Заиконоспасский монастырь

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Дата создания: 1600 г. Описание:

Монастырь основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Первое упоминание в исторических документах относится к 1635 г. Наименование «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившимся вдоль Никольской улицы.

С 1665 г. в монастыре была устроена школа, которую возглавлял Симеон Полоцкий. Школа готовила чиновников для правительственных учреждений. В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, во главе которой встали братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Среди выпускников академии — многие деятели Церкви, ученые, литераторы. В 1814 г. академия была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

Главный храм монастыря — Спасский собор — был заложен в 1660 г. по повелению царя Алексея Михайловича. Средства на строительство дал боярин Ф.Ф. Волконский. Храм был освящен 20 ноября 1661 г. В 1737 г. собор пострадал от пожара, но был восстановлен И.Ф. Мичуриным и освящен летом 1742 г. На следующий год ворота, выходящие на Никольскую, были увенчаны колокольней. Заиконоспасский монастырь сильно пострадал во время нашествия Наполеона.

Луковичная главка-ротонда на куполе собора появилась в 1851 г. во время очередного поновления. На рубеже XIX-XX вв. монастырь принял свой окончательный облик.

В 1929 г. обитель была закрыта. В храме размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано.

Храм был возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г.

5 марта 2010 г. Священный Синод постановил (журнал № 29) открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе г. Москвы.

Наместником монастыря в 2010-2016 гг. был архимандрит Петр (Афанасьев).

В 2016 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла и.о. наместника Заиконоспасского монастыря был назначен благочинный обители иеромонах Даниил (Константинов).

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 103012, г. Москва, ул. Никольская, д. 7-9 Телефон: +7 (495) 698-35-38 Web-сайт: http://zspm.ru E-mail: contact@zspm.ru

Состоялось отпевание иерея Валерия Комзолова

26 июня 2020 года в нижнем храме Спасского собора Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря состоялось отпевание иерея Валерия Комзолова, заштатного клирика Московской епархии, штатного священника обители в 2000-2012 годах. Отец Валерий преставился ко Господу 8 июня, на 74-м году жизни.

Чин отпевания совершили братия и клирики Заиконоспасского монастыря.

В отпевании приняли участие клирик московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря протоиерей Сергий Князев, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира при МПКУ им. М. А. Шолохова священник Марк Кравченко и клирик храма священник Виктор Иваник, диакон Владислав Соколов, временно служащий в храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот г. Москвы, и клирик храма святого равноапостольного князя Владимира диакон Александр Шмат.

В связи с невозможностью проезда катафалка до монастыря по Никольской улице братия обители с прихожанами вышли навстречу в Богоявленский переулок, где перед храмом Богоявления пением заупокойной литии начали чин отпевания. Под заупокойный перебор колоколов Заиконоспасской звонницы процессия с гробом тела почившего проследовала по Никольской улице во двор обители Спаса Нерукотворного Образа. Старший звонарь Заиконоспасского монастыря Федор Давыдов сопровождал чин отпевания колокольным звоном и своевременно возвещал о чтении пяти Евангелий.

Во время заупокойного богослужения пел сводный хор в составе: Владимир Зырянов, Сергей Бакланов, Михаил Котов, а также знакомые песнопения подпевали прихожане Заиконоспасского монастыря и храма святого равноапостольного князя Владимира в Кузьминках в целом около 150 человек.

За богослужением молились родные отца Валерия: старший брат Олег, сестры Марина, Вера, Надежда, Любовь и племянники.

По 6-й песни канона, перед пением второго «Со святыми упокой», отец Марк Кравченко сказал слово в память о новопреставленном иерее Валерии Комзолове. В частности, проповедник отметил, что в многодетной семье, в которой Валерий воспитывался, он явился молитвенником, потому как «уже в зрелом возрасте, начиная с 1983 года, он стал трудиться в храмах Москвы, сначала чтецом, затем чтецом-диаконом; сначала в храме Пимена Великого, затем в Богоявленском Патриаршем соборе в Елохове… Елоховский собор дал ему наибольший опыт диаконского и священнического служения».

В Князе-Владимирском храме, как акцентировал внимание настоятель храма о. Марк, «отца Валерия прихожане полюбили за искренность… В паломнических поездках он делился опытом из пережитого, любил петь. Особенно, если автобус застревал в пробке, выдавалась какая-то минута, то он озвучивал то, что ему нравилось из репертуара Федора Шаляпина и других певцов. И, конечно, все это было с таким добрым юмором, где было место и шуткам даже и про саму смерть… Зимой в прошлом году он расчувствовался, услышав про погребение одних своих знакомых и про других, и состоялся у нас с ним такой разговор… Отец Валерий озвучил, что помирать он не собирается, и сказал: «Знаешь, Марк, я решил, что, когда ты умрешь, я у твоего гроба про тебя скажу доброе слово». В итоге мы посмеялись, но теперь, к сожалению или к счастью, у его гроба мы говорим добрые слова, чтобы вспомнить этого простого человека, который искренне нес благодать священства, ту благодать, которая попаляет тернии тех, кто приходит к священнику попросить о прощении и оставлении грехов, приносит покаяние».

О. Марк также напомнил: «Говорят, люди подчас не знают час своей смерти, но что-то говорят такое, что нам напоминает то, что душа чувствует что-то…» Так, при посещении отца Валерия на дому, когда по своему возрасту он находился в режиме самоизоляции, «во время последней исповеди он сказал: «Ты не думай: это не последняя моя исповедь»…Видимо, какое-то предчувствие души не согласовывалось с человеческим умом, поэтому родились эти слова, когда он не хотел, чтобы эта исповедь была действительно последней… Вольно или невольно человек ощущает, когда его призовет Господь. Такое ощущение было и у отца Валерия, но, вероятно, он не хотел его озвучивать. Собственно говоря, с одной стороны, он не боялся смерти как священнослужитель, с другой стороны, он понимал, что физически он может еще пожить». «Нужно отдать ему должное: он много потрудился для того, что сложилась наша община Владимирского храма».

«Всем нам со стороны отца Валерия урок о том, что, хотя мы все шутим, относимся к смерти немножко легкомысленно и помирать не собираемся, надо помнить, что Господь может призвать нас в любой час и в любой день. Собственно так и произошло с отцом Валерием, когда Господь его призвал в том, в чем он был застигнут. А застигнут он был в своих последних желаниях исповедаться и причаститься».

Настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира при МПКУ им. М. А. Шолохова священник Марк Кравченко, завершая поминальное слово, призвал всех родных и близких почившего, его сослужителей и духовных чад молиться об упокоении души раба Божия иерея Валерия.

Затем после пения кондака «Со святыми упокой» продолжилось пение канона. Прощание с отцом Валерием проходило во дворе монастыря, после чего по Никольской улице в Богоявленский переулок гроб был отнесен в сопровождении священнослужителей и прихожан ко храму Богоявления для отъезда к месту похорон.

Отец Валерий был погребен на Токарёвском кладбище.

Сороковой день по преставлении иерея Валерия Комзолова – 17 июля.

Заиконоспасский монастырь основал в 1600 году Борис Годунов.

Что есть что в церкви

Полное название обители: «Заиконоспасский мужской монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском крестце что за Иконным рядом». Этим именем монастырь обязан своему расположению за иконными рядами на Никольской улице, где «обменивали иконы». За этим скрывалась бытовая хитрость: нельзя продать святой образ, но можно обменять на деньги.

До нашего времени в Заиконоспасском монастыре сохранился Спасский собор. Его построили в 1660 году и перестроили в 1701 по проекту Ивана Зарудного. Сохранились также палаты XVII века (так называемый «Учительский корпус»).

В 1664 году Алексей Михайлович задумал создать систему полноценного университетского образования.

По его приглашению в Москву из Белоруссии приехал просветитель Симеон Полоцкий. Он поселился на территории Заиконоспасского монастыря и открыл там латинскую школу для подьячих Тайного приказа.

Взошедшая на престол царевна Софья также была ученицей Симеона Полоцкого. Поэтому не удивительно, что в 1687 году она позволила открыть Славяно-Греко-Латинскую академию.

Этот первый ВУЗ был исключительно религиозным. Педагогами академии стали прибывшие из Греции братья Иоаникий и Сафроний Лихуды. Они начали обучать в Заиконоспасском монастыре 30 студентов типографскому искусству (на Руси как раз начали печатать книги), диалектике, грамматике, риторике, логике, пиитике, латинскому и греческому письму и физике. Само учебное заведение называлось греко-латинской школой или — по месту нахождения — «Спасскими школами».

Братья Лихуды преподавали здесь до последнего своего дня. Их даже похоронили в Заиконоспасском монастыре. Сменили Лихудов подготовленные ими же русские педагоги Поликарпов-Орлов и Семенов.

К тому времени, как Петр I присвоил школе статус академии, в ней училось уже более 200 студентов. Ректором в то время был иеромонах Палладий. Он пригласил из Львова и Киева выпускников духовных заведений, знакомых с западноевропейской системой образования, и преподавание перевели на латынь. Академия стала славяно-латинской, а обучение разделили на две ступени — начальную и высшую. На начальной ступени изучали древние языки, христианскую догматику, арифметику, географию, историю. На заключительной стадии изучали пиитику, риторику, философию, богословие. Обучение длилось 12-15 лет. Неспособных к наукам, но имеющих добрый нрав и хорошее поведение, из академии не выгоняли. Их держали, надеясь, что у студентов откроется способность к учебе.

Экзамены Академии собирали много зрителей, так как проходили в форме диспутов нескольких учеников о каком-нибудь предмете. А по уровню образования Славяно-Греко-Латинская академия в Заиконоспасском монастыре соответствовала лучшим западноевропейским университетам. Среди ее выпускников были создатель учебника «Арифметика» Леонтий Магницкий, писатель, поэт и переводчик Василий Тредиаковский, архитектор Василий Баженов.

Выпускники Академии участвовали и в создании университета при Академии наук в Петербурге. Да и основатель Московского университета Михайло Ломоносов в 1731 году с рыбным обозом пришел именно в эти «классы» на Никольской. Получая стипендию 3 копейки в день, будущий ученый постигал здесь науки в течение пяти лет.

В 1812 году Заиконоспасский монастырь сильно пострадал от нашествия Наполеона.

Мини-путеводитель по Китай-городу

В Спасском соборе устроили конюшню, в книжных лавках торговали спиртным, а в казначейской келье — шили мундиры. Все ценное разгромили и растащили. Монахов и учащихся Академии превратили в прислугу. Так как в Москве уже работал полноценный университет, Славяно-Греко-Латинскую академию не восстанавливали, а преобразовали в духовную академию. В 1814 году ее перевели в Троице-Сергиеву лавру. Там она объединилась с семинарией.

После этого Заиконоспасский монастырь переживал не лучшие годы. Спасла его только близость к Кремлю. Например, во время коронаций, когда по Никольской шли праздничные и нарядные процессии, монахи сдавали свои кельи внаем желающим зевакам.

В 1884 году на территории монастыря открыли духовное училище для детей московского духовенства. Но это не помогло обители поправить дела.

В 1929 году Спасский собор закрыли, колокольню сломали, а на месте надвратной иконы пробили окно. В здании собора разместились госучреждения. В доме №7 открылась телестудия «Радиопередача»: она транслировала первые телепрограммы. А в 1991 году тут открылась радиостанция «Эхо Москвы». В 1992 обитель вернули церкви.

Сейчас Заиконоспасский монастырь действует, но многие его площади занимают нецерковные организации (Историко-архивный институт РГГУ, ресторан «Годунов», почтамт).

Говорят, что… …у ректора Академии были веские причины принять Михайло Ломоносова. Казалось бы, великовозрастный выходец из крестьян Архангельской губернии, который попытался скрыть свое происхождение, но слухи говорили, что он — внебрачный сын Петра Великого. Да и предполагаемый отец находился в нужное время в нужном месте.

Заиконоспасский монастырь на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о Заиконоспасском монастыре и Славяно-Греко-Латинской Академии?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *