Закон божий для детей

Воскресная школа является начальной формой религиозного образования и составной частью духовно-просветительского центра при храме Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне.

Педагоги ставят своей целью воспитывать учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни.

Формирование системы христианских ценностей у воспитанников воскресной школы, по сути, является задачей всего обучения.

Для этой цели используются различные методики. Дошкольник, приходящий в воскресную школу впервые, должен почувствовать здесь особенную, отличную от обычного «кружка» атмосферу доброжелательности, непринужденности и вместе с тем ощутить, что находится в непосредственной близости Дома Божия. Само наличие церковной атрибутики в стенах воскресной школы изначально закладывает ребенку понятие «продолжения» храма за его стенами.

По традиции нашей воскресной школы после воскресной Литургии дети собираются в доме причта на совместное чаепитие. Для вновь пришедших детей очень важно почувствовать себя членами этой небольшой церковной общины именно в такой изначально не учебной атмосфере. Очень важную роль в этих встречах играет присутствие священника, духовника воскресной школы, непосредственно общающегося с детьми и их родителями. В нашей воскресной школе каждое воскресение проходят беседы священника Дионисия Лобова с родителями. Одной из главных составляющих воцерковления детей является живой пример церковной жизни их родителей, которым, подчас, нужно еще самим познакомиться с основами веры. Именно для этого в воскресной школе существует параллельное обучение детей и их родителей.

Часто бывает, что выходя за порог храма, дети оказываются в привычной им атмосфере, лишенной всякой сакральности, и живут обыденной, принятой в семье жизнью. Если пример родителей не будет для ребенка наглядным в такой ситуации, то на этом церковное воспитание может вообще остановиться. Безусловно, если родители хотят видеть своих детей церковными людьми, имеющими христианские ценности, им самим необходимо жить по вере на деле. Воскресная школа способна заронить в ребенке добрые семена начального христианского учения, а развить их призваны родители и, по возможности, священник, духовник семьи.

Обучение основам Православия должно соответствовать возрастным и интеллектуальным возможностям ребенка. Очень важную роль здесь играет личность педагога, его способность находить подход к разным детям, творческие методики проведения занятий. Помимо занятий в воскресной школе необходимо совместное посещение богослужений (здесь особенно важно задействовать детей: например, в нашей воскресной школе дети по большим праздникам поют на клиросе), экскурсии, поездки. Такое взаимное общение — богослужебное, учебное и досуговое — помогает ребенку осознать себя членом христианской общины и на практике вместе со сверстниками учиться быть христианином не только в храме.

В ходе обучения детям младшей группы предлагаются рассказы о православных праздниках и святых, сопровождаемые наглядным материалом, проходят уроки рисования, где ребенок может самостоятельно изобразить услышанные им эпизоды из Священной истории. Уже в раннем возрасте в детское сознание закладывается четкое разграничение добра и зла, вводится понятие греха. Взрослея, дети приобретают знания о заповедях Божиих (вначале по Декалогу, а затем, в более старшем возрасте, им объясняют Заповеди Блаженства).

Занятия со средней группой детей предполагает изучение Закона Божия, где особое внимание уделяется Ветхому и Новому Завету. На примере жизни Господа Иисуса Христа, ветхозаветных и новозаветных праведников детям показывают, как заповеди Божии воплощались людьми в реальной жизни. Отдельное значение имеет опыт рассказа ребенком о житии своего святого. На занятиях важно не только передать детям нужную информацию, но и услышать их восприятие Священной истории, ответить на возникающие вопросы и всегда поддерживать диалог с учащимися. Общение с детьми должно быть живым и непринужденным, сопровождаться время от времени совместным просмотром и обсуждением фильмов нравственного содержания. Занятия Законом Божиим сменяются занятиями по интересам: живописью, пением, различными спортивными и другими занятиями. Ребенку важно показать, что в окружающей его жизни есть много ситуаций, в которых он может проявлять себя как христианин.

Занятия с подростками строятся в виде бесед и обсуждения самого широкого круга вопросов, относящихся к Священной истории, заповедям Божиим, христианской нравственности в повседневной жизни, опыту общения со сверстниками из нецерковных семей. Здесь диалог с преподавателем и священником наиболее важен. Часто у подростков возникают глубокие мировоззренческие вопросы, которые окружающие не ожидают от них услышать. Педагогу нужно очень тонко подходить к таким ситуациям и уметь вовремя сориентировать подростка, дать исчерпывающие ответы на его вопросы с позиций православной веры.

При всем этом важно не забывать, что сформировать христианские ценности в душе ребенка невозможно без его участия в богослужебной жизни Церкви и церковных Таинствах. Частая и осмысленная исповедь и причащение Святых Христовых Таин дают ребенку внутреннюю поддержку и невидимо созидают храм его души.

Виктория Дмитриевна Агафонова, преподаватель Закона Божия воскресной школы при Хра-ме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне
зам. декана филологического факультета ПСТГУ
по учебной работе

Закон Божий для детей

Авторы-составители Ольга Глаголева и Екатерина Щеголева

Глава I

О Боге и мире

О Боге

Ты – девочка. Высокая, худощавая, с веснушками на носу и серьезным характером. А может, ты – маленькая рыжеволосая хохотушка с зелеными глазами и тройкой по математике? А может быть, ты и вовсе – мальчик? И у тебя не осталось ни одного молочного зуба, а все коленки – в ссадинах (шрамы ведь украшают настоящего мужчину)? В любом случае, про тебя можно многое рассказать – про твою внешность, характер, привычки.

А Бог… Какой Он? Что мы знаем о Том, благодаря Которому существуем на свете? Давай познакомимся с Ним поближе. В этом нам поможет протоиерей Серафим Слободской, автор учебника «Закон Божий»:

«Бог – бестелесный и невидимый Дух

Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы), и ничего такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.

Для объяснения приведем пример из нашего земного мира.

Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.

Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом – в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы.

Бог вечный

Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится.

В этом мире все временно – все имеет свое начало и свой конец.

Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет.

Бог – вне времени.

Бог всегда есть.

Поэтому Он называется вечным.

Бог неизменяемый.

Ничего нет в мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется – растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим.

Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены,

Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки.

Бог всегда одинаковый. Поэтому Он называется неизменяемым.

Бог вездесущий

Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него.

Бог – везде. Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).

Бог всемогущий

Человек, если захочет что-нибудь сделать, нуждается в материале. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину. Из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое.

Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом. Бог все может сделать, что пожелает. Поэтому Он называется всемогущим.

Бог всеведущий

Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть. Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем. Бог всегда все слышит, все видит и все знает. Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).

Бог всеблагий

Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит.

Сотворение мира

Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.

Вот как об этом учит один епископ: «Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить… Нас окружает воздух, которым дышим и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их».

вернуться

Серафим Слободской (1912–1971) – протоиерей, автор самого знаменитого учебника «Закон Божий для семьи и школы».

Родился под Пензой, во время Великой Отечественной войны был взят в плен немцами, выжил благодаря своим дарованиям художника и после долгих скитаний переселился в Америку. Став священником, служил настоятелем прихода близ Нью-Йорка. Построил храм и создал при нем образцовую приходскую школу. Был духовным руководителем детского летнего лагеря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *