За сколько иуда предал?

УДК 82

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Голованова Н.Ю.

Россия, г. Воронеж, тел. + 7(473)271-50-48; e-mail: gnomik-585@mail.ru

Voronezh State University of Architecture

and Civil Engineering

The chair of Russian language and cross-

cultural communication,

assistant lecturer Golovanova N.Y.

Russia, Voronezh, tel. +7(473)271-50-48;

e-mail: gnomik-585@mail.ru

Н.Ю. Голованова

БИБЛЕЙСКОЕ И АНДРЕЕВСКОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. АНДРЕЕВА (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ «ИУДА ИСКАРТОТ», «ЕЛЕАЗАР»)

В статье дается сравнительная характеристика библейской и андреевской трактовок традиционных евангельских сюжетов, образов героев, художественных элементов на примере рассказов Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» и «Елеазар».

Ключевые слова: Библия, Евангелие, бытие, художественная деталь, концепция личности.

N.Y. Golovanova

BIBLICAL AND AUTHOR’S CONTENT IN L.N. ANDREEV’S STORIES ‘JUDAS ISCARIOT’ AND ‘ELEAZAR’

Key words: the Bible, Gospel, existence, artistic detail, conception of person.

В мировой литературе евангельская тема традиционна. На протяжении нескольких столетий она привлекала внимание писателей, поэтов, философов. «Вечные вопросы» о нравственных качествах человека, его назначении, о смысле жизни, о добре и зле делают Библию источником вдохновения для многих писателей и входят в ряд важных тем русской и мировой культуры. Особенно актуальной евангельская тема становится в ХХ веке, веке катастроф. Это тяжелое для России время: первая революция, обесценивание человеческой жизни, коренной переворот в их жизни и сознании. Общество стало все чаще задумываться над многими «вопросами бытия»: что такое любовь, вера, истина, ложь, предательство.

Известный русский писатель начала XX века Л.Н. Андреев сделал попытку проникнуть во внутренний «механизм» человека, разгадать его душевное состояние.

Целями исследования являются: рассмотрение евангельских рассказов Л.Н. Андреева, выявление различия и сходства между текстами андреевских рассказов и евангельскими текстами, выделение особенностей развития христианских мотивов в творчестве Л. Андреева в связи с мировоззрением писателя.

В период с 1905 по 1907 год автор пишет рассказы «Иуда Искариот», «Елеазар», в основе которых заложен евангельский сюжет. Писатель пытается показать свое представление о человеке, о жизни и смерти, о вере и предательстве.

В 1907г. Л. Андреев приезжает к М. Горькому на Капри, где и пишет свой рассказ «Иуда Искариот». Автор решает выразить свою версию известного сюжета из Библии, которая непосредственно связана с историческими событиями в России. Он говорил, что написал «нечто по психологии, этике и практике предательства» .

© Голованова Н.Ю., 2015

В своем произведении автор попытается ответить на вопрос: предатель Иуда Искариот или верный ученик Христа?

В повести нет ни одного выдуманного персонажа, последовательность событий тоже, по сравнению с Евангелием, остается в пределах канонического. Но смысл описываемого Л.Н. Андреевым отличается от евангельского.

Повесть символична и носит притчевый характер. Притчевыми являются зачин: «И вот пришел Иуда.. .», повторы союза и, звучащие эпически: «И был вечер, и вечерняя тишина была, и длинные тени ложились по земле — первые острые стрелы грядущей ночи.» .

Сначала обратим внимание на важную деталь текста — заглавие. Первоначально, в ее первой публикации в «Сборнике товарищества «Знание»», рассказ назывался «Иуда Искариот и другие». Вероятно, под «другими», автор имел в виду убийц Христа, а также Его «верных» учеников. Далее название было изменено на «Иуда Искариот». Имя одного из главных героев вынесено в название. И это неслучайно. Имя «Иуда» означает «Бог да будет восславлен». Это уже говорит нам о великой миссии Иуды. Искариот -то есть, человек из населенного пункта под названием Кариот. Некоторые считают, что прозвище Искариот характеризует Иуду как лживого человека, способного на предательство (от лат. 81капш — человек с кинжалом). Иуда отождествляется с убийцей, с тем, кто вонзает нож в спину противника.

В Евангелиях не дается описание внешности Иуды, не показан его психологический портрет, его чувства, эмоции, мысли. Наиболее полная информация об Искариоте содержится в Евангелии от Матфея. Именно в нем указывается сумма (тридцать серебряников), которую первосвященники предложили ему за Иисуса Христа. Рассказывается о возврате этих денег Иудой после предательства, о раскаянии Иуды и о его самоубийстве. Но что толкнуло Иуду на этот поступок, на предательство своего Учителя, не указано, не дается его внутреннее состояние, ни до совершения этого поступка, ни после; ничего не говорится и о взаимоотношениях Иуды и Христа, Иуды и других учеников.

Л.Н. Андреев же с самого начала повести дает описание внешности Иуды: «Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус,.. и достаточно крепок силою он был, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным. Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза.»

Итак, из описания мы видим, что во внешности Иуды все двойственно. Необыкновенная форма черепа у героя символизирует наличие темного и светлого начал. Обратим внимание на цвет волос — рыжий. В мифологии этот цвет означает близость к Солнцу, избранность Богом, право на власть. Иуда верил в свою правоту и избранность, и его предательство стало своеобразным способом приближения к Учителю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изображение лица Иуды производит неприятное впечатление. Именно эта деталь образа с самого начала оттолкнуло Апостолов от него. Две части одного лица: неподвижная, означающая омертвевшую часть души, и подвижная, живая, говорящая нам о чувственности, о жизни.

Чтобы выразить душевное состояние героя, Л.Н. Андреев обращается к обрисовке его глаз. Писатель подчеркивает, что один глаз у Иуды был слепой и сравнивает его с замерзшим озером, а второй, видящий глаз, подвижный. Глаза также подчеркивают

двойственность душевного мира Иуды. Герой представлен как бес, которого принято изображать одноглазым.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ Иуды у Андреева отличается от традиционного образа из Нового Завета.

Несколько раз в тексте писатель ставит в один ряд образы противоположных героев: Иуды и Христа. Например, «Иуда был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус» или «Быстрым взглядом окинул Искариот их смятенные лица (учеников). И зажглась в его сердце смертельная скорбь, подобная той, какую испытал перед этим Христос» . Писатель сближает этих героев, как воплощение добра и зла. Подчеркивается в тексте и то, что их взгляды встречаются, они почти угадывают мысли друг друга. Рядом с Иисусом он выглядел низким, глупым и неискренним. Иисус любил Иуду, как и других своих учеников, интересовался им, хотя и предвидел предательство с его стороны. Любил ли Иуда своего Учителя? Иуда всю жизнь искал «самого лучшего человека», и нашел свой идеал в Учителе: «Господи, затем ли в тоске и муках искал я тебя всю мою жизнь, искал и нашел !». Конечно, он любит Его, прислушивается к Его словам.

Зачем же тогда Иуда совершает предательство своего любимого Учителя?

Иисус наблюдал за Искариотом и замечал, что он обвиняет людей в порочности, лживости, злодеяниях. Иисус стал отдаляться от него. Иуда это чувствовал и воспринимал все болезненно, что тоже подтверждает любовь его к Христу. Он всячески старался приблизиться к Нему, хотел быть рядом. Возможно, именно предательство представлялось Иуде единственным способом быть ближе к Иисусу, но уже в другой жизни, где никто не будет стоять на пути, где не будет других учеников рядом. Иисус проповедовал добро, любовь, а Иуда считал, что душа человека черна и в ней есть только мерзость и ложь. Чтобы доказать правильность своей позиции, Иуда решается на предательство.

Писатель пытается понять, каковы были мотивы для совершения такого поступка, и наполняет евангельский сюжет предательства психологическим содержанием.

Героям Андреева свойственно стремление разгадать тайные помыслы человеческой души. Так и Иуда пытается это понять. Мотивом для такого поступка могло послужить одиночество Иуды, отверженность. Равнодушие со стороны своего Учителя, презрение со стороны учеников, постоянные их споры о том, кто будет ближе к Иисусу, кто сильнее Его любит могли быть причинами для решения Иуды совершить страшный поступок. Ярко выраженным мотивом является также гордыня, стремление доказать, что именно он сильнее всех любит Иисуса и что именно он будет в Царствии Небесном первым возле Учителя. Иуда хочет проверить, насколько сильна любовь учеников Христа, каково их отношение к Нему, а также хочет доказать свою безграничную любовь. В итоге получается, что лучше других учеников Христа понимал именно Иуда, и именно его любовь была сильнее всех. Предает Христа Иуда, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать своей жизнью ради спасения Учителя. Оказывается, что нет. После смерти Христа Иуда приходит к ученикам и произносит важные слова, которые несут в себе глубокий психологический смысл: «Жертва — это страдания для одного и позор для всех. Вы на себя взяли весь грех. Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?» . Главная идея повести: кто не встал за правду и не сумел за нее погибнуть, — тоже является предателем.

Евангельский Иуда почти лишен конкретных человеческих черт. Андреевский же Иуда — это неоднозначный, глубокий по своему содержанию образ. Это не символ, это живой человек со своим внутренним миром, своими мыслями и чувствами, со всеми свойственными ему человеческими слабостями. Чтобы завоевать внимание и любовь Учителя, Иуда пойдет на все. На протяжении всей повести мы замечаем, как меняется

его поведение, как в связи с этим меняется восприятие его учениками. Однако, ничто не помогло ему занять место рядом с Христом на земле. Иуда предает своего Учителя, но не ради денег, как сказано в одном из Евангелий, а из-за недооцененной любви.

Образы других учеников в повести Андреева выступают как символы. Петр ассоциируется с камнем. Это подчеркивается в его внешности, движениях, голосе. Со злой иронией изображен Иоанн, любимый ученик Иисуса. Он предстает изнеженным, хрупким и высокомерным. Фома — тугодум, который верит только фактам. Именно Иуда способен совершить такой страшный поступок, именно он способен принести себя в жертву.

Несмотря на то, что Иуда совершает самый страшный грех, в рассказе он является самым отзывчивым, способным чувствовать и сострадать. Измученный собственными мыслями и муками совести, он заканчивает жизнь самоубийством. Дерево, на котором повесился Иуда, находилось высоко на горе, что говорит об устремленности его к небесам.

Иуда раскаивается в своем грехе, в том, что он предал «Кровь невинную». Ведь Иисус был безгрешен. Ему искренне жаль Иисуса, которого он подверг таким суровым испытаниям, жаль по-человечески. Он жертвует собственной жизнью, своим именем во имя Иисуса, во имя любви к этому чистому, святому человеку.

Автор относится к своему персонажу с сочувствием. Несколько раз повторяются слова смерть, страшная смерть, а словосочетание «жестокая участь», сильное по своему глубокому содержанию, еще раз подчеркивает авторскую субъективность.

То, что Л.Н. Андреев обращается к такому противоречивому евангельскому персонажу, имеет свои внутренние причины. Они обусловлены андреевской концепцией человека, пессимистическими настроениями в его творчестве. Окружающая писателя реальная действительность, события истории начала ХХ века не могли не повлиять на творчество писателя. Автора беспокоил разрыв между высокими идеалами и реальными человеческими поступками. Этот разрыв особенно заметен, когда человек попадает в кризисную жизненную ситуацию, ситуацию важного выбора. Поэтому в зрелом творчестве он все чаще обращается к «вечным образам», а не к конкретно-историческим типам.

Рассмотрим другой рассказ Л.Н. Андреева «Елеазар». Он был опубликован в 1906г. в журнале «Золотое руно». В основе рассказа лежит евангельский сюжет о воскрешении Христом Лазаря. В Евангелии от Иоанна говорится, что Лазарь — это брат Марии и Марфы. В их доме часто останавливался Иисус. Заболев, Лазарь умирает. Христос, предвидя его смерть, возвращается в Иудею. Иоанн пишет, что, увидев плачущую Марию, Иисус сам «воскорбел духом и возмутился…» (Евангелие от Иоанна 11:33). По его приказу пещеру, где был похоронен усопший, открывают. Иисус «воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший.» (Евангелие от Иоанна 11:43-44).

В Евангелии ничего не говорится о внешности, возрасте, характере, дальнейшей судьбе Лазаря. Взяв за основу своего рассказа известный евангельский сюжет, Л.Н. Андреев изменяет имя персонажа на Елеазар и делает его главным героем произведения. В своем рассказе писатель поднимает вопрос «Что нас ждет после смерти?»

Это, на мой взгляд, лучшее из всего, что было написано о смерти во всемирной литературе. Мне кажется даже, что ты как бы приблизился и приближаешь людей к неразрешимой загадке, не разрешая ее, но, страшно близко знакомя с нею. Ее чувствуешь -спокойную, темную, великую своим спокойствием — это удивительно и хорошо .

Евангельский эпизод воскресения Лазаря — это чудо, которое несет в себе радость, добро. В нем проявляется божественная природа Христа, Спасителя. Андреев же обращает наше внимание на самого персонажа, Елеазара, какие изменения происходят с ним, а также на то, что находится за гранью жизни.

Обратимся непосредственно к тексту рассказа. Стоит обратить внимание на оформление: каждое новое предложение начинается с новой строки, строки пронумерованы, чаще всего в конце предложения ставится точка с запятой: «Все предметы, ви-

димые глазом и осязаемые руками, становились пусты, легки и прозрачны — подобно светлым теням во мраке ночи становились они;

ибо та великая тьма, что объемлет мироздание, не рассеивалась ни солнцем, ни луною, ни звездами, а безграничным черным покровом одевала землю как мать, обнимала ее.

и объятый пустотой и мраком, безнадежно трепетал человек перед ужасом бесконечного».

Подобное оформление мы встречаем в «Новом Завете», книге, прославляющей

Бога.

Повествование начинается с описания праздника, который подготовили сестры Елеазара в честь воскрешения своего брата. И сразу же Андреев показывает нам, что в герое явно произошли изменения. Он был холоден и равнодушен к гостям и их поздравлениям. Несмотря на то, что он был воскрешен, отпечаток смерти все равно лежал на нем: «Очевидно, разрушительная работа смерти над трупом была только остановлена чудесной властью, но не уничтожена совсем. На висках Елеазара, под его глазами и во впадинах щек лежала густая землистая синева; также землисто-синими были длинные пальцы рук, и у выросших в могиле ногтей синева становилась багровой и темной. Раздутое в могиле тело сохранило … чудовищные размеры» .

Помимо внешности изменился и характер Елеазара. Для сравнения Андреев описывает характер сначала до его смерти: «До смерти своей Елеазар был постоянно весел и беззаботен, любил смех и безобидную шутку. За эту приятную и ровную веселость, лишенную злобы и мрака, так и возлюбил его Учитель» . После смерти и чудесного воскрешения Елеазар становится холодным, страшным, равнодушным и злым. Люди стали бояться этого человека, сторониться его, но героя это не волновало. Он был по-прежнему ко всему равнодушен.

В отличие от библейского имени Лазарь, герою принадлежит имя Елеазар. Имя Лазарь означает «божья помощь», а Елеазар — «бог помог». Бог помогает людям, он милосерден и добр. Он несет радость, свет, жизнь. Вот и герою Он вернул жизнь, только Андреев по ходу своего рассказа задает нам вопрос «Нужно ли было это делать?». Ведь для всех Елеазар уже умер, его похоронили и запомнили таким, каков он был до смерти. После воскресения мы уже видим совсем другого человека, отличного от прежнего. Он одинок и всеми покинут.

Если рассматривать образы-символы в тексте, то на первый план, конечно, выдвигается образ солнца — символ света, тепла, радости. Но только не в андреевском рассказе. Здесь солнце несет в себе идею смерти, уничтожения. «Днем, когда беспощадное солнце становилось убийцей всего живого, и даже скорпионы забивались под камни и там корчились от безумного желания жалить, он неподвижно сидел под лучами, подняв кверху синее лицо и косматую, дикую бороду» . Солнце манило Елеазара, но все же он любил ночь и холод: «Так, вероятно, силен был холод трехдневной могилы, так глубока тьма ее, что не было на земле ни такого жара, ни такого света, который мог бы согреть Елеазара и осветить мрак его очей» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все в этом рассказе пропитано духом смерти. Она везде и во всем. После общения с Елеазаром скульптор сотворил «нечто чудовищное, не имевшее в себе ни одной из знакомых глазу форм, но не лишенное намека на какой-то новый, неведомый образ. На тоненькой, кривой веточке, или уродливом подобии ее, криво и странно лежала слепая, безобразная, раскоряченная груда чего-то ввернутого внутрь, чего-то вывернутого наружу, каких-то диких обрывков, сильно стремящихся уйти от самих себя. И случайно, под одним из дико кричащих выступов, заметили дивно изваянную бабочку, с прозрачными крылышками, точно трепетавшими от бессильного желания летать» . Эта бесформенная фигура предстает как символ хаоса, разрушения, чего-то страшного, чудовищного. Бабочка же, беззащитная, пытающаяся взлететь, олицетворяет собой че-

ловека, который пытается выбраться из всего этого хаоса, победить его; также она может иметь значение безнадежности, безысходности. Все теряет свое значение, становится бессмысленным и пустым.

По приказу римского императора Августа Елеазара ослепляют, но «загнанное каленым железом в глубину черепа, проклятое знание из засады впивалось оно тысячью невидимых глаз в человека, и уже никто не смел взглянуть на Елеазара» . Мысль о народе помогла выжить Августу под страшным взором героя. И это говорит нам о том, что сострадание и помощь имеют воскресающую силу.

Все настроение рассказа пропитано ужасом перед смертью, перед бесконечным. Иисус возвращает к жизни Елеазара, но это воскресение приносит с собой смерть и разрушение.

Правда Л.Андреева о смерти идет в разрез с христианским учением. Христос провозглашает жизнь после смерти. Праведных ожидает жизнь в Раю. До смерти Елеазар изображен добрым и нравственным человеком, и свою дальнейшую жизнь он должен был продолжить в Раю. Но никакого Рая, оказывается, нет. Только одна пустота, холод и мрак. После смерти нет жизни. Именно эту мысль утверждает Андреев.

В поисках разгадки бытия человека и мира, Л. Н. Андреев обращается к библейским сюжетам. Но в своих евангельских рассказах он трансформирует традиционную линию, тем самым выражая свое мнение на произошедшие события. Позиция автора новаторская и во многом противоположная религиозному учению.

В данной работе мы рассмотрели рассказы «Иуда Искариот», «Елеазар», содержащие библейские сюжеты. В рассказе «Иуда Искариот» представлен герой, способный на предательство и самопожертвование ради доказательства своей высокой любви к Учителю. Иуда изображен как ранимый, способный к состраданию, человек, со своими страстями и человеческими слабостями. В образе Елеазара, из одноименного рассказа, представлена смерть в абсолюте.

Чтобы раскрыть свою идею в рассказах, автор обращает внимание читателя на имена героев, описание внешности, речи и поведения главных героев, на образы и символы, художественные детали.

Библиографический список

1. Андреев Л. Иуда Искариот: Избр. рассказы и повести. Минск: Изд. БГУ, 1992.

С. 26.

2. Андреев Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1990. 558 с.

4. Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка. М., «Литературное наследство», 1998. С. 523.

5. Горький и Леонид Андреев. «Литературное наследство». Т 72. М., 1965. С. 280.

1. Andreev L.N. Judas Iscariot: selected stories. Minsk, Belarus State University, 1992.

P. 26.

2. Андреев Л.Н. Completed works: in 6 vol. Vol. 2. Moscow, 1990. 558 p.

Каждую среду в году Церковь вспоминает очень скорбный день в Священной истории – предательство человеком Бога, предательство Иудою и старейшинами иудейскими Христа.

Особенно пронзительным, ужасающим это воспоминание становится в Великую среду Страстной седмицы, когда все мы, православные христиане, имеем возможность соприкоснуться со Страстями Христовыми, совершенными Богочеловеком для спасения каждого из нас.

Нужно сказать, что Иудино предательство не было чем-то из ряда вон выходящим. На протяжении всей Священной истории Ветхого и Нового Заветов и по сей день начиная от святого праотца Адама человечество продолжает предавать и распинать Христа. Вспомним грехопадение первых людей в раю, отлитие золотого тельца под Синайской горой, нежелание древних евреев входить в Землю обетованную, за что они были наказаны сорокалетним странствием по пустыне, и множество других примеров из Ветхого Завета. Вспомним начало XX века – на Святой Руси были казнены тысячи священнослужителей, монахов и верующих людей, разрушено огромное количество храмов.

Почему это происходит? В чем суть? Почему человек отвращается от Бога, упорно терпит наказания, бедствия, но настойчиво продолжает идти дорогой в ад?

Попробуем ответить на эти вопросы на примере Великой среды.

Итак, Иуда Искариот, иудейские первосвященники Анна и Каиафа, старейшины народа еврейского – книжники, фарисеи, саддукеи, князья…

В чем суть грехопадения святых праотцев Адама и Евы? Если в двух словах, то первые люди преступили Божью заповедь и возлюбили земное паче небесного. Человек, сотворенный Господом для богообщения, для восхождения в горнюю, куда и Ангелы проникнуть желают, отвернулся от этой высочайшей задачи и от этого удивительного дара единения с Богом. Он решил упасть до уровня животных и жить только для удовлетворения низменных инстинктов, углубленных им и превращенных в страсти. Совершилась величайшая трагедия, милостью Божией превращенная в драму со счастливым концом. Человек предал своего Господа.

Иуда Искариот и еврейские первосвященники со старейшинами не были в этом смысле оригинальными. Они пошли по тому же пути.

Точное определение характеру Иуды дает святой апостол и евангелист Иоанн: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12:4–6).
Иуда примкнул к Господу нашему Иисусу Христу потому, что думал типично еврею того времени примерно так: «Иисус – Мессия. Он пришел для того, чтобы стать земным иудейским царем. Он освободит нас, евреев, от римского владычеста. Свергнет ненавистного римского императора, Сам станет иудейским императором всего мира. Евреи будут господствовать над всеми народами. Благоденствовать и процветать. Конечно же, в земном отношении. Поэтому я должен быть поближе к Нему, чтобы мне достался кусочек пожирнее – какой-нибудь увесистый министерский портфель, дающий и мне, Иуде, возможность хорошо подзаработать, а значит, тоже благоденствовать и процветать». Вот почему Иуда пошел за Христом.

Но в процессе общения со Спасителем он понял, что у Господа прямо противоположные планы. И Царство Его не от мира сего. Он пришел вернуть человеку утраченное общение со своим Создателем, примирить его с Отцем Небесным и открыть вновь двери в рай.

Но Иуда хотел уютненько пожить еще здесь. И как только он осознал конфликт интересов, то предал Христа, переметнувшись в лагерь более сильных, как ему казалось тогда, и еще на этом немного подзаработав. Тридцать серебренников по тем временам – деньги довольно большие. Иуда захотел обеспечить себе безбедную старость. Но не тут-то было. После поцелуя в Гефсиманском саду наистрашнейший грех, который мог совершить человек – предательство Бога, дал о себе знать. Он начал разрушать его душу, принося страшные муки. И выстраданный им земной комфорт в его уютной усадьбочке, купленной за тридцать серебренников, обернулся тягчайшим душевным адом. Ведь вы посмотрите! У него же получилось все, что он планировал. Но он идет и вешается – добровольно, по свободной воле, замученный совестью. Потому что его душа совершила тягчайший грех. Но отчаяние не позволило ему покаяться, смириться, припасть к ногам Христа Распятого, оплакивать свой грех. Гордыня толкнула его на грех еще более страшный – на самоубийство.

Ведь в сущности святой первоверховный апостол Петр совершил грех, не многим меньший греха Иуды. Он клялся Богу, что в годину испытаний не отречется от Него, но трижды при народе предал Христа. Только Петр не отчаялся, наоборот, он смиренно начал вымаливать прощение. И всю жизнь уже даже после восстановления его Спасителем в апостольском достоинстве глаза Петра были красны от слез. Он сокрушенно отмаливал свой грех.

Примерно тот же «грех Петра» совершили и другие апостолы, которые в унынии, отчаянии и страхе разбежались после ареста Спасителя. Они также горевали и сокрушались о своем проступке, но не до отчаяния, а до спасения, повергая грех богоотступничества перед Господом и испрашивая у Него прощения.

Анна же и Каиафа, и другие иудейские старейшины были «духовными родственниками» Иуды Искариота. Собравшись в среду перед Пасхой на совет по теме «Что делать с Иисусом Галилеянином?» – они прекрасно знали, Кто Он такой. Потому что не появлялся в Израиле еще такой пророк, который воскрешал полуразложившийся труп Лазаря или давал зрение человеку, у которого, почти как у святой праведной блаженной Матроны Московской, от рождения практически не было глаз.

Анна, Каиафа и другие были грамотными и сведущими в Священном Писании людьми. На заседании синедриона, состоявшемся ранним утром в пятницу, они точно знали, Кто стоит перед ними. Но сознательно пошли на этот поистине ужасающий грех: осуждение на казнь и убийство Бога.

Почему же это произошло? Ответ прост: Христос не был для них Богом. Как не был для них Богом и Бог отцев их Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея. Их богом было чрево, а именно власть и деньги. За этих двух богов они готовы были пойти на вечную погибель и погубить тысячи других человеческих душ. Старшины увидели в Спасителе политического конкурента и начали опасаться за свои «кресла», за свои уютные удобные должности. За них начальники иудейские готовы были пойти на все, даже на то, чтобы погубить собственные души ради еще одного десятилетия у власти.

И это при том, что спустя каких-нибудь сорок лет за грех богоотступничества – за ИХ ЛИЧНЫЙ ГРЕХ – вожделенный ими Иерусалим будет сожжен дотла. Тысячи евреев погибнут, остальные будут рассеяны по всему миру, а храм будет не просто разрушен, но даже и земля, где он стоял, вспашется плугом.

В итоге – горький факт-результат истории. Иуда хотел земного благоденствия, но закончил жизнь самоубийством. Анна, Каиафа и их соратники желали примерно того же, но их дело закончилось катастрофой для целого народа. Почти три столетия на планете Земля не существовало города Иерусалима. На его месте было языческое поселение Элия Капитолина. Вплоть до IV века, когда вера во Христа стала государственной религией множества народов, объединенных Римской империей, и Бог снова подарил благодать Святому Городу, и Иерусалим восстал из руин. Благодаря тому, что человечество снова вернулось к истинному Богу.

Спрашивается: что принесло этим вышеупомянутым образованным и талантливым людям предательство Бога? Ответ один: ничего хорошего.

Потому, конечно же, Великая среда – это урок для всех нас. У каждого из нас есть «потенциальный заряд» Иуды – своя «подленькая страстишка», как писал Федор Михайлович Достоевский, которой мы не должны потакать, дожидаясь, пока она превратиться в Кинг-Конга и разорвет нас изнутри. С ней мы должны мучительно тяжело, но все же бороться с Божьей помощью. Падать, каяться, вставать и идти дальше, но не вниз, а вверх, ожидая, что во время нашего тяжелого труда-странствия по земному морю нам, как и галилейским рыбакам-апостолам, явится Христос на берегу и скажет: «Придите, обедайте» (Ин. 21:12).

А Он обязательно явится. В этом можно не сомневаться.

Вспомним, что сказал Господь наш Иисус Христос женам-мироносицам после Своего Воскресения: «Радуйтесь!» И немного позже «Не бойтесь» (Мф. 28:9,10).
В этом величие и безмерное счастье Пасхи. Смерть, диавол, грех стали неважны и бессильны.

Главное, чтобы мы с Божьей помощью научились смотреть не только вниз, но и вверх и чуть-чуть внутрь – в свое сердце, потому что именно там, по словам Спасителя, есть Царствие Небесное.

Иерей Андрей Чиженко

Самое это предательство, и все поведение, каким оно сопровождалось, обнаруживают в Иуде непоколебимую ненависть к Христу. Он действовал без всякого сожаления, быстро и уверенно. Кроткие слова Христа нисколько не поколебали его решения. Он вел себя дерзко по отношению к Учителю, когда Мария помазала Его ноги драгоценным составом: он старался уличить Его в противоречии; не менее дерзко спросил он Его о предательстве на тайной вечере: «Не я ли Равви?» Наконец он предал Его с холодным презрением и злою насмешкой.

Все это не оставляет сомнения, что Иуда потерял всякое уважение и любовь к своему Учителю; полное разочарование и ненависть сменили прежние чувства. Потерять уважение и любовь он мог, конечно, только потеряв веру в Него. Только полная потеря веры в Христа, как Мессию, дает нам возможность понять поступок Иуды, как раньше эта же вера объясняла, почему он последовал за Ним.

С некоторых пор Иуда стал замечать, что деяния Христа совершенно не соответствуют его мессианским надеждам. Слишком кротки были Его поучения; слишком мало Он заботился о предстоящем воцарении, и о свержении римского ига. Наконец сюда присоединились Его грустные предсказания, совершенно несовместные с представлением о царствующем Мессии. Чудеса, которые Он совершал, были по большей части исцеления, а для приобретения власти над народом нужны были более яркие знамения, которые показали бы всем, что Он истинный Мессия. Один раз возникшее сомнение разрослось и быстро перешло в полное неверие. Вся жизнь Иисуса и все Его слова при более внимательном рассмотрении доказывали Иуде, что Он совершенно не тот Мессия, которого он хотел видеть в Нем. И это было верно, ибо царство Христа есть царство «не от мира сего”, а Иуда желал и ждал именно мирского царства. Тогда его Учитель представился ему лжепророком, лжемессией, и он возненавидел Его. Он считал себя обманутым и решил мстить. Как иудей, он был мстителен и не прощал.

Лжепророки подлежали смерти, и он решил предать Иисуса. Он знал, что иудейские священники ненавидят Иисуса и думал, что правда на их стороне. Приближавшийся праздник Пасхи пробудил в нем религиозное чувство. Он почувствовал своё единство с еврейским народом и испугался: не изменник ли он? Если он теперь предаст Иисуса, думал Иуда, то этим отомстит ему за обман, и отдав Его по закону в руки священников, как лжепророка, тем самым снимет с себя вину и вернется в лоно иудейства. Ведь, если Христос – не Мессия, то вполне правы те, которые преследуют Его. Такие мысли привели Иуду к врагам Христа и заставили его действовать с ними заодно. Иудеи обрадовались и дали ему денег. Он принял это, как справедливую награду; он чувствовал себя и их вполне правыми. Они дали ему ничтожную сумму в 30 сиклей, обычную цену раба.

В тот день, когда Иисуса повели на казнь, совершилось событие, о котором так повествует евангелист Матфей (Мф. 27, 3–10): «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную”. Они же сказали ему: «Что нам до того? смотри сам”. И, бросив сребренники в храме, он вышел; пошел и удавился».

Как мог совершиться в Иуде такой страшный перелом? Что произошло в его душе? Как пришел он к сознанию своей вины и к самоубийству? Некоторое указание дают его слова «согрешил я, предав кровь невинную». Значит раньше он не думал, что это – кровь невинная, и считал Иисуса виновным. Когда же изменилось его отношение? Евангелие говорит: когда он увидел, что Иисус осужден. Следовательно, суд над Иисусом и приговор этого суда произвели в нем тот нравственный перелом, который привел его к самоубийству.

Вероятно, Иуда присутствовал на этом суде и мог видеть Иисуса и Его обвинителей. Прежде всего ему бросились в глаза крайнее пристрастие судей, их растерянное искание улик, их лицемерие: показания лжесвидетелей были явно нелепы или недобросовестны, приговор был произнесен поспешно и необоснованно; жизнь и учение Иисуса вовсе не были представлены на суде, как бы то следовало. Наконец, не был соблюден прямой закон, по которому казнь приводилась в исполнение лишь спустя сорок дней после произнесения приговора; это давало возможность недовольным обжаловать приговор, выступив в защиту обвиненного. Иуду, конечно, поразило такое неуважение к закону со стороны законников и хранителей народной веры и обычаев. Они предстали ему в новом свете; он усумнился в их честной преданности закону, в их святости.

С другой стороны Христос держал Себя достойно и величественно. Он не оправдывался и не искал спасения. Это не могло не произвести глубокого впечатления на изменившего ученика. «Если он и не Мессия, – думал Иуда, – то во всяком случае человек высокой нравственности и огромной силы духа». Особенно Он казался величественным по сравнению со своими судьями.

Но решающее действие на совесть Иуды имел суд у Пилата. Здесь он увидел, что посторонний, незаинтересованный человек, язычник, безусловно признал праведность Иисуса и почувствовал решительное отвращение в Его обвинителям. Эти последние вели себя совершенно несовместно с достоинством высших иерархов народа.

Особенно поражен был Иуда тем, какое обвинение они выставили перед Пилатом как главное, посредством которого им удалось добиться осуждения Иисуса. Они обвиняли Его в том, что Он сделал себя царем Иудейским, а всякий делающий себя царем – противник кесарю, и как таковой должен быть казнен. Прежде всего Иуда понимал, что это обвинение совершенно ложно: он потому ведь и покинул Иисуса, потому-то и усумнился в Нем, что Тот медлил объявить себя царем, и даже прямо уклонился от этого.

Он видел также, что это обвинение явно недобросовестно со стороны обвинителей: они сами знали хорошо, что Иисус никогда не стремился стать народным вождем или царем земным. Но главное – все это обвинение совершенно недопустимо в устах истинных иудеев. Обвинять иудея в том, что он «противник кесарю», нелепо, ибо всякий истинный иудей должен быть таковым. Если бы Христос, действительно, объявил себя царем иудейским и противником кесаря, то все истинные иудеи должны бы встать на защиту Его, а не отдавать Его в руки римлян. Поэтому строить такое обвинение – значит лицемерить и изменять коренным верованиям народа.

Полное ничтожество свое эти первосвященники, книжники и старейшины разоблачили перед Иудой, когда закричали: «Нет у нас царя, кроме кесаря!» Это уже была открытая измена мессианским надеждам, полное попрание всего, что было дорого сердцу иудея. Теперь Иуда увидел, что это не духовные вожди иудейства, хранители народной веры, а трусливые ставленники римского правительства, трепещущие за своё положение. Он подумал: «Быть может, истинного Мессию они предали бы точно также, как теперь предают этого кроткого праведника». Иуда не мог уверовать в Христа теперь, так как он не мог себе представить поругание и смерть истинного Мессии, но он не мог больше верить и в правоту иудейских священников; он ощущал полную потерю веры: те, которых он считал хранителями истины, оказались изменниками народу, лицемерными лжецами.

Тогда совесть заговорила в нем; его поступок представился ему в ином свете: он совершил обыкновенное предательство расположенного к нему Учителя. Встали мучительные воспоминания о светлых днях совместной жизни, о кротости Учителя, о святых делах Его. И теперь на суде Он не отступил, не убоялся; Он стал еще спокойнее и тверже.

Иуда понял, что предал на смерть совершенно невинного человека. Он пошел к первосвященникам и прямо высказал им свой взгляд на дело. Быть может, он еще надеялся, что они оправдаются пред ним, успокоят его растерзанную совесть, но они ответили: «Что нам до того? смотри сам». Трудно придумать более бездушный ответ. Иуда понял, с кем имел дело. Теперь ему уже не к кому было обратиться на земле. В душе не оставалось никакой веры, никакой надежды. Он безвозвратно погиб.

Святитель Димитрий Ростовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *