Заблудшая овца происхождение

Фразеологизм – это устойчивое образное выражение, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Фразеология включает в себя:

  • идиомы – фразеологизмы как переосмысленные образные значения;
  • пословицы и поговорки, образовавшиеся в фольклоре;
  • крылатые выражения – фразы афористического характера, относящиеся к какому-нибудь определенному автору, художественному, литературному или кинематографическому произведению.

Что значит «Заблудшая овца»? Значение «Заблудшая овца»

Что это такое означает?
«Заблудшая овца» – это о человеке, который сбился с пути.

Происхождение

Откуда и какое происхождение фразы?
Источник крылатого выражения «Заблудшая овца»: Евангелие. «Заблудившаяся, но найденная овца дороже хозяину, чем девяносто девять незаблудившихся овец».

Другие русские выражения

Другие значения и истории происхождения выражений, фразеологизмов, поговорок, пословиц и крылатых фраз на сайте из нашего словаря слов и выражений русского языка:
За деревьями не видетъ леса
За душой ничего нет
За пределами досягаемости
За тридевять земель; тридевятое (тридесятое) царство
За хвостик тетеньки держаться

Тема урока: Совесть раскаяние. Притча о блудном сыне.

Цели:

1.Формирование представления о совести и раскаянии, их значении в жизни человека.

2.Воспитание духовно-нравственной личности ребенка путём приобщения к духовному опыту традиций Православия.

Задачи:

  1. Личностные

– формирование представления о морали, нормах и правилах нравственного поведения;

— усвоение нравственно – этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми.

2. Метапредметные

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

— овладение навыками смыслового чтения и интерпретации литературного произведения;

— умение вести диалог и работать в группе;

— готовность к сотрудничеству.

3. Предметные

— осмысление понятий греха, раскаяния и ответственности человека за свои поступки;

— формирование религиозного понятия «притча»

— осмысление роли грех без раскаяния в формировании болезней души.

Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, презентация.

2.Дидактическое обеспечение:

Текст притчи о блудном сыне (в распечатанном виде у каждого ученика).
Учебник А.Кураева «Основы православной культуры».
Рабочая тетрадь для учащегося.
Дополнительная литература: словарь, стихотворение Э.Диккенсон «Раскаяние».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа, работа с текстом, работа со справочной литературой.

Основные понятия: добро, грех, совесть, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы.

Межпредметные связи: ИЗО, литература.

Ресурсы: ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная и индивидуальная.

Работа с притчей о блудном сыне.

  1. Введение понятия «притча».

В Библии есть короткие иносказательные истории, в которых скрыты поучения или нравоучения, несущие нам урок. Они называются притчами. На примере истории, изложенной в притче, мы делаем вывод о жизненных ценностях, поступках людей, нравственных законах. — Христос на примере притчей открывал общие для всех законы духовной жизни, чтобы мы могли воспринимать поучение, каждый в меру своих возможностей.

  1. Работа с толковым словарём С.Ожегова.

ПРИТЧА — В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ.

Например, Евангельская притча. Притча о блудном сыне.

3. Раскрытие содержания притчи о блудном сыне.

1) Именно с притчей о блудном сыне сегодня мы и познакомимся.

— Какое лексическое значение, по вашему мнению, имеет слово «блудный»? (Отбившийся от своей семьи, заблудившийся, непочтительный к родителям сын).

Эту притчу рассказал Иисус Христос, когда Его спросили об отношении Бога к грешникам.

2) Беседа:

— О ком эта притча? (Об отце и двух его сыновьях)

— Какое решение принял младший сын отца? (Уйти из семьи, взяв свою долю имущества).

— Почему отец не остановил его? (Уважал его выбор и право на самостоятельность)

— Как сын распорядился своей долей? (Промотал, потратил на развлечения и отдых)

— Что и почему случилось с младшим сыном? (Он, лишившись денег, жил в нужде).

— Почему он решил попробовать вернуться к отцу после того как промотал наследство? (Он так бедствовал и раскаивался в содеянном, что решил положиться на милость отца и попросить разрешения вернуться в родительский дом).

— Как его встретил отец и почему?(отец был рад его возвращению, потому что несколько лет не имел о нём вестей и даже не знал, жив ли его младший сын).

— Почему старший сын не проявил радости после возвращения брата?(Он был обижен на то, что брату, промотавшему свою часть имущества, устроили такой приём).

— Что вы думаете о его обиде? Была ли она справедливой? (Отчасти его можно понять, но обида заслонила в его душе радость от возвращения брата и счастья отца).

— Что сказал отец старшему сыну? («Ты всегда со мной и всё, что я имею, является и твоим. А брат твой словно пропадал и нашёлся, словно умер и воскрес).

4. Раскрытие смысла притчи.

— Кого имел в виду Иисус Христос под образом блудного сына? (Всех людей, которым Бог дал нам свободу выбора, а они должны выбирать правильный путь, чтобы спастись и прийти тем самым в Царство небесное).

— А кого он подразумевал под образом отца? (Бога. Господь- это Отец всех людей, он всех любит и прощает, если мы раскаиваемся в своих грехах).

— А как относится Бог к праведным людям, которые стараются во всём следовать его воле? (Он очень рад им).

_Как вы понимаете пословицу «За раскаявшегося грешника двух праведников дают»? (Бог очень рад праведникам, но ещё больше он радуется, когда грешники, раскаиваясь в совершённых ими грехах, приходят к Богу, желая следовать его заповедям).

— Чему вас научила эта притча?

— Как нужно поступать с раскаявшимися грешниками?

— Как надо поступать с родителями?

5. Чтение стихотворения Э.Диккенсон «Раскаяние».

— Что чувствует человек, раскаивающийся в своём грехе?

— Зачем, по мнению поэта, Богом придумано раскаяние?

— Согласны ли вы с этим утверждением?

6.Итог работы.

— Чему научила вас история блудного сына и его семьи?

— Какую мысль хотел на примере этой притчи донести до нас Иисус Христос?

Притча о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую часть имения». И им имение. Младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя в пирах и общаясь с недостойными друзьями.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был есть из одного корыта со свиньями, но никто не давал ему. Тогда он сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся!» И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот

сын твой, расточивший имение своё, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся!»

Заблудшая овца

В Евангелии от Матфея, в притче о заблудшей овце, Христос говорит фарисеям, возмущенным Его благосклонным отношением к и грешникам:

«Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся».

Грешник изображается заблудшей овцой, которая сбилась с пути и отстала от стада. А под овцами и стадом понимается народ Божий.

Пастух, или иначе – пастырь, оставив сохранённых им овец, ищет пропавшую, и найдя, несказанно радуется ее спасению.

В Новом Завете слово «пастырь» относится к Господу Иисусу Христу, а в Ветхом употребляется для обозначения Бога, царей и правителей.

Например, в книге Пророка Иеремии мы читаем:

«Так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними…И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их…И поставлю над ними пастырей, говорит Господь».

И действительно, беспомощность овец в то время, когда они отстают от стада – их отличительная характеристика.

И пастуху тогда стоит заботиться не о всём стаде, которое сохранится целым, а о той одной, которая заблудилась.

Этот образ нередко встречается в Библии. В Евангелии от Луки тоже повторяется притча о заблудшей овце. И евангелист заканчивает ее так:

«На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

Богу дорога каждая заблудшая душа, каждый грешник. Господь, как пастырь, ищет овец – погибающие души людей, чтобы вернуть их в «стадо»: «А найдя, — говорится в Священном Писании, — возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу».

Образ пастыря с овцою на плечах говорит о том, что Господь поддерживает грешника, у которого не хватает сил, чтобы осилить трудный путь спасения.

Сегодня выражение «заблудшая овца» применим к человеку, отступившему от веры, тому, кто сбился с правильного пути, или оступился в жизни.

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПРИТЧИ О ПАСТУХЕ И ОВЦАХ

(Ин. X, 11-18)

Я пастух хороший. Хороший пастух жизнь свою кладет за овец.

Наемный — не пастух, ему овцы не свои, он видит, что идет волк, бросает овец и бежит; а волк хватает и разгоняет овец.

А наемный бежит, потому что он наемный, и нет ему дела до овец.

Я хороший пастух, я узнаю своих овец, и они узнают меня.

Так же, как знает меня Отец, и я знаю Отца и жизнь свою кладу за овец.

И другие есть у меня овцы, не от одного двора, и тех мне надо вывести, и голос мой услышат, и будет одно стадо и один пастух.

За то и любит меня Отец, что я отдаю жизнь свою за то, чтобы опять получить ее.

Никто не отнимает ее у меня, но я сам по своей воле отдаю ее и могу получить ее. Эту заповедь получил я от Отца моего.

ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

Притча эта об овцах и пастухе, уже представлявшаяся Иисусу Христу прежде, когда ему народ казался подобным овцам, разогнанным без пастуха, разъясняется Иисусом Христом теперь с трех сторон: .

1) Он говорит, что он говорил не раз, что всяких дорог много, но вход всегда один. Он говорит, что в овчарню одна дверь и из овчарни один выход на пастбище, т.е. чтобы кормиться — жить. И для жизни людей есть выход, этот выход есть разумение жизни, то, чему он учит. Всякое учение, которое не основано на разумении жизни, — ложно, и все знают это, как знают овцы, когда вор лезет через ограду.

2) Он говорит, что он вошел этой дверью и зовет людей идти за ним в эту дверь, чтобы получить жизнь. И как овцы идут за пастухом, вошедшим дверью и со знакомым им голосом, так и люди пойдут за ним. И не одни только те люди, которым он говорит теперь, но все люди; так что, как если овец свести в одно стадо, и их поведет один пастух, так и его учение соединит всех людей.

3) Он говорит: кроме того, что в овчарне овцы узнают, отличают настоящего пастуха от вора, — и в поле, на пастбище настоящий пастух отличается от наемного. Тут Иисус Христос сравнивает пастуха наемного с хозяйским сыном, пасущим отцовское стадо. Наемный убежит от волка, ему дела нет до овец, а хозяйский сын, пастух, тот не жалеет себя для овец, потому что овцы отца его. И он не бросит овец, потому что они его овцы и он их пастух и хозяин. Так и учение Моисея было учение ложное, потому что по его закону выходило воровство, грабеж и выгода для тех, кто проповедовал. По учению же Иисуса нет ни воровства, ни грабежа, и не только нет выгоды тому, кто проповедует, но, напротив, все учение его состоит в том, чтобы жизнь свою отдавать для других с тем, чтобы получить истинную жизнь. В этом состоит та заповедь Отца, которую он проповедует людям.

(Ин. X, 19-21)

И опять сделался раздор между иудеями от этих слов.

Многие говорили: он бесится и сумасшествует, что вы его слушаетесь?

Другие говорили: такие речи не от бешеного, Кто бесится — не может слепым открывать глаза.

Стихи 22 и 23, говорящие о том, что был такой-то праздник зимой, тот праздник, который бывал через два месяца, вводят подробность ни к чему не нужную, тем более что речь, сказанная при этом случае, прямо продолжает то, что говорилось прежде.

(Ин. X, 24-29; Ин. XI, 25, 26; Ин. X, 30)

И вот окружили его евреи и говорят ему: до каких пор ты будешь нас мучить? Если ты Христос, скажи нам.

Отвечал им Иисус: я говорил уже вам, а вы не верите. То, как я живу по учению Отца моего, показывает вам, кто я.

А вы не верите, потому что вы не из овец моих, как я сказал вам.

Овцы мои понимают мой голос, и я признаю их, и идут за мной.

И я жизнь не временную даю им, и не погибнут в этом веке, и не отнимет никто их у меня.

Отец мой, который вручил мне их, больше всех и никто не может отнять их у Отца моего.

Я — пробуждение и жизнь. Тот, кто верует в меня, хоть и умрет, жив будет.

И всякий живущий и верующий в меня не умрет в этом веке.

Я и Отец — одно.

ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

Евреи умоляют Иисуса открыть им, Христос ли он. Они, видимо, страдают так, как страдали и страдают многие прежде и теперь, сомневаясь в том, что Христос есть второе лицо троицы, и боясь одинаково отвергнуть то, чему верят миллионы и исповедуют как истину веры, без которой нельзя спастись, и признать ложь за истину. Они умоляют Иисуса облегчить их душу, вывесть из мучительного сомнения. И что он отвечает им? Продолжает поговорку об овцах и говорит: что он и Отец — одно, но не отвечает на их вопрос ни да, ни нет, не разрешает их. мучительного сомнения. И не их одних, но всех нас, миллиардов людей, живших после него. Если он был Бог, то как же мог всемогущий, всеведущий, все благий Бог не знать всех тех страданий, которые примут и те евреи, и мы с миллиардом людей, мучимые сомнениями и лишенные спасения? Он не мог не пожалеть их и нас. И ему стоило только сказать: да, я Бог, и евреи и мы были бы блаженны.

Но не только Бог, если он был святой человек, но и не только святой человек, если он был просто человек, если бы он был даже злой обманщик, он, зная всю бездну зла, которое произойдет от этого сомнения, не мог не сказать тогда да или нет: да, я Христос, мессия; нет, я не мессия. Но он не сказал ни того, ни другого. И все евангелисты прямо записали это, записали именно эту жестокость его, если он был Бог, как понимает церковь; это уклонение его, если он был человек, как понимают историки. Он не сказал им ни того, ни другого, а повторил яснее, сильнее то, что он прежде говорил.

Объясняя, кто он такой, что он такое, и во имя чего он учит, и в каком смысле он Христос, избранник, помазанник Божий, и в каком смысле он не Христос, он сказал: я и Отец — одно. Он ответил все то, что мог; он не мог ответить иначе, потому что он признавал себя Христом, избранником Божиим, но не в том смысле, в котором понимали слово Христос, мессия иудеи. Если бы он сказал им, что он Христос, они бы поняли в нем пророка, царя, но уже не могли бы понять того, чем он исповедовал себя, человеком, вознесшим в себе разумение жизни для того, чтобы освятить во всех других это разумение. Если бы он сказал им, что он не Христос, они бы лишены были того истинного блага, которое он проповедовал людям, и это была бы неправда, потому что он чувствовал себя Христом, избранником Божиим. Он сказал им прежде, что он пришел от пославшего его Отца, что он только творит волю этого Отца, что он только пастух, указывающий дверь овцам, что он дает жизнь вечную тем, которые верят ему, и что Отец людей — Бог ведет их к нему, и что он и Отец — одно, т.е. что он — разумение.

(Ин. X, 31-38)

И вот опять взялись за камни евреи, чтобы побить его.

Сказал им Иисус: много показал я вам добрых дел Отца моего, за какое же дело из всех вы хотите побить меня каменьями?

И в ответ сказали ему иудеи: не за доброе дело мы побьем тебя, но за кощунство, за то, что ты, будучи человек, делаешься Богом.

И отвечал им Иисус: разве не написано в законе вашем: «Я, Бог, сказал: вы боги»?

Если он назвал богами тех, к кому говорил, и писание не может нарушиться,

то тому ли, кого Отец любил и послал в мир, вы говорите: «кощунствует», за то, что я сказал, что я сын Бога?

Если я не делаю того же, что Отец, не верьте мне.

Если же делаю то, что Отец, так не мне верьте, делу верьте, тогда поймете, что Отец во мне и я в нем.

ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

Иисус говорит, что он — Христос, в том смысле, что он в себе имеет разумение — одного Бога, которого мы зЧ1аем, и что потому он и Бог — одно.

Иудеи хотят убить его. Он говорит, за что: разве разумение произвело что-нибудь дурное? Дела этого разумения, дела Отца, разве были дурны? За что же бить? Они говорят: ты кощунствуешь, называя себя Богом. И он говорит им: что же тут кощунственного? в нашем писании сказано: вы боги; сказано это в псалме 81-м, где Бог упрекает сильных мира, творящих неправду. Там сказано: «они не знают, не разумеют, во тьме ходят. Я сказал: вы боги и сыны всевышнего Иеговы». Так что же, если нечестивые, угнетающие люди в писании, которому вы веруете, названы богами, то как же про меня, исполняющего волю Бога, вы говорите, что я кощунствую, говоря, что я сын Божий! Если мои, Иисусовы, дела дурны, осуждайте их, но дела Божий, если они от меня происходят, верьте, что они от Отца. Делая дела Божий, я в Отце и Отец во мне.

(Ин. XI, 25, 26; Ин. X, 39-42; Мф. XVI, 13-16; Ин. VI, 68; Мф. XVI, 17, 18)

И сказал Иисус: учение мое — учение пробуждения и жизни. Тот, кто верит в мое учение, если и умрет, будет жить.

И тот, кто, живя, верит в мое учение, — не умрет.

И обдумывали иудеи опять как бы его осилить. И он не поддался им.

И пошел опять за Иордан в то место, где прежде Иоанн крестил. И остался там.

И многие отдались его учению и говорили, что Иоанн доказательства не дал, но все, что сказал об этом, было верно.

И многие там поверили в его учение.

И пошел Иисус в деревни Кесарийские, Филипповы, и спросил учеников и сказал: как понимают люди про меня, что я сын человеческий?

Они сказали: одни понимают, как Иоанна Крестителя, другие, как Илию, еще иные, как Иеремию, или как одного из пророков.

И он сказал им: а вы как обо мне понимаете?

И в ответ сказал ему Семен, по прозванию Камень: ты Христос, сын Бога живого.

В тебе слова вечной жизни.

И в ответ сказал ему Иисус: счастлив ты, Семен, сын Ионин, потому что не смертный открыл тебе это, но Отец мой Бог.

И я тебе говорю, что ты камень, и на том камне построю я мое собрание людей, и смерть не одолеет это собрание людей.

ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

Семен понял вполне то, что говорил о себе Иисус Христос, и вполне выразил это. Он сказал: ты то, что ты говоришь, в тебе слово жизни, ты сын жизни, твое учение — жизнь.

И Иисус говорит ему: блажен ты потому, что не от меня смертного ты понял, но отдуха Божия. Теперь, когда основа твоя не смертное, не мои слова, не мое пророчество, но разумение Бога — ты тверд, и на этом разумении только оснуется истинное соединение людей.

(Мф. XVI, 20)

Тогда он различил ученикам, чтобы они никому не говорили, что сам он Христос.

????????? значит разделить, различить; растолковать — будет слишком слабо. На каком основании слово это переводится «запретил», можно понять только потому, что смысл этого стиха, самого важного, совершенно потерян, как будет видно далее. Иисус сказал Петру, что он признал верно его Христом в смысле сына Бога живого, и прибавил: верно потому, что ты не во мне, Иисусе смертном, искал моих прав, а в духе Божием, и сказал о том, что на таком понимании только может основаться собрание людей; говорится, что после этого он растолковал ученикам, в каком смысле он Христос, затем, чтобы они уже больше не впадали в ошибку, говоря, что он, смертный Иисус из Назарета, есть Христос.

Ведь это ужасно! Иисус говорит всеми возможными способами выражения о том, что он человек, как все, и все люди — такие же люди, как он; но он проповедует учение о духе и сыновности Богу живому,—учение, которого нельзя иначе выразить, как словами Иисуса. Он проповедует это учение. Все понимают его навыворот, понимают, что он делает себя Богом. Он убивается, говорит, что не я Бог, а вы все Боги, что я человек, спасаюсь Богом, который во мне, что этот Бог в каждом человеке есть единый Христос, что другого не будет, и никто не хочет понять его. Одни кричат: сын Давида, признают его только Богом и поклоняются ему; другие признают его только человеком и хотят распять его за то, что он называет себя Богом. Наконец, ученик Симон Петр понимает его, и он подразделяет и толкует ученикам, что не следует считать его, Иисуса, Христом.

Эту самую фразу переписывают с маленькой переменой, и выходит, что он для чего-то не велел никому говорить, что он Иисус Христос.

Ушами не слышат и глазами не видят.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ЗАБЛУДШАЯ ОВЦА кто Заблуждающийся человек. Подразумевается, что кто-л. по недомыслию, из-за незнания или непонимания сбился с верного, по мнению говорящего, пути. Имеется в виду, что лицо (Х) является жертвой обстоятельств, собственной глупости, наивности и недальновидности. Говорится с пренебрежением или с иронией. реч. стандарт. ✦ Х — заблудшая овечка. В роли обособл. приложения, доп., подлеж., обращ., а также именной части сказ. (как правило, при нулевой связке) или назывного предлож. Порядок слов-компонентов нефиксир.

— Что ты из себя строишь бедную заблудшую овечку? Тоже мне, невинная жертва обстоятельств! (Реч.)

— Не верю ни единому её слову! Я её, эту заблудшую овечку, как облупленную, знаю! Строит из себя невинную жертву, а сама… (Реч.)

— Ну что там наша заблудшая овечка? Разобралась, наконец, в ситуации? (Реч.)

— Тоже мне заблудшая овечка! Ты что, действительно веришь, что он не понимал, что делал? Всё он прекрасно понимал! И выгоду свою, между прочим, в первую очередь! Р. Епифанов, Вспоминая прапорщика.

культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к тексту Библии: заблудшей овцой называли того, кто отступил от Бога, «отбился от стада», пастырем которого является Иисус Христос; вернуться обратно такой человек сможет, только если снова придёт к истинной вере. Образ фразеол. соотносится с зооморфным кодом культуры, т. е. с совокупностью представлений о животном мире, представители которого как таковые или их атрибуты могут выполнять функции эталонов или символов, и содержит зооморфную метафору, в которой отображено стереотипное представление об овце. Образ фразеол. мотивирован стереотипным представлением об овце как о животном беззащитном и безобидно-глупом, не способном постоять за себя, представляющем собой лёгкую добычу (беспомощность перед лицом врага, незлобивость наиболее полно проявляются в образе ягнёнка). ср. также с текстом Библии, где упоминаются, нередко иносказательно, отличительные черты овцы (боязливость, кротость и беспомощность отставших от стада овец) и опасность, окружающая таких животных (2 Пар. 18: 16; Пс. 118: 176; Ис. 11: 6, 53: 6, 7; Мих. 5: 8; Мф. 9: 36). В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., в англ. — lost sheep. В. В. Красных

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *