Зачем читать акафист?

Что такое акафист? Зачем их читают? Какие бывают акафисты и как понять, какой из них лучше читать? Ответы на эти вопросы вы найдёте в этой заметке.

Акафист – это хвалебное песнопение в адрес Господа, Богородицы или святых. Состоят акафисты из 25 частей, которые называют песнями. Число 25 выбрано не случайно, а по аналогии с греческим алфавитом, в котором 25 букв. 25 частей включают в себя 13 кондаков (хвалебные песни) и 12 икосов (пространные песни, объясняющие суть события).

Акафист – это молитва. Как и любая другая молитва, акафист является диалогом молящегося и Господа (Богородицы или святых, смотря кому адресован акафист).

Зачем читают акафисты?

Обычно верующие читают акафисты в двух случаях:

Особая радость и благодарность Господу.

Прошение помощи в трудных обстоятельствах.

Также нередко верующие договариваются читать акафисты в одно и то же время, несмотря на то, что территориально они находятся не рядом. Это называется молитвой по соглашению. Опыт миллионов верующих – лучшее доказательство удивительной силы такой молитвы!
Присоединиться к молитве

Как читать акафист?

Слово «акафист» переводится с греческого языка как «неседящий». Поэтому акафисты читают исключительно стоя (исключение – больные или паломники в автобусе).

Акафисты можно (и нужно) читать дома, т.к. эта молитва является келейной. Читать их можно в любое время суток, главное каждый раз прочитывать акафист полностью, не «растягивать» чтение.

На чтение акафистов желательно попросить благословение у духовника, т.к. чтение акафистов – тяжёлый духовный труд.

Какие бывают акафисты?

Существует множество акафистов, адресуемых Господу, Богородице и святым. Традиционно те или иные акафисты читаются при определенной потребности.

Ознакомиться со списком существующих акафистов и узнать, какой акафист читать в какой нужде, а также получить больше информации о молитве по соглашению можно .

Например, перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» православные христиане молятся об исцелении от онкологических заболеваний.

Чудесная история помощи Господней после чтения Акафиста перед иконой Божией Матери «Всецарица», рассказанная Еленой из Украины
Здравствуйте! Мой отец с 2013 года болел онкологией. Жизнь он прожил бурно, попробовал, что называется, все в этой жизни. И наркоманил, и водку пил, меры не знал, и ни в чем себе не отказывал. Но свою семью никогда не обделял, старался, хотя и не всегда получалось… В январе 2016 года мама начала читать акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Всецарица».

Мы все молились и надеялись до последнего на выздоровление отца, но Господь рассудил иначе. 26 отца не стало… Но польза в этой молитве огромнейшая!!! Все врачи, и даже патологоанатом, удивлялись тому, что мой отец не испытывал физических мучений при такой пораженности метастазами всего организма!!! Он полностью поменял свой образ жизни в последние полгода, и раскаялся во всех своих грехах, рассчитался со всеми кредитами и долгами, отбыл условное наказание, и сплотил всю нашу семью!!!

Похороны, в основном, оплатили его друзья и товарищи. Пришли и протянули руку помощи даже те, о ком мы и забыли уже! Вот так, с Божией помощью, мой отец ушел от нас без мучений и с улыбкой на лице, рассчитался со всеми своими земными долгами перед семьей и людьми, а также очистил свою душу перед Господом нашим! Молитесь, братья и сестры дорогие! Молитесь и Господь наш никогда нас не оставит в беде!!! Мира, добра и доброго здоровья всем нам.

Прочитать больше отзывов о чудесной помощи Господа по молитве по соглашению можно .

На нашем сайте вы можете присоединиться к молитве по соглашению и получить помощь Господа!

С уважением,

команда портала Правжизнь.рф

О пользе и вреде акафистов

04.06.2019

Наверное, в Русской Церкви нельзя встретить храм, в котором бы не совершались акафисты. Любят православные богомольцы этот жанр церковной гимнографии: читают акафисты дома и в храмах, поют во время многодневных крестных ходов. Однако употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации. Ведь согласно действующему богослужебному уставу – Типикону – акафист совершается только один раз в году: на утрене субботы пятой седмицы Великого поста. Совсем недавно, 30 мая, Священный Синод утвердил подготовленное Синодальной богослужебной комиссией чинопоследование молебного пения с акафистом. Что такое акафист, и откуда появился такой жанр гимнотворчества? Какова их история? Почему нашим людям так полюбились акафисты? И как получилось, что некоторые предпочитают чтение акафистов молитве за литургией, принятию Таинств?

Первоначально – единственный

Слово «акафист» на русский язык переводится как «неседален», то есть акафист – это песнопение, во время исполнения которого не сидят. Изначально акафистом называлось только одно уникальное произведение, посвященное Божией Матери. Оно появляется в Византии на рубеже V–VI веков. Именно оно читается на службе Похвалы Пресвятой Богородице. Этот Акафист состоит из двенадцати больших и двенадцати малых строф. Все они в греческой традиции называются икосами.

В славянской традиции короткие икосы принято называть кондаками – они заканчиваются восклицанием «аллилуйя», а большие икосы так и называются – «икосы». Большие икосы делятся на две части: первая метрически одинакова с коротким икосом, а вторая содержит двенадцать приветствий, обращенных к Богоматери, которые выражаются словом «Радуйся». Именно так во время Благовещения ангел приветствовал Пресвятую Деву.

«Возрадования» – это отличительная черта акафистного произведения. Акафист Богородице состоит из двух частей: первая рассказывает о земной жизни Пречистой Девы, а вторая посвящена учению о Боговоплощении и спасении человеческого рода. Текст «Взбранной Воеводе победительная», помещенный в начале акафиста, был добавлен позднее, после избавления Константинополя летом 626 года от осады авар и славян, когда Константинопольский Патриарх Сергий I обошел городские стены с иконой Пресвятой Богородицы.

Интересно, что в грекоязычных Церквах до сих пор термин «акафист» применяют только к этому первоначальному акафисту в честь Богородицы.

Икосы подобные

Позднее появляется жанр акафиста. В XIV веке, приблизительно за сто лет до конца Византийской империи, начинают создаваться произведения, подражающие акафисту Богородице, которые назывались «икосы, подобные Акафисту». Известны икосы архангелу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю Николаю Чудотворцу, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолам Петру и Павлу, Двенадцати апостолам, Всем святым, Живоносному Гробу (Воскресению Господню). Последний акафист византийской эпохи – это акафист апостолу Иоанну Богослову.

Далее появляются акафисты в честь различных списков икон Пресвятой Богородицы. Произведения переводятся и становятся известны в Русской Церкви. У нас начинают создаваться акафисты русским святым.

К середине XVIII века число новых акафистов сильно возросло, поэтому была введена практика утверждения текстов Святейшим Синодом Русской Церкви. Если текст не был утвержден, то его нельзя было печатать и распространять.

Показательно, что к 1901 году на 158 разрешенных приходится 291 (или более) неразрешенный акафист. Причины запрета были различны: несоответствие требованиям духовной цензуры, богословская или литературная безграмотность текста, наличие уже разрешенного акафиста с тем же посвящением.

Излишество или необходимость?

В XIX веке об акафистах высказывали свои мнения различные авторитетные богословы. Святитель Филарет Московский настороженно относился к неуемной ревности составлять новые акафисты: «Мы недовольно ревнуем установленное Церковью богослужение исполнять так, чтобы ничто не было опущено и все было пропето и прочтено неспешно и внятно. Не нужнее ли, не полезнее ли поревновать о сем, нежели расширять богослужение множеством акафистов, произвольно вновь составляемых из множества неопределенных, изысканных хвалебных выражений, мало способных вразумлять и назидать читающего или слышащего? Каждый, кому вздумается, каждому святому, к которому почувствует усердие, не затрудняется написать акафист и дать его в правило Церкви. В порядке ли это? Сообразно ли с тем, что такое множество древних великих святых, апостолов, пророков, мучеников, святителей, преподобных остаются без акафистов? Но не должно ли благоприятствовать проявлению благочестивого усердия? Правда, но со многим рассуждением и осмотрительностью, чтобы принести Церкви Божией дар истинно для нее полезный».

Критику и неприятие большинства русских акафистов находим у архимандрита Киприана (Керна), по мнению которого, стихиры и псалмы превосходят акафисты по красоте и глубине мысли.

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский, видел в акафистах средство к пробуждению религиозного настроения в пастве: «Народ, как показал опыт в Харькове, весьма любит подобные вещи и услаждается ими. Не все же проповедовать; можно подавать духовную пищу и таким образом».

Святитель Феофан, затворник Вышенской обители, в своей переписке поощрял и ободрял составителей новых акафистов, давал указания и советы.

Акафисты в наши дни

В современной русской практике, в отличие от Типикона, употребляется множество акафистов. Они посвящены Господу, Пресвятой Богородице, прославляемой в Ее чудотворных иконах, святым и праздникам. Акафисты служатся круглый год, а не один раз. Кроме этого, обычаи при совершении акафистов до сих пор разнились от епархии к епархии.

В последнее десятилетие появилось много новых акафистных текстов, которые, к сожалению, далеко не всегда содержат идеи, соответствующие духу церковного Предания. Опасность состоит в том, что люди, читающие акафисты, которые не прошли богословскую проверку, усваивают нецерковные идеи, суеверия. Также следует учесть, что акафист – это самый популярный в народе жанр, наиболее доступный и понятный, поэтому нужно заботиться о корректности текстов.

В первые постсоветские годы Церковь слабо контролировала процесс появления новых акафистов и их распространение, но теперь эта сфера постепенно упорядочивается. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с 29 апреля 2011 года при Издательском совете Русской Православной Церкви действует рабочая группа по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества.

Межсоборным Присутствием был подготовлен проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви», который в начале 2017 года направили на отзыв в духовные школы и епархии Русской Православной Церкви.

14 мая 2018 года документ и результаты его обсуждения рассмотрел Священный Синод. Как было отмечено в постановлениях Синода, уставное суточное богослужение стои́т несравнимо выше акафистов, в связи с этим «тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями».

Другое постановление говорит о недопустимости использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий. Издательскому совету Русской Православной Церкви было поручено разместить на своем сайте список утвержденных Священным Синодом акафистов и их тексты с последующим регулярным обновлением перечня.

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Перед Вами рубрика домашней усердной молитвы – Домашнего сорокоуста!

Домашний сорокоуст — это молитвенное правило (акафист, канон, псалтирь), читаемое ежедневно в течении 40-дней. Правда, сразу оговоримся, что нет каких либо церковных предписаний для сего сорокадневного правила, которое является сугубо народным благочестивым молитвенным обычаем. Можно и так сказать, что домашний сорокоуст, это первая ступень постоянства в длительной молитве. Вторая ступень, это чтение акафиста в течении полугода, года. А дальше — больше. Ведь многие христиане читают акафисты ежедневно в течении многих лет, а то и всей своей жизни.

Был такой подвижник Псково-Печерского монастыря архимандрит Антипа (Михайлов), который, со слов митрополита Тихона (Шевкунова), в течении многих десятилетий, ежедневно читал по 10-15 акафистов, прославляя Господа Бога, Божию Матерь и святых угодников Божьих!

Ничто так не может быть приятным Богу, как наше постоянство в духовной жизни – ежевоскресное посещение храма, соблюдение постов, регулярное приобщение к Таинству Исповеди и Причащения, ежедневные домашние утренние и вечерние молитвы. И вот, если к сему духовному делу прибавить еще и продолжительное чтение акафистов Господу Богу, то молящийся, тем самым, будет иметь еще большее дерзновение пред Господом и упование на Его милость и всесильную помощь. Если начать ежедневное чтение акафистов Пресвятой Богородице или святым угодникам Божьим, то мы будем иметь особых ходатаев на Небесах, которые заступятся за нас пред Господом и испросят у Него помощи в духовной жизни и устроении земных дел.

В наше время довольно сложно создать крепкую и благочестивую семью. Поэтому многие православные люди прибегают к продолжительному молитвенному правилу ежедневного чтения акафиста Божией Матери пред Ея иконой «Казанская». И по усердной молитве Пресвятая Богородице помогает найти доброго спутника/спутницу жизни.

Многие из нас не понаслышке знают, какие сложные ситуации могут возникнуть в семейной жизни: бесплодие; детские болезни; воспитание трудных детей; супружеская напряженность и неприязнь; наконец – преддверие распада брака… В таких случаях нужно усердно читать акафист Покрову Пресвятой Богородицы, или святым благоверным Петру и Февронии Муромским, а также приступать к Таинствам Исповеди и Причащению.

Если же настигла нас какая-либо болезнь, мы должны обратиться к ежедневному чтению акафиста Божией Матери «Целительница» и вознести молитву вмч. Пантелеимону Целителю, святителю Луке Крымском. При этом нужно помнить, что заболевание нашего тела – это продолжение болезни нашей души. Посему нужно исправить свою духовную жизнь, обратиться ко Господу, и по предстательству Богородицы и святых Его угодников, Бог дарует здравие телу и душе.

Также нередко возникают трудноразрешимые сложности на работе, в семейном бюджете, в купле-продаже квартиры/машины и других жизненных делах, которые гораздо легче разрешить с помощью Божией и по ходатайству святых Его угодников.

Ниже приведен список Домашних сорокоустов с пояснениями, о чем принято молиться Господу Богу, Божией Матери и святым угодникам Христовым. Например, пред образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» принято молится об исцелении от винопития. Святым праведным Иоакиму и Анне, которые прожили до старости бездетными и только на склоне своих лет стали родителями Пресвятой Богородицы, молятся о даровании чада. Святому великомученику Целителю Пантелеимону, который окончил врачебную школу и с молитвой исцелял множество недужных и больных, молитвенно прибегают с прошением о выздоровлении.

Для того, чтобы начать ежедневное чтение Акафиста, выберите нужный Вам раздел:

Название домашнего сорокоуста О чем молиться

Акафист Господу нашему Иисусу Христу


О спасении души и наследования Царствия Небесного
Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
О прощении грехов, очищении души; о поддержке своей духовной жизни; об укреплении в вере и благочестии

Акафист пред иконой Б. М. «Казанская»


О благословении на брак и создании семьи

Акафист пред иконой Б. М. «Нечаянная Радость»

О даровании детей и радости материнства
Акафист пред иконой Б. М. «Феодоровская» О благополучной беременности и благополучных родах
Акафист пред иконой Б. М. «Воспитание» О воспитании детей
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы О благополучии и мире в семье
Акафист пред иконой Б. М. «Целительница» Об исцелении различных болезней

Акафист пред иконой Б. М. «Неупиваемая Чаша»

Об исцелении алкоголизма, наркомании и игромании

Акафист пред иконой Б. М. «Всецарица»

Об исцелении онкологических болезней

Акафист пред иконой Б. М. «Умягчение злых сердец»

О примирении враждующих.

Акафист пред иконой Б. М. «Взыскание погибших»

О становлении на спасительный жизненный путь
Акафист Архистратигу Божию Михаилу О защите от злой силы и душевном спасении.
Акафист Ангелу Хранителю О благоденствии и помощи на всех путях жизни
Акафист праведным Иоакиму и Анне О даровании детей
Акафист святителю Николаю Чудотворцу О скорой помощи во всяком деле и разрешении различных ситуаций
Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому О помощи в финансовых трудностях. О разрешении жилищных вопросов.
Акафист вмч. и Целителю Пантелеимону Об исцелении телесных и душевных заболеваний
Акафист девяти мученикам Кизическим Об обретении хорошей работы
Акафист праведному Филарету Милостивому Об устройстве семейной жизни детей

Акафист святым мученикам Гурию Самону и Авиву

О благополучии в браке и счастливом супружестве. О сохранении жены от жестокости немилосердного супруга (аще муж безвинно возненавидит жену свою).
Акафист Мученику Иоанну Сочавскому Об успешной торговле (купле/продаже)
Акафист благоверным Петру и Февронии Муромским Чудотворцам О мире и любви между супругами. О благополучии в семейной жизни
Акафист преподобному Сергию Радонежскому О благоуспешной учебе. О даровании духа смирения
Акафист преподобному Серафиму Саровскому О духовном и физическом исцелении, а также о стяжании Духа Святого и непрестанной молитвы.
Акафист блаженной Ксении Петербургской О семейном благополучии
Акафист святым Царственным страстотерпцам О мире и любви между супругами. О благоуспешном воспитании детей
Акафист Блаженной Матроне Московской О помощи во всяком деле и разрешении различных ситуаций

Акафист священноисповеднику Луке, архиепископу Крымскому

Об исцелении тела от различных болезней и врачевании душевных заболеваний

ПОДАТЬ ИМЯ В ХРАМ НА СОРОКОУСТ

Дорогие братья и сестры, Вы также можете передать записочку в Храм на Сорокоуст со своим именем (а также именами тех, за кого Вы молитесь). Священник, в течении сорока дней, будет возносить за Вас особые молитвы с выниманием частицы из просфоры.

Пожертвование за одно имя составляет 300 рублей. (Разрешается подавать имена только крещеных людей).

Пожертвование Вы можете легко перечислить по ниже размещенной форме:

Либо внести самостоятельно по реквизитам:

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица,чтобыпоказаться людям постящимися»

(Мф.6:16).

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»

(1Фес. 5:16–18).

«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»

(Мф.5:12).

«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами»

(2Кор.13:11).

Справка: В пятую субботу Великого Поста на богослужении в храме читается акафист Божией Матери, а также при совершении Пассии – Акафист Божественным Страстям Христовым.

***

Обычно против чтения акафистов в пост выдвигают 2 аргумента:

— возглас «радуйся» не соответствует настроению поста;

— в храме в пост обычно акафисты не читают.

Однако оба эти возражения не выдерживают вдумчивой критики. Церковный Устав как раз именно на Великий Пост устанавливает чтение Акафиста.

Вопрос задаётся прихожанами о домашнем чтении, а не об общественном храмовом богослужении.

священник Константин Пархоменко:

Есть мнение, что Акафисты читать в пост нельзя. Думаю, это предрассудок. Мы помним, что именно в посту совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Интересно, что у нас этот акафист поют лишь один раз (на пятой седмице), а греки еженедельно. То есть, например, у греков именно пост считается самым приоритетным временем для Акафистов.

Не вижу логики запрещать чтение и пение Акафистов. Ладно, не будем петь в храме, где по преимуществу в дни Поста исполняются покаянные песнопения, но дома читать Акафисты считаю возможным.

***

протоиерей Владимир:

Можно ли читать акафист в пост? . Акафисты — это область молитв, которая появилась в истории Церкви довольно-таки поздно, где-то с IX–X вв., т.е. 1000 лет не было формы такой молитвы. Потом эта молитва появилась, но уже сложилась уставная структура богослужения — храмовая, и поэтому акафист является келейной (домашней) молитвой, не храмовой. Но в храме за богослужением акафист читается — по просьбе верующих, по желанию настоятеля, а обязательно — только один раз в год, в пятую субботу Великого Поста.

***

протоиерей Николай Агафонов:

— Некоторые священники говорят, что в пост лучше не читать акафисты, так как там все время звучит: «радуйся!» — и это сбивает с покаянного постового лада… Другие же, напротив, считают, что акафисты не мешают проведению поста. А вы что скажете?

— Акафист — это не уставная служба. Об акафистах в пост в Уставе ничего не сказано. Чтение акафистов — это просто благочестивый обычай. Некоторые думают: раз в церкви в Великий Пост акафисты не читают, то и дома читать нельзя. Но это не так.

***

священник Стефан Домусчи:

Хотя в народном сознании действительно существует определенное смущение по поводу чтения акафистов в пост, ничем в действительности оно не обосновано. Чтение акафиста в пост, как и в любое другое время, регламентируется только желанием самого молящегося.

***

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *