Закаливание определение для детей

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

При действии различных факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.

Многие дошкольники часто страдают простудными заболеваниями. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.

В способах предупреждения простудных заболеваний ребенка имеются две противоположные тенденции. Одна — предупреждение заболеваний ребенка путем обеспечения ему постоянства условий. Ребенок не страдает простудными заболеваниями лишь потому, что всегда находится в тепличных условиях: его кутают, не разрешают энергично двигаться, чтобы не вспотел, оберегают от малейшего дуновения ветерка. Если по возвращении с прогулки ноги оказываются холодными, делается горячая ножная ванна. Защитные средства организма при этом никак не используются и не тренируются. Такой ребенок, попав в более жесткие условия, мгновенно простужается.

Другим способом предупреждения простудных заболеваний является закаливание, которое помогает повысить иммунную защиту организма.

Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности, ультрафиолетовым лучам.

Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям окружающей среды.

Опыт семейного воспитания убедительно свидетельствует: там, где закаливание ребенка проводится методично и систематически, наступает резкое снижение частоты простудных заболеваний.

Принципы закаливания детей дошкольного возраста

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание.

Закаливание — это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).

При охлаждении тела или частей тела желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Первая из них — побеление, связано с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснением кожи. Она становится теплой. Это вторая стадия. При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать во второй стадии длительное время. Человек при этом не ощущает действия холода. Продолжение охлаждения вызывает появление третьей стадии — вторичного озноба. Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет, приобретает синюшный оттенок. Ее сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной. При вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание.

У незакаленных и ослабленных детей вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья — переохлаждение со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Растирание кожи и выполнение физических упражнений после воздействия холодной водой повышает температуру кожи, сокращает время действия охлаждения и растягивает процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления и использование физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, а при наличии устойчивости к холоду — при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения.

Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное и резкое действие холода, а медленное и слабое охлаждение части кожной поверхности. Короткие, но резкие перепады температур (10-15°С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка.

Для выработки оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить с возможно более широким диапазоном перепадов температур по времени и силе воздействия. Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека.

В настоящее время наука — физиология, гигиена, медицина, педагогика — располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей. Однако нужно сказать, что закаливание — не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.

Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, можно выделить ряд правил, без соблюдения которых закаливающие процедуры не только не принесут пользы, но и могут навредить.

Перечислим основные принципы закаливания:

  1. Регулярность. Без регулярности проведения любое закаливание неэффективно, а достигнутые результаты снижаются. Лучше всего проводить ежедневные занятия в одно и то же время суток;
  2. Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка;
  3. Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма;
  4. Сочетаемость общих и местных охлаждений. Например, при обливании стоп, тело остается не закаленным, и наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма возникает при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница);
  5. Комплексность. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно. Это означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня. Ведение здорового образа жизни увеличивает эффективность закаливающих процедур;
  6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции. Ощущения должны оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья;
  7. Закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

Средства и методы закаливания детей дошкольного возраста

По выбору природного фактора можно выделить следующие средства закаливания: воздух, солнце, вода.

В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей дошкольного возраста — одежда по погоде, чистый свежий воздух и его температура. Специальные методы — это непосредственно закаливающие мероприятия.

  1. Закаливание воздухом

Закаливание воздухом — самый простой и доступный способ закаливания. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.

Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

  • переодевание ребёнка;
  • утренняя гимнастика, ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья»;
  • сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые форточки);
  • сквозное проветривание помещения до 5 раз в день;
  • поддержание оптимального температурного режима в помещении (18-22°С);
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа в зимнее время и весь день — в летнее время.

Утреннюю гимнастику можно проводить при температуре воздуха +18°С с постепенным ее снижением в течение нескольких дней до 14°С, а затем и до 12°С.

Маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы, а из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.

Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку побегать, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.

Если у вас есть возможность выехать летом на природу, где есть чистая трава, песок, земля, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить ребенку ходить босиком.

Закаливание воздухом наиболее интенсивно осуществляется во время прогулок. Прогулки тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха. Во время прогулок важно следить за состоянием ребёнка, регулировать его двигательную активность. Хорошо, если проведение воздушных ванн сочетают с подвижными играми.

Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений. В случае если ребенок вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду, т.к. одежда, высыхая на ребенке, вызывает его переохлаждение. Весной, когда ребенок играет на улице, с него можно ненадолго (на 5-7 минут) снять пальто.

Эффективность воздействия воздушных ванн зависит не только от снижения температуры, но и возрастает с увеличением площади открытой поверхности тела.

  1. Закаливание солнцем

Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи — довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции — от слабости и недомогания до солнечного удара.

Начинают закаливание солнцем в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног), постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Самое благоприятное время для солнечных ванн — с 8 до 11 часов утра. После образования загара длительность пребывания на солнце увеличивается до 8-10 минут 2-3 раза за прогулку.

Голова ребенка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой, одежда из натуральных материалов светлых тонов. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё (вода).

Умеренное, гигиенически правильное солнечное облучение улучшает деятельность внутренних органов и всех систем организма.

  1. Закаливание водой

Вода является самым мощным фактором закаливания. Водные процедуры помогают детскому организму хорошо приспосабливаться к условиям внешней среды, особенно к холоду. Водные процедуры приучают сосуды кожи расширяться (действие теплой воды), отдавая в воздух излишнее тепло или сужаться (действие холодной воды), т. е. удерживать тепло и, таким образом, защищать организм от переохлаждения.

Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук — утром, до и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой — попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. В осенне-зимний период в качестве местных закаливающих процедур можно использовать утреннее умывание, подмывание детей, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном.

Одним из вариантов местного закаливания ротоглотки является полоскание горла прохладной водой после еды. Полоскание горла проводится кипячёной водой с постепенным снижением её температуры с 36 до 16-18°С на 1°С каждые 5 дней.

Полоскание особенно полезно ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее — каждые 7 дней. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше полоскать горло водой более теплой, на один градус выше, чем до заболевания.

По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки.

К специальным закаливающим водным процедурам относятся:

  1. Обтирание

Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Обтирают сперва руки (от пальцев к туловищу), затем шею, грудь, живот, ноги, спину. После этого ребенка сразу насухо вытирают до легкого покраснения кожи.

Влажные обтирания — самая легкая из всех водных процедур. Начальная температура при обтирании 34-35°С. В течение 10-15 дней ее снижают до 24°С — зимой и 22°С — летом. Продолжительность процедуры — до 3 минут. В конце следует сухое обтирание.

Обтирание ног полотенцем, смоченным прохладной водой — рекомендуемая для ослабленных детей ежедневная процедура.

После обтирания можно переходить к обливаниям.

  1. Обливание

При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, особенно важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше.

Специалисты считают: «Сеть кровеносных сосудов, расположенных под кожей нижних конечностей, играет существенную роль в общей терморегуляции организма. Установлена рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов ног (стоп и голени) и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке носа и верхних дыхательных путей. По-видимому, именно эта рефлекторная связь объясняет то, что при резком охлаждении ног у незакаленного человека появляется насморк».

Используем эту рефлекторную связь для предупреждения простудных заболеваний.

При обливании ног начальная температура воды 30-28°С. Через каждые 4-6 дней, а для ослабленных детей — каждые 7 дней, температура снижается на 1°С и доводится до 16-14°С.

Необходимо следить за тем, чтобы перед началом обливания ноги у ребенка были теплыми. Если же ноги холодные, обливание проводить бесполезно — не будет ответной реакции. Обливать ноги водой лучше сразу после сна. После обливания ноги обсушивают и хорошо растирают полотенцем.

Можно применять и контрастные обливания. Детям ослабленным, часто болеющим ОРЗ рекомендуется щадящий режим обливания, когда обливают ноги сначала тёплой водой (38-36°С), затем 28°С и заканчивают снова тёплой водой. Детям здоровым рекомендуется больший контраст (38 — 18°С).

Можно использовать контрастные обливания для кистей рук. Температурный режим такой же, как и при обливании стоп.

Контрастные обливания можно заменить ножными ваннами. В один таз наливается теплая вода (38-36°С), а другой — прохладная (в начале закаливания 28°С). Каждые 4-6 дней температура воды во втором тазу снижается на 1°С и постепенно доводится до 22-20°С.

Общие обливания тела проводятся водой с начальной температурой 36°С, длительность первого обливания 15 секунд. В дальнейшем температура воды постепенно снижается на 1°С в 7 дней, а длительность увеличивается до 35 секунд. Температуру воды постепенно доводят до 22-20°С.

Сперва обливают в основном спину, затем грудь, живот, правый и левый бок. Обливаться холодной водой нужно 2 раза в день.

Водные процедуры надо проводить так, чтобы они доставляли детям удовольствие, нравились им. Зависит это от многого: от температуры воды, от силы, с которой она падает, но в очень большой мере и от того, умеет ли взрослый превратить процедуру в подобие веселой игры.

Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года — в помещении. Заканчивают процедуру сухим растиранием.

Кроме обливания, закаливающие водные процедуры включают купание в природных водоемах.

  1. Купание

Купание в реке, озере, море, благодаря одновременному действию на организм воды, воздуха и солнечных лучей, а так же гармоничному сочетанию приятного и полезного, в большой мере способствует закаливанию организма.

Сезон купания рекомендуется начинать при температуре воздуха 24-26°С, воды не менее 21°С. Средняя длительность купания детей до 5 лет — 5-8 минут, 6-7 лет — 10-15 минут. В течение лета эту длительность можно увеличить. Когда ребенок привыкнет к воде такой температуры, он может купаться и в более холодной (до 18°С) в прохладные, дождливые дни. Пусть всего 2-3 раза окунется, затем насухо вытрется, но всё же не лишается купания.

Как определить, не «перекупался» ли ребенок? Существенный показатель — реакция ребенка на пребывание в воде. Если он побледнел, губы посинели, кожа «гусиная», то он должен немедленно выйти из воды и хорошо растереться полотенцем, разогреться движениями.

В случае болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребенка.

Если закаливание ребенка проводится не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным: в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной, и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется. Начинать закаливание с этой процедуры нельзя.

Терморегуляторные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, но более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта.

Если схематично представить последовательность закаливающих процедур, то получится следующая схема:

  • воздушные ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья» и умывание холодной водой;
  • обливание холодной водой стоп, голеней, ног от бедер;
  • обливание всего тела холодной водой;
  • подготовка к выходу на морозный воздух, топтание на замерзшем полотенце, выход на снег.

Вот так, не спеша, постепенно можно подойти к применению таких экстремальных методов закаливания, как выход на воздух с минусовыми температурами, ходьба и бег по снегу босиком, обливание ледяной водой. Может возникнуть вопрос: «Нужны ли такие крайне предельные методы закаливания?» Ответ заключен в принципе интенсивности. Наш организм постоянно получает огромное количество информации относительно взаимодействия с внешней средой. Чтобы сигнал на холод способствовал лучшей мобилизации защитных сил, он должен быть ярким и выделяться из общего потока информации.

Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Если ребенок по причине болезни пропустил закаливающие процедуры, то он в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после полного выздоровления с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

Проводить закаливание необходимо на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

Заключение

Задача оздоровительных мероприятий — поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды, совершенствовать систему терморегуляции.

Закаливание повышает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям, возникновение которых связано с простудой.

Важно, чтобы закаливание проводилось круглый год. При длительных перерывах в закаливании его эффект снижается или теряется совсем.

Начинать закаливание надо постепенно. Искусственно ускорять его опасно — эффект может оказаться прямо противоположным. Начинать нужно всегда с более простых процедур (воздушные и солнечные ванны), постепенно переходя к сильнодействующим (обтирания, обливания холодной водой).

Начинать закаливать детей следует только в здоровом состоянии. Даже для здорового организма закаливающие процедуры являются стрессом в первый раз, а состояние больного ребенка на их фоне может ухудшиться.

Программа закаливания должна быть построена для каждого ребенка индивидуально. Интенсивность, частота и длительность всех закаливающих процедур следует повышать постепенно, наблюдая, как малыш перенес предыдущую нагрузку.

Оптимальным решением будет вписать комплекс закаливающих мероприятий в ежедневный режим дня ребенка, а также сочетать их с другими занятиями, например, во время прогулки или выполнения физических упражнений.

Все закаливающие процедуры выполняются в сознательной, с элементами игры, форме. Перед этим с детьми проводится кратковременная настройка, которая направлена на создание хорошего эмоционального состояния, ведь от этого зависит то, как они отнесутся к закаливанию, и прямым образом повлияет на его регулярность.

Родителям нужно ознакомиться с медицинской карточкой своего ребенка, посоветоваться с врачом, и на основе этого продумать и разработать методику той системы закаливания, которой решили придерживаться, сроком не менее чем на полгода.

Ставить эксперименты на собственном ребенке недопустимо. Нельзя, просто услышать по радио, телевизору или посмотреть, как закаливают соседского ребенка, и начинать проделывать те же процедуры со своим малышом.

Закаливание, как часть здорового образа жизни, благотворно влияет не только на физическое, но и на психическое и нравственное здоровье. Недаром говорится «в здоровом теле — здоровый дух». Стараясь ежедневно выполнять закаливающие процедуры, развиваются волевые качества ребенка и осознание того, что его здоровье во многом зависит от него самого.

В ведении здорового образа жизни важнейшую роль играет семья, которая должна подавать пример ребенку. Закаливание не должно стать целью, оно должно быть частью большой работы по формированию у ребенка желания вести здоровый образ жизни.

Педиатр Гусакова Н.А.

О центре — Учимся быть здоровыми

15.04.2019 Manager

Всем известно, что закаливание полезно для здоровья. И начинать проводить подобные процедуры можно с самых первых дней пребывания малыша дома. Закаливание не только снижает риск развития простудных заболеваний у ребенка, но и повышает его выносливость. Закаливающие процедуры способствуют правильному обмену веществ, оказывают положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни.

Правила закаливания

Чтобы закаливание организма малыша имело положительный результат, необходимо придерживаться определенных правил:

— регулярность;

— постепенность и индивидуальный подход;

— начинать закалять следует здорового ребенка;

— следует ограничить или вовсе прекратить закаливающие процедуры в случае болезни;

— закаливание должно стать частью здорового образа жизни.

Порядок закаливания

Один из основных принципов закаливания — это постепенность. Малышу пока и так сложно адаптироваться в новой для него среде, и создавать стрессовые для его организма условия лучше последовательно.

Воздух

Воздух — первое средство закаливания, которое можно применять малышу с первых дней жизни.

Прогулки на свежем воздухе — это первая закаливающая процедура, которой не должен пренебрегать ни один родитель. Это необременительно и может стать частью ежедневного ритуала.

Частые проветривания. В холодный период их необходимо осуществлять 4-5 раз в сутки. Можно провести обычное проветривание, приоткрыв окно, пока малыш на прогулке, или сквозное в течение 10-15 минут, пока ребенок находится в другой комнате. В зимний и осенний период температура воздуха в детской после проветривания снижается на 1-2оC, что уже производит закаливающий эффект. В летнее время можно сначала оставлять малыша в комнате с открытой форточкой на несколько минут днем. Позже оставлять проветривание на весь день, затем на часть ночи и, наконец, на всю ночь.

Воздушные ванны. Начинать их принимать можно с самого раннего возраста, с 7-10 дней, с продолжительностью в 1-2 минуты. Такие воздушные ванны можно проводить непосредственно в процессе переодевания ребенка. С 3 недель продолжительность воздушных ванн можно увеличить до 4-5 минут в день, после месячного возраста — постепенно довести время пребывания малыша раздетым до 10 минут дважды в день, с полугода — до 15 минут. Температура воздуха в комнате при проведении воздушных ванн должна быть комфортной для грудничка — 20-22оC, постепенно ее также можно снижать до 18-20оC. Главное — не допустить переохлаждения. Можно совмещать воздушные ванны с проведением поглаживающего массажа и гимнастическими упражнениями, гимнастика помогает малышу согреться. Также можно совместить воздушную ванну и кормление малыша. Сосание требует от ребенка усилий, кроме того, он согревается у материнской груди.

Водные процедуры

Можно приступать с первого месяца жизни ребенка. Начать стоит с умывания. Сначала температура воды для утреннего туалета должна быть 28-26оC, затем она постепенно снижается до 20оC.

Обтирания. Чтобы малыш привык к новым ощущениям, первые обтирания можно проводить сухой мягкой тканью. Как только процедура станет привычной, можно перейти непосредственно к обтираниям водой. Сначала используется вода температурой 35-34оC. Привыкание происходит постепенно следующим образом: сначала обтирают ручки и ножки ребенка на протяжении 3-4 дней; затем неделю обтирается только верхняя часть тела ребенка; начиная со второй недели, переходят к полным обтираниям. Через 3-5 дней можно начинать снижать температуру воды на 0,5-1оC в день до 26-23оC.
После обтирание промокните кожу малыша, но не растирайте ее, оденьте ребенка в привычную одежду.

Закаливание стоп. С 2-3 месяцев можно начать закаливать стопы малыша. Для этого используется махровое полотенце, смоченное подсоленной водой (лучше морской солью). Придерживая ребенка, нужно дать ему «постоять» и «попрыгать» на полотенце 1-2 секунды. Сначала используется вода 25-26оC, затем ее температура постепенно снижается на 1оC в день. Через 2 месяца занятий полотенце перед процедурой уже можно поместить в холодильник до охлаждения, а время упражнения увеличить до 5-6 секунд.

Обливание ног. С 9-12 месяцев можно приступить к еще одной процедуре — обливанию ног, сначала теплой водой 30-28оC, снижая температуру на 1оC в день до 20оC. Можно проводить контрастное обливание ног. Каждый день необходимо уменьшать температуру холодной воды на 1оC, пока не снизите ее до 18-20оC. Процедура контрастного обливания ножек особенно полезна детям, склонным к аллергиям и частым простудам.

Полное обливание. К полным обливаниям малыша можно переходить, когда он уже освоился с процедурой обливания ног. В первые дни обливание следует проводить водой с температурой 35-36оC, постепенно снижая до 28оC для детей до года, и до 25-23оC после года. Воду на голову в этом случае лить не надо, сначала обливают ножки ребенка, затем ягодицы, живот и плечи. Такую процедуру лучше всего проводить утром после гимнастики.

Свето-воздушные ванны

В летний период можно проводить закаливание не только воздухом, но и светом. Для процедуры лучше подобрать спокойное место с кружевной тенью, например, парк. До года малышу не стоит находиться под прямыми солнечными лучами. Оптимальная температура воздуха для закаливающих процедур — 22-24оC. Подходящее время — до 10-11 часов утра и после 16-17 вечера. Постепенно время солнечно-воздушных ванн увеличивается до 7-10 минут, к полутора годам время подобной процедуры уже может составлять 30-60 минут. После года, если малыш хорошо переносит пребывание в тени, можно погулять полминуты на солнце. Постепенно время пребывания на солнце можно увеличить до 5 минут. На малыше всегда должен быть головной убор, а у мамы вода, чтобы напоить ребенка в случае перегрева.

Любые процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Если он капризничает и ему некомфортно, стоит пересмотреть свой подход к закаливанию и подобрать другие методы. Наряду с закаливающими процедурами ребенок должен получать физические нагрузки, достаточное и полноценное питание, продолжительный и здоровый сон.

Заведующая педиатрическим отделением КДП для детей
Татьяна Александровна Меньшова

Закаливание детей необходимо начинать как можно раньше, это сбережет и укрепит им здоровье, поможет избежать простудных заболеваний.

Закаливающие процедуры начинаются уже с рождения. Закаливание детей раннего возраста основано на систематическом воздействии естественных природных факторов, таких, как воздух, солнечный свет и вода.

Если Вы решили закалять ребенка, то положительный эффект будет достигнут лишь при настойчивом, длительном и систематическом применении закаливающих процедур. Одно из самых важных правил закаливания – постепенность увеличения длительности применения той или иной процедуры.

Помните, что резкие воздействия воздуха, холодной воды, солнца и физических упражнений без предварительной подготовки организма приносят вред.

Соблюдение воздушного режима, одежда детей, обязательная прогулка и сон на воздухе, воздушные и солнечные ванны, купание и другие гигиенические водные процедуры в ежедневных режимных моментах при правильном проведении могут носить закаливающий эффект.

Воздух

Проветривание

В помещениях, где пребывают дети, должен быть чистый воздух. Для этого необходимо многократное проветривание в течение дня, независимо от поры года и температуры воздуха на улице. В присутствии детей проветривание нужно проводить без сквозняков, в их отсутствии – сквозное проветривание.

После проветривания температура в помещении снижается на 4-5˚С, поэтому нельзя забывать о рациональном сочетании температуры воздуха и одежды ребенка.

Воздушные ванны

Самой доступной формой закаливания являются воздушные ванны. Комфортной температурой воздуха в помещении для детей раннего возраста является + 22˚С.

Закаливающее действие оказывают лишь прохладные и холодные воздушные ванны. Не забывайте, что очень большое значение имеют определенные гигиенические условия – чистый воздух и легкая одежда.

Начинать закаливание нужно при температуре воздуха +20 — +22˚С в течение 5-15 минут, постепенно увеличивая время в каждый последующий день на 2–3 минуты.

Дети 1-3 месяцев могут принимать воздушные ванны во время пеленания или массажа в течение 5-6 минут, в возрасте 3-6 месяцев – 6-8 минут. Дети 7-12 месяцев могут принимать их во время переодевания, гимнастики или бодрствования 10-12 минут

Прогулки

Влетнее время новорождённого можно выносить напрогулку практически сразу после рождения (если его вес более 2700г), вначале на20-40минут задень, постепенно увеличивая время до6-8часов за день. Ультрафиолетовые лучи оказывают положительное влияние наиммунную систему организма, нонеобходимо помнить, что нежная кожа ребёнка легко обгорает, поэтому пребывание малыша под прямыми солнечными лучами категорически запрещено

Благотворное влияние на устойчивость организма к вредным факторам оказывает длительное пребывание на свежем воздухе во время бодрствования или сна.

Прогулки и дневной сон для детей до 7 месяцев проводятся при температуре воздуха от -10˚С до +30˚С , для детей старше 7 месяцев — от -15˚С до +30˚С.

Прогулки на свежем воздухе должны проводиться не менее двух раз в день, в безветренную погоду. Одним из важнейших и обязательных моментов закаливания детей раннего возраста является ежедневный дневной сон на воздухе.

Солнце

Солнечные ванны

Очень полезны для детей солнечные ванны. В малых и умеренных дозах солнечные лучи рождают бодрость, активность, хорошее настроение, под их влиянием улучшается обмен веществ в организме. Ультрафиолетовые лучи способствуют образованию в коже витамина Д, недостаток которого приводит к нарушению обмена фосфата и калия в организме и заболеванию детей рахитом. А в больших дозах лучи солнца могут вызывать слабость, бессонницу, раздражение.

Самое подходящее время для приема солнечных ванн – утренние часы (с 10 до 12). Продолжительность первого пребывания не должна превышать 5 минут. Каждый следующий день увеличивает время на 1-3 минуты, доводя общую продолжительность закаливания до 20 минут.

Незабывайте наголову ребёнка надевать панамку. Внимательно наблюдайте закожей ребёнка — при малейшем покраснении пребывание насолнце следует прекратить на1-2дня.

Вода

Водные процедуры

Вода – самый сильный закаливающий фактор. Закаливание водой можно начинать в любое время года, но лучше всего весной или летом, и не следует его прекращать осенью и зимой.

Лучшим временем суток для проведения водных процедур считают утренние часы. Закаливание водой детей раннего возраста начинают с умывания, подмывания, обтирания, постепенно переходя к обливанию, а затем к купанию.

Умывание

Детей в возрасте до 3 месяцев умывают водой температурой 28˚С , общая ванна должна продолжаться 5-6 минут при температуре воды 36-37˚С. Для умывания детей 3-6 месяцев температуру воды снижают до 25-26˚С, а общая ванна проводиться при температуре воды 36-37˚С, с последующим обливанием при температуре воды 34-35˚С. Для детей старше 6 месяцев температуру воды при умывании снижают до 20-24˚С.

Обтирание

Сухое обтирание производят фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи в течение 7-10 дней. Далее проводят влажные обтирания водой температурой 35˚С, постепенно снижая ее до температуры 30˚С, на 1 градус в течение 2-х недель.

Предосторожности

Для детей с функциональными изменениями, часто болеющих, с низким физическим развитием, с хроническими заболеваниями (в состоянии компенсации и редкими обострениями) температура воды при проведении водных процедур должна быть выше на 2˚С.

Для детей с органическими заболеваниями сердца, частыми обострениями хронических заболеваний должны проводиться воздушные процедуры умеренного воздействия и только местные водные процедуры.

Надо помнить, что все формы и методы закаливания будут особенно полезны лишь в том случае, если они приняты, вызывают положительные эмоции, бодрость, хорошее настроение.

Прежде чем начинать закаливание, нужно посоветоваться с врачом. Это очень важно потому, что к закаливанию каждого ребенка необходим индивидуальный подход.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

ФИЛИАЛ В Г. ИРКУТСКЕ

Контрольная работа

по Валеологии

на тему: «Закаливание детей и подростков»

Подготовила:

студентка 5 курса з/о РГУФКа

Винокурова Т.А.

Проверила:

Гаськова Н.П.

Иркутск 2010

Что такое закаливание?
Закаливание — это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий. Закаливание — это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.
Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.
Трактовка закаливания применительно к человеку дается в определении, приводимом В. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка». В. Даль считал, что закаливать человека — это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости».
Автор изданной в 1899 году книги «О закаливании человеческого организма», известный русский физиолог академик И. Р. Тарханов, определяя сущность закаливания, писал: «К слову «закаливание» или «закал» в приложении к организму русская речь прибегает по аналогии с явлениями, наблюдаемыми на железе, стали при их закаливании, придающем им большую твердость и стойкость».
Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г. Н. Сперанский рассматривал закаливание как воспитание в организме способности быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям.
Важнейшая профилактическая роль закаливания состоит в том, что закаливание не лечит, а предупреждает болезнь. Закаливание может применять любой человек независимо от степени физического развития.
Из истории закаливания
Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В древних культурах мира закаливание использовалось как профилактическое средство для укрепления человеческого духа и тела.
В Древней Греции и Древнем Риме закаливанию, гигиене тела уделялось большое внимание. В этих цивилизациях существовал культ здоровья и красоты тела, поэтому в систему физического воспитания закаливание входило как неотъемлемая составная часть.
Закаливание в этих странах преследовало как цель укрепления здоровья, так и выработку у человека способности переносить всевозможные лишения. По свидетельству Плутарха, закаливание мальчиков в Древней Спарте начиналось с самого раннего возраста. С семи лет воспитание проводилось в общественных домах в очень суровых условиях: их стригли наголо, заставляли ходить босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными. Когда детям исполнялось 12 лет, им выдавали плащ, который они должны были носить круглый год. Им разрешали мыться горячей водой всего несколько раз в году. И в зрелые годы люди должны были соблюдать эти обычаи.
В Спарте уделялось большое внимание и физическому воспитанию женщин. Как и мужчины, они «также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети, — пишет Плутарх. — Закаленные такими упражнениями, они легче могли вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».
У Древних римлян важнейшим закаливающим средством была баня. Римские бани, или термы, представляли собой просторные и вместительные здания, построенные из самых лучших сортов мрамора (термы Диоклетиана (505 – 506 гг.) вмещали 3500 купающихся).
В термах имелись помещения для раздевания, гимнастических упражнений и массажа, здесь были горячая баня, бассейны с теплой и холодной водой, души, успешно применялись песочные и грязевые ванны. На крышах многих терм устраивались площадки для приема солнечных ванн.
Как профилактическое средство закаливание рекомендовали такие видные ученые древности, как Гиппократ, Демокрит, Асклепиад и др.
Гиппократ писал: «Что касается состояния погоды на каждый день, то холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным».
К закаливающим факторам относится действие солнечных лучей. Целительное действие солнца было хорошо известно в Древнем Египте, о чем свидетельствуют надписи на стенах древних храмов. Первым же врачом, рекомендовавшим применение с лечебной целью солнечных ванн, был Гиппократ.
В Древнем Китае профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер. «Мудрый, — говорилось в «Трактате о внутреннем», — лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?». Важнейшими средствами закаливания считались физические упражнения, водные процедуры, солнечное облучение, массаж, лечебная гимнастика, диета.
В медицине Древней Индии для повышения выносливости использовался ряд различных упражнений, например йоги, направленных на поддержание и укрепление здоровья, достижение нравственного и психологического равновесия. Исходя из учения о трех «органических жидкостях» (желчь, слизь, воздух) и 5 космических элементах (земля, вода, огонь, воздух и эфир — источник света), древние индусы определяли здоровье как результат их равномерного смещения, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума. Поэтому усилия врачей направлялись на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей и элементов. Об использовании воды в Древней Индии с целью укрепления здоровья человека говорится в священных индусских книгах «Веды»: «Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, целебна от всех болезней, излечение приносит тебе течение воды».
На Руси закаливание носило массовый характер. «Русские — крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», — писал секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий.
Славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось в русской армии, где для «крепости и здравия тела» также широко использовалась русская баня.
Взгляды русских врачей, писателей, деятелей науки на роль закаливания в укреплении здоровья человека исходили из признания определяющей роли факторов внешней среды в жизнедеятельности организма, его зависимости от условий, в которых он существует и развивается. Они сыграли ведущую роль в разработке методики закаливания и ее научного обоснования. Так, А. Н. Радищев в работе «О человеке, о его смертности и бессмертии», вышедшей в XVIII веке, писал: «Все действует на человека. Пища его и питание, внешняя стужа и теплота, воздух и даже самый свет».
Принципы закаливания
Закаливание — это умелое использование совершенных, созданных тысячелетней эволюцией физиологических механизмов защиты и адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливание необходимо осуществлять по следующим механизмам.
Систематичность использования закаливающих процедур
Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день, в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определенная стереотипная реакция на применяемый раздражитель: изменения реакции организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так, проведение закаливающих процедур в течение 2 – 3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3 – 4 недели, а у детей через 5 – 7 дней. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают, после выздоровления следует возобновить его с начального периода.
Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия
Закаливание даст положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью.
Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учетом состояния организма и характера его ответных реакций на применяемое воздействие. Особенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых, а также людей, страдающих хроническими заболеваниями сердца, легких и желудочно-кишечного тракта.
В начале применения закаливающих процедур у организма возникает определенная ответная реакция со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. По мере неоднократного повторения этой процедуры реакция на нее организма постепенно ослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающего эффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур на организм.
Последовательность в проведении закаливающих процедур
Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уже затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.
При проведении закаливания лучше всего придерживаться известного медицинского правила: слабые раздражители способствуют лучшему отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные — губительны.
Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья
Прежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу, так как закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия.
Врачебный контроль в ходе закаливания позволит выявить эффективность закаливающих процедур либо обнаружить нежелательные отклонения в здоровье, а также даст врачу возможность планировать характер закаливания в дальнейшем. Важным фактором оценки эффективности закаливания является и самоконтроль. При самоконтроле закаливающийся сознательно следит за своим самочувствием и на основании этого может изменять дозировку закаливающих процедур. Самоконтроль проводится с учетом следующих показателей: общее самочувствие, масса тела, пульс, аппетит, сон.
Комплексность воздействия природных факторов
Основными средствами закаливания являются воздух, вода, солнечные лучи; сочетание с физическими упражнениями повышает эффективность закаливающих процедур. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.
Наиболее эффективным является использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на человека. Закаливающий эффект достигается не только применением специальных закаливающих процедур, но и включает оптимальный микроклимат помещения, в котором человек находится, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат вокруг тела.
Наиболее благоприятным для закаливания является так называемый динамический, или пульсирующий, микроклимат, при котором температура поддерживается не на строго постоянном уровне, а колеблется в определенных пределах. Тренировать организм надо к быстрым и замедленным, слабым, средним и сильным холодовым воздействиям. Такая комплексная тренировка имеет весьма важное значение. Иначе выработается биологически малоцелесообразный, жестко закрепленный стереотип устойчивости только на узкий диапазон воздействий холода.
Эффективность действия закаливающих процедур значительно повышается, если сочетать их с выполнением спортивных упражнений. При этом важно добиваться, чтобы величина нагрузок на организм была также различной.
Основные методы закаливания
Закаливание воздухом
Наиболее распространенная и доступная форма закаливания — использование свежего воздуха. Такие закаливающие процедуры доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний (неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) эти процедуры назначаются как лечебное средство. Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки.
Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.
Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря, на человека оказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде.
По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30°С), теплые (свыше 22°С), индифферентные (21 – 22°С), прохладные (17 – 21°С), умеренно холодные (13 – 17°С), холодные (4 – 13°С), очень холодные (ниже 4°С).
Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.
Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередь тренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.
Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее, оказывают положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.
Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха способствует потере организмом влаги.
Немаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм за счет своей силы и скорости, имеет значение и его направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.
Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека.
Прогулки на воздухе проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно, с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.
Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой — катанием на коньках, лыжах, а летом — игрой в мяч и другими подвижными играми.
Воздушные ванны
Закаливание воздухом подготавливает организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой.
Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.
Начинать прием воздушных ванн надо в комнате, независимо от времени года, при температуре не ниже 15 – 16°С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3 – 5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.
После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20 – 22°С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10 – 15 минут.
Холодные ванны могут принимать только закаленные люди. Их продолжительность — не более 1 – 2 минут, с постепенным увеличением до 8 – 10 минут.
Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 – 2 часа после еды и заканчивать за 30 минут до приема пищи.
Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха.
Закаливание водой
Вода — мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует — это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.
Обтирание — начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.
Обливание — следующий этап закаливания. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около +30°С, в дальнейшем снижая ее до +15°С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.
Душ — еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30 – 32°С, а продолжительность — не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2 – 3 раза воду 35 – 40°С с водой 13 – 20°С на протяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.
При купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно при температуре воды 18 – 20°С и воздуха 14 – 15°С.
Для закаливания рекомендуется, наряду с общими, применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них — обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течение всего года перед сном, водой с температурой сначала 26 – 28°С, а затем со снижением до 12 – 15°С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23 – 25°С, постепенно, каждую неделю она снижается на 1 – 2°С и доводится до 5-10° С.
В последние годы все большее и большее внимание привлекает зимнее купание. Зимнее купание и плавание оказывают влияние практически на все функции организма. У «моржей» заметно улучшается работа легких, сердца, возрастает газообмен, совершенствуется система терморегуляции. Занятия зимним плаванием надо начинать только после предварительной тренировки закаливания. Купание в проруби начинают, как правило, с небольшой разминки, в которую включают гимнастические упражнения и легкий бег. Пребывание в воде длится не более 30 – 40 сек. (для длительно занимающихся – 90 сек.). Плавают обязательно в шапочке. После выхода из воды проделывают энергичные движения, тело вытирают полотенцем насухо и проводят самомассаж.
Закаливание в парной
Баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается работоспособность организма и его эмоциональный тонус, ускоряются восстановительные процессы после напряженной и длительной физической работы. В результате регулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Пребывание в парном отделении бани вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливает кровообращение во всех тканях организма. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, что способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ. Банные процедуре не рекомендуется применять людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией.
Закаливание солнцем
Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн во всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает влияние на организм УФ-радиации. УФ-лучи оказывают преимущественно химическое действие. УФ-облучение обладает большим биологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряет обменные процессы; под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена — биогенные стимуляторы. УФ-лучи способствуют улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционным заболеваниям; они оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма.
Кожа разных людей обладает разной степенью чувствительности к солнечному облучению. Это связано с толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и ее способностью к пигментации.
Солнечные ванны
Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары). Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и еще не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе — 9 – 13 и 16 – 18 часов; на юге — 8 – 11 и 17 – 19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18°С. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3 – 5 минут, постепенно доводя до часа). Во время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.
Гигиенические требования при проведении занятий
Физические упражнения являются одним из важнейших закаливающих факторов. Физические упражнения значительно расширяют функциональные возможности всех систем организма, повышают его работоспособность. Их оздоровительный и профилактический эффект связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
Для занятий закаливанием и физическими упражнениями используют специальную одежду, к которой применяется ряд требований.
Для обеспечения гигиены тела при занятиях физическими упражнениями необходимо, чтобы спортивная одежда была изготовлена из тканей, обладающих следующими свойствами: гигроскопичность, вентилируемость, ветроустойчивость, теплозащитность и др. Летом одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Зимой используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обувь должна быть удобной, прочной и хорошо защищать стопу от повреждений, легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Нужно следить, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха — обморожения. В зимнее время года рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами.
В заключение отметим, что закаливание — важное средство профилактики неблагоприятного воздействия погодно-климатических условий на организм. Систематическое применение закаливающих процедур повышает общий уровень здоровья человека

Закаливание детей и подростков всегда проводится индивидуально с учетом состояния их здоровья. Если ребенок вялый и мало чем интересующийся, ему показаны возбуждающие процедуры (холодная вода, бодрящий воздух, легкая одежда), для легковозбудимых детей подбираются более уравновешивающие процедуры (теплая вода, большая длительность процедур и т. д.). Физически ослабленные дети и подростки нуждаются в особой дозировке закаливания и процедурах, направленных на повышение силы и выносливости.

Методы и приемы закаливания для каждого ребенка или подростка должны быть различными. Одного можно сразу приучать к сравнительно низким температурам, для другого переход от холодного к прохладному должен быть постепенным. Детям, часто болеющим простудными заболеваниями, закаливание особенно необходимо. В этих случаях нужно проявить особую осторожность, выбрать наиболее мягкие, бережные методы закаливания. Не надо считать, что закаливать ребенка просто и легко. Это трудное дело, требующее большого внимания, терпения и времени.

Основой любого закаливания является приспособление организма к различным воздействиям внешней среды, в результате чего ребенок становится устойчивым ко всем вредным влияниям. При закаливании используются все природные факторы (солнце, вода, воздух) в сочетании с дозированной физической нагрузкой.

Хотя методы закаливания различны, существует ряд общих правил, которые необходимо соблюдать всем:

1. Избегать сильных раздражителей — долгого пребывания на солнце, продолжительного действия холодной воды, слишком низкой температуры воздуха.

2. Следует постепенно и равномерно усиливать действие закаливающих факторов.

При повышении температуры окружающей среды ответная реакция организма заключается в следующем:

1. Снижение интенсивности обмена веществ приводит к уменьшению выработки тепла в организме.

2. Резко увеличивается отдача тепла, сосуды кожи расширяются, количество крови, протекающее через них, возрастает, тело покрывается потом.

3. Пот испаряется и отнимает значительное количество тепла.

Таким путем организм избегает перегревания. Однако пределы терморегуляции далеко не безграничны.

Охлаждение любого участка поверхности тела влечет за собой сужение просвета не только на непосредственно охлажденном участке, но и на остальной поверхности тела, вызывая многообразные изменения во всем организме. Очень важно запомнить, что чем менее тренирован охлажденный участок к действию холода, тем сильнее проявляется общая сосудистая реакция.

При закаливании ребенка или подростка надо добиться такого укрепления терморегулирующего аппарата, при котором человек мог бы безболезненно переносить значительные температурные колебания внешней среды. В этом и заключается закаливание.

Помимо улучшения сопротивляемости организма по отношению к климатическим факторам, закаливающие процедуры оказывают благотворное влияние на весь организм — улучшают кровоснабжение, повышают тонус центральной нервной системы и обмен веществ.

Человечество за свою историю выработало много различных методик закаливания — воздушные ванны, влажные обтирания, купание, лечебная гимнастика, массаж и др. Если ваш ребенок часто болеет, не спешите бежать в аптеку, не стойте в очередях в детских поликлиниках. Ясно, что организм вашего ребенка ослаблен, и нужно думать прежде всего о том, как повысить его сопротивляемость внешним воздействиям, а путь к этому один — закаливание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *