За истину

Оглавление
Глава 1. Что есть истина?
Глава 2. Слово Твое есть истина
Глава 3. А Господь Бог есть истина
Глава 4. Я есмь путь и истина и жизнь
Глава 5. Когда же придет Он, Дух истины
Глава 6. Ибо нет в нем истины
Глава 7. И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины
Глава 8. И познаете истину, и истина сделает вас свободными
Глава 9. За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною
Глава 10. Правда Твоя — правда вечная, и Закон Твой — истина
Глава 11. Поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
Глава 12. Церковь Бога живого, столп и утверждение истины
Глава 13. Ни нисшедшие в могилу уповают на истину Твою
Глава 14. Он есть священнодействователь скинии истинной
Глава 15. Истинны и праведны суды Твои
Глава 16. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет
Глава 17. Они заменили истину Божью ложью
Глава 18. А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев
Глава 19. Я избрал путь истины
Глава 20. Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия
Глава 21. Да войдет народ, хранящий истину
Послесловие
Предисловие

Книга, которую Вы держите в руках, появилась несколько необычно. Автор никогда не помышлял о написании книги с названием, в котором заключено слово «Истина». Так уж повелось в нашем плюралистическом обществе, что всякий, претендующий на изложение истины, вызывает подозрения. Кто и что только не говорил об истине; казалось бы, давно уже сказано все. Поэтому насколько актуален этот вопрос «Что есть истина?» сегодня, или, может быть, в век постмодернизма знаменитый вопрос Пилата потерял всякую значимость?
Как известно, мы живем в эпоху, которая характеризуется плюрализмом (множественным характером истины), релятивизмом (относительным характером истины), нигилизмом (отрицанием всякого авторитета) и индивидуализмом («каждый сам себе закон»). В этих условиях понятие истины казалось бы должно исчезнуть из словаря современного человека.

Следует заметить, что основы подобного постмодернистского мышления были заложены еще в эпоху Просвещения, когда критицизм стал основой всякого знания. Во второй половине 18-го века немецкий философ, поэт и драматург Готхольд Лессинг написал известную драму «Натан мудрый». В ответ на вопрос, какая религия – христианство, иудаизм или ислам является истинной, Мудрый Натан рассказывает знаменитую притчу о кольце, которое передается из поколения в поколение отцом своему любимому сыну. Трудности возникли, когда у одного отца оказалось три сына. Поскольку все три были равно дороги ему и не желая выделять одного сына более других, отец заказал две точные копии кольца и дал каждому сыну по кольцу. После смерти отца каждый из сыновей стал заявлять, что настоящее кольцо находится именно у него. Между сыновьями вспыхивает ссора. Пригласили судью, и судья вынес следующий вердикт: «Я слышал, что настоящее кольцо обладает силой делать человека добрым в отношении Бога и других людей. Это и должно служить критерием подлинности кольца. Подделки не обладают такой силой. В таком случае все вы обманутые мошенники. Все три кольца – подделки. Настоящее кольцо, возможно, потерялось. Вот вам мой совет: примите все как есть. Если каждый из вас получил кольцо от своего отца, тогда верьте всем сердцем, что вы получили настоящее кольцо. Идите и пытайтесь преуспеть в том, чтобы показать силу кольца».

Суть притчи ясна – абсолютной истины нет ни в иудаизме, ни в христианстве, ни в исламе.

Лессинг, таким образом, отвергает христианскую презумпцию оригинальности и предлагает тезис, заключающийся в том, что истина любой религии второстепенна по отношению к нравственности ее последователей. Согласно этой философии, все религии одинаково истинны и ценны. Главное, чтобы их последователи были высоко нравственными людьми.

Подобное постмодернистское мышление находит свое отражение и в знаменитой буддистской притче о слоне и слепых, которые делились своими впечатлениями от «рассматривания» слона. Тот, кто осязал пальцами хобот животного, сказал, что слон похож на змею, тот, кто осязал ухо слона, пришел к выводу, что слон похож на ствол дерева, тот, кто осязал ухо, заявил, что слон подобен большому листу лопуха и т.д. Каждый претендовал на истинное знание слона, и между слепыми вспыхнула ссора. Вывод из этой притчи в том, что на знание универсальной и абсолютной истины не может претендовать никто.

Вопрос, «Что есть истина» – извечный философский вопрос. Является ли наше знание окружающего мира истинным? Что считать истинным, а что ложным? Что является критерием истинного знания? Существует ли абсолютная истина? Кто устанавливает факт истинности того или иного знания? Над всеми этими вопросами философы бились во все века, предлагая различные теории истины.

Одни считали истиной то, что соответствует объективной реальности. Если наше знание совпадает с существующей реальностью, значит оно истинно. Вопрос только в том, как определить, что наше знание совпадает с реальностью. Так, вплоть до позднего средневековья, т.е. на протяжении нескольких тысячелетий, человечество искренне верило в истинность своих представлений о том, что земля находится в центре вселенной, и что все другие планеты, в том числе и солнце, вращаются вокруг земли. В этом человека каждодневно убеждал восход и заход солнца. Однако подобная модель мира оказалась ложной, поскольку не соответствовала объективной реальности – факту вращения земли вокруг своей оси и движению земли вокруг солнца. В свое время Эйнштейн объявил относительность законов классической механики Ньютона, считавшимися незыблемыми на протяжении столетий. Можем ли мы быть уверенными в том, что наше сегодняшнее знание истинно?

Другие считали истинным то, в чем согласны большинство людей. Так, Викентий Леринский в 5 веке, желая найти надежный критерий истинности Священного Предания, сформулировал принцип: «во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все, то и есть истинно». Нельзя сказать, чтобы этот подход к истине был новым. Своими корнями он восходит еще к Гераклиту, который говорил: «там, где мы все согласны между собой, мы имеем дело с истиной; но там, где наши индивидуальные суждения расходятся, мы ошибаемся». Но насколько надежен подобный подход к истине? Сколько раз в истории совершались ошибки, потому что ошибалось именно большинство? В качестве примера можно привести Вселенский собор 449 г. в Ефесе, позже объявленный недействительным и даже прозванный «разбойничьим».

Для третьих истинным признавалось то, что имеет практическую значимость для человека, что ему полезно, выгодно. Подобные представления были положены в основу так называемой прагматистской теории истины. Но может ли польза или выгода выступать критерием истины? Разве кажущаяся в словах древнего змия выгода («и вы будете как боги, знающие добро и зло»), не обернулась бедой для всего человечества? Не несет ли сегодня в себе беду кажущаяся выгодность генетически-модифицированных продуктов? И вообще, способен ли человек греховный самостоятельно ориентироваться в том, что полезно для него, а что нет?

Кто-то утверждал, что истинным можно считать только то, что не противоречиво, что внутренне согласованно. В основу данного критерия была положена человеческая логика. Но, не секрет, что и логика может подводить нас. Возьмем, например, известный силлогизм:

Все, что существует – от Бога;

Все, что исходит от Бога – благо;

Следовательно, все, что существует – благо.

Согласно этой логике получается, что зло это тоже благо!?

Наконец, для кого-то истинно то, что проверяемо. Но все ли можно проверить? Можно ли, например, проверить, поставив в условия эксперимента, факт многомиллионной эволюции человека от человекообразных обезьян? – Нет. Означает ли это, что эволюционная теория не истинна? На основании данного критерия можно было бы прийти к такому выводу, однако современная наука убеждена, что теория Дарвина — истинна, просто время для такого эксперимента еще не настало.

В эпоху постмодерна, однако, все эти вопросы об истине и о поисках ее критериев потеряли смысл. Плюрализм и релятивизм, провозглашаемые этой эпохой, фактически уничтожили понятие истины. Если в эпоху модерна (эпоха Просвещения) в связи с развитием историко-критического метода в теологии под сомнение была поставлена истинность Священного Писания, то в эпоху постмодерна под сомнение поставлено само существование истины. Что это значит для современного христианского сознания? Это означает, что никаких абсолютных категорий сегодня не существует. А раз нет абсолютной истины, то и Библия перестает быть критерием истины. Божественный авторитет Священного Писания как Слова Божьего, окончательно подрывается. Размываются нравственные ориентиры, прописанные в Законе Божьем, что ведет фактически к смешению понятий добра и зла, к нравственному релятивизму, к идеологии, при которой каждый сам для себя решает, что хорошо, а что плохо. В этих условиях происходит и утрата Церковью своего миссиологического видения, самой цели своего существования в этом мире. Многими верующими все острее ощущается бессмысленность проповедовать истину, которой просто уже не существует.

В связи с происходящими в общественном сознании переменами, которые, безусловно, затронули и Церковь, возникла идея проведения широкомасштабной евангельской программы с использованием спутниковых технологий на тему «Что есть истина?» Главная цель программы заключалась в том, чтобы привлечь внимание человека эпохи постмодерна к вечным и неизменным ценностям, заключающимся в Библии, к нравственным принципам, выраженным в Законе Божьем, одним словом, цель эта заключалась в возвращении Истины, которая связана с Самим Богом. Библейское «алетейа» (истина), как известно, мало что имеет общего с попытками философского осмысления истины. В Библии истина связана с личностью Христа и Его Словом, а не с какой-то абстрактной идеей или сущностью.

На вопрос Пилата «Что есть истина?» — ответа нет. В философии это открытый вопрос до сих пор. Однако есть ответ на вопрос «Кто есть истина?» — Это Иисус Христос. Вызов, брошенный эпохой постмодерна истине, фактически, означает вызов, брошенный Христу, о котором в Евангелии сказано: «Ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4:12). Проповедь этой вести и есть не что иное, как ответ на вызов постмодерна.

Господь удостоил нас чести проповедовать вечное Евангелие истины в самое ответственное, самое сложное время, время, когда, как предрекал апостол Павел «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты, — наставляет апостол своего молодого ученика Тимофея, — будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4:3-5).

В основу настоящей книги положены проповеди, которые были сказаны автором в рамках упомянутой выше евангельской программы. Тема каждой проповеди связана с понятием истины; каждая проповедь представляет собой, по сути, развернутый ответ на извечный вопрос «Что есть истина?» с позиции божественного откровения. Рассматриваются основополагающие доктрины христианской церкви с акцентированием внимания на наиболее острых и часто дискутируемых вопросах. Так, например, тема «А Господь Бог есть истина!» раскрывает идею божественного триединства в Библии; тема «Я есмь путь, истина и жизнь» посвящена утверждению божественного статуса Сына Божьего и Его спасительной миссии; тема «Когда же придет Он, Дух истины» посвящена утверждению личностной природы Святого Духа в Библии; тема «Столп и утверждение истины» раскрывает значение Церкви Божьей, ее основных характеристик и миссии в мире и т.д. Ключевое понятие в каждой из двадцати одной глав книги – Истина.

Автор надеется, что книга, которую Вы держите в своих руках, поможет Вам, по крайней мере, лично для себя ответить на этот не теряющий своего значения вопрос «Что есть истина?» А ответить на него рано или поздно должен каждый человек. Ибо от ответа на данный вопрос будет зависеть не только качество его жизни здесь на земле, но и его вечная участь.

Библейские стихи для справки:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).

«Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

«Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:17).

«Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?.. устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Мк. 7:6-13).

Слова Бога на данную тему:

Истина, выраженная человеческим языком, — это человеческий афоризм; человечество никогда не переживет истину на практике во всей ее полноте, и человечество должно жить с учетом этого факта. Частица истины может позволить всему человечеству выживать на протяжении тысячелетий.

Истина — это жизнь Самого Бога, представляющая Его характер, представляющая Его сущность, представляющая все, что есть в Нем.

из «Знаешь ли ты, в чем истина, на самом деле?» в книге «Записи разговоров Христа»

Истина не шаблонна и не закономерна. Она не мертва, она есть жизнь, она — живое существо. Она — это правило, которому должно следовать любое создание, такое правило, которое должно быть в жизни всякого человека. Это то, что ты должен понять больше на собственном опыте. Неважно, на каком этапе своей жизни ты находишься, ты неотделим от истины и от Слова Божьего. Всё, что ты знаешь о Божьем характере и о том, Кто Бог есть и чем Он обладает, отображено в Его словах, неразрывно связанных с истиной. Божий характер и то, Кто Он есть и чем Он обладает — это всё уже само по себе является истиной. Истина состоит в подлинном проявлении Божьего характера, и того, Кто Он, и чем Он обладает. Это делает сущность Божью и то, чем Он обладает, конкретным и прямо это выражает. Истина прямо говорит о том, что Богу нравится, и что Ему не нравится, что Он от тебя ожидает, и что Он тебе не позволяет, каких людей Он ненавидит, и какие люди приносят Ему радость. За истиной, которую Бог открывает, люди могут увидеть Его радость, гнев, печаль, счастье, а также Его сущность. В этом раскрывается Божий характер.

из «Божий труд, Божий характер и Сам Бог. Часть III» в книге «Слово является во плоти»

Истина — это наиболее реальное из жизненных изречений и наивысшее из подобных изречений среди всего человечества. Поскольку это требование, которое Бог предъявляет человеку, и это работа, которую Бог выполняет лично, именно поэтому это называется жизненным изречением. Это не некое изречение, что-то обобщающее, и это не известная цитата великого деятеля; на самом деле, это обращенное к человечеству речение от Владыки небес, земли и всего сущего, и это не какие-то сформулированные человеком слова, а присущая Богу жизнь. И, следовательно, это называется наивысшим из всех жизненных изречений.

из «Богу могут угодить только те, кто знает Бога и Его труд» в книге «Слово является во плоти»

Всё, что делает Бог, есть истина и жизнь. Для человечества истина — это то, без чего люди в своей жизни не могут обойтись, и от чего они совершенно не могут отказаться. Можно сказать и так, что это величайшая вещь. Хотя ты не можешь её увидеть или прикоснуться к ней, невозможно пренебречь её значением для тебя. Это то единственное, что может принести мир твоему сердцу.

из «Божий труд, Божий характер и Сам Бог. Часть III» в книге «Слово является во плоти»

Некоторые люди трудятся и выступают с проповедями и, хотя внешне это выглядит, будто они общаются о Божьем слове, но излагают они только буквальное значение Божьего слова, при этом остается совсем несказанной сущность слова. Их проповеди, как преподавание из учебника по языку, — организованы по пунктам, по аспектам, а когда они заканчивают, все поют свои похвалы, говоря: «Вот какой практичный этот проповедник. Он так хорошо проповедовал, и так обстоятельно». По окончании проповеди они говорят другим собрать то, что проповедовалось, и раздать это всем. Делая это, они обольщают других, а все, что они проповедуют, является заблуждениями. Внешне это выглядит, будто они проповедуют только Божье слово и что их слова соответствуют истине. Но если присмотреться внимательнее, то вы увидите, что все, что они говорят — это догматические слова и просто ложные рассуждения вместе с некоторыми человеческими понятиями и представлениями, а также местами, ограничивающими Бога. Разве такое проповедование не препятствует Божьей работе? Это способ служения, который противоречит Богу.

из «Только в поиске истины вы сможете обрести изменения в своем характере» в книге «Записи разговоров Христа»

Вы отклонились в своем «кратком изложение истины»; после того, как вы кратко изложили все это, это привело только к появлению правил. Ваше «краткое изложение истины» делается не для того, чтобы люди обретали жизнь или добивались изменений в своем характере на основании истины. Наоборот, это заставляло людей овладевать некоторыми содержащимися в истине знаниями и доктринами. Кажется, будто они понимают цель Божьей работы, в то время как на самом деле они усвоили лишь те или иные слова и доктрины. Они не понимают скрытый смысл истины, и это ничем не отличается от изучения богословия или чтения Библии. Ты собираешь те или иные книги или материалы и таким образом овладеваешь тем или иным аспектом доктрины или знания. Ты первоклассный вещатель доктрин, но что происходит после того, как ты закончил говорить? Впоследствии люди неспособны испытать это в жизни, у них нет понимания Божьего труда, как нет понимания и самих себя. В конечном счете все, что они обретут, это формулы и правила. И они могут говорить об этих вещах, но ни о чем более. Если бы Бог совершил нечто новое, разве смогли бы все доктрины, которые ты знаешь, быть под стать тому, что делает Бог? То, что у тебя — всего лишь правила, а ты лишь принуждаешь людей изучать богословие, не давая им возможности на собственном опыте пережить слово Божье или истину. Следовательно, те книги, что ты составляешь, могут привести других лишь к богословию и знаниям, к новым формулам, к правилам и нормам. Они не могут привести людей к Богу или дать людям возможность понять истину, или постичь Божью волю. Ты думаешь, что таким поведением, поднимая один за одним вопросы, на которые ты затем отвечаешь, и для которых ты пишешь конспекты и резюме, ты поможешь братьям и сестрам легче все понять. По-твоему, так и запоминается легко, и вопросы эти ясны с первого взгляда, так что способ этот отличный. Вот только постигаемое ими не является подлинным смыслом, заложенным в истину, и не соответствует реальности — это всего лишь слова и предания. Поэтому было бы лучше, если бы ты не делал таких вещей. Ты делаешь это, чтобы подвести людей к пониманию знания и овладению знанием. Ты втягиваешь других людей в доктрины и религию и побуждаешь их следовать за Богом и верить в Бога в рамках религиозных доктрин. Разве не уподобляешься ты в таком случае Павлу? Вы полагаете, что овладение знаниями об истине является особенно важным, как и заучивание наизусть множества отрывков из Божьих слов. Но то, как люди понимают слово Бога, совершенно не важно. Вы думаете, что для людей чрезвычайно важно уметь заучивать наизусть множество Божьих слов, уметь во многом изъясняться с помощью доктрины и обнаруживать в Божьих словах множество формул. Поэтому вы постоянно хотите систематизировать эти вещи, с тем чтобы все пели по нотам одного и того же гимна и говорили бы одно и то же, чтобы все изъяснялись с помощью одних и тех же доктрин, чтобы у всех были одинаковые знания и чтобы все соблюдали одни и те же правила — вот в чем ваша цель. Вы делаете это, словно пытаясь помочь людям лучше понять, тогда как на самом деле понятия не имеете о том, что, поступая так, вы затягиваете людей в чащу правил, находящихся вне истины слов Божьих.

из «Без истины легко оскорбить Бога» в книге «Записи разговоров Христа»

Твой приход к реальному пониманию значения Божьего Слова — дело не из простых. Не думай таким образом: я могу истолковывать буквальное значение Божьих слов, и все говорят, что мое толкование хорошо, и всячески меня одобряют, так что это равносильно пониманию Слова Божьего. Это не то же самое, что понимание Слова Божьего. Если ты обрел некий свет, исходящий изнутри Слова Божьего, и постиг смысл истинного значения Божьего Слова, если ты можешь выразить значимость Божьего Слова, и чего они в конечном итоге достигнут, — только если все это прояснено, лишь тогда можно говорить о некотором уровне понимания Слова Божьего. Так что постижение Слова Божьего не так уж и просто. Только на том основании, что у тебя есть способность дать красивое объяснение букве Слова Божьего, не означает, что ты понимаешь Божье Слово. Вне зависимости от того, насколько хорошо ты можешь объяснять букву Слова Божьего, это всего лишь человеческое воображение и образ мыслей человека, и, значит — никуда не годится!.. Если ты даешь толкование, исходя из букв Слова, или на основе фантазий твоего собственного образа мышления, в таком случае твое понимание не является истинным, как бы красноречиво ты ни давал толкование. Возможно и такое, что ты даже «вырвешь» смысл из контекста и неправильно истолкуешь Божье Слово, а это еще более проблематично. Поэтому истина обретается главным образом путем получения просвещения от Святого Духа через познание Слова Божьего. Понимание буквального значения Его Слова или способность объяснять его не считается обретением истины. Если Его Слово нужно было бы истолковывать лишь буквально, то в чем тогда был бы смысл просвещения от Святого Духа? В этом случае был бы необходим определенный уровень образования, и необразованные люди оказались бы в довольно затруднительном положении. Человеческий мозг не в состоянии осмыслить Божий труд. Истинное постижение Слова Божьего основано главным образом на просвещении от Святого Духа; таков процесс обретения истины.

из «Как познать природу человека» в книге «Записи разговоров Христа»

Если вы много прочли слова Божьего, но понимаете только смысл текста и не имеете личного знания слова Божьего через свой практический опыт, вы не познаете слово Божье. В вашем случае, слово Божье — это не жизнь, но лишь безжизненные буквы. А если вы лишь крепко держитесь за безжизненные буквы, вы неспособны уяснить сущность Божьего слова, равно как и не поймете Его волю. Только когда вы испытаете Его слово в своем фактическом опыте, для вас раскроет себя духовный смысл слова Божьего. И только в опыте вы можете уяснить духовный смысл многих истин. И только через опыт вы можете раскрыть тайны слова Божьего. Если вы не воплощаете это в жизнь, то неважно, насколько ясно Его слово — единственное, за что вы ухватились, это пустые буквы и доктрины, которые стали для вас религиозными правилами. Разве не так поступали фарисеи? Если вы воплощаете в жизнь и переживаете слово Божье, оно становится для вас практическим. Если вы не стремитесь воплощать его в жизнь, тогда слово Божье для вас нечто, чуть большее, чем легенда о третьих небесах…

…В большинстве своем люди удовлетворяются простым понимании текста слова Божьего и концентрируются на том, чтобы вооружиться доктринами, не переживая его глубину на практике. Не так ли поступали фарисеи? Как же тогда могут слова: «Слово Божье есть жизнь», — быть истиной для них? Только когда человек практикует слово Божье, его жизнь может воистину расцвести. Она не может расти просто за счет чтения Его слова. Если вы убеждены, что понимание Божьего слова — это все, что нужно, дабы иметь жизнь, иметь духовное состояние, то ваше понимание искажено. Истинное понимание слова Божьего происходит, когда практикуете истину, и вы должны уяснить, что «только практикуя истину, можно ее когда-либо понять».

из «Поняв истину, воплощайте ее в жизнь» в книге «Слово является во плоти»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *