Юстиниан годы правления

Эта статья о императоре Восточной Римской империи (Византии). Для использования в других целях, см Юстиниан (значения) .

Флавий Петрус Саббатий Юстиниан

Dominus Noster Petrus Sabbatius Iustinianus Augustus

Юстиниан I
Деталь современной портретной мозаики в базилике Сан-Витале , Равенна
Римский император
Август 1 апреля 527 г. — 14 ноября 565 г. (только с 1 августа 527 г.)
Acclamatio 1 апреля 527
Предшественник Джастин I
Преемник Джастин II
Родившийся Петрус Саббатий
11 мая 482 года
Тауресий , Дардания , Византийская империя
Умер 14 ноября 565 г. (83 года)
Большой Константинопольский дворец
Захоронение
Супруга Теодора
Полное имя Королевское имя
Династия Династия Юстиниана
Отец
  • Саббатий
  • Джастин I (приемный)
Мать Виджилантия
Религия Халкидонское христианство

Юстиниан I ( / dʒ ʌ s т ɪ п я ə п / ; Latin : Флавий Petrus Савватий Иастинианус ; греческий : Ἰουστινιανός , . Транслит Ioustinianós , 11 мая 482 — 14 ноября 565), также известный как Юстиниан Великий ( греческий : ὁ Μέγας , латинизированный : ho Megas ), был императором Восточной Римской империи с 527 по 565 годы.

Его правление ознаменовано амбициозным, но лишь частично осуществленным обновлением империи , или «восстановлением Империи». Это стремление выразилось в частичном восстановлении территорий несуществующей Западной Римской империи . Его полководец Велизарий быстро завоевал Королевство вандалов в Северной Африке. Впоследствии Велизарий, Нарсес и другие полководцы завоевали остготское королевство , вернув империи Далмацию , Сицилию , Италию и Рим после более чем полувекового правления остготов. Префект претория Liberius мелиорированного к югу от Пиренейского полуострова , создание провинции Špania . Эти кампании восстановили римский контроль над западным Средиземноморьем, увеличив годовой доход Империи более чем на миллион солидов . Во время своего правления Юстиниан также подчинил цани , народ на восточном побережье Черного моря , который никогда прежде не находился под властью римлян. Он сражался с Сасанидской империей на востоке во время правления Кавада I , а затем снова во время правления Хосрова I ; этот второй конфликт был частично инициирован его амбициями на западе.

Еще более резонансным аспектом его наследия была единообразная переработка римского права, Corpus Juris Civilis , который до сих пор является основой гражданского права во многих современных государствах. Его правление также ознаменовало расцвет византийской культуры, а в его строительной программе были представлены такие произведения, как собор Святой Софии . В Восточной Православной Церкви его называют «Святой Юстиниан Император» . Из-за его реставрационных работ Юстиниана иногда называли » последним римлянином » в историографии середины 20 века .

Византийская культура

Руины церкви монастыря Симеона Столпника (Калат Семан). Ок. Антиохии. Сирия (кон. IV в.)

Руины церкви монастыря Симеона Столпника (Калат Семан) около Антиохии в Сирии.

В конце IV века Сирия стала провинцией Византии. И в последующие два столетия художественная культура Сирии развивается в постоянном контакте с византийской, сохраняя свое своеобразие, обусловленное сочетанием древних ближневосточных, античных и христианских традиций.

Монастырский комплекс Калат Семан возник, согласно преданию, вокруг колонны Святого Симеона Столпника. Массивный каменный храм монастыря включал в себя четыре трехнефные базилики, сгруппированные крестообразно вокруг восьмиугольного центрального помещения, перекрытого, вероятно, деревянным куполом. Подобный тип храма, представляющий собой в плане равносторонний «греческий» крест с купольным перекрытием средокрестия, получил наименование крестово-купольного. В дальнейшем он будет развиваться в архитектуре Византии, где на его основе появятся такие шедевры, как Святая София Константинопольская.

Культовые христианские сооружения первоначально представляли собой помещения, построенные как жилые, но приспособленные для богослужения. Однако, так как в Сирии христианство начало распространяться еще в римский период, то представления о храме как о здании, где верующий приобщается к духовным началам, здесь складывались быстро. В IV-VI веках строительство монастырей в Сирии приобретает широкий размах, превращаясь в целые комплексы, защищенные надежными стенами. Это были тяжеловесные, основательные строения, сложенные из квадров тесанного камня, схожие с древнеримскими образцами. Для украшения зданий использовано декоративное членение стен аркадами, резное убранство порталов.

Храм Святой Софии. Константинополь (532-537).

Храм Святой Софии в Константинополе. Византийская империя (532-537).

Самое знаменитое произведение византийской архитектуры. Храм был возведен при императоре Юстиниане I Великом (527-565) архитекторами – греками из Малой Азии – Анфимием из Тралл, Исидором Старшим и Исидором Младшим из Милета. Святая София представляет собой классическую трехнефную базилику крестово-купольного типа, с огромным куполом диаметром 31,5 м, возведенным на парусах, опирающихся на четыре мощных столба. С востока и запада к главному куполу добавлены два полукупола того же диаметра, поддерживающие и воспринимающие его распор. Невесомость купола подчеркивалась световым кольцом из 40 окон, размещенным у его основания, казалось он «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес». По словам русского византиниста К.П.Кондакова Храм Святой Софии в Константинополе «сделал для Империи больше, чем многие ее войны». Восхищала Святая София чужеземных гостей и завоевателей, немалую роль сыграла ее красота и в выборе веры для Руси князем Владимиром. Когда турецкий султан Мехмед II-Завоеватель захватил Константинополь, он не посмел разрушить этот символ ненавистного ему города, но превратил его в мечеть.

В 1934 году мечеть в храме была упразднена и вместо нее открылся музей, где можно увидеть шедевры византийской мозаики, под сенью парящего в вышине купола.

Мозаика купола Баптистерия Православных. Равенна. V в.

Мозаика из мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. V в.

Мозаика из церкви Сан-Витале. Равенна. VI в.

Мозаики Равенны. Баптистерий Неона (Баптистерий православных). Деталь мозаики в мавзолее Галлы Плацидии, интерьер церкви Сан-Витале.

Равенна была резиденцией последних императоров Западной Римской империи, начиная с Гонория. Затем она была столицей короля остготов Теодориха Великого, завоевавшего в 493 г. Италию. В 540 г. город был отвоеван войсками императора Восточной Римской империи – Византии – Юстиниана.

Равенна становится центром так называемого Равеннского экзархата, наместничества византийского императора за пределами митрополии, на долгое время став оплотом империи в Италии. В 751 г. Равеннский экзархат был захвачен лангобардами, затем отвоеван у них франками.

В Равенне сохранился уникальный комплекс византийских церковных зданий V-VII вв., который в этот период приобрели максимальную парадность и торжественность, с великолепными мозаиками, свидетельствующими о становлении христианской иконографии в первые века существования Византийской империи. (В самой Византии, охваченной в VIII в. иконоборчеством, раннехристианские мозаики практически не сохранились). Восьмиугольный баптистерий Неона был воздвигнут на фундаменте римских терм на рубеже IV и V веков и поначалу именовался Баптистерием православных, в отличие от Арианского баптистерия Теодориха. Баптистерий получил свое второе название в честь епископа Неона, который украсил его мозаиками во второй половине V века. Подкупольная мозаика выполнена по сюжету крещения Иисуса Христа. В центре мозаики расположен медальон непосредственно со сценой крещения (в ней кроме Иисуса и Иоанна Крестителя изображена персонификация реки Иордан в образе мужчины, держащего полотенце). Вокруг медальона помещены фигуры двенадцати апостолов, на которых нисходит благодатная энергия, изображенная радиальными лучами.

Голуби, пьющие из источника воды живой. Деталь мозаики в мавзолее Галлы Плацидии. Это – раннехристианское (часто встречающееся в катакомбах) символическое изображение душ, пьющих из источника живой воды в раю, символ наследуемой христианами вечной жизни.

Церковь Сан-Витале всегда вызывала величайшее восхищение своей архитектурой и мозаичными произведениями внутри базилики. Строительство ее было начато во времена епископа Экклесии и завершено византийцами в 547 году.

Необычайно впечатлительна внутренняя часть церкви, богато украшенная мозаичными полотнами на исторические и библейские сюжеты. Здесь представлен фрагмент мозаики правой стены, верхней ее части, где изображен евангелист Марк со своим символом – львом.

Мозаичная техника была унаследована византийскими живописцами от художников древнего мира, где искусство мозаики находилось на большой высоте. Но римские мозаичные композиции набирались главным образом из разноцветных камней, а византийские использовали особое цветное стекло – смальту. От этого поверхность мозаики начинает сиять, поблескивание золота достигает особого эффекта благодаря тому, что отдельные кусочки смальты уложены не гладко, а под разными углами. Поэтому излучаемый мозаикой свет вибрирует, колеблется, создавая впечатление какой-то мерцающей, волшебной атмосферы, которая пронизывает теплыми лучами весь интерьер церкви.

Императрица Феодора. Деталь мозаики апсиды церкви Сан-Витале. Равенна (ок. 547)

Императрица Феодора. Деталь мозаики апсиды церкви Сан-Витале в Равенне. Около 547 года. Италия.

Эпоха Юстиниана Великого (527-565) была «золотым веком» Византийской империи. И в замечательных мозаиках равеннской церкви Сан-Витале мы находим отражение этого апофеоза могущества и славы Византии. Полные спокойного величия и торжественности предстают перед нами, в окружении вельмож и знатных дам, император Юстиниан I и императрица Феодора. Цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью. Мерцает драгоценными камнями царское облачение Феодоры, но в нем нет крикливости или излишней роскоши. Голову императрицы, окруженную золотым нимбом, венчает удивительной красоты корона, но рядом с веселым, торжествующим победу супругом она кажется грустной, усталой и задумчивой. Лицо ее продолговатое, худое, черты правильные, огромные глаза под тонкими темными бровями – лицо женщины познавшей все беды жизни и застывшей в своем утомленном величии. В ранней молодости она была актрисой. Хотя в те времена ремесло актера считалось постыдным и недостойным порядочных людей, император Юстиниан, покоренный ее необыкновенной красотой, презрел мнение общества и женился на ней. Феодора отличалась острым умом, властностью и необычайным бесстрашием. Это она удержала от бегства императора во время восстания «Ника» в Константинополе (532), предпочитая умереть императрицей, нежели жить изгнанницей. «Мне же нравится древнее изречение, что царская власть – лучший саван», – сказала она.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Византийская культура «монголов»

Византийская культура «монголов» X–XI века – расцвет Византийской империи, владевшей землями как минимум от берегов Адриатики до Евфрата. Затем начался период серьезной потери земель и династических войн. В 1071 году сельджуки в сражении под Маласгардом в Армении

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА ПОЗДНЕГО ВРЕМЕНИ

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА ПОЗДНЕГО ВРЕМЕНИ Раздел державы ромеев крестоносцами (1204 г.), образование на ее руинах конгломерата латинских государств и греческих империй не остановили бурного развития византийской культуры. Осведомленность греческой интеллектуальной элиты

Византийская литература

Византийская литература В византийской литературе также можно наметить два основных направления: одно основы валось на античном культурном наследии, второе отражало проникновение церковного мировоззрения. Между эти ми направлениями шла ожесточенная борьба, и хотя

V ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В VI ВЕКЕ

V ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В VI ВЕКЕ В истории византийского искусства правление Юстиниана знаменует целую эпоху. Талантливые писатели, такие историки, как Прокопий и Агафий, Иоанн Эфесский или Евагрий, такие поэты, как Павел Силенциарий, такие богословы, как Леонтий

III ВНУТРЕННЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРИЕЙ И ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА X в.

III ВНУТРЕННЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРИЕЙ И ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА X в. Таким образом, в X в. Византия была поистине всемирной империей, и ее влияние и притязания распространялись почти на весь культурный мир. Ее внутренняя организация в том виде, какой она получила к этому

III ПРАВЛЕНИЕ КОМНИНОВ И ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА XII в.

III ПРАВЛЕНИЕ КОМНИНОВ И ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА XII в. Три первых императора из дома Комнинов прилагали большие усилия к тому, чтобы вернуть власти императора ее былое могущество, а империи расцвет. Они сделали очень многое для реорганизации армии, главным образом путем

IV ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ПАЛЕОЛОГОВ

IV ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ПАЛЕОЛОГОВ Тем не менее жизненность византийской культуры до последних дней существования империи была так велика, что даже эпоха Палеологов озарена закатным сиянием последнего литературного и художественного возрождения. Для

Византийская культура

Византийская культура Руины церкви монастыря Симеона Столпника (Калат Семан). Ок. Антиохии. Сирия (кон. IV в.)Руины церкви монастыря Симеона Столпника (Калат Семан) около Антиохии в Сирии.В конце IV века Сирия стала провинцией Византии. И в последующие два столетия

Византийская Армения

Византийская Армения Армению точнее всего описывает следующее высказывание: «Большая крепость, к которой трудно подступиться, но за своими стенами она скрывает ровные поверхности, бассейны рек, плоскогорья» (Р. Бланшар). В Армении, расположенной еще выше, чем Малая Азия,

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ 1.4.1. Понятие культуры вообще О понятии культуры написаны горы литературы. Существует огромное множество определений слова «культура». Разные авторы вкладывают в него самый различный смысл.

Византийская империя

Византийская империя Завоевания Юстиниана не были долговечными.В конце царствования возобновление борьбы против Персии и недовольство, связанное с налогами, шедшими на военные расходы и роскошь двора, породили атмосферу кризиса.При его преемниках все завоеванные

3.1. Византийская миссия

3.1. Византийская миссия В 60-е гг. IX в. достигла кульминации борьба за церковную принадлежность всей территории между Восточнофранкским королевством и Византией. Восточнофранкское духовенство, прежде всего баварские епископы при поддержке Людовика Немецкого, затем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *