XIII, имя которого носит календарь:

  • убираются 10 суток, после 4 октября наступает 15 октября, при этом счет дней сохраняется: 4-е число было пятницей, 15-е стало субботой;

  • некоторые високосные годы упраздняются, а именно круглые с 2 нулями, номер которых не делится на 400: 1600 и 2000 годы были високосными, а 1900 — нет.

В XXI веке разница между датами по двум календарям составляет 13 дней. Таблицу перевода дат прошлых веков см. юлианский календарь.

Будущее григорианского календаря

Григорианский календарь также накапливает ошибку, 0.0003 дня в год, т.е. 3 дня за 10 тыс. лет. Более точную систему предложил ещё Омар Хайям. Он предлагал вводить високосные годы 8 раз в 33 года: 7 раз через 4 года и 1 раз через 5 лет. Календарь Хайяма используется только в Афганистане под названием «солнечная хиджра».

Григорианский календарь также не учитывает замедление вращения Земли, удлиняющее день на 0.6 секунды за 100 лет.

Проекты всемирного календаря, более точного, чем григорианский, и не связанного с какой-либо религией, обсуждались в ООН, но решение вопроса отложено.

Литература

  • С. Куликов. Нить времени. Малая энциклопедия календаря. Москва, «Наука», 1991

Ссылки

  • Любительский ресурс, посвященный календарям

«Вокруг света» о григорианском календаре

Статьи

  • Январь 2004 Закон четвертого измерения (история измерения времени с древнейших времен до наших дней)

  • Январь 2006 Борьба Луны и Солнца: Новый год по-японски (Новый год в Японии; история введения в стране григорианского календаря)

Телепрограммы

  • 22 апреля 2000 Израиль. Вифлеем (вычисление даты рождения Христа и введение григорианского календаря)

Материалы «Телеграфа»

  • 13.1.2007 Календарная бездна (благодаря идеологической власти Ватикана переход к григорианскому стилю случился практически в одночасье в католической части Европы)

Человечество с давних времён пользуется летоисчислением. Возьмём, к примеру, знаменитый круг майя, наделавший много шума в 2012 году. Отмеряя день за днём, страницы календаря уносят прочь недели, месяцы и годы. Практически все страны мира на сегодняшний момент живут по общепризнанному григорианскому календарю, однако долгие годы государственным был юлианский. В чём же между ними разница, и почему последним теперь пользуется только православная церковь?

Юлианский календарь

Древние римляне вели счёт дням по лунным фазам. В таком простом календаре было 10 месяцев, названных в честь богов. У египтян летоисчисление было привычным современному: 365 суток, 12 месяцев по 30 дней. В 46 году до н.э. император Древнего Рима Гай Юлий Цезарь приказал ведущим астрономам создать новый календарь. Солнечный год с его 365 днями и 6 часами был взят за образец, а начальной датой стало 1 января. Новый способ исчисления дней тогда, собственно, и назвали календарём, от римского слова «календы» – так именовались первые дни каждого месяца, когда платились проценты по долгам. Во славу древнеримского полководца и политика, чтобы увековечить его имя в истории грандиозного изобретения, один из месяцев назвали июлем.

После убийства императора римские жрецы немного запутались и объявляли каждый наступающий третий год високосным, чтобы выровнять шестичасовое смещение. Окончательно календарь был выровнен при императоре Октавиане Августе. И его вклад был зафиксирован новым названием месяца – август.

От юлианского к григорианскому

Веками по юлианскому календарю жили государства. Им же пользовались христиане во время Первого Вселенского Собора, когда была утверждена дата празднования Пасхи. Интересно, что этот день каждый год отмечается по-разному в зависимости от первого полнолуния после весеннего равноденствия и иудейской Пасхи. Изменить это правило можно было только под страхом анафемы, однако в 1582 году глава католической церкви папа Григорий XIII пошёл на риск. Реформа прошла успешно: новый календарь, названный григорианским, был более точным и возвращал день равноденствия к 21 марта. Иерархи православной церкви осудили нововведение: получалось, что иудейская Пасха случалась позже Пасхи христианской. Это не допускалось канонами восточной традиции, и в разночтениях между католиками и православными появился ещё один пункт.

Летоисчисление на Руси

В 1492 году Новый год на Руси стали отмечать по церковной традиции 1 сентября, хотя раньше новолетие начиналось одновременно с весной и считалось «от сотворения мира». Император Пётр I учредил, что принятый от Византии юлианский календарь на территории Российской империи является действующим, однако Новый год теперь отмечался в обязательном порядке 1 января. Большевики перевели страну на григорианский календарь, по которому уже давно жила вся Европа. Интересно, что таким образом тогдашний февраль стал самым коротким месяцем в истории летоисчисления: 1 февраля 1918 года превратилось в 14 февраля.

С юлианского на григорианский календарь в 1924 году официально перешла Греция, вслед за ней – Турция, а в 1928-м и Египет. В наше время по юлианскому летоисчислению живут только некоторые православные церкви – русская, грузинская, сербская, польская, иерусалимская, а также восточные – коптская, эфиопская и греко-католическая. Поэтому и существуют разночтения в праздновании Рождества: день рождения Христа католики отмечают 25 декабря, а в православной традиции этот праздник приходится на 7 января. То же и со светскими праздниками – Старый Новый год, смущающий иностранцев, празднуется 14 января как дань предыдущему календарю. Впрочем, неважно, кто по какому календарю живёт: главное – не тратить понапрасну бесценные дни.

Рождественская сказка в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Добро пожаловать в ЭТНОМИР в канун Рождества! 6 января 2019 года волшебство Сочельника окутает весь парк, а его посетители окажутся в настоящей зимней сказке!

Всех гостей парка ждёт увлекательная тематическая программа парка: интерактивные экскурсии, ремесленные мастер-классы, уличные игры с озорными скоморохами.

Насладитесь зимними видами ЭТНОМИРа и атмосферой праздника!

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ФРАНЦУЗСКОЙ

РЕВОЛЮЦИИ Муродова М.Х.

Муродова Малика Хужамкул кизи — студент, направление: история, социально-экономический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются особенности республиканского календаря Великой Французской революции XVIII века. Рассматривается история его введения и исторический период действия. Приводятся названия месяцев и дней десятичной недели.

Ключевые слова: республиканский календарь, Великая Французская революция, санкюлотид, Национальный Конвент, декада.

Как известно, календари, как реальная возможность измерять время, пришли к нам из далекой древности и стали насущной потребностью для всех жителей планеты. Григорианский календарь принят в настоящее время как единая мировая система счисления времени. В различные времена проводились календарные реформы. В свое время Юлий Цезарь решил заменить сложный римский лунно-солнечный календарь более удобным в обращении египетским (1 января 45 г. до н.э.), перевел начало года с марта на январь. Юлианский календарь реформировал Римский Папа Григорий XIII, который в 1582 году ввел Григорианский календарь.

Одним из интересных фактов в истории календарей является Республиканский календарь французской революции, введенный во Франции 5 октября 1793 г. 21 сентября 1792 г. свершилась буржуазная революция во Франции, уничтожившая королевскую власть и феодальные порядки и объявившая, что отныне «все общественные акты будут датированы 1-м годом свободы». Проект нового календаря был подготовлен комиссией, возглавлявшейся Жильбером Роммом. Идея календаря предложена в 1787 г. Сильвеном Марешалем, а проект разработан в 1793 г поэтом Фабром Д’Эглантином .

Каждый из 12 месяцев республиканского календаря содержал 30 дней. Остальным дням, которые в григорианском календаре приходились на время с 17 по 22 сентября, были даны названия в честь революционно настроенных масс -санкюлотов. Так, первая санкюлотида, т. е. 17 сентября, была названа праздником Гения, вторая — праздником Труда, третья — Подвигов, четвертая — Наград, пятая -Мнения, а 22 сентября — шестая санкюлотида, отмечающаяся один раз в 4 года, посвящалась различным спортивным играм и состязаниям. Календарь был введен во всей Франции 5 октября 1793 г. постановлением Национального Конвента. Этим календарем упразднялись эра от «рождества Христова». Конвент постановил вести счет годов с момента провозглашения республики, т. е. с 22 сентября 1792 г. Старые названия месяцев были заменены новыми, отражающими явления природы, метеорологические и сельскохозяйственные условия климатической зоны Франции : Зима с 21 декабря по 20 марта: Нивоз (месяц снегов), Плювиоз (месяц дождей), Вантоз (месяц ветров); весна с 21 марта по 18 июня: Жерминаль (месяц прорастания), Флореаль (месяц цветения), Прериаль (месяц лугов); лето с 19 июня по 16 сентября: Мессидор (месяц колосьев, жатвы), Термидор (месяц жары), Фруктидор (месяц плодов); осень с 22 сентября по 20 декабря: Вандемьер (месяц сбора винограда, урожая), Брюмер (месяц туманов), Фример (месяц заморозков). Вместо семидневной педели была введена десятидневка, или декада.

Республиканский календарь просуществовал более 12 лет и с 1 января 1805 г. был заменен григорианским. Спустя 65 лет Парижская коммуна в марте 1871 г. восстановила республиканский календарь, но через несколько месяцев с падением Парижской коммуны он был упразднен с 28 мая 1871 г.

В заключение следует сказать, что 5 октября 1793 г. был принят Декрет, фиксирующий начало французской эры 14 вандемьера II г. В 1 статье говорится, что Французская эра отсчитывается с основания Республики, которое имело место 22 сентября 1792. В 10 статье установлено, что в память о революции, которая за четыре года привела Францию к республиканскому правлению, четырехлетний високосный период именуется франсиадой. Прибавляемый день, который должен заканчивать этот период, именуется днем революции и т.д.

В этом году мир отмечает 230-летие Дня взятия Бастилии. Этот национальный праздник французов связан с Великой Французской буржуазной революцией и провозглашением республики во Франции. По нашему мнению, при изучении всемирной истории следует обратить внимание на изучение и данного этапа истории Франции, включить в текст лекции и к семинарскому занятию вопрос о революционном календаре.

Список литературы

1. ГолубИ.Я., Хренов Л.С. Время и календарь. М.: Наука, 1989. 123 с.

4. Селешников С.И. История календаря и хронология. М., 1972. С. 79-91.

Теперь, кажется, что причина разработки и введения нового календаря проста и понятна — Григорий XIII просто хотел уточнить действующий календарь, дабы он соответствовал реальному ходу времени. Но не тут-то было, истинная причина лежит гораздо глубже. Попробуем разобраться.

Начнём с самого начала. В 325 в Никее (северо-запад Малой Азии) состоялся Никейский церковный собор, на котором впервые был составлен и принят Символ веры. Кроме того, был принят юлианский календарь и дата празднования пасхи, определение которой поддавалась простому правилу: пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Таким образом, один из главных церковных праздников достаточно жестко связывался с днём весеннего равноденствия, который в год проведения собора пришёлся на 21 марта. Такая привязка вкупе с неточным юлианским календарём вскоре сыграла с церковью злую шутку.

А дело здесь вот в чём. Как отмечалось выше, к 1582 году «медлительный» юлианский календарь опаздывал уже на 10 дней, и, как следствие, настоящий день весеннего равноденствия переместился на 11 марта, в то время как по календарю он по-прежнему приходился на 21 марта. Вслед за пасхой ближе к лету сдвигались и все остальные связанные с ней праздники. Заметив такое несоответствие календарного и фактического равноденствия, Григорий XIII предписал «вернуть равноденствие на надлежащее ему место» и разработать проект календарной реформы.

Среди всех предложенных вариантов реформы был выбран вариант итальянского математика и врача Луиджи Лилио. Утвердив реформу, Григорий XIII в специальной булле «Inter gravissimas» («Среди наиважнейших») постановил 5 октября 1582 года считать не 5-м, а 15-м, сдвинув, таким образом, календарь на 10 дней вперёд и вернув равноденствие на 21 марта, где оно и должно быть по решению Никейского собора. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, вводя новый календарь, папа руководствовался не столько стремлением уточнить старый, сколько желанием решить внутрицерковные проблемы.

Так или иначе, но был введён календарь, который был точнее предыдущего. Точность была достигнута исключением из каждых 400 лет 3-х високосных. Средняя продолжительность года по григорианскому календарю составляет 365 дней 5 часов 49 минут и 12 секунд, что больше истинной всего на 26 секунд (против 11 минут в юлианском календаре). Лишние сутки по григорианскому календарю накапливаются всего за 3280 лет!

Напоследок простое правило определения високосных лет: високосным считается год, число которого делится на 4, кроме годов, числа которых оканчиваются на 2 нуля, но не делятся на 400.

Берегите себя!

Теги: летоисчисление, календарь, древний мир, григорианский календарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *