Юлианский календарь

Эта страница всегда поможет вам узнать число и день недели на сегодня. Вверху страницы находится календарь на текущий месяц, сегодняшний день отмечен зелёным цветом. Оранжевым цветом отмечены предпраздничные дни — время работы сокращено на один час. Красным цветом — выходные и праздничные дни в РФ.

Каждый день имеет в системе человека своё определённое место и имя. День недели, месяц и год — это точный ориентир в системе временных координат, благодаря которому люди планируют свои повседневные занятия. Для отслеживания времени человек придумал не только часы, но и календарь — инструмент, отсчитывающий дни и года. Календарь позволяет представить время в виде линейки, и каждый школьник знает, как определить любую дату. Однако так было не всегда.

Юлианский календарь

Римский Calendarium представлял собой долговую книгу, расчёты по которой проводились в дни календ. Римляне ориентировались внутри месяца по основным событиям:

  • календам — первым дням месяца;
  • нонам — пятым или седьмым дням;
  • идам — 13-м или 15-м дням.

Всего было 10 месяцев, а первым считался март — месяц бога Марса. Данную систему Древний Рим заимствовал у греков, календарь которых состоял из 12 месяцев. Несоответствие между солнечным и календарным годами вынуждали греков добавлять тринадцатый месяц 3 раза каждые 8 лет: в третий, пятый и восьмой год.

Римский календарь в этом плане был ещё неудобнее, так как периодически требовалась вставка дополнительного месяца. Mensis Intercalaris или тринадцатый месяц римского календаря вводился в феврале, но решение о его объявлении принимал понтифик. Иногда на решение последнего влияли политики, а во времена смуты о тринадцатом просто забывали. В результате неаккуратного обращения с Mensis Intercalaris календарные даты и времена года начали расходиться, и ко времени правления Юлия Цезаря отставали друг от друга больше чем на 60 дней.

Для синхронизации времён года и календарных дат Юлий Цезарь ввёл новую систему исчисления, которая получила название «юлианской». В этом календаре месяцы получили разное количество дней, а для устранения ошибки рассинхронизации был введён особенный високосный год. Юлианский календарь остаётся основной системой счисления времени для некоторых религиозных и неканонических организаций, а также лежит в основе православного месяцеслова. Сегодня в России юлианский календарь известен как «старый стиль».

Григорианский календарь

Несмотря на все усилия по синхронизации дат, юлианский календарь всё же давал сбои. С приходом христианства основным праздником стала Пасха, дата которой, как известно, вычисляется по весеннему равноденствию. Но в юлианском календаре полнолуния рассогласовывались с астрономическими, что затрудняло определение плавающей даты пасхального воскресения. Именно поэтому была разработана модифицированная версия календаря Юлия Цезаря, в которой были изменены правила расчёта високосных лет и вычисления Пасхи. Для исправления ошибок календарь в день принятия сдвигал дату на 10 суток. Каждые 400 лет разница между юлианским и григорианским календарём увеличивается на 3 дня.

Принципы счёта

Календарь — это система исчисления, в основу которой заложены принципы движения небесных тел. Перемена дня и ночи или лунный цикл задали основные ориентиры для построения временной шкалы.

Почему древнегреческий и древнеримские календари накапливали ошибки и требовали вставки дополнительных месяцев? Всё дело в том, что при расчёте месяца учитывалась смена лунных фаз, равных 29,53 суток. Таким образом, лунный год содержит всего 354,37 дня, и ежегодно происходит смещение дат на 11 суток. Для устранения этой проблемы отсчёт дней начали производить не по движению Луны, а по Солнцу.

В основе солнечного календаря лежит годовой звёздный цикл, который длится 365,25 дней. Очевидно, что каждые 4 года накапливается один лишний день, и для его нивелирования вводятся високосные года. Для проверки соответствия дат и времён года такой календарь использует дни равноденствия и солнцестояния. Так, весеннее равноденствие стабильно фиксируется 20 марта, а июньское и декабрьское солнцестояния допускают погрешность в 1 день. Солнечный календарь используется во всех новых системах исчисления, в том числе и в григорианской.

Основные ориентиры

Нам понятно, как считать года, но вот от чего их отсчитывать? В зависимости от эпохи и цивилизации отсчёт времени производился по-разному. Например, римляне определяли время исторических событий по главному ориентиру — основанию Рима. В Древнем Египте, наоборот, отсчёт времени начинался каждый раз заново вместе с вступлением на престол очередной правящей династии. С приходом христианства средневековая Европа взяла в качестве отметки начала времени Рождество Христово, которое используется до сих пор в большинстве современных государств.

Религиозные ориентиры — это наиболее популярные временные отметки, от которых ведётся счёт времени в других странах. К примеру, в исламских странах года отсчитываются от Хиджры — даты переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Ещё интереснее обстоят дела с еврейским календарём, который берёт за начало момент сотворения Вселенной. По мнению адептов иудаизма, мир был создан в 3761 году до н. э, что было вычислено на основании продолжительности жизней библейских героев. Религиозный календарь Индии — Кали-Юга, предлагает более занимательную точку отсчёта. Согласно индийским верованиям, эпоха Кали-Юга началась в момент ухода Кришны из этого мира, что произошло 23 января 3102 года до н. э.

Но самым любопытным является календарь майя. Мы до сих пор не знаем точно, какую точку отсчёта приняли древние индейцы для своего календаря, хотя и выяснили на основании углеродного анализа, что мезоамериканский календарь стартует с 13 августа 3114 года до н. э. Любопытно другое. Календарь майя был рассчитан только до 21 декабря 2012 года, что породило множество эсхатологических теорий о глобальном катаклизме, который должен был произойти в этот день. Дату 21.12.2012 мир ждал, затаив дыхание. Но ничего не произошло, и ещё один конец света канул в лету.

Наша программа позволяет определить не только сегодняшнюю дату, но и узнать интересные факты. Так, сервис отображает данные о том, какой сейчас год по восточному календарю, високосный он или нет, позволяет узнать какой сегодня день по счёту или перевести дату в систему юлианского календаря.

Конвертер дат по юлианскому календарю, вычисление юлианской даты, вычисление даты от основания Рима

Этот конвертер переводит даты в григорианский и юлианский календари и вычисляет юлианскую дату; для юлианского календаря отображаются латинская и римская версии.

Пояснения и комментарии:

1. Григорианский календарь (в России именуется «новый стиль») введён в 1582 г. н.э. папой Григорием XIII (годы жизни: 1502–1585; папа римский с 1572 по 1585 год). Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий (1537–1612) и Алоизий Лилий (1510–1576). Причиной, точнее, поводом реформирования календаря было смещение фактического дня весеннего равноденствия на 10 марта, в то время как пасхалия (методика расчёта даты Пасхи — праздника в честь воскресения Иисуса Христа) требует брать в расчёт 21 марта из юлианского календаря.

Подробнее об этом можно прочитать в окрестности 583-й страницы 8-го тома сборника «Академические известия» (СПб, 1781 год).

Иными словами, именно день весеннего равноденствия участвовал в определении даты Пасхи, и этот день в календаре стал со временем не совпадать с фактическим весенним равноденствием в природе; кроме того, имело место рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. В 1582 году григорианский календарь впервые пришёл на смену юлианскому: следующим днём после четверга 4 октября 1582 стала пятница 15 октября 1582 года. Таким образом, реформа календаря ликвидировала отставание юлианского календаря по отношению к солнечному году.

Григорианский календарь намного точнее юлианского календаря: он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году. Сам григорианский календарь основан на циклическом обращении Земли вокруг Солнца, продолжительность одного цикла, т.е. 1 оборота вокруг Солнца, принята в григорианском календаре равной 365,2425 суток. Григорианский календарь содержит 97 високосных лет на 400 лет (97/400 = 0.2425).

В григорианском календаре правило распределения високосных годов следующее: 1) год, номер которого кратен 400, — високосный; 2) остальные годы — год, номер которого кратен 100 — невисокосный; 3) остальные годы — год, номер которого кратен 4 — високосный. Таким образом, 1600 и 2000 годы были високосными, а 1700, 1800 и 1900 годы високосными не были.

В данном конвертере даты до реформы 1582 года преобразуются с использованием стандартных правил для григорианских високосных годов. В конвертере преобразование для годов по григорианскому календарю возможно вплоть до 2400 года н.э.

Что касается России, то у нас григорианский календарь был ввёден 24 января 1918 года декретом СНК РСФСР (картинка) — применена поправка на 13 суток в плюс. Так, согласно этому декрету, после 31 января 1918 года в России наступило 14 февраля 1918 года. Полное название документа — «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря».

Также см. видео «Юлианский и григорианский календари: что означает «старый стиль»?».

2. Юлианский календарь (в России называется «старый стиль») был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и учреждённый Гаем Юлием Цезарем (годы жизни: 100 до н.э. – 44 до н.э.) в 46 году до н.э. (год 708-й от основания Рима, или Ab urbe condita, или A.U.C.). Первый день фактического использования юлианского календаря — 1 января 45 года до н.э. (это был 709-й год от основания Рима).

Примечательно, что от имени Цезаря произошли немецкое Kaiser («кайзер») и русское «царь».

В юлианском календаре год начинается 1 января, поскольку в Древнем Риме именно в этот день со 153 года до н.э. избранные консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней, делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней (1 високосный из четырёх = 1/4 = 0.25), что больше на 11 минут продолжительности тропического года. В григорианском календаре, для сравнения, 1 год приравнивается к 365,2425 суткам; итого, юлианский астрономический цикл дольше григорианского на 365,25 − 365,2425 = 0,0075 дня. 1 день = 24 часа = 1440 минут, тогда разница в 0,0075 дня составляет 10,8 (т.е. ≈ 11) минут, о чём и говорилось выше.

В данном конвертере даты до фактического введения юлианского календаря преобразуются с использованием стандартных правил для юлианских високосных годов.

Из-за вышеописанной ошибки в ~11 минут в год в разные века разница в сутках между датами григорианского календаря и юлианского не была одинаковой, а продолжает увеличиваться. Для справки можете воспользоваться вот этой таблицей:

3. Римская версия юлианского календаря введена примерно в 750 г. до н.э., а само это римское летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condita) — от 753/754 г. до н.э. Римский учёный и писатель Марк Теренций Варрон Реатинский пишет, что традиционной датой основания Рима считается 21 апреля 753 года до н. э.

Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось, даты до 8 г. н.э. не являются точными и представлены в данном конвертере в демонстрационных целях. Также просьба учесть, что в настоящем конвертере даты до 753 г. до н.э. не вычисляются.

Например, 22 августа 80 г. н.э. обозначали так: за одиннадцать дней до сентябрьских Календ (ante diem XI Kalendas Septembres). Первые числа месяца определяли, отсчитывая дни от предстоящих Нон, затем, когда Ноны проходили — от Ид, и последние дни определялись от будущих Календ. Если день приходился на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня ставилось в abl.pl.*, например: 1-го февраля — Kalendis Februariis, 15-го марта — Idibus Martiis, 5-го апреля — Nonis Aprilibus. День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначался словом pridie (накануне) с acc.**: 31-го января — pridie Kalendas Februarias, 14-го марта — pridie Idus Martias, 4-го апреля — pridie Nonas Apriles.

Для удобства конвертирования римских цифр используйте этот конвертер. О календах, нонах и идах также можно почитать .

* — Abl.pl. — сокращение от лат. ablativus pluralis, аблатив, т.е. исходный падеж, отложительный падеж — падеж, указывающий на исходный пункт траектории движения одного из участников ситуации. Слова́ в аблативе отвечают на следующие вопросы: «откуда?», «от кого?», «от чего?», «отчего?». Pluralis — указание на множественное число.

** — Acc. — сокращение от лат. accusativus — винительный падеж; отвечает на вопросы «кого?», «что?». Для аналогии: в современном английском языке есть глагол to accuse (somebody of something) — обвинять (кого-то в чём-то).

4. Юлианская дата — это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н.э (по юлианскому календарю), или, что то же самое, от 24 ноября 4714 г. до н.э. по григорианскому календарю. Эту дату предложил французский учёный Жозеф Жюст Скалигер (годы жизни: 1540–1609).

Скалигер предложил простую погодную хронологическую шкалу, к которой можно было бы приводить все исторические даты — юлианский период. Эта шкала основана на цикле длительностью 7980 лет, который получается перемножением трёх характерных для юлианского календаря периодов: 28-летнего (период повторения дней недели), 19-летнего (период повторения пасхального лунного цикла) и 15-летнего цикла индиктов с началом отсчёта 1 января 4713 до н.э., когда совпадают первые годы всех этих циклов. Данная система в дальнейшем была адаптирована для удобства астрономических расчётов Джоном Гершелем (английский физик и астроном, годы жизни: 1792–1871), который предложил выражать все даты через число дней, прошедших от указанного начала цикла Скалигера (юлианский день).

До Скалигера историки пользовались теми хронологическими системами, которые находили в источниках: например, для описания событий античности — по олимпиадам, по консулам, от основания Рима, а при сравнении дат полагались на некоторые известные синхронизмы. Скалигер первым поставил задачу систематического исследования соотношения различных календарных систем и хронологических эр, в чём его большая заслуга.

Кроме юлианской даты (юлианского дня) также используется лилиа́нская дата, названная так в честь астронома Алоизия Лилия (Лилиуса), одного из авторов автора проекта григорианского календаря.

Лилианская дата — это астрономический способ измерения времени, при котором считается количество дней, прошедших с введения григорианского календаря (00:00:00 15 октября 1582 года). Дата меняется в полночь по всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time, или UTC). Лилианская дата 15 октября 1582 года имеет порядковый номер 1. Лилианскую дату можно получить из юлианской даты путём вычитания 2 299 160,5 и исключения из результата десятичной дроби. Так, в день написания этих строк, 20 июля 2013 года (по григорианскому календарю), была юлианская дата 2 456 494; следовательно, лилианская дата на этот день равна 2 456 494 − 2 299 160,5 = 157333,5 = 157333 (за вычетом дробной части).

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи.

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

Фото: http://hram-troicy.prihod.ru

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари — какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота «мракобесный» календарь заменили на «прогрессивный». В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на «новый стиль», но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях — это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. — пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели». Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

январь 1, 2019

В 45 году до нашей эры ввели Юлианский календарь. Пришедший к власти Юлий Цезарь решил синхронизировать календарный год с тропическим. Рассказываем, в чем суть Юлианского календаря и почему после него перешли на Григорианский.

Юлий Цезарь.
СС0

Когда ввели Юлианский календарь

Этот календарь разработали александрийские астрономы по указу императора Юлия Цезаря, в честь которого и назвали. Календарь ввели в Римской империи 1 января 45 года до нашей эры, чтобы заменить старый римский календарь.

В России Юлианский календарь ввели только в 1700 году. В наши дни этот календарь называют старым стилем, потому что в 1918 году ему на смену пришел Григорианский календарь.

Суть Юлианского календаря

До Юлианского календаря существовал римский календарь, который состоял из 12 месяцев общей суммой 355 дней. Так как это на 10 с небольшим дней меньше, чем длина «тропического»года, иногда после 23 февраля добавляли дополнительный месяц. Такое решение принимал понтифик, пишет .

Когда Цезарь пришел к власти, календарные даты заметно отличались от ожидаемых времен года. Поэтому в 46 году до нашей эры Цезарь провел календарную реформу, чтобы восстановить «ход времени» и избежать подобных проблем в будущем.

После проведенных изменений год «вырос» до 365 дней, но раз в четыре года после 23 февраля должен быть вставлен дополнительный день.

Почему Юлианский календарь сменили на Григорианский

В юлианском календаре 365 дней, каждые четыре года добавляется один дополнительный день. Поэтому средняя продолжительность юлианского года — 365,25 дней. Это больше продолжительности тропического (солнечного) года на 11 минут и 15 секунд.

Календарь. СС0

Это привело к тому, что каждые 128 лет накапливался лишний день. Из-за этого Рождество, которое первоначально совпадало с зимним солнцестоянием, постепенно сдвинулось в сторону весны. Из-за смещения дня весеннего равноденствия возникали проблемы с отсчетом Пасхи. .

В 1582 году папа Григорий XIII издал постановление о реформе календаря, который получил название Григорианский. В нем уменьшили количество високосных лет и применили новую формулу для определения дня Пасхи. Для возврата весеннего равноденствия на 21 марта пропустили 10 дней, и в 1582 году после 4 октября наступило 15 октября.

К середине 20 века почти все страны пользовались Григорианским календарем. В России его ввели после Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года, поправка составила 13 суток, calend.ru.

Юлиа́нский календарь (также называется старым стилем в противоположность «новому стилю» — т.е. григорианскому или новоюлианскому календарям)

Характеристика

В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня = 365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. В юлианском календаре каждый год, номер которого делится на 4 без остатка — високосный.

Между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э. (или, согласно некоторым источникам, между 12 г. до н.э. и 4 г. н.э.) високосных годов не было. Этот период без високосных лет был установлен декретом императора Августа, чтобы исправить влияние избытка високосных лет в предыдущий период. Благодаря этому он был увековечен в календаре, так как восьмой месяц был назван его именем.

Любопытный факт: хотя метод счета лет от (официального) года рождения Христа не применялся до VI века, благодаря удачному совпадению юлианские високосные годы совпали с годами после рождества Христова, кратным четырем.

История

Юлианский календарь был введён в Римской республике Юлием Цезарем, от которого и получил своё наименование, в 45 г. до н.э.. Повсеместно использовался в землях воспринявших римскую традицию до 1582 года, когда вначале римо-католические, а позднее и прочие земли начали переходить на григорианский календарь. Одними из последних от юлианского календаря на государственном уровне отказались Греция (в 1924) и Турция (в 1926) (подробнее о времени и методе перехода разных стран см. ст. григорианский календарь).

Православная Церковь восприняла господствующий в Римском государстве юлианский календарь, который оставаля повсеместным в церковном обиходе до 1923 года. В то время Константинопольский Конгресс представителей ряда поместных Православных Церквей, созванный Константинопольским патриархом Мелетием IV, среди других нововведений постановил «исправить» юлианский календарь путём временного принятия «новоюлианского календаря», совпадающего с григорианским до 2800 года. Это решение не нашло всеобщего признания — сразу же после Конгресса от юлианского календаря отказались только три автокефальных Церкви: Константинопольская, Румынская и Элладская, которые перешли на новоюлианский календарь, тогда как неканонически выделившаяся автономная Финляндская Православная Церковь ввела у себя григорианский календарь. Таким образом с 1923 года возник т.н. календарный вопрос — зыбкое сосуществование трёх календарей, которое тревожит церковную жизнь по начало XXI века. Массовая приверженность верующих к юлианскому календарю приводила к тому что переходы на «новый стиль» нередко сопровождалось масштабными протестами и оформлением раскольнических «старостильных» движений. В итоге священноначалие нескольких поместных Церквей, после попытки ввести «новый стиль», принимало решение о восстановлении юлианского календаря; в других случаях позволялось сосуществование разных стилей в пределах одной поместной Церкви.

Отказ и возвращение на юлианский календарь поместных Церквей

  • Константинопольская Православная Церковь:
    • отказ с 10 марта 1924 года (патриаршей и синодальной грамотой)
  • Александрийская Православная Церковь:
    • отказ в 1926 году
  • Антиохийская Православная Церковь:
    • отказ в 1948 году
  • Иерусалимская Православная Церковь — неизменно сохраняет юлианский календарь
  • Русская Православная Церковь:
    • отказ 2 октября 1923 года
    • возвращение 8 ноября 1923 года ввиду несостоятельности Константинопольского Конгресса и неприятия «нового стиля» большинством верующих
  • Грузинская Православная Церковь:
    • отказ в 1928 году
    • возвращение через несколько месяцев ввиду отвержения реформы народом и большинством священников
  • Сербская Православная Церковь — неизменно сохраняет юлианский календарь
  • Румынская Православная Церковь:
    • отказ в 1924 году
  • Болгарская Православная Церковь:
    • отказ 19 декабря 1968 года (согласно объявлению от 18 июля того года), «в экуменических целях»
  • Кипрская Православная Церковь
  • Элладская Православная Церковь:
    • отказ в марте 1923 года
  • Албанская Православная Церковь
  • Польская Православная Церковь:
    • отказ 12 апреля 1924 года, при позволении отдельным приходам сохранять юлианский календарь
    • возвращение 15 июня 2014 года (согласно синодальному постановлению от 18 марта того года) «в связи с тем, что большинство приходов Польской Церкви (96%) празднует праздники по старому стилю (юлианскому), и по просьбам верующих» . При этом на тех приходах, где была такая необходимость, новый стиль мог быть сохранён.
  • Чехословацкая Православная Церковь
  • Православная Церковь в Америке:
    • отказ в 1970-х годах , при позволении отдельным епархиям и приходам сохранять юлианский календарь

В современном церковном использовании

Ныне юлианский календарь используется:

  • Повсеместно в Иерусалимской, Грузинской и Сербской Православных Церквах.
  • Подавляюще в Русской (за исключенем отдельных приходов в Западной Европе) и Польской Православных Церквах.
  • В зависимости от приходского уклада в Чехословацкой и Американской Церквах, где также используется и новоюлианский.
  • В ряде юрисдикций, монастырей и приходов Константинопольской (включая Святую гору Афон, Украинскую Православную Церковь Америки, монастырь святой Ирины Хрисоваланту в Астории и его дочерние учреджения, и т.д.) и Румынской (включая Бессарабскую митрополию) Церквей.
  • Во всех поместных Церквах кроме Финляндской для вычисления Пасхалии.

Использованные материалы

  • «2. Христианский календарь», Тондеринг Клаус, Часто задаваемые вопросы о календарях:

Серафим (Соболев), архиеп., «Чем опасен переход на новый стиль»,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *